Может ли полицейский передать паспорт контролеру

Обновлено: 30.06.2024

В последние годы в российском законодательстве наметилась тенденция к ужесточению правил обработки персональных данных и, в частности, к повышению санкций за их нарушение. Однако в обществе не перестают утихать дискуссии по поводу действий отдельных должностных лиц в отношении документов, содержащих персональные данные. Одним из таких вопросов является вопрос о том, законно ли требование частного охранника (например, охранника, сидящего при входе в образовательные организации или на предприятия, помещения которых сданы в аренду) предъявить паспорт для внесения данных из него в журнал учета посетителей?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но анализ норм федерального законодательства позволяет сделать определенные выводы.

Паспортные данные – персональные или нет?

Единого перечня документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным, равно как и прямого указания на отнесение паспорта к документам, содержащим такие данные, не имеется. Но поскольку в паспорте отражается минимальный набор сведений о личности гражданина, позволяющий идентифицировать его (Ф. И. О., пол, дата и место рождения и т.п.), а из определения персональных данных следует, что к таковым относятся именно сведения, которые прямо или косвенно указывают на конкретное определяемое лицо, то можно с уверенностью говорить о том, что паспортные данные относятся к персональным. Соответственно, все действия с такими данными подпадают под регулирование, предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ).

Это подтверждает и обширная судебная практика. Так, суды, как правило, относят к персональным данным Ф. И. О., дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, данные об образовании, профессии, доходах – чаще всего для идентификации конкретного лица по указанным данным требуется их совокупность (определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2013 г. № 33-3815/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 28 января 2014 г. № 33-5461/14, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29 января 2013 г. по делу № 33-500).

Кто вправе проверять паспорт?

Отдельные федеральные законы содержат прямое указание на право должностных лиц некоторых госорганов осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность гражданина. В частности, таким правом обладают сотрудники:

  • полиции (п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"; далее – Закон № 3-ФЗ);
  • войск национальной гвардии при наличии определенных условий (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"; далее – закон № 226-ФЗ);
  • нотариусы (для установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия) (ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
  • органов государственной охраны (п. 3 ст. 15 Федерального закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране");
  • судебные приставы-исполнители (например, при производстве розыска по ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");
  • федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов военного управления в рамках реализации мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение (подп. 12 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении") и т.п.

Также правом проверять документы, удостоверяющие личность, пользуются операционно-кассовые сотрудники банка, работники МФЦ, организаторы ЕГЭ (совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка, или сотрудниками полиции), работники почты и т.д. Их правомочия установлены в нормативных правовых актах.

Причем в ряде случаев возможность проверки паспорта существует не сама по себе, а связывается с определенными условиями – например, с наличием данных, дающих основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо при наличии повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в установленных законом случаях. Такие оговорки содержатся, например, в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 3-ФЗ и в п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ.

Требование охранника предъявить паспорт: законно или нет?

Что же касается частных охранников, то для них Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 2487-I) прямо не предусматривает права на проверку документов, удостоверяющих личность. В перечне правомочий частного охранника в рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны указана лишь возможность требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов и осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны) (ст. 12.1 Закона № 2487-I). Нет упоминаний об указанном праве и в приказе МВД России от 22 августа 2011 г. № 960 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны".

Законность требования охранника предъявить паспорт напрямую зависит от того, указан ли в Правилах соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов паспорт в качестве документа, дающего право на вход (выход) на объекты охраны (с объектов охраны), или нет. Если указан, то требование предъявить паспорт логично и обоснованно. Если же документом, дающим право на вход (выход) на объекты охраны является, например, постоянный пропуск, то запрос предъявления паспорта в данном случае будет уже избыточным. Однако, если на пропуске отсутствует фотография, то охранник может запросить у посетителя документ, удостоверяющий личность, для того, чтобы убедиться, совпадают ли указанные на пропуске данные с теми, что содержатся в документе. Хотя, и в этом случае предъявление именно паспорта не требуется, поскольку получить необходимые для проверки сведения можно и из других документов – например, из временного удостоверения личности гражданина РФ, военного билета или водительского удостоверения.

Снятие охранником ксерокопий с паспорта и запись паспортных данных в журнале учета посетителей: законно или нет?

Следует обратить внимание на то, что даже если паспорт указан во внутренней документации как документ, требуемый для прохода в здание, то в любом случае полномочия охранника в данной сфере значительно уже, чем полномочия сотрудников полиции, и они не должны выходить за рамки оговоренных в законе. Тем более, что в последнем прямо указано: "Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации" (п. 1 ст. 12.1 Закона № 2487-I).

В связи с этим распространенными нарушениями со стороны охранников являются:

  • снятие ксерокопии паспорта посетителя объекта охраны;
  • запись данных из документа, удостоверяющего личность, в журнале учета посетителей.

Очевидно, что такие действия охранника прямо противоречат нормам Закона № 152-ФЗ, который предусматривает обязательное получение согласия субъекта персональных данных на их обработку (ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Поскольку подобные действия охранника подпадают под смысл, заложенный в понятия "персональные данные" и "обработка персональных данных", при их совершении охранники фактически становятся операторами персональных данных. Следует также иметь в виду, что в ряде случаев, прямо предусмотренных в федеральных законах, такое согласие на обработку персональных данных должно быть выражено в письменной форме (или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью) (ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Исключения для случаев обработки персональных данных, необходимых для однократного пропуска на территорию

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 предусматривает особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Речь идет о тех случаях, когда действия с персональными данными (их использование, уточнение, распространение, уничтожение) в отношении каждого из субъектов персональных данных осуществляются при непосредственном участии человека – например, когда на пункте пропуска посетители диктуют необходимую информацию сотруднику организации, осуществляющему контроль входа-выхода, или же сами заполняют специальные формы (бланки), отражая в них свои паспортные данные. Поскольку посетитель добровольно предоставляет информацию о себе в определенном объеме, тем самым выражая свое волеизъявление на ее обработку (в виде конклюдентных действий), то формально требование Закона № 152-ФЗ считается исполненным.

Но и здесь существует ряд условий. Так, при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, должны соблюдаться следующие правила:

  • необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;
  • копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;
  • персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию (п. 8 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Несмотря на то, что обработка персональных данных в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, может быть осуществлена без уведомления Роскомнадзора, организация пропускного режима в данном случае требует легализации – в частности, необходимо издание соответствующего локального акта, инструкции, положения и иных документов, регламентирующих порядок пропуска на территорию организации. Целесообразно урегулировать и порядок хранения персональных данных. Например, в отношении каждой категории персональных данных должны быть определены места хранения персональных данных (материальных носителей). Кроме того, необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях, а при хранении материальных носителей – соблюдать условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним (перечень конкретных мер по обеспечению условий хранения устанавливает сам оператор) (п. 13-15 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687).

Судебная практика

Решений судов, касающихся оценки правомерности сбора паспортных данных охранниками непосредственно в пунктах пропуска, не так много. Однако единичные примеры свидетельствуют об отрицательном отношения суда к закреплению в должностной инструкции охранников права на проверку документов, удостоверяющих личность. Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2010 г. № 09АП-17918/2010 отмечалось, что подобные положения инструкции, равно как и право на осмотр имущества, вносимого (выносимого) на объект и задержанию граждан, противоречат закону, поскольку Закон № 2487-I таких правомочий для охранников не предусматривает. Суд подчеркивает, что проверка документов, удостоверяющих личность, осмотр личных вещей и задержание граждан являются исключительной прерогативой сотрудников полиции.

Поскольку в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 2487-I на охранную деятельность распространяются ограничения, установленные ст. 7 Закона № 2487-I, а в последней прописан прямой запрет на осуществление действий, посягающих на права и свободы граждан, то рассматриваемые положения инструкции не соответствуют закону.

Защита персональных данных

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Обработка персональных данных, несовместимая с целями их сбора, запрещена.

В большинстве случаев цель сбора охранниками паспортных данных ограничивается отчетом перед начальством о проделанной за день работе. Тем более, что запись данных паспорта не свидетельствует о том, что человек, чьи данные переписаны, действительно проходил через пункт пропуска – в условиях развития информационных технологий доступны целые базы данных, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, гражданам, чьи паспортные данные переписывает охранник, следует задуматься над сохранностью предоставляемых сведений. Даже если исключить тот момент, что сам охранник может распространить информацию, ставшую ему известной во время исполнения служебных обязанностей, возможен вариант, что журнал учета посетителей с конфиденциальной информацией из паспортов физлиц может попасть в руки мошенников, которые используют ее во вред субъектам персональных данных. Поэтому, прежде чем предоставлять свои паспортные данные, следует удостовериться в наличии у охранника законных оснований для их получения. Если отказ в предоставлении паспорта препятствует проходу в здание, то можно обратиться в администрацию учреждения за разъяснениями и получением необходимой информации. А при наличии оснований для защиты нарушаемых незаконными действиями должностных лиц прав и интересов не лишним будет и подать жалобу в вышестоящие органы (если учреждение подконтрольно таковым), прокуратуру или суд.

Таким образом, несмотря на преследуемую охранниками цель обеспечения безопасности на объекте охраны, их требование к посетителям предъявить паспорт для проверки не всегда является законным и обоснованным. А действия по копированию или записи паспортных данных в журнале учета посетителей, как правило, прямо противоречат закону.

ОАО "МОЭК" опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.

Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

К сожалению, с увеличением числа контролеров неминуемо увеличится и число конфликтных ситуаций между контролерами и пассажирами. Постараемся разобраться, как пассажиру избежать конфликтных ситуаций, заодно развенчаем некоторые мифы и прольем свет на реальные права контролеров и пассажиров. Что должен и чего не должен делать безбилетный пассажир при встрече с контролером в общественном транспорте? Имеет ли право контролер высадить безбилетника, в том числе ребенка, из электрички или автобуса и в каком случае?

Содержание

Общие рекомендации↑

Если вы сомневаетесь, кто перед вами, попросите предъявить удостоверение, которое контролер обязан предъявить по первому требованию пассажира (согласно должностной инструкции, контролёру категорически запрещено осуществлять контроль, не имея служебного удостоверения).

Мы рекомендуем фиксировать общение с контролером на камеру. Как правило, под видео-запись контролеры ведут себя иначе, не зная, где в итоге может оказаться данное видео. А препятствовать фиксации/съёмке они не имеют права. Просто включите запись и положите телефон, например, в нагрудный карман (порой даже аудио-запись может сыграть существенную роль).

Также порой не лишне напомнить контролеру, что он должен проявлять выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами (прописано в должностной инструкции контролера). Также можете напомнить контролеру о статье 5.61 КоАП РФ - Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, ответственность для должностных лиц по данной статье предусмотрена в размере от 10 до 30 тыс. рублей (при средней заработной плате контролера в 30 тыс. рублей).

Что касается электричек, то, согласно Правилам проезда ЦППК, в электропоезде безбилетник обязан на месте оплатить проезд кассиру-контролеру либо выйти на ближайшей остановке. При этом, помимо стоимости проезда, с него также взимается сбор за оформление билета в поезде согласно действующим тарифам.

За отказ оплатить проезд и сбор безбилетному пассажиру электропоезда составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов. Также штраф могут взыскать через суд.

Если безбилетник уже вышел из поезда и был обнаружен при похождении турникетов на станции назначения, ему придется оплатить проезд и сбор за оформление проездного документа в перронной кассе.

Штраф↑

Полиция↑

Вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении эти контролеры могут только в случае отказа пассажира оплатить проезд и отказа покинуть салон транспортного средства на ближайшей остановке.

Поддельные документы↑

Штраф↑

Требовать немедленной оплаты штрафа контролеры не могут: ни наличными, ни картой. Будет составлен акт об административном правонарушении, а затем вас отпустят. После того, как вам придет уведомление о штрафе, оплатить его можно в течение 60 дней.

Документы↑

Протокол↑

Практика показывает, что контролеры очень любят сразу составлять Постановления (документ, признающий вашу вину и накладывающий наказание). Однако если вы не согласны с нарушением, то они обязаны составить Протокол (документ, фиксирующий нарушение. Не признает виновным и не накладывает никакого наказания).

Т.о. если вы не согласны с вменяемым вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола, в котором подробно опишите все причины вашего несогласия и поставьте подпись.

Важно помнить: подпись в протоколе не означает признание вами своей вины, а вот не подписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное вам правонарушение.

И кроме того, вы можете не согласиться со штрафом, и в таком случае контролёр должен составить протокол вашего несогласия. Подолжать требовать от вас деньги он права не имеет. Подробно опишите в протоколе причины вашего несогласия и поставьте на нём подпись.

Высадка несовершеннолетних безбилетников↑

Кассир-контролер, обнаружив в электричке несовершеннолетнего ребенка без сопровождения взрослого, должен в первую очередь уточнить у него возраст и маршрут.

Дети младше 7 лет↑

Если выяснится, что ребенок младше 7 лет, его передадут сотрудникам полиции – поскольку такой ребенок не может ехать без сопровождения взрослого. Кассир-контролер не имеет права высадить из электропоезда безбилетного ребенка младше 7 лет.

Если ребенку исполнилось 7 лет и у него есть действительный билет, он может ехать в электропоезде самостоятельно. Если билета нет, кассир предложит его оформить.

Такого ребенка могут высадить из электропоезда в двух случаях: если у него нет билета или он нарушает общественный порядок. При этом сделать это можно только на станции, где есть здание вокзала или павильон с зоной ожидания, билетная касса и/или возможность совершить пересадку в другой поезд с интервалом не более 1 часа. С ноября по март высаживать детей из поезда нельзя.

Если ребенок сбился с маршрута, потерялся или сообщил о преследовании, сотрудник ЦППК должен оказать ему необходимую помощь.

Старшие несовершеннолетние↑

В отношении частных перевозчиков, работающих на территории Подмосковья, каждый случай может рассматриваться индивидуально, при этом обращаться стоит напрямую к компании-перевозчику.

Также несовершеннолетние не подлежат штрафу. Нет. В соответствии со статьёй 2.3 КоАП РФ , лица моложе 16 лет не могут быть привлечены к административной ответственности.

Изъятие документов↑

Поддельные или чужие проездные и социальные карты у пассажира, не предъявившего документы, подтверждающие его личность и право на льготу, могут изъять. Взамен они обязаны выдать первый экземпляр акта изъятия.

То же самое касается студенческих проездных, если у вас с собой нет студенческого билета, или он просрочен.

При этом камеры гоупро у контролеров служат средством фиксации действий кондуктора и пассажира с целью последующего использования в качестве доказательной базы при превышении должностных полномочий самим контролером, либо пассажиром. На данный момент законом это не регулируется, нет и запрета на использование таких камер, и в случае конфликтной ситуации данная запись может использоваться в качестве доказательства.

Сегодня прошла в метро по социальной карте, маска была, но спущена. Меня остановил контролёр, сначала потребовал предъявить социальную карту, затем паспорт (я решила что бы сверить данные). Но контролер забрал паспорт и начал фотографировать мои данные на свой телефон, на мой вопрос для чего это он не отвечал, паспорт не возвращал, при попытке отобрать его. Я просила разъяснений, ничего вообще не говорил, потом сказал для постановления, какого не уточнил. Его коллеги сказали что я нарушаю масочный режим. После того как он отснял мой паспорт мне его вернули, я ушла, но написала жалобу в транспортную службу. Хочу узнать законны ли были действия контролёра, чем мне это грозит?

Ответы на вопрос:

Контролер не является должностным лицом имеющим право проверять паспорт и налагать штрафы это делает сотрудник полиции, пожалуйтесь на нее начальнику метрополитена, Прокуратуру.

Вы получите штраф за то, что вошли в метро без маски.

Похожие вопросы

Сегодня после прохождения через турникет в метро остановили и попросили паспорт из-за отсутствия маски. Я надела маску, но инспектор отвела в кабинет и выписала штраф, записав мои данные и выдав квитанцию. Оплатить в течение 2 мес, можно опротестовать. Вопрос: реально ли опротестовать, что будет, если в теч 2 мес я не заплачу штраф?

Выписали штраф в метро. Был в маске но без перчаток. Предложил купить. Но у меня забрали паспорт и выписали штраф. Можно ли оспорить?

Ехал в автобусе без маски и реально думал что оплатил проезд (потом узнал что не оплатил) и зашли контролёры, увидели что не оплатил и не представившись, ничего не пояснив хотели мой паспорт а его у меня не было с собой. Пошли в отделение полиции где им (не проверяя их документы) дали моё личное дело. Штраф я подписывать не стал и мне пригрозили штрафом за маску (в этот момент она была на мне). Теперь в госуслугах 2 счёта (не штрафа) по 5000 р за проезд и маску. Копий у меня ни каких нет, они мне не дали. Сказали что если подпишу то копию дадут, а так нет.

Сегодня в метро остановил контролёры и выписали штраф, за то что я прошла по своей студенческой соц карте, но была без самого студенческого билета

Взамен я предъявила им паспорт дабы доказать, что карты моя

Имеют ли они выписать мне штраф, и в соответствии с какой статьей?

Зашла в метро прошла турникет начала одевать маску и перчатки, в этот момент подлетает сотрудница метро и начинает требовать паспорт, потому что я зашла в метро без маски и перчаток, я ей показываю что они у меня в руке и собираюсь их одевать, она снова требовала паспорт, я сказала, что не дам, максимум из рук могу показать и попросила ее документы, она показала какое-то удостоверение, я спросила есть ли у нее полномочия выписывать мне протокол об административном правонарушении? Она сказала якобы да, выхватила у меня паспорт из рук убежала и закрылась в комнате, я стучала она не открывала, потом оттуда вышла другая сотрудница я придержала дверь зашла и забрала свой паспорт! Нач то она ответила ну и забирай я все равно уже все заполнила, получишь все по почте? Я вернулась на данную станцию к ее руководителю и забрала копию постановления и протокола. Поскольку на адрес, куда отправили, я не проживаю, а на гос услугах не было самих документов, только информация о штрафе. Могу ли я оспорить данный штраф, хотя бы по причине того, что сотрудница не вызвала полицейских (хотя я просила), потом она составляла данный протокол в закрытой комнате, в мое отсутствие, в протоколе в качестве свидетеля указан некий сотрудник метрополитена (т.е. заинтересованное лицо), в протоколе указано, что я отказалась от подписи, хотя я не отказывалась и мне даже не было это предложено, никакие права мои мне не разъяснялись также. Понятые отсутствовали. В общем есть у меня шансы оспорить данный протокол и постановление?

У меня такой вопрос: при выходе из метро меня остановил контролёр и выписал штраф по статье 3.18.1 часть 4. Хотя маска была одета, но без перчаток. Наказание за эту статью 5.000 рублей. Можно как-то отменить это постановление? И вообще какие мои действия?

Зашла в метро, попросили одеть маску, одела, далее попросили паспорт и начали выписывать штраф, я подписывать не стала, на что мне ответили, что нужно выписать протокол, который я тоже не подписывала и копию дожидаться не стала! На вопрос о том, почему нет информативной доски перед входом, мне ответили, что все и так знают. но это же бред, я передвигалась ранее на авто, считаю что ситуация не совсем справедливая! Штраф мне придёт на госуслуги, если я ничего не подписывала?

Ситуация: прошла в метро по маминой соцкарте. Контролер остановила, и я сначала предъявила свою собственную старую карту (она уже 2 года как просрочена). Контролер решила дознаться до истины и потребовала настоящий документ. Я отдала ей мамину соцкарту. Итог: у контролера осталась моя соцкарта + мамина. Но! пока она отвернулась, чтобы выписать штраф, я быстро вышла из метро.


1. Как должен выглядеть контролер?

У каждого контролера должен быть нагрудный знак на левой стороне формы, а также нарукавный знак на левом рукаве:

risunok2

В действительности, нагрудный знак не желтый, а, скорее, серебряный. Номер контролера для идентификации в случае отказа предъявить служебное удостоверение едва заметно выбит в трех кружочках, расположенных над Георгием Победоносцем.
Если этих двух опознавательных элементов нет, то перед вами, вероятнее всего, не контролер, а мошенник. Не стесняйтесь указывать на это.

Также, согласно правилам, у контролеров должна быть кокарда на фуражке, но в реальности контролеры обычно ходят в кепках без каких-либо знаков.


2. Что контролер вправе делать?

1) В первую очередь, как нетрудно догадаться, осуществлять контроль оплаты проезда:)

На этот счет имеется Распоряжение Правительство Москвы 490-РП от 28.06.2011 года. Переводя это Распоряжение на русский язык, контролеры могут выписать административный протокол за безбилетный проезд и проезд по чужой социальной карте (ну еще по нескольким мелким статьям). То есть, примерно как ГИБДД, только не для водителей, а для пассажиров общественного транспорта.

3. Чего контролеры делать не могут?

Ниже мы собрали основные известные нам нарушения контролеров, и те, с которыми сами не встречались, но слышали, что и такое бывает.

1) Хамить, оскорблять и вести себя некорректно.

Контролер в глазах москвича должен быть оплотом здравого смысла. Даже, если пассажир кричит, кривляется или бьется в истерике, контролер должен быть английским джентельменом и четко следовать инструкциям. Поэтому, если контролер, ведет себя неподобающе, то об этом стоит сообщить его работодателю или нам.

Если уж совсем перейдены все границы, то не лишним будет напомнить о статье 5.61 КоАП РФ - Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, для должностных лиц будет стоит от 10 до 30 тысяч рублей.

Также, в таких случаях, рекомендуется записывать все на видео или аудио.

2) Запрещать снимать себя.

Насчет запрета съемки себя кем бы то ни было, не только контролерами, нужно знать одну простую статью — 152.1 ГК РФ. Согласно данной статье, без согласия гражданина запрещается лишь обнародование его изображения, но никак не запись, поэтому запретить любительскую съемку Вам в автобусе никто не имеет права.

В случае же с контролерами, также и обнародование вряд ли станет нарушением, так как согласно той же статье, в общественных или публичных интересах обнародование допускается без согласия гражданина, а противоправные действия, безусловно, требуют этого в общественных интересах.

3) Задерживать отправление транспортного средства.

Во-первых согласно статье 10.10 КоАП г.Москвы воспрепятствование выполнению служебных обязанностей водителя, повлекшее за собой препятствие в движении транспорта (а именно так можно трактовать просьбу контролера не ехать, пока нарушитель не выйдет) влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи рублей и об этом будет не лишним напомнить контролеру в случае чего.

4) Изымать какие-либо карты.

Но лично мы с такими жалобами, слава богу, не сталкивались.

5) Оформлять постановление, если Вы не согласны.

Контролеры, как и сотрудники ГИБДД, очень любят составлять вместо протокола постановление, не взирая на то согласен с этим вероятный нарушитель или нет. Если Вы не согласны с вменяемым Вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола в котором подробно опишите все причины Вашего несогласия и поставьте подпись.
Помните! Подпись на протоколе не означает признание Вами своей вины, а вот неподписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное Вам правонарушение в надзорном или судебном порядке.

Вот вроде бы и все основные моменты. Если мы что-то упустили, пишите в комменты. Пожаловаться на действия контролеров можно на нашем сайте. Ну и не забывайте оплачивать проезд и тогда, вполне возможно, эта статья Вам просто не понадобится:)

Читайте также: