Можно ли ногайскую орду отнести к наследникам золотой орды

Обновлено: 17.05.2024

Все нации, народы, племена знают, что такое родина, у всех есть своя территория, все государства создавались как совет, вече, рада, как объединение территориальной общины, а Орда – нет! У Орды есть только царь - хан, который повелевает и Орда исполняет его повеление. Кто отказывается его повеление исполнять умирает, кто вымаливает у Орды жизнь – получает ее, но взамен отдает свою душу, свое достоинство, свою честь.



→ Да, мы наследники Золотой Орды!

Орда - это феномен, аналогов которому, в истории попросту нет. По своей сути Орда это союз, объединение, но не страна, не местность, не территория. У Орды нет корней, у Орды нет родины, у Орды нет границ, у Орды нет титульной нации.

Орду создал не народ, не нация, Орду создал один человек - Чингисхан.

Он один придумал систему подчинения, согласно которой ты можешь или умереть или стать частью Орды, и вместе с ней грабить, убивать и насиловать! Именно поэтому Орда это взброд, объединение преступников, негодяев и подлецов, равных которым нет. Орда это армия людей, которые перед страхом смерти готовы продать свою родину, свою семью, свою фамилию, свою нацию, и вместе с такими же как и он ордынцами и дальше нести страх, ужас, боль, другим народам.

Россия – правопреемница Золотой Орды

Двуглавая птица - герб Золотой Орды

Русское (московитское) протогосударство было такой же частью Орды, как Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Узбекский улус, на руинах которого возникли Ногайская Орда, Казахское и Сибирское на Тоболе, Хивинское ханства. Де-юре Россия окончательно вышла из-под контроля Орды только в начале XVIII века, когда Пётр I прекратил выплату дани Крымскому ханству (самому сильному осколку Орды до того времени). Т.е. с этого момента Россия становится единственным правопреемником Орды.

То, что останки Киевской Руси (см. Историческая правда о Руси и русинах) и Золотой Орды существовали в своеобразном симбиозе, это основа не только евразийской теории (возникшей в первой трети ХХ века), но и система мировоззрения множества российских историков. Поэтому Геннадий Александрович Тюньдешев (Харамоос), доцент Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат юридических наук, в своей книге лишь систематизировал эти теории.

Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя государственным языком теперь является русский (смесь славянского с тюркским), о языке основателя Российской империи тнапоминают термины в названиях институтов государственной власти и права как: казначейство, таможня, закон, деньги, Боярская Дума, ямская служба, кара, караул и т.д. Благодаря хану Батыю воины и пастухи степей стали жителями городов – чиновниками, купцами, промышленниками, ремесленниками, владельцами земли и земледельцами, строителями дорог, караван-сараев, больниц и школ. В русском же языке об этом нам напоминают следующие слова: книга, карандаш, учитель, учёный, час и т.д.

Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны Русь имела в лице метрополии, каковой для нее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство. Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, приёмного сына и фаворита Бату-хана был, видимо, сделан исходя из теории наименьшего зла, в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящён русской православной церковью, и причисление Александра Невского к лику православных святых наглядное тому подтверждение.

Благоверный князь Александр Невский умоляет хана Батыя пощадить землю Русскую. Раскрашенная гравюра XIX в.

https://pbs.twimg.com/media/CoeKSbSXYAATMlq.jpg


Монеты Московского каганата. С арабской вязью.

Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохи последующих поколений, например, московский князь Иван Калита, что было должным образом оценено ордынской властью, когда после подавления антиордынского восстания в Твери за активное участие в этом деянии Калита стал великим князем всея Руси по воле золотоордынского хана.

Традиции Золотой Орды надолго укоренились в жизни России. Многие законы и элементы культуры Золотой Орды были настолько прочны, что существовали не только в эпоху немецких царей России, но и дожили до наших дней.

Языком московской бюрократии был некий мета-тюркский язык — транслитерированная калька тюрко-татарских формул и форм. По-видимому, московские бюрократические бумаги следовали некоему ордынскому формату, вплоть до их художественного оформления.

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган народного представительства — так называемый курултай. В нём участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Сегодня почти полный его аналог – Государственная Дума.

«С правления хана Удэгэя началось китайское влияние на систему управления государством, подмена права конфуцианством.

В Тюрко-Монгольском государстве стал доминировать «тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течении веков, и, соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества – это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.

Поэтому, эти исторические факторы усугубляли неприязнь к закону. Кроме того, есть и другие факторы, «среди них на первом плане плохая (умышлено плохая) организация правосудия, что отнюдь не волнует власти.

История Ногайской Орды: как родилась великая степная держава

Фото: Ногайские татары. Христиан Гейслер. 1804

Апогей могущества Ногайской Орды пришелся на вторую четверть XVI столетия, после чего происходит постепенное ее ослабление и в конце концов распад. Многочисленное население, огромное конное ополчение, дипломатическое искусство правителей, контроль над торговыми путями — эти и другие факторы превращали заволжскую Орду в важнейший фактор международных отношений Средневековья. С мнением ее правителей-биев и наиболее влиятельных аристократов–мирз считались в Москве и Бахчисарае, перед ними заискивали татарские правители Казани, Астрахани и Сибири. Казахское ханство (также один из наследников Золотой Орды) долгое время находилось в зависимости от ногаев. Сегодня мы расскажем об общественном устройстве и военном деле Ногайской Орды.

Социальная структура Ногайской Орды

Ногайская Орда так же, как и другие государства — наследники Золотой Орды, имела во многом подобное Великому Улусу внутреннее устройство. Принципиальным для средневековой Восточной Европы отличием ее от других татарских ханств было то, что во главе государства находился правитель не из рода Чингисхана, не потомок Джучи. Соответственно, он не имел права называться ханом (и не назывался таковым никогда). Правителями Орды являлись потомки легендарного золотооордынского военачальника Идиге (Едигей в русских летописях), являвшегося представителем одного из кланов золотоордынской элиты — Мангыт. Поэтому и сама Ногайская Орда в XV—XVI веках часто называлась современниками-мусульманами Мангытским Юртом (тат. — дом, жилище).

Исторические обстоятельства привели лидера клана Мангыт — Идиге к подножию джучидского трона. После многолетней эпопеи стычек и миграций Идигеев эль получил приоритет в Деште-и-Кипчаке — всей половецкой степи. Между Волгой и Эмбой образовался Мангытский Юрт. Формально мангыты, как и прочие племена, являлись подданными джучидских ханов. Однако в конце XV — начале XVI веков ногайский правитель Муса сперва фактически, а затем и формально избавился от опеки вышестоящих правителей, став самостоятельным государем. Мангытская знать начала открыто претендовать на управление всеми кочевниками. Во главе всех племенных союзов отныне встали мирзы из правящего эля Мангыт. Поэтому ногаи и звались мангытами почти повсеместно на Востоке.

Исследователь Вадим Трепавлов пришел к выводу, что всего в Ногайской Орде в изучаемый период проживало от 720 до 960 тысяч человек. После ряда смут конца XVI — начала XVII веков Большая Ногайская Орда обладала 320-тысячным населением.


Карта Московии, опубликованная Герберштейном в 1549 году

Военное дело у ногаев

Отряды состояли обычно из жителей одного племенного союза. Если же мирзы на съездах решали охранять границу силами всей Орды, то некоторые из них во главе своих элей назначались в охранное войско — караул, а в случае ожидания атаки противника образовывали еще и авангардное войско — чардаул (яртаул).


Защитные доспехи легендарных батыров следующие: шлемы (тувылга); разного рода кольчуги с металлическими рукавами (темир кон, кюбе, аймавыт, берен, савыт) и без рукавов (енсиз); наплечники (куявке); щиты (калкан), войлочные рубахи, надеваемые под кольчугу (тегелей, тегелей кенебек). Металлические доспехи изготавливались из стали, реже из железа.

К этому перечню стоит добавить панцири, которые, разумеется, были доступны только очень богатым мирзам. В целом оружие было весьма дорогим удовольствием.


Комплекс вооружения у ногаев не отличался оригинальностью по сравнению с прочими кочевниками Средневековья

В целом ногаи в XV—XVI веках на общемировом фоне развития военного дела выглядели достойно, заключает В.В. Трепавлов. Их мобильная конница, состоявшая из непревзойденных лучников, копейщиков и сабельных бойцов, представляла собой грозную силу. С ней считались и пытались ее использовать все окрестные правители. Яркий пример — настойчивые уговоры ногаев московским правительством принять участие в войнах с поляками и немцами.

Продолжение следует

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

Узбек-хан владел монгольским и тюркским языками. Мусульманские авторы характеризуют его как человека красивой наружности, прекрасного нрава, отличавшегося доблестью и отвагой, соединенными с проницательностью, почтительным отношением к законам и постановлениям Чингиз-хана (йаса ва йусун).
Приход к власти молодого царевича Узбека был подготовлен теми кругами Чингизидов и тюрко-монгольской кочевой аристократии, которые стояли за исламизацию и централизацию государства. Узбек-хан оправдал их надежды вполне. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь лишь три обстоятельства времени правления Узбек-хана.

1. В 1321 г. Узбек-хан принял ислам, а заодно мусульманское имя — Мухаммад, стал именоваться Султаном Мухаммадом Узбек-ханом и объявил ислам официальной религией Золотоордынского государства (подробнее см. дальше).

2. В мусульманских источниках при описании событий 1335 г. в Золотой Орде впервые появляется слово узбекийан (узбекцы, узбековцы) и словосочетание мамлакат-и узбеки (государство узбековцев). Постепенно имя мусульманского правителя Золотой Орды Узбек-хана становится собирательным названием разноплеменного населения Джучиева Улуса.

3. При правлении Узбек-хана происходит усиление ханской власти, рост политической централизации, возникновение новых городов, одним из которых был Сарай ал-Джадид (остатки его находятся у с. Царев Волгоградской обл.), ставший второй столицей Золотоордынского государства. Узбек-хан, мусульманин-суннит, был похоронен как раз в Сарае ал-Джадиде, разрушенном в 1395 г. войсками эмира Тимура.

Политика физического уничтожения султанов (с XIV в. в Улусе Джучи и в Чагатайском улусе слово султан стало титулом каждого представителя династии, происходившей от Чингиз-хана) привела к тому, что после гибели в 1359 г. Бердибека не осталось представителей ветви Джучидов, ведущих свое родство по прямой линии от Бату. В Золотой Орде начинается полоса смут и дворцовых переворотов: в 60–70-е гг. XIV в. власть в государстве потомков Джучи захватывали многие, и одни из них правили полгода, другие — год, лишь некоторые — два, самое большее — три года. В этой борьбе за верховную власть в Улусе Джучи активное участие приняли потомки Орды и Тукай-Тимура, т. е. султаны Кок-Орды (Восточной Орды), постепенно захватывая Сарай, столицу Золотой Орды, все на больший и больший срок.

После смерти Бердибека, последнего золотоордынского хана из дома Бату, от Золотой Орды отделились и султаны Кок-Орды, власть которых распространялась на все юго-восточные пределы Джучиева Улуса. Западная Орда (Ак-Орда) раскололась на несколько самостоятельных частей: Нижнее Поволжье контролировалось сарайскими ханами, Причерноморье и Крым — эмиром Мамаем, Волжская Болгария — царевичем Булат-Тимуром, а затем Асаном и т. д.

В середине семидесятых годов XIV в. глава Кок-Орды (Восточной Орды) Урус-хан (ум. 1377) выступил в качестве объединителя всего Джучиева Улуса. Хотя ему удалось захватить столицу Золотой Орды, город Сарай, удержать верховную власть он не сумел и в 777/1375–1376 г. вновь вернулся на берега Сырдарьи, в свои коренные владения. То, что не сумел сделать Урус-хан, потомок Орды, осуществил в восьмидесятых годах XIV в. другой представитель Кок-Орды — молодой мангышлакский царевич Токтамыш, потомок Тукай-Тимура, сына Джучи.

Историческая судьба всех вышеперечисленных политических образований оказалась тесно связанной с судьбой Руси — России, которая, во второй половине XV в. полностью освободившись от монголо-татарского ига, в XVI столетии превратилась в сильное государство с центром в Москве. Взаимодействие России с политическими наследниками Золотоордынского государства привело к тому, что все они (каждый в свое время) были включены в состав Русского государства. Вот основная хронология этого включения и постепенного превращения Московского царства в многонациональную и поликонфессиональную Российскую державу с обширными азиатскими владениями к востоку, югу и юго-востоку от ядра собственно Русского государства.

2 октября 1552 г. после двухмесячной осады русские войска во главе с Иваном Грозным заняли Казань, и закончилось самостоятельное существование Казанского ханства, основателем которого считается Джучид Улуг-Мухаммад-хан (ум. 1446). Ликвидация Казанского ханства, соприкасавшегося с восточными границами Московского царства, предопределила судьбу Астраханского ханства — страны, управляемой потомками Тукай-Тимура, сына Джучи. В августе 1556 г. Астрахань (собственно — Хаджжи-Тархан) была завоевана русскими войсками, и Астраханское ханство перестало существовать.

Так в 1552–1556 гг. все Среднее и Нижнее Поволжье было присоединено к России и для управления этой новой территорией создан так называемый Казанский приказ — учреждение, ведавшее всеми вопросами административного, военного, финансового, а также судебного характера в присоединенных владениях.

Из всех этнополитических образований Джучидов постзолотоордынского периода дольше всего просуществовало именно государство казахских султанов, а также Крымское ханство. Конец владычеству в Крыму династии Гиреев (названной так по имени ее основателя Хаджжи-Гирея, потомка Тукай-Тимура, сына Джучи) и присоединение полуострова к Российской империи относятся к 1783 г.; один из последних ханов, Шагин-Гирей, был казнен турками на острове Родос в 1787 г., а последний из Гиреев, носивший титул хана, Бахт-Гирей, умер в январе 1801 г. на острове Митилена в Средиземном море. Присоединение Казахстана к России, начавшееся в тридцатые годы XVIII в., по ряду причин затянулось на многие десятилетия и закончилось лишь в шестидесятых годах XIX столетия.

Примечательно, что расширение сферы Российского государства на юг (до Черного моря и Кавказа включительно), восток (до Тихого океана) и юго-восток (до Средней Азии и Казахстана включительно) сопровождалось мощным миграционным потоком русского населения на новые земли. Так что со второй половины XVI в. начинается эпоха российской многонациональной и поликонфессиональной государственности, а заодно и новый опыт военно-политической, социально-экономической и т. п. интеграции евразийского пространства — русско-тюркского (XVI–XX вв.), вместо прежнего монголо-тюркского (XIII–XV вв.).

Как было сказано выше, Золотая Орда, испытывая со второй половины XIV в. постоянные внутренние неурядицы (борьба за ханский престол царевичей чингисидов) и разрушительное внешнее воздействие (походы Темура), не справилась с децентрализующими тенденциями. В известной мере можно было сказать, что Золотой Орды в прежнем смысле уже не было. Едигей был последним из золотоордынских правителей, кто не только стремился, но одно время и на деле осуществлял былое великодержавие монгольской власти в Восточной Европе.

Золотая Орда в эти годы смуты и политической анархии, почти хаоса, все больше теряла свои позиции в оседлых, земледельческих районах. В частности, Хорезм при темуридах ушел второй раз из рук золотоордынских ханов, и на этот раз навсегда. Хорезм был процветающей областью с высокоразвитым сельским хозяйством, большими торговыми городами и, главное, с огромной местной и транзитной торговлей. Через Хорезм проходили караванные пути в Центральную Азию, Иран, Монголию и Китай. Переход Хорезма в руки темуридов ставил крест на той торговле, которую, по-видимому, собирался возродить Едигей и которая в дотемуровские времена была одним из главных источников богатства ханской казны и золотоордынских купцов.

В связи с падением городской жизни и упадком земледелия в культурных областях не мог в эти годы не усилиться и кочевой сектор Золотоордынского государства. Именно в этой обстановке и подняли головы вожди отдельных мелких тюрко-монгольских улусов.

Власть на любой части Золотой Орды оценивалась, прежде всего, по тому, что мог такой правитель получить с подвластных ему городов и селений. К доходным статьям относили тюрко-монгоольские правители и набеги против русских, литовских, польских пограничных владений. Пока в Золотой Орде была твердая власть ханов, население четко знало – кому, когда и сколько требовалось заплатить. В периоды же смут и феодального хаоса никто не знал, какие выплаты ему предстоят. Земледельческие области переходили из рук в руки. Междоусобная борьба разрушала производительные силы, население беднело, продукция труда крестьян и ремесленников уменьшалась, требования сменяющихся правителей росли. Экономика переживала кризис.

Чтобы понять самый ход политических событий в Восточной Европе в связи с распадом Золотой Орды, следует хотя бы в самых кратких чертах представить, как относились к этому процессу соседние с ней государства.

Центральная Азия находилась в течение всего XV в. в руках темуридов, мало интересовалась тюрко-монголами Юго-Восточной Европы и все свое внимание сосредотачивала на отношениях с белоордынскими кочевниками – узбеками. Основная задача темуридов, начиная с Улугбека (1409–1449 гг.), заключалась в том, чтобы предохранить оседлые области от набегов.

Иное дело – западные и северо-западные соседи Золотой Орды. Москва, Литва и Польша были уже не те, что в ХIV в. Вместе с ростом производительных сил, а также общественным и политическим развитием в первой половине ХV в. они начали держать себя увереннее в отношении тюрко-монголов, присматриваясь к слабым сторонам их политической жизни и изыскивая возможности использования тюрко-монголов в своих интересах.

В противоположность Золотой Орде, Московское княжество начиная с середины ХV в. начало усиливаться. Этому способствовали особо удачные обстоятельства. Например, при великом князе Московском Василии Темном на русской земле образовалось Касимовское ханство. Московские князья приобрели хана с войском – верного, надежного союзника, который участвовал во всех сражениях на стороне русских.

При распаде Золотая Орда утратила свою военную мощь, что привело к дележу ее вооруженных сил. Каждый хан, уходя из-под власти главного хана, уводил с собой племя и часть войск. В это смутное время были такие эмиры и беки, которые не знали, к какой из враждующих сторон им примкнуть, и тогда они, не входя ни в одно из образовавшихся ханств, уводили свое племя и войско туда, где границы ханств еще не были четко отмечены. Обычно это было на границах Крымского ханства и Большой Орды, в районе рек Дона, Днепра и г. Азова, Большой и Ногайской Орд, в районе рек Волги и Яика, на границах Сибирского и Казахского ханств. Тюрко-монголы называли их казаками. Казаки сначала кочевали со своим племенем и были независимы, но когда ханы хотели их взять под свою власть, то они объединялись в отряды и казацкие орды для отпора ханским войскам. Казакам и самим были чужды военные походы для захвата добычи, потому что с распадом Золотой Орды в пределы русских княжеств в поисках военной службы хлынуло большое количество тюрко-монголов со своими беками. Шли они в эти княжества как к своим союзникам, так как считали их одним из бывших улусов Золотой Орды.

Московские князья, особенно начиная с Ивана III, принимали на службу в свое войско тюрков-казаков. Русские сначала называли их служилыми татарами, а затем стали называть казаками. Появившиеся в пределах Москвы со своими беками (атаманами), казаки говорили на тюркском языке, что производило впечатление, будто Москва наполнилась тюрками и слышна только тюркская речь.

Что касается северо-западных соседей, то Витовту, правителю Литовскому тюрко-монголы, в период распада Золотой Орды были полезны. Конечно, он не хотел восстановления могущественной Золотой Орды эпохи Узбек-хана, однако тюрко-монгольские враждующие улусы были ему на руку, так как в их составе всегда можно найти ярых охотников до грабительского набега на московские области. Такова же, по существу, была и точка рения господствующего класса тогдашней Польши.

Распад Золотой Орды на самостоятельные орды и ханства – это завершение той игры центробежных феодальных сил, которая в свой круговорот захватила полукочевых и кочевых феодалов в лице принцев, ханов, эмиров и прочих влиятельных лиц. Первые такого рода сложившиеся государственные образования появляются в конце первой трети XV в.

Основным преемником Золотой Орды была Большая Орда, располагавшаяся в Нижнем Поволжье. Именно отношения России с этим государственным образованием и привели к событиям, известным как свержение тюрко-монгольского ига. Уже в 80-х гг. XV в. это государственное объединение не представляло сколько-нибудь серьезную угрозу для Русского государства и использовалось лишь до поры до времени в качестве противовеса усиливающемуся Крымскому ханству.

По мере распада Золотоордынского государства выделились следующие крупные государственные объединения: Ногайская Орда, Казанское ханство, Крымское ханство, Касимовское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Узбекское ханство, Казахское ханство, – каждое из которых, став самостоятельным, было достаточно сильным. Остановимся на наиболее значительных, на наш взгляд, государствах – преемниках Золотой Орды, которые сыграли важную роль в гео политике Евразии XV–XVIII вв.

Влияние Золотой Орды на Русь

Русь несколько веков находилась в Монголосфере, которая охватывала Китай и Ближний Восток.

Одним из наиболее главных утверждений русских евразийцев считается тезис о преемственности между Россией и Золотой Ордой – государством монголо-татар, существовавшим в Евразии с XIII по XVI век. Об этом говорили даже их противники — историки-западники XIX века такие как Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев, которые и создали миф об исключительно европейском характере русской культуры.

По Карамзину, именно подчинение монголам превратило русских князей в раздробленной конфедерации удельной Руси в самодержавных владык.

Так что же русские, русская культура и российское государство переняли от Золотой Орды?

Россия – геополитическая наследница Монгольской империи и Орды

Прежде всего, неоспоримо, что Московская Русь, Российская империя, СССР и современная Россия – геополитические наследники Монгольской империи и Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Двуглавый орёл - геральдический символ государства Российского. Ему 530 лет. Датируется временем правления Ивана III после его женитьбы на Зое Палеолог.

В правление Василия III распалась Золотая Орда и образовалось Московское княжество (Русское государство), в которое помимо самого Московского княжества вошли Рязань, Смоленск, Псков.

Как справедливо замечали Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий, московские цари, начиная с Ивана Грозного, стали собирать земли бывшей Золотой Орды. Трубецкой даже эпатажно заявлял: в XVI веке ханская ставка переехала из Сарая в Москву.

Влияние Золотой Орды на Русь

В Золотой Орде двуглавый орёл встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века

Действительно, московские цари присоединили где военным путём, а где и мирно к России Казань, Астрахань, Башкирию, Сибирь, а всё это – бывшие ордынские улусы. Екатерина присоединила Крымское ханство, при Александре Первом в состав России вошли казахи (Синяя Орда), Николай Первый вёл войны на Кавказе, как ранее вели такие же войны и там же ордынские ханы и темники, а Александр Третий присоединил Среднюю Азию, входившую ранее в Улус Джучи. Затем с 1919, когда красная Россия стала федераций благодаря вхождению в неё Башкирской республики, собирателями ордынских земель выступили Ленин и Сталин (Сталин вёл военную операцию в Средней Азии до середины 1930-х). Ельцин – разрушитель СССР, всё же не дал отпасть от РФ Татарии, Башкирии и Кавказу – древним ордынским землям, а Путин в 2014 году вернул в состав России Крым – некогда территорию Крымского ханства, и ещё в 2001 году был создан ЕАЭС, куда входят Казахстан и Киргизия, сегодня уже открыто объявляющие себя наследниками Орды.

Иначе говоря, 5 веков российской истории заставляет русских самодержцев примерять шапку Мономаха, которая, как доказал историк Г.В. Вернадский, на самом деле пришла не из Византии, а досталась Ивану Третьему от ордынского хана Узбека, дочь которого (в крещении Агафья) вышла замуж за князя Юрия Даниловича, брата Калиты.

Политическая преемственность

Но кроме геополитической, есть и политическая преемственность. Русская политическая традиция начинается с Орды.

Влияние Золотой Орды на Русь

Безусловно, специфика российской политической парадигмы – сильная единоличная, самодержавная власть, будь то царя, императора, генсека, президента. Традицию эту обычно отсчитывают с XVI века, с Ивана Грозного, который объявил себя первым русским царём (царём всея Руси). Но, строго говоря, русские летописи сообщают о царях ещё задолго до Ивана, царями там называются ханы Золотой Орды: Бату, Сартак, Озбэг (Узбек) и т.д.

Влияние Золотой Орды на Русь

Вплоть до XVII века на царских приемах в Московском кремле перед царём лежали три короны – Московская, Казанская и Астраханская, а позади его трона стояли татарские царевичи, символизируя связь Рюриковичей и Чингисидов.

Само русское престолонаследие было почерпнуто русскими князьями с принципа властенаследия Чингисидов по крови. Кньзья видели, что только чингисиды наследовали высшую власть в улусах, и только их потомки носили родовой титул Чингисидов.

Благожелательное отношение к другим народам

Задолго до евразийцев А.Ф. Рихтер писал, что русские переняли у ордынцев благожелательное отношение к другим народам, к их религиям, невмешательство в их дела.

Джувейни сообщает, что:

В изложении Ясы от Макризи отмечается, что:

Влияние Золотой Орды на Русь

Золотая Орда была интернациональным государством, которое было признано тогдашним международным сообществом, то есть было, как бы сейчас выразились, законным субъектом международного, хоть тогда ещё неписаного, права.

Логистика

Влияние Золотой Орды на Русь

Марко Поло, который посетил Монгольскую империю при хане Хубилае, писал:

При Иване Третьем ямская система приобрела государственное значение. В XVI веке был даже создан особый Ямской приказ, а в XVII веке ямские станции покрыли все царство, включая Сибирь и земли Украины и Белоруссии.

Ямская служба оставила глубокий отпечаток в русской культуре: образ ямщика имеется во многих классических произведениях русской литературы (от Пушкина до Толстого), писатели и поэты подчёркивали тоскливый, монотонный характер песен ямщиков, что сближает их с протяжными степными монгольскими песнями.

Финансы

Влияние Золотой Орды на Русь

Влияние Золотой Орды на Русь

Финансово-фискальная система монголов была так чётко отлажена, что князь Дмитрий Донской, завоевав в 1377 г. волжских булгар, просто взял и в город Булгар послал русских чиновников со штатом писцов, как монголы отправляли на Русь баскаков. Впоследствии налоговую службу на манер ордынской учредил во всём царстве Иван Грозный.

В завершение рассказа об экономике заметим: до монголов русские князья были правителями, но не владельцами земель, кроме своей вотчины. Войдя в Орду, русские с удивлением узнали, что Великий Хан – и правитель, и владелец всей земли в государстве, и он дарует право своим подданным владеть или пользоваться участками земли. Через 3 столетия, когда Иван Грозный провозгласил себя царём всея Руси, он так же заявил о своем праве на все земли, и вотчинные, и поместные.

Военное дело

Обратимся теперь к влиянию Орды на военное дело Руси. До монгольского нашествия войско русичей не имело централизованного управления. Все вопросы решал совет князей, где иногда разгорались жаркие споры, ведь одни князья не желали подчиняться другим. Ядром войска была княжеская дружина, и князь со своею дружиной стремился в гущу боя, на передний край. Лошади были дороги и редки, кавалерии почти не было (на конях были только князь и его приближенные). Дружинники были вооружены длинными мечами (на европейский манер), и вообще в ведении войны многое сохранялось от варягов – предков Рюриковичей.

При встрече с войсками Батыя русичи убедились в несовершенстве такого войска. Монгольская армия управлялась ханом (нойоном), который вообще не принимал участия в сражении. Он отдавал приказы темникам, которые стояли в тылу и управляли боевыми подразделениями издали, их приказы передавались при помощи сигнальных костров и барабанов.

Влияние Золотой Орды на Русь

Невыполнение приказа влекло за собой казнь командира и каждого десятого в подразделении. Решающую роль в бою играла кавалерия, всадники были вооружены кривыми монгольскими саблями.

Весь период ордынского владычества русские князья были вынуждены участвовать в военных экспедициях монголов, и так они переняли монгольское военное искусство и в последствии их же им и победили.

Дмитрий Донской победил Мамая, потому что его войско копировало войско Батыя, а войско Мамая потерпело поражение, потому что превратилось в разрозненные разбойничьи отряды. К тому времени, как отмечал историк Омари, в улусе Джучиевом внуки и правнуки мудрых монгольских ханов растворились в кыпчаках и пропала былая дисциплина, Орда пришла в упадок.

Влияние Золотой Орды на Русь

Язык, культура, быт

Закончить этот рассказ о влиянии Орды на Русь можно обращением к языку, культуре, быту. Множество слов, особенно касающихся финансовой сферы, попали в русский язык из тюркского языка (неофициального языка Орды, ибо монголы составляли лишь немногочисленную верхушку).

По оценкам разных лингвистов, тюркизмы составляют до 5% словарного состава русского языка, причем многие пришли в русский язык уже в постордынский период. Через тюркские языки русский обогатился персизмами и арабизмами. Меньше говорят о восточных корнях русской традиционной одежды (эпохи Московского допетровского царства). Длинные шапки, которые бояре не снимали даже в присутствии царя, пришли через монголов с Дальнего Востока. Кафтан, башмаки, колпак, халат, кушак, зипун – эти слова, равно как и предметы, которые они обозначают, – тюркского происхождения.

Влияние Золотой Орды на Русь

Обилие ковров, накидок, подстилок в русских домах – тоже восточное влияние, оно сохранилось до сих пор, а в годы СССР ковры в квартирах считались знаком благополучия.

Впрочем, это же можно сказать отчасти и об одежде. Проницательный Эдуард Лимонов, вернувшись из Европы, заметил, что русский обычай ходить дома в тренировочных штанах удивил его и заставил подумать, что русские всё же восточный народ, раз так любят это подобие турецких шароваров.

Конечно, этим влияние Орды на Русь и русскую культуру не исчерпывается. Это только отдельные факты, но и они заставляют нас задуматься о восточных корнях нашей культуры и цивилизации.

Читайте также: