Может ли иностранный гражданин получить

Обновлено: 16.06.2024

Что такое квота на иностранных работников? Какие документы нужны, чтобы взять на работу сотрудника из Беларуси? Как трудоустроить специалиста из Бельгии? Ответы на все эти вопросы в нашем материале.

Нормативная база

Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

Документы при устройстве на работу

Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.

Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению. Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы. Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).

Иностранцы из ЕАЭС

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Сотрудники из визовых стран

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

  • Приказ Минтруда России от 15.12.2017 № 848н;
  • Приказ Минтруда России от 24.10.2014 № 795н.

Порядок действий работодателя:

Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.

Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:

  • 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
  • 800 рублей — за выдачу приглашения;
  • 1 600 рублей — за продление визы.

И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

На российском рынке крайне мало банков, выдающих кредиты иностранным гражданам. Большинство компаний указывают обязательное требование к заемщикам — гражданство РФ. Но оформить кредит для иностранцев можно, исключения все равно есть. Обычно такие предложения исходят от банков с иностранным капиталом.

Кредит наличными Открытый в банке УБРиР Кредит наличными Минутное дело в банке УБРиР Кредит наличными Пенсионный в банке УБРиР

Макс. сумма 700 000 Р
Ставка От 11,6%
Срок кредита До 10 лет
Мин. сумма 15 000 руб.
Возраст 19-75 лет
Решение 2 часа

Кредит наличными в банке Райффайзенбанк

Макс. сумма 3 000 000 Р
Ставка От 5.99%
Срок кредита До 7 лет
Мин. сумма 90 000 руб.
Возраст 23-67 лет
Решение 1 мин.

Кредит наличными в банке Тинькофф

Макс. сумма 2 000 000 Р
Ставка От 8,9%
Срок кредита До 3 лет
Мин. сумма 50 000 руб.
Возраст От 18 лет
Решение 2 минуты

Кредит наличными Пенсионный в банке Совкомбанк

Макс. сумма 300 000 Р
Ставка От 6,9%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 40 000 руб.
Возраст 20-85 лет
Решение 1 день

Кредит наличными в Газпромбанке

До 1 млн руб. по паспорту!

Макс. сумма 5 000 000 Р
Ставка От 5,5%
Срок кредита До 7 лет
Мин. сумма 100 000 руб.
Возраст От 20 лет
Решение От 10 минут

Кредит наличными в МТС Банке

Макс. сумма 5 000 000 Р
Ставка От 5.9%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 20 000 руб.
Возраст От 20 лет
Решение От 2 минут

Кредит наличными в банке Хоум Кредит

Ставка 5.9% для всех!

Кредит наличными Почта Банк онлайн-заявка

5,9% в пятый год действия договора

Макс. сумма 6 000 000 Р
Ставка От 5,9%
Срок кредита До 7 лет
Мин. сумма 50 000 руб.
Возраст От 18 лет
Решение 1 мин.

Кредит наличными Ситибанк

Макс. сумма 5 000 000 Р
Ставка От 8,5%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 100 000 руб.
Возраст От 22 лет
Решение От 10 минут

Кредит наличными в банке ОТП Банк

Макс. сумма 1 000 000 Р
Ставка От 11,5%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 15 000 руб.
Возраст 21-69 лет
Решение От 15 мин.

Кредит наличными в банке Ренессанс Кредит

Макс. сумма 1 500 000 Р
Ставка От 5,5%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 30 000 руб.
Возраст 20-70 лет
Решение 1 минута

Кредит наличными в банке Альфа-Банк

Макс. сумма 5 000 000 Р
Ставка От 5,5%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 50 000 руб.
Возраст От 21 года
Решение 2 мин.

Кредит для бюджетников и госслужащих в банке Промсвязьбанк онлайн-заявка

Возможность снизить ставку на 1% в год

Макс. сумма 5 000 000 Р
Ставка От 5,5%
Срок кредита 1-7 лет
Мин. сумма 50 000 руб.
Возраст 23-65 лет
Решение 5 минут

Кредит наличными Росбанк

Макс. сумма 3 000 000 Р
Ставка От 6,9%
Срок кредита До 7 лет
Мин. сумма 50 000 руб.
Возраст От 18 лет
Решение 15 мин.

Кредит наличными Открытие оформить онлайн-заявку

Ставка от 5,5% на весь срок!

Макс. сумма 5 000 000 Р
Ставка От 5,5%
Срок кредита До 5 лет
Мин. сумма 50 000 руб.
Возраст 21-68 лет
Решение От 3 минут

Статьи о кредитах

Кредитование для непривитых россиян может подорожать

ЦБ РФ: число клиентов МФО растет быстрее количества заемщиков банков

СберБанк расширяет возможности многоцелевого кредита

НБКИ: средний размер автокредита обновил рекорд

Отзывы о кредитах

Здесь оформляли ипотеку, все понравилось, главное, что все быстро сделали и все приятные и приветливые. Документы перед подписью разрешили прочитать, никто не подгонял с подписанием. В итоге все прошло гладко, спасибо большое за сервис

Взял кредит под залог недвижимости. Молодой человек четко провел встречу и регистрацию документов, скачали с ним приложение для электронной подписи. Каждый документ там дублировался, то есть как на бумаге у меня, так и в приложении по ЭП. Квартира передается в. Показать полностью

Удивительно, но я не был клиентом тинькофф банка ни разу до вчерашнего дня… Но вот КИ у меня неплохая. Взял кредит наличными в тинькофф, тк второй одновременно с уже действующим в зарплатном банке не дали. И был удивлен. Быстро доставили, быстро выдали, снятие. Показать полностью

Очень долго принимают решение по кредиту под залог! Заявление подал 8 декабря, но до сих пор ответа нет. Я уже деньги нашел, мне уже не надо. Р.S спасибо тинькофф банку за оперативную работу.

Этот банк - мошенники! И кредитный доктор Вам только испортит кредитную историю! Как со мной получилось - мне позвонили и сказали что одобрили эту программу (после того как хотел взять в банке кредит 12000, но мне было отказано). По телефону объяснили что д. Показать полностью

Действительно очень быстрый банк в плане принятия решения по кредитованию. Я отправил заявку утром, а к вечеру все документы в том числе и залог уже были оформлены. Удобно!

Тинькофф это просто жесть. Ни одной заявки на кредит мне не одобрили! Но самое интересное что в бки висят ЧЕТЫРЕ ОДОБРЕННЫХ КРЕДИТА. Вот и думаю: одобренные кредиты есть, тинькофф говорит что нет. Получить не могу, а в БКИ инфа другая. Ещё в чате пишут: мы . Показать полностью

Сложности получения кредита для иностранных граждан в России

Найти подходящее предложение действительно не просто, так как российские банки предпочитают не рисковать и стандартно указывают в требованиях к заемщику — гражданство РФ. На сайте Бробанк.ру публикуются предложения около сотни банков, поэтому подходящий вариант отыскать можно.

Кроме того, кредитная история иностранцев российским банкам недоступна — это снова риски. Банк может посмотреть только текущие долговые обязательства потенциального заемщика, действующие на территории РФ.

Если вы найдете банк, выдающий кредит гражданам СНГ и других государств, появится и другая сложность — большой перечень документов. Это обязательная прописка, не должно быть проблем с документацией о работе. Нужно будет документально подтвердить свою занятость, регулярность дохода и его размер.

Рассчитывать на оформление кредита для мигрантов можно только в том случае, если вы соответствуете следующим критериям:

  • у вас оформлено официальное разрешение на временное проживание или вид на жительство;
  • наличие прописки в городе, где и подается заявка на получение кредита;
  • наличие постоянной официальной работы и хорошего стажа на ней;
  • есть возможность предоставить справки, подтверждающие размер ежемесячного дохода.

Если речь о граждане, временно пребывающим на территории России, кредит он однозначно получить не может.

Основные требования к заемщику

Банки рассматривают только совершеннолетних граждан. Но с учетом всех рисков получить кредит могут иностранные граждане от 23-25 лет. Лица моложе 23-х лет могут подавать заявки, но одобрение получить практически нереально.

Проживание на территории России обязательно. То есть у человек должна быть прописка и постоянная работа. Если стаж меньше полугода, заявка вряд ли будет одобрена. Если прописка сделана недавно, для банка это также будет фактором риска. Лучше немного подождать.

Если у такого заявителя есть собственное дорогостоящее имущество, это повысит его статус в глазах банка. И речь не только о статусе, а о возможности изъять это имущество в счет долга при просрочке. Речь идет о недвижимости и транспортных средствах, которые можно назвать хорошими и ликвидными.

Гражданам СНГ получить кредит проще, чем резидентам других государств.

Какие банки дают кредит иностранным гражданам

К сожалению, многие банки, которые раньше выдавали кредит для граждан СНГ в Москве и других городах, убрали такие предложения из своих линеек. В их требованиях к заемщикам указан четкий критерий — гражданство РФ.

Возможно, когда-нибудь ситуация изменится, особенно в части кредитования граждан СНГ, но пока что иностранцам найти кредитное предложение крайне сложно.

Возможно, стоит изучить программы каких-то региональных банков по месту вашего проживания. Они часто устанавливают более лояльные условия кредитования, тем самым расширяя клиентскую базу и привлекая новых заемщиков.

Что касается крупных, федеральных банков, то иностранцам стоит периодически изучать предложения организаций с иностранным участием. Пока что они выдают кредиты только гражданам РФ, но ситуация может измениться:

Все эти банки на данный момент работают только с гражданами РФ, но именно от них можно ждать каких-то изменений.

Ипотечное кредитование иностранцев

Если вас интересует кредит для иностранных граждан в Москве и других городах России, то без особых проблем вы сможете оформить ипотечный кредит. Такая ссуда защищена залогом, что кардинально снижает риски банка. Если заемщик пропадет и перестанет платить, кредитор сможет изъять купленное в кредит имущество и реализовать его.

Больше всего шансов получить ипотечный кредит у граждан СНГ. Так, Альфа Банк указывает, что готов выдать ипотеку гражданам других государств, но только если речь идет об Украине или о Беларуси. К моменту гашения ссуды клиенту не должно исполниться больше 70 лет.

Росбанк, он же ДельтаКредит, вообще готов кредитовать в рамках ипотеки граждан любых государств без ограничений, чем и можно воспользоваться. Этот банк специализируются на жилищном кредитовании, здесь можно купить в кредит квартиру, долю, дом и даже гараж.

При оформлении кредита иностранцу всегда требуется оригинал его паспорта с нотариально заверенным переводом.

Где еще можно получить кредит для СНГ в Москве

Если вам все же нужен именно наличный кредит, придется искать альтернативные формы получения финансирования, то есть не в банке. Например, можно рассмотреть варианты обращений к микрофинансовой организации.

Многие МФО тоже работают только с россиянами, но в этой сфере найти предложение проще. А если у вас есть возможность предоставить залог недвижимости, вы сможете получить в МФО одобрение на приличную сумму до 1000000 рублей.

Последний вариант — обращение в ломбард, где можно получить наличные, заложив свои личные вещи. Это уже последний вариант, актуальный, когда нигде больше не получилось оформить кредит.

Но получить его не так просто, как может показаться. Во-первых, РВП, за редким исключением, предоставляется на основании квоты. Во-вторых, для его получения нужно собрать целую кучу документов и подтверждений. Но ничего невозможного. Рассказываем, как получить разрешение: что нужно и куда бежать.

Основания для получения РВП

Так, в 2020 году планируется выдать по квотам не более 60270 разрешений по всей стране (Постановление Правительства № 2793-р от 23.11.2019). Все они распределены по регионам в зависимости от запросов и демографической ситуации в субъектах. Например, в Москве квота на РВП 2020 года составляет всего 2000 разрешений, в СПб - 1500, в Московской области - 4000 тысячи РВП, а в Астраханской области - всего 300.

В рамках этих квот, получить РВП может по факту любой иностранец, при условии, что он:

  • владеет русским языком;
  • не страдает наркоманией;
  • не болеет ВИЧ/СПИДом и иными инфекциями, опасными для окружающих;
  • может подтвердить достаточность и законность своих доходов.

Но как только региональная квота будет исчерпана, до следующего года заявления на получение РВП по квоте приниматься не будут. Кто не успел, тот опоздал - придется ждать следующего года или ехать в другой регион, где квоты еще остались. Потому мы настоятельно рекомендуем обращаться за РВП в начале календарного года.

  • иностранцы, которые могут получить ВНЖ без РВП;
  • несовершеннолетние дети иностранцев с РВП;
  • супруги граждан РФ;
  • инвесторы;
  • иностранцы, поступившие в РФ на военную службу;
  • переселенцы-соотечественники - участники государственной программы;
  • граждане Украины, признанные беженцами или получившие временное убежище в РФ и другие.

Как оформить РВП

Ответственным органом являются отделы МВД по вопросам миграции (ОВМ МВД) по месту постановки иностранцев на миграционный учет (пп. 49 п. 11 Положения, утв. Указом Президента РФ № 699 от 21.12.2016). Документы можно подать в такой отдел лично либо через МФЦ. В некоторых субъектах для этого созданы специальные организации. Например, в столице это Многофункциональные миграционные центры. А еще документы на РВП можно подать через Госуслуги.

Шаг 1. Соберите документы

Совершеннолетние иностранцы подают документы лично, за несовершеннолетних их подают законные представители. Перечень документов на РВП 2020 включает:

  • две личные фотографии;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • справка об отсутствии судимостей в стране проживания для тех, кто въехал в РФ по визе;
  • медицинское заключение об отсутствии наркозависимости, а также ВИЧ и других инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
  • документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации. Он не предоставляется мужчинами, достигшими возраста шестидесяти пяти лет, и женщинами, достигшими возраста шестидесяти лет, а также участниками госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ и членами семьи;
  • заявление на РВП в двух экземплярах. Заявление подается по форме, утвержденной МВД. Заполнить его можно заранее или по месту подачи.

В зависимости от особенностей ситуации могут потребоваться и иные документы. Например, для несовершеннолетних потребуется свидетельство о рождении, для супругов граждан РФ - свидетельство о браке + паспорт супруга, для военных - контракт и т.д. Конкретный перечень документов для вашей ситуации рекомендуем уточнить по месту подачи.

Шаг 2. Оплатите госпошлину

Не забудьте предварительно заплатить госпошлину. Ее размер - 1600 рублей за одно разрешение (пп. 22 п. 1 ст. 333.28 НК). Квитанцию о ее уплате подавать не обязательно, но и не запрещено.

Шаг 3. Подайте документы и ждите рассмотрения

Выбирайте любой подходящий способ - лично, через МФЦ или через Госуслуги. Если все в порядке и заявление принимают, заявителю выдается справка о приеме заявления к рассмотрению (п. 91 Админрегламента, утв. Приказом МВД № 891 от 27.11.2017).

Срок рассмотрения - до 6 месяцев в общих случаях (п. 23 Админрегламента) и до 2 месяцев в случае подачи заявления переселенцами-соотечественниками или иностранцами, прибывшими в РФ в безвизовом порядке (п. п. 24, 25 Админрегламента). За это время миграционные органы делают необходимые запросы, проверяют подлинность документов, проводят другие необходимые проверки.

Шаг 4. Получите уведомление о принятом решении

Когда окончательное решение принято, заявитель получает уведомление об этом с указанием результатов (п. 146 Админрегламента). В нем также будет указано время и место, где можно будет получить отметку об РВП в паспорте.

Шаг 5. Явитесь в ОВМ и поставьте в паспорт штамп

В обозначенное время посетите ОВМ и сдайте паспорт для проставления отметки об РВП. Ее поставят в течение дня обращения, а если такая возможность отсутствует технически - в течение 10 суток с момента обращения (п. 152 Админрегламента).

Что делать дальше?

После получения РВП иностранцу придется пройти дактилоскопическую экспертизу (абз. 3 п. 4 ст. 6 ФЗ № 115). Это снятие отпечатков пальцев и помещение их в базу данных. Для людей, получивших разрешение на временное проживание в России, процедура является обязательной.

Кроме того, в течение 7 рабочих дней с момента получения разрешения на временное проживание необходимо подать заявление о регистрации в структурное подразделение ГУВМ МВД России по месту нахождения жилого помещения, указанного при обращении с заявлением о выдаче разрешения. Если у вас нет возможности зарегистрироваться по месту жительства, вам необходимо встать на миграционный учет.

Есть и другие обязанности. Так, в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения РВП Иностранец обязан подать в ОВМ уведомление о подтверждении проживания в РФ по РВП и приложить к нему справку или иной документ о доходах (п. 9 ст. 6 ФЗ № 115). Такое уведомление можно подать через отделения Почты России, лично в ответственный ОВМ или в электронной форме, если есть такая техническая возможность.

Такое уведомление нужно отправлять ежегодно. По крайней мере, пока вы не получите ВНЖ, а это возможно уже после 12 месяцев проживания с РВП. А там, еще 5 лет и гражданство. Если, конечно, у вас нет оснований для его упрощенного получения.

Как открыть ИП или ООО иностранцу

Как открыть ИП иностранцу

Индивидуальных предпринимателей в России регистрируют по месту жительства (закон № 129-ФЗ от 08.08.01 года). И если жители страны открывают ИП по прописке, то иностранцу нужно законное обоснование того, что он может долгое время находиться в РФ.

Такими документами становятся вид на жительство и разрешение на временное пребывание.

Для регистрации ИП иностранцу нужно сначала получить:

  • вид на жительство или ВНЖ. На основании этого документа нерезидент вправе выбрать любой регион для регистрации и осуществления предпринимательской деятельности;
  • разрешение на временное пребывание или РВП. Иностранец с РВП может заниматься предпринимательской деятельностью только в том регионе России, где он оформил РВП.

Наличие визы не может служить основанием для регистрации ИП на территории РФ и не заменяет ни один из этих документов.

Для регистрации ИП иностранному гражданину нужно подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца — паспорт или другой документ;
  • копия свидетельства о рождении или иной документ, который подтвердит место и дату рождения заявителя — если в паспорте нет этих данных;
  • ксерокопия ВНЖ или штамп РВП. Обычно достаточно копии, но лучше уточнить в инспекции, нужно ли копию нотариально заверять;
  • документ о прописке в России;
  • нотариальный перевод паспорта и свидетельства о рождении;
  • заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001. Поля, в которых вносятся ФИО иностранца, место рождения и адрес проживания нужно заполнить на русском и иностранном языках. Если подаёт документы доверенное лицо, то заявление нужно заверить у нотариуса;
  • квитанцию об оплате госпошлины. В 2020 году она равна 800 рублям. Если регистрироваться на сайте налоговой инспекции, Госуслуги или через МФЦ, то на госпошлине можно сэкономить. Для сайта ФНС и Госуслуги понадобится электронная цифровая подпись. Для МФЦ ЭЦП не нужна только если там налажен электронный документооборот с налоговой инспекцией.

При подаче документов в инспекцию помимо копий нужно предоставить оригиналы документов. Инспектор сверит всю информацию и вернёт их представителю.

Как подать документы на регистрацию ИП иностранцу

Для предоставления сведений в налоговую инспекцию иностранец может:

Если все документы заполнены правильно и прошли проверку, через 3 рабочих дня налоговая инспекция примет решение — зарегистрировать ИП или отказать. При положительном решении инспекция выдаст на руки лист записи в ЕГРИП.

Кроме того, если у иностранца раньше не было ИНН, при оформлении документов его автоматически присвоят. Тогда срок может увеличиться да 5-ти рабочих дней. После регистрации инспекция сама направит сведения в ПФР и страховые фонды — специально регистрироваться там не нужно.

Получить документы о регистрации можно тем же способом, которым заявитель послал документы. Если документы были сданы в бумажном виде, за их получение нужно обратиться в ФНС или МФЦ. При подаче онлайн документы пришлют на на электронную почту, указанную в заявлении.

В некоторых случаях инспекция отказывает в регистрации ИП. Кроме общих причин, налоговики могут не открыть ИП, если до окончания сроков РВП и ВНЖ осталось меньше шести месяцев.

Налогообложение ИП-иностранца

Иностранец в статусе ИП может использовать все режимы налогообложения, действующие в России. Единственная разница — в ставке налога на доходы физлиц, если ИП применяет общую систему налогообложения.

Ставка зависит от того, как долго находится иностранец на территории России. Если он пребывает в стране суммарно меньше 183 дней в течение последних 12 месяцев, он считается нерезидентом РФ и обязан платить НДФЛ по ставке 30%. Если 183 дня и больше, он получает статус налогового резидента и с этого момента вправе платить НДФЛ 13%, как российские граждане.

Если предприниматель выберет УСН, то в течение 30 дней после регистрации ему нужно подать заявление на упрощёнку. Без этого ИП автоматически переведут на общую систему налогообложения.

Как открыть ООО иностранцу

Согласно российскому законодательству ООО могут открыть как иностранные юридические лица, так и обычные граждане. Если иностранец или иностранная компания самостоятельно регистрируют организацию в России и являются единственными учредителями, такая форма бизнеса считается обществом с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями.

Если в состав учредителей входят не только иностранцы, но и российские граждане или компании, такое ООО называется обществом с долевым участием или совместное предприятие.

Процедура открытия ООО иностранным гражданином полностью совпадает с процессом регистрации компании жителем России. Отличие только в том, что у иностранца должен быть нотариально заверенный перевод паспорта на русском языке.

Чтобы зарегистрировать общество, иностранец-учредитель обязан внести уставный капитал. Обязательная минимальная сумма — 10 000 рублей. В уставный капитал можно вложить деньги и имущество свыше этой суммы, но минимальный взнос нужно сделать деньгами. Для этого учредителю придётся открыть в России валютный и рублёвый банковские счёта. Валютный счёт нужен, если уставный капитал будет перечислен в валюте. При взносе в рублях достаточно рублёвого счёта. Срок взноса в уставной капитал — 4 месяца с момента государственной регистрации общества.

Учредителю компании при регистрации бизнеса не обязательно проживать или находиться на территории России. Открыть и вести бизнес можно и за границей. Поэтому, учредителю не нужно получать вид нa житeльcтвo или paзpeшeниe нa пpoживaниe.

Для компаний с иностранным капиталом нормативными актами могут быть установлены запреты или ограничения по видам деятельности (банковская, страхование, деятельность гражданской авиации) или на определенные сделки. Также есть запреты на создание организаций с иностранным капиталом на закрытых территориях.

Документы для регистрации

Если ООО учреждает физическое лицо, при подаче документов нужно будет предъявить нотариально заверенный перевод паспорта, т.к. делопроизводство в России ведут на русском языке. Проще заказать перевод в России, чтобы не было ошибок и не пришлось дополнительно переводить и легализовать документ, удостоверенный иностранным нотариусом.

Остальной пакет документов такой же как при регистрации ООО резидентом.

  1. Заявление по форме Р11001. Если иностранец обращается лично, то нотариально заверять не потребуется. Если подаёт через представителя — необходимо обратиться к нотариусу. Если учредителей несколько, каждый будет являться заявителем. На каждого заполняется соответствующий лист не только как на участника (лист В), но и как на заявителя (лист Н). И каждый обязан либо явиться непосредственно в ИФНС или МФЦ, либо обратиться к нотариусу для удостоверения подписи.
  2. Заявление и прочие документы можно подать через российского нотариуса без явки в ИФНС или в МФЦ.
  3. Решение о создании ООО. Решение можно делать либо сразу на русском, либо двуязычное, чтобы обойтись без нотариального перевода. Если компанию учреждают несколько иностранных граждан, нужно приложить протокол собрания и указать размеры долей учредителей ООО. Нотариально удостоверять ни решение, ни протокол не нужно.
  4. Устав ООО на русском языке или двуязычный. Лучше сразу предоставить Устав в двух экземплярах, чтобы потом не пришлось подавать заявление на получение заверенной копии. В некоторых регионах принимают только один экземпляр.
  5. Квитанция об уплате госпошлины — 4 000 рублей. Если подаёте документы через нотариуса, пошлину платить не нужно. При этом важно иметь в виду, что при подаче через ИФНС и через МФЦ будут применяться разные КБК.
  6. Гарантийное письмо на юридический адрес или cвидeтeльcтвo o пpaвe coбcтвeннocти нa пoмeщeниe, гдe расположится OOO.

Документы можно передать в налоговую лично, через представителя с нотариально заверенной доверенностью или выслать почтой России с описью вложения и почтовым уведомлением о вручении. Через три рабочих дня регистрирующий орган даст ответ.

При успешном открытии представитель ООО получит в электронном виде такие документы:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — ИНН;
  • лист записи из ЕГРЮЛ;
  • устав с отметкой налоговой.

В бумажном виде эти документы в налоговой инспекции теперь выдают только по запросу.

Вывод

Иностранцы могут вести бизнес в России. В общем, для иностранных граждан процедура регистрации такая же, как для жителей России. Размер налогов зависит не от гражданства, а от места постоянного проживания иностранца. Для получения статуса ИП иностранцу нужно оформить ВНЖ или РВП. ООО, основанные иностранцами, облагаются налогом на общих основаниях. Разница только в налогообложении дивидендов.

Читайте также: