Можно ли оценить данные законы как правовые обществознание

Обновлено: 18.05.2024

Если исходить из буквального толкования значений этих слов, то право означает совокупность норм, регулирующих общественные отношения, санкционированных государством. Закон же означает нормативный акт ,обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке либо представительным органом государства или же народом, посвященный регулированию наиболее важных отношений.

Таким образом, понятие права гораздо шире понятия закона. Закон выступает лишь одним из источников права наряду со многими другими.

В результате обсуждений этой проблемы возникли две основные школы или направления: естественно-правовая и позитивистская.

Сторонники естественно- правовой школы (Локк,Монтескье) различают дуализм закона и права. Под законом они понимают любое позитивное право, исходящее от государства, а право же представляет собой совокупность идеальных норм, принадлежащих человеческому сознанию от рождения и независящих от внешней социально-политической реальности. Право существует независимо в сознании человека, естественные права принадлежат ему уже от рождения, а не в силу наделения ими человека государством. . Исходя из позиции этой школы, право и закон никогда не совпадают, но законодатель должен включать нормы естественного права в законодательство, чтобы оно приобрело правовой характер. Эта школа закладывает идею внутреннего правосознания человека, но при этом имеет элементы идеологической конструкции и пропадает разница между правом и моралью.

Совершенно противоположной позиции в разрешении вопроса о соотношении права и закона придерживается школа юридического позитивизма(Остин). Ее сторонники воспринимают право как все то позитивное, что исходит от государства. Право-это приказ суверена. Иначе говоря, понятия право и закон отождествляются. Любой закон является правом, а само право состоит исключительно из тех актов, которые принимает государство.

На мой взгляд, понятие закона уже понятия права, он может являться его частью( источником), а может и не являться. Все зависит от правового содержания закона. Лишь тот закон, который является правовым, будет правом. Любой закон, принятый государством не может однозначно считаться правом. Право должно стоять над законом и связывать даже законодателя. Неправовой закон может приниматься и даже действовать, что не делает его правом.

Помимо разрешения дел суды также могут создавать право, осуществляя правосудие. В англо-саксонской системе решения судов являются еще и источниками права, формируя прецеденты. В нашей континентальной системе они не являются источниками, однако постановления пленумов ВАС и Верховного судов являются обязательными для нижестоящих судов и активно применяются при разрешении дел, оказывая большое влияние на судебную практику.

Подводя итоги, можно сказать, что и право, и закон, и правосудие являются самостоятельными, но взаимосвязанными и взаимозависящими институтами, оказывающими очень большое влияние на жизнь общества и состояние правовой системы в целом. И действительно правовым государством является то государство, где существует целостное верховенства права и закона, и независимая и авторитетная система правосудия.

Если исходить из буквального толкования значений этих слов, то право означает совокупность норм, регулирующих общественные отношения, санкционированных государством. Закон же означает нормативный акт ,обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке либо представительным органом государства или же народом, посвященный регулированию наиболее важных отношений.

Таким образом, понятие права гораздо шире понятия закона. Закон выступает лишь одним из источников права наряду со многими другими.

В результате обсуждений этой проблемы возникли две основные школы или направления: естественно-правовая и позитивистская.

Сторонники естественно- правовой школы (Локк,Монтескье) различают дуализм закона и права. Под законом они понимают любое позитивное право, исходящее от государства, а право же представляет собой совокупность идеальных норм, принадлежащих человеческому сознанию от рождения и независящих от внешней социально-политической реальности. Право существует независимо в сознании человека, естественные права принадлежат ему уже от рождения, а не в силу наделения ими человека государством. . Исходя из позиции этой школы, право и закон никогда не совпадают, но законодатель должен включать нормы естественного права в законодательство, чтобы оно приобрело правовой характер. Эта школа закладывает идею внутреннего правосознания человека, но при этом имеет элементы идеологической конструкции и пропадает разница между правом и моралью.

Совершенно противоположной позиции в разрешении вопроса о соотношении права и закона придерживается школа юридического позитивизма(Остин). Ее сторонники воспринимают право как все то позитивное, что исходит от государства. Право-это приказ суверена. Иначе говоря, понятия право и закон отождествляются. Любой закон является правом, а само право состоит исключительно из тех актов, которые принимает государство.

На мой взгляд, понятие закона уже понятия права, он может являться его частью( источником), а может и не являться. Все зависит от правового содержания закона. Лишь тот закон, который является правовым, будет правом. Любой закон, принятый государством не может однозначно считаться правом. Право должно стоять над законом и связывать даже законодателя. Неправовой закон может приниматься и даже действовать, что не делает его правом.

Помимо разрешения дел суды также могут создавать право, осуществляя правосудие. В англо-саксонской системе решения судов являются еще и источниками права, формируя прецеденты. В нашей континентальной системе они не являются источниками, однако постановления пленумов ВАС и Верховного судов являются обязательными для нижестоящих судов и активно применяются при разрешении дел, оказывая большое влияние на судебную практику.

Подводя итоги, можно сказать, что и право, и закон, и правосудие являются самостоятельными, но взаимосвязанными и взаимозависящими институтами, оказывающими очень большое влияние на жизнь общества и состояние правовой системы в целом. И действительно правовым государством является то государство, где существует целостное верховенства права и закона, и независимая и авторитетная система правосудия.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Нормы — это стандарты, образцы, общеобязательные правила поведения человека в обществе.

В обществе существуют нормы:

  • правовые,
  • религиозные – соблюдаются только верующими людьми,
  • этические нормы – нормы культурного поведения,
  • эстетические нормы – отражают законы красоты,
  • технические, санитарные и многие другие.

2.Что такое право и каковы его признаки?

Право – это возможности совершать, осуществлять что- либо, предоставленные государством (например, право на труд, на образование и т.д.).

Право – это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках. Они являются общеобязательным критерием правомерного поведения.

Признаки права:

  • системность и упорядоченность(законы чётко кодифицированы, приведены в систему по отраслям права или по иному другому признаку);
  • нормативность(имеет нормативное закрепление) – норма права;
  • всеобщность и общеобязательность;
  • формальная определённость(то есть существуют соответствующие документы);
  • регулятивность(право регулирует наиболее важные отношения);
  • государственная санкционированность и обеспеченность (право создаётся государством и им же обеспечивается, контролируется в обществе).

3.Каковы функции права?

Функции права – это направления воздействия права на общество.

Специально-юридические:

  • закрепляющая— закрепляет основы существующего строя;
  • регулирующая— вносит порядок в общество, регулирует поведение и деятельность людей;
  • обязывающая— обязывает совершать активные положительные действия, способствует развитию общества;
  • воспитательная— способствует воспитанию, развивая чувство справедливости и добра;
  • оценочная– является критерием правомерного и неправомерного поведения людей, является основанием для применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Общесоциальные:

  • политическая – правовое регулирование всех политических процессов и отношений в обществе;
  • культурно-историческая— сохранение духовных ценностей, передача их из поколения в поколение (справедливость, права человека, демократия и др.);
  • воспитательная– воспитывает, развивая чувство справедливости и добра, необходимости строить отношения по правовым нормам;
  • экономическая – юридически обеспечивает надёжность экономической деятельности;
  • информационная— информирует о нормах поведения и деятельности людей в обществе.

4.В чём сходство и отличие права от морали?

Сходство права и морали:

  • являются сводом правил, норм;
  • главная задача – регулировать общественные отношения.

Отличие права от морали.

  • Право устанавливается государством, мораль формируется в процессе развития общества.
  • Правовые нормы формально выражены, то есть имеются соответствующие юридические документы; нормы морали – это неписаные законы общества, нет документов.
  • В праве выражена воля государства, в нормах морали отражено общественное мнение.
  • Право поддерживается силой государственного принуждения, а внутренний гарант морали — совесть.
  • Праву свойственна конкретность содержания, формулировок; в нормах морали – меньшая конкретность содержания, возможность трактовать по-разному.
  • Право регулирует только основополагающие стороны общественной жизни; мораль регулирует все стороны поведения человека, в любой ситуации (например, отношение к старшим, к женщине и другие).

5.Что такое правовая норма и каковы её виды?

Правовая норма – общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определённых предписаниях, охраняемое органами государства путём контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.

Виды правовых норм в зависимости от назначения:

  • Регулятивные – содержат предписания, предоставляю­щие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.
  • Охранительные — устанавливают и регламен­тируют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты прав.

Виды правовых норм по характеру предписываемых правил.

  • Обязывающие— предписывают лицам совершать определенные положительные действия (обязанность палить налоги, охранять природу и т.д.)
  • Запрещающие– нормы, устанавливающие обязанность лица воздержаться от того или иного действия (это те же запрещающие знаки дорожного движения).
  • Управомочивающие– содержат права на совершение тех или иных действий по желанию человека (например, право на труд, на участие в выборах и др.)

Виды правовых норм по форме предписания:

  • императивные– от правил которых отступать нельзя (это обязывающие и запрещающие нормы);
  • диспозитивные– могут быть изменены по усмотрению сторон, (это управомочивающие нормы).

Виды правовых норм в зависимости от отрасли права:

  • административно-правовые
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • нормы трудового права
  • нормы экологического
  • нормы конституционного и пр.

Виды правовых норм по юридической силе и в зависимости от субъекта, издавшего норму права.

  • Законы. Закон – это норма, т. е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев и обладающее высшей юридической силой.
  • Подзаконные акты— это правотворческие акты компетентных органов. Подзаконные акты – ниже по юридической силе, чем закон. На Федеральном уровне к ним относят: Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, акты Центробанка, министерств и других органов исполнительной власти, постановления палат Федерального Собрания, решения судов
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Другие виды правовых норм:

  • постоянного и временного действия,
  • общего действия (распространяющиеся на всех) и акты ограниченного действия(например, на должностных лиц),
  • акты исключительного действия(в исключительных ситуациях – военное, чрезвычайное положение).

6.Какова структура нормы права?

Структура нормы права:

  • диспозиции – само правило поведения;
  • гипотезы – указания на условия применения норм;
  • санкции– неблагоприятные юридические последствия за неисполнение или нарушение правовой нормы.

Подсказка: если. то…, иначе…

Пример:

  • Если человек переходит дорогу на красный свет светофора ( гипотеза),то нарушает правила для пешеходов ( диспозиция), иначе, в результате чего на него может быть наложен штраф ( санкция).

7.Что такое источники права и каковы они?

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

Источники права:

  • Правовой обычай– это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент— решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт— властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор— правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

8.Что такое система права и каковы её элементы?

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права.

  • Норма права– это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права— совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права– это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

9.Что такое правовая система?

Правовая система охватывает:

  • систему права,
  • источники права,
  • правосознание,
  • юридическую науку в целом,
  • юридическую практику как практику правотворчества.

Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества и в связи с этим носит комплексный характер.

10.Какие правые системы существуют и к какой относится правовая система РФ?

Виды правовых систем.

Романо-германская правовая система (в основе – римское право) (Россия, страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция).

  • Основной источник права – нормативный акт.
  • Высшей юридической силой обладает конституция.
  • Источники права – нормативные акты, договоры, в некоторых случаях правовые обычаи.
  • Право делится на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Очень много терминов произошло от рисского права.
  • Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям и институтам права.
  • Суды лишены права на правотворчество. Суды имеют право толковать законы.

Англо-саксонская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.)

Религиозное право (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм).

  • Построено на религиозных источниках.
  • Общественные отношения регламентируются религиозными нормами.

Социалистическая правовая система (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба).

  • Правовая система чрезвычайно идеологизирована;
  • право декларирует и формально закрепляет власть народа, социальное равенство и справедливость.
  • Роль государства в такой системе — всеобъемлюща.
  • На практике в государствах социалистической правовой семьи утверждается монополизм одной партии, избирательная система и процесс принятия законов начинают обслуживать интересы партийно-государственного аппарата.
  • Жизненно важные вопросы зачастую регулируются не законами, а подзаконными актами, инструкциями, иногда полусекретными или секретными.

Система традиционного (обычного) права (экваториальная Африка и Мадагаскар).


Тип урока: повторительно - обобщающий.

Форма урока: урок - игра.

Учащиеся были заранее проинформированы о проведении игры и ознакомлены с материалом, который нужно повторить.

Учащиеся делятся на две команды. Каждая из них выбирает капитана, который руководит командой в ходе игры.

2. Знакомство с правилами игры.

Игра включает в себя 6 конкурсов. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, за который команда получает 1 условную денежную единицу на свой банковский счет. Сумма баллов, полученных командой за игру, суммируется и влияет на итоговую оценку за урок и на объем домашнего задания.

Учитель: Итак, ребята давайте определим тему нашего урока. В этом мне поможете вы. У вас на столах лежат листы с определениями терминов. Прочитайте определение и назовите термин, о котором идет речь.

Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда – это……….

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения – это …….

Первое слово – это ….(человек) , второе слово …. (закон).

1 Конкурс Права человека.

Командам раздаются контрольные листы с различными ситуациями из сказок. Необходимо определить, о каком праве или нарушении прав сказочного героя идет речь. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции РФ. Время на размышление – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 у.е.

В этих сказках есть ситуации связанные с правами человека.

1. Право на заботу

2. Право на жизнь

3. Право на свободу и свободный труд

4. Право на отдых

5. Право на неприкосновенность жилища.

6. Право на получение бесплатного образования

7. Право на индивидуальность

8. Право на неприкосновенность жилища.

9. Право на жизнь

2 Конкурс Юридическая консультация.

Представьте себе, что к вам пришли за советом и задали несколько вопросов. Ответьте на них. Озвучивать ответы будете по очереди.

1.Ребенком в РФ считается человек в возрасте:

2.Гражданин РФ обладает основными правами и свободами :

г.с рождения

3. При совершении особо тяжких преступлений уголовная ответственность наступает в возрасте:

4.Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:

б) с 10 до 18 лет;

в) с 14 до 18 лет;

г) с 18 до 30 лет.

5. Юридическая ответственность:

а) наступает за нарушение законов;

б) касается только взрослых трудоспособных людей;

в) устанавливается государством;

г) имеет основную цель – устрашение населения.

6. Презумпция невиновности означает, что

а.вина обвиняемого (подсудимого) не доказана в судебном порядке;

б.преступником не рождаются, а становятся;

в.преступление совершено нечаянно;

г.преступление совершено по небрежности

3 Конкурс Знатоки раскрытых преступлений

Вы получаете лист с заданиями и выдержки из статей Уголовного кодекса. Используя документы, выполните все задания, но озвучивать ответы будете по очереди.

1. Тайно проник в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.

2. Ночью, снял колеса, с машины стоящей в соседнем дворе.

3. Взял взаймы 1000 рублей и пообещал вернуть через месяц, но так и не вернул.

4. Схватил шапку с головы прохожего и скрылся.

5. Выходя из автобуса, выхватил сумку у женщины и скрылся

6. Вовлек в азартную игру и обыграл путем обмана

Ответ: Кража, Кража, Мошенничество, Грабеж, Грабеж, Мошенничество.

У вас список органов, занимающихся вопросами правопорядка, соблюдения законности в государстве, оказанием юридической помощи населению:

1. Полиция (Органы внутренних дел)

2. Уголовный розыск

4. Уполномоченный по делам несовершеннолетних

5. Полиция общественной безопасности

6. Налоговая полиция

10. ФСБ ( Федеральная служба безопасности)

Этот конкурс включает в себя 2 вида заданий.

Заполнить схему «Правоохранительные органы РФ (Кластер) – 2 мин.

Назначение которых борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.

Ответьте на вопросы:

1. Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах. (Ответ: полиция общественной безопасности)

2. Основная функция данного органа следить за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. (Ответ: прокуратура)

3. В этом органе государственной власти осуществляется правосудие, т.е. на заседаниях этого органа решается, кто прав в правовых вопросах, а кто виноват и восстанавливается справедливость. (Ответ: суд)

4. Федеральный правоохранительный орган, являющийся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ, выполняющий функцию по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. (Ответ- налоговая полиция)

5.Лицо, помогающее составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них.

6. Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. (Ответ: адвокат)

На дом ребята получили задание подготовить выступление на 1 мин.

Тема выступления:Почему важно соблюдать законы?

Называем слова поочереди, не повторяться. Начинаем с команды набравшей больше очков, побеждает команда назвавшая последней слово.

1. право 2. диво 3. радость 4.вера 5. сор 6. спор

7. дело 8. два 9. ведро 10.вода 11.еда 12. Рот 13. лот 14. Тор 15. лесть 16. сорт 17. пол 18.правовед

Подведение итогов урока ,рефлексия.

Карта самоконтроля учащегося _______________________

2. Момент урока вызвавший интерес

3.Что не понравилось на уроке

5.Самооценка в баллах

Статья 158 Уголовного кодекса РФ. Кража
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества,

-наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 159 Уголовного кодекса РФ. Мошенничество
1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием,

-наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 161 Уголовного кодекса РФ. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества,

-наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет

Статья 158 Уголовного кодекса РФ. Кража
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества,

-наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 159 Уголовного кодекса РФ. Мошенничество
1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием,

-наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 161 Уголовного кодекса РФ. Грабеж

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества,

-наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет


-75%

Закон — это правила, которые:
1) устанавливает государство;
2) нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
3) является основным источником права в странах континентальной правовой семьи .

2. В § 1 учебника среди правил, по которым живут люди в обществе, названы обычаи. В перечне признаков обведи номера тех, которые характерны и для законов, и для обычаев:

1) упорядочивают жизнь
4) облегчают принятие решения
5) за несоблюдение их возможно наказание

Известно, что первые письменные законы многих древних государств представляли собой запись обычаев. Используя выделенные характеристики, объясни этот факт.

Изначально, функцию законов исполняли обычаи.

3. Отметь верные суждения о Конституции РФ.

1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан.
4) Конституция РФ закрепляет основы общественного строя.

4. Почему нарушение законов считают опасным социальным поведением?

Нарушение законов приводит к разрушению системы государственной безопасности, социальных гарантий граждан, нагнетанию напряженности в обществе, моральному разложению в обществе. Но с точки зрения философии, если не будет нарушение законов они не будут совершенствоваться и изменяться с изменением общества.

5. Проанализируй факты.

а) На каменной плите, где выбиты законы царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.), изображён бог Шамаш, передающий свиток Хаммурапи.
б) Согласно Библии, пророк Моисей, взойдя на гору Синай, выслушал повеления Бога и вырезал на двух каменных плитах десять заповедей, по которым должны были жить люди.

1) Напиши, что объединяет эти факты.

В обоих случаях люди получают законы свыше, от Бога. Кстати, это присуще всем древним цивилизациям. Так как законы божественного происхождения, нарушать их - идти против бога, а божественное наказание страшнее человеческого. Зачастую и верховная власть в государстве тоже считалась божественного происхождения, а носитель власти - наместником бога на Земле.

2) Предположи, почему в древние времена существовало такое объяснение происхождения законов.

Указания людей легко опровергнуть. Заповеди Бога не требуют объяснений или доказательств. Они не могут подвергнуться опровержению.
Каменные плита и скрижали подтверждают вечность (или долгое использование) и незыблемость заповедей и закона.

6. Прочитай текст и выполни задания.

Известный афинянин — полководец Фемистокл (около V в. до н. э.) — убедил сограждан создать для успешной борьбы с Персией военный флот, благодаря которому Греция смогла победить в морской битве при Саламине, но был обвинён в предательстве и изгнан из города. Афинянин Аристид (около V в. до н. э.), несмотря на свою репутацию справедливого и неподкупного человека, был заподозрен в желании захватить власть и также был изгнан из Афин.

Что объединяет все эти факты? Почему именно известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан?

Эти факты объединяет одинаковое решение, вынесенное судом в отношении двух людей, якобы заподозренных в желании захвата власти. Известные люди иногда оказывались под подозрением у своих сограждан, потому что, по их мнению, имея широкие полномочия, они, видя своё преимущество, могли пойти на всё, что угодно.

С одной стороны, афинский суд не всегда был справедлив по отношению к тем, кто сделал так много добра своей родине, но, с другой стороны, факты свидетельствуют, что афинское судопроизводство основывалось на принципах справедливости. Есть ли в этом противоречие? Поясни свой ответ.

В древнем праве справедливость всегда рассматривалась как законность. Сейчас есть специальное понятие - целесообразность, тогда такого не было. Афины были мощным городом. Такие города назывались полисами. Интересы города-государства стояли выше интересов личности и человека. Возьмем пример Платона - философа. Его казнили (дали выпить яд) за то, что он якобы пропагандировал единобожие (Бог вместо многочисленных греческих богов: Зевса, Афродиты, Меркурия). Были защищены интересы Афин. Но справедливо ли это с нашей точки зрения? Думается, что нет.
С точки зрения того времени противоречия нет.
С точки зрения современного судопроизводства противоречие можно найти в самом принципе демократии, когда мнения не совсем компетентных людей или не совсем честных принималось за справедливое решение.

7. Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

8. Сформулируй несколько общих правил, которые должен соблюдать каждый законопослушный гражданин.

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Читайте также: