Можно ли назначить условное наказание иностранному гражданину

Обновлено: 02.07.2024

За прошедшие несколько лет институт судебного штрафа стал успешно применяться, и его применение стало достаточно стабильным. Это, безусловно, является положительным. Поэтому, если в случае, если лицу по обстоятельствам дела может быть назначен судебный штраф, с помощью адвоката по назначению судебного штрафа, его применение имеет большую вероятность.

Судебный штраф не является наказанием, это не то же самое, что штраф как уголовное наказание. Это основание для освобождения от уголовной ответственности. Судебный штраф не порождает судимости лица. Если потом лицо будет запрашивать справку о судимости, в ней будет обозначено: “Освобожден от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа”.

Судебному штрафу в Уголовном кодексе посвящена одна небольшая статья. Однако, исходя из ее содержания, можно определить, что такое судебный штраф. Это основания освобождения от уголовной ответственности, которое может быть применено судом, в случаях, если лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, возместило ущерб либо иным образом загладило вред, причиненный преступлением. При этом:

  1. Преступление должно быть совершено впервые, то есть лицо ранее не привлекалось к уголовной ответственности либо было освобождено от нее по реабилитирующим основаниям (отсутствие события, состава преступления и др.);
  2. Совершено преступление небольшой или средней тяжести, то есть преступление по неосторожности, либо максимальное наказание за него не превышает 5 лет лишения свободы либо вообще не предусматривает такое наказание;
  3. Возмещение ущерба не то же самое, что и заглаживание вреда. Возмещение ущерба подразумевает денежную компенсацию, направленную на восстановление того положения потерпевшего, которое он имел до преступление (оплата лечения, возмещение стоимости похищенного имущества и др.). Заглаживание вреда — более широкое понятие. Оно подразумевает не только денежную компенсацию, но и принесение извинений, оказание неденежной помощи. В обоих случаях лицо либо его адвокат по назначению судебного штрафа должны сами доказать факт заглаживания вреда. С этой целью адвокат по назначению судебного штрафа представляет выписки с банковского счета, подтверждающие перевод денег на счет потерпевшего, расписки, договоры об оказании услуг по лечению потерпевшего лица и др.

При этом согласия потерпевшего на назначение судебного штрафа на требуется. Однако оно является желательным и будет являться одним из доказательств того, что лицо не является общественно опасным. Поэтому адвокат по назначению судебного штрафа убеждает потерпевшего в том, что его согласие на освобождение лица от уголовной ответственности имеет важное значение.

Назначение судебного штрафа возможно и в случаях, когда в деле нет потерпевшего как физического лица, например, в случаях с хулиганством. В этом случае заглаживанием вреда будут действия лица, направленные на ликвидацию последствия совершенного преступления (восстановление поврежденного памятника культуры, добровольная уплата налогов, от которых лицо ранее уклонялось, и так далее). Доказывание факта совершения указанных действий также возлагается на обвиняемого, подсудимого либо адвоката по назначению судебного штрафа.

Размер судебного штрафа может быть различным. Он не должен превышать половину от максимального размера штрафа за преступление, в котором лицо обвиняется, а если штраф как наказание не предусмотрено, то судебный штраф не должен превышать 250 тысяч рублей. Минимальный размер судебного штрафа также определяется, исходя из штрафа как наказания за данное преступление. В случае, если штраф не предусмотрен, то минимальный размер судебного штрафа составляет 5 тысяч рублей.

Назначение судебного штрафа возможно не только при рассмотрении дела в судебном заседании, но и на досудебных стадиях и в суде апелляционной инстанции, то есть в любом момент до вступления в силу приговора суда.

Для того, чтобы освободить лицо от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа следователь либо дознаватель по собственной инициативе либо по ходатайству лица или адвоката по назначению судебного штрафа направляет в суд ходатайство об освобождении лица от уголовной ответственности. Рассмотрение ходатайства происходит в судебном заседании, куда подлежат вызову не только обвиняемый и адвокат по назначению судебного штрафа, но и потерпевшего. Однако неявка указанных лиц без уважительных причин не является препятствием для рассмотрения ходатайства.

Освобождение лица от уголовной ответственности в связи с назначением судебного штрафа возможно и по инициативе суда в ходе судебного заседания в суде первой или апелляционной инстанции при наличии условий для освобождения лица от уголовной ответственности. В случае, если ходатайство адвоката по назначению судебного штрафа было отклонено следователем или дознавателем, то оно может быть повторно подано уже в судебном заседании. При этом адвокат по назначению судебного штрафа представляет суду документы, подтверждающие возможность назначения судебного штрафа, а также его положительные характеристики по месту жительства, учебы или работы, которые показывают что лицо не ведет асоциальный образ жизни, и поэтому его исправление возможно и без наказания. Такое ходатайство может быть подано адвокатом по назначению судебного штрафа в любом момент до удаления суда в совещательную комнату.

В случае, если лицо не исполняет обязанность по уплате судебного штрафа, оно привлекается к уголовной ответственности за совершение преступления в общем порядке, и ему назначается наказание.

Как и в случае со штрафом как наказанием, возможна отсрочка и рассрочка выплаты судебного штрафа. Отсрочка возможна при наличии уважительным причин — беременность, наличие малолетних детей у лица, тяжкая болезнь. Отсрочка назначается до исчезновения таких уважительных причин. Рассрочка назначается в случае, если в силу материального положения осужденного он не может выплатить всю сумму сразу. Рассрочка может быть назначена на срок до 5 лет. Доказывание наличия обстоятельств, дающих лицу право на рассрочку, осуществляется самим лицом либо адвокатом по назначению судебного штрафа.

Необходимо помнить, что судебный штраф является не наказанием, основанием освобождения лица от уголовной ответственности. В этом случае лицо не несет никаких негативных последствий связанных с привлечением к уголовной ответственности, например, он не является судимым, следовательно, его не касаются ограничения, связанные с судимостью. В связи с этим подача ходатайства об освобождении от уголовной ответственности в связи с назначением уголовного штрафа является целесообразным. В этом деле может помочь адвокат по назначению судебного штрафа.


Муниципальное образование "Вилючанский наслег"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Привлечение иностранных граждан к административной ответственности

Основания привлечения иностранных граждан к административной ответственности

Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения на территории РФ административных правонарушений.

Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания содержатся в главе 18 КоАП РФ.

Наиболее распространенными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил нахождения в РФ (ст. 18.9 КоАП РФ), незаконный труд в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ).

Как правило, за первичное привлечение к административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП РФ органами полиции назначается наказание в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

При повторном совершении данных правонарушений возможно назначение судом наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Основания административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Данная мера административного наказания может устанавливаться в качестве как основной, так и дополнительной санкции. Право назначения административного выдворения принадлежит судьям районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ - должностным лицам пограничных органов и войск.

В качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть назначено за совершение отдельных видов нарушений миграционного законодательства ( ч. 2 ст. 18.1 , ч. 2 ст. 18.4 , ст. 18.8 , 18.10 , ч. 1 ст. 18.11 , ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ( ч. 2 ст. 6.8 , ч. 2 ст. 6.9 , ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ), и за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии (ст. 18.18 КоАП РФ).

В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы РФ назначается за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения ранее назначенного ему наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.

Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.

По каким критериям принимается решение при наличии выбора о назначении наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации?

Изучение практики применения судами административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства показало, что решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения всегда должны быть мотивированы и подтверждены данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к лицу столь суровой меры ответственности, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе.

Наиболее распространенным основанием для освобождения иностранных граждан от наказания в виде административного выдворения за пределы РФ является наличие у последних семейных отношений с гражданами РФ (супруга, дети, один из родителей и т.п.).

Также основаниями для неназначения наказания в виде административного выдворения могут быть:

- характер и тяжесть совершенного правонарушения;

- наличие у иностранного гражданина разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента на осуществление трудовой деятельности;

- длительность проживания иностранного гражданина в РФ;

- отношение к уплате российских налогов, наличие доходов, обеспеченность жильем на территории РФ;

- род деятельности и профессия;

- обращение о приеме в российское гражданство.

Оспаривание выдворения

Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.

Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.

Последствия выдворения

Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ является специальным видом наказания. Помимо выдворения из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение РФ на протяжении 5 лет -жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.

Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: вид на жительство, патент, разрешение на работу и т.п.

Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.

Передача осужденных лиц в государство их гражданства для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы предусмотрена положениями международных договоров Российской Федерации в этой сфере и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы о передаче осужденных лиц 1983 года (далее – Конвенция 1983 года), Конвенции Содружества Независимых Государств о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 года (далее – Конвенция 1998 года), а также ряда двусторонних договоров о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы.

Согласно положениям упомянутых международных нормативных правовых актов одним из условий рассмотрения вопроса передачи в государство исполнение приговора является то, что судебное решение должно быть окончательным, т.е. вступить в законную силу.

С ходатайством о передаче для отбывания наказания вправе обратиться сам осужденный либо его адвокат (представитель), а в соответствии с Конвенцией 1998 года – близкий родственник осужденного.

При направлении ходатайства о передаче представителем осужденного либо его близким родственником должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия или родство.

Ходатайство о передаче осужденного может быть направлено в Минюст России, российский суд либо компетентный орган государства, в котором отбывает наказание осужденный (на Украине, например – в Минюст Украины).

В ходатайстве о передаче осужденного в иностранном государстве для отбывания наказания в Российскую Федерацию, помимо уведомления о желании быть переданным в Россию также указываются сведения о дате и месте его рождения, месте проживания на территории Российской Федерации, а также данные документа, удостоверяющего личность и подтверждающего наличие российского гражданства.

После подтверждения российскими компетентными органами наличия у осужденного гражданства Российской Федерации в адрес компетентного органа иностранного государства Минюстом России направляется запрос о предварительном согласии на передачу осужденного и предоставлении предусмотренных положениями Конвенции 1983 года, Конвенции 1998 года и двусторонних договоров материалов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда.

После проверки поступивших из компетентного органа иностранного государства запрошенных документов в Минюсте России на соответствие положений международных договоров, а также на наличие либо отсутствие оснований, препятствующих передаче осужденного, они подлежат направлению во ФСИН России для внесения представления в суд о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении осужденного в порядке, предусмотренном статьями 469 и 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вступившее в законную силу решение суда по данному вопросу направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения относительно передачи осужденного в Российскую Федерацию.

При поступлении в Минюст России согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного ФСИН России предлагается согласовать с соответствующим органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний время, место и порядок фактической передачи осужденного.

После передачи осужденного в Россию он размещается в исправительном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживал до убытия в иностранное государство.

При отсутствии на территории субъекта исправительного учреждения соответствующего вида, определенного российским судом, осужденный размещается в исправительном учреждении соответствующего вида, расположенном в близлежащем регионе.

После передачи осужденного в Россию он продолжает отбывать назначенное ему наказание в соответствии с российским законодательством.

Кроме того, осужденный имеет право на применение к нему актов о помиловании и амнистии, как государством вынесения приговора, так и государством исполнения приговора. Пересмотр приговора в отношении осужденного, переданного государству исполнения приговора, может быть осуществлен только компетентным судом государства вынесения приговора.

Взаимодействие Минюста России с компетентными органами иностранных государств в сфере передачи лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется в объеме, установленном международным договором или договоренностями, достигнутыми на основе международного принципа взаимности, законодательством Российской Федерации, а также с учетом сделанных оговорок и заявлений Российской Федерации к международным договорам.

Передача лица, осужденного к лишению свободы в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве его гражданства.

Поступившее в Минюст России обращение лица, осужденного к лишению свободы в Российской Федерации (его представителя, адвоката, либо близкого родственника, если это предусмотрено международным договором), о передаче для отбывания наказания в государство своего гражданства (или постоянного проживания при рассмотрении вопроса передачи лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором) либо соответствующий запрос компетентного органа иностранного государства проверяются на соответствие действующему международному договору, договоренностям, достигнутым на основе международного принципа взаимности, а также уголовно-процессуальному и другому законодательству Российской Федерации и направляются во ФСИН России с поручением представить материалы в отношении осужденного, необходимые для рассмотрения вопроса по существу.

Представленные ФСИН России материалы после их проверки в Минюсте России направляются компетентному органу иностранного государства для рассмотрения и принятия решения относительно исполнения на территории иностранного государства приговора российского суда в отношении лица, осужденного к лишению свободы.

Поступившие в Минюст России решение суда иностранного государства либо иного компетентного органа относительно исполнения на территории данного государства приговора российского суда и запрошенные Минюстом России другие документы по данному вопросу направляются во ФСИН России с предложением внести в компетентный российский суд представление в порядке статьи 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государство его гражданства.

ФСИН России поступившие из Минюста России документы направляет в компетентный суд Российской Федерации для рассмотрения в соответствии с положениями статей 396, 397, 399 и 471 УПК и обеспечивает участие представителя ФСИН России или его территориального органа или учреждения, исполняющего наказание, в судебном заседании.

Поступившая в Минюст России заверенная копия решения российского суда (со сведениями о вступлении его в законную силу) о согласии на передачу лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государство его гражданства направляется компетентному органу иностранного государства с предложением дать поручение соответствующему органу данного государства, уполномоченному в сфере исполнения наказаний (правоохранительному органу), согласовать со ФСИН России время, место и порядок фактической передачи лица, осужденного к лишению свободы.

Фактическая передача лица, осужденного к лишению свободы, в государство его гражданства осуществляется в порядке и сроки, согласованные ФСИН России и компетентным органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний (правоохранительным органом).

В случае вынесения российским судом решения об отказе в передаче осужденного его обжалование осуществляется в соответствии с нормами УПК.

Передача лица, осужденного к лишению свободы в иностранном государстве, для отбывания наказания в Российскую Федерацию.

Поступившее в Минюст России обращение осужденного к лишению свободы судом иностранного государства российского гражданина (или его законного представителя, адвоката, близкого родственника, если это предусмотрено соответствующим международным договором) о передаче для отбывания наказания в Российской Федерации либо соответствующий запрос компетентного органа иностранного государства проверяются на соответствие действующему международному договору, договоренностям, достигнутым на основе международного принципа взаимности, а также уголовно-процессуальному и другому законодательству Российской Федерации.

При необходимости Минюст России направляет в МВД России
(или МИД России, если имеется информация об оформлении осужденным гражданства Российской Федерации в дипломатическом учреждении МИД России, расположенном на территории иностранного государства) запрос о проведении проверки наличия у осужденного гражданства Российской Федерации, а также факта его постоянного проживания на территории России (при рассмотрении вопроса передачи лица без гражданства в соответствии с международным договором).

По результатам проведенной проверки с учетом информации, предоставленной МВД России (или МИД России) относительно гражданства осужденного, в адрес компетентного органа иностранного государства направляется запрос о предоставлении документов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении данного лица.

Поступившие на запрос Минюста России документы после их проверки направляются во ФСИН России с поручением внести в компетентный российский суд представление в порядке статьи 470 УПК о признании и исполнении на территории России приговора иностранного суда в отношении российского гражданина.

Заверенная копия решения российского суда (со сведениями о вступлении его в законную силу) о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении лица, осужденного к лишению свободы, и передаче его для отбывания наказания в Россию направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения по вопросу передачи, с одновременным предложением дать поручение соответствующему органу данного государства, уполномоченному в сфере исполнения наказаний (правоохранительному органу), согласовать со ФСИН России время, место и порядок фактической передачи лица, осужденного к лишению свободы.

Фактическая передача лица, осужденного к лишению свободы, в Российскую Федерацию осуществляется в порядке и сроки, согласованные ФСИН России и компетентным органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний (правоохранительным органом).

Читайте также: