Можно ли приобретать основные средства за счет субсидии на госзадание

Обновлено: 02.07.2024


Не всегда у организации бюджетной сферы есть возможность для приобретения имущества за счет какого-либо одного источника. Как правило, к субсидиям добавляются средства приносящей доход деятельности. А иногда комбинируются даже 3 источника финансового обеспечения. В таких ситуациях возникает 2 вопроса: по какому КФО учесть имущество и как отразить его приобретение в учете. На них мы сегодня и ответим.

Выбор КФО для учета имущества: общее правило

Общее правило выбора кода финансового обеспечения (КФО) для учета приобретенного имущества тривиально. За счет какого источника приобретаем, за счет такого источника и учитываем. Например, приобретаем основное средство за счет КФО 4 - учитываем по КФО 4, приобретаем материальные запасы за счет КФО 7 — учитываем по КФО 7.
Единственное исключение из этого правила — нельзя учитывать по КФО 5 или 6 основные средства, приобретенные за счет целевых субсидий*(1). Это прямо следует из порядка формирования годовой отчетности, разъясненной в системном письме Минфина России*(2). Остатков по счетам 5 101 00 000 и 6 101 00 000 быть не должно. В таком случае капитальные вложения формируются на счете 5(6) 106 00 000, а сами основные средства принимаются к учету по КФО 4 — на счет 4 101 00 000.

КФО 4, 5 или 6 + КФО 2 = КФО 4

Как уже было сказано выше — основные средства, приобретенные за счет целевых субсидий*(1), нельзя учитывать по КФО 5 и 6*(2). Сформированные по КФО 5 или 6 вложения переводятся на КФО 4 и основное средство в итоге принимается на счет 4 101 00 000. То есть вопрос выбора КФО для учета основного средства, приобретенного за счет комбинации средств от приносящей доход деятельности со средствами целевых субсидий сводится к вопросу, по какому КФО учесть основное средство, приобретенное за счет КФО 2 и КФО 4.
Ответ на этот вопрос прямо предусмотрен положениями Инструкций №№ 174н и 183н*(3). При приобретении объекта за счет разных источников финансового обеспечения передать вложения можно с любого КФО: с 2, 4, 5 или 6, а вот принять их можно только на КФО 4.
Соответственно, если учреждение приобретает основное средство за счет комбинации средств субсидий (КФО 4, 5 или 6) и средств от приносящей доход деятельности (КФО 2), то в итоге приниматься оно должно по КФО 4.
Аналогичный порядок можно применить и при приобретении материальных запасов.

КФО 7 + КФО 2 = КФО 7

При комбинации средств ОМС и средств приносящей доход деятельности КФО, по которому следует учитывать приобретенное имущество, так прямо из положений Инструкций №№ 174н и 183н*(3) не следует. Поэтому будем разбираться, какой КФО для принятия основного средства или материального запаса к учету будет более безопасным.
Для этого проанализируем характер средств в целях возможности распоряжения ими. Согласно пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного или автономного учреждения. А вот сказать о средствах ОМС что-то подобное уже сложно. К примеру, если говорить о средствах нормированного страхового запаса, за счет которых медицинскими организациями может приобретаться медицинское оборудование*(4), то целевой характер "на лицо".
Следовательно, более безопасным в данном случае будет принятие имущества, приобретенного за счет КФО 2 и КФО 7, по КФО 7. В ином случае возможны претензии со стороны контролирующих органов в части нецелевого использования средств ОМС.
Хотим обратить ваше внимание на важный нюанс при приобретении основных средств за счет средств ОМС и приносящей доход деятельности. Законодательством прямо предусмотрено - приобретать за счет ОМС можно основные средства (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу*(5). Значит, следует быть осторожным, чтобы не превысить этот предел. Даже если вложений в основное средство за счет ОМС будет до 100 тыс. руб., но его стоимость превысит этот предел, возможны претензии контролирующих органов в части нецелевого расходования.

КФО 7 + КФО 4 = 4 (!)

Приобретение имущества за счет средств КФО 7 и КФО 4 — действительно сложный и неоднозначный вопрос. Такое приобретение возможно. На это указывают разъяснения ФФОМС в письме от 22.07.2016 № 6619/26-2/и. При этом чтобы обезопасить себя в части предъявления претензий по нецелевому расходованию средств, целесообразно согласовать его с органом-учредителем и фондом, осуществляющим контроль использования средств ОМС.
Аналогично следует согласовать и КФО, по которому будет учитываться приобретенное имущество. Мы предлагаем для согласования КФО 4, исходя из положений Инструкций №№ 174н и 183н*(3), согласно которым имущество, приобретенное за счет нескольких источников, включая средства субсидий, принимается к учету только по КФО 4.

Отражение в учете

После того, как выбран КФО для учета имущества, приобретенного за счет нескольких источников, следует отразить хозяйственную ситуацию в учете. Для перевода вложений с одного КФО на другой Инструкциями №№ 174н и 183н прямо предусмотрен счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами"*(3).
Однако если речь идет о переводе вложений с КФО 2 на КФО 7, то прямо бухгалтерская запись для этого не предусмотрена. По аналогии с переводом вложений на КФО 4 можно согласовать для этих целей счет 304 06 в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н для бюджетных учреждений, п. 5 Инструкции № 183н для автономных учреждений.

Рассмотрим на примерах принятие к учету имущества, приобретенного за счет нескольких КФО. Отдельно для основных средств и материальных запасов.

Пример 1. Учреждение приобретает у коммерческой организации постельное белье (иное движимое имущество) за счет средств приносящей доход деятельности (2 000 руб.) и субсидии на выполнение государственного задания (3 000 руб.).
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
1. Дебет 2 106 34 345 Кредит 2 302 34 734 — на сумму 2 000 руб. отражены вложения за счет средств приносящей доход деятельности.
2. Дебет 4 106 34 345 Кредит 4 302 34 734 — на сумму 3 000 руб. отражены вложения за счет средств субсидии на госзадание.
3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 106 34 445,
Дебет 4 106 34 345 Кредит 4 304 06 732 — на сумму 2 000 руб. отражен перенос вложений с КФО 2 на КФО 4.
4. Дебет 4 105 35 345 Кредит 4 106 34 345 — на сумму 5 000 руб. (3 000 + 2 000) отражено принятие постельного белья к учету по КФО 4.

Пример 2. Учреждение приобретает у коммерческой организации ноутбуки (иное движимое имущество) за счет средств приносящей доход деятельности (20 000 руб.) и субсидии на иные цели (150 000 руб.).
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
1. Дебет 2 106 31 310 Кредит 2 302 31 734 — на сумму 20 000 руб. отражены вложения за счет средств приносящей доход деятельности.
2. Дебет 5 106 31 310 Кредит 5 302 31 734 — на сумму 150 000 руб. отражены вложения за счет средств субсидии на иные цели.
3. Дебет 2 304 06 832 Кредит 2 106 31 410, на сумму 20 000 руб.,
Дебет 5 304 06 832 Кредит 5 106 31 410, на сумму 150 000 руб.,
Дебет 4 106 31 310 Кредит 4 304 06 732 — на сумму 170 000 руб. отражен перенос капитальных вложений с КФО 2 на КФО 4 и с КФО 5 на КФО 4.
4. Дебет 4 101 34 310 Кредит 4 106 31 310 — на сумму 170 000 руб. отражено принятие ноутбуков к учету по КФО 4.

Еще по теме: Бюджетная (бухгалтерская) отчетность за 1 полугодие 2018 года: рекомендации Минфина России и Федерального казначейства по составлению

*(1) Имеются в виду субсидия на иные цели, предоставляемая бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (КФО 5), и субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, , предоставляемая бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ (КФО 6).
*(2) Пункт 11.2 Приложения № 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 "О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год".
*(3) Смотрите пп. 146, 147 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, пп. 174, 175 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
*(4) Смотрите, правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 273.
*(5) Часть 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Читайте также: