Можно ли отказаться от недвижимости через госуслуги

Обновлено: 17.05.2024


В этой статье мы собрали наиболее распространенные вопросы, которые задают наши клиенты. Мы решили подробно раскрыть ответы по такой теме, как выписка из ЕГРН.

№1 Зачем мне выписка из ЕГРН? Что это такое?

Начнем по порядку: выписка из ЕГРН является самым простым, надежным и официальным способом получения информации об объекте недвижимости.
ЕГРН – это реестр недвижимости. Он единый по всей территории нашей страны, в нем содержится информация по всем объектам недвижимого имущества, состоящим на учете. В этом реестре содержится не только информация о квартирах и домах. Есть также сведения об объектах свободного назначения, коммерческих и прочих нежилых объекта, сведения о земельных участках. Выписка потребуется в том случае, если вам необходимо получить информацию о недвижимости, его технических характеристиках и собственниках.

№2 Как определить тип выписки, который мне требуется?

Существуют разные виды выписок. Но общедоступных только два вида: общая и о переходе права собственности. Первая позволяет выяснить, кто именно собственник недвижимости, соответствуют ли характеристики тем, что были заявлены в документации, выявить ограничения и обременения (например, наличие залога или любого иного обременения). Вторая выписка – это хронология всех собственников объекта, информация о начале и прекращении их прав.

№3 Правоустанавливающий документ – что это? В чем его отличие от правоудостоверяющего?

Правоустанавливающий документ, как понятно из названия, выступает основанием к появлению права собственности. Именно этот документ проходит регистрацию в Росреестре, в результате чего вносятся соответствующие сведения в ЕГРН. Закон относит к числу правоустанавливающих документов договора мены, приватизации, дарения, покупка недвижимости, а также иные. Данные договора также закон относит к числу правоустанавливающих документов, равно как договор ренты, наследства, уступки права. Это первоочередной документ, а уже удостоверяющий право – это выписка, полученная из государственного реестра.

№4 Следует ли при получении выписки сохранить ее?

Выписка ЕГРН выдается при оформлении права собственности или же его переходе. Важно сохранить именно правоустанавливающие документы, о которых мы говорили выше. Выписка же, по своей сути, является справкой. При желании обновить и получить выписку из ЕГРН в режиме онлайн или путем обращения в инстанции можно хоть каждый год или чаще по необходимости. При желании продать недвижимость через определенное время, то вам в любом случае потребуется заказывать новую выписку, так как старая на тот момент уже утратит свою актуальность.

№5 Сколько времени потребуется на получение документа?

№6 Для чего мне может потребоваться выписка из ЕГРН?

В первую очередь, это способ убедиться в том, что вы действительно имеете дело с собственником недвижимости, а заявленные характеристики объекта соответствуют реальным. Это особенно актуально, если вы планируете купить квартиру, дом или другой объект. Выписка позволит установить наличие ограничений или обременений на объект. Также в определенных случаях необходимо получить выписку для предъявления в нотариальную палату, судебные органы и ряд других официальных инстанций.

№7 Выступает ли выписка заменой свидетельству о государственной регистрации недвижимости?

С 2016 года государственные органы перестали выдавать свидетельство при регистрации права. В качестве замены и появилась выписка из ЕГРН. Именно поэтому данные два документа по своей сути выполняют одни и те же задачи. Так как у лиц, приобретающих недвижимость позднее указанного периода, свидетельство отсутствует, а единственным способом подтвердить свое право является получение выписки.

№8 Нужно зарегистрировать права на недвижимость в Росреестре при продаже, покупке или дарении. Перед сделкой нужно взять выписку?

№9 Сколько времени действует выписка?

При получении вопрос срока действия выписки также является актуальным. Следует отметить, что закон прямо не устанавливает срок действия данного документа. По своей сути, заказывать этот документ можно сколько угодно часто. Соответственно, если анализировать ситуацию глубоко, то на 100% актуальные данные в документе на день его получения. На практике чаще всего считают, что выписка действительна в течение одного календарного месяца с момента получения. Чаще всего такие требования предъявляются агентствами недвижимости, юристами, а также государственными инстанциями, которые требуют данный документ.

№10 Могу ли я получить информацию, имея только фамилию и имя собственника?

Заказать выписку из ЕГРН только по фамилии и имени собственника, к сожалению, нельзя. Такие сведения предоставляются исключительно судебным и правоохранительным органам в интересах следствия по официальному запросу. Выписки выдаются по двум параметрам: почтовому адресу недвижимости или по ее кадастровому номеру. Во избежание путаницы рекомендуется осуществлять поиск объекта по его кадастровому номеру.

№11 В выписке нет сведений о том, кто является собственником. Почему и что делать?

№12 Я узнаю из выписки телефон владельца недвижимости и его адрес по прописке?

Личная информация относится к числу персональной. Такие сведения не предоставляются и охраняются законом. Соответственно, данные сведения в выписке отсутствуют, запросить их может только полиция или судебные органы при наличии определенных оснований к таким действиям.

№13 Как можно получить выписку?

Получение выписки из ЕГРН возможно на официальном ресурсе Росреестра, специализированных сервисах и через госуслуги. Все данные способы предполагают оформление документа по интернету: получаете вы его также в электронном виде. Можно также получить документ на бумажном носителе путем личного обращения в МФЦ. Такой способ занимает больше времени, поэтому чаще всего при необходимости заказать выписку заинтересованное лицо оформляет все в режиме онлайн.


В 21 веке жизнь человека стала заметно легче. Еду домой привозят курьеры, оплачивать покупки можно из дома, а теперь стало возможно даже дистанционно продать квартиру! Только вот не всегда такая сделка оказывается прозрачной – иногда продавцу приходится вводить запрет на действия с недвижимостью. Разбираемся, что делать собственнику, если возникла такая необходимость.

Пошаговая инструкция для собственников

Изначально для проведения удаленных сделок необходима электронная подпись – ее выдают на флеш-карте в сертифицированном учреждении после визита с паспортом и заявлением. Если у вас нет такой подписи, и вы не разрешали проведение удаленных сделок в Росреестре, то беспокоиться не о чем. А вот если вы однажды решили воспользоваться благами цивилизации и написали в МФЦ заявление для Росреестра, а теперь передумали, то следуйте советам юриста:

Что надо указать в заявлении?

В заявлении указывают:

  1. Данные заявителя (его ФИО и адрес);
  2. Информацию об имуществе;
  3. Указания относительно воздействия на это имущество (в частности, запрет на действия без личного участия);
  4. Подпись;
  5. Дату.

Будьте внимательны: по закону, заявление должно быть аккуратно оформлено, на нем не может быть зачеркнутых слов, описок и других исправлений, а также на нем должна быть подпись заявителя. В противном случае, его могут не принять.

Нужно ли платить за подачу заявления?

Нет, сама подача бесплатна. Однако, за внесение изменений в записи ЕГРН предусмотренная государственная пошлина: 350 рублей для физических лиц, 1000 рублей – для юридических лиц.

Что будет после подачи заявления?

В течение пяти рабочих дней Единый госреестр внесет дополнение о запрете, и никто не сможет удаленно распоряжаться вашим имуществом. Однако, если квартира в залоге у банка, по ней выдвинуты требования судебных приставов, либо возникла другая ситуация, предусмотренная Федеральным законом, то запрет на это распространяться не будет.

- Это работает только в том случае, если вы по каким-то причинам решили вернуться к привычному способу оформления документов, - подчеркивает адвокат. - А бывает и так, что человек узнает – его подписью воспользовались мошенники. В таком случае он хочет отозвать свое согласие на удаленные сделки, но уже слишком поздно.

Опытный юрист рассказывает, какие документы необходимы для продажи квартиры, и что у вас могут попросить дополнительно

Что делать, если сделку все-таки провели?

Если вы узнали, что кто-то воспользовался вашей электронной подписью, то нужно обязательно подать заявление в правоохранительные органы – как-никак с вашей подписью совершены мошеннические действия. Полиция и госорганы имеют право приостановить сделку, например, по продаже. Сами вы, увы, уже никак не сможете это сделать – процесс запущен.

Можно ли как-то аннулировать запрет?

Есть три ситуации, в которых запрет будет погашен:

1) На основании решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при его личном участии государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника;

2) При подаче заявления собственника либо его законного представителя о том, что он хочет отозвать свое предыдущее заявление;

3) На основании судебного акта, который уже вступил в законную силу

Если же, к примеру, человек, который вносил запрет, скончался, аннулирования не происходит. Новый собственник жилья должен лично отозвать запрет.

Какие сделки могут быть заблокированы

- По сути, можно заблокировать любую сделку с недвижимостью, особенно, если вы пострадали от мошеннических действий, - отмечает Кацайлиди. - Тогда вы пишите заявление в полицию, и сделку приостанавливают. Потом она может быть оспорена через суд.

Зачем нужен запрет на сделки?

Своевременная подача заявления о невозможности госрегистрации права без личного присутствия может спасти вас от множества ситуаций, которые могут произойти, если вас решат обмануть близкие люди или мошенники.

Они не смогут провести за вашей спиной никакие сделки. В частности:

    Продать, подарить или обменять недвижимость

Что считается недвижимостью?

Вопреки распространенному мнению, недвижимость – это не только квартиры и дома. Когда вы решаете внести запрет на сделки с недвижимостью, помните: к недвижимым вещам относятся не только жилые и нежилые помещения, но и земельные участки, воздушные и морские суда, машино-места и многое другое имущество. Это подробно описано в статье 130 ГК РФ.

Если у меня есть только доля в квартире, могу ли я внести запрет на все жилье?

Нет, вы можете распоряжаться только тем имуществом, которое вам принадлежит, соответственно, если вы владеете только долей в квартире, то можете наложить запрет только на свою долю.

Впрочем, юристы рекомендуют не доводить до этого и быть крайне предусмотрительными, если все-таки решили связаться с новыми технологиями.

- Лично я советую вообще не пользоваться электронной подписью, поскольку вы сами будете как на пороховой бочке, - вздыхает юрист. – Эта услуга имеет место быть, но не стоит просто следовать моде и оформлять ее без крайней необходимости. Можно воспользоваться ей, если вам, например, необходимо надолго уехать за границу, и вы не сможете лично присутствовать при проведении сделок. Но будьте внимательны при ее хранении!

Работа ЖКХ

Способов бытовой экономии электроэнергии или воды известно много, однако в свете неумолимо растущих тарифов собственники нередко задаются вопросом, а можно ли за какие-то услуги ЖКХ вообще не платить? Сайт "РИА Недвижимость" выяснял, какие услуги можно "выкинуть" из платежки, и как это сделать?

В случае нежелания абонента пользоваться ГСКТ (коллективной антенной), ему необходимо обратиться в обслуживающую организацию с заявлением установленного образца, на основании которого будет произведено отключение соответствующего абонентского отвода от ГСКТ. Отключение абонентского развода производится бесплатно. На основании документа об отключении от коллективной антенны, полученного от обслуживающей организации, жилищная организация производит перерасчет абонентской платы.

Порядок отключения коллективной телевизионной антенны по заявлениям физических лиц:

  • необходимо в ЕИРЦ взять справку об отсутствии задолженности по оплате за коллективную антенну;
  • позвонить по телефону 981-66-88 в Мостелеком и оставить заявку на отключение антенны;
  • когда придет мастер, показать ему справку из ЕИРЦ;
  • мастер отключает антенну и выдает справку о том, что антенна отключена;
  • со справкой об отключенной антенне нужно снова подойти в ЕИРЦ.

Вопросами отключения от коллективной антенны занимается также НКС (национальная кабельная сеть).

Если вашим домом управляет УК (платежи осуществляются через МФЦ):

В этом случае оформить отказ от услуг связи проводного радиовещания можно и в МФЦ (многофункциональный центр), ГУ ИС вашего района, если начисления за услуги "радио и оповещение" производятся через Единый платежный документ (ЕПД). МФЦ самостоятельно формирует пакет документов и отправляет его в ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" (РСВО).

Если вашим домом управляет ЖСК, ТСЖ (платежи осуществляются напрямую):

Отказаться от услуг проводного вещания вы можете, лично обратившись в офис "Российские сети вещания и оповещения". Адрес в Москве: ул. Усиевича, д.18, корп. А

Здесь вы получите бланк заявления и квитанцию на оплату выключения радиоточки. Стоимость услуги - 60 рублей. Оплатить квитанцию выключения радиоточки можно в любом банковском учреждении или в отделениях связи ФГУП "Почта России".

После оплаты квитанции выключения радиоточки заявитель должен предъявить в окно приема населения ФГУП РСВО следующие документы:

1. Заполненное по установленной форме заявление на выключение радиоточки.

3. Справку из МФЦ, ГУ ИС Вашего района, ЖКО или ЖСК об отсутствии задолженности по оплате услуг связи проводного радиовещания.

Начисление платы за услуги связи проводного радиовещания прекращается с даты приема заявления на выключение радиоточки оператором ФГУП РСВО.

Счетчик расхода потребления воды

По тем услугам, от которых можно отказаться, нужно обратиться к организации, которая эти услуги предоставляет, с письменным заявлением. В большинстве случаев это будет либо ваша управляющая организация, либо ТСЖ или ЖСК. Но может быть и специальная, отдельная организация (как правило, это касается электроснабжения, газоснабжения, а также телевидения, радиоточки и домофона).

Информацию о поставщиках услуг можно получить у лица, осуществляющего управление вашим многоквартирным домом (управляющая организация, ТСЖ или ЖСК).

Довод при подаче заявления простой: надо сказать, что у вас отсутствует потребность в пользовании этой услугой. Далее к вам должен будет прийти представитель организации, чтобы обеспечить или подтвердить техническую невозможность пользования вами этой услугой.

Прежде всего нужно заметить, что в стремлении сэкономить нельзя переходить границу безопасности, а именно, совершать несогласованных действий, которые могут навредить другим жильцам дома или вообще привести к аварийным ситуациям.

Вообще отказаться можно только от тех коммунальных услуг, по которым можно проверить отсутствие факта пользования ими, например, посредством счетчиков, и, при этом, не будут нарушены права и законные интересы других проживающих в этом доме.

Так, можно не платить за холодную и горячую воду, электроснабжение, газоснабжение, если поставить счетчики и не потреблять эти услуги. В случае наличия счетчиков на воду и без ее потребления не будет начисляться плата и за отведение сточных вод. Также можно поставить и счетчик тепловой энергии и, отключив батареи, не платить за отопление.

Отказаться от горячего водоснабжения теоретически тоже можно, например, поставив водонагреватель. Но проблема в том, что в отношении водоснабжения, газоснабжения, отопления и канализации очень сложно (во многих случаях невозможно) обеспечить прекращение оказания коммунальной услуги в отдельно взятой квартире (заварить трубу, поставить заглушку и т.д.). А если это технически и возможно, то могут пострадать другие жители дома, что недопустимо. Но если технические ограничения отсутствуют - то можно отказаться и от этих услуг.

Та же ситуация с жилищными услугами: содержание и ремонт жилого помещения, содержание придомовых территорий, текущий ремонт общего имущества, уборка подъездов - за все эти услуги платить нужно в обязательном порядке!

Расценки на подобные жилищные услуги устанавливаются управляющими компаниями (или на общем собрании ТСЖ) по согласованию с собственниками жилья. Отказаться от них полностью не получится, однако можно на очередном собрании собственников поднять вопрос о пересмотре расчетов и перечня этих услуг.

Не забывайте, что перечень и периодичность работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также порядок изменения такого перечня, согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.

Можно ли отказаться от права собственности на объект недвижимости и как это сделать?

Большинство людей знают, что такое право собственности на недвижимое имущество, но мало, кто задумывается, что от него можно отказаться. А мы знаем о недвижимости всё и с радостью делимся своими знаниями с Вами!

В данном материале мы поговорим о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы отказаться от права собственности на такие объекты, как здание, сооружение, помещение. Процедура отказа от права собственности на земельный участок немного отличается, поэтому здесь мы её затрагивать не будем.

1. Что означает отказ от права собственности на недвижимость?

Владеть недвижимостью - это не только обладать ею на праве собственности и получать от этого материальные и нематериальные блага. Каждый собственник также несёт ответственность по содержанию такой недвижимости (оплата налогов, поддержание объекта в удовлетворительном состоянии и т.д.).

В жизни возникают такие ситуации, когда владельцу в силу некоторых обстоятельств, становится непосильно содержать принадлежащую ему недвижимость. А продать или подарить её не предоставляется возможным по тем или иным причинам. В таком случае законом предусмотрена возможность добровольного отказа от собственности в пользу государства. Сделать это могут как физические, так и юридические лица. А вот государственные органы власти и органы местного самоуправления лишены такого права.



Отказаться можно только от объектов недвижимости, принадлежащих Вам на законных основаниях.

2. Порядок действий при отказе от собственности

Если Вы приняли решение оформить отказ от права собственности на недвижимость, то необходимо соблюсти следующие этапы:

Обратитесь с заявлением об отказе от права собственности на принадлежащее Вам имущество в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости (администрацию городского, сельского поселения либо городского округа). Если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, то заявление необходимо подавать в исполнительный орган государственной власти указанных городов (соответствующие департаменты (комитеты) по управлению имуществом).

Такое заявление оформляется в свободной форме с точным указанием, что Вы отказываетесь от права собственности на конкретный объект недвижимости, в ином случае Вам могут отказать. Представить такое заявление можно посредством личного обращения либо почтового отправления.

К заявлению необходимо приложить копии правоустанавливающих документов, свидетельствующих о наличии у Вас права собственности на объект недвижимости (эти копии могут быть удостоверены либо нотариально, либо должностным лицом органа МСУ, на основании представленных Вами оригиналов).

С момента, как Вы подадите заявление об отказе от собственности, Ваш объект приобретет режим бесхозяйной вещи.

Обращение муниципалитета или соответствующего органа власти городов федерального назначения в порядке межведомственного информационного взаимодействия в Росреестр с заявлением о принятии на учет объекта недвижимости как бесхозяйного.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о собственнике объекта недвижимости.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • заявление собственника или уполномоченного им на то лица об отказе от права собственности;
  • копии правоустанавливающих документов.

Государственная пошлина за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Принятие Росреестром на учет бесхозяйного объекта недвижимости, путем внесении соответствующих сведений в ЕГРН, осуществляется в течение 15 рабочих дней со дня приема заявления от муниципалитета или соответствующего органа власти.

В течение 5 рабочих дней со дня приема на учет Росреестр направит заявителю (органу местного самоуправления либо соответствующему органу власти) и Вам, как лицу, отказавшемуся от права собственности, уведомление о принятии на учет объекта бесхозяйного имущества.

Если Вы вдруг передумали, то можете до признания судом права муниципальной (государственной) собственности на такой объект недвижимости, изменить свое решение и обратиться в Росреестр с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение. В этом случае объект недвижимости снимается с учета в качестве бесхозяйного.

Получение уведомления из Росреестра о регистрации муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, от которого Вы отказались.

Судебный акт о признании права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, от права на который Вы отказались, будет являться основанием для государственной регистрации в ЕГРН права собственности соответствующего муниципального образования, что в свою очередь послужит основанием для снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного.

После проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, Ваше право собственности на такой объект будет прекращено.

Однако до этого этапа Вы будете являться собственником, и должны будете выполнять следующие обязанности:

  • оплачивать налоги на имущество;
  • ухаживать за имуществом и содержать его, в том числе оплачивать жилищно-коммунальные услуги;
  • нести ответственность, если в результате определенных действий Ваша недвижимость стала причиной ущерба кому или чему-либо.

Также обратите внимание на следующие нюансы:

Теперь Вы знаете, как отказаться от собственности, которая доставляет Вам только хлопоты!

Читайте также: