Может ли перевозчик отказаться от предоставления льгот

Обновлено: 02.07.2024

Общество с ограниченной ответственностью осуществляет пассажирские перевозки на территории Псковской области Российской Федерации с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. В связи с предоставлением льгот организация-перевозчик вынуждена нести дополнительные расходы.

Кто возмещает данные расходы? С кем нужно заключать договор?

Льготы на проезд предоставляются ветеранам и инвалидам. Провозная плата, не полученная с таких пассажиров, представляет собой расходы транспортных предприятий. Такие расходы еще называют недополученными, или выпадающими доходами.

Следует иметь в виду, что льготные категории граждан выделяются на разных уровнях - федеральном и региональном (областном). Поэтому для определения, кто должен компенсировать выпадающие доходы, возникшие вследствие перевозки льготных категорий граждан, нужно установить, нормативными актами какого уровня установлены соответствующие льготы. Отсюда и будет следовать, чье расходное обязательство - Российской Федерации или субъекта Российской Федерации представляет собой финансирование льготного проезда инвалидов и ветеранов. Это означает, что расходы Общества в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте льготным категориям граждан будут подлежать возмещению за счет казны Российской Федерации и (или) за счет и казны субъекта Российской Федерации (Псковской области).

Подтверждение вышесказанному находим в статье 790 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Расходы, возмещаемые из казны Российской Федерации

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, производится в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта РФ (Псковской области)

Согласно статьям 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация государственной политики в отношении инвалидов также отнесена к ведению субъектов Российской Федерации .

Обратимся к региональному законодательству.

В соответствии с Постановлением № 655 с 01.01.2013 право на бесплатный проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) принадлежит:

- детям-инвалидам;

- лицам, сопровождающих инвалидов, имеющих I группу инвалидности, II группу инвалидности и ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов.

Таким образом, дети-инвалиды, лица, сопровождающие инвалидов, имеющих I группу инвалидности, II группу инвалидности и ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и детей-инвалидов относятся к категориям льготников, расходы на проезд которых в городском транспорте возмещаются из казны Псковской области.

Рассматриваемые отношения по выделению субвенций из федерального бюджета бюджету Псковской области по своей сути представляют собой межбюджетный трансферт. 1

Межбюджетные трансферты могут предоставляться в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям - производителям услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг предусмотрено статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Субсидии предоставляются на трех уровнях. Представим их в виде таблицы.

Из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов

Из местного бюджета

в случаях и порядке, предусмотренных:

- федеральным законом о федеральном бюджете ;

- федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ

в случаях и порядке, предусмотренных:

- законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ ,
- законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Р Ф

в случаях и порядке, предусмотренных

- решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, т.е. межбюджетные трансферты в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований предоставляются в соответствии со статьёй 133 БК РФ.

Стоимость льготного проездного билета в городском автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) с 01 января 2013 г. составит 450 рублей (п. 1 Постановления № 655).

Кроме того, Постановлением № 655 утверждены два перечня лиц:

Перечень отдельных категорий граждан, предоставление мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ, имеющих право льготного проезда в городском и пригородном транспорте общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) (приложение N 1):

1. Инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним в соответствии с действующим законодательством.

2. Участники Великой Отечественной войны.

3. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

5. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон, действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

6. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

7. Члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

8. Члены семей военнослужащих, лиц рядового, начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), в плену, признанных пропавшими без вести в районах боевых действий.

9. Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.

10. Ветераны боевых действий.

11. Инвалиды, имеющие I, II, III группу инвалидности.

12. Инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов.

13. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним (в соответствии с действующим законодательством).

14. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк".

15. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Перечисленные лица должны учитываться транспортной организацией отдельно как федеральные льготники, расходы на проезд которых возмещаются за счет средств казны Российской Федерации.

Перечень отдельных категорий граждан, предоставление мер социальной поддержки которых относится к ведению Псковской области, имеющих право льготного проезда в городском и пригородном транспорте общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) (приложение N 2):

1. Лица, являющиеся пенсионерами, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, подтвердившие данный факт архивными (наградными) документами или записями в трудовой книжке (труженики тыла в годы Великой Отечественной войны).

2. Лица, являющиеся пенсионерами, принимавшие участие в разминировании народно-хозяйственных объектов и территории Псковской области, временно находившихся в зоне оккупации немецко-фашистскими войсками в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г. (участники разминирования территории Псковской области).

3. Ветераны труда, являющиеся пенсионерами, из числа лиц: имеющих удостоверение "Ветеран труда"; награжденных орденами или медалями либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде на уровне министерств, ведомств СССР или Российской Федерации, имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсий по старости или за выслугу лет; лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны, подтвердивших данный факт архивными документами либо записями в трудовой книжке, имеющих трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; ветераны военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ветераны труда).

4. Реабилитированные лица.

5. Лица, пострадавшие от политических репрессий.

6. Граждане, награжденные знаком "Почетный донор России".

7. Граждане, награжденные знаком "Почетный донор СССР".

Указанные категории лиц должны учитываться организацией-перевозчиком отдельно как федеральные льготники, расходы на проезд которых возмещаются за счет средств казны Российской Федерации.

Необходимо ли заключать договор

Как показывает судебная практика, наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов транспортным организациям обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. 2

Размер понесенных организацией-перевозчиком расходов основан на следующих показателях:

- количество льготников – отдельно по видам регистров (региональный и федеральный);

- стоимость льготного проездного билета;

- стоимость обычного проездного билета;

- неполученная плата за перевозку отдельно федеральных и региональных льготников;

- сумма финансирования из соответствующего бюджета.

Все показатели должны быть подтверждены документами уполномоченных органов.

Тем не менее, государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

На основании п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

Главным распорядителем бюджетных средств в части возмещения перевозчикам, государственным и муниципальным предприятиям, организующим транспортное обеспечение населения, выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, установленных Постановлением № 655, является Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи.

Согласно законодательству о федеральном бюджете на соответствующий год, главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, является Министерство финансов Российской Федерации .

1  Межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).

2  Постановления Президиума ВАС РФ от 23.04.2007 № 1478/07, 05.02.2008 № 16069/07, 05.02.2008 № 12479/07, 23.06.2009 № 2992/09, 25.01.2011 № 9621/10 и 26.04.2011 № 17828/10, Постановление ФАС МО от 01.08.2012 по делу №А40-67779/10-102-572

3  Постановление ФАС Поволжского округа от 26 января 2012 по делу N А55-3733/2011

4  Постановление ФАС МО от 01.08.2012 по делу №А40-67779/10-102-572, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.12 № ВАС-4878/12 по делу №А55-733/2011


Задержка рейса — неприятность, которая может случиться с каждым. Скайсканер напоминает о правах пассажиров, чтобы вы знали, на что рассчитывать при переносе вылета.

1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.

2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.

3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.

5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.

6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.

7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.

8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.

9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.

11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.

12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.

13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.

14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.

15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.

Как получить компенсацию за санаторно-курортное лечение пенсионеру:

  • написать заявление на отказ от НСУ в установленный срок;
  • предоставить в ПФР или орган соцзащиты реквизиты для зачисления денег.

Менять решение разрешено не чаще чем раз в год.

Кому предоставят компенсацию за санаторно-курортное лечение и в каком размере

Большинство россиян, тем более старшего поколения, не знают, ни кому положена компенсация за санаторно-курортное лечение, ни у кого об этом спросить. Власти обещают к концу 2021 года открыть гражданам доступ к Единой государственной информационной системе социального обеспечения, где появится такая информация. Но в полной мере — с использованием портала госуслуг и специально выделенного телефонного номера — сведения из нее откроют только к 2022 году. Пока же есть один вариант — уточнить, положена ли компенсация пенсионерам за неиспользование санаторно-курортного лечения, на личном приеме в ПФР или органах социального обслуживания.

  • участникам или инвалидам войны, членам их семей (после смерти ветерана);
  • ветеранам боевых действий;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • инвалидам 1, 2 и 3 групп, в том числе не достигшим совершеннолетия;
  • ликвидаторам аварии на ЧАЭС и других атомных объектах;
  • героям СССР и РФ, героям труда, кавалерам ордена Славы (Трудовой Славы).

Законодательством установлено, кто из пенсионеров имеет право на бесплатную путевку в санаторий по ведомственной линии: судьи, работники ПФР, гражданские служащие г. Москвы. Но для них денежная выплата при отказе от путевки не предусмотрена.

Если вы или ваши знакомые относитесь к вышеперечисленным категориям, вам положена бесплатная путевка. Либо за счет государственных средств — компенсация пенсионерам за неиспользованные санаторно-курортные путевки, но только после обращения получателя набора услуг и льгот или его законного представителя. И хотя размер компенсации невелик, в 2021 году всего 144,37 рубля ежемесячно, это тоже деньги, от которых не стоит отказываться. Индексация выплаты запланирована на 01.02.2022, ориентировочно на 5,8% (точный размер правительство определит в январе).

На региональном уровне определены дополнительные категории граждан, которые вправе претендовать на бесплатные санаторно-курортные путевки. Помимо этого, существуют списки работников на уровне ведомств и организаций, которым они тоже положены.

Как отказаться от санаторно-курортного лечения и получать деньги

Законодательство определяет, за какие путевки можно вернуть компенсацию и заменить предоставляемый набор социальных услуг денежной выплатой. В набор социальных услуг входят:

  • обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и лечебным питанием (только для детей-инвалидов);
  • санаторно-курортное лечение — при наличии медицинских показаний;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Если вы не хотите или не можете воспользоваться бесплатной путевкой, то вам положена компенсация за санаторно-курортное лечение и дополнительно компенсация за проезд. Существует строгий регламент, как отказаться от набора социальных услуг и получить денежную компенсацию:

Вы вправе отказаться от набора соцуслуг полностью или в некоторой части и требовать за неполученные услуги денежный эквивалент. Стоимость набора ежегодно пересматривают, с 01.02.2021 его ежемесячный размер составляет 1211,66 руб. Из них 144,37 руб. — компенсация за неиспользованную путевку, а 134,04 руб. предоставляют на проезд.

Обратите внимание, что отказ от санаторно-курортного лечения инвалидов через Госуслуги или при личном обращении в ПФР возможен только один раз в год. Менять решение в течение года не разрешается.

компенсация за санаторно-курортное лечение пенсионерам

Как компенсировать расходы на санаторно-курортную путевку, купленную самостоятельно

Если не положен отдых пенсионерам бесплатно раз в год, если они не относятся к льготным категориям и государство не готово им предоставить бесплатное санаторно-курортное лечение, некоторые покупают путевки самостоятельно. Но и в такой ситуации есть способ, как вернуть деньги за путевку в санаторий, — оформить налоговый вычет на лечение. Каждый работающий гражданин, в том числе пенсионного возраста, который платит подоходный налог (НДФЛ), за счет этого вычета сможет вернуть 15 600 рублей за год. И такие налоговые льготы разрешено получать ежегодно, обратившись по окончании года в ПФР либо оформив все через работодателя после возвращения с санаторно-курортного лечения.


Заявление об отказе от НСУ — это документ, который направляют в органы соцзащиты льготники (чернобыльцы, инвалиды, ветераны), которые хотят получать вместо натуральных социальных услуг единую денежную выплату (ЕДВ). Ежегодно подается до 1 октября.

Для чего отказываться от набора социальных услуг

  • бесплатный проезд;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатные медикаменты.

Заменить разрешается как весь пакет НСУ, так и его часть. Для каждой услуги установлен денежный эквивалент, который человек получит при отказе от натуральной формы.

Стоимость соцуслуг ежегодно индексируют 1 февраля. По состоянию на октябрь 2021 года установлено, что подав заявление в Пенсионный фонд об отказе от соцпакета, человек вправе получить:

  • общую стоимость набора социальных услуг — 1211,66 рублей;
  • на санаторно-курортное лечение — 144,37 рублей;
  • на лекарства, медицинские изделия и лечебное питание — 933,25 рублей;
  • на проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 134,04 рублей.

Такой денежный эквивалент НСУ установлен с 01.02.2021 постановлением правительства РФ от 28.01.2021 № 73. При сохранении одной или нескольких социальных услуг в натуральной форме их стоимость удерживается из ежемесячной денежной выплаты.

Если человек имеет группу инвалидности и ему положено, по индивидуальной программе реабилитации, обеспечение техническими средствами за счет средств федерального бюджета, как предусмотрено в статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, то заявление на отказ от соцпакета по инвалидности на получение таких технических средств не влияет. К техническим средствам относятся инвалидная коляска, подъемники и другие устройства.

Срок подачи и срок действия отказа от НСУ

Заявить об отказе от получения набора соцуслуг следует до 1 октября текущего года, отказ действует до 31 декабря года, в котором изменен способ получения льгот.

Аналогичный срок установлен для обращения в ПФР с заявлением о возобновлении предоставления набора соцуслуг.

При утрате человеком права на получение ежемесячной денежной выплаты или льгот прекращение выплат осуществляется автоматически, и заявлять об этом дополнительно не требуется.

Как отказаться от НСУ

Чтобы выбрать вместо натуральных социальных услуг ЕДВ, необходимо обратиться в тот орган ПФР, который обслуживает льготника (где находится его выплатное дело). Это предусмотрено Административным регламентом, утвержденным постановлением правления ПФР от 19.08.2019 № 414п. В регламенте указано, что такое заявление о предоставлении НСУ — выбор способа для получения льгот.

Заявление не требуется подавать ежегодно, если человек не хочет менять способ, которым получает социальную помощь от государства в текущем году. Например, если вы получаете НСУ в виде бесплатного обеспечения лекарствами и уже заменили на ЕДВ санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд, и не хотите ничего менять, обращаться в ПФР не нужно.

Но если в следующем году в способе получения соцпомощи планируются изменения, необходимо подать заявление об отказе набора социальных услуг в ПФР в установленный срок. Только в этом случае с 1 января произойдут изменения. При опоздании с обращением в ПФР изменить порядок уже не получится до следующего года.

Как написать заявление

Бланк заявления об отказе от НСУ утвержден постановлением правления ПФР от 19.08.2019 № 414п (ред. от 23.09.2020). В нем заполняют шапку, в которой указывают:

  • наименование органа ПФР;
  • фамилию, имя и отчество заявителя;
  • номер и реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • дату и место рождения.

При подаче документов представителем несовершеннолетнего лица указывают его документы.


Разрешается выбрать до двух пунктов одновременно. В конце заявителем указывается дата составления документа и ставится личная подпись заявителя.


Оставшуюся часть бланка заполняют специалисты Пенсионного фонда. Если все сделано правильно, то с 01.01.2022 на банковскую карту ежемесячно начнут переводить денежную компенсацию за НСУ, от которых человек отказался.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: