Может ли стать учебник источником права

Обновлено: 28.06.2024

ЦЕЛИ УРОКА
содействовать
пониманию учащимися сущности и
особенности источников права;
добиться осознания иерархии
законов и подзаконных актов;
пробудить чувство правовой
ответственности, продолжить правовое
воспитание.

Знать и уметь
Уметь:
- пояснять систему права,
раскрывая сущность основных
отраслей российского права;
- определять, нормами каких
отраслей права регулируется
определенная жизненная ситуация
и куда следует обратиться, чтобы
узнать модель верного поведения
участников правоотношений

Понятия, термины
источники права;
нормативно-правовой акт;
подзаконный акт;
правовой обычай;
судебный прецедент;
естественное право;
закон

Изучение нового материала
1.Источники права.
2.Правовые акты.
3.Конституция в
иерархии
нормативных
актов.

Актуализация проблемы
1. Может ли школьный учебник стать
источником права?
2. Может ли естественное право стать
источником позитивного права?
3. Почему нормативные акты имеют
разную силу?
4. Почему конституция находится на
вершине иерархии нормативных
актов?

Источники (формы) права
Основные
источники
права
Правовой
обычай
Судебный
прецедент
Нормативноправовой
акт
Естественное
право
- официальные, т.е.
исходящие от
государства,
способы
закрепления
правовых норм с
целью придания им
общеобязательного,
юридического
характера.

Правовой обычай
- это исторически сложившееся правило поведения
(в результате его многократного повторения),
которое признается государством.
Обычай становится
источником права,
если на него есть
ссылка в законе
(пример: ст.5 ГК РФ)
Обычай, документально
не закрепленный,
но фактически,
не официально,
санкционирующийся
государством (пример:
в России при разводе
супругов суды
оставляют детей
с матерями)
Обычное право не должно противоречить закону

Судебный прецедент
- это конкретное решение по определенному делу
судебного органа, которое становится обязательным
при рассмотрении аналогичных дел.
Прецедент становится источником
права, если признается, что судебное
решение может стать правилом для
разрешения подобных случаев
на будущее.
Один из основных источников
права в Великобритании,
США, Канаде и Австралии.
В РФ задача судов состоит
не в создании, а в применении
и толковании норм
действующего права.

Нормативно-правовой акт
-это государственный правовой акт,
содержащий нормы поведения, общие правила
(устанавливается государством напрямую в процессе его
правотворческой деятельности в виде актов компетентных
государственных органов либо путём санкционирования
сложившихся правил, норм поведения, судебных решений).
• общеобязательность;
• гарантированность со стороны государства;
• предусмотрены принудительные санкции в отношении
нарушителей правовых норм, закрепленные в нормативном
акте;
• возможность оперативно издавать, изменять или отменять
нормативно-правовой акт правотворческими органами;
• официальное опубликование (ст.15 Конституции РФ);
• изложение юридическим языком.
В РФ нормотворческую деятельность осуществляет Федеральное собрание
(парламент РФ), Президент РФ, Правительство РФ и другие органы.

Естественное право
Прирожденные и неотчуждаемые (естественные)
права человека, которые официально признаны
государством и закреплены в его конституции и
других законах.
Впервые в истории естественное право получило
официальное признание и законодательное закрепление в
Декларации независимости США от 4 июля 1776 г.
В 1789 г. Учредительным собранием Франции была
принята Декларация прав человека и гражданина;
глава 2 Конституции РФ посвящена неотчуждаемым
правам человека.

Виды нормативных актов
(по юридической силе)
законы
Подзаконные акты
Верховенство (главенство) нормативных актов
1) Конституция РФ*
2) Федеральные
конституционные
законы.
3) Федеральные законы
1) Указы президента РФ;
2) Постановления
правительства РФ.
3) Акты государственных,
региональных и местных
муниципальных органов.
4) Ведомственные акты.
*нормативно-правовой акт высшей юридической
силы, все остальные законы и подзаконные акты не
могут ему противоречить.

Закон
- нормативно правовой акт, принятый в особом
порядке органом законодательной власти или
референдумом, выражающий волю народа,
обладающий высшей юридической силой и
регулирующий наиболее важные
общественные отношения.
Не должен
противоречить
конституции
Обладает высшей юридической
силой по сравнению со всеми
другими актами
Любой закон ограничивает произвол власти

Виды Законов РФ
Основные
Федеральные
конституционные
Конституция
Российской
Федерации,
конституции
республик
в составе РФ
Принимаются
по предметам
ведения РФ,
а также в случаях,
прямо
предусмотренных
в Конституции РФ
Федеральные
Принимаются
по предметам
ведения РФ
и по предметам
совместного
ведения РФ и
субъектов РФ.
Не могут
противоречить
федеральным
конституционным
законам.
Субъектов РФ
Законы, уставы
субъектов РФ
не могут
противоречить
федеральным
конституционным
законам.

15. Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения

Подзаконный акт
- нормативно правовой акт, изданный на основе
и во исполнение законов. Обладают меньшей
юридической силой, чем законы, и базируются
на них. Играют вспомогательную и
детализирующую роль.
Принимаются в
развитии закона
Издаются на основе законов и должны им
соответствовать
Виды подзаконных актов
1) Указы Президента РФ, содержащие нормы права;
2) Постановления Правительства РФ и распоряжения Председателя
Правительства РФ;
3) Постановления Совета Федерации и Государственной Думы;
4) Нормативные акты, принятые органами государственной
власти и управления субъектов РФ: постановления, распоряжения
и другие;
5) Инструкции, правила, постановления, распоряжения министерств
и ведомств.

Конституция Российской Федерации
(от лат. constitutio – установление, устройство) единый, обладающий
особыми юридическими свойствами нормативно правовой акт,
посредством которого народ учреждает основные принципы
устройства общество и государства, закрепляет правовой статус
человека и гражданина.
учредительный,
основополагающий
характер
обладает
высшей
юридической
силой
содержит нормы,
стабильность имеющие прямое
действие
Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) – это Основной
закон России, закрепляющий основы конституционного строя,
организации государственной власти и взаимоотношений между
гражданином, обществом и государством.
Закрепляет:
Основы конституционного строя (высшие ценности и систему
политических, экономических, социальных отношений).
Права и свободы граждан.
Федеративное устройство.
Организацию высших органов власти.

19. ИСТОЧНИКИ

1. Баранов П. А. Обществознание:
полный справочник. - М. 2011.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание:
учеб. для учащихся 10 кл.
общеобразоват. учреждений: базовый
уровень. – М.: 2006.
3. Махоткин А. В. Обществознание в
схемах и таблицах. – М.: 2011.
4. Терентьева Г. Г. Краткий словарь
обществоведческих терминов. –
Чебоксары: 2008.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об иерархии источников права.

Тема: Источники права.

Цель: сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об иерархии источников права.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: проблемное обучение.

I. Повторение.

- Какие характеристики права изучали на прошлом уроке?

- Отобразить в виде схем на доске основные элементы системы права.

Решение жизненных ситуаций, которые были приготовлены в качестве домашнего задания с применением документов.

II. Изучение нового материала.

Проблемные вопросы:

Может ли школьный учебник стать источником права?

Может ли естественное право стать источником позитивного права?

Почему нормативные акты имеют разную силу?

Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основные формы права:

1. Правовой обычай.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Задание. Определить положительное и отрицательное в существовании обычаев.

Данное задание можно выполнить в группах. Одна группа – сторонники обычаев, другая – их противники.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств:

– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но обычаям присущи и недостатки:

– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика).

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право имеет много достоинств:

– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедент имеет и н е д о с т а т к и:

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Д о с т о и н с т в а:

– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;

– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;

– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Признаки нормативных актов:

– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;

– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;

– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Требования, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Виды нормативных актов:

1) Законы.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2) Подзаконные акты.

1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Задание. Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что вам надо написать закон. Ваши действия.

4. Естественное право.

Назовите, используя информацию с уроков истории, в каких документах были закреплены естественные права человека.

Каким образом естественные права получили общеобязательную юридическую силу?

III. Закрепление изученного.

Запишите нормативные акты, определяющие систему образования в России по принципу иерархии.

Используя текст Конституции России, придумайте примеры, когда закон субъекта Р.Ф. будет иметь большую силу, чем текущий закон Р.Ф.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 294.

IV. Домашнее задание: §26, вопросы и задания к документу стр. 294

Технологическая карта урока

1.ФИО Игнатович Галина Евгеньевна

2.Место Работы: ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга.

3.Должность: учитель истории и обществознания.

4. Предмет: обществознание.

Форма проведения: урок-практикум.

Технология кейс метод (решение проблемно-правовых ситуаций)

Цель урока: учащиеся смогут характеризовать право, отличие права от других социальных регуляторов.

1.Обучающие: изучение подходов к понятию права, системы права, отрасли права, нормы права, институты права.

2. Развивающие: учащиеся смогут применять правовые знания для решения жизненных ситуаций.

3. Воспитание правосознания.

Знание различных подходов к определению права, понимание структуры права, различные классификации отраслей права, нормы права, институты права, отличия права от морали и от закона.

Личностные УУД: понимание личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать для решения познавательных задач.

Познавательные УУД: использовать документ как источник знаний, преобразование информации.

Учащиеся смогут решать жизненные ситуации с применением правовых знаний.

Ресурсы урока: Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова (базовый уровень), Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс, административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс.

Мотивация к деятельности

С понятием права вы знакомы. Я предлагаю начать урок с решения правовых задач. В ходе выполнения данного задания

вы сможете вспомнить и применить те знания, которые вы получили на уроках обществознания в основной школе, понять, каких знаний нам не хватает для решения правовых задач, затем мы сформулируем цель и задачи урока для получения новых знаний, которые позволят решать жизненные ситуации с точки зрения правовой грамотности.

Актуализация необходимых знаний

Учитель даёт учащимся задания, включающие теоретические вопросы правового раздела обществознания, правовые задачи, задания на сравнение права с другими видами социальных норм.

Учащиеся разбиваются на группы, в группах решают вопрос, как они будут выполнять задания: все задания выполнять вместе или разделят задания для экономии времени.

Учащиеся выполняют задания. В ходе решения правовых задач используют Конституцию России, Кодексы.

В ходе работы определяется часть заданий, для выполнения которых необходимы новые знания.

Организация познавательной деятельности

Вместе с учителем проверяются задания, которые можно было решить на уровне основной школы, ставится цель и задачи работы на уроке для получения новых знаний, позволяющих решить правовые задачи с применением нового материала.

Познавательная деятельность учащихся.

Учащиеся работают с материалом параграфа, кодексами, выполняют оставшиеся задания.

Самоконтроль: учащиеся получают решение правовых задач, проверяют свои работы.

Самостоятельная работа (контроль полученных знаний)

Учащимся даётся задание, включающее вопросы на повторение и правовые задачи с учётом нового материала.

Учащиеся сдают работы для проверки.

- задания формата ЕГЭ, жизненные ситуации, для решения которых необходима правовая грамотность.

Рефлексия: учитель предлагает учащимся, которые в начале урока не могли выполнить половину и более заданий прикрепить на свои листы синие кружочки, тем, кто в конце урока не испытывал затруднений прикрепить желтые кружочки. В результате будет видна картина первоначальных затруднений и эффективности применения технологии Кейс – метода.

Отечественный околоюридический "Фесбук" давеча радовался: судья Восьмого ААС в декабре 2019 года сослался на статью в одном из приличных юридических журналов. Это означает, что и в России, наконец-то, стали в судах применять доктрину и всё такое прочее. Я так не думаю, случай этот не только вредный, но и опасный, причём ударить он может и по радующимся.

Итак, что сказал суд в постановлении по делу А46-20788/2018? "По смыслу указанного разъяснения, вытекающего как из сложившейся судебной практики, так и общепринятого доктринального толкования (например, Ширвиндт А.М. Актуальные вопросы представительства. Комментарий к п. п. 122 - 132 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2015. N 12. С. 61-144), доверие контрагента юридического лица к видимости полномочий директора, подтвержденной публичным реестром, защищается судом в силу принципом публичной достоверности такого реестра."

То есть, суд, вместо того,чтобы просто сослаться на положения ГК РФ или Закона о государственной регистрации юрлиц, начал выводить простое правило "пока что-то в реестре - для третьих лиц оно в реестре, если не доказано обратное" из чего-то малопонятного, вроде "общепринятого доктринального толкования", подкрепив это ссылкой всего на одну статью, являющуюся результатом не доктринального, а частного толкования того или иного текста.

У меня есть несколько мыслей, почему суд сделал именно так, самой явной из которых (в условиях нагрузки на судей) - простое переписывание помощником судьи отзыва одной из сторон в судебный акт без какой-либо вычитки текста.

Я понимаю, что "Вестник экономического правосудия" до 2014 года приходил подписчикам как "Вестник Высшего Арбитражного Суда" и может "по старинке" продолжать выписываться судьями и даже иногда читаться, но даже в мыслях не допускаю такой версии, что вменяемый судья, читавший закон о статусе судей или хотя бы Конституцию, будет в 2019 году вычитывать что-либо из журнала 2015 года, потом цитировать с указанием страниц и называть это "общепринятым доктринальным толкованием". Журнал, конечно, качественный, не спорю, но доктрина - это, во первых, не краткие статьи, а во-вторых - не источник права.

Конечно, в иных правовых системах источником права могут являться и доктрина, и постановления съезда правящей партии, и религиозные тексты, и ещё что-нибудь хорошее, но в нашей стране источником права традиционно является правовая система "КонсультантПлюс". Что под буковкой "и" слева от нужной статьи вылезло - то в разные документы и "копируется-вставляется". Даже научные статьи - если они там, то их читают, если их там нет - их читают только авторы и то не всегда. Там же есть "респонсы" - ответы юристов системы и писем разнообразных министерств и ведомств, и куча всякого разного из бухгалтерских и прочих изданий. Понятно, что где-нибудь в Англии, США или Германии, не говоря о менее развитых правопорядках, о такой подробной системе с полной судебной практикой (вплоть до районных судов), журналами, ответами и разъяснениями даже мечтать не приходится (а аналоги фантастически дороги, поэтому там до сих пор надо держать кучу помощников для выискивания прецедентов по толстенным книгам), но в нашей стране это так, лигал-тех на уровне, да и совсем недорого.

Зато быстро и много: нажал на кнопочку и по любой правовой норме кучу информации получил. Вот некомпетентные юристы, не владеющие навыками поиска и анализа информации, и "развлекаются": надёргают чего-нибудь в один флакон, от Елецкого районного суда до статей в бухгалтерских журналах, напишут из этого много страниц и называют "отзыв" или "позиция по делу" или же, ещё страшнее, "постановление суда апелляционной инстанции", и верёвочка сгодится, как у классиков. Зато много, красиво и со ссылками. Видишь невразумительный текст без выявления главного, но с большим количеством ссылок на разнообразную практику - оно, из консультанта бездумно надёргали.

Только вот в такой весьма эклектичной системе источников права не надо забывать о том, что правопорядок и хозяйственный оборот существует не вокруг юристов, а вокруг граждан. Им же нужны чёткие и краткие источники права - ими в нашей стране являются кодексы, законы и пленумы с обзорами, по конкретным случаям - подзаконные акты.

Никакой доктрины тут и близко нет, причём не только для бизнеса, но и для юристов: нет ни одного учебника, который был бы обязательным для изучения всеми юристами или выпускниками вузов, ни "канонического" набора научных статей, необходимых для изучения, тем более, что качество статей и учебников обычно представляет собой не скрупулёзный анализ практики или феноменологическую редукцию правовой нормы, а частное, ничем не подкреплённое (или подкреплённое случайными ссылками на случайные надёрганные из "Консультанта" решения) мнение автора по тому или иному вопросу. При этом авторитета авторов в нашей стране также нет, как и принципов толкования расхождений мнений авторов (как, например, в еврейском каноническом праве, где идёт спор о "галахе по последнему" или "галахе по большинству).

В указанных условиях никто не только не обязан читать эти статьи и учебники, но и и вчитываться в них, выискивая в них крупицы того, чего в них нет. Поэтому говорить о том, что стороны, вступая в правоотношения, должны учитывать мнения юристов в журналах, просто глупо. Это все равно как пытаться ссылаться на Дигесты (хотя да, и их цитировали), Калишский статут или Соборное уложение. "Там же тоже что-то умное написано". Написано, но на заборе тоже написано, а за забором дрова лежат.

Поэтому любые ссылки суда на то, что источником права не должно являться, не только дезориентирует оборот, но и показывает, что суд только и может, что бездумно дёргать свои аргументы из правовых баз или отзывов сторон вместо того, чтобы вдумчиво принимать свои решения. Потому что сегодня они "надёргали" в вашу пользу - а завтра "надёргают" не в вашу, при этом всё будет подкреплено ссылками на "доктрину" в виде статьи безвестного доцента, опубликованной в "Брехунке Заволжского юридического техникума".

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ИСТОЧНИКИ ПРАВА © ред. А.И. Колмаков

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ИСТОЧНИКИ ПРАВА © ред. А.И. Колмаков

1 слайд

ИСТОЧНИКИ ПРАВА © ред. А.И. Колмаков

План: Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормат

2 слайд

План: Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Законотворческий процесс.

Актуализация проблемы Может ли школьный учебник стать источником права? Может

3 слайд

Актуализация проблемы Может ли школьный учебник стать источником права? Может ли естественное право стать источником позитивного права? Почему нормативные акты имеют разную силу? Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

- официальные, т.е. исходящие от государства, способы закрепления правовых

4 слайд

- официальные, т.е. исходящие от государства, способы закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера. Источники (формы) права Основные источники права Правовой обычай Судебный прецедент Нормативно- правовой акт Естественное право

Обычай, документально не закрепленный, но фактически, не официально, санкцион

5 слайд

Обычай, документально не закрепленный, но фактически, не официально, санкционирующийся государством (пример: в России при разводе супругов суды оставляют детей с матерями) Обычай становится источником права, если на него есть ссылка в законе (пример: ст.5 ГК РФ) - это исторически сложившееся правило поведения (в результате его многократного повторения), которое признается государством. Обычное право не должно противоречить закону Правовой обычай

сложившиеся правила поведения; широко применяемые правила поведения; правила

7 слайд

сложившиеся правила поведения; широко применяемые правила поведения; правила поведения в определённой области предпринимательской деятельности; правила поведения, не предусмотренные законодательством.

В РФ задача судов состоит не в создании, а в применении и толковании норм дей

8 слайд

В РФ задача судов состоит не в создании, а в применении и толковании норм действующего права. Один из основных источников права в Великобритании, США, Канаде и Австралии. - это конкретное решение по определенному делу судебного органа, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Судебный прецедент Прецедент становится источником права, если признается, что судебное решение может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее.

В РФ нормотворческую деятельность осуществляет Федеральное собрание (парламен

9 слайд

В РФ нормотворческую деятельность осуществляет Федеральное собрание (парламент РФ), Президент РФ, Правительство РФ и другие органы. общеобязательность; гарантированность со стороны государства; предусмотрены принудительные санкции в отношении нарушителей правовых норм, закрепленные в нормативном акте; возможность оперативно издавать, изменять или отменять нормативно-правовой акт правотворческими органами; официальное опубликование (ст.15 Конституции РФ); изложение юридическим языком. это государственный правовой акт, содержащий нормы поведения, общие правила (устанавливается государством напрямую в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путём санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений). Нормативно-правовой акт

Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законо

10 слайд

Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление в Декларации независимости США от 4 июля 1776 г. В 1789 г. Учредительным собранием Франции была принята Декларация прав человека и гражданина; глава 2 Конституции РФ посвящена неотчуждаемым правам человека. Прирожденные и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. Естественное право

Указы и распоряжения Президента РФ; 2) Постановления Правительства РФ. Акты г

11 слайд

Указы и распоряжения Президента РФ; 2) Постановления Правительства РФ. Акты государственных, региональных и местных муниципальных органов. Ведомственные акты. Подзаконные акты законы (по юридической силе) Верховенство (главенство) нормативных актов Виды нормативных актов Конституция РФ* Федеральные конституционные законы. Федеральные законы Законы субъектов РФ *нормативно-правовой акт высшей юридической силы, все остальные законы и подзаконные акты не могут ему противоречить.

Обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами. Не до

12 слайд

Обладает высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами. Не должен противоречить Конституции РФ. Любой закон ограничивает произвол власти. Закон - нормативно правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы, уставы субъектов РФ не могут противоречить федеральным конституцион-

13 слайд

Законы, уставы субъектов РФ не могут противоречить федеральным конституцион- ным законам. Принимаются по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Не могут противоречить федеральным конституцион- ным законам. Принимаются по предметам ведения РФ, а также в случаях, прямо предусмотренных в Конституции РФ Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе РФ Субъектов РФ Федеральные Федеральные конституционные Основные Виды Законов РФ

Указы и распоряжения Президента РФ; Постановления Правительства РФ и распоря

14 слайд

Указы и распоряжения Президента РФ; Постановления Правительства РФ и распоряжения Председателя Правительства РФ; Постановления Совета Федерации и Государственной Думы; Нормативные акты, принятые органами государственной власти и управления субъектов РФ: постановления, распоряжения и другие; Инструкции, правила, постановления, распоряжения министерств и ведомств. Издаются на основе законов и должны им соответствовать Принимаются в развитии закона - нормативно правовой акт, изданный на основе и во исполнение законов. Обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Играют вспомогательную и детализирующую роль. Виды подзаконных актов: Подзаконный акт

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) – это Основной закон Ро

15 слайд

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) – это Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством. Закрепляет: Основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений). Права и свободы граждан. Федеративное устройство. Организацию высших органов власти. содержит нормы, имеющие прямое действие стабильность обладает высшей юридической силой учредительный, основополагающий характер (от лат. constitutio – установление, устройство) единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общество и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина. Конституция Российской Федерации

Законотворчество- это правотворческая деятельность высших законодательных ор

16 слайд

Законотворчество- это правотворческая деятельность высших законодательных органов государства по созданию нормативных правовых актов.

Стадии законотворческого процесса:

17 слайд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об иерархии источников права.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: проблемное обучение.

I. Повторение.

- Какие характеристики права изучали на прошлом уроке?

- Отобразить в виде схем на доске основные элементы системы права.

Решение жизненных ситуаций, которые были приготовлены в качестве домашнего задания с применением документов.

II. Изучение нового материала.

Проблемные вопросы:

Может ли школьный учебник стать источником права?

Может ли естественное право стать источником позитивного права?

Почему нормативные акты имеют разную силу?

Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основные формы права:

1. Правовой обычай.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Задание. Определить положительное и отрицательное в существовании обычаев.

Данное задание можно выполнить в группах. Одна группа – сторонники обычаев, другая – их противники.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств:

– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но обычаям присущи и недостатки:

– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика).

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право имеет много достоинств:

– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедент имеет и н е д о с т а т к и:

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Д о с т о и н с т в а:

– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;

– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;

– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Признаки нормативных актов:

– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;

– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;

– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Требования, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Виды нормативных актов:

1) Законы.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2) Подзаконные акты.

1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Задание. Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что вам надо написать закон. Ваши действия.

4. Естественное право.

Назовите, используя информацию с уроков истории, в каких документах были закреплены естественные права человека.

Каким образом естественные права получили общеобязательную юридическую силу?

III. Закрепление изученного.

Запишите нормативные акты, определяющие систему образования в России по принципу иерархии.

Используя текст Конституции России, придумайте примеры, когда закон субъекта Р.Ф. будет иметь большую силу, чем текущий закон Р.Ф.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 294.

IV. Домашнее задание: §26, вопросы и задания к документу стр. 294

Технологическая карта урока

1.ФИО Игнатович Галина Евгеньевна

2.Место Работы: ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга.

3.Должность: учитель истории и обществознания.

4. Предмет: обществознание.

Форма проведения: урок-практикум.

Технология кейс метод (решение проблемно-правовых ситуаций)

Цель урока: учащиеся смогут характеризовать право, отличие права от других социальных регуляторов.

1.Обучающие: изучение подходов к понятию права, системы права, отрасли права, нормы права, институты права.

2. Развивающие: учащиеся смогут применять правовые знания для решения жизненных ситуаций.

3. Воспитание правосознания.

Знание различных подходов к определению права, понимание структуры права, различные классификации отраслей права, нормы права, институты права, отличия права от морали и от закона.

Личностные УУД: понимание личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать для решения познавательных задач.

Познавательные УУД: использовать документ как источник знаний, преобразование информации.

Учащиеся смогут решать жизненные ситуации с применением правовых знаний.

Ресурсы урока: Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова (базовый уровень), Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс, административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс.

Мотивация к деятельности

С понятием права вы знакомы. Я предлагаю начать урок с решения правовых задач. В ходе выполнения данного задания

вы сможете вспомнить и применить те знания, которые вы получили на уроках обществознания в основной школе, понять, каких знаний нам не хватает для решения правовых задач, затем мы сформулируем цель и задачи урока для получения новых знаний, которые позволят решать жизненные ситуации с точки зрения правовой грамотности.

Актуализация необходимых знаний

Учитель даёт учащимся задания, включающие теоретические вопросы правового раздела обществознания, правовые задачи, задания на сравнение права с другими видами социальных норм.

Учащиеся разбиваются на группы, в группах решают вопрос, как они будут выполнять задания: все задания выполнять вместе или разделят задания для экономии времени.

Учащиеся выполняют задания. В ходе решения правовых задач используют Конституцию России, Кодексы.

В ходе работы определяется часть заданий, для выполнения которых необходимы новые знания.

Организация познавательной деятельности

Вместе с учителем проверяются задания, которые можно было решить на уровне основной школы, ставится цель и задачи работы на уроке для получения новых знаний, позволяющих решить правовые задачи с применением нового материала.

Познавательная деятельность учащихся.

Учащиеся работают с материалом параграфа, кодексами, выполняют оставшиеся задания.

Самоконтроль: учащиеся получают решение правовых задач, проверяют свои работы.

Самостоятельная работа (контроль полученных знаний)

Учащимся даётся задание, включающее вопросы на повторение и правовые задачи с учётом нового материала.

Учащиеся сдают работы для проверки.

- задания формата ЕГЭ, жизненные ситуации, для решения которых необходима правовая грамотность.

Рефлексия: учитель предлагает учащимся, которые в начале урока не могли выполнить половину и более заданий прикрепить на свои листы синие кружочки, тем, кто в конце урока не испытывал затруднений прикрепить желтые кружочки. В результате будет видна картина первоначальных затруднений и эффективности применения технологии Кейс – метода.

Читайте также: