Можно ли рисовать с фотографии авторские права

Обновлено: 30.06.2024

Мы его всё-таки подловили. Потому что если с иконками часто такой салат, что ничего не докажешь, если там 1 пиксель изменили, то с картинками-вставками всё обстоит иначе. Поймали мы их на очень глупой штуке - в иллюстрации, где изображался рассчёт пути следования автомобиля, мы использовали фрагмент карты - адрес нашей фирмы. Конкурент даже не догадывался об этом и взял так, как есть. Как когда-то моя мама рассказывала, как у неё мальчик один, сосед по парте, списал на уроке немецкого:"Mein Name ist Maria Sаibel" :-)

Когда судья увидел наши доказательства - тут же поверил, что они у нас всё украли - они даже географически на другом конце Германии находятся. А какой конкурент будет добровольно адрес противника у себя в картинках рисовать? Правильно, только тот, кто тупо своровал. Но факт остаётся фактом, что тяжба продолжалась несколько лет, и мы из-за простой смены цвета в иконках не могли доказать, что это наши, и потеряли много денег и нервов.

Добрый вечер, Наташа.

. у меня случилась такая ситуация.

Френд в жж рассказал, как он рисует свои иллюстрации - делает коллаж из фотографий, потом обесцвечивает, выкручивает контрастность, удаляет белое, подчищает и раскрашивает-дорисовывает.

Мне захотелось тоже так попробовать, я скачала из интернета симпатичную фотографию и дорисовала ее "по рецепту". Результат нельзя назвать идеальным, но в целом мне понравилось, я сделала с картинкой календарь и выложила у себя в жж в печатном качестве.

Потом эту же картинку опубликовала во фрилансерском сообществе, где в ней тут же распознали фотографию - а я же и не скрывала ее истории - и сказали,что это воровство и незаконно, потому что я использовала авторскую фотографию как исходник.

А я всегда считала себя человеком, внимательным к авторскому праву:). У меня все чужие картинки подписаны и со ссылками. Но вот здесь - я, во-первых, не знаю автора, потому что изначально не собиралась публиковать картинку, а рисовала просто для себя, попробовать технику; во-вторых, картинка некоммерческая; а в-третьих, мне кажется, что от изначальной картинки уже почти совсем ничего не осталось.

С другой стороны - мало ли, что мне кажется? Может быть, я тут со всех сторон неправа? И получается, что обрисовывать фотографию - можно, а изменять фильтрами - нельзя? Или дело в том, что композиция осталась та же?

И теперь мне неясны совершенно пределы допустимого - что в результате можно? В приложении - фотография неизвестного автора и моя картинка, которая из нее получилась. Если можно, очень хотелось бы узнать твое мнение про нее.

obama

Мне сразу же пришёл в голову нашумевший скандал по поводу вот этой работы: фотограф компании Associated Press Мани Гарсия (Mannie Garcia) против стрит-кюнстлера Шепарда Фейри (Shepard Fairey) Но, обо всём по порядку.

На мой взгляд уже давно пора упростить целый ряд механизмов по авторскому праву. Хотя бы в тех случаях, когда иллюстрация выполняется в технике коллажа и составляется из журнальных и книжных вырезок. Не обращали внимания, что почти все знаменитые коллажисты работают либо со своими фотографиями, либо с полностью купленными на стоках с пометкой, что людей больше нет в живых и их фотографии можно "склонять" во все стороны, или вообще с репродукциями работ старых мастеров - там уж точно комар носа не подточит.

Аня, мне кажется, что твоя иллюстрация достаточно сильно обнаруживает оригинал, но это уже всё-таки иллюстрация, а не исходное фото. Но. Есть большое но. На мой взгляд нужно было, тем более если просто хотелось попробовать технику художественной обработки фотографии, взять какую-то свою фотографию, обработать её и выставить как календарь в печатном виде для всеобщего пользования. Тем более, если не получилось найти автора, т.к. на фотографии изображён ребёнок. А это абсолютное табу, брать те фотографии, на которых изображены дети - особенно без спроса. То есть тема фотографий детей - особенно болезненная. Сейчас объясню почему.

У каждого уважающего себя стокового агентства практически к каждой работе есть сноска о том, в каких случаях запрещено использование фотографии, даже если её честно купили. Например, фотография не может использоваться для того, чтобы нанести моральный ущерб изображённому на ней человеку. То есть её нельзя использовать для намёков на сексуальную или криминальную деятельность, представлять героя фотографии не в самом лестном виде и целый ряд других оговорок. Ты скажешь, что в твоём рисунке всё в порядке - никаких намёков и ущербов, да и фотография не стоковая, никаких оговорок нет. Но. До определённого возраста за ребёнка отвечают родители. И им, я сама мамаша, знаю как бы о чём говорю, практически никогда не кажется, что переделанная фотография как-то украсила ребёнка, тем более если это случилось без разрешения, а не по собственной инициативе. То есть, казалось бы, единственная возможность избавиться от ненужных споров - просто не использовать чужие фотографии.

Но по ряду причин это не всегда возможно. Например, каждый иллюстратор уже не раз сталкивался с тем, что если нужно нарисовать портрет знаменитости, материал для работы можно найти только в интернете. Даже если человек не занимался обводками, а честно, профессионально срисовал с оригинала, даже если по-своему интерпретировал чужую фотографию, а не оттрейсил в векторной программе или обвёл в фотошопе, - к нему могут пристать с вопросами копирайтов и сильно испортить жизнь. Но! Опять но. Пока ещё нет и, пожалуй никогда не будет универсальных решений в вопросах срисовывний с фотографий. Слишко размыты границы, слишком похожими иногда оказываются мысли у людей, когда появляется что-то до боли похожее, независимо друг от друга с разницей в несколько дней. Очень, очень сложно решить, где плагиат, если ну совсем уж вор не обнаглел и не срисовал всё под копирку. А запретить срисовывать - никто не может. К сожалению, даже запретить обводить никто не может.

clooney_350

Самый яркий пример, как я уже упомянула ранее, - спор между фотографом компании Associated Press Мани Гарсия (Mannie Garcia) и стрит-кюнстлером Шепардом Фейри (Shepard Fairey). Началось всё с того, что Шепард погуглил Обаму и нашёл подходящую картинку:

obama

Вырезал нужный фрагмент, обвёл в векторе и сделал плакат "Надежда", который предложил для бесплатной загрузки всем желающим.

Воодушевлённые сторонники Обамы растянули постер по всему свету - печатали мотив на плакатах, на открытках, значках,сумках и майках. Делали всё для того, чтобы их икона победила на выборах. По последним подсчётам этот плакат стал одним из самых популярных со времён плаката про дядюшку Сэма:"I want you for the us army".

uncle_same

Но вот беда, иллюстратор сделал свой рисунок обводкой чужой фотографии, и компания Associated Press очень сильно озаботилась тем, что её обворовали, хотя художник изменил и вид и смысл исходной фотографии. Вернее, придал всему новый смысл. Associated Press подняла жуткую шумиху: отправила своего адвоката к Шепарду, устроила прессконференцию с заявлениями, что подобное использование фотографий - противозаконно, и всячески возмущалась при каждом удобном случае.

Я долго ждала, чем же уже закончатся споры, что решит суд: можно или нет использовать чужие фотографии таким образом? Но суд так ничего и не постановил, потому что Шепард сам подал на них в суд, чтобы они забрали своё обвинительное заявление, и сослался на ту самую "Fair-Use" оговорку для фотографий, когда противозаконным является использование фотоматериалов во вред изображённому на фотографии лицу!

Как сообщил немецкий журнал Page, закончилось всё у спорщиков обоюдной любовью! Довольны остались все, потому что все сделали себе на этом скандале хороший пиар, даже якобы пострадавший фотограф Мани. Потому что Шепард передал права на свою Обама-иллюстрацию Associated Press, разрешив и ей получать доходы от любого её использования: на постерах, кружках, майках и прочем. По слухам, автора плаката "Hope", Шепарда то есть, они тоже не обидели, но о скольких нулях в сумме идёт речь - никто не знает.

То есть вывод такой. Использовать для работы можно любую фотографию, но лучше, если хочется спокойно спать, а не скандальной славы, делать это так, чтобы не было понятно, откуда у рисунка ноги растут!

У меня самой тоже был в прошлом году очень неприятный случай с американскими борцами за права фотографов и изображённых на фотографиях. Я рисовала рекламу для одного из партнеров LA Kings. Партнер, мой клиент, прислал мне несколько фотографий хоккеистов, которые он получил от самих LA Kings, и сказал, что очень хочет, чтобы я нарисовала их портреты в иллюстрации к рекламе. Я не люблю обводить фотографии - это мой личный пунктик. Я люблю рисовать рисования ради, и чтобы в следующий раз с закрытыми глазами нарисовать какую-то анатомически верную линию, а не пыхтеть над каждым новым силуэтом, как начинающий пионер. Но я и не осуждаю людей, которые просто обводят фотографии и не скрывают этого, потому что в основной своей массе это люди, которые занимаются цифровым коллажем, а не говорят на обводки, что они круто рисовать умеют. Например, мне очень нравятся иллюстрации Феди Сумкина, потому что они не заканчиваются на чужом рисунке как таковом - у них свой сюжет, своя задумка. Они собственные, остроумные, оригинальные, и вижу я их как особенный подвид цифрового коллажа.

Но, назад к моей "проблемной" иллюстрации с хоккеистами. На фотографиях клиента все хоккеисты смотрели кто в лес, кто по дрова, где только голову было видно, а где только, простите, задницу с клюшкой. Я очень долго пыталась представить себе их лица в разных ракурсах - это нечеловечески трудно. По своим фотографиям знаю, что люди, которые видели меня на фотографии в фас, могут не узнать меня на фотографии в профиль и наоборот. А мне нужно было для иллюстрации их как раз в одном ракурсе всех нарисовать и сделать это похоже на них самих. В итоге портреты удались, плюс я под лупой срисовывала униформу и логотип команды, рисовала волосок к волоску и блёстку к блёстке. Когда иллюстрация уже вот-вот должна была улететь в печать и стать огромным постером 2х4 метра, клиент прислал мне полное паники письмо, что если мы не уберём хоккеистов из иллюстрации (прямо сейчас!) - нам грозит очень жирный денежный штраф и полный запрет публикации работы. Письмо адвоката LA Kings прилагалось.

Я долго не могла понять, что сделала не так. Я не обводила чужих фотографий, даже не срисовывала их 1:1, не рисовала их в непристойной манере, никаким боком не оскорбляла милых хоккеистов, а фотографии, на которые смотрела - получила от них самих.

Я тут же предложила несколько вариантов, чтобы быстро перерисовать картинку:
- сделать лица, не похожими на настоящих хоккеистов;
- нарисовать вымышленных хоккеистов (нарисовать вымышденную форму и видоизменить лица)

Адвокат на всё сказал нет! А дело было всего лишь в том, что у хоккеистов особенные права на использование их лиц в рекламных кампаниях. Вообще, на всякий случай, у каждого человека есть право на запрет использования собственного лица в чужих фотографиях. Во всяком случае в Америке, Германии и ряде других стран. А с хоккеистами, то есть знаменитостями, нам предложили так: хотим лицо - платим отдельно каждому хоккеисту. Не хотим платить, берём фотографии или иллюстрации, на которых изображены как минимум 4 хоккеиста одновременно. Я очень разозлилась! Моя иллюстрация не имела ничего общего с их фотографиями. Что они получились очень похожими - могло быть и простым совпадением, потому что это же рисунок! РИ-СУ-НОК! К тому же у меня были всего 3 человека в иллюстрации - 2 из них хоккеиста. Рисовать ещё двух, быстренько, прямо перед сдачей - гори они все синим пламенем!

Но адвокаты стояли на своём. Любое видоизменение хоккеистов при условии, что иллюстрация будет размещаться под логотипом LA Kings (а она размещалась и фирменные цвета команды использовались) - прямое злоупотребление и намёк на то, что всё-таки подразумеваются LA Kings, прямое желание заработать на авторитете и популярности команды деньги, не поделившись с самой командой.

В итоге всё равно пришлось почти полностью переделывать огромную иллюстрацию. У меня только был выбор. Нарисовать двух хоккеистов балеринами, или нарисовать ещё 2-х хоккеистов. По композиции 2 дополнительные головы тоже никуда не вписывались. Пришлось рисовать лёгкий бред, не совсем относящийся к хоккею, потому что платить дополнительно за каждое похожее лицо никто не хотел. Скажу только в защиту своего клиента, что он дополнительную работу по переделке мне оплатил и не обвинял меня в произошедшем.

Но, к чему я это всё рассказываю? К тому, что нет пока каких-то общих, однозначных правил. Нет какого-то прецедента, которым мог бы стать случай того же Шепарда Фейри. Есть только частные случаи. Есть отдельные судебные тяжбы, когда кому-то просто удавалось запугать отдельно взятых иллюстраторов, есть отдельные случаи, когда договариваются без судов всё убрать и спрятать, а денежки разделить, и есть те, кто отстаивает права иллюстраторов рисовать мир вокруг себя, особенно если на этом не зарабатываются какие-то деньги, т.е. не обкрадывается косвенно владелец исходной фотографии или рисунка.

Хотя если иллюстратор идёт и полностью срисовывает портфолио коллеги, в том числе и коллеги-фотографа, и выдаёт идеи работ за свои - он сам себе делает медвежью услугу. Потому что профессия иллюстратора и плагиатора - 2 разные вещи. Срисовывать, обводить, коллажировать можно, но если графическая работа повторяет полностью замысел и композицию исходника, то это уже плагиат. То есть, Аня, я не хочу тебя обидеть, но твоя иллюстрация девочки с одуванчиком очень близка к моим понятиям плагиата.

Но вообще, как я уже сказала в самом начале, лучше использовать только своё, либо научиться правильно цитировать. В последнем случае это работает только тогда, когда цитируют очень знаменитых художников и, желательно, давно усопших.

Может ли художник нарисовать портрет без моего согласия и вывесить или выложить в общий доступ? Фото он взял на моей странице в соц сети в Контакте и по этому фото сделать рисунок.

Нарушет ли этим мои права?

Ответы на вопрос:

Да,несомненно нарушает Ваши права. Вы можете потребовать удаление изображения.

ГК РФ Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

""1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

""1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

""2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

""3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 142-ФЗ)

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

"

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.

Вы можете обратиться с Исковым заявлением в Суд.

Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право на обращение в суд

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Компенсация морального вреда

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Охрана изображения гражданина

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети "Интернет", гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.

1 Какие авторские права есть у художника?

Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:

  • Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
  • Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
  • Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
  • Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
  • Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
  • Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
  • Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.

Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.

2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?

Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов). Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.

3 Как долго действуют авторские права художника?

Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.

4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?

Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа. Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.

5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?

Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.

Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.

6 Что такое право доступа?

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести. При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.

7 Что такое право следования?

Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).

Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.

Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:

  • При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.
  • При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.
  • При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.
  • При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.
  • При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.
  • При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.

Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.

8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?

Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.

Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.

Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.

Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам. Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.

9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?

Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.

10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?

Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав. Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее. Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.

Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования. Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование. Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.

© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.

  • картины, выполненные в любой технике;
  • графика;
  • цифровое искусство;
  • коллажи;
  • декорации;
  • иллюстрации;
  • плакаты, афиши, листовки и многое другое.

Авторские права художника включают не только стандартные для всех авторов личные и исключительные права, о которых мы расскажем ниже, но и два особенных права:

Под правом доступа (ст. 1292 ГК РФ) понимается право художника иметь доступ к оригиналу своего произведения (если оригинал продан другому лицу) для его воспроизведения (копирования, фотографирования и т.п.).

Право следования (ст. 1293 ГК РФ) подразумевает, что при каждой последующей перепродаже оригинала произведения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (например, аукционным домом или художественным салоном) художник имеет право на получение определенного вознаграждения в виде процента от продажной цены. Перечисление вознаграждений осуществляется или непосредственно автору или через организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы. Право следования неотчуждаемо, оно передается только наследникам автора.

Какие права имеет художник

Как и любой автор, по российскому законодательству художник имеет личные неимущественные и исключительные права, которые, к сожалению, нарушают сплошь и рядом.

Личные неимущественные права - это право быть автором и право на имя. Право быть автором означает, что никто, кроме того человека, который создал произведение искусства, не может назваться его автором. Нарушение этого права называется плагиатом и карается законом очень сурово.

Право на имя предусматривает, что художник сам решает, будет ли он обнародовать свои произведения под собственным, настоящим именем, псевдонимом или анонимно.

К исключительным (имущественным) относятся следующие права:

  • на воспроизведение (право делать копии, фотографировать и др.);
  • продажу, дарение, передачу во временное пользование;
  • демонстрацию в публичных местах;
  • импорт в целях распространения;
  • переработку;
  • реализацию на практике - например, создание театральных костюмов по эскизам художника;
  • обнародование.

Исключительные авторские права художников на картины могут быть переданы другим лицам, личные права - нет.

Художник или фотограф, работающий по контракту, трудовому договору или создающий произведения искусства в рамках своих служебных обязанностей, будучи в штате компании или организации, тоже изначально имеет все вышеперечисленные права. Но есть здесь и свои особенности. Во всех этих случаях творчество является прямой обязанностью художника, а все результаты этого творчества - служебными произведениями.

По закону исключительные права на служебное произведение принадлежат заказчику или работодателю. Но по желанию автора и по согласованию с работодателем/заказчиком в договор или контракт могут быть внесены любые дополнительные условия, касающиеся этих прав. Например, ограничивающие использование произведения или обеспечивающие автору дополнительный доход (процент от продаж экземпляров произведения).

Статья 1274 допускает также свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Так называемое цитирование, причем в объеме, оправданном целью этого цитирования и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Несмотря на то, что в законе прямо не сказано, к каким именно объектам применима эта статья, а речь в основном идет о текстовых произведения, в судебной практике часто встречаются дела, связанные с цитированием произведений искусства (например, заимствованием картинок). Единого мнения о том, распространяется ли эта статья на предметы изобразительные искусств, у юристов на этот счет нет, и решение суды принимают обычно исходя из обстоятельств дела и собственной точки зрения на этот вопрос.

В этой же статье говорится о том, что создание пародий или карикатур на любое правомерно обнародованное произведение не требует ни получения согласия автора оригинала, ни выплаты ему вознаграждения. Единственное исключение - если пародия или карикатура порочат честь и достоинство автора, в этом случае он может обратиться в суд за защитой своей репутации.

Как защитить себя художнику

Объекты визуальных искусств защищаются авторским правом с момента их создания. Вне зависимости от типа объекта (картина, рисунок, графика и т.п.) регистрировать их в официальных органах не требуется. Но один из самых сложных вопросов авторского права заключается в том, что при разрешении споров о том, кому принадлежит произведение, суды Российской Федерации исходят из презумпции авторства. Проще говоря, автором признается владелец произведения на более раннюю дату. Приведем пример: два лица оспаривают авторство рисунка. Ответчик в качестве доказательства того, что произведение принадлежит ему, предъявляет суду заверенный нотариусом скриншот страницы сайта с этим изображением, где он указан в качестве автора, и датой 12.03.2019. Истец предъявляет аналогичный скриншот, только с датой публикации 24.11.2018. В отсутствие иных доказательств суд решит дело в пользу истца.

Поэтому так важно вовремя зафиксировать свои авторские права на живопись и обеспечить себя серьезными доказательствами. С этой целью художники прибегают к услугам нотариуса, почты, используют депонирование. Все эти способы работают одинаково - позволяют впоследствии точно установить дату, на которую конкретному лицу произведение уже принадлежало. Если вы сделали необходимые действия до обнародования произведения, нарушитель не сможет оспорить ваши доказательства.

Понятно, что рисунок, и тем более картину, поскольку они по определению существуют в единственном экземпляре (исключение - цифровая живопись), у нотариуса не заверишь и по почте тем более не отправишь. Как быть? Снять копию или фотокопию всего произведения и (при необходимости) отдельных его частей, составить описание произведения, где будут указаны его характерные, отличительные особенности, распечатать (конечно, в цвете, если произведение цветное) и с этими документами уже лично идти в нотариальную контору или на почту.

С депонированием все еще проще - в 2017 году оно стало доступно онлайн. Все скрины, текстовые описания, фотографии можно загрузить прямо из дома в базу сервиса и так же, онлайн, скачать официальный документ - свидетельство о депонировании.

Такое подтверждение владения интеллектуальной собственностью доступно не только самим авторам. Это могут сделать наследники, подтверждая авторские права на картины умерших художников, а также другие правообладатели. Кстати, если произведение не было обнародовано самим автором или его наследниками, и обнародование было сделано только после того, как оно перешло в общественное достояние, оно защищается не авторскими, а смежными правами, владельцем которых является лицо, обнародовавшее произведение.

Создавая произведения на заказ, не забывайте заключать с заказчиками договора. Предоставляя кому-то лицензию на свое произведение, внимательно читайте условия лицензионного договора. Выкладывая произведение в сеть Интернет, позаботьтесь о соблюдении некоторых формальностей: укажите информацию об авторстве и уточните, разрешаете ли вы использовать свое произведение или нет.

Читайте также: