Может ли государство выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц

Обновлено: 28.06.2024

  1. Что говорит закон?
  2. Общие сведения о государственных займах
  3. Плюсы и минусы государственных займов
  4. Классификация и виды госзаймов
  5. Обеспечение госзаймов
  6. Оформление договора государственного займа
  7. Управление госдолгом
  8. FAQ
    1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
    2. Какие виды госзаймов бывают?
    3. Кто занимается управлением государственным долгом?

    Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

    Что говорит закон?

    Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

    Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

    Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

    Общие сведения о государственных займах

    Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

    Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

    Плюсы и минусы государственных займов

    Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

    Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

    • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
    • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
    • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
    • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

    Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

    Наиболее значимыми из них выступают:

    • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
    • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
    • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
    • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

    Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

    Классификация и виды госзаймов

    Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

    По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

    1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
    2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

    По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

    Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

    • физлица;
    • юрлица;
    • универсальные;
    • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

    По эмитентам различают такие виды гос. займов:

    • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
    • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
    • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

    Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

    Обеспечение госзаймов

    Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

    Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

    Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

    Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

    Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

    Оформление договора государственного займа

    Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

    • предмет договора;
    • сумма займа;
    • срок финансирования с указанием даты погашения;
    • процент за пользование заемными средствами;
    • санкции за нарушение условий соглашения;
    • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

    Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

    Управление госдолгом

    Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

    • изменение ключевой ставки;
    • разработка государственных кредитных программ;
    • корректировка нормативов банковской деятельности;
    • организация и проведение новых заимствований;
    • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
    • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
    • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

    Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

    Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

    Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

    Какие виды госзаймов бывают?

    Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

    Кто занимается управлением государственным долгом?

    Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

    Вместо вывода

    Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

    1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.

    Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами. Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

    Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.

    1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.

    1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

    Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.

    1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

    2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.

    Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

    Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом . Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.

    Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование ( ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.

    3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.

    Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.

    Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.


    5 июня Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии. Документ состоит из 17 пунктов и разработан в целях унификации судебной практики по спорам, возникающим в вышеуказанной сфере.

    По мнению юриста арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX Семена Лопатина, в обзоре Верховный Суд в основном рассмотрел достаточно очевидные вопросы, которые не должны вызывать сложностей или неоднократно рассматривались судами, однако был затронут ряд вопросов, которые не так очевидны при первом приближении.

    Так, из п. 1 документа следует, что для возникновения обязательства из независимой гарантии достаточно одностороннего волеизъявления гаранта, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии. При этом Семен Лопатин заметил, что данный подход напрямую следует из формулировок гражданского законодательства.

    В п. 2 обзора отмечено, что обязательство из независимой гарантии нельзя признать отсутствующим из-за неуказания в ней наименования бенефициара, если достоверно установлено лицо, в пользу которого была выдана эта гарантия.

    В соответствии с п. 3 начало срока действия независимой гарантии может определяться моментом совершения бенефициаром действий, относящихся к исполнению основного договора.

    Согласно п. 4 документа требование о платеже по независимой гарантии считается представленным своевременно, если оно направлено гаранту в пределах срока действия гарантии и условиями независимой гарантии не предусмотрено иное.

    Как указано в п. 5 обзора, требование об определении в независимой гарантии выплачиваемой бенефициару денежной суммы считается соблюденным, если ее условия позволяют установить эту сумму на момент исполнения обязательства гарантом.

    В п. 6 отмечено, что по общему правилу при внесении изменений в условия основного договора, в обеспечение исполнения обязательств по которому выдана гарантия, объем обязательств гаранта не изменяется.

    Из п. 7 обзора следует, что сами по себе недействительность или незаключенность соглашения о выдаче независимой гарантии, подписанного принципалом и гарантом, не свидетельствуют об отсутствии обязательства из гарантии.

    В п. 8 документа отмечено, что нарушения, допущенные при выдаче независимой гарантии, могут быть противопоставлены требованию бенефициара о платеже по гарантии, если он являлся стороной соглашения о выдаче гарантии и знал об этих нарушениях.

    В п. 9 обзора разъясняется, что гарант не вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования, если приложенные к этому требованию документы по внешним признакам соответствуют условиям независимой гарантии.

    В соответствии с п. 10 документа условие банковской гарантии, обеспечивающей исполнение госконтракта, о приложении к требованию о платеже оригинала гарантии на бумажном носителе является ничтожным.

    Содержание п. 11 поясняет, что обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана гарантия, даже если в самой гарантии содержится ссылка на это обязательство.

    Исходя из п. 12 денежные суммы, уплаченные гарантом бенефициару по независимой гарантии, возмещаются принципалом в порядке, предусмотренном ст. 379 ГК РФ. Соответствующее возмещение не может быть квалифицировано в качестве неосновательного обогащения гаранта, если он произвел выплату по гарантии согласно ее условиям.

    В п. 13 отмечено, что расходы принципала на оплату банковской гарантии по государственным (муниципальным) контрактам, прекращенным по обстоятельствам, за которые отвечает бенефициар, являются убытками принципала, подлежащими возмещению бенефициаром.

    Согласно п. 14 банкротство лица, выдавшего независимую гарантию, которое наступило в период действия гарантии, не является основанием для прекращения обязательств из гарантии, но свидетельствует о снижении обеспечительной функции гарантии и может являться основанием для перерасчета согласованной ранее платы за выдачу гарантии.

    В п. 15 поясняется, что иск бенефициара к гаранту, отказавшемуся удовлетворить своевременно предъявленное требование о платеже по независимой гарантии, может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности.

    Из п. 16 документа следует, что принципал вправе взыскать с бенефициара превышение суммы, полученной бенефициаром по независимой гарантии от гаранта, над действительным размером обязательств принципала перед бенефициаром.

    В п. 17 обзора отмечено, что при направлении бенефициаром гаранту требования о платеже, предусмотренного ст. 374 ГК РФ, досудебный порядок в рамках АПК РФ считается соблюденным.

    Комментируя обзор, Марат Хасанов отметил, что детальное правовое регулирование правоотношений в сфере независимых гарантий (в том его виде, как оно существует сейчас) появилось в российском ГК РФ сравнительно недавно – с марта 2015 г. По его мнению, целью обзора является разъяснение многих вопросов по гарантиям участникам гражданского оборота, использующим этот инструмент в своей хозяйственной деятельности.

    Можно ли привлечь государство к ответственности по долгам?

    Существенное падение деловой активности и кризис неплатежей, которые мы наблюдаем в 2020 году, неизбежно приведут к банкротству многих предприятий. Не хочется говорить об этом накануне праздников, но в новом году число таких случаев, к сожалению, будет расти. Среди банкротов, скорее всего, будут и предприятия с госучастием.

    Разумная осторожность никогда никому не мешала. Советую в обязательном порядке провести стандартный комплекс проверочных мероприятий, как и для обычных контрагентов. Для начала посмотреть на правовую форму юридического лица и на те ограничения, которые есть у его учредителей и управленцев, подписывающих сделки. Иногда необходимо запросить согласие от учредителя юрлица — государственной структуры, если в уставных документах прописана его обязанность согласовывать сделки. В открытых источниках можно найти бухгалтерскую отчетность и баланс предприятия, данные о неисполненных обязательствах перед налоговыми органами и контрагентами — это позволит понять платежеспособность организации. Если вы увидите большое количество исполнительных производств, то с этой структурой работать не стоит.

    Необходимо тщательно рассмотреть историю судебных разбирательств. У чиновников порой имеются не юридические, а психологические блокировки в принятии решений, и они зачастую запрашивают дополнительные разрешения. Сегодня 80% дел не обжалуются в апелляционном суде, и многие из них как раз касаются взаимоотношений с госструктурами. По сути, такие решения судов только фиксируют обязательства, которые сторонами признаются, но которые должник боится исполнить ввиду нежелательных последствий — сказывается чиновничье мышление, нежелание брать ответственность лично на себя. Конечно, полностью просчитать заранее позицию государственной организации сложно. Но если зайти на сайт арбитражного суда и посмотреть судебные споры с таким юрлицом, а также историю исполнительных производств, то определенную тенденцию можно увидеть. Если у предприятия нет судов, нет исполнительных производств, то это скорее всего добросовестный контрагент. Если этих судов очень много, но нет исполнительных производств, то ваши требования не будут исполнены в добровольном порядке до суда, но потом вы все-таки получите причитающееся. И третий вариант — самый плохой. Вступая в отношения с таким контрагентом, вы рискуете стать кредитором в деле о банкротстве.

    Предположим, что все пошло по негативному сценарию, и ваш контрагент — ГУП или МУП — признан банкротом. На что можно рассчитывать? Согласно поправкам в Закон о банкротстве, принятым в августе 2017 года, на учредителей должника-банкрота возложена большая (по сравнению с предыдущими нормами закона) ответственность за действия в отношении дочерней организации, и эти нормы в полной мере применимы к дочерним предприятиям государственных и муниципальных органов. Кредиторы имеют право привлечь в качестве ответственной стороны по долгам предприятия федеральную структуру или муниципалитет, которые являются его соучредителями. То есть учредители должны нести субсидиарную ответственность за действия принадлежащих им организаций. Учитывая почти безграничные (по сравнению с иными видами учредителей — физическими лицами или коммерческими организациями) бюджеты муниципальных и федеральных структур, у кредиторов появляются реальные шансы получить компенсации по исполнительным листам.

    На сегодняшний день наиболее распространены такие случаи привлечения учредителей (государственных и муниципальных образований) к субсидиарной ответственности, когда недостаточность активов для расчетов с кредиторами обусловлена принятием неверных управленческих решений собственником предприятия-должника. Учредители передают имущество ГУПов или МУПов другим юрлицам, рассчитывая на более эффективное управление, но предприятие становится банкротом. При этом кредиторы первоначального юрлица остаются неудовлетворенными. Такие действия на практике получают правильное толкование в суде и вполне четкие последствия в виде привлечения госорганов к субсидиарной ответственности.

    Особая ситуация с кредиторами казенных и бюджетных учреждений. По нормам ГК РФ они не могут быть признаны банкротами, но могут быть ликвидированы по решению своего учредителя. При этом в случае с бюджетными учреждениями ответственность госструктур (собственников их имущества) ограничена причинением вреда гражданам. У кредиторов этого вида юридических лиц почти не было шансов получить какую-либо компенсацию, и такая практика существовала долгое время. Решение, принятое Конституционным судом в мае текущего года, показало, что в этой сфере происходят серьезные подвижки. КС отметил, что субсидиарная ответственность государственных органов не ограничивается ущербом физическим лицам, а также распространяется на ущерб, причиненный бюджетным учреждением иным юридическим лицам по договорам публичного характера. Мы рассчитываем на то, что в ближайшем будущем аналогичный подход распространится и на иные виды гражданско-правовых договоров юрлиц с бюджетными учреждениями.

    Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

    Что такое государственный кредит, кто может использовать, на каких условиях выдают

    Любое государство может дать деньги взаймы другой стране, своему правительству, юридическим и физическим лицам. Это называют госкредитом. Государственные кредиты помогают сохранить экономическую стабильность и стимулируют производство, поддерживают население. На каких условиях оформляют ссуды, в чем их особенность и отличие от обычных банковских продуктов? Разберемся в статье.

    В чем суть госзаймов

    Госзаймы используют, чтобы вывести из экономики излишки денег. Если так не сделать, инфляция вырастет и финансы обесценятся. Различают следующие виды государственного кредита :

    • Централизованные и децентрализованные (ценные бумаги, выступающие в качестве предмета займа, выпускает правительство либо органы местной власти).
    • Внутренние и внешние (в пределах страны или на международном уровне).
    • Краткосрочные и долгосрочные (зависит от срока договора).

    В кредитовании принимают участие Центробанк, министерство финансов, органы местного самоуправления.

    Государство может быть не только кредитором, но и заемщиком. Деньги занимают у других стран, у юридических или физических лиц. Чаще всего подобное бывает при дефиците бюджетных средств, когда расходы превышают доходы. Государство не обязано указывать причину, по которой решило оформить заем.

    СПРАВКА:

    Условия выдачи государственного кредита

    Государственное кредитование практически ничем не отличается от стандартного займа в финансовой организации, разница лишь в масштабах. В договоре прописывают следующие пункты:

    • Срок ссуды. Минимальный — 1 год, максимальный — 30 лет.
    • Процентная ставка. Величину определяют в индивидуальном порядке, в зависимости от экономической ситуации в стране. Изменение ставки недопустимо ни при каких условиях на протяжении всего периода действия договора.
    • Схема погашения долга. Составляют график, указывают сумму ежемесячных выплат.
    • Обязательства кредитора и должника.
    • Заем выдают за счет бюджетных средств.
    • Функцию кредитора выполняют госструктуры либо органы местной власти.

    СПРАВКА:

    Госзаймы для физических лиц: как получить

    Миллионы граждан получают государственный кредит и даже не думают об этом. Речь идет о льготной и военной ипотеках, целевых займах со сниженной ставкой. Да, договор заключен с коммерческим банком, но гарантом сделки выступает ЦБ РФ, компенсирующий финансовым организациям часть процентной ставки.

    Какие госкредиты доступны физлицам в 2021 году:

    • ипотека;
    • автокредиты;
    • ссуды на лечение;
    • займы на образование.

    Чтобы оформить кредит на выгодных условиях, выберите компанию, у которой есть подобные программы. Уточните перечень документов, соберите бумаги и отнесите в банк. Дождитесь рассмотрения обращения. Имейте в виду: льготный кредит нужно выплачивать точно так же, как любой коммерческий. Просрочки недопустимы. Государство позаботилось о сниженной процентной ставке, и этим его участие в ваших отношениях с банком закончилось. Если вы не будете платить по графику, финансовая организация вправе подать на вас в суд или продать долг коллекторам.

    Когда человек покупает квартиру или дом, государство возвращает ему часть уплаченной суммы в виде налогового вычета. Но только при условии, что гражданин официально трудоустроен и платит с зарплаты НДФЛ. Процедура стандартная, пакет документов минимальный, деньги возвращают через 3 месяца после подачи заявления в ФНС. А как быть, если жилье приобретено с использованием средств материнского капитала? С какой суммы вернут 13%? И могут ли несовершеннолетние собственники претендовать на компенсацию, ведь они официально не работают? Разберемся с вопросами в статье. Как начисляют имущественный вычет 13% возвращают дважды: от общей стоимости купленных квадратных метров и от переплаты по процентам, когда жилье приобрели в кредит. В первом случае максимальная сумма выплаты 260 тыс. рублей (13% от 2 млн рублей), во втором 390 тыс. рублей (13% от 3 млн рублей). Объясним на примере: Семья Павловых взяла в ипотеку трешку; в центре города (сумма кредита 4 млн рублей под 9% годовых на 20 лет). Цена объекта недвижимости по договору 5,5 млн рублей. Оба супруга трудоустроены. Значит, и мужу, и жене вернут по 260 тыс. рублей предельную компенсацию, предусмотренную законом. После получения вычета в полном объеме супруги подадут документы на возврат процентов с процентов;. В случае Павловых сумма тоже будет максимальной по 390 тыс. рублей, так как переплата за пользование заемными средствами составит более 4 млн рублей за весь срок. В общей сложности государство вернет Павловым 1 млн 300 тыс. рублей. Деньги перечисляют на счет частями, в зависимости от величины НДФЛ, уплаченного гражданином в казну в прошедшем году. Сумму, подлежащую выплате, можно посмотреть в справке 2-НДФЛ (ее выдает бухгалтерия с места работы). Так, при ежемесячной зарплате в 50 тыс. рублей годовые взносы в бюджет составляют 78 тыс. рублей (по 13% с каждого начисления). Эти деньги вернут в марте-апреле, а остаток положенного по закону вычета перейдет на следующий год. И так далее, пока полностью не выплатят компенсацию. Учитывают ли материнский капитал при начислении вычета Когда жилье куплено с использованием средств материнского капитала, меру государственной поддержки не учитывают при начислении вычета. ПРИМЕР: Мария купила однушку; за 2,3 млн рублей. Материнский капитал мать двоих детей использовала в качестве первоначального взноса. Когда женщина стала собирать документы на налоговый вычет, ей объяснили: 13% вернут не со всей стоимости жилья, а лишь с 1 млн 660 тыс. (мера господдержки почти 640 тысяч). То есть Мария может рассчитывать на 215,8 тыс. рублей. Как получить налоговый вычет за ипотеку с материнским капиталом Процедура стандартная и не зависит от того, с использованием каких средств куплена квартира. Предлагаем пошаговую инструкцию, как вернуть вычет: Подайте документы в налоговую (декларацию 3-НДФЛ, паспорт, ИНН, справку 2-НДФЛ, ипотечный договор, копию сертификата на материнский капитал, выписку из банка об остатке задолженности и уплаченной по графику кредита сумме). Не забудьте приложить заявление и указать номер банковского счета, куда перечислят деньги. Дождитесь ответа из налоговой (рассмотрение занимает до 3 месяцев). При положительном решение средства переведут автоматически. Вы купили жилье в 2021 году? Документы можно подавать в 2022 году. Вам отказали в вычете? В официальном письме должны указать причину. Устраните ее и отправьте документы повторно. Право на возврат 13% от стоимости жилья предоставляют 1 раз в жизни. Закон разрешает родителям получить вычет за несовершеннолетних детей, если они тоже входят в число собственников. За доход берут зарплату отца или матери, в зависимости от того, кто подает заявление. Но есть важное условие: родители получат вычет за детей лишь в том случае, если их собственный лимит в 2 млн рублей еще не исчерпан. ПРИМЕР: Надежда купила двушку; за 4 млн рублей и в течение нескольких лет получала налоговый вычет. Когда сумма была исчерпана, женщина подала еще одно заявление от имени 13-летней дочери, которой принадлежала ¼ квартиры. Налоговая отказала в компенсации: заявительница уже получила максимальную сумму, предусмотренную законом. В будущем, когда ребенок вырастет и купит собственное жилье, он сможет еще раз получить вычет уже за свою квартиру.

    Читайте также: