Может ли государство попросить оказать правовую помощь на особых условиях

Обновлено: 17.05.2024

Правовая помощь - это совершение отдельных процессуальных действий производимых по запросу заправшиваемой стороны получение вещдоков, проведение экспертиз, проведение суд осмотра, проведение допроса – осуществление тех действий, кот необходимы для процесса гражданских, семейных административных дел. Некоторые сюда относят признание иностранных суд и арбитражных решений и приведение их в исполнение. Бахин: они все-таки стоят особняком.

Правовая помощь на основе международных договоров. Некоторые стоят на том, что некоторые процессуальные действия могут быть выполнены на основе принципа взаимности. Но взаимность еще надо доказать и установить. Поэтому фундамент – международные договоры – договоры о правовой помощи – это родовое понятие. Договор о правовой помощи мб всеобъемлющим, а мб направлен на регулирование отдельного вида правовой помощи.

По составу участников – чаще всего договоры о правой помощи двусторонние. Это характеризует отношение государств. Но могут быть и многосторонним – Минская и Кишиневская конвенции. Многосторонние договоры действуют в рамках Гаагской конференции по МЧП.

Что регулируется? Прежде всего, правовая защита. В договорах устанавливаются, что граждане одного государства пользуются на территории другого той же защитой в отношении личных и имущественных прав – устанавливается национальный режим – могут обращаться в суд, прокуратуру и нотариат как граждане. Разрешается вопрос о языке на кот запрашивающая сторона направляет запрашиваемому, форма, по кот сделается запрос. Во всех договорах – вся правовая помощь оказывается на основе лекс фори. Отступление от лекс фори только на усмотрении запрашиваемого государства.

Виды правовой помощи

· Выполнение судебного поручения – обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.

· Вручение судебных документов

· Содействие в получении информации об иностранном праве

Ст.6 Минской конвенции: Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Правовое регулирование оказания правовой помощи

Вопрос пересекается с основаниями оказания правовой помощи.

Соглашения о правовой помощи стали разрабатываться еще в позапрошлом веке. Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года. Дважды успешно пересмотрена. Высказывались предложения, почему бы не обновить, но государства пошли по другому пути. Это всеобъемлющая конвенция, государства стали заключать отдельные договоры, касающиеся отдельных видов прав помощи. Начались коллизии между конвенцией и договорами по вручению документов. В конвенции 1965 года определено, что государства-члены 1954 года, кот присоединились к конвенции 1965 года, для них приоритет 1965 год в части вручения документов.

Для нас сложность с этой конвенцией в участии РФ в этой конвенции. Присоединяясь к конвенции 1954 года СССР заявил о том, что он будет принимать суд поручения только направленные по дипломатическим каналам. Суд, кот требуется правовая помощь составляет соответствующий запрос и направляет его в Минюст. Минюст перенаправляет его в Мининостранных дел. Мининостранных дел перенаправляет в МИД иностранного государства, МИД иностранный отправляет в Минюст, а Минюст в суд. Для РФ продолжает действовать эта схема.

В новых заключенных РФ договорах предусмотрена напрямую общение с органами юстиции – один Минюст может напрямую общаться с Минюстом другого государства. Почему бы не снять оговорку по конвенции 1954 года?

Судья должен смотреть, по какому договору пойдет поручение. В зависимости от того, по какому договору пойдет.

Какие вопросы разрешены в конвенции 1954 года:

· Вопрос о вручении документов за границей. Порядок – вручаемые документы дБ переведены на язык государства, куда отправляют. Если перевода нет, то может не принять. Пересылка документов для вручения только дипломатическим путем - по конвенции 1954.

· Вопрос об исполнении иностранных судебных поручений. Самое распространенное допрос свидетеля, осмотр места происшествия и т.д. Требуется чтобы запрос был переведен на язык государства, где будет осуществляться и кроме того предусмотрено, что если государство на территории кот предполагается исполнение суд поручения, находит, что это причинит вред его суверенитету, то оно может отказаться.

· Вопрос о залоге. Конвенция 1954 года разрешила просто этот вопрос – залог дБ в обоих государствах.

· Об освобождении и уплаты расходов – лицо должно доказать свою несостоятельность

· О выдаче выписок из актов гражданского состояния

· Тюремное заключение за долги

Конвенция о вручении за границей суд и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года – заменяет ст.1-7 конвенции 1954 года.

· Все государства-участники конвенции 1965 года должны назначить центральный орган, через который направляются вопросы о правовой помощи. Государствам, имеющим большую протяженность, можно назначить несколько таких органов. У нас это Минюст, а он перенаправляет документы тому суд органу, кот должно произвести вручение документов.

· Предусмотрена возможность вручения документов через консульские учреждения.

· По почте, а также через уполномоченное лицо.

· Никакого принуждения при вручении документа быть не должно. Если отказывается, то об этом делается запись.

· Запрашивающее государство может опросить, чтобы при вручении документа дБ выполнены некоторые формальности.

· В отношение языка – суд поручение с просьбой о сборе доказательств составляется на языке запрашиваемого государства или переводится на этот язык, если государство не сделает оговорки по ст.33. Если не делает, то государство согласно принимать запросы на английских и французских языках.

· В ст.3 перечень реквизитов, кот должно содержать суд поручение. Важное отличие от 1954 – запрашивающее государство может попросить сообщить о дате, времени и месте исполнения поручения, чтобы потом попросить о присутствии при исполнении этого поручения.

· Дипломатические и консульские представители тоже могут получать доказательства за границей – вызвать гражданина и получить у них сведения. Они могут получать доказательства даже не от граждан своего государства, а от граждан страны пребывания, но на это нужно получить разрешение компетентного органа.

· Отказать в ответе на запрос можно только если данный орган некомпетентен производить данные действия и если это угрожает безопасности этого государства.

В конвенции 1970 года не установлено, что нельзя получать доказательства по тем делам, кот входят в исключительную компетенцию запрашивающего государства.

Присоединение РФ к конвенциям 1965 и 1970 года усложнило ситуацию. Надо разобраться, что применяется. Выясняем, в какой конвенции контрагент. Гаагская конференция не остановилась, есть конвенция о выборе суда. Конвенция 1965 года об отмене консульской легализации.

БОЛЬШАЯ РОЛЬ МИНСКОЙ КОНВЕНЦИИ

ВОПРОС 57.

ПОРЯДОК И СЛУЧАИ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Право на получение бесплатной юридической помощи

Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи (ст. 5 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Виды бесплатной юридической помощи

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах(ст. 6 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи;

2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 7 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь

Все виды бесплатной юридической помощи, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях (ст. 8 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

- граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

- инвалиды I и II группы;

- ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

- дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

- лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

- усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

- несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

- граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

- граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

- граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

- инвалиды III группы;

- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";

- родители, воспитывающие несовершеннолетних детей в неполных семьях и (или) трех и более несовершеннолетних детей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и интересов своих несовершеннолетних детей;

- беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, при нарушении их трудовых прав и прав в сфере охраны здоровья;

- несовершеннолетние при рассмотрении материалов о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

Случаи оказания бесплатной юридической помощи гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

- заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

- признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

- признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

- защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

- отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

- признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

- возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

- предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

- установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

- установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

- защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

- обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

- медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

- обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:

- о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

- о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

- о признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

- о взыскании алиментов;

- о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

- об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

- об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

- гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

- гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Бесплатная юридическая помощь не оказывается

Государственное юридическое бюро или адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию (ч. 2 ст. 21 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Если государственное юридическое бюро или адвокат, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, принимают решение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение (ч. 3 ст. 21 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина (ч. 4 ст. 21 ФЗ от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации).

1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены для использования в работе территориальных органов ФССП России при подготовке международных поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам (далее - Поручения).

1.2. Правовой основой настоящих рекомендаций являются Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959, подписанная в г. Страсбурге (далее - Европейская конвенция), и дополнительный протокол к ней от 17.03.1978, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22.01.1993 в г. Минске (далее - Минская конвенция), соглашения и договоры о международном сотрудничестве между государствами, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).

II. Подготовка международных поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

2.1. В соответствии с частью 5 статьи 223 УПК РФ в исключительных случаях, связанных с исполнением Поручения, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ , срок предварительного расследования в форме дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации до 12 месяцев.

2.2. Дознание по уголовному делу должно быть возобновлено, поскольку исходя из положений части 3 статьи 209 УПК РФ после приостановления предварительного расследования по уголовному делу производство следственных действий не допускается, а согласно требованиям статьи 75 УПК РФ доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми, юридической силы не имеют и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ .

2.3. Форма и содержание Поручения должны строго соответствовать положениям конкретного международного договора Российской Федерации.

2.4. Поручение оформляется на официальном бланке и адресуется компетентному органу государства, на территории которого предполагается исполнение поручения. В Поручении указывается полное наименование государства, его искажение недопустимо.

2.5. По своей структуре Поручение состоит из описательной и резолютивной частей.

2.5.1. Описательная часть служит логической основой для изложения просьбы о правовой помощи. Не рекомендуется перегружать ее сведениями, не имеющими отношения к Поручению.

2.5.2. В соответствии со статьей 454 УПК РФ в описательной части должны содержаться:

наименование органа, от которого исходит Поручение;

номер уголовного дела, по которому запрашивается правовая помощь;

квалификация совершенного преступления на день составления Поручения с приведением текста статьи УК РФ (допустимо прикладывать выписку из УК РФ в качестве приложения к Поручению);

сведения о размере ущерба (в случае если это обусловлено требованиями международного договора);

данные о лицах, в отношении которых направляется Поручение, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, их процессуальный статус в уголовном деле, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения. Если полные данные отсутствуют, то необходимо сделать оговорку, что другими сведениями инициатор не располагает;

сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификации;

изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств.

2.5.3. В резолютивной части излагается просьба о выполнении процессуальных действий.

2.6. В Поручении недопустимо ходатайствовать о выполнении процессуальных действий, проведение которых относится к исключительной компетенции лица, производящего предварительное расследование уголовного дела. Так, в соответствии со статьей 42 УПК РФ решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда, в связи с чем компетентным органам иностранного государства может быть предложено лишь ознакомить потерпевшего с указанным процессуальным документом и вручить копию данного документа.

2.7. В тексте Поручения, содержащем просьбу о допросе потерпевших, свидетелей и т.д., перед началом следственного действия необходимо разъяснить указанным лицам положения статей 42, 56 УПК РФ и статей 307, 308, 310 УК РФ (выписки из указанных статей необходимо приобщить к Поручению).

2.8. В тексте Поручения должны содержаться гарантии использования полученных сведений и документов только в целях, указанных в Поручении, а также обязательства по возврату подлинников документов и вещественных доказательств, изъятых в ходе исполнения Поручения, если исполнитель потребует их возврата или это предусмотрено международным договором.

2.9. В тексте Поручения следует ходатайствовать о применении при проведении следственных действий процессуальных норм Российской Федерации, если это не противоречит законодательству запрашиваемой стороны, и о производстве следственных действий на русском языке.

2.10. К поручению должны быть приобщены вынесенные в соответствии с УПК РФ постановления о производстве процессуальных действий (постановление о признании потерпевшим, о производстве выемки и др.).

Нарушением статьи 44 УПК РФ является вынесение и приобщение к Поручению постановления о признании лица гражданским истцом при отсутствии искового заявления в деле. В данном случае необходимо обратиться к исполнителю Поручения с просьбами разъяснить лицу право предъявить гражданский иск в соответствии со статьей 44 УПК РФ и предложить написать исковое заявление (приложив его образец к Поручению).

2.11. Во всех случаях обращения к запрашиваемой стороне с просьбой провести какие-либо следственные действия необходимо делать оговорку: "если это не противоречит законодательству Вашей страны".

2.12. При наличии просьбы о проведении процессуальных действий, требующих в соответствии с российским законодательством судебного решения или согласия прокурора (в том числе обыск, запрос сведений, содержащих банковскую, коммерческую тайну и др.), прилагаются соответствующие решения суда или постановления, санкционированные прокурором.

2.13. При обращении с просьбой о производстве выемки, обыска, изъятия образцов почерка, оттисков печатей для сравнительного исследования, необходимо приобщить к Поручению выписки из УПК РФ, регламентирующие данные следственные действия. При этом в тексте Поручения рекомендуется обратить внимание исполнителя на то, требуется ли для проведения названных следственных действий, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством, согласие прокурора или решение суда.

На все прилагаемые к Поручению документы делаются ссылки непосредственно в тексте Поручения.

2.14. Поручение и прилагаемые к нему документы, адресуемые компетентным органам ближнего зарубежья, оформляются в двух оригинальных экземплярах, подписываются надлежащим должностным лицом и удостоверяются гербовой печатью.

2.15. Поручение, адресованное компетентным органам стран дальнего зарубежья, представляется в Федеральную службу судебных приставов в трех экземплярах, при необходимости перевода - два экземпляра на иностранном языке. Каждый лист перевода Поручения подписывается переводчиком, в конце указывается его фамилия и ставится подпись. Перевод прошивается и скрепляется печатью, при отсутствии печати у переводчика - заверяется гербовой печатью органа дознания.

2.16. Во избежание ошибок при составлении Поручения дознавателям структурных подразделений ФССП России рекомендуется, кроме проверки начальником органа (подразделения) дознания правильности его составления, согласовывать проект Поручения со специалистом отдела организации дознания территориального органа ФССП России, осуществляющим зональный контроль.

2.17. Для оперативного урегулирования вопросов, связанных с исполнением Поручения, необходимо указывать номера контактных телефонов и факсов (с отражением кода страны, регионального и местного кодов).

2.18. Поручения по материалам проверки, проводимой в порядке статей 144, 145 УПК РФ , со ссылками на Европейскую и Минскую конвенции, исполнению не подлежат. Такие поручения могут быть направлены на основании двусторонних соглашений о сотрудничестве между Российской Федерацией и запрашиваемой стороной.

к Методическим рекомендациям

по подготовке международных

поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

"1" В тексте Поручения приводится полный текст (диспозиция, санкция) соответствующей статьи УК РФ либо к запросу прилагается выписка из УК РФ с текстом соответствующей статьи.

"2" Если полные данные отсутствуют, то необходимо сделать оговорку, что другими данными инициатор не располагает.

к Методическим рекомендациям

по подготовке международных

поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

"1" В тексте Поручения приводится полный текст (диспозиция, санкция) соответствующей статьи УК РФ либо к запросу прилагается выписка из УК РФ с текстом соответствующей статьи.

"2" В случае сложного и большого по объему уголовного дела прилагается справка-резюме.

"3" Дополнительный протокол упоминается только при обращении в государства, которые его ратифицировали.

"4" Излагается просьба о разъяснении лицу (свидетелю, потерпевшему и т.д.) соответствующих положений статей УПК РФ, а также просьба о предупреждении лица об уголовной ответственности в соответствии со статьями 307, 308, 310 УК РФ , если это не противоречит законодательству запрашиваемого государства. Выписки статей прилагаются.

"5" Исполнителю Поручения разъяснить, что изъятие вышеназванных документов в соответствии с российским законодательством не требует (требует) согласия надзирающего прокурора или решения суда, сделав при этом ссылку на статьи 182, 183 УПК РФ , приобщив их выписки к запросу.

к Методическим рекомендациям

по подготовке международных

поручений об оказании правовой

помощи по уголовным делам

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Страны Европейского Союза

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)

ратифицирована 10 декабря 1999 г. Федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 193-ФЗ. Вступила в силу для Российской Федерации 9 марта 2000 г.

Содружество Независимых Государств

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.)

вступила в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.

договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 г.)

договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 15-ФЗ. Вступил в силу 20 января 1995 г.

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 19 февраля 1975 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 ноября 1975 г. Вступил в силу 19 января 1976 г.

Республика Босния и Герцеговина

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 24 февраля 1962 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 26 марта 1963 г. Вступил в силу 26 мая 1963 г. В соответствии с соглашением в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Советом Министров Боснии и Герцеговины от 13 марта 2002 г. договор продолжает действовать в отношениях между Российской Федерацией, Боснией и Герцеговиной

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 15 июля 1958 г., с изм. и доп. от 19 октября 1971 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 5 ноября 1958 г. Протоколом к договору между СССР и Венгерской НР об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 октября 1971 г. в указанный договор внесены изменения и дополнения

Социалистическая Республика Вьетнам

договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Москва, 25 августа 1998 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 104-ФЗ

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Афины, 21 мая 1981 г.)

договор ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1982 г. Вступил в силу 1 сентября 1982 г.

договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Дели, 21 декабря 1998 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 8 апреля 2000 г. N 49-ФЗ. Вступил в силу 30 мая 2000 г.

договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой (Москва, 22 июня 1973 г.)

ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 17 декабря 1973 года. Вступил в силу 22 апреля 1974 г.

Исламская Республика Иран

договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Тегеран, 5 марта 1996 г.)

договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 10 января 1997 г. N 16-ФЗ. Вступил в силу 16 июля 2000 г.

договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам (Москва, 25 марта 1996 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 8 октября 2000 г. N 127-ФЗ

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Москва, 6 декабря 1985 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 12 августа 1986 г. Вступил в силу 24 октября 1986 г.

договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 20 октября 1997 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 27 мая 2000 г. N 71-ФЗ. Вступил в силу 18 декабря 2000 г.

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Москва, 19 января 1984 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 26 января 1987 г. Обмен ратификационными грамотами произведен в Никосии 25 февраля 1987 г.

Китайская Народная Республика

договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.)

договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 28 мая 1999 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 41-ФЗ. Вступил в силу 10 августа 2001 г.

Корейская Народно-Демократическая Республика

договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Пхеньян, 16 декабря 1957 г.)

договор ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 1 февраля 1958 г. Вступил в силу 6 марта 1958 г.

Мексиканские Соединенные Штаты

договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 21 июня 2005 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 4 марта 2008 г. N 24-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20 апреля 1999 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 30 октября 2007 г. N 236-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам (г. Панама, 30 апреля 2009 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 8 марта 2011 г. N 29-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (г. Варшава, 16 сентября 1996 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 13 июля 2001 г. N 96-ФЗ

Соединенные Штаты Америки

договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 3 ноября 2000 г. N 133-ФЗ

договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Токио, 12 мая 2009 г.)

Российская Федерация ратифицировала договор Федеральным законом от 16 октября 2010 г. N 273-ФЗ

Бесплатный адвокат: кому это выгодно

Юридическая помощь нужна практически всем. Трудно найти человека, который бы не сталкивался с теми или иными проблемами правового характера. И это не зависит от толщины его кошелька. Однако в большинстве случаев уровень материального достатка отдельно взятого человека напрямую влияет на качество защиты и на степень ответственности перед законом.

Чтобы не случилось тотального неравенства в этом вопросе, государство взяло на себя дополнительные обязательства в отношении некоторых категорий лиц по предоставлению им безвозмездной правовой помощи.

Бесплатный адвокат в государственной системе юридической помощи

Говоря о бесплатном адвокате следует различать услуги адвоката, оказываемые бесплатно определенным категориям граждан адвокатами, включёнными в систему бесплатной юридической помощи, и услуги адвокатов по назначению. Государством предусмотрена деятельность целой системы безвозмездной юридической помощи. Бесплатный адвокат в этой системе играет ключевую роль, выполняя функцию оказания профессиональной юридической помощи. . Но не все адвокаты оказывают такую безвозмездную помощь, не во всех случаях и далеко не всем категориям лиц.

Во-первых, адвокат должен быть включен в систему бесплатной юридической помощи.

Помимо уголовного судопроизводства, услуги адвоката по назначению используются в гражданском и административном судопроизводстве при назначении адвоката ответчику, место жительства которого не известно, также при принятии решения о принудительном помещении в психиатрическое заведение при отсутствии у лица избранного им адвоката.

Кому положен бесплатный адвокат?

Не удивительно, что граждан в первую очередь интересует бесплатный адвокат, независимо от того, в каком судопроизводстве рассматривается дело.

Свое право без какой-либо платы воспользоваться услугами специалиста в области права в большинстве случаев используют малоимущие граждане, инвалиды I и II категории, а также подследственные. Дети, оказавшиеся в сложном социальном положении (инвалиды, сироты, оставшиеся без попечения родителей и т.д.), также нередко пользуются такими услугами.

Перечень категорий лиц довольно большой. С одной стороны, в социальном государстве так и должно быть – власть обязана опекать и беспокоиться о своих гражданах, поддерживая самых нуждающихся и тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. С другой стороны, раз оно проявляет заботу (что совершенно правильно), то такое бремя не должно ложиться целиком и полностью на плечи других людей – самих адвокатов.

Сколько получает бесплатный адвокат, или проблемы государства – проблемы самого народа

На данный момент базовая ставка оплаты труда бесплатного адвоката по назначению находится на очень низком уровне – 550 руб. в день (максимальная ставка составляет 2400 руб. при оказании услуг в праздничные дни).. Это значит, если такой высококвалифицированный специалист будет работать только по назначению, то его доход окажется ниже прожиточного минимума, установленного государством. При этом данная сумма не сопоставима с другими участниками судопроизводства – прокурорами, судьями.

Естественно, в таких условиях мотивация честно выполнять свои обязанности у бесплатного адвоката крайне низкая. Вот и приходится повышать стоимость своих услуг за счет гонорарных дел. Ситуация еще более усугубляется в небольших городах и поселках, где средний уровень дохода гораздо ниже, чем в городах-миллионниках.

В таких условиях бесплатному адвокату крайне сложно совместить профессиональный долг, этику и необходимостью прокормить свою семью в условиях мощного демотиватора – низкой ставки за оказанные услуги по назначению. Но клиент всегда ждет квалифицированной, своевременной помощи и защиты, поскольку в большинстве случаев бесплатный адвокат – последняя надежда доверителя.

Вот и получается, что государство, гарантируя безвозмездную помощь, делает это по сути за счет самих адвокатов. Рано или поздно это может негативным образом в глобальном масштабе повлиять на общую ситуацию в системе бесплатной юридической помощи и в частности - на судьбу конкретного человека.

коронавирус

Выплаты в расчете на месяц по больничным листам должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Новые правила оформления больничных

Покупка лекарств через интернет

У граждан появляется возможность купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или ЧС.

Правительство РФ утвердило правила дистанционной продажи и доставки лекарств — онлайн можно будет приобрести безрецептурные препараты. Кабмин подписал соответствующее постановление 16 мая. Им утверждаются порядок выдачи разрешений на дистанционную торговлю медикаментами, требования к аптекам, порядок торговли, а также доставки лекарств.

Ответственность при обороте некачественных лекарств

Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс. рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц. Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Подробнее

Какие выплаты положены врачам и социальным работникам

Как контролируют цены на лекарства

Упрощение регистрации новых лекарств

Какие выплаты положены семьям с детьми

Увеличивается размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Штрафы за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

Борьба со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

(Обновление 16.11.2020)

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий для лечения коронавируса был продлен. Процедура позволяет получить все необходимые документы для применения лекарств или использования медицинских изделий в максимально короткие сроки. Такой порядок был введен из‑за коронавируса до 1 января 2021 года. Теперь он продлевается еще на год.

Поддержка семей с детьми

Ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет введены Указом Президента с 1 января 2020 года. Выплаты начались с 1 июня. Их получают семьи с низкими доходами. Размер пособия составляет 50% регионального прожиточного минимума на ребенка. Это примерно 5,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона. Оформить выплату можно, подав электронное заявление на портале Госуслуг, при личном визите в МФЦ или органы соцзащиты.

Еще одна принятая инициатива даст возможность семьям, оказавшимся в затруднительном материальном положении из‑за временной потери работы, получить адресные пособия и выплаты, в том числе на детей в возрасте от трех до семи лет, без учета дохода за прошлый период (по действующему порядку нуждаемость в социальных пособиях рассчитывается на основании доходов семьи в период от трех до шести месяцев в зависимости от вида пособия). Выплаты будут производиться исходя из доходов семьи на момент подачи заявления. Это позволит поддержать людей, пострадавших из‑за особого порядка работы предприятий в период коронавируса.

  • Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет

Смотрите также

Как государство узнает, кто остался без работы и нуждается в помощи

Где регионы возьмут средства для борьбы с COVID-19

Обновление (22.10.2021)

Законом предусматривается единый размер пособия по уходу на ребенком для неработающих граждан. Пособие будет выплачиваться на каждого ребенка, вне зависимости от очередности рождения. С тем, сколько составляет пособие в 2021 году, можно ознакомиться тут.

Особый порядок подачи работодателем сведений о работниках

Приняты поправки, которые могут обязать ПФР чаще запрашивать данные о занятости граждан в пандемию.Они позволят Правительству в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением коронавируса, установить для работодателей особый порядок предоставления в органы Пенсионного фонда сведений о работниках — приеме на работу, увольнении, переводе на другую работу. Это позволит осуществлять оперативный мониторинг и учет граждан, потерявших работу.

Штрафы за нарушение карантина

Дополнительно

Что грозит тем, кто умышленно нарушает правила безопасности в период распространения коронавируса

В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Читайте также: