Можно ли написать дополнение к претензии

Обновлено: 16.04.2024

В статьях как подать иск в суд общей юрисдикции и как подать иск в арбитражный суд была информация про обязательный досудебный (претензионный) порядок по состоянию на день написания статей.

Но, как известно, законодательство РФ не стоит на месте. Постоянно что то меняется, обновляется, добавляется новое. Вот и пришла очередь досудебного порядка.

22 июня 2021 вышел в свет Пленум Верховного Суда РФ № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования спора, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства".

По некоторым вопросам ситуация изменилась, по некоторым - просто уточнили.

В данной статье пойдет речь об обязательном досудебном (претензионном) порядке с учетом изменений.

Общая информация о досудебном порядке

В порядке решения спорного вопроса до обращения в суд предполагаемый истец (кто подает иск) может вести переговоры с предполагаемым ответчиком (к кому будет направлен иск).

По некоторым категориям спора при подаче иска в суд истец обязан доказать, что до суда он пытался решить вопрос с ответчиком в мирном порядке. Подтверждением будет служить копия письменной претензии, которую ответчик должен был получить под расписку, или почтовым отправлений по адресу регистрации ответчика.

В каких случаях обязательно соблюдать досудебный порядок?

  • спор касается взыскания денег по договорам, по иным сделкам, а также по неосновательному обогащению;
  • спор о выплатах по договорам ОСАГО;
  • спор по взысканию обязательных платежей, неустоек по налогам;
  • спор по изменению или расторжению соглашения об уплате алиментов;
  • по делам о заключении, изменении, расторжении договоров;
  • по обжалованию в суде решений налоговых органов;
  • спор по нарушению исключительных прав;
  • спор, возникающий в процессе заключения государственных (муниципальных) контрактов;
  • споры, связанные с выселением из жилого помещения;
  • споры, связанные с перевозкой грузов, пассажиров различными видами транспорта;
  • споры с туроператорами, в связи с некачественным туристским продуктом;

Список не исчерпывающий, законом могут быть предусмотрены еще отдельные категории.

Когда можно обойтись без претензии?

  • по делам по установлению фактов, имеющих юридическое значение;
  • по делам о присуждении компенсации, связанной с нарушением права на судопроизводство в разумный срок или права, касающегося исполнения судебного акта в разумный срок;
  • по делам о банкротстве;
  • по делам по корпоративным спорам;
  • по делам приказного производства;

список не исчерпывающий.

А теперь - что изменилось, что разъяснил и чем дополнил досудебный порядок Пленум Верховного Суда РФ постановлением от 22 июня 2021.

Что нужно знать при направлении претензии?

В случаях, когда несколько ответчиков - претензия должна быть направлена каждому ответчику.

В каких случаях претензия не нужна (в дополнение к изложенным выше)?

  • при предъявлении встречного иска (до этого было противоположное мнение);
  • при взыскании неустойки и процентов - при условии, что в отношении основного долга досудебный порядок был соблюден;
  • при подаче уточненного иска в части увеличения размера требований путем дополнения;
  • в ходе судебного заседания был заменен ответчик - при условии, что соблюдение досудебного порядка не привело бы к урегулированию спора;
  • претензию направил правопредшественник истца (например, организация направила претензию предполагаемому ответчику. в дальнейшем изменила правовую форму и фактически в суд уже обратилось другое юридическое лицо (правопреемник). В таком случае досудебный порядок будет считаться соблюденным);
  • в суд обращается прокурор, государственные и муниципальные органы в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан;
  • когда в дело вступает третье лицо с самостоятельными требованиями.

Также Пленум подтвердил, что претензию не обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, если это не предусмотрено законом или договором.

  • у сторон уже есть опыт подобного обмена информацией;
  • такой порядок предусмотрен договором.

Чтобы доказать отправку претензии таким способом, можно предоставить скриншот, на котором отмечено точное время получения претензии и адрес интернет-страницы. Скриншот должен был заверен участником процесса.

Когда можно заявить о несоблюдении досудебного порядка

Верховный Суд отметил, что заявить ходатайство о несоблюдении досудебного порядка можно только в первой инстанции.

Ходатайство о несоблюдении досудебного порядка могут отклонить по следующим причинам:

  • ответчик уже успел сделать заявление по существу спора и не выразил намерение его урегулировать;
  • истек срок досудебного урегулирования.

Срок исковой давности при досудебном урегулировании спора

Течение срока исковой давности приостанавливается на срок досудебного урегулирования, при отсутствии такого срока - на 6 месяцев.

В случае ответа на претензию, течение срока приостанавливается до этого момента.

Например, трехлетний срок исковой давности по взысканию заканчивается в марте 2021 года. В феврале 2021 года истец направляет претензию ответчику о необходимости оплатить задолженность. По общему правилу срок ответа на претензию до 30 дней (если иного не установлено договором или законом). То есть, направив претензию в феврале 2021 года, срок исковой давности продляется на период рассмотрения претензии, и истекает уже не в марте 2021 года а в апреле 2021 года. Как то так.

Особенности досудебного урегулирования отдельных видов споров

При разногласиях между сторонами спора по вопросу соблюдения претензионного порядка, суд может принять иск к рассмотрению и разрешить его.

По общему правилу, Закон о защите прав потребителей не содержит требований об обязательном досудебном порядке (есть исключения, например договор ОСАГО). То есть, условие договора о претензионном порядке по потребительским спорам незаконно.

Само Постановление Пленума Верховного Суда РФ здесь

А на этом у меня все. Спасибо за внимание!

Если есть вопросы или замечания, пишите в комментарии, постараюсь ответить на все. Если статья была полезной или интересной - вы знаете что делать.

Дарья Черепанова

Конфликт, перешедший за рамки обычного делового общения, условно разделяют на две части:

  • Претензионный (досудебный) порядок.
  • Защита интересов в суде.

Иногда первый этап опускают, но, в большинстве случаев он необходим, чтобы судья рассмотрел дело.

Направление претензии

Отправка претензии обязательна в двух случаях:

Важный совет: отправьте претензию ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Простое письмо может не убедить суд, что в нем содержалась именно претензия, а не поздравительная открытка. А уведомление о вручении докажет, что ваше письмо получено.

После отправки письма остается только ждать, когда контрагент на него ответит. Срок для ответа, обычно, указывают в самой претензии — 15 дней должно хватить. Но когда договором или законом предусмотрен специальный срок, нужно соблюдать его. Если ответа на претензию всё нет, или он вам не понравился, пора приступать к плану Б.

Защита интересов в суде

Первый вопрос, который может у вас возникнуть, — в какой суд идти?
Варианта три:

  • мировой;
  • районный;
  • арбитражный.

Выбрать правильный несложно — они чётко разграничили между собой полномочия.
Арбитражные суды решают экономические споры между ИП и ООО. Если одна из сторон — физ.лицо, за дело берутся мировые или районные судьи. Разница между ними в цене иска. Споры ценой до 50 000 рублей рассматривают мировые суды, дороже — районные.

Следующим шагом предстоит определить координаты суда. Это зависит от адреса ответчика. Поэтому, если вы находитесь в разных городах, придётся решать спор на чужой территории.

Лайфхак для предусмотрительных: если контрагент находится на другом конце страны, вы можете определить подсудность договором — выбрать, какой суд будет рассматривать спор.

Подготовка документов

К исковому заявлению приложите доказательства — любые документы, подтверждающие вашу позицию: договоры, счета, акты, накладные и другие. К этому списку добавьте квитанцию с почты, опись вложения и уведомление о вручении претензии.

Не забудьте заплатить госпошлину. Без квитанции об её уплате дело не примут к производству. Размер пошлины зависит от цены иска, и вы можете посчитать её с помощью калькулятора на сайте суда.

Подача документов

Пакет документов, включая исковое заявление, нужно передать в суд, как минимум, в двух экземплярах. Один нужен судье, а остальные будут отправлены ответчику. Соответственно, если ответчика два, готовьте три экземпляра. Да, на распечатку документов может уйти целая пачка бумаги.

Особые требования арбитражных судов

К посещению арбитражного суда готовиться сложнее и документов придется собрать чуть больше. Помимо уже названных понадобятся:

Кроме этого, вы самостоятельно отправляете пакет документов ответчику. В отличие от остальных судов, арбитражный этим заниматься не станет. Поэтому, прежде чем нести документы в суд, отправьте аналогичный пакет ответчику ценным письмом с описью и уведомлением. Квитанцию и опись вы добавите в общий список документов для суда.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что дальше?

Итак, жребий брошен, карты розданы — документы в суде. Процесс судопроизводства, как вы слышали, — дело небыстрое. Поэтому вновь стоит запастись терпением, ждать и перебирать доводы в поддержку своей правоты. Первое заседание судья назначает примерно через месяц. За это время он отправит документы ответчику, запросит дополнительные сведения, а ответчик, при желании, напишет отзыв на иск.

В идеальной вселенной суды должны решить дело в течение двух месяцев, но на практике получается дольше.

Дату заседания вы сможете узнать из повестки, которую суды направляют по почте. Иногда почтовые отправления задерживаются, теряются, и вы рискуете пропустить заседание. Поэтому лучше самостоятельно узнать дату и время: позвонить в канцелярию или посмотреть информацию на сайте суда.

В дату X, как перед экзаменом, повторите обстоятельства дела и ваши доводы, захватите оригиналы предоставленных в копиях документов и паспорт. И да пребудет с вами сила:)

Статья актуальна на 04.02.2021


Направление претензии стороне договора, не желающей исполнять свои обязательства, – важная стадия досудебного разрешения спора, которую нередко недооценивают. Однако с учетом явных плюсов, которые можно извлечь из результатов ее проведения, этой стадией разрешения спора лучше не пренебрегать. И если в крупных компаниях претензионной работой нередко занимается специальный отдел, то индивидуальному предпринимателю не всегда бывает просто разобраться во всех нюансах. В данной статье мы не будем останавливаться на содержании претензии 1 , а отметим некоторые положительные эффекты от осуществления претензионной работы,рассмотрим ряд практических вопросов, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии, а также расскажем о том, какие подводные камни их могут ожидать и как их избежать.

В каких случаях стоит направлять претензию?

П орядок досудебного урегулирования споров может быть предусмотрен как непосредственно законом 2 , так и гражданско-правовым договором. Если такой порядок установлен, то согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения данного порядка. Таким образом, в этих случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным. Однако на практике могут возникнуть и иные задачи, оказать помощь в решении которых может именно претензионная работа.

Так, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства у стороны, чьи интересы нарушены, в большинстве случаев возникает необходимость в решении следующих задач:

На сегодняшний день используются различные способы воздействия на недобросовестного конкурента, и некоторые из них выходят за рамки правового поля. При этом правильное осуществление претензионной работы поможет решить задачи из приведенного выше перечня достаточно эффективно и не нарушая закон.

В какой форме направлять претензию?

Один из важных вопросов при подготовке претензии – в какой форме ее направлять. Лучший вариант – письменная форма. Письменная форма претензии подтвердит серьезность ваших намерений и может стать дополнительным стимулом для исполнения контрагентом своих договорных обязательств. Она предполагается при установлении претензионного порядка рассмотрения споров (в большинстве случаев) и рекомендуется в ситуациях, когда необходимо зафиксировать просрочку контрагента.

Так, если в договоре не был определен срок для исполнения обязательства, то в соответствии со ст. 314 ГК РФ обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства). Наиболее надежной формой такого требования является именно письменная форма. Этой точки зрения придерживаются и ведущие специалисты в области гражданского права 3 . Примером такого требования как раз может быть претензия. Для чего подобная фиксация необходима? Фиксация просрочки исполнения обязательства контрагентом имеет значение для определения момента, с которого начисляются пени.

При этом предельный срок для проведения расчетных операций не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ 4 . Следовательно, просрочка должника по договору поставки наступает по истечении указанных сроков.

Еще один явный плюс письменной претензии – возможность получения ответа контрагента в той же форме (например, указав в претензии срок для ответа, и то, что ответ должен быть дан также в письменной форме).

Принцип отправки или принцип доставки?

Подтверждение факта получения претензии контрагентом необходимо и когда одной из целей претензионной работы является фиксация просрочки должника. В данной ситуации юридические последствия возникают не с момента предъявления требования кредитором, а с момента его получения должником.

Для того чтобы избавить себя от данной части проблем в договоре, заключаемом с контрагентом, это можно четко прописать, например, предусмотрев, что все уведомления, требования, запросы и иные письменные обращения считаются сделанными с момента получения стороной, которой они адресованы.

Какой способ отправки претензии предпочтителен?

Иногда претензию отправляют факсом, электронной почтой, курьерской службой. Но все эти способы крайне ненадежны и не смогут обеспечить весомые доказательства получения претензии контрагентом. С этой точки зрения можно отметить два наиболее надежных способа доставки: а) собственным курьером (обратите внимание – не курьерской службой), б) почтой.

Вариант с курьером предпочтителен, если контрагенты находятся в одном населенном пункте. В этом случае необходимо, чтобы представитель контрагента на втором экземпляре претензии поставил отметку о ее получении.

Допустим, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, контрагент и в суде будет продолжать придерживаться своей позиции (т.е. настаивать на том, что человек, поставивший свою подпись на втором экземпляре претензии, у него не работал). В такой ситуации можно ходатайствовать о направлении запроса в налоговую инспекцию и ПФР.

Еще одно слабое место, которым может воспользоваться недобросовестная сторона договора, – заявить, что на уведомлении о вручении нет подписи уполномоченного лица о получении. Но и в этом случае можно защитить свои интересы.

Какие плюсы можно извлечь из ответа контрагента?

Прежде всего из ответа контрагента станет ясна его позиция по данному проблемному вопросу. Кроме того, из ответа можно извлечь еще несколько положительных моментов.

Во-первых, ответ контрагента может подтвердить тот факт, что он признает договор. Это будет определенной страховкой в том случае, если впоследствии недобросовестная сторона договора решит отказаться от исполнения обязательства, указав, что договор был подписан неуполномоченным лицом (например, генеральным директором, уже сложившим свои полномочия).

Последствия заключения сделки неуполномоченным лицом предусматривает ст. 183 ГК РФ, согласно которой при отсутствии или превышении полномочий действовать от имени другого лица сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (в случае с генеральным директором сделка будет считаться заключенной с ним лично, а не с юридическим лицом). Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

Как быть, если и ответ на претензию подписан неуполномоченным лицом?

В Информационном письме Президиума ВАС РФ № 57 отмечается, что действия работников контрагента исходя из конкретных обстоятельств дела могут свидетельствовать об одобрении при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей или основывались на доверенности либо полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали.

Во-вторых, признание контрагентом своего долга влечет прерывание срока исковой давности. По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Перерыв исковой давности означает, что после перерыва срок исковой давности начинает течь с самого начала и время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.

Следует помнить о двух важных нюансах: перерыв исковой давности возможен только в пределах срока давности (т.е. в том случае, если ее срок еще не истек). И второе: если обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей, то признание части или периодического платежа прерывает исковую давность не для всего обязательства или платежа в целом, а только для признанной части.

Так, применительно к п. 5 ст. 4 АПК РФ в указанном письме перечислены следующие случаи претензионного порядка, установленного в законах:

Остальные случаи обязательности претензионного порядка до обращения в арбитражный суд вытекают из гражданско-правовых договоров. Здесь необходимо отметить, что само по себе положение о претензионном порядке, закрепленное в договоре, не свидетельствует о его обязательности перед обращением в суд.

Все споры, вытекающие из настоящего договора, подлежат рассмотрению в суде по месту нахождения истца с обязательным соблюдением претензионного порядка.

Все споры, вытекающие из настоящего договора, подлежат урегулированию путем переговоров.

Несмотря на то, что в приведенных примерах обязательность претензионного порядка, казалось бы, очевидна, это не так!

На основании многочисленной судебной практики можно сделать вывод, что претензионный порядок урегулирования спора можно признать установленным только в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также к порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Иной досудебный порядок можно признать установленным, если договор содержит четкую запись об установлении такого порядка. Указание на ведение переговоров в целях урегулирования возникших споров не может быть расценено установлением обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Данный аспект имеет важное практическое значение. Зачастую защита гражданских прав в судебном порядке требует решительных действий, в том числе посредством применения обеспечительных мер. Иногда предъявление претензии может являться сигналом для недобросовестного контрагента к выводу денег или сокрытию имущества. Поэтому сторона, заинтересованная в скорейшем принятии обеспечительных мер, должна понимать, что, несмотря на наличие в договоре ссылки на обязательность претензионного порядка, при отсутствии в нем конкретных требований к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения направление претензии вовсе не обязательно.

Далее хотелось бы остановиться на способе направления претензии нарочным (курьером). Следует отметить, что иногда такой способ может также иметь важное практическое значение, прежде всего с точки зрения донесения до суда содержательной части претензии. Ведь даже имея опись вложения и уведомление о вручении, не всегда возможно доказать в суде, какой именно текст направлялся контрагенту. Это важно для договоров, в которых не установлен точный срок исполнения обязательства или где исполнение обязательств другой стороной обусловлено подписанием актов приемапередачи выполненных работ/оказанных услуг. Зачастую в таких договорах (договор подряда, договор возмездного оказания услуг) предусматривается срок на принятие заказчиком работ/услуг. Также в них говорится, что в случае неподписания актов приема-передачи работ/услуг в обусловленный срок они считаются подписанными, а работы/услуги принятыми, если в течение определенного времени по получении от подрядчика/исполнителя таких актов заказчик их не подписал и не представил мотивированного отказа от их подписания. В таком случае в претензии рекомендуется указывать точные данные направленных заказчику актов, включая суммы, на которые акты выставлены. Также можно повторно приложить к претензии такие акты и прямо указать об этом. Даже если контрагент попытается утверждать в суде, что акты им не получены и работы/услуги на заявленные суммы им не принимались, копия претензии с соответствующим текстом и отметкой о вручении легко склонит чашу весов в вашу пользу. При этом следует помнить рекомендации автора статьи о том, что отметка о получении на вашем экземпляре претензии должна быть проставлена уполномоченным лицом и что конкретно она должна содержать.

В завершение хотелось бы напомнить, что если стороны решили закрепить претензионный порядок в договоре, они должны прописать конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Автором была обозначена проблема доказывания факта и момента получения претензии. Действительно, часто фактическое местонахождение организации не совпадает с местонахождением, содержащимся в ее учредительных документах. Данный вопрос легко разрешается закреплением в договоре, например, следующего положения: при отсутствии уведомления о вручении/отметки о получении корреспонденции нарочным корреспонденция считается полученной другой стороной на десятый рабочий день с даты ее отправки по адресам сторон, указанным в настоящем договоре.

Поздравляем автора с победой в конкурсе, желаем успехов в карьере и новых полезных статей.

Пример данного автора доказывает, что смелые действия могут привести к победе, к чему никогда не приведет бездействие!

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

О плюсах разрешения споров в досудебном порядке между сторонами договора можно говорить бесконечно. Это и экономия на судебных расходах, в том числе и на услугах представителя, и экономия времени, и конфиденциальность, в конце концов, это просто цивилизованное разрешение спора. К слову, большинство споров и разрешается в досудебном порядке. Но решить вопрос миром не всегда представляется возможным.

Сегодня я расскажу о том, что такое досудебная претензия и как правильно написать претензию

Смысл претензии заключается в том, что одна из сторон договора указывает другой на нарушение условий договора, и требует устранения нарушения прав в добровольном порядке.

Для начала отметим, что как установлено ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка.

Более того, сведения о соблюдении истцом претензионного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором, в обязательном порядке должны быть указаны в исковом заявлении (подп. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ). Таким образом, решив подавать в арбитражный суд исковое заявление сперва необходимо удостовериться, что претензионный порядок разрешения спора соблюден, в противном случае исковое заявление может быть оставлено без движения, а впоследствии возвращено, или еще хуже, если несоблюдение претензионного порядка выяснится в судебном разбирательстве, то иск будет оставлен без рассмотрения.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 111 АПК РФ в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

Как видно из вышеприведенных норм АПК РФ претензионный порядок может быть предусмотрен федеральным законом, либо договором.

Поэтому при подготовке договора необходимо предусмотреть срок предъявления претензии с момента наступления нарушения условий договора, срок рассмотрения претензии, а соответственно и срок ответа на претензию, способы направления претензий контрагенту, а также иные важные для сторон положения, касающиеся порядка урегулирования спора в досудебном порядке.

Наличие в договоре условия о претензионном порядке, в большинстве случаев на руку обеим сторонам договора, поскольку заставляет лицо, получившее претензию более внимательно изучить проблему и принять решение. При этом наличие условия о необходимости соблюдения претензионного порядка в договоре становится обязательным и для арбитражного суда. Также отмечу, что претензионный порядок полезен и в случаях когда он прямо не предусмотрен договором, то есть когда его соблюдение является правом, а не обязанностью, поскольку благодаря направлению претензии можно добиться желаемого результата без существенных материальных и временных затрат.

Если возникла необходимость написать претензию, будь то претензия по качеству выполненных работ, претензия за нарушение сроков, претензия о возврате денежных средств или любая другая претензия, то к написанию претензии следует отнестись максимально внимательно. При этом грамотно составленная претензия – это 80 процентов будущего искового заявления.

Как правильно написать претензию

Иногда ко мне обращаются клиенты, которые настойчиво просят в кратчайшие сроки подать исковое заявление в суд.

Претензия пишется в произвольной форме и примеров претензий в интернете очень много.

Естественно из претензии должно быть понятно от кого она исходит и кому адресована.

Далее следует изложить реальные факты нарушения условий договора со ссылкой на конкретные положения договора и закон.

Думаю не стоит говорить о том, что претензия должна быть подписана уполномоченным лицом, поскольку отсутствие полномочий на досудебное урегулирование спора может привести к тому, что судом будет сделан вывод о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора.

Также напомню, что для взыскания неустойки по договору также необходимо соблюсти претензионный порядок, о чем я писал в предыдущей статье.

Читайте также: