Можно ли не возмещать пособия из фсс

Обновлено: 30.06.2024

С 2021 года все субъекты РФ перешли на прямые выплаты социальных пособий из ФСС. В этой статье мы отвечаем на вопросы о том, что в связи с таким переходом изменилось для работодателей и их работников.

Должен ли работодатель в 2021 году оплачивать больничный за 3 дня нетрудоспособности, или теперь за все дни болезни платит ФСС?

Необходимо ли работодателю уведомлять ФСС о больничном сотрудника, если период заболевания не превышал 3 календарных дней?

Нет, в подобных случаях уведомлять ФСС о страховом случае не требуется. По закону уведомлять необходимо только о тех страховых случаях, возмещение по которым выплачивает непосредственно ФСС, а обязанность по выплате сотрудникам больничных пособий за первые 3 дня больничного листка лежит на самих работодателях (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому если временная нетрудоспособность ограничивается тремя днями, то сообщать в ФСС по сути не о чем, и законодательство не требует этого делать.

В целях оформления и выплаты пособия направление в ФСС заполненного работодателем больничного листка (электронного или на бумажном носителе) является обязательным. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам осуществляются исключительно на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Без больничного ФСС откажет в оформлении и выплате пособия.

Работодатели должны заполнять больничные листки в полном объеме с указанием итоговой суммы пособия за все время временной нетрудоспособности?

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет было выплачено в январе-феврале 2020 года, но документы на возмещение в ФСС не подавались. Можно ли подать документы на возмещение данных расходов в 2021 году?

shutterstock_1585594123.jpg

Да, в текущем году работодатели вправе заявить в ФСС о возмещении ранее понесенных затрат на выплату пособий, в том числе пособий по уходу за ребенком. Предусмотренная с 2021 года отмена зачетного механизма выплаты пособий обратной силы не имеет (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016). Поэтому, если величина выплаченных до 31 декабря 2020 года пособий превысила величину начисленных взносов, работодатель вправе обратиться в ФСС за возмещением.

Как возместить выплаченные в 2020 году пособия, и в течение какого срока ФСС вернет работодателю деньги?

Должен ли работодатель отражать в бухучете выплаты из ФСС и как это делать?

Таким образом, работодатели учитывают и отражают в бухгалтерском учете только те пособия, которые они же и выплачивают. Например, это касается оплаты дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного. Те пособия, которые выплачивает ФСС, не образуют у работодателей объекта бухгалтерского учета.

Попадают ли прямые выплаты из ФСС в форму 6-НДФЛ, которую сдают работодатели?

Работодатели отражают в расчете по форме 6-НДФЛ только суммы налога, исчисленные с доходов, по которым они выступают налоговыми агентами (ст. 226 НК РФ). Иными словами, с доходов, выплачиваемых в пользу работников самими же работодателями. В отношении пособий, выплачиваемых работникам из ФСС, работодатели не признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Поэтому суммы НДФЛ, исчисленные с выплат, осуществляемых непосредственно ФСС, не отражаются и в формах 6-НДФЛ, которые оформляют работодатели.

Может ли работник получить в ФСС справку о выплаченных фондом пособиях и удержанных с них суммах НДФЛ?

Да, может. ФСС как налоговый агент обязан выдавать физлицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога (п. 3 ст. 230 НК РФ). Данные справки выдаются по форме, утв. приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@. Специальной формы для заявления о предоставлении такой справки не предусмотрено. Поэтому работник вправе заявить в ФСС о предоставлении ему данных сведений в произвольной форме.

Может ли ИП получать больничные пособия из ФСС?

По общему правилу ИП не платят за себя страховые взносы в ФСС, поэтому не могут рассчитывать и на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Однако получение таких пособий все же возможно в случаях, когда ИП добровольно вступает в отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Для этого предприниматель должен встать на учет в ФСС. Чтобы встать на учет в качестве застрахованного лица, ИП должен подать соответствующее заявление в территориальный орган ФСС по месту своего жительства. Также потребуется заплатить за себя фиксированный страховой взнос. Взнос нужно успеть заплатить до начала года, в котором ИП хочет получить право на получение пособий. Взнос за 2020 год составлял 4221 рубль, а за 2021 год – 4451 рубль.

Как ИП, участвующий в программе добровольного страхования, может получить пособия по случаю болезни?

Для получения пособия ИП, участвующий в программе добровольного страхования, должен представить в ФСС по месту своего учета заявление на выплату пособия и больничный лист, подтверждающий факт временной нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Также потребуется представить документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, а для ИП – документы об оплате страховых взносов в ФСС до 31 декабря 2020 года включительно). Справки о сумме заработка ИП в целях получения пособий не представляют, поскольку пособия предпринимателям рассчитывают, исходя из величины МРОТ.

pravila_vozmeshcheniya_rashodov_fss_v_2020_godu.jpg


Похожие публикации

При превышении сумм выплаченных пособий над страховыми взносами по социальному страхованию работодатель может подать заявление на возврат средств из бюджета. Возмещение расходов ФСС в 2020 производится по определенным правилам.

В каких случаях возникает право на возмещение

В субъектах РФ, где еще действует зачетная система, пособия сотрудникам выплачивает работодатель (за исключением больничных, выданных в 2020 году работающим лицам старше 65 лет в связи с карантином в период самоизоляции). Оплату первых 3 дней временной нетрудоспособности работодатель производит из собственных средств. Понесенные расходы за оставшийся период учитываются при исчислении страховых взносов по социальному страхованию (ч. 2 ст. 4.6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п.2 ст.431 НК РФ). Если сумма расходов превышает начисление, у работодателя возникает переплата, которую можно:

Зачетом переплаты на следующие периоды занимается ИФНС. За возвратом средств нужно обращаться в отделение ФСС по месту регистрации страхователя.

Документы для возмещения расходов ФСС

  • до 31.12.2016 – необходимо использовать форму № 23-ФСС (утв. Приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457, приложение № 3);
  • после 01.01.2017 – заполняется заявление по форме из письма ФСС от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029.

Вместе с заявлением работодатель представляет в Фонд соцстраха подтверждающие документы.

Какие документы прилагаются к заявлению

Для возмещения из ФСС расходов на выплату пособий к заявлению работодатель прилагает документы, перечень которых приведен в Приказе Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (в ред. от 28.10.2016). Что нужно подготовить:

  • расшифровку расходов и справку-расчет по форме из приложений 1 и 2 к письму ФСС № 02-09-11/04-03-27029, если расходы произведены после 31.12.2016 г.;
  • копии документов, на основании которых назначены пособия.

Полный состав приложений зависит от вида пособия. К примеру, при возмещении расходов по больничным листам ФСС требует копии:

  • листка нетрудоспособности;
  • трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж; , если при начислении учитывались доходы от других работодателей.

При рождении ребенка:

  • справка из ЗАГСа;
  • копия свидетельства о рождении; .

Специалисты Фонда могут затребовать и иные документы, подтверждающие факт работы сотрудника. Чаще всего запрашивают:

  • копию трудового договора; ; ; ;
  • платежные документы на получение средств работником;

Также в некоторых отделениях ФСС требуют представить копию приказа на увольнение, если сотрудник уже получил расчет, а у компании не осталось документов по его трудовому стажу.

Региональное отделение Фонда может разработать собственный перечень. Например, при возмещении расходов ФСС в Спб можно руководствоваться рекомендуемом списком, размещенным на ]]> официальном сайте ]]> Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда.

Как подать заявление в ФСС на возмещение расходов

Заявление вместе с приложениями страхователь сдает в свое территориальное отделение Соцстраха.

Допускаются следующие способы представления:

Срок возмещения расходов ФСС

Подать заявление страхователь может в любой момент. Период рассмотрения заявления специалистами Соцстраха ограничен. Фонду на перечисление средств дается 10 календарных дней с момента представления полного комплекта документов (ч. 3 ст. 4.6 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Однако ФСС может принять решение и быстрее.

Срок может быть продлен, если специалисты Фонда решат провести камеральную или выездную проверку. В этих случаях решение должно быть принято после подведения итогов проверки (ч. 4 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). При этом длительность проверки не должна превышать 3 и 2 месяцев соответственно (ч. 1 ст. 4.7 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, п.2 ст.26.15, п.9 ст.26.16 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Возмещение расходов ФСС: проводка

В бухгалтерском учете организации должны отразить начисление и возмещение средств по социальным пособиям. Для этого используются проводки:

Дт 20 (25, 26, 44 и др.) / Кт 69.01 – начислены страхвзносы;

Дт 69.01 / Кт 70 – сотруднику начислено пособие за счет ФСС;

Дт 51 / Кт 69.01 – получены деньги от ФСС в счет возмещения недостающих средств.

Возмещение средств на охрану труда

Кроме сумм, выплаченных по социальным пособиям, можно получить из ФСС возмещение расходов на охрану труда.

За счет страхвзносов можно возместить расходы на СОУТ (спецоценку условий труда), на обучение по охране труда, на приобретение средств индивидуальной защиты для работы во вредных условиях, на санаторно-курортное лечение работников, занятых на опасных производствах и т.д. (полный перечень приведен в п. 3 Приказа Минтруда России от 10.12.2012 № 580н).

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Шобохонова М. В.

Правительство РФ изменило порядок подачи заявлений на возмещение средств из Фонда социального страхования (Постановление от 30.12.2020 № 2375). Теперь их подают дважды: до 1 августа — на планируемые расходы, а до 15 декабря — на уже подтвержденные.

Изменился и сам принцип финансирования: произошел отказ от взаимозачетов по взносам. Теперь взносы оплачиваются в полном размере, а ФСС по одобренному заявлению перечисляет деньги на расчетный счет работодателя.

Общий порядок финансового обеспечения предупредительных мер

Финансирование мер по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний происходит за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, выплаченных в текущем финансовом году. Поэтому за мероприятия, проведенные в 2020 году, получить возмещение в 2021 году невозможно.

За разрешением на финансирование предупредительных мер нужно обратиться в территориальный орган ФСС России, который прикреплен к месту регистрации работодателя: оно указано в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Возмещение доступно только для добросовестных плательщиков страховых взносов. ФСС может отказать в следующих ситуациях:

Про новый порядок финансирования затрат. Видео и онлайн-тест. Электронный сертификат. Бесплатно до 15 декабря

  • если на день подачи заявления у организации есть долги по страховым взносам, пени и штрафам;
  • работодатель представил недостоверную или неполную информацию, не собрал необходимый пакет документов;
  • если предусмотренные бюджетом ФСС России средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год уже полностью распределены.

В 2021 году специалисты по охране труда должны подать заявление и пакет документов по планируемым затратам в срок до 1 августа (прил. № 1 к Приказу ФСС от 07.05.2019 № 237), до 15 декабря подать еще одно заявление — о возмещении уже проведенных расходов (прил. № 14 к Приказу ФСС от 04.02.2021 № 26). Но никто не запрещает представить документы уже сейчас, если вы получили подтверждение произведенных затрат.

  • Пример. Весной 2021 года организация подала в ФСС заявление с планом затрат. Специалисты территориального ФСС выдали на руки приказ-разрешение на запрошенную сумму. В июне 2021 года работодатель закончил СОУТ, провел медосмотр и купил СИЗ. И тут же подал заявление на возмещение этих затрат, не дожидаясь 15 декабря. Так ответственные сотрудники сберегли свое время и не стали рисковать, сдавая документы в последний момент.

Не каждое мероприятие подлежит возмещению за счет средств ФСС России. Например, нельзя профинансировать предварительный медосмотр или предрейсовый медосмотр. При этом можно возместить затраты на алкотестеры, применяемые для предрейсового медосмотра.

Что не подлежит возмещению за счет средств ФСС России

Не подлежат возмещению расходы на покупку:

  • литературы и плакатов по охране труда;
  • средств индивидуальной защиты, изготовленных не на территории и не из тканей, изготовленных в странах Евразийского экономического союза;
  • СИЗ российского производства, если на них не получено заключение Минпромторга РФ;
  • молока или равноценных продуктов.

Что можно компенсировать за счет средств ФСС России

Фонд может возместить работодателю расходы на следующие мероприятия:

  1. Специальную оценку условий труда.
  2. Приобретение СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств.
  3. Периодические медосмотры работников.
  4. Мероприятия по приведению уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов в соответствие с государственными нормативными требованиями.
  5. Обучение по охране труда, по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных, обучение действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте для таких категорий работников, как:
  • руководители малых предприятий;
  • сотрудники малого предприятия с численностью до 50 человек, на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  • руководители государственных и муниципальных учреждений, в том числе их структурных подразделений;
  • руководители и специалисты служб охраны труда;
  • члены комитетов по охране труда;
  • уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и иных представительных органов.
  1. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
  2. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием по нормам, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.
  3. Приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) во время предрейсового или послерейсового медосмотров водителей.
  4. Покупку тахографов.
  5. Приобретение аптечек первой помощи, укомплектованных по Приказу Минздрава России от 15.12.2020 № 1331.
  6. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и целых комплексов, которые предназначены для обеспечения безопасности работников или контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе под землей.
  7. Приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования или целых комплексов, обеспечивающих обучение безопасному ведению работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
  8. Приобретение оборудования для дистанционной видео- и аудиофиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранения записей.
  9. Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

Какую сумму возместит ФСС России

Сумма возмещения будет зависеть от размера взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год.

Из этой суммы бухгалтерия вычитает расходы предшествующего календарного года на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями, на оплату отпуска застрахованного на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Затем нужно выделить 20% из этой суммы. Именно на это и можно рассчитывать. Если же вы организовывали санаторно-курортное лечение предпенсионеров, то объем финансирования можно увеличить и до 30%. На полученную сумму можно составить план финансового обеспечения и подготовить заявление в ФСС России.

Если работодатель за два предшествующих календарных года не выделял деньги на предупредительные меры, то объем финансирования в текущем году рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных предыдущих календарных года. Затраты в текущем финансовом году не должны быть больше суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС России за год в целом.

С 1 января 2021 года отменена система взаимозачета. Напомним, до этого работодатель был вправе не перечислять часть взносов на обязательное социальное страхование, если предоставил в ФСС заявление и документы, подтверждающие расходы. Например, если до 1 августа было подано заявление на сумму, равную взносам за октябрь, можно было не платить взносы за этот месяц. Теперь ФСС возмещает затраты на охрану труда путем прямого перечисления на расчетный счет организации. А взносы уплачиваются в полном объеме.

Как составить план финансового обеспечения

В конце статьи есть шпаргалка

В плане укажите количество единиц. Для спецоценки условий труда единица — это рабочее место, для медосмотра — человек, для средств индивидуальной защиты — пара, комплект, штука.

  • Примеры. Вы планируете закупить три хлопчатобумажных костюма. Откройте счет от поставщика СИЗ и посмотрите, как указаны наименования. Здесь речь пойдет о комплектах, а не отдельно о брюках и куртках. Перчатки и обувь всегда идут парами, а не штуками. Когда считаете миллилитры смывающих средств, учтите, что если в месяц положен тюбик очищающей пасты объемом 200 мл и 100 мл гидрофильного крема, в сумме нужно будет указать норму на одного работника и умножить только на 11 месяцев. Так вы учтете время, которое сотрудник находился в отпуске. Формула на одного работника выглядит так:

(200 мл пасты + 100 мл крема) х 11 = 3300 на год.

На сайте регионального отделения ФСС России опубликованы два образца перечней СИЗ: для СИЗ, которые выдаете по нормам, и СИЗ, которые выдаете по результатам специальной оценки условий труда. Если не у всех получателей СИЗ вредные или опасные условий труда, заполните перечень по нормам, а не по результатам СОУТ.

Как написать заявление о финансовом обеспечении мер в ФСС России

Бланк заявления можно найти на сайте территориального органа ФСС России, к которому прикреплен работодатель. Сейчас применяется форма, утвержденная Приказом ФСС от 07.05.2019 № 237. Другую не примут.

Составить заявление несложно. Главное — не убирайте лишнюю, на ваш взгляд, информацию, которая есть на бланке. Это важно.

Подать заявление с приложениями можно несколькими способами:

  1. На личном приеме — в форме распечатанного документа в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации компании.
  2. Почтовым отправлением — в распечатанном виде в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации. Сопроводите письмо описью и отправьте с уведомлением. Это необходимо, чтобы вы могли подтвердить факт и дату отправления.
  3. Через Единый портал госуслуг — в электронной форме.
  4. Через МФЦ.

В конце статьи есть шпаргалка

Как подать документы на личном приеме

Для успешной подачи заявления представьте в территориальный орган ФСС России пакет документов:

  1. Заявление с приложениями.
  2. План финансового обеспечения предупредительных мер.
  3. Копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам СОУТ, или копию (выписку из) коллективного договора или соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников.
  4. Документы, удостоверяющие личность, и доверенность на сотрудника, который подает документы.
  5. Приложения к заявлению.

Как подготовить приложения к заявлению в ФСС России

В заявлении важно правильно перечислить все приложения к нему. Это, прежде всего, копии официальных документов.

Общий перечень приложений к заявлению на выплату вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Один из важных документов — доверенность на того, кто будет подавать документы в территориальный орган ФСС России. Запросите ее у юриста организации. В доверенности укажите, что доверенное лицо может не только подавать документы, но и забирать решение, заверять копии документов и сдавать отчет об использовании страховых сумм.

Образец доверенности вы можете скачать в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

Как отчитаться в ФСС России о произведенных расходах

До 2021 года страхователи подавали в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов. Теперь изменился принцип финансирования. Поэтому чтобы получить выплату на расчетный счет, нужно до 15 декабря 2021 года подать в ФСС заявление на оплату уже произведенных подтвержденных расходов, которые были одобрены после поданного вами в срок до 1 августа заявления.

Следовательно, если суммы страховых взносов не были потрачены, то отчет об использовании сумм страховых взносов в 2021 году подавать не требуется. Все же рекомендуем узнать в своем территориальном отделении ФСС, не установлен ли каким-либо внутренним регламентом иной порядок сдачи отчета о потраченных средствах.


Как вернуть средства из ФСС

Ключевые шаги, которые необходимо предпринять работодателю для компенсации средств, израсходованных на обязательные выплаты:

  1. Подача пакета документов в отделение ФСС по месту регистрации предприятия:
    • Заявление с указанием суммы на возврат средств за 2018 год. Важно! Заблаговременная подача заявления увеличивает шансы на возврат средств.
    • Копия расчетов по форме 4 ФСС РФ.
    • Копии документов, обосновывающих и подтверждающих правильность выплат.
  1. Ожидание одобрения Фонда Социального Страхования.
  2. Получение средств из ФСС.
  3. Отражение полученной суммы в отчетности.

Очень важным аспектом возмещения средств является срок подачи документов. Документы на возмещение средств ф ФСС подаются до 31 июля текущего года, далее прием документов заканчивается.

Очень важно начать готовить пакет документов заблаговременно (даже если Ваши мероприятия назначены на конец года – проведение медицинского осмотра или специальной оценки условий труда) и подать его как можно раньше – например мае-июне. Данное действие обусловлено возможностью сбора дополнительных документов для ФСС и в этом случае у Вас будет время для их предоставления.

Большинство работодателей предполагает, что начислять пособия они должны, только после поступления средств от соцстраха. Ошибочно их мнение или нет?

Сроки выплат

Периоды выплат сотрудникам различных видов пособий на основании подтверждающих документов регламентируются федеральным законодательством и производятся:

  1. С первого дня выдачи зарплаты при наличии больничного листа.
  2. В десятидневный период с момента подачи заявления на выплату пособия при наличии документов, свидетельствующих о постановке на учет на ранних сроках беременности, рождении ребенка и нетрудоспособности по беременности и родам.
  3. Каждый месяц в день выдачи зарплаты при наличии заявления по уходу за ребенком.
  4. В день обращения на основании заявления на погребение.

Это обязательные выплаты, которые производятся работодателем независимо от перечислений в ФСС. Отсутствие или несвоевременная выплата данных пособий влечет за собой начисление процентов в размере 1/300 ставки рефинансирования центрального банка РФ от общей суммы пособия за ежедневную просрочку, которые не возмещаются Фондом.

Более того, в соответствии с ч.1 ст.5.27 КоАП РФ такая халатность может обернуться для работодателя штрафными санкциями и проверками инспекционных органов.


Согласно приказу Минтруда России от 10.12.2012 №580Н, работодатель имеет право вернуть до 20% от оставшейся в фонде суммы.

Документальные подробности

Что представляют собой основные документы, подающиеся работодателем для возврата денег из ФСС:

Дополнительная документация

Помимо основных документов соцстрах может затребовать дополнительные сведения:

  • реестр расходов с подробностями начисления пособий;
  • копии платежек, свидетельствующих об уплате взносов в ФСС, за период возврата денежных средств.

Формы заявлений для зачета и компенсации денежных средств

Приказом ФСС № 49 от 17.02.2015 утверждено семь форм заявлений по зачету и возмещению денежных средств (от 21-ФСС по 27-ФСС), каждая из которых заполняется на конкретный вид начислений, включая:

  • акт совместной сверки расчетов по взносам, штрафам и пеням в ФСС;
  • зачет денежных средств, избыточно уплаченных в Фонд;
  • возврат суммы, избыточно внесенных взносов в соцстрах;
  • возмещение избыточно взысканных взносов, штрафов или пеней;
  • акт о зачете избыточно оплаченных сумм взносов, штрафов или пеней;
  • решение о возмещении избыточно выплаченных сумм, пеней или штрафов;
  • акт о зачете избыточно взысканных сумм взносов.

Нововведение в 2017 – справка-расчет

На основании приказа Минтруда РФ работодатели, претендующие на возврат денежных средств из ФСС, с 1 января 2017 года будут обязаны, наряду со стандартным пакетом документов предоставлять справку-расчет. Нововведение связано с передачей налоговым органам контроля над страховыми выплатами.

В справку вносятся следующие сведения:

  • общая сумма задолженности по платежам на начало и конец требуемого периода
  • сумма к оплате
  • дополнительные начисления
  • расходы непринятые к зачету
  • сумма, возмещенная соцстрахом
  • зачтенные платежи
  • сумма, израсходованная на выплату по обязательному страхованию
  • выплаченные взносы
  • сумма списанной задолженности.

Особенности возврата

Если сумма взносов, начисленная в определенном месяце, не превышает суммы начисленных сотрудникам пособий, возврат денег из ФСС может быть осуществлен несколькими способами:

  1. Сокращение суммы взносов в последующие месяцы на сумму переплаты по пособиям до окончательного устранения разницы. Актуально для предприятий на ОСНО, которые произвели обязательные выплаты из собственных средств.
  2. Возврат расходов. Наиболее приемлемый вариант, когда по первым подсчетам общая сумма уплаченных пособий не сможет быть погашена за счет выплаты взносов, а также для предприятий, применяющих спец.режим.
  • В 10-дневный срок с момента образования долга за ФСС обратиться в филиал Фонда по месту регистрации предприятия.
  • Подать заявление, написанное в произвольной форме или по образцу, применяемому в данном отделении соцстраха.
  • Представить полный комплект требуемых документов, включая расчет по форме 4 ФСС.

Соцстрах обязан либо в 10-дневный срок перечислить предприятию сумму, обозначенную в заявлении, либо в 3-дневный срок дать отказ, за которым последует проверка по уточнению предоставленных сведений.

Учет компенсированных средств

Согласно ст.41 НК РФ и Письму Минфина от 1.06.05 № 03-03-02-02/80, деньги возмещенные Фондом работодателю, не учитываются при начислении налога на прибыль и при упрощенном налогообложении.

Средства, компенсированные Фондом, отражаются только в форме 4 ФСС в период их зачисления на счет предприятия. Например, во втором квартале в апреле. Значит, в таблице 1 сумма вносится в ячейку первого месяца, а прочерки ставятся в окошках май и июнь.

ФСС предлагает не накапливать суммы возврата, чтобы минимизировать нагрузку и освободить работодателя от обязательных выплат из собственных средств.


Стоимость нашей работы составляет всего от 10% до 30% в зависимости от возвращаемой суммы и сложности работы. С каждым клиентом мы обсуждаем стоимость индивидуально.

Читайте также: