Может ли педагог компенсировать ребенку сироте родительский дефицит любви и заботы

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность: на сегодняшний день изучение данной темы достаточно актуально, поскольку из года в год растёт количество детей оставшихся без попечения родителей, также дети со специальными потребностями, ограниченными возможностями здоровья. В обществе начало формироваться новое отношение к детям с ОВЗ, однако большинство людей в России по-прежнему испытывают страх и неприязнь по отношению к людям с серьезными психическими нарушениями. Обычно это связано с недостатком опыта общения с этой категорией людей. Поэтому важно понимать, как можно социализировать детей особой заботы с ранних лет или уже в подростковом возрасте возможности общаться со здоровыми сверстниками.

Цель: сформулировать методы и формы работы с детьми особой заботы с целью их социализации.

Объект: социализация.

Предмет: дети особой заботы и их социализация.

- дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации;

- дети-сироты и лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дети, воспитывающиеся в государственных учреждениях и замещающих семьях.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития,основными принципами которой являются:

- Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

- Единство совместной деятельности.

-Мотивирование ребенка к учебному процессу

Педагоги стараются стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт не только с воспитателем, но и со сверстниками. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают задержку психического развития.

Педагоги, которые стараются морально поддержать ребёнка, помочь ему определить свои интересы, цели, найти пути преодоления препятствий, желание достигнуть позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни достигают больших результатов. Ребёнок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя более активно, смело, настойчиво. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми.

Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают положительное воздействие на общее эмоциональное состояние ребёнка с особыми потребностями, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости.

-обучение детей в объединениях по интересам на базе учреждения и на дому;

-психолого-педагогическое и методическое сопровождение;

-построение адекватного педагогического процесса, способствующего развитию личности воспитанников;

-выявление причин деформации в развитии и поиск средств, способов их устранения;

-оказание абилитационной помощи детям с учетом их потребностей и возможностей.

Гармоничное сочетание разнообразных направлений деятельности в практической работе способствует социализации личности детей с особыми потребностями, проявлению положительных волевых качеств, стремлению к своему самосовершенствованию и самореализации в обществе. В условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно легко реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов.

Появляются новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; разрабатываются и внедряются инновационные технологии обучения ребёнка с нарушенным развитием в соответствии с его возрастом, индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

- внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционного обучения детей инвалидов;

- разработка механизмов и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательную среду; детей, перешедших на воспитание в замещающие семьи; воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа;

- создание и реализация модели и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии, ранним детским аутизмом, выраженными нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;

-создание модели постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ – интернатов;

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Развивающая фетровая книжка, изготовленная своими руками. Профессия — врач

Развивающая фетровая книжка, изготовленная своими руками. Профессия — врач Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. 5 октября – Международный день врача. Профессия врач – это одна.

Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжка

Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжка Давайте продолжим. Надеюсь еще не успели забыть, что было в начале? На следующей странице ребенок может побывать на выбор: терапевтом.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Мы не можем вернуться в прошлое и изменить способ нашего воспитания. Зато в наших силах сделать шаг навстречу принятию позитивных шаблонов поведения.


Психология

Детство – это этап не только физического, но и эмоционального взросления человека. Феномен детей, лишенных родительской любви, встречается сегодня довольно часто. В будущем такие дети неизбежно сталкиваются со многими эмоциональными и поведенческими проблемами.

От одного до шести лет наше эго/самоощущение развивается, и отношения с родителями в этот период играет ключевую роль в качественной стороне этого эго/самоощущения. Так, если в детстве мы получаем от них постоянную любовь и поддержку, то растем с чувством, что нас ценят и любят. У нас появляется умение решать свои проблемы, формировать здоровые и осознанные отношения, а также общее чувство благосостояния и уверенности в себе.

Если же эта любовь непостоянная или мы сталкиваемся с частыми оскорблениями или травмами, то растем с низкой самооценкой, боязнью неудачи, недоверием и склонностью к токсичным отношениям. Причина в том, что младенцы абсолютно беспомощные и полностью зависимые от своих родителей в вопросах жизнеобеспечения, любви и заботы.

Когда ребенок замечает, что родители не уделяют ему достаточно времени или непоследовательны в удовлетворении его потребностей, у него появляется чувство собственной ничтожности и бесполезности. А искаженность самоощущения в этом возрасте влияет затем на поведение человека, когда он станет взрослым.

Ниже перечислены несколько типов поведения людей, которые в детстве не знали родительской любви.

1. Страх одиночества – нездоровая привязанность и токсичные отношения.

Ребенок, не знающий недостатка в любви и поддержке в детстве, вырастает со здоровыми понятиями об отношениях. В нем заложено глубокое чувство собственной ценности и уверенности в себе. Он знает, что достоин быть любимым, что отношения могут быть стабильными и что этот мир является безопасным местом, которое можно смело исследовать и изучать.

Если же ребенок регулярно недополучает любовь и поддержку, то вырастает с нездоровыми понятиями об отношениях. Им движет либо одержимая привязанность, либо полная замкнутость в себе.

Если детство ребенка отличается непостоянством родительской любви и заботы, в будущем он будет склонным к одержимой привязанности, требуя к себе внимания других людей и хронически боясь, что в какой-то момент они могут его бросить.

Если ребенок растет с родителями, которые не могут о нем нормально позаботиться, он учится заботиться о себе сам, вырастая замкнутым. Он будет пытаться стать максимально самостоятельным, избегая активности в отношениях и отказываясь открывать свой внутренний мир из-за боязни возможных страданий.

В основе описанных выше типов поведения лежит страх одиночества, вызванный недостатком родительской любви в детстве.

Партнеры, которых мы выбираем для романтических отношений, являются подсознательными копиями наших родителей. Кроме того, низкая самооценка и страх одиночества, являющиеся последствиями отсутствия родительской любви, приводят к замкнутости в себе и подсознательному вступлению в токсичные отношения.

Очень важно найти время для анализа своих нездоровых шаблонов поведения и понять, чем они вызваны, чтобы начать сознательную работу над их исправлением и созданием здоровых отношений вместо токсичных.

2. Эмоциональные крайности

В детстве ребенок получает от родителей помощь в умении распознавать и выражать свои эмоции в безопасной обстановке. Если же родители не помогают, ребенку приходится делать это самому самым оптимальным, по его мнению, образом. Повзрослев, он будет впадать в эмоциональные крайности, либо полностью отрицая свои чувства, либо неконтролируемо преувеличивая их.

3. Нездоровое эго

Как уже говорилось, эго/самоощущение ребенка начинает появляться в возрасте примерно двух лет. Время, которое родители посвящают своим детям, и его качество показывает ребенку уровень любви к нему.

Если ребенок постоянно чувствует любовь и заботу, у него будет формироваться ощущение собственной ценности и достоинства, что, в свою очередь, приведет к формированию здорового эго взрослого человека.

Если же в детстве ребенок недополучает любовь и поддержку, ему начинает казаться, что с ним что-то не так, а потому он вырастет с нездоровым эго и заниженной самооценкой.

4. Проблемы с доверием и неспособность установить здоровые границы

Самомнение и мировоззрение ребенка начинают формироваться еще в раннем детстве и по большей части основаны на его отношениях с родителями. Так, если родители всегда находятся рядом и обеспечивают должную заботу и поддержку, то он растет с глубоким убеждением о том, что это мир является безопасным местом и что его потребности будут удовлетворены, растет с умением доверять людям и верит в доброту окружающего мира.

Если же ребенок растет без внимания родителей или они неспособны заботиться и поддерживать его, то у него возникнет чувство, что мир – это опасное место и что люди могут бросить его в любую минуту. Из-за своего страха потерять кого-то или быть одиноким такой ребенок испытывает трудности с доверием в близких отношениях и дружбе.

Границы – это очень важные функциональные инструменты здорового выживания. Будучи младенцами, у нас еще нет границ, мы полностью ассоциируем себя со своими родителями.

По мере взросления у нас начинает формироваться отдельное ощущения себя, мы осознаем значение границ, наблюдая за жизнью родителей. А затем мы создаем для себя те же границы, которые видели в детстве чаще всего. И если в нашей семье не было границ вообще или они не работали, то в будущем такие же искаженные границы будут и у нас самих.

Чрезмерная навязчивость или ненадежность родителей может сделать ребенка отстраненным и таким, что в отношениях окружает себя неприступными стенами.

Непостоянство любви родителей к своему ребенку приводит к тому, что тот вырастает слишком беспокойным и пытается разрушить существующие границы, полностью сливаясь с другими людьми. Здоровые границы, созданные его друзьями, он рассматривает как попытки отгородиться от него и воспринимает это как личное оскорбление.

5. Неспособность рисковать

Главное отличие между ребенком, которого любят, и тем, кого нет, заключается в том, что первый осознает свою ценность для родителей, несмотря на его возможные недостатки или изъяны. Его не пугают неудачи, поскольку эти неудачи не определяют его ценность. Он очень стойкий и с легкостью преодолевает трудности. Ему хочется исследовать жизнь, использовать новые возможности и рисковать.

А тот, кто страдает от неполноценной любви, растет с верой в то, что он недостаточно хорош, а потому усердно старается любой ценой избегать неудач, считая, что неудача – это отражение его несовершенства. Ему страшно покидать зону комфорта и идти на риск во всем, что может закончиться провалом. Зачастую такие люди таки не добиваются своих жизненных целей.

Но мы не можем вернуться в прошлое и изменить способ нашего воспитания. Зато в наших силах сделать шаг навстречу принятию позитивных шаблонов поведения. Для этого ниже перечислены несколько практических советов:

1. Перевоспитайте ребенка внутри себя

Ваш внутренний ребенок жаждет любви и признания, которых не получил в детстве. Он хочет заботы от кого-то с действительно добрым сердцем, и этот кто-то – вы.

2. Обратитесь за помощью

Если в детстве вы недополучили от родителей любви и внимания, то выросли с чувством пустоты, которую постоянно хочется заполнить, что не дает возможности сосредоточиться на своих мечтах, целях или жизни, потому что вы всецело поглощены мыслями о собственной неполноценности.

3. Самодисциплина и здоровые границы

Сформируйте здоровые границы на работе и в личных отношениях. Научитесь определять свои приоритеты и понимать, когда нужно открыться людям.

Составьте график работы и развлечений, времени на себя и на отношения, избегая при этом крайностей.

Новое видео:

Читайте также: