Можно ли не здороваться с начальником

Обновлено: 16.05.2024

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в служебном общении с руководителем.

- Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

- Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

- Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Не менее важным является и соблюдение этикета в отношениях подчиненного к начальнику.

Этикет базируется на исполнительности, уважении к старшему по званию, дисциплинированности.

Необходима также точность и аккуратность.

Такт и предупредительность также важны, поскольку, как правило, начальник старше по возрасту.

Поэтому подчиненный должен пропустить начальника вперед, уступить ему место, взять на себя более тяжелую физическую часть работы.

В данном случае предупредительность не имеет ничего общего с угодливостью. Она нацелена на интересы дела.

Необходимо беречь время начальника, не злоупотреблять вниманием, не затягивать с ним разговор. Ведь деликатный руководитель ни в коем случае не прервет разговор, не станет как бы невзначай смотреть на часы.

Если Вы столкнулись с руководителем в коридоре во время его серьезной беседы с другими руководителями, необходимо кратко поздороваться и пройти мимо, если же Ваш руководитель протянул Вам руку, ответьте на приветствие (во время приветствия за руку всегда первым руку протягивает начальник).

Следует ли стучать в дверь кабинета руководителя, прежде чем войти?Принято считать, что стучать не нужно. И все же правильнее было бы стучать, и вот почему: каждый человек имеет как бы два лица – для себя и для окружающих. Руководитель, находясь в кабинете один, может слегка расслабить мускулатуру лица и тела, и есть риск застать его в таком виде, не предназначенном для глаз окружающих.

Почему же в таком случае действует прямо противоположная норма? Думается, что здесь основную роль сыграло то, что большинство руководителей не любят стука и считают, что в основе такого поведения лежит неуверенность подчиненного в том, чем занят руководитель в данный момент.

Нужно ли вставать, когда входит руководитель?

Вставать в присутствии руководителя нужно в трех случаях: во-первых, если руководитель имеет обыкновение раз в день заходить к подчиненным, чтобы пожелать доброго утра; во-вторых, если он обходит подразделения и представляется работникам в качестве их нового шефа; в-третьих, если он входит вместе с гостем или делегацией. При этом нужно иметь в виду следующее: сотрудник, работающий в дальнем углу комнаты площадью в 50 м 2 , не должен выбегать и кланяться – это будет выглядеть смешно.

Если руководитель постоянно заходит к вам в течение рабочего дня, не следует каждый раз вскакивать с места. Иное дело, когда руководитель или ваш коллега будет вынужден стоять перед вами, обсуждая какой-то вопрос, – тут следует встать.

Какими правилами делового этикета должен руководствоваться подчиненный?

Помимо указанных выше правил, подчиненному не следует также эмоционально проявлять свое недовольство шефом. Если вы считаете, что к вам отнеслись несправедливо, необходимо спокойно и аргументировано заявить об этом.

Как входить в здание и выходить из него

Согласно строгим канонам этикета при входе в здание и выходе из него:

- мужчина пропускает женщину, придерживая дверь;

- младший пропускает старшего, также придерживая дверь;

- выходящий из здания пользуется преимуществом.

Однако, кроме строгих норм, следует учитывать и ситуацию в целом. Если у мужчины заняты руки, вряд ли стоит требовать от него, чтобы он открывал дверь и пропускал женщину вперед. Если вы входите в здание, двери которого открываются в обе стороны, придержите дверь так, чтобы она не ударила того, кто идет следом за вами. Не останавливайтесь в дверях, мешая проходу других. Если возникла необходимость остановиться (развязался шнурок, вы встретили знакомого), отойдите в сторону.

Правила входа и выхода из лифта отличаются от правил входа и выхода в помещение. В лифт первым заходит мужчина, а выходит – женщина.

Вверх и вниз по лестнице

Сейчас принят такой порядок:

- вверх по лестнице первой идет женщина, слегка позади – мужчина;

- вниз по лестнице первым идет мужчина, слегка позади – женщина. И в том и в другом случае, если дама оступится – мужчина всегда сможет поддержать ее.

- если лестница темная, крутая или в совсем незнакомом месте, тогда мужчина идет впереди;

- когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу правостороннего движения. Сторона лестницы с перилами – привилегия женщин, пожилых людей, детей.

- если навстречу идет кто-то с вещами, принято задержаться на площадке и подождать, когда человек пройдет, а не заставлять его маневрировать с тяжестями;

Чужое место

На чужое место не принято садиться, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения; во-вторых, вам самим будет неловко.

Разумеется, отстаивать свои права на чужое место или высказывать свое мнение о его законном владельце недопустимо: склочность – не та черта характера, которую принято демонстрировать.

Поездка в командировку

- в сумке-кейсе все должно быть расположено, как на рабочем столе, чтобы в любой момент вы могли найти кошелек, ключи, очки, визитные карточки;

- заведите специальный конверт для хранения отчетных документов по расходам за такси, гостиницу, ресторан, авиабилеты и тому подобное;

- постигайте науку исключения ненужных вещей. Собранный чемодан пересмотрите еще раз и уменьшите его содержимое вдвое. Возьмите легко стирающуюся и немнущуюся одежду из трикотажа, синтетики, шерсти. Учитывайте погодные условия;

- мужчинам не помешает запасная пара черных носков, серая рубашка, одноразовые бритвы, расческа.

- женщинам пригодится запасная пара чулок, пробный флакон духов;

- если возможно, постарайтесь за сутки приехать на конференцию или переговоры в город, расположенный в другой временной зоне, чтобы отрегулировать свои биологические часы;

- избегайте пробовать экзотические или малознакомые блюда. Вы не на отдыхе и у вас нет времени лечиться. Старайтесь больше пить минеральной воды;

- при многочасовых перелетах хотя бы пару раз пройдитесь по салону самолета, разомните мышцы ног, чтобы при спуске с трапа ноги у вас не подкашивались;

- по приезде обзаведитесь картой города и отметьте кружками вашу гостиницу и здание, которое вам предстоит посетить. Запишите телефоны гостиничной администрации и организации, в которую вы прибыли. Держите документы, удостоверяющие вашу личность, всегда при себе.

Как давать прикурить

Давая прикурить, необходимо помнить:

- тот, кто предлагает прикурить от своей сигареты, должен вынуть ее изо рта;

- младший по возрасту первым предлагает огонь старшему;

- курящий сигару обычно не наклоняется над предложенной ему зажженной спичкой, а берет спичку и сам раскуривает сигару;

- когда закуривают одновременно старший и младший, то первым закуривает старший, затем он отдает младшему спичку.

Если мужчине приходится просить огня у женщины, то она должна дать ему коробку спичек или зажигалку, но не предлагать огонь. В то же время женщина, прикуривая, не берет в руки горящую спичку из рук мужчины, даже если он старше ее по возрасту. Лучше, если женщина наклонится над горящей спичкой или зажигалкой.

Место и время для курения

Всем известно, что курение – плохая привычка. Она вредна как для здоровья самого курильщика, так и для здоровья окружающих его людей.

Вежливые курильщики не закурят на улице в том месте, где находятся люди, – на остановке автобуса, в очереди.

В любом помещении они, прежде чем закурить, обязательно спросят разрешения у своих соседей – ведь вокруг могут быть люди, не переносящие запаха табачного дыма. Находясь, например, в учреждении, они закуривают в отведенном для этого месте. И уж конечно, никогда не станут дымить в присутствии детей или больного человека.

Следует помнить, что курение запрещено:

- в общественном транспорте – автобусах, трамваях, метро и т. д.;

- в концертных залах и кинотеатрах (кроме специально отведенных для этого мест);

- в больничных палатах;

- в ресторанах или кафе, если на столах нет пепельниц;

Не курят и в других случаях:

- во время религиозных мероприятий;

На улице особенно большим нарушением этики считается курение женщины. Точно так же нетерпимо общество и к курению женщины в автомобиле, за рулем.

Запрещается курить в такси шоферу, когда он едет с другими пассажирами. В крайнем случае, нужно получить их согласие. Неприятное впечатление на пассажиров производит шофер, выбрасывающий непогашенную сигарету за окно. Ее лучше погасить в пепельнице.

Курильщик должен соблюдать некоторые правила:

- находясь в обществе друзей, перед тем, как закурить, следует спросить их разрешения. Исключение можно сделать лишь в том случае, если сигарета уже зажжена.

- не очень тактично, находясь среди знакомых, друзей или родственников, приглашать кого-либо из присутствующих покурить – многие люди, особенно женщины, не хотят афишировать свою привычку к курению;

- при встрече со знакомыми, здороваясь с ними, следует вынуть сигарету изо рта;

- сопровождая женщину на улице, мужчина не имеет права курить (на улице вообще не курят).

Где же можно курить?

Курить можно только в строго отведенных для этого местах – в курительных комнатах. При этом помните – чем чаще вы устраиваете перекур, тем меньше работы вы успеете сделать за день. Обычно некурящие руководители не приветствуют данную вредную привычку своих подчиненных.

Также самое подходящее место для курения – за кофейным столом в баре, кафе. Однако и здесь существуют свои условности. Первыми закуривают старшие по возрасту или почетные гости, затем уже – все остальные.

Невежливо зажигать сигарету в то время, когда кто-то произносит застольную речь. Но если уж вы сделали это раньше, то можете не гасить ее.

Неэтично предлагать своим соседям по столу сигареты, которые курите вы. Следует помнить, что у каждого курильщика есть своя излюбленная марка сигарет. Предлагая свою любимую марку, вы можете поставить его в неловкое положение: и отказаться нельзя, и курить ваши сигареты нет желания.

Закуривают сигареты только после того, как подан кофе. Трубку же во время застолья вообще не принято курить.

Если хозяин или виновник торжества не предлагает курить, через некоторое время можно спросить, разрешается ли курить. Курящий трубку должен спросить у хозяйки особого разрешения. (Если только хозяин сам не подаст пример, закурив трубку).

Если соседи по столу заняты едой, о курении не может быть и речи. Если вашим соседям принесли еду в тот момент, когда вы курите, то не обязательно гасить сигарету или папиросу, можно попросить разрешения продолжить курить.

Золотое правило гласит: за столом, где есть женщины и некурящие, лучше вообще не курить. Особенно, если кто-то ест. Ведь дым испортит ему аппетит.

Последствия курения

Неизбежное зло курения – неприятный запах изо рта. Запах исходит и от одежды. К тому же любой заядлый курильщик имеет желтые зубы. Поэтому рекомендуется ротовую полость полоскать специальными растворами. Желтизна на пальцах тоже не из приятных явлений. Ее можно удалить с помощью перекиси водорода или кусочка пемзы.

Курильщику больше, чем некурящим людям, необходимо пользоваться одеколоном и духами.

Хорошо воспитанный человек эффективно взаимодействует с окружающими. Он уверен в себе, при разговоре соблюдает правила вежливости. Этикет приветствия поможет получить от общения исключительно положительные эмоции.

Приветствие

Варианты приветствий

Самые распространенные варианты приветствий — это слова и рукопожатия. В отдельных случаях здороваются кивком головы или прикладывают руку к головному убору (при несении воинской службы).

Слова

  1. Утро начинается в 6:00 и продолжается до 12:00.
  2. День длится с 12:00 до 18:00.
  3. Вечер — с 18:00 до 00:00.
  4. Ночь — с 00:00 до 6:00.

Рукопожатие

Это признак доверия и положительного настроя на общение. Рукопожатие позволяет установить деловой контакт, выразить благодарность за встречу. При таком приветствии невежливо сжимать руки. Когда человек кладет на кисть собеседника обе руки, это считается признаком дурного тона.

Первым должен подавать руку тот, кто старше или занимает более высокую должность. Нельзя протягивать ее через кого-либо или препятствия (стол, стул, полку).

Тактильное приветствие должно быть коротким, формальным, большой палец следует отвести в сторону. Если руки влажные, надо незаметно вытереть их.

Кто здоровается первым

В помещении могут присутствовать несколько человек разного возраста, пола и социального статуса.

Когда гость входит в комнату, где находятся люди, он должен первым с ними поздороваться, используя слова:

Слова следует произносить отчетливо, не слишком громко.

Старший или младший

По нормам этикета тот, кто младше, здоровается первым, но не протягивает руку. Но если хозяйка дома принимает гостей, то при встрече она должна поприветствовать их первой (в этом случае тоже можно обойтись без рукопожатия).

Начальник или подчиненный

Мужчина или женщина

Первым должен здороваться мужчина. Если он сидит и к нему подходит женщина, по этикету нужно встать. Этим жестом мужчина проявляет уважение к даме, показывает, что хорошо воспитан. Когда девушка встречает знакомого, который намного старше нее, она должна поздороваться первой.

Мужчина здоровается с девушкой

Гость или хозяин

Когда гости первые здороваются с хозяйкой, они не должны протягивать ей руку. Если случилось так, что гостья опоздала на встречу и вошла в дом, когда все уже собрались за столом, вначале ей надо поприветствовать женщин, а потом мужчин. Человек, пришедший вовремя, вначале здоровается с хозяином дома, а затем с пожилыми людьми (в первую очередь с женщинами).

Продавец или покупатель

Покупатель заходит в магазин, соответственно, ему следует поздороваться с продавцом. Если эти люди знакомы, приветствия выражают исходя из возраста и пола.

Ребенок или взрослый

Младший здоровается со старшим. Но завучи, педагоги, директора по этикету первые приветствуют детей в учебных заведениях.

Особенности светского общества

В светском обществе следует вести себя тактично. Представления, знакомства должны быть короткими, а не переходить в рассказ о жизни.

Следует правильно вести себя за столом. Вначале нужно спросить, из каких ингредиентов приготовлено блюдо, после — узнать, как правильно его есть.

Некоторые блюда японской кухни едят палочками, а не привычными столовыми приборами.

Чтобы поддержать светскую беседу, можно спросить, какие страны посетил гость. Важно правильно держать бокал. Можно хорошо проявить себя, если продемонстрировать знания о вине, чае, сортах кофе или расспросить гостей об их коллекциях.

Когда разговор заходит о покупках, не следует упоминать адреса, торговые марки, цены. Достаточно спросить, доволен ли человек приобретением. Это правило также касается отдыха. Не надо упоминать гостиницы, категории номеров, стоимость поездки.

В высшем обществе не принято говорить о диетах, заболеваниях, здоровом образе жизни. Вопросы на эти темы покажутся бестактными. Нельзя хвастаться подарками перед гостями. Можно обсуждать искусство.

Взгляд человека, который задает вопросы, должен быть заинтересованным.

Чтобы хорошо проявить себя в светском обществе, надо соблюдать и другие правила:

  1. Держать осанку. Благодаря этому человек демонстрирует ощущение собственного достоинства.
  2. Быть сдержанным. Гримасы, громкий смех, размахивание руками недопустимы.
  3. Контролировать эмоции. Культурный гость не трогает волосы, воротник или затылок, когда ведет дискуссию.
  4. Следить за речью. Она должна быть чистой, внятной, без повышенных тонов, криков и грубых выражений. Не следует вести пустые разговоры, “подкалывать” собеседников, делать им замечания, плохо отзываться о тех, кто не присутствует на мероприятии. Лучше не отходить от заданной темы и быть не слишком разговорчивым.

В светском обществе люди уважают мнение других, даже если чем-то недовольны. Когда возникает сложная ситуация, нельзя переходить на личности. При разговоре не стоит отвлекаться, заниматься посторонними делами.

Следует знать меру в комплиментах. Воспитанный человек не скупится на лестные высказывания, но и не злоупотребляет ими. Искренний уместный комплимент всегда порадует собеседника. В высшем обществе никогда не срываются на окружающих, дамы не разводят сплетни и не плетут интриги.

Общение

Можно ли здороваться через порог

По правилам этикета это не запрещено, но есть приметы, согласно которым дверной проем с порогом является гранью между 2 мирами (живых и ушедших). Поверья запрещают пожимать руки через порог: в дом могут попасть злые духи.

Когда человек заходит в свое жилище и выходит из него, он путешествует в 2 измерениях. Чтобы обезопасить дом от негативной энергии, эзотерики советуют соблюдать приметы. В соответствии с поверьями приветствия и прощания через дверь предвещают ссору.

Перед тем как поздороваться с человеком, желательно пустить его в свое жилище. Тогда порог выступит в качестве энергетического фильтра и предотвратит появление негатива. Рукопожатие через порог отрицательно сказывается на ауре хозяина.

Через порог

Вежливость в особых ситуациях

Жизненные ситуации бывают разными, но этикет не меняется. Вежливое отношение предполагает тактичность. Эта модель поведения ценится в любом обществе. Официальная вежливость включает правила речевого этикета, которые соблюдает человек в процессе коммуникации.

Ритуально-обрядовое общение предполагает уместные приветствия на торжественных мероприятиях. Здороваясь, человек сильнее выражает эмоции, чем в первом случае.

Он проявляет такие личностные качества:

  • приветливость;
  • добродушие;
  • тактичность.

Гость произносит фразы, соответствующие типу торжества.

Воинское приветствие символизирует сплоченность служащих и является признаком взаимного уважения. Служащие выражают приветствия, соблюдая правила, указанные в уставе Вооруженных Сил РФ.

Военный, младший по званию, первым выражает приветствие. Если у служащих равное положение, не имеет значения, кто первый здоровается.

Они отдают дань уважения:

  • Могиле Неизвестного Солдата;
  • братским могилам воинов, которые воевали за свободное существование Родины;
  • флагу — символу России;
  • похоронным процессам при сопровождении воинских подразделений.

Приветствие военных

В каких случаях приветствие можно опустить

Процедура прощания

Бывает так, что гость вечеринки беседует с кем-то, а ему срочно нужно уехать. Резко прерывать диалог невежливо. По возможности надо уходить, когда и другие гости расходятся. Необходимо попрощаться с другими.

Когда человек собирается уехать в другой город (страну), он встречается с друзьями или коллегами. Для этого лучше выбрать красивое место, завести приятные разговоры, вспомнить радостные события.

Не принято обращаться с порога. Если друг не в восторге от переезда, не надо задавать ему много вопросов на эту тему, а в пожеланиях важно быть искренним.

Правила хорошего тона никого еще не подводили. Благодаря им человек проявляет свои лучшие качества и устанавливает доверительные отношения с окружающими.

Тема: Этикет общения. Правила приветствия. Кто должен здороваться первым?

Зачем нужен этикет

Доброго всем времени суток!
Что такое правила хорошего тона? Если есть такое понятие, как хороший тон, то соответственно есть и противоположное — дурной тон.
Публичная жизнь каждого из нас никак не обходится без общения с разными людьми и тема этикета всегда будет актуальна. Правила этикета формировались вместе с ростом культурного уровня человека на протяжение многих веков. Каждая культура имеет свой этикет.

etiket

Любая встреча, даже в сетях интернета требует от нас вежливости, тактичности и приветливости. Но, к сожалению, немногие члены общества придерживаются установленных норм, а то есть и такие, кто вовсе не знаком с правилами хорошего тона — этикетом общения, о таких говорят, что они задают дурной тон.

Встречаясь с такими индивидуумами, общение с которыми ухудшает настроение и даже порой самочувствие, нередко приходится смущаться и печалиться. Ведь они своим поведением и невежеством демонстрируют отсутствие достаточного уважения к собеседникам, свою невоспитанность. Возникает невидимая стена между людьми, что, как следствие, приводит к неприязни.

Чтобы такие ситуации возникали, как можно реже, общество выработало некий язык общения, особую культуру поведения — этикет общения.

Этикет общения начинается с обычного приветствия, ведь приветствием начинается любая беседа. И для отдельных личностей, их возрастных категорий, половой принадлежности и положения в обществе этикет общения подразумевает несколько различные формы приветствия, которые необходимо знать всем.

Проверьте себя, знакомы вы с ними и воспитаны ли вы? Сможете ответить на простые вопросы: здороваются ли женщины с мужчинами за руку; кто должен здороваться первым; вы пришли в гости: как приветствовать гостей; как правильно здороваться в компании, как здороваться со старшими, когда целовать женщине руку? и т. д…

Правила хорошего тона или этикет общения предполагают различные эталоны приветствия в странах различных культур. Рассмотрим общие правила этикета приветствия.

Правила Этикет общения — Приветствие
Кто здоровается первым

1. Правило этикета общения
Общее правило приветствия

  • всегда младший здоровается первым со старшим;
  • всегда мужчина здоровается первым с женщиной;
  • всегда мужчина, когда здоровается или входит в помещение, то снимает шляпу.

Исключение из этого правила:

всегда здоровается первым с присутствующими тот (неважно, женщина или мужчина), кто вошёл в комнату.

всегда прощается первым с остающимися тот, кто уходит.

2. Правило этикета общения
Приветствие гостей Как правильно здороваться в гостях

этикет2

Вы пришли в гости, или вы хозяева дома и к вам пришли гости, как приветствовать гостей, кто с кем первый здоровается?

  • Люди здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем здороваются с хозяином дома и другими мужчинами;

Кто должен здороваться первым по этикету с равным себе по возрасту, полу, общественному положению? В мужском обществе укоренился добрый обычай приветствовать друг друга рукопожатием, здороваться за руку. Этот обычай мужского приветствия успешно перекочевал в деловой мир женщины и всё чаще встречается среди женщин в современном обществе.

этикет3

  • Мужчины всегда, когда здороваются за руку, то снимают перчатку.

Правила хорошего тона, этикет общения наш народ из века в век черпал из культур развитых стран Европы. Просвещенная Франция позаботилась о решении этого вопроса и поистине ответ звучит достойно. Во французском военном уставе есть такой пункт, где говорится, что из равных по чину офицеров, при встрече первым здоровается более воспитанный. Это благородное решение идеально влилось в наше общество и подходит, как военным, так и штатским.

Исключение:

Если вы не принимаете протянутую вам руку, этим вы тяжко оскорбляете подавшего её. Так поступают лишь только с теми, кого считают враждебными или весьма недостойными.

4. Правило этикета общения Приветствие
Как мужчине здороваться со старшим по возрасту

  • Младший мужчина первым здоровается со старшим и ждёт, когда старший первым подаст руку для приветствия. Мужчины всегда, когда здороваются, то снимают перчатку.

5. Правило этикета общения Приветствие
Как мужчине здороваться за руку с женщиной

Хотите узнать, здороваются ли мужчины с женщинами за руку?

  • мужчина поздоровался с женщиной, затем женщина здоровается с мужчиной и первой подает ему руку. В отличие от мужчин, женщина может подать руку, не снимая перчатки;
  • женщина может ограничиться поклоном, в знак приветствия “кивнуть”, тогда мужчине не нужно протягивать ей руку.

6. Правило этикета общения
Приветствие Как целовать руку женщине

На Западе распространен старинный обычай, здороваясь, целовать руку женщинам. У нас этот благородный жест применим, когда желают подчеркнуть своё расположение или уважение к женщине, в особенных торжественных случаях. Это может быть “символический” поцелуй — легкое прикосновение губ к руке, без “сочных вульгарных чмоканий”.

этикет4

Исключения: Когда здороваясь с женщиной, мужчина не целует руки:

если встреча с женщиной произошла на улице;

Перчатки защищают кожу рук от внешних факторов окружающей среды. Со временем они перестали быть только средством для защиты рук от грязи и холода, но стали атрибутом утончённого женского и мужского этикета. По качеству и количеству перчаток в гардеробе можно было определить социальный статус владельца. Например, короли в Европе носили перчатки, сотканные из золотых нитей. С введением в этикет приветствия целование рук женщине, изменился пошив перчаток. Теперь их шили с разрезом в центре, чтобы можно было поцеловать даме руку. Поэтому, если женщина на улице, да еще в уличных перчатках, то понятно почему руки не целуют.

этикет7

и на Западе, и у нас не целуют руки девушкам.

во время приёмов, где несколько женщин руку целуют только хозяйке дома.

7. Правило этикета общения
Приветствие Когда здороваются, то встают!

Основные правила этикета общения в нашей стране особо не отличаются от принятых правил этикета в других странах мира.

  • Мужчины всегда встают, когда здороваются и с женщинами и мужчинами.
  • Женщины всегда встают, когда здороваются только с женщинами и очень пожилыми мужчинами.
  • Хозяйка дома всегда встает, когда здоровается, принимая гостей.

Исключения из этого правила этикета приветствия:

очень пожилые и больные люди, когда здороваются, то не встают.

8. Правило этикета общения
Приветствие Поздоровались, когда садиться

  • мужчина поздоровался со своим сверстником, может сесть;
  • мужчина поздоровался с более пожилым мужчиной или женщиной, может сесть после того как они сядут или с их позволения;
  • хозяйка дома предложит сесть, а сама продолжает стоять, то садиться не следует.


И в заключение приведу правило этикета приветствия из былых времён: люди воздерживались от приветствий и прощаний через порог, стол, либо какую-нибудь перегородку, подчёркивая тем самым, что они дорожат отношениями. Позже этот обычай принял форму суеверия — люди стали верить, что если поздороваются через порог, то поссорятся.

home

люди,как понять,уже несколько месяцев со мной демонстративно не здоровается и всячески игнорит моя начальница.
С коллективом у меня хорошие отношения,мне многие сочувствуют,поддерживают.А в чем дело?почему она так относится.Я по жизни оптимистичная,общительная,семейная.
Коллеги говорят:"Она про вас всякое рассказывала,видать это она завидует вам":/ А я им:"Чему завидовать?живу,работаю,никого не трогаю,ничем не хвастаюсь. " Люди,может вы мне объясните.


видать,здесь одни хорошие начальники:)

женщины начальники все такие неадекватные, поэтому их мало.


у меня очень хорошая начальница

молодая,энергичная,понимающая.тьфу3=)) а вы продолжайте быть вежливой,а то еще попрут с работы за опоздания,да найдут к чему прикопаться


зарплату платит.


да наверное она просто действительно завидует

дураки всегда найдут чему завидовть. У меня начальник вообще такой тупой все над ним угарают так вот напрашивается вопрос как они до таких должностей то доходят?


в том то и дело,что я прихожу на работу вовремя,никогда не опаздываю,работу всю выполняю,

всегда вежлива со всеми,типа здравствуйте-до свидания и т.д.
Чему же она завидует?странно.У нее всё есть:муж,дети,квартира,автомобиль,гардероб обновляет часто,всегда куда-то ездит отдыхать и т.д.Да мне плевать,пусть хоть деньгами завалится,но зачем ко мне так плохо относиться.
Раньше,когда с ней были хорошие отношения,я была незамужем,она часто говорила мне комплименты на счет моей внешности,хвалила на счет работы,но это было тааааак давно.Какая муха ее укусила,не пойму.
Ника,зарплату получаю вовремя,как и все,а премия - копейки.


забей. ))))))) все же хорошо, з/п слава богу идет.

на самом деле проблема будет существовать до тех пор пока ты думаешь о ней. вывод - перестать думать об этом. ну и лана что не здороваеца, ну и лана что не улыбаеца. ))))))))) какую роль играет в твоей жизни твоя начальница? работай как работала и перестань заморачиваца. а завидует или нет это по-большому счету тока проблемы ее, али тебе заняца больше нечем. )))))))


если у человека есть всё - это ещё не говорит о том, что он счастлив

видимо не так всё хорошо у вашей начальнице в жизни. Видимо есть такие аспекты в вашей жизни, где вы оказались лучше и удачливее. Не надо обращать на таких людей внимание. Наоборот радуйтес, что вас не замечают.


Я бы прямо спросила: А почему Вы со мной не здороваетесь?

Пусть бы она хоть сквозь землю от такого вопроса провалилась, не жалко. Хуже уже не будет. Вы работаете в одном коллективе. Как бы она к Вам не относилась, соблюдать элементарные правила вежливости нужно. Плевать на причины. Это ее проблемы, что она себе там думает. Может, даже справедливо обижена. Но это не дает ей право вести себя по-хамски. Надо ставить ее на место. Спокойно, вежливо, но твердо. Лично я, даже когда кто-то трубку бросает, всегда тут же перезваниваю. Говорю, трубку, пожалуйста, не бросайте, разговор еще не окончен, Вы на работе, эмоции свои дома оставляйте. Знаете, помогает. Главное, не перегнуть, самой не переходить на хамство.


Да конечно, прям так и скажете.

Здороватесь с ней как здоровались, не обращайте на это внимание! пройдет. А завидует она вам, потомучто вы молоды. или же в семье проблемы, а вы крайняя. Вы же воспитанная, а она получается нет. )))


спасибо всем за ответы,чуток успокоили меня.

Но все равно ее поведение не понимаю и никогда не пойму.Отдает детством,незрелостью.
Когда она ко мне нормально относилась,она при мне ВСЕГДА полоскала своих подруг,родственников мужа,коллег,еще кого-нибудь.Просто у нее,по-моему,натура сама такая - недовольство найдет во всем.
И она же травит атмосферу в коллективе!когда она в отпуске,дышиться ВСЕМ легко.


все-таки здесь сидят примерные начальницы;)


Причин тому может быть множество

Она боится потерять должность. Возможно, в силу обстоятельств вы вполне подходящая замена.
Возможно, вышестоящее начальство неосмотрительно похвалило вас при ней и тем самым возбудило в ней ревность.
Возможно, вы допустили утечку информации. Вы человек, которому нельзя доверять.
Возможно, по умственным, профессиональным и личным качествам вы превосходите свою начальницу. Вы подавляете ее интеллектом и при вас она чувствует себя последним человеком на земле.
Возможно, начальница исповедует принцип - разделяй и властвуй. Она умышленно не дает вам сбиваться в стайки по интересам.
Возможно, вы стали жертвой закулисных интриг.
Возможно, начальнице не нравится ваш запах изо рта, подмышек. А также ваша новая прическа.
Возможно, вы с ней одинаково одеты.
Возможно, за ваш служебный промах была наказана ваша начальница.
Возможно, вы нанесли ущерб репутации отдела.
Возможно, начальнице скучно и таким образом она развлекается.
И так далее и тому подобное.


Оглавление

  • 1. Основы этикета делового общения
  • 2. Знакомства. Принципы и порядок представления
  • 3. Визитные карточки
  • 4. Этикетные правила и формы приветствия
  • 5. Рукопожатие как форма приветствия
  • 6. Дистанция
  • 7. Понятие и формы делового общения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы делового общения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Этикетные правила и формы приветствия

Любое знакомство, да и вообще любое общение начинается с приветствия. Приветствие прежде всего это знак вежливости. С древних времен люди посредством приветствия показывали друг другу свое уважение или почтение. С древних времен люди посредством приветствий показывали друг другу специальное уважение или почтение.

Каким оно должно быть, что важно в приветствии, какие формы и правила приветствия существуют в современном обществе — рассматривается в данной главе.

Главное требование к приветствиям — это доброжелательность. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно, т. к. приветствие, высказанное сухим или грубым тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствие, как правило, сопровождают улыбкой, т. к. добавленная к приветствию улыбка выражает почтительность и уважение и может улучшить общее настроение.

Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями или поцелуем руки. Во время приветствия нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете.

В условиях деловых отношений правила приветствий предусматривают не только их форму, но и условия применения той или иной формы.

Обязательность требований этикета подразумевает, что их необходимо соблюдать независимо от психологического состояния или иных факторов личностного характера. Даже если у вас с кем-то натянутые отношения, здороваться нужно со всеми знакомыми, включая тех, кто вам по тем или иным причинам неприятен.

Первым здоровается более вежливый, тот, кто умнее, и более воспитанный. По правилам же этикета мужчине следует первому поздороваться с женщиной, более молодому человеку — со старшим, подчиненному — с руководителем, опаздывающие приветствуют первыми ожидающих, входящий первым здоровается с присутствующими, уходящий первым прощается с остающимися. Так, даже женщина, присоединяясь к обществу, обязана приветствовать присутствующих, не ожидая приветствий со стороны собравшихся. Уходя, женщина также прощается первой.

Войдя в помещение, в котором находятся люди, вошедший приветствует наклоном головы всех незнакомых и пожимает руку тем, с которыми уже знаком.

Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения к нему, если женщина первой поприветствовала его.

Мужчина всегда встает, приветствуя и женщин, и мужчин, за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься. Но в служебной обстановке мужчина может не вставать, приветствуя женщину.

Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает, но, здороваясь с очень пожилыми мужчинами, женщина все же должна встать.

Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению.

Приветствуя даму, мужчина может поцеловать ей руку, хотя этот обычай все дальше уходит в прошлое, но если мужчина все же решает поприветствовать женщину, поцеловав руку, то делать это можно только в помещении, и, целуя руку женщине, не следует поднимать ее слишком высоко, старайтесь сами наклониться.

Мужчина, приветствуя женщину, вынимает руку из кармана и сигарету изо рта. Женщины слегка наклоняют голову и отвечают на приветствие улыбкой, они могут не вынимать руки из карманов пальто, жакета.

Приветствуя женщину на улице, мужчина снимает головной убор и перчатку, зимнюю шапку, лыжную шапочку, кепку или берет трогать не надо.

Когда мужчина приветствует кого-либо на расстоянии, то делает легкий поклон и прикасается рукой к шляпе, слегка ее приподнимает.

Военный, приветствуя женщину или мужчину, не снимая фуражки, поднимает руку под козырек.

Считается неприличным мужчине останавливать знакомую женщину на улице, за исключением неотложного дела или при хороших дружеских отношениях. Женщина должна остановиться сама для того, чтобы обменяться несколькими словами со знакомым мужчиной.

Когда на улице встречаются две пары, то первыми приветствуют друг друга женщины, затем женщины приветствуют мужчин и только потом мужчины приветствуют друг друга.

Первой здоровается женщина, идущая в обществе мужчины, с женщиной, идущей в одиночестве или с другой женщиной.

Сидя за столиком в кафе, ресторане, приветствуют знакомых только кивком головы. Мужчина, кивая женщине, немного привстает со стула. В случае же, если женщина сама подходит, тогда мужчина должен обязательно встать.

Сейчас, как уже говорилось выше, приветствие служит и для установления знакомства, а раньше приветствовали только того, кто уже был представлен. По приветствовать можно и незнакомых людей, если, например, люди ежедневно встречаются, тогда вполне приемлемо обменяться несколькими фразами приветствия.

Иногда бывает трудно остановиться на какой-то одной форме приветствия, да и вряд ли это нужно — ведь в общении всегда нужны новые решения. В любом случае место, где вы находитесь, должно подсказать вам, какую форму приветствия лучше выбрать. Не принято лишь здороваться через порог, через стол или через какую-либо перегородку, а также приветствие не должно быть шумным и несдержанным.

Можно сказать, что при всем многообразии приветствий международный этикет в своей основе одинаков, т. к. люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, доброго утра, дня или вечера. Но все же каждому народу, каждой социальной группе свойственна своя манера приветствия. Например, на Востоке характерной чертой приветствия является наклон корпуса с одновременным выбрасыванием руки вперед. Европейцы, приветствуя, обычно слегка приподнимают левой рукой шляпу и отдают легкий поклон головой. В Японии принято кланяться в ответ на приветствие. В арабских и южноамериканских странах принято, что при встрече партнеры мужского пола обнимают друг друга. А в России знакомства и приветствия чаще всего сопровождаются рукопожатием.

Читайте также: