Может ли директор школы быть классным руководителем

Обновлено: 04.07.2024

Таким образом, Вы, как руководитель структурного подразделения (библиотеки) организации, осуществляющей образовательную деятельность, относитесь к категории иных работников.

4. Заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. .

Таким образом, правовое положение классного руководителя должно определяться локальными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Никаких предпосылок запрета на возложение обязанностей классного руководителя на иных работников организации нет.

Юридическая правовая оценка

Здравствуйте я работаю педагогом- психологом в общеобразовательной школе. Являюсь классным руководителем. В этом году с меня сняли классное руководство мотивируя это тем, что норма рабочего времени психолога 36 часов в неделю. А классным руководителем могут быть только учителя у которых норма рабочего времени 18 часов. Правомерно ли это?

Создание заявки по удобной для вас цене

В Тендере вы можете указать свою цену на услугу или выбрать из предложенных вариантов наших специалистов. Удобно и доступно.

В консультации принимал участие

Я не вижу причин для отмены классного руководства.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно- опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

Задайте свой вопрос и получите ответ

Спасибо большое. Вы мне очень помогли. Подробный, развернутый ответ.

Анастасия, отзыв на консультацию

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Как известно, учителем, преподавателем в школе может быть любой специалист, прошедший аттестацию, профессиональные навыки которого могут быть востребованы учебным планом или программой обучения. Соответственно по результатам аттестации на должность руководителя (директора, завуча) он может занимать и эту должность. Согласно действующему положению при определенных условиях и завуч, и директор имеют право заниматься преподавательской работой, быть воспитателем (классным руководителем). Необходимо только, чтобы на должности классного руководителя руководящие работники школы назначались по согласованию с управлением образования. Так будет более этично, хотя прямых указаний на этот счет нет.

Никакая работа без согласия самого исполнителя поручена, а тем более навязана ему быть не может. Следить за этим должны и соответствующие подразделения администрации, и трудовые коллективы (профсоюзные организации). Что касается дополнительной оплаты, это бухгалтерская проблема, и если соответствующая доля работы не выполняется, то и платить за нее нельзя. Необходимый размер уменьшения ставки учителя при этом должен быть обоснован в приказе на основании заявления самого работника об отказе от выполнения обязанностей классного воспитателя (руководителя) и о передаче этих функций с соответствующей оплатой другому работнику.

Отвечал экономист
Владимир МАЛЮТИН

При заключении трудового договора по соглашению сторон может устанавливаться испытательный срок с целью проверки соответствия учителя поручаемой ему педагогической работе. Условие об испытании должно быть указано в приказе о приеме на работу и в тексте трудового договора (ст. 70 ТК РФ).
Если стороны договорились об испытании устно, а в трудовом договоре и в приказе о приеме на работу это условие не оговаривалось, то учитель считается принятым на работу без испытания.
Испытание не распространяется на беременных женщин; молодых специалистов, окончивших образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; учителей, приглашенных на работу в порядке перевода из другого образовательного учреждения по согласованию между руководителями этих учреждений.

Отвечал
Дмитрий РАСТИМЕШИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Образование, наука

Сообщаю Вам следующее:

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

Таким образом, трудовой договор с руководителем образовательного учреждения заключается учредителем этого учреждения. Работодателем для руководителя является учредитель.

На основании изложенного, считаем, что учредителю следует подписать с руководителем дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного выше объема педагогической нагрузки с руководителем следует заключить договор внутреннего совместительства.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Должности руководителей образовательных организаций
  1. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Вопрос: В учреждении дополнительного профессионального образования предусмотрена должность заместителя директора по учебной работе. Должностной оклад заместителю директора как административному работнику выплачивается за работу при 40-часовой рабочей неделе. Помимо основной (административной) работы, заместитель директора по учебной работе принимает участие в экзаменах в рамках педагогической деятельности. Надо ли такое участие оформлять как внутреннее совместительство или производить доплату в соответствии с установленным объемом учебной нагрузки?

Ответ: Данная работа не будет являться внутренним совместительством, если не превышает 300 часов в год и будет осуществляться в основное рабочее время с согласия работодателя.

Обоснование: Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.

Таким образом, количество часов педагогической нагрузки заместителю директора по учебной работе устанавливает руководитель учреждения. При этом в силу п. 2 Постановления N 41 работнику может быть поручена педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

Данная работа не будет являться совместительством и не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя.

Руководителю учреждения следует подписать с заместителем директора дополнительное соглашение к трудовому договору на условиях почасовой оплаты, с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении указанного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор внутреннего совместительства.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время является совместительством.

При оформлении работы по внутреннему совместительству с работником заключается отдельный трудовой договор, в котором установлены трудовая функция и оплата труда по должности согласно штатному расписанию, замещаемой работником-совместителем. Продолжительность работы на условиях внутреннего совместительства может быть определена сроком трудового договора.

Региональный информационный центр

Таким образом, директор музыкальной школы может осуществлять преподавательскую деятельность по разрешению вышестоящего органа (учредителя) в своем образовательном учреждении без занятия штатной должности. Размер учебной нагрузки для директора должен быть установлен в трудовом договоре или приложении к нему. На условиях почасовой оплаты руководитель образовательного учреждения может вести преподавательскую работу не более 300 часов в год. Работать по совместительству в другом образовательном учреждении директор вправе тоже только с разрешения учредителя.

Стимулирующие выплаты по должности преподавателя директор может получать, если они прописаны в его трудовом договоре и положении об оплате труда в учреждении.

76322-1.jpg

Вы вправе требовать от педагога выполнения тех трудовых обязанностей, которые прописаны в его трудовом договоре и должностной инструкции (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2019 № 273-ФЗ). Однако классное руководство нельзя прописать в должностной инструкции педагога по основной должности. Такую работу вы можете поручить только с письменного согласия работника и должны оплачивать дополнительно (с. 60.2 ТК и п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Смотреть полный список программ здесь.

Ситуация: может ли завуч быть классным руководителем?

Закон не запрещает поручать заместителю директора функции классного руководителя. Законодательство не определяет статус классного руководителя и не устанавливает квалификационных требований. Поэтому каждая школа самостоятельно регулирует вопросы классного руководства в локальных актах. ЦК Профсоюза работников народного образования и науки также считает, что при необходимости обязанности классного руководителя можно возложить на учителей из числа руководящих и других работников образовательной организации.



Ситуация: нужно ли разрабатывать должностную инструкцию классного руководителя?

Классное руководство – не должность, а совокупность дополнительных функций, которые педагог выполняет за дополнительную плату. Эту обязанность нельзя прописать в должностной инструкции учителя, ее можно поручить только с его письменного согласия (п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).


Права и обязанности классного руководителя можно закрепить в локальном акте школы. Пропишите в нем его функции, задачи и формы работы. Ориентируйтесь на Методические рекомендации Минобрнауки. Закрепите, в какой форме и с какой периодичностью классные руководители должны отчитываться о своей работе. К примеру, укажите, что годовой отчет классный руководитель должен формировать на основании своего годового плана работы. Примерную структуру отчета классного руководителя смотрите в таблице.


Ситуация: можно ли поручить классному руководителю проверку условий жизни учеников?

Орган опеки и попечительства может передать школе свои полномочия по выявлению учеников, которые остались без попечения родителей. Для этого нужно посещать семьи учеников, которые оказались в группе риска, и проверять условия их жизни: состояние здоровья, семейное окружение, жилищно-бытовые условия. Кому поручить эту работу школа решает самостоятельно – это может быть и классный руководитель, и социальный педагог. Ознакомьте работника с приказом Минпросвещения от 10.01.2019 № 4, чтобы он знал, в каком порядке проводить проверку и как составить акт обследования условий жизни несовершеннолетнего.

Если работник выполняет функции, которые не входят в его должностные обязанности, то их надо оплачивать дополнительно (ч. 1 ст. 151 ТК). Доплата за классное руководство – это выплата компенсационного характера за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных (ст. 149 ТК). Чтобы изменить условия оплаты труда, нужно подписать дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 и ч. 2 ст. 151 ТК).

В дополнительном соглашении укажите срок, в течение которого учитель будет выполнять функции классного руководителя, содержание работы и размер доплаты. Доплату можно установить как в твердой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке, окладу или зарплате работника. Ориентируйтесь на нормативный акт учредителя, если он урегулировал это на муниципальном уровне. Дополнительное соглашение составьте в двух экземплярах. На вашем экземпляре педагог должен подписью подтвердить, что получил свой экземпляр соглашения, и указать дату.

После того как подпишите с работником дополнительное соглашение, издайте приказ о назначении классного руководителя. Укажите в нем, что поручаете учителю дополнительную работу – классное руководство. Утвержденной формы приказа нет, поэтому разработайте свою. Ознакомьте работника с приказом под подпись, а копию передайте в бухгалтерию. На основании табеля учета рабочего времени и этого приказа работнику будут начислять доплату.


Ситуация: нужно ли устанавливать критерии эффективности работы классного руководителя?

Показатели и критерии эффективности работы устанавливают, чтобы назначить работнику стимулирующие выплаты. Однако нельзя устанавливать стимулирующую выплату к доплате за дополнительную работу, в том числе – за классное руководство.

Доплата за увеличение объема работы – это выплата компенсационного характера за работу в условиях, которые отклоняются от нормальных (ст. 149 ТК). Выплата за достижение показателей эффективности – это стимулирующая выплата. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера – разные виды выплат (ст. 129 ТК). Трудовой кодекс не предусматривает возможности устанавливать стимулирующие выплаты к компенсационным. Более того, подобное использование премиального фонда проверяющие могут признать нецелевым расходованием.

Вы вправе досрочно отменить поручение выполнять дополнительную работу, как и работник – досрочно отказаться от нее. При этом нужно письменно предупредить другую сторону минимум за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК). Для этого учитель должен написать заявление, а вы – уведомление о прекращении классного руководства. Таким образом, отказ от классного руководства – право работника, которым он может воспользоваться в любое время, предупредив вас об этом в трехдневный срок.

После того как вы уведомили педагога о прекращении полномочий классного руководителя, издайте приказ в произвольной форме и ознакомьте с ним работника. Приказ подтвердит, что обе стороны знают об отмене, зафиксирует его дату, а также проинформирует всех заинтересованных лиц. Например, на основании приказа бухгалтерия прекратит начислять работнику доплату за дополнительную работу. Заключать отдельное дополнительное соглашение к трудовому договору об отмене классного руководства не обязательно – ведь стороны ни о чем не договариваются. Классное руководство, как и совмещение, отменяют в одностороннем уведомительном порядке без согласия второй стороны.

В преддверии майских праздников Институт новых технологий в образовании дарит скидочный ПРОМОКОД учителям, воспитателям, преподавателям, гос. служащим, специалистам разных направлений и всем желающим на программы профессиональной переподготовки!

Стоимость любой программы по промокоду от 5800 руб. Успейте воспользоваться промокодом с 20 по 30 апреля.

Дмитрий Комаров

Никаких ограничений на классное руководство в зависимости от должности не существует. Пусть секретарь предоставит документ, на основании которого она делает такие выводы.

Тоня Иванова


Тоня Иванова

Ничего не посоветую, просто поаплодирую вашей силе и стойкости

Наталья Молокина

Евгения Роденко

Андрей Громов

Татьяна Широкова


Татьяна Широкова

Что скажешь - хочется, так берите два классных руководство, если Вам не жалко своего здоровья. Потому что любому заму директора некогда заниматься с классами - все время занимает административная работа: оо отчеты по вебинары, по внезапные акции и т.д. (по себе знаю, т.к. имею опыт работы замом и одновременно классным руководителем)

Наталья Ивлиева-Бондарь


Наталья Ивлиева-Бондарь

Ольга Богданова


Ольга Богданова

У меня в школе,как раз, зам по воспитательной работе ведёт биологию и два классных руководства. Один её с 5 класса,а другой - подкидыши с 7( причём одна параллель). Выпускает в этом году . Замученная очень,но. Тащит свою баржу.

Леся Лесина

Бедные дети, классному будет не до них. Но Вам же деньги нужны, так что не заморачивайтесь. Масса классных руководителей, которые только называются классными руководителями.

Андрей Громов

Юлия Илюшина


Юлия Илюшина

Леся, вы вообще умеете читать? Автор же пишет, что не ради денег это все.
Как же народ ярлыки любит вешать.

Екатерина Молодцова

Андрей, Плохо думаете о людях. Я лично работала 32 года кл.рук.без всяких федеральных доплат, как и многие другие учителя. И до сих пор многие выпускники только хорошее обо мне говорят, звонят, пишут, поздравляют, общаются, ставят в пример. От человека все зависит, как и везде, а адекватная оплата труда-это очень хорошо и правильно, но. не всегда главное. Как-то вот так!

Андрей Громов

Леся Лесина

Виктория Потоцкая

Елена Красноштанова


Елена Красноштанова

Жанна Клочкова

Анжелика Скрипова

С той горой отчётов и мониторингов, заполняемых зам по ВР, точно будет не до детей, даже не до своих собственных, а тут ещё КР.

Елена Альбицкая

У Вас секретарь решает, кто кем работает? Дело в том, что классное руководство оплачивается от ставки учителя, если ставки нет, то до 5тыс доплачивают из фонда надбавок, поэтому кл.руководителем лучше ставить того, у кого есть ставка. У завуча по определению ставки быть не может, ибо на 2 ставки (завуч и учитель) работать нельзя, можно только по совместительству должностей, и есть ограничения по количеству часов. Как-то так.

Надежда Васильева

Елена, у нас нет должности зама в штатном расписании. Все учителя, кроме директора. И есть доплата за выполнение функций. Поэтому все "завучи" имеют от 20 часов. Ну и классное руководство.

Мария Ерохина

У нас не одобряется классное руководство у завуча, ухожу с должности в следующем году, хочу быть классным руководителем и работать с детьми, а не с отчетами

Олег Шуков

Т.е. вы сами себе будете давать задание и объективно оценивать выполненную работу? Да ещё в 2-х классах?
Трудновато будет. И не только физически.

Мира Яр

Олег, согласна с вами! Хоть и нормативки такой нет, но это негласный закон. Будут конкурсы, мероприятия, и как завуч будет оценивать все классы, среди которых два её. Ни детям, ни заму на пользу это не пойдёт.

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Мире

🤷🏻‍♀

Мира, у нас в школе все завучи с КР. Никаких сложностей вроде

Мира Яр

😊

Оксана, надо же, первый раз слыша, правда.

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Мире

😀

Мира, я сама тоже, потому что в прошлой школе ни у кого из завучей не было классов

Олег Шуков

Олег Шуков

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Олегу

💪

Олег, сложностей в том, что сам завуч по воспитательной свою воспитательную работу с классом оценивает)) так же работает, готовит к конкурсам, призовые места занимают. Ещё в одной школе тоже была завуч с классом и тоже суперкласс у неё был, и успевала всё, причём уже внука в то время имела) совсем не молоденькая

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Олегу

Олег Шуков

Олег Шуков

Оксана, когда меня назначили завучем, я тоже хотел оставить класс. Тем более это 10, и я был у них уже 5 лет.
Но в какой-то момент почувствовал, что всё таки это трудно: и там, и там. И спокойно передал их другому учителю (правда, выбрал сам).
P.S. Кстати, давно сделал вывод, что предметником лучше. Этого придерживаюсь сейчас.

Оксана Мнацаканян


Оксана Мнацаканян ответила Олегу

😊

Олег, ааа да нее, у завучей классы уже почти выпускные, когда 5000 ещё не было

Олег Шуков

Надія Цох

Иван Грибков

Елена Дружинина

Иван, совмещают, еще как! У нас очень чудесно педагог-организатор(0, 5)совмещает с 21ч., проценты(? Сколько)соц педагога, кружки и ,может, что-то еще. (И это учитель на инвалидности 15лет), а сейчас этот учитель на республиканском конкурсе,, Учитель года". Вот так!

Елена Куликова

Елена Куликова ответила Елене

Елена, да, мне это напомнило 19-20-й учебный год, когда я совмещала секретаря школы (море работы) с педагогом-организатором с двойной нагрузкой (началка+средние классы), где вздохнуть было некогда. А потом бежала в музыкальную школу. После неё порой возвращалась в школу доделывать работу, иногда до ночи сидела (точнее, бегала с первого этажа на второй и назад - в обоих кабинетах у меня были недоделки).
И да, кружок вокала тоже вела. Готовила девчонок к школьным мероприятиям.
У меня постоянно были нервные срывы. И дети мои дома не получали должного внимания.

Елена Дружинина

Елена, , когда здоровье(и молодость!)

Елена Куликова

Елена Куликова ответила Елене

Елена, молодой бы себя не назвала)) а здоровье такая нагрузка ох как подрывает. Начали напрягать сердце, зрение, головные боли (мой бич с детства). В тот год непрерывно дёргались веки. Начала отниматься правая рука периодически. Сейчас я оттуда уволилась, но рука к норме не пришла. Не знаю, что это!

Читайте также: