Может ли прокурор проверять пожарную безопасность

Обновлено: 30.06.2024

Мжет ли пожарный надзор совместно с прокуратурой организовать плановую проверку, если после регистрации юридического лица не прошло 3-х лет.

В магазин пришла проверка, состоящая из пожарного инспектора и представителя прокуратуры. Предупредили о своем приходе за сутки в виде телефонного звонка. Утверждали, что это плановая проверка. Ни в каких планах проверок, размещенных на сайте прокуратуры, нашего юридического лица не нашел. Юридическому лицу едва исполнился год. Правомерна ли такая проверка? В прокуратуре сослались на фз №394, в котором так и не нашел объяснения этой проверки. Если бы это была внеплановая проверка, тогда вопросов нет, но в документах указано о плановой проверке.

Цитата
Евгений Орлов пишет:
В магазин пришла проверка, состоящая из пожарного инспектора и представителя прокуратуры. Предупредили о своем приходе за сутки в виде телефонного звонка. Утверждали, что это плановая проверка. Ни в каких планах проверок, размещенных на сайте прокуратуры, нашего юридического лица не нашел. Юридическому лицу едва исполнился год. Правомерна ли такая проверка? В прокуратуре сослались на фз №394, в котором так и не нашел объяснения этой проверки. Если бы это была внеплановая проверка, тогда вопросов нет, но в документах указано о плановой проверке.

===============
1. Во-первых, закон 294-ФЗ, а не 394-ФЗ.
2. Во-вторых:

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2010 N 66-ФЗ)

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ).

3. В-третьих, прокуратура может действовать на основании нормативных правовых актов, которые дают ей право проводить какие-то проверки в " рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям".
4. В-четвертых,когда они у вас появятся, у вас в следующий раз попросите у них документальные основания для проверки!!
5. В пятых, далее действуете по обстоятельствам.
====
Забыл сказать! У пожарного инспектора должно быть распоряжение его начальства о проверке, а у прокурора соответствующее распоряжение, пусть даже подписанное им самим. попросите их об этом. Сразу станет понятным, по каким делам они к вам явились.
Думаю, что к Новому году он не успели создать запас продуктов.
Так что ждите их в следущий раз: к 23 февраля, затем к 8 марта, к 9 мая, ко дню рождения прокурора, ко дню рождения пожарного, и ко всем дням рождения их начальников!!

Картинка Проверки МЧС-2021 в условиях пандемии коронавируса

Требования пожарной безопасности остаются важными в любых условиях, в том числе и при пандемии коронавируса, которая сейчас охватила не только нашу страну, но и весь мир. Поэтому контролирующая деятельность в этой области, которая возложена на Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС), продолжает реализовываться, хотя и в усеченном порядке. Проанализируем подробнее, какие принципы и ограничения применяются при организации проверок в сфере пожбезопасности в 2021 году.

Нормативная база организации контролирующей деятельности

В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
  • федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
  • федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
  • приказ МЧС от 30 ноября 2016 года N 644, который содержит действующий административный регламент выполнения государственных функций, связанных с организацией контроля и надзора в области пожарной безопасности;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.

Общие правила организации проверок

Согласно действующему порядку МЧС выполняет два основных типа проверочных операций:

  • плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он должен быть согласован с Прокуратурой и опубликован на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году проведения проверок;
  • внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.

Оба типа проверок могут проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию для наглядного контроля выполнения действующих норм.

Изображение Проверки МЧС-2020 в условиях пандемии коронавируса

Частота проведения плановых проверок

Согласно приказу № 644 плановые проверки, выполняемые инспекторами МЧС, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Этот принцип предполагает установление взаимосвязи между уровнем пожарных рисков, связанных с работой компании, и частотой организации плановых проверок на этом предприятии. Согласно пункту 44 интересующего нас нормативного документа для реализации этого принципа МЧС выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:

  • компании высокого риска - один раз в 3 года;
  • значительного риска - раз в 4 года;
  • среднего риска - раз в 7 лет;
  • умеренного риска - раз в 10 лет;
  • низкого риска – плановые проверки не выполняются.

Это, однако, не значит, что компании, принадлежащие к категории низкого риска, полностью исключены из области контроля со стороны МЧС. Во-первых, внеплановые проверки в отношении таких организаций проводятся в общем порядке. Во-вторых, в случае пожара или несчастного случая на предприятии, сопряженного с возгоранием, его категория может быть изменена в сторону более высокого риска, что будет означать включение его в график плановых проверок.

На обособленных портала Главных управлений МЧС по отдельным субъектам Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства публикуются списки организаций, принадлежащих к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Это дает руководителям компаний возможность самостоятельно сориентироваться в графике выполнения проверочных операций.

Если при этом будет обнаружено, что инспекторы МЧС собираются провести плановую проверку в компании в сроки, не отвечающие действующим требованиям, уполномоченный представитель организации вправе подать жалобу для исключения предприятия из списка планов на текущий календарный год. Однако стоит учитывать, что это займет довольно долгое время. Поэтому планы, которые размещаются на порталах Главных управлений и прокуратуры, лучше изучить сразу после их публикации.

Плановые проверки МЧС в 2021 году

Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 3 апреля 2020 года N 438, которое действует в течение пандемии. Оно касается как плановых, так и внеплановых мероприятий, причем каждый тип таких контролирующих операций в текущем году будет иметь заметные особенности.

Так, по большому счету, можно сказать, что большая часть плановых проверок МЧС на 2021 год отменена. Во всяком случае, полностью запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не владеют объектами производства, принадлежащими к категории высокого риска.

Итак, для МЧС в отношении плановых проверок остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года. Все остальные предприятия должны быть исключены из графиков плановых проверок, опубликованных на порталах Главных управлений МЧС.

Внеплановые проверки МЧС в 2021 году

Внеплановые проверки по определению организуются при наступлении каких-то серьезных обстоятельств, причем в случае, когда речь идет о работе МЧС, они должны быть связаны с вопросами пожарной безопасности. Общий – и весьма длинный – список законных оснований для организации внеочередного контроля приведен в пункте 67 постановления № 644. Однако в соответствии с временными правилами, зафиксированными в постановлении № 438, в 2021 году этот список будет сокращен. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут только:

  • факт причинения серьезного вреда здоровью или жизни граждан либо угрозы такого вреда;
  • экстренная ситуация, имеющая техногенную или естественную природу;
  • необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания о ликвидации нарушения, которое влечет угрозу причинения вреда здоровью или жизни граждан, в том числе по инициативе самого субъекта, которому было выдано такое предписание;
  • поручение Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Как видно, оставшийся список веских причин для организации внеплановых проверок весьма короток и содержит только действительно серьезные основания для применения таких мер. Кроме этого, большая часть таких мероприятий потребует предварительного согласования с органами Прокуратуры. Исключение составляют только некоторые из них - например, проверки по прямому поручению Правительства или меры в отношении производственных и гидротехнических объектах I и II класса опасности. Если на таких объектах выявляются факты причинения вреда здоровью или жизни работников, МЧС вправе начать проверку сразу же, просто поставив представителей Прокуратуры в известность об этой работе.

Возможность отсрочки проверки

Ясно, что угроза распространения инфекции COVID-19 и обусловленное ею полное или частичное приостановление деятельности на долгий период коснулись не только государственных органов, но и самих предприятий. Поэтому для них сейчас самым важным становится сохранить свое положение на рынке и обеспечить элементарное выживание. В этих условиях подготовка к визиту инспекторов МЧС могла бы стать непосильной нагрузкой для организаций, которые и так еще не до конца вошли в нормальный режим работы.

Это обстоятельство также оказалось учтено в тексте постановления № 438. В пункте 10 интересующего нас нормативного документа ответственным работникам МЧС предписывается удовлетворять большую часть ходатайств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они касаются необходимости исполнения предписаний инспекторов о ликвидации выявленных нарушений. При этом постановлением определен и максимальный срок рассмотрения такого ходатайства, который не может превышать 10 рабочих дней. Исключение составляют только ситуации, в которых исполнение предписания становится критически важным для продления срока действия лицензии, аккредитации или другого документа, имеющего разрешительный характер.

Организация дистанционного контроля

Итак, невзирая на введенные ограничения, инспекторы МЧС в 2021 году по-прежнему имеют легитимную возможность контролировать работу коммерческих и государственных предприятий на предмет исполнения требований пожарной безопасности. Правда, во многих случаях применение таких мер потребует согласования со стороны Прокуратуры. Последняя же, конечно, учитывает, что личный визит инспектора или инспектирующей группы на предприятие предполагает взаимные контакты большого числа людей, что создает реальную угрозу распространения инфекции COVID-19.

Поэтому в 2021 году во всех возможных ситуациях приоритет отдается организации проверок в дистанционном формате. В пункте 6 постановления № 438 четко сказано, что они должны организовываться с применением современных технологических средств аудио- и видеосвязи во всех случаях, кроме следующих ситуаций:

  • основанием для организации контроля стал факт причинения вреда здоровью или жизни граждан, либо угроза появления такого факта, либо необходимость проверки ликвидации нарушений, которые могут привести к возникновению такого факта. В этих обстоятельствах проверка подлежит обязательному согласованию с органами Прокуратуры;
  • проверка организуется по прямому поручению Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • организация проверки связана с вопросами обеспечения сохранности государственной тайны, а сама операция проводится по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 30.1 закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 о гостайне.

Ситуация с организацией контролирующих мер осложняется сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, ни у самого Министерства, ни у органов Прокуратуры пока нет достаточного объема правоприменительной практики положений временного порядка. Поэтому разрешенные типы проверок выполняются в разных субъектах Федерации несколько по-разному, в зависимости от интерпретации содержания нормативного документа на местах. Во-вторых, не все Главные управления МЧС имеют достаточное количество и качество аппаратуры, необходимой для организации дистанционного контроля, что осложняет процесс реализации тех видов проверок, которые предписывается проводиться в удаленном режиме. Принимая это во внимание, органы Прокуратуры также с осторожностью подходят к вопросу согласования проверочных операций, вынося положительные решения далеко не во всех случаях.

Мжет ли пожарный надзор совместно с прокуратурой организовать плановую проверку, если после регистрации юридического лица не прошло 3-х лет.

В магазин пришла проверка, состоящая из пожарного инспектора и представителя прокуратуры. Предупредили о своем приходе за сутки в виде телефонного звонка. Утверждали, что это плановая проверка. Ни в каких планах проверок, размещенных на сайте прокуратуры, нашего юридического лица не нашел. Юридическому лицу едва исполнился год. Правомерна ли такая проверка? В прокуратуре сослались на фз №394, в котором так и не нашел объяснения этой проверки. Если бы это была внеплановая проверка, тогда вопросов нет, но в документах указано о плановой проверке.

Цитата
Евгений Орлов пишет:
В магазин пришла проверка, состоящая из пожарного инспектора и представителя прокуратуры. Предупредили о своем приходе за сутки в виде телефонного звонка. Утверждали, что это плановая проверка. Ни в каких планах проверок, размещенных на сайте прокуратуры, нашего юридического лица не нашел. Юридическому лицу едва исполнился год. Правомерна ли такая проверка? В прокуратуре сослались на фз №394, в котором так и не нашел объяснения этой проверки. Если бы это была внеплановая проверка, тогда вопросов нет, но в документах указано о плановой проверке.

===============
1. Во-первых, закон 294-ФЗ, а не 394-ФЗ.
2. Во-вторых:

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
(п. 3 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2010 N 66-ФЗ)

12. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ).

3. В-третьих, прокуратура может действовать на основании нормативных правовых актов, которые дают ей право проводить какие-то проверки в " рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям".
4. В-четвертых,когда они у вас появятся, у вас в следующий раз попросите у них документальные основания для проверки!!
5. В пятых, далее действуете по обстоятельствам.
====
Забыл сказать! У пожарного инспектора должно быть распоряжение его начальства о проверке, а у прокурора соответствующее распоряжение, пусть даже подписанное им самим. попросите их об этом. Сразу станет понятным, по каким делам они к вам явились.
Думаю, что к Новому году он не успели создать запас продуктов.
Так что ждите их в следущий раз: к 23 февраля, затем к 8 марта, к 9 мая, ко дню рождения прокурора, ко дню рождения пожарного, и ко всем дням рождения их начальников!!

Читайте также: