Можно ли оспорить в исламе

Обновлено: 25.06.2024

Когда человек осознанно становится мусульманином, начинает соблюдать религиозную практику, в его жизни могут возникать трудности, связанные с непониманием со стороны родственников, коллег и знакомых. Поэтому новообращенному мусульманину важно подходить ко всему постепенно и без максимализма. Сам Ислам формировался на протяжении многих лет. Все запреты Господь миров вводил через Своего заключительного посланника поэтапно, в течение 23 лет.

Своим читателям мы рекомендуем знакомиться с Исламом через наш сайт, где, начиная с 1999 года, собрано много тысяч материалов в виде текстового, аудио- и видеоконтента на самые разные темы.

Вопросы новообращенных мусульман

Я работаю дизайнером, – пишет Анастасия, – разрабатываем разную продукцию. В том числе и упаковку. Скажите, пожалуйста, можно ли мне участвовать в разработке упаковки для явно запретных продуктов (например, алкогольных напитков)?

На наш взгляд, нежелательно (в определенной степени запретно), так как в таком случае вы невольно соучаствуете в греховном деле. Постарайтесь, чтобы та часть работы, которую вы выполняете в дизайнерском бюро, не была связана с разработкой дизайна для спиртных напитков и сигарет. Наверняка этим могли бы заняться другие ваши коллеги, а вы бы разрабатывали, к примеру, дизайн для продуктов питания, упаковок детских игрушек и т.п. Хорошо, что вы задумываетесь над такими вопросами, дай вам Бог сил и мудрости, чтобы преодолеть эти временные трудности, сохранить любимую работу и поступать так, как велит вам ваша совесть!

Посланник Всевышнего передал следующие слова Господа миров:

С некоторых пор я интересуюсь исламской верой. Около года назад я начала общаться с мусульманами. Мне очень приятно общаться с этими людьми, порой мне кажется, что общение с ними дает мне душевное равновесие. Я очень часто советуюсь с ними по разным вопросам, и их советы мне морально помогают воспринимать в положительном ключе эту порой жестокую жизнь и людей, поведения которых я не понимаю. Как не впитывать всю отрицательную энергию в себя, причем эту энергию можно получить где угодно: в общественном транспорте от просто ругающихся людей, на работе от сплетен и т.д. Многие мои знакомые и даже родственники смеются над моим интересом к Исламу. Возможно, я просто запуталась в себе, но я не знаю, что мне делать и как себя вести?

Как вести себя? Думаю – обычно и естественно, ведя своего рода диалог-обращение к Создателю, моля Его о гармонии с самим собой, окружающими нас людьми и развивающимся рядом с нами миром.

Я хочу принять Ислам, однако не знаю родного языка. С чего начать?

Не тревожьтесь, ведь верить – так легко и естественно. Веру не могут ограничить ни языки, ни территории, ни отрицательность сильных мира сего. Вера бесконечна и вечна, но вместе с этим человеческое сердце – тот сосуд, который способен вместить это огромное, прекрасное, величественное чувство.

В духовном росте будьте последовательны и постепенны.

Родители и принятие Ислама

Недавно я приняла Ислам. Я шла к Исламу очень долго, и моя вера очень дорога для меня. Мой муж горячо поддерживает, хотя сам пока свидетельства не произносил. А вот мать отреклась от меня. Произнесла слова проклятий неоднократно. И через некоторое время даже вынесла мои вещи из своей квартиры, принесла их к нашему порогу, на мою просьбу зайти в дом отказалась, еще раз наговорила множество злых слов в мой адрес, повернулась и ушла. После этого даже не звонит. Права ли я в том, что не побежала за ней, не стала унижаться и уговаривать ее? Я была абсолютно спокойна. Сама этому удивилась! Господь творит чудеса в душах и умах наших.

Вниманием и подарком (подарками) постепенно снимите с ее души этот негатив и озлобленность. Будьте внимательны к тому, о чем и как ее информировать. Пожилые люди крайне чувствительны.

Советую вам спокойнее воспринимать всплески ваших религиозных чувств и эмоций, анализируйте свое поведение взглядом на себя со стороны.

Я недавно приняла Ислам, взяла также мусульманское имя. И, конечно же, хочу, чтобы мое новое имя признали все, то есть зарегистрировать его в паспорте. Что мне для этого нужно сделать? Нужно ли разрешение родителей, так как я несовершеннолетняя?

Конечно, с родителями посоветоваться надо. Уважение и почтительное отношение к родителям являются одним из важных моральных ценностей Ислама. Им необходимо очень мягко и убедительно объяснить мотивы и значение вашего шага, доказать, что принятие вами Ислама – не катастрофа для них, что отношения с ними, любовь к ним остаются прежними.

Я русская, приняла Ислам три года назад, – отмечает Марина, – но соблюдаю все периодами. В моей жизни все не по религии: работа, одежда, учеба, родители. Дома все категорически против моей веры. Что мне делать?

Не стоит все так усложнять. Вы еще молоды, и переход от юношества к взрослой осознанности, зрелости и мудрости еще не завершился.

Приумножайте свои профессиональные познания и будьте искренним и любящим своих родителей ребенком. Пусть эта любовь будет выстроена на любви к Создателю.

У меня верующая семья, – пишет школьница Катя, – но больше года назад я задумалась об Исламе. Прочитала достаточно литературы, для того чтобы изменить свое мировоззрение и принять Ислам. Живу с родителями, хожу в школу, поэтому у меня нет возможности надевать платок и совершать молитву, хотя я стараюсь хоть немного соблюдать обязательное: не ем свинину, не употребляю алкоголя, каждый раз перед сном молюсь (но на русском языке) и прошу укрепить мою веру.

Учитесь, всесторонне просвещайтесь, любите и уважайте своих родителей, ставьте перед собой благородные цели и задачи и достигайте их усилиями, упорством, трудом и молитвой.

Все окружающие меня люди против моей веры, даже родители, и мне приходится скрывать ее от окружающих (т.к. в некоторых случаях мне даже угрожали лишением жизни), но я нисколько не собираюсь уступать им. С тех пор как я приняла Ислам, прошел год, и весь этот год я борюсь за свое вероубеждение. Но мне так трудно одной, я не очень много знаю об Исламе. Посоветуйте мне, пожалуйста, что делать с окружающими, как им объяснить все величие Ислама?

Изменяясь и совершенствуясь, вы увидите, что изменяется вслед за вами и окружающий вас мирок, обстоятельства, круг людей, коллеги, соседи. Бог вам в помощь.

Я год назад приняла Ислам, начала соблюдать религиозную практику. Все это скрытно от моих родителей-христиан. Все время я понимала, что эта ложь губительна для меня как мусульманки. Родители просто предупредили меня, что если я приму Ислам, то они выгонят меня. Я ушла из дома. Стараюсь еще больше следовать заветам Бога. Уже (слава Богу) надела хиджаб. Я единственный ребенок в семье. Их маленькая дочурка. Я тоже страдаю непосильно, порой боль моя мне кажется почти физической. Как мне наладить с ними отношения, не идя против явных законов Ислама? Может, я спешу либо неправильно действую?

Оживите духовно, возлюбите ради Всевышнего своих близких и родных и возвращайтесь домой. Прислушайтесь к своим маме и папе, найдите золотую середину компромисса.

Брак и принятие Ислама

Приняли ли в итоге жены-немусульманки пророка Мухаммада Ислам? – вопрошает Искандер.

Да, они приняли заключительное Божественное Откровение – Коран своим жизненным руководством и стали мусульманками. Важно четко понимать, что принятие Ислама касается не принуждения в этом, а просвещения и показательного примера. Обязательным условием, например для невесты-христианки, становление мусульманкой не является, но само собой проистекает из правильности и привлекательности постулатов веры ее жениха-мусульманина, конечно же, если он хоть что-то смыслит в них.

До того момента как мы познакомились, каждый из нас был в поиске. Я посещала церковь какое-то время, потом поняла, что мне этого недостаточно, стала искать дальше: у меня есть склонность к философии – я перечитала очень много всевозможной литературы. Мне кажется, я определила для себя направление, в котором хочу развиваться. Мой муж тоже определился в своем выборе – он принял Ислам. Он увещевал меня, я прочитала очень много исламской литературы и сейчас читаю, осмысленно интересуюсь этим вопросом. Я верю в Единого Бога, я полностью разделяю взгляды исламской культуры, но намерений принимать Ислам не имею. Моя жизненная цель – быть праведной женой, матерью, дочерью, а главное – цельной личностью (в это понятие я вкладываю очень много, поэтому, наверное, не смогу объяснить в нескольких словах). Я стараюсь приблизиться к идеалу, совершенствую себя каждый день, работаю над собой, хотя считаю этот процесс бесконечным, нужно себя совершенствовать ежесекундно во всем, начинать нужно со своих мыслей. Для моего мужа, безусловно, важно, чтобы я приняла Ислам, но для меня это непринципиально, мне кажется – гораздо важнее то, что у меня в душе, то, что у меня внутри, а не формальность этого процесса. Каждый сам отвечает за свои поступки и мысли. Я стремлюсь к высокой степени сознания, воспитываю себя. Очень люблю своего мужа, но у меня есть опасение: если учесть приказ второго праведного халифа ‘Умара (о разводе с теми женами из числа людей Писания, которые не стали мусульманками), наши пути могут разойтись, я очень переживаю по этому поводу. Правильно ли я поняла данное толкование?

Конечно, важна суть, важен смысл, начинка, понимание человеком себя, своей жизни, целей, приоритетов, но это не должно превратиться в огромный философский знак вопроса и многоточие.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 486, хадис № 1880; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 979, хадис № 3549.

[2] Св. х. Ахмада и аль-Хакима. См.: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 180.

Диакон Георгий Максимов

Диакон Георгий Максимов

– Насколько мне известно, Православная Церковь отрицательно относится к переходу православных в ислам. Что служит основными аргументами этого отрицательного отношения? Заметьте, человек не перестает верить в Бога и соблюдает заповеди, присущие и христианству, и исламу.

– Актуальна ли на сегодняшний день для Русской Православной Церкви проблема принятия христианами ислама? Делаются ли какие-то шаги по предотвращению этого, или вера – личный выбор каждого, в который Церковь не имеет права вмешиваться?

Церковь скорбит о тех, кто от Спасителя ушел в иную религию, потому что рассматривает этот шаг как ошибочный.

– В личный выбор в принципе невозможно вмешаться. В недавнее время это хорошо проиллюстрировал пример новомучеников Российских, которые сохранили веру даже несмотря на то, что атеисты их подвергали издевательствам, пыткам, тюремным заключениям и казням. Конечно, Церковь скорбит о тех, кто от Христа Спасителя ушел в какую-либо иную религию, в том числе в ислам, потому что рассматривает сделанный ими выбор как ошибочный. Но к числу актуальных церковных проблем это не относится, поскольку явление это, в общем, маргинальное. Мне доводилось слышать о том, как иногда священники по просьбе родственников проводили беседы с теми, кто начинал увлекаться исламом. А некоторые авторы создавали апологетические тексты, которые позволяют задуматься такому человеку. Но это всё частные инициативы, а не какая-то систематическая общецерковная работа.

– Отдельные идеи ислама более выгодно смотрятся в глазах современного мира – например, допустимость многоженства, но если брать ислам в целом, то продвигать его не слишком просто, поскольку в обществе сформировался довольно негативный образ ислама, на что часто жалуются сами мусульманские проповедники. Это касается не только темы терроризма, но и, например, положения женщины, а также и того агрессивного имиджа, который создан благодаря поведению некоторых представителей кавказской молодежи. Конечно, мусульманские апологеты стараются разрушить этот негативный образ, но пока что они и сами вряд ли признают, что их труды полностью увенчались успехом.


– Не кажется ли вам, что скандалы вокруг РПЦ – одна из причин утраты доверия христиан к своей Церкви, которая приводит к поиску новой веры?

Не бывает такого примитива, что глубоко верующий христианин прочитал скандальную новость в интернете и сорвал с себя крест

– Вероятно, вы знакомы с содержанием Корана и другой исламской литературой. Что, на ваш взгляд, главным образом убеждает людей исповедовать эту религию?

– Большинство исповедует ислам просто по традиции. Для тех, кто хорошо сведущ в своей религии, главным стимулом, по моему мнению, является чувство собственной исключительности, которым наделяет мусульманина его вера.

– Влияет ли на это социально-бытовое устройство мусульман: община (джамаат), где все братья и сестры, что привлекает, например, одиноких людей?

В любом московском храме вам расскажут о мусульманах, которые приходят просить помощи в трудной жизненной ситуации

– В подавляющем большинстве случаев причиной принятия ислама является желание девушки выйти замуж. Хотя бывают и девушки, которые обращают своих женихов-мусульман в Православие. Что касается парней, то в некоторых случаях не община в целом, а конкретная компания сверстников-мусульман может создавать привлекательный образ такой дружной общины. В некоторых случаях это может играть свою роль, особенно в регионах или коллективах, где мусульман большинство, но я бы не стал называть это типичным. Здесь всё не так просто. Я знаю русского парня, который принял ислам, и когда он был успешен, у него было много друзей из мечети. Но когда он лишился работы, машины, семьи, выпал из прежней жизни, все друзья-мусульмане вдруг стали очень заняты, куда-то испарились. В любом московском храме вам расскажут о мусульманах, которые приходят просить помощи в трудной жизненной ситуации. И ссылаются на то, что в мечети им не помогли. Если бы мусульманская община была такой, какой вы ее описали, думаю, таким людям не пришлось бы идти за помощью к христианам. И я знаю не один пример, когда мусульманин принимал крещение, сказав, что нигде не видел такой любви к себе, как в православном храме. Еще больше бывших мусульман вы найдете на некоторых протестантских собраниях в Москве, поскольку протестанты ведут активную миссию среди мигрантов, чего пока нельзя сказать о Православной Церкви.


– Почему существует такое множество трактовок Корана? Зачастую в соседних мечетях прихожане могут изучать два совершенно разных учения. Трудно представить подобное среди католиков, иудеев или православных. Это связано с огромной ролью и авторитетом духовного лидера?

Не существует сейчас в суннитском исламе механизма, который бы заставил признавать, что слушать надо только вот этого муфтия

Верующие – тоже люди, и у них есть право быть защищенными от богохульства

– Вы лично знакомы с православными, принявшими ислам?

– Узнав о том, что кто-то из ваших прихожан планирует стать мусульманином, что вы предпримете?

– Побеседую с ним. Дам почитать литературу. Буду молиться за него.

Крещение троих мусульман

Крещение троих мусульман

– Если бы к вам пришел мусульманин, желающий стать православным, вы бы согласились провести таинство крещения? В вашей практике бывали такие случаи?

На каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина.

– Как диакон, я не могу совершать крещение, это делает священник. Но, к примеру, проводить огласительные беседы (подготовку ко крещению) с бывшими мусульманами, желающими стать православными, мне доводилось. Ничего исключительного здесь нет – на каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина, и каждый священник в более-менее крупном городском приходе имеет опыт крещения мусульман, которые сами пришли ко Христу и попросили принять их в Церковь.

благословит его Аллах и приветствует, сказал:Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в следующем виде:

В другой версии этого хадиса, приводимой аль-Бухари, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Ислам представляет собой совершенный путь жизни, составными частями которого являются чистое вероучение, искреннее поклонение, достойные нравы и возвышенные законы, которые гарантируют каждому обладающему правом соблюдение его прав и защищают жизнь, имущество и честь каждого человека.

Поскольку право является источником и основой решения споров и прекращения препирательств и окончательным установлением, определяющим права и гарантирующим их соблюдение тем, кто ими обладает, в Исламе были разработаны соответствующие основоположения и нормы, которые препятствуют посягательствам и самовластию людей с больными душами и защищают общину от попирания прав и всевозможных притеснений. Лучшим примером этого является рассматриваемый в данной главе хадис, который выдвигает в качестве необходимого условия предоставление аргументов для подтверждения обоснованности исков и определяет, что может считаться приемлемым аргументом для подающих иски и жалобы и выдвигающих обвинения и на что может полагаться судья в попытках установления законных прав в процессе вынесения сообразующегося с ними решения.

Все ученые сходились на том, что под доказательством подразумевается свидетельство, поскольку в большинстве случаев оно обнаруживает истину и подтверждает правдивость истца. Свидетельство используется как метод этого обнаружения и подтверждения, так как оно основывается на видении воочию и личном присутствии.

Доказательства, под которыми подразумеваются свидетельства, могут отличаться друг от друга в зависимости от предмета иска и возможных его последствий. В шариате Всемогущего и Великого Аллаха говорится о четырёх видах свидетельств:

В подобном случае необходимым условием является свидетельство четырёх мужчин, тогда как свидетельство женщины не принимается.

· 4 - Свидетельство о таких женских делах, которые мужчинам неизвестны, например, о родах, девственности, кормлении и так далее. В подобных случаях свидетельства женщин принимаются, даже если вместе с ними не было мужчин, а иногда может быть принято свидетельство и одной женщины, о допустимости чего говорят ханафиты. Аль-Бухари приводит хадис, в котором со слов Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что когда он женился на дочери Абу Ихаба бин Азиза, к нему пришла одна женщина и сказала:

И (после этого) Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека. И никто за исключением этой женщины не говорил Укбе об этом.

Мусульманский судя обязан вынести решение в пользу того человека, о правдивости которого свидетельствуют аргументы, независимо от того, истцом он является или ответчиком. Мудрый шариат объявляет доказательство аргументом истца, и если он приведёт его, то получит право на то, на что претендует. Таким же образом шариат объявляет клятву аргументом ответчика, и если он принесёт её, то будет считаться невиновным в том, в чём его обвинили. Прямые указания на это содержатся в некоторых версиях того хадиса, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Мудрость подобного разделения состоит в том, что обвинитель утверждает, что имело место нечто тайное, а поэтому ему необходим весомый аргумент для выявления этого. Представление свидетелей является таким весомым аргументом, поскольку оно представляет собой свидетельство того, кто не является соперником, и поэтому оно толкуется в пользу истца. Клятва же подобной силой не обладает в силу того, что является заявлением одного из двух соперников. Кроме того, обвиняемый не утверждает, что случилось нечто тайное, и на него распространяется принцип прецумпции невиновности и он не стремится ни к каким изменениям, а поэтому для него подходит не столь сильный аргумент, каковым является клятва, которая толкуется в его пользу.

Если жалоба удовлетворяет всем необходимым условиям судопроизводства, судя выслушивает её. Затем он задаёт ответчику вопрос по существу дела, и если тот подтверждает сказанное, выносит решение не в его пользу, поскольку признание является таким аргументом, который для признавшегося носит обязательный характер. Если же ответчик станет отрицать обвинение, то судя должен потребовать от истца представить необходимые доказательства. В случае их представления судье следует вынести приговор в его пользу, не обращая внимания на утверждения и отрицания ответчика, даже если он будет давать страшные клятвы. Если же истец не сумеет представить необходимые доказательства и потребует, чтобы ответчик дал клятву, судье необходимо взять с него эту клятву, и если он даст её, то будет считаться, что он невиновен, а дело будет закрыто.

Указанием на это являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который однажды сказал человеку, обратившемуся к нему с жалобой:

Итак, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прежде всего спросил истца о доказательствах, а когда выяснилось, что их нет, указал на необходимость принесения клятвы ответчиком. Таким образом, установленным является то, что аргументы истца следует выслушать раньше аргументов ответчика.

Если от ответчика требуют принести клятву, а он отказывается сделать это, в свою очередь требуя от судьи, чтобы клятву принёс истец, после чего он может взять то, на что он претендует, то следует ли выполнять подобное требование?

Некоторые факихи, в том числе и шафииты, считали, что это требование следует выполнить, так как ответчик имеет право на то, чтобы принести клятву и быть оправданным, и если он соглашается на то, чтобы решение о нём приняли на основании клятвы противной стороны, то тем самым он выносит приговор самому себе.

Некоторые другие, например, ханафиты считали, что возвращать клятву истцу не следует, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал обратившемуся к нему с жалобой человеку:

Это является указанием на то, что решение в пользу истца на основании его клятвы вынесено быть не может. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, распределил аргументы, которые могут приводить стороны, выдвигающие претензии друг к другу, сказав:

Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объявил клятву и ей подобные заявления аргументом ответчика, а это указывает на то, что принесение клятвы должно касаться только ответчика. Если же клятвы будут возвращаться к истцам, то некоторые из них отношения к ответчикам иметь не будут, а это противоречит указанию пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно ограничения.

Здесь речь идёт об ответчике, и это указание необходимо выполнять. Разумный и религиозный человек не станет отказываться от выполнения своих обязанностей, а его уклонение от клятвы послужит указанием на его согласие с тем, на что претендует истец, или же на его согласие на то, чтобы предоставить право на это другому, так как дееспособный человек может передать то, на что он имеет право, другому, чтобы на основании этого было вынесено соответствующее решение.

Маликиты и шафииты утверждали, что выносить решение против ответчика по причине уклонения от клятвы не следует, а нужно только вернуть клятву истцу, и если он поклянётся, то необходимо взять то, на что он претендует, в противном же случае этого делать не следует. Их аргументы сводятся к тому, что исходить следует из принципа презумпции невиновности ответчика и его не следует обязывать ни к чему до тех пор, пока не появятся указания на то, что он нарушил права другого. Уклонение подобным указанием не считается, поскольку оно может быть как мерой предохранения себя от принесения ложной клятвы, так и свидетельством опасения принести правдивую клятву, а решение на основании предположений выносить не следует.

Трое имамов - Абу Ханифа, аш-Шафи'и и Ахмад, да смилуется над ними Всевышний Аллах, утверждали, что каждый ответчик должен принести клятву сразу же, как только этого от него потребуют, и в этом случае не следует делать никаких различий между ответчиком и другим лицом. При этом они ссылались на универсальность хадисов, в которых говорится о необходимости принесения клятвы ответчиком.

Его аргумент состоит в том, что необходимо думать об общих интересах, не допуская того, чтобы люди использовали свои жалобы как средство причинения друг другу вреда, что могло бы выразиться в том, что они стали бы безосновательно привлекать к суду кого угодно. Не следует допускать и того, чтобы лишённые стыда люди посягали на людей достойных, тем самым унижая их, таская их по судам с помощью себе подобных или незаконно лишая их имущества.

Если от одного из участников судебного разбирательства потребуется принесение клятвы, то судья должен обязать его поклясться Всевышним Аллахом и никем иным независимо оттого, является ли он мусульманином или нет. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Можно также потребовать поклясться Аллахом Всевышним, который ниспослал Тору Мусе, если человек является иудеем, или же потребовать поклясться Аллахом, ниспославшим Евангелие Исе, если он исповедует христианство, или же поклясться Всевышним Аллахом, который создал человека и придал ему его образ, если человек является идолопоклонником, и так далее.

Если судья или кто-нибудь иной собирается потребовать у кого-либо принесения клятвы, желательно, чтобы он сначала обратился к нему со словами увещания, предостерёг его от ложных клятв и прочитал ему что-нибудь из аятов Корана и хадисов, где говорится о греховности этого.

Если от человека, который знает, что он лжёт, потребуют принести клятву, ему следует признать должное и поостеречься давать клятву, чтобы не навлечь на себя гнев Всевышнего Аллаха и не лишиться Его милости.

Если же он знает, что говорит правду, то ему будет лучше принести клятву, и это, как нам уже известно, может быть и обязательным для него, поскольку Всевышний Аллах узаконил принесение клятвы в подобных случаях, чтобы мусульманин мог уберечь своё имущество от утраты и чтобы лишённые стыда люди не превращали судебные иски в средство незаконного присвоения имущества других людей и не выдвигали против них неправомерных претензий, зная о том, что они могут остерегаться давать клятвы, в результате чего таким людям будет доставаться то, на что они претендуют.

Если истец не в состоянии представить свои доказательства полностью, приведя лишь одного свидетеля, а его иск может быть изнан обоснованным только при наличии двух свидетелей, то можно ли вместо второго свидетеля принять его клятву и вынести решение в его пользу?

Ханафиты считали, что решение на основании показаний одного свидетеля и клятвы не следует выносить ни при каких обстоятельствах, так как по каждому иску необходимо представить доказательства в полном объёме. В противном случае ответчик должен принести клятву, тогда как истец никогда её не приносит. Они ссылаются на слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

Что же касается маликитов, шафиитов и ханбалитов, то они говорили, что если дело касается имущественных прав и всего того, что связано с деньгами, то решение на основании показаний одного свидетеля и клятвы истца принимать можно. В качестве аргумента они используют приводимый Муслимом хадис, в котором со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вынес решение на основании клятвы и показаний одного свидетеля.

Это значит: как же это может быть неправильным, если так делал Али? И это указывает на то, что Али, да будет доволен им Аллах, придерживался того же мнения.

Кроме того, в подобных обстоятельствах судья имеет право потребовать поклясться и свидетелей, чтобы подкрепить их свидетельство и устранить сомнения.

Если судья осведомлен о сути поданного ему иска, он не должен выносить решения, руководствуясь исключительно своими знаниями. Ему следует делать это только на основании явных аргументов, которые представляют ему истец или ответчик, даже если эти аргументы противоречат тем сведениям, которыми он располагает. Основанием для этого является хадис, в котором со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ясно заявляет о том, что он судит на основании того, что он слышит, а не на основании того, что знает. Смысл этих слов состоит в том, чтобы не допустить несправедливости и причинения вреда, лишить плохих судей возможности действовать по собственному произволу и наказывать людей на основании предположений, заявляя, что им известна истинная суть дела, и удалить судопроизводство от влияния обвинений и всего сомнительного, если решение судьи окажется несоответствующим желаниям тяжущихся сторон и они станут обвинять судью в пристрастном отношении, получении взятки и тому подобных вещах. Таковы общие положения фикха.

Если судья располагает средствами подтверждения или отклонения иска, к числу которых относятся явные аргументы наподобие доказательства или клятвы, он выносит решение на основании этого, поскольку, как мы узнали, он должен следовать указаниям, которые представляются ему убедительными, а тот человек, в отношении которого выносится решение, обязан его выполнить. Тем не менее, это решение фактически может оказаться противоправным, например, в тех случаях, когда истец приводит двух лжесвидетелей или когда ответчик даёт ложную клятву. В подобных случаях тому человеку, в пользу которого выносится решение, не разрешается пользоваться этим, если он и сам знает, что не имеет на это права. То же самое относится и к тому, кто проигрывает дело, так как для него не становится запретным то, чего его лишают по суду, если он сам знает, что это для него дозволено и он имеет на это право.

В пример можно привести тот случай, когда два свидетеля лжесвидетельствуют о том, что женщине был дан развод, муж отказывается подтвердить правдивость их показаний относительно развода с ней, но судья выносит решение о том, что их следует развести. В подобном случае этой женщине не разрешается выходить замуж ни за кого, кроме своего первого мужа, так как по шариату Всемогущего и Великого Аллаха она всё ещё является его женой.

Точно также её мужу не запрещается поддерживать с ней супружеские отношения, поскольку фактически oна с ним не разведена.

Основой этого служит содержание вышеупомянутого хадиса Умм Саламы, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил тому человеку, в пользу которого выносится судебное решение, брать то, что ему присудили, если ему самому известно, что он не имеет на это права, и сообщил, что это - часть адского пламени. И он указал, что если человеку присудят что-нибудь, это не станет дозволенным для него, а, следовательно, не является запретным для его противника. Этому решению следуют все четыре мазхаба ислама.

Если судья сделает это, то решение его будет справедливым, и он получит награду за свои действия независимо от того, будет ли он прав или ошибётся, поскольку он сделал всё, что должен был сделать, в стремлении выяснить истину и вынес решение на основании очевидных аргументов и в соответствии с тем, что вменяется ему в обязанность.

Передают со слов Амра бин аль-Аса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Одним из условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы человек мог занимать должность судьи, является знание им того, что является дозволенным и запретным по шариату Всемогущего и Великого Аллаха, а также его способность работать с первоисточниками по исламскому законодательству и извлекать установления шариата, применимые к тем делам, которые к нему попадают. Кроме того, как мы уже знаем, он обязан прилагать все усилия в поисках решения, стремиться к правильному и принимать эти решения на основании того, что он считает верным. Если же человек станет судить, не имея об этом ясного представления и не прилагая соответствующих усилий или же не зная шариата Всемогущего и Великого Аллаха, то он совершит грех, даже если его решение будет соответствовать истине, поскольку это соответствие окажется случайным, и если он один раз что-то сделает правильно, то во всех остальных случаях будет ошибаться. И горе такому судье, который знает истину, но принимает решение вопреки ей за ничтожные мирские блага или под влиянием своих пристрастий, желания отомстить или совершить несправедливость.

Будет ли мусульманин наказан за причинение зла немусульманину?

Вопрос: Существует известный хадис: Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у своих сподвижников:

Относится ли это также и к немусульманину – что мусульманин передаст свои добрые дела немусульманам, которых он обидел?

Общий принцип заключается в том, что угнетенный человек получит добрые дела угнетателя, и когда они закончатся, угнетателю придется взять на себя грехи обиженных им, как указано в хадисе, что вы упомянули в своем вопросе.

Тем не менее, как этот принцип справедливости будет соблюден в День Суда, если мусульманин обидел немусульманина?

Во-первых, мы знаем, что мусульманин будет отвечать за несправедливости, которые он совершил, будь обиженный им мусульманином или немусульманином.

В книге Миркат аль-Мафатих Мулла Али Кари (рахимахуллах) комментирует хадис, где говорится, что даже безрогие овцы потребуют возмездия от рогатого барана. Он пишет, что если возмездие настигнет даже животных, то тем более это касается установления справедливости по отношению к существам, имеющим разум (завиль укуль).

Мауляна Ашраф Али Санави упоминает тонкий момент, касающийся узурпации прав немусульман. Он пишет, что мауляна Касим (рахимахуллах) поясняет, что несправедливо отнимать имущество у немусульман хуже, чем у мусульман (таким же образом дело обстоит с другими грехами, как злословие, клевета). Причина состоит как раз в том, что добрые дела угнетателей будут отданы угнетенным, так что угнетенному мусульманину принесут пользу грехи другого мусульманина по отношению к нему. Так что, если один мусульманин обидит другого, он, можно сказать, окажет ему услугу, подарив ему свои добрые дела. Однако, когда мусульманин угнетает немусульманина, то хотя мусульманин отдаст ему свои добрые дела, они не принесут ему пользы, поскольку его обителью все равно будет Ад.

قال بعض العلماء: إذا تاب المغتاب قبل وصولها تنفعه توبته بلا استحلال من صاحبه فإن بلغت إليه بعد توبته قيل لا تبطل توبته، بل يغفر الله تعالى لهما جميعا للأول بالتوبة وللثاني لما لحقه من المشقة، وقيل بل توبته معلقة فإن مات الثاني قبل بلوغها إليه فتوبته صحيحة، وإن بلغته فلا بل لا بد من الاستحلال والاستغفار، ولو قال بهتانا فلا بد أيضا أن يرجع إلى من تكلم عندهم ويكذب نفسه وتمامه في تبيين المحارم (قوله وإلا شرط بيان كل ما اغتابه به) أي مع الاستغفار والتوبة والمراد أن يبين له ذلك ويعتذر إليه ليسمح عنه بأن يبالغ في الثناء عليه والتودد إليه ويلازم ذلك حتى يطيب قلبه، وإن لم

يطب قلبه كان اعتذاره وتودده حسنة يقابل بها سيئة الغيبة في الآخرة وعليه أن يخلص في الاعتذار، وإلا فهو ذنب آخر ويحتمل أن يبقى لخصمه عليه مطالبة في الآخرة، لأنه لو علم أنه غير مخلص لما رضي به.

Article

Article

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ

Image

Ангелы — это чистые создания Всевышнего Аллаха, занятые исполнением всех тех задач, которые Аллах велит им исполнять. Когда Всевышний объ.

Image

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто совершит двенадцать ракаатов (желательных) намазов в день (помимо фард-намаз.

Image

Месяц Рамадан закончился, и теперь самое время проверить себя – что мы чувствуем по его окончании, печаль или облечение? Люди с крепко.

Image

Приближается месяц Рамадан, поэтому сейчас особенно важно как избегать греха, так и совершать благие дела. О том, каких грехов нужно особ.

Image

Когда человек мстит, он наслаждается кратким моментом удовлетворения. Однако, в конечном счете, он поймет, что упустил прекрасную возможн.

Image

Верующим людям это было известно уже давно – но современные психологи и врачи совсем недавно обнаружили связь между настроем человека и с.

Читайте также: