Может ли дознаватель фссп осуществлять дознание в отношении иностранных граждан

Обновлено: 30.06.2024

А.В. ЗУБОВ,

заместитель руководителя УФССП России по Мурманской области — заместитель главного судебного пристава Мурманской области

Исходя из этого, судебный пристав (судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по ОУПДС), который является работником службы судебных приставов, становится полноправным (по уголовно-процессуальному законодательству) дознавателем после возложения на него обязанностей о производстве дознания соответствующим правовым документом (приказ или распоряжение — в зависимости от того, кто из начальников органа дознания подписывает данный документ).

В любом случае получается, что для пристава дознание— не основная обязанность, а обязанность, возлагаемая на него по мере необходимости.

Теперь вернемся к дознавателям, являющимся ими по должности (или, как сказано в п. 7 ч. 5 УПК РФ, лицам, правомочным осуществлять дознание). Должность дознавателя введена в службе судебных приставов в 2006 году (ранее приказами главных судебных приставов обязанности дознавателей возлагались на конкретных судебных приставов-исполнителей). Было введено три вида должностей дознавателя:

1) главный специалист-эксперт (дознаватель);

2) ведущий специалист-эксперт (дознаватель);

3) судебный пристав (дознаватель).

Должность судебного пристава (дознавателя) имеется только в штатных расписаниях отделов организации дознания некоторых территориальных органов ФССП России, поэтому далее рассматриваться не будет (хотя не ясно, откуда взялась эта должность: в ч. 1 ст. 4 Закона она не упоминается).

В структурных подразделениях (отделах судебных приставов) территориальных органов ФССП России предусмотрено два первых вида должностей дознавателей.

Увеличивается ли вероятность совершения таким должником противоправных деяний в отношении дознавателя по сравнению с судебным приставом-исполнителем? Ответ на этот вопрос напрашивается один: да.

Дознаватели вынуждены с целью скорейшего окончания расследования уголовных дел лично развозить большое количество различных запросов и получать на руки необходимые для этого документы. Однако обеспечение их проездными документами на все виды общественного транспорта не предусмотрено.

В этой связи, на наш взгляд, норма п. 1 ст. 4 Закона нуждается в дополнении. Предлагаем изложить ее в следующей редакции:

Внесение этих изменений в Закон, во-первых, даст возможность усилить гарантии правовой и социальной защиты дознавателей ФССП России; во-вторых, позволит при необходимости создать в территориальных органах ФССП России полноценные межрайонные отделы дознания, поскольку вводить в каждом структурном подразделении ряда территориальных органов должность дознавателя нецелесообразно.

Межрайонные отделы дознания могли бы обслуживать территории нескольких структурных подразделений. Для четкого функционирования межрайонного отдела дознания необходимо, чтобы его возглавлял начальник отдела судебных приставов — старший судебный пристав. Это должностное лицо, являясь начальником органа дознания (см. приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677), будет обладать всеми процессуальными правами, вплоть до утверждения обвинительного акта, составленного дознавателем. Однако в настоящее время при имеющихся в штатном расписании должностях дознавателей структурных подразделений это будет только должность начальника отдела, так как в структуре межрайонного отдела дознания не будет ни одного судебного пристава. Права подобного руководителя будут существенно ограничены, т. е. сведены к правам начальника подразделения дознания, что явно недостаточно. Таким образом, смысл создания межрайонного отдела теряется. Но если все же есть необходимость в такой структуре, нужно тщательно продумать, как ее рационально организовать.

И конечно, нельзя обойти вниманием то, что внесение предложенных изменений в Закон позволит уравнять денежное содержание дознавателей, т. е. главного специалиста-эксперта и ведущего специалиста-эксперта. При имеющейся в настоящее время градации должностей дознавателей структурных подразделений территориального органа ФССП России разница в их окладах составляет 319 руб. Между тем служебная нагрузка распределяется между ними равномерно, оба исполняют совершенно одинаковые обязанности. Кроме того, оклад судебного пристава-исполнителя равен окладу главного специалиста-эксперта (дознавателя). При наличии в отделе судебных приставов только одного дознавателя в должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) получение им денежного содержания ниже, чем у судебного пристава-исполнителя, необоснованно. Дознаватель обязан проверять исполнительные производства, находящиеся у судебного пристава-исполнителя на исполнении, готовить по ним заключения, указания, имея при этом, судя по окладу, более низкий статус.

В заключение хочется добавить, что, поскольку дознавателей в ФССП России не так много (чуть более 3,5 тыс. штатных единиц, из которых только половина — ведущие специалисты-эксперты (дознаватели)), предлагаемые изменения не потребуют больших финансовых затрат, но в то же время поднимут статус столь важной для службы судебных приставов должности, а значит, и позволят проще решать вопрос с более качественным подбором кадров для укомплектования структурных подразделений квалифицированными работниками.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: