Мотивы принятия решения претендовать на должность судьи что писать

Обновлено: 18.05.2024

5. Имеете ли Вы вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства?

6. Адрес регистрации и адрес фактического проживания (с указанием почтового индекса), номера контактных телефонов

7. Номер, серия паспорта, кем и когда выдан, код подразделения

8. Идентификационный номер налогоплательщика (Ваш и членов Вашей семьи)

9. Семейное положение (когда заключен, расторгнут или прекращен брак)

10. Осуществлялось ли в отношении Вас уголовное преследование?

Когда, за что, каким органом, основание прекращения уголовного преследования?

11. Привлекались ли Вы к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности?

12. Имеете ли Вы судимость (имели ли судимость, в том числе снятую или погашенную)?

13. Являетесь ли Вы в настоящее время подозреваемым, обвиняемым в совершении преступления или подсудимым?

14. Признавались ли Вы судом недееспособным или ограниченно дееспособным?

15. Сведения о родственниках и свойственниках

(супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, а также

родители, дети, родные братья и сестры супругов, супруги детей)[1]

Фамилия, имя, отчество

и место рождения

Место работы или учебы (наименование и адрес организации), должность

Домашний адрес (почтовый индекс, адрес регистрации

и фактического проживания)

[1] Сведения о дедушках, бабушках, внуках вносятся в таблицу в том случае, если они являются судьями либо замещают должности государственной гражданской службы в аппаратах судов.

16. Имеют ли Ваши близкие родственники или свойственники (супруг (супруга), в том числе, бывшие, родители, дети, родные братья и сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга (супруги) судимость (в том числе снятую или погашенную)?

17. Возбуждалось ли в отношении Ваших близких родственников или свойственников уголовное дело (когда, за совершение какого деяния, каким органом, основание прекращения уголовного преследования)?

18. Привлекались ли Ваши близкие родственники или свойственники
к уголовной ответственности (когда, за совершение какого деяния)?

19. Привлекались ли Ваши близкие родственники или свойственники
к административной ответственности?

II. Сведения об образовании

1. Укажите учебные заведения, где Вы получили высшее юридическое, а также иное высшее образование, место их нахождения, дату поступления, окончания, номер диплома, дату его выдачи и присвоенную квалификацию (с указанием уровня профессионального образования)

2. Дополнительное профессиональное образование: аспирантура, адъюнктура, докторантура (наименование образовательного или научного учреждения, год окончания)

3. Укажите имеющиеся у Вас ученые степени и звания:

- ученая степень, тема диссертационной работы; наименование и местонахождение образовательного или научного учреждения,
в диссертационном совете которого производилась защита данной работы;

- ученое звание; наименование и местонахождение образовательного или научного учреждения, представившего Вас
к присвоению данного ученого звания

4. Укажите учебные заведения, в которых Вы проходили переподготовку (повышение квалификации)

5. Какие имеете научные труды (с указанием издания и даты публикации)?

III. Сведения о трудовой и общественной деятельности

1. Трудовая деятельность, отраженная в трудовой книжке (включая обучение в учебных заведениях и службу в Вооруженных Силах)

Период: месяц и год

Должность с указанием наименования предприятия,[2] учреждения, организации

[1] Названия предприятий, учреждений и организаций укажите в соответствии с их наименованием в период работы. Для лиц, проходивших военную и специальную службу, сведения указываются в соответствии с послужным списком. При прохождении военной службы указывать должность и номер воинской части.

2. Трудовая деятельность, не отраженная
в трудовой книжке (в том числе по совместительству), которой Вы занимались за последние 5 лет

3. Участие в представительных или иных выборных органах. Местонахождение
и название представительного (выборного) органа, в качестве кого избраны, дата (месяц, год) избрания и выбытия

4. Отношение к воинской обязанности. Воинское звание (при наличии).

Имеете ли Вы отсрочку от призыва на военную службу, по какому основанию?

5. Награждались ли Вы государственными наградами, присваивались ли Вам почетные звания, когда, кем, какие?

6. Принадлежите ли Вы к политическим партиям?

7. Занимаетесь ли Вы или Ваши близкие родственники и свойственники (супруг (супруга), родители, дети, родные братья
и сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов, супруги детей) предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц?

Участвуете ли Вы или Ваши близкие родственники и свойственники (супруг (супруга), родители, дети, родные братья
и сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов, супруги детей)
в управлении хозяйствующими субъектами, являетесь ли их учредителями?

Укажите наименования организаций, номера их свидетельств о государственной регистрации, основные направления их деятельности, юридический и фактический адреса

Укажите наименование организации
и занимаемую Вами должность

IV. Медицинское освидетельствование

1. Имеются ли у Вас заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи?

2. Состоите ли Вы на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи
с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств?

V. Пребывание за границей

(трудовая деятельность, учеба, служебные командировки,

отдых, лечение, проживание за последние 5 лет)

Месяц и год

Цель пребывания за границей

с какого времени

VI. Автобиография

кандидата на должность судьи

Автобиография пишется кандидатом собственноручно с обязательным указанием следующих сведений:

- фамилия, имя, отчество (если изменяли, указать, когда, где и по какой причине);

- дата и место рождения;

- когда, где и в каких учебных заведениях учились, преобладающие оценки по итогам обучения, специальность и квалификация;

- трудовая деятельность (место и периоды работы, мотивы смены места работы, причины перерывов в трудовой деятельности, занимаемые должности с указанием основного содержания выполняемой работы по юридической профессии, а также характера иной выполнявшейся работы);

- научная и (или) преподавательская деятельность;

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения супруга(и), (если изменял(а) фамилию, указать прежнюю) место работы, должность супруга(и);

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, степень родства, место учебы, работы, службы, место жительства (на момент написания автобиографии) каждого члена семьи и других родственников (родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга(и). При наличии близких родственников, проживающих за пределами Российской Федерации, указать, в каком государстве они проживают и с какого времени;

- место жительства кандидата (указать жилищные условия – характеристика жилого помещения, сколько лиц фактически проживают);

- мотивы принятия решения претендовать на должность судьи, отношение к этому решению близких родственников кандидата.

В автобиографии также могут быть указаны иные сведения, которые кандидат желает сообщить о себе.

Я, ________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

на проведение в отношении меня проверочных мероприятий, в том числе связанных с истребованием сведений медицинского характера, согласен.

Фотография и данные о трудовой деятельности, учебе кандидата соответствуют документу, удостоверяющему личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании, воинской службе и другим представленным документам.

(подпись, фамилия работника, принявшего анкету)

Анкета заполняется собственноручно, четко и разборчиво.

Допускается представление анкеты в машинописном виде. В этом случае кандидат каждую заполненную страницу анкеты заверяет подписью.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

2. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

2.1. В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии).

2.2. Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

3. Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы в области юриспруденции и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

•подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;

•анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

•подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его копия;

•подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

•документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

4. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

5. Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

6. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена (не представляются гражданами, которые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи не сдают квалификационный экзамен на должность судьи);

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

7. Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

9. Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

1) Президенту Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда;

2) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации - при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи;

3) лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.


Кого берут и кого не берут в судьи, закрыт ли туда вход адвокатам, на что обращает внимание квалифколлегия? Кто и как жалуется на судей? На эти и другие вопросы отвечает Председатель Высшей квалификационной коллегия судей РФ (ВККС), судья, председатель судебного состава первой инстанции Судебной коллегии по уголовным делам, член Президиума Верховного Суда РФ Николай Тимошин. Председателем ВККС он был избран в декабре по итогам VIII Всероссийского съезда судей, когда был существенно обновлен весь состав Коллегии. В первом полугодии ВККС провела вместо трех по регламенту уже пять заседаний, рассмотрела большое число кандидатур на руководящие должности в судах и много других вопросов. В канун 20-летия ВККС, отмечаемого в конце июня, Николай Тимошин дал интервью Закон.ру.

– Каковы Ваши первые впечатления от работы Коллегии, что показывает свежий взгляд?

– Он не столько свежий, сколько опытный: я больше десяти лет был председателем квалификационной коллегии одного из субъектов, участвовал и в заседаниях Высшей квалификационной коллегии. Но все равно впечатлений много. Объемы работы очень большие, уровень доверия обязывает подходить к любому вопросу с тщательным анализом, находить обоснованное решение. Тем более наша деятельность не замыкается в рамках судейского корпуса – граждане нередко обращаются с жалобами в Высшую квалификационную коллегию. Причем обращаются иногда как в последнюю инстанцию, которая может разрешить их больные вопросы, хотя в компетенцию Коллегии некоторые вопросы зачастую даже не входят…

– Какое впечатление на Вас производят претенденты на судейские должности?

– Конкуренция на судейские и даже руководящие должности в последнее время незначительна. Какая ситуация предпочтительнее – безальтернативный или конкурентный подбор кадров?

– Никакой предпочтительности быть не может, поскольку Закон о статусе судей в статье 5 прямо устанавливает, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Отсутствие альтернативы на самом заседании Коллегии еще не говорит об отсутствии конкурса: заседание Коллегии – лишь один, пусть и важнейший, из этапов конкурса. На всем его протяжении идет незаметная, непубличная работа по проверке данных о претендентах, изучению их личности, выявлению потенциала.

Хотя вы правильно отметили тенденцию последних лет – уровень конкуренции снизился. Это объясняется строгостью отбора. Частично, видимо, сказывается и такой фактор, как более высокий, чем у начинающих трудовую деятельность судей, уровень зарплат в правоохранительных органах. Также нужно учитывать ответственность и нагрузку на судей.

– Региональная специфика есть?

– Ярко выраженной нет. Традиционно по несколько человек на одно место претендуют в суды республик Северного Кавказа. Но недавно, например, в Брянский областной суд было шесть кандидатов на пост председателя и три – на пост заместителя председателя. Конечно, когда есть выбор между двумя-тремя кандидатами, то выбираешь лучшего.

– Трудный выбор?

– Конечно, всегда трудный. Несмотря на то, что у Коллегии есть право давать рекомендации нескольким кандидатам на одну должность, оставляя выбор за Президентом России.

– Бурные обсуждения по альтернативам идут за закрытыми дверями?

– Иногда бывают бурные, а иногда решение можно принять за пять минут, поскольку о человеке создается устойчивое хорошее впечатление. Тем более у каждого члена Коллегии есть материалы о претендентах, мы готовимся к рассмотрению каждой кандидатуры. Если что-то непонятно – задаем вопросы, потом совещаемся.

– Конкурс в Брянске оказался нетипичным для Центральной России. Почему вдруг такой наплыв желающих?

– Да, этот случай нетипичный. Мне сложно ответить, почему там оказалось столько желающих, – это нужно работать в том суде и знать обстановку. Возможно, мог сработать психологический фактор – судьи просто захотели попробовать выдвинуть свою кандидатуру.

– На заседании Коллегии некоторые претенденты, судя по ответам на вопросы членов ВККС, не очень хорошо представляли себе сложность работы председателя…

– Они действительно не вполне предметно знали, чем конкретно будут заниматься, в частности организацию работу президиума суда, другие вопросы. А это важные моменты.

– Как Вы относитесь к тому, что сейчас немало претендентов вообще не имеют судейского опыта? При этом они могут претендовать не только на судейские должности, но и на посты руководителей судов.

– Нужно относиться с осторожностью. При этом для выдвижения на руководящую должность необходимо учитывать, имеет ли человек опыт такой работы. Например, если работал прокурором области, то у него есть опыт руководства коллективом, он знает законодательство, участвовал в заседаниях президиума суда. О таком кандидате нельзя сказать, что он идет без опыта работы.

– Но иногда идут совсем молодые люди, которые на руководящих должностях не работали…

– Да. Поэтому я говорю, что с осторожностью нужно подходить к тем, кто не знает работу изнутри. Особенно в случаях с судами высокого звена – теми же областными. В районных судах несколько иначе: там многие идут почти со стороны. Опыт у них может быть в качестве мирового судьи, помощника судьи, специалиста или консультанта в суде.

– То есть можно сделать вывод, что рекомендацию на должность судьи получат, скорее, сотрудники аппарата суда, чем те, кто уже поработал в этой системе?

– Откуда приходят такие кандидаты?

– В основном из прокуратуры. Есть кадры из науки, из преподавателей. В Верховный Суд России были назначены несколько человек из науки. Они прекрасно себя зарекомендовали, нормально работают. Но руководители судов, естественно, отдают предпочтение кадрам, подготовленным в своей среде.

– Сейчас звучат пожелания, чтобы адвокаты становились судьями, например как в Англии. В то же время и желающих не очень много, и тех, кому дают рекомендации, тоже немного…

– Обратите внимание: чтобы стать судьей, нужно отработать пять лет после окончания вуза. За пять лет адвокат становится или успешным, или посредственным, или полным неудачником, у которого нет ни клиентов, ни денег. И он куда идет? Он идет претендентом в судьи. Успешный адвокат вряд ли пойдет – разница в уровне дохода успешного адвоката и денежного содержания начинающего судьи существенная.

– В той же Англии работу судьи считают венцом юридической карьеры, и успешные адвокаты, сколотившие состояние, идут в королевские судьи ради статуса, почета. У нас что-то подобное может быть?

– В судьи могут идти те успешные адвокаты, которые, как говорится, с детства мечтали стать судьей. Но такие встречаются редко. У нас вообще мало претендентов из адвокатов – за все заседания Высшей коллегии в нынешнем году ни одного заявления от адвокатов не было.

– Я не слышал. Я могу назвать десяток адвокатов в одной только Орловской области, которых можно было бы сразу взять в областной суд. Но не идут – с заявлениями не обращаются, экзамен не хотят сдавать. Это притом, что Председатель Верховного Суда России Вячеслав Михайлович Лебедев на совещании по итогам года прямо предложил адвокатам участвовать в конкурсах на судейские должности. Так что пусть приходят.

– А вообще случайные претенденты на судейские должности часто появляются?

– По самому заявлению не определишь, случайный претендент или нет. Уверен, таких стало за последние годы меньше. Это видно из того, что отсев претендентов уменьшается, причем как в ВККС, так и в коллегиях субъектов РФ.

Хотя, конечно же, некоторые идут за льготами, денежным или пожизненным содержанием. Кто-то считает, что в должности судьи он будет царь и бог – не будет зависеть ни от закона, ни от общества. И, бывает, встречаются такие, которые с людьми разговаривать не могут и считают себя недосягаемой личностью. Это видно по материалам дисциплинарных дел, когда с такими прощаешься, как говорится.

– Что-то подобное я наблюдала при недавнем рассмотрении дела краснодарского судьи, которого заподозрили в получении взятки. Судья заявлял, что его подставили, и производил впечатление недосягаемой личности…

– И не только краснодарский судья, были и другие дела. Естественно, к таким людям негативное отношение, поскольку, я еще раз повторяю, вне общества и вне закона жить нельзя, особенно судье. Судья должен четко понимать, что для него существует Кодекс судейской этики и Закон о статусе судей, которые, как икона, должны быть у каждого. Судья должен к ним обращаться, их почитывать – можно перед сном.

– Задача квалифколлегии – не пропустить случайных людей, тем более тех, кто хочет себя поставить вне всех и вся. При этом вы вынуждены уже постфактум реагировать на недостойное поведение судей…

– Мы изучаем сухие документы и не можем, как говорится, посмотреть человеку в душу и безошибочно определить, зачем он идет в систему. С председателями экзаменационных комиссий мы говорим о том, чтобы находили возможности изучать личности тех, кто сдает экзамены. Это нужно, поскольку знания человек может показать, а кто он есть – нас интересует не меньше.

– Допустим, экзаменационная комиссия пришла к мнению о том, что человек идет в судебную систему не за тем, за чем следовало бы. Но человек показывает блестящие знания, и ему никак нельзя поставить низкий балл. Что делать?

– Экзаменационная комиссия, естественно, поставит отличную оценку. Сейчас кроме оценки по нашему законодательству она не может ничего. А как быть в этой ситуации – вот мы и будем думать в дальнейшем.

– Для Коллегии результат сдачи квалификационного экзамена имеет ведь существенное значение?

– Троечники в принципе не требуются?

– Нельзя сказать, что не требуются… Тройка – это тоже проходной балл для квалификационной коллегии. Но, естественно, с посредственными знаниями тяжело будет и кандидату, получившему статус судьи, и тем людям, которые будут к нему обращаться. В общем, посредственность есть посредственность.

– Предположим, есть дилемма: у членов квалифколлегии есть сведения, что отличник вызывает определенные сомнения в моральной чистоплотности, а троечник – человек добросовестный, готовый к упорной работе. Кого выбрать?

– Могут быть случаи, когда рекомендуют троечника, опасаясь, не придется ли потом рассматривать кандидатуру отличника уже в ином аспекте. Но, как я уже говорил, оценка имеет значение, а в экзаменационном процессе нет сейчас таких элементов, которые позволили бы проводить психодиагностическое обследование личности. Только личные впечатления экзаменаторов! Их можно отразить в каком-нибудь документе, в приложении, но они не предусмотрены законом.

В ряде субъектов РФ психодиагностические исследования проводятся – как правило, после сдачи квалификационного экзамена и подачи заявления в квалифколлегию. Это тесты по разным аспектам, которые кандидату предлагают пройти добровольно. Они выявляют черты характера человека, делают более ясной его мотивацию, цели, жизненные задачи. Но результаты тестирования нельзя использовать как официальный документ, а добровольно пройти тестирование соглашается только примерно пятая часть кандидатов. Сейчас обсуждается возможность внедрения элементов такого тестирования в экзаменационные процессы – например, сделать тестирование строго рекомендуемым элементом подготовки к рассмотрению вопроса на Коллегии. Разумно поставить научно-организационную задачу – вписать квалификационный экзамен в систему анализа личности, выявления приоритетных ее качеств и черт.

– Но тогда надо будет очень тщательно формализовывать критерии.

– Разумеется. В квалификационном экзамене большим плюсом стало введение письменных заданий – теперь и мы можем, если потребуется, посмотреть ответы кандидата.

– Насколько ценно и эффективно повышение квалификации, которое обязаны проходить судьи и которое также учитывает Коллегия? Или это формальность?

– Возьмем уровень областных судов – судьи, заместители председателя могут проходить стажировку в Верховном Суде России. Стажировка здесь, как правило, две недели: изучается и личность, и умение применять закон на практике. Это серьезнее, чем сдача квалификационного экзамена – тут человека проверяют со всех сторон. Оценивают судьи Верховного Суда, готовится отзыв, который находится в управлении кадров. Это, естественно, очень ценный материал, если претендент идет на руководящую должность в своем суде или желает участвовать в конкурсе на должность судьи Верховного Суда.

В основном квалификацию судьи повышают в Российской академии правосудия, отметившей свое 15-летие. В академии создана научная база, преподают ученые – сотрудники академии, а также практики – судьи Верховного Суда, Московского городского суда.

– Многие председатели судов сами стараются подбирать для себя кадры. И прежде, чем пойти с заявлением в квалифколлегию, претендент общается с председателем суда, куда он хочет прийти на работу, и уже председатель определяет, поддержит он этого кандидата или нет. Такая поддержка существенна для Коллегии?

– Поддержка председателя суда является значимой, но не решающей. Не учитывать ее нельзя, поскольку председателю суда работать с новым судьей. Но если бы мнение председателя было решающим, то тогда не нужны были бы квалификационные коллегии судей. Мнение председателя не может заменить, весить больше, чем мнения 29 членов ВККС или 21 члена коллегии субъекта РФ. Но если эти мнения совпадают, то тем больше уверенности в правильности выбора.

– То есть Коллегия исходит из презумпции добросовестности председателей судов?

– Именно так – из презумпции добросовестности. Когда рекомендуем председателей, мы уверены, что они будут работать добросовестно.

– В начале беседы Вы упомянули о жалобах граждан – в среднем до 10 тысяч в год. Какого рода эти жалобы, на кого и на что чаще жалуются, где основные проблемные зоны?

– Жалобы в отношении судей и судов общей юрисдикции составляют до 90%, остальные – в отношении судей арбитражных судов.

– Почему такой большой разрыв?

– И судей на порядок больше, и специфика имеет значение. В судах общей юрисдикции спорят граждане, а в арбитражных судах – в основном юридические лица.

– А жалоб больше связано с гражданскими или уголовными делами?

– Я назову структуру. Жалобы граждан на действия квалификационных коллегий составляют 6% от общего числа, на несогласие с ответом на ранее поданные жалобы – 10%, на длительное неполучение ответа – 3, на несогласие с судебными актами – 20, на процессуальные нарушения судей – 44%. Эти жалобы, однако, направляются нам по ошибке: судебные акты мы не проверяем и процессуальные действия судьи не оцениваем – для этого есть специальный порядок обжалования судебных актов, установленный процессуальным законом. Поступают к нам и жалобы на длительное нерассмотрение дела – 5%. Всего 1%, но мы считаем, что это много, – жалобы на грубость по отношению к участникам процесса. Вот что я вообще не приемлю – это грубость по отношению к участникам процесса. В процессе людей прежде всего нужно уважать. Никакой грубости, никакого повышения голоса. Даже когда некоторые элементы грубости в отношении судьи есть, все равно судья должен вести себя подобающим образом.

– Представлений Следственного комитета по поводу уголовного преследования судей много?

– Единичные случаи. К примеру, в 2012 году в ВККС поступило три представления и еще восемь – во все коллегии субъектов. Раньше были представления по статье 305 УК о вынесении заведомо неправосудных решений – иногда даже в случаях, когда это неправосудное решение не отменялось. Ясность внесло постановление Конституционного Суда: если решение не отменено вышестоящим судом, то его нельзя считать неправосудным, оно законно.

– Меня немного удивило, что в Коллегию жалуются в основном граждане. В арбитражных судах, где судятся компании, у адвокатов распространенный прием – жалоба на судью. Насколько я знаю, жалуются и председателям судов, и непосредственно в квалифколлегии, причем не так уж редко. А по статистике получается немного.

– Существует идея выборности председателей судов. Какой может быть в связи с этим стратегия Коллегии?

– Я думаю, что о выборности председателей судов пока еще рано говорить.

– 20-летие Коллегии требует подводить итоги и определять дальнейшую стратегию. Как вы считаете, квалифколлегия должна существовать в той же форме, как сейчас, или требуются какие-то реформы?

– За 20 лет Коллегия подтвердила свою состоятельность. В 1991–1993 годах политическое руководство, руководство судов искали компромиссный вариант назначения судей. До этого хоть и декларировалось, что судей избирал народ, но все решали партийные и исполнительные органы. А в 1990-е годы зародилась правильная, на мой взгляд, идея, чтобы сами судьи участвовали в формировании судейского сообщества. В 1993 году 32 человека были избраны в Высшую квалификационную коллегию. Тогда были секции – судов общей юрисдикции, арбитражных судов. И каждый подбирал себе кадры.

В 2002 году появился Закон об органах судейского сообщества. Он готовился небыстро, основательно. Тогда придумали нынешнюю формулу: в Коллегии участвуют судьи различных ветвей судебной власти, общественность, представитель Президента России. Это было мудрое решение, принятое с учетом зарубежного опыта.

В дальнейшем нужно будет смотреть, но за 20 лет коллегии, безусловно, оправдали свое предназначение. Существенной реформы не требуется, механизм отлажен. Внутри Коллегии все время рождаются какие-то инициативы, которые позволяют развиваться. Мы же сами понимаем, что мы орган самоуправления. ВККС, например, с 2008 года предлагала увеличить число видов дисциплинарных взысканий для судей с целью большего соответствия взыскания тяжести проступка и ввести сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Сейчас эта идея востребована, предложены изменения в закон.

Нам есть над чем работать – например, совершенствовать процедуры рассмотрения Коллегией отдельных материалов, а также рассмотрения вопросов о присвоении квалификационных классов, в особенности после внесенных законодательных изменений. Здесь, как говорят, непочатый край работы. 20 лет – это самый расцвет сил. За 20 лет человек только становится зрелым, разумным, обучаемым и самообучающимся. Наверное, то же можно сказать и об организации. Остается только развиваться дальше.


Черная мантия, строгий взгляд, лицо и голос, не выражающие эмоций, слова, не допускающие двойного толкования, – перед нами судья. Истина в последней инстанции, человек, определяющий сценарий дальнейшего развития событий в чьей-то жизни. А если судья из уголовной коллегии - это еще и человек, в руках которого находится чья-то судьба в полном смысле этого слова. Таким он представляется тем, кто так или иначе должен столкнуться с судебной системой, таким нам его показывают на экране телевизора.

- Почему ваш выбор пал на профессию судьи?

- В старшем школьном возрасте я мечтала о профессии следователя. С упоением читала детективные романы и повести, очень любила фильмы этого жанра. Родители с правоохранительной системой никогда даже отдаленно связаны не были, но с моим выбором согласились.
Закончила юридический факультет Иркутского ГУ (тогда он носил имя А. А. Жданова). Работать следователем мне очень нравилось, я пропадала на службе днями и ночами и даже усталости не чувствовала. Отдавала все силы полностью. Нередко бывало, что и после суточного дежурства оставалась на работе еще, до такой степени меня увлекала моя профессия. Вскоре была назначена старшим следователем, и из ОВД Центрального района перешла на работу в УВД города.
Почему я стала судьей? Не могу сказать определенно, наверное, на каком-то этапе жизни начинаешь понимать, что ты уже перерос достигнутые результаты, и твои знания, силы и опыт позволяют шагнуть на следующую ступеньку, поставить перед собой более сложные задачи. Профессия судьи - это вершина юридической профессии. И вот, когда мне поступило предложение стать судьей, я согласилась. Теперь я понимаю – это не только должность, это призвание.

- Какими качествами должен обладать судья?

- На ваш взгляд, какие у судейской работы достоинства и недостатки?

– Работа трудная, страшно тяжелая, человек несвободен, полностью находится в зависимости от своей профессии. Судья обязан являть собою образец идеального гражданина конкретного государства. Высокая ответственность всегда сопряжена с огромным психологическим напряжением. Профессия судьи - публичная, он постоянно на виду. То, что можно другим, нельзя ему и всем его близким родственникам.
С одной стороны, судья обладает высоким общественным и юридическим статусом, с другой – на него возлагается огромная ответственность - как профессиональная, так и социальная. Для объективной оценки чужих поступков судья и сам должен быть человеком высоких моральных принципов. В наше непростое время, когда уровень нравственности людей далек от нормы, судья вынужден сторониться мест, где он может попасть в ситуацию, которая поставит под сомнение его беспристрастность и независимость, потому что всегда есть вероятность оказаться в одном месте со стороной по делу. Быть судьей – это не просто работа, это образ жизни, в этом и достоинства, и недостатки.

- Что вы испытываете, произнося приговор?

- Ну и еще о том, что судье все же ничто человеческое не чуждо, принято вспоминать, когда начинается разговор о возможности совершения пресловутой судебной ошибки. А как же, раз судья тоже человек, значит, ему свойственно ошибаться! Не боитесь ли вы осудить невиновного?!

- Совершить судебную ошибку я не боюсь. Суд при рассмотрении уголовного дела проверяет и оценивает по своему внутреннему убеждению все доказательства, добытые предварительным следствием, и способы их получения, руководствуясь при этом законом и совестью. Обвинительный приговор выносится только в том случае, если все противоречия в доказательственной базе устранены и имеется совокупность доказательств, не вызывающая у суда сомнений в своей достоверности и позволяющая сделать вывод о виновности данного лица. Напротив, все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, в соответствии с Конституцией РФ, толкуются в его пользу.
В моей практике оправдательных приговоров не было, но об оправдании в части обвинения решения принимались. Когда я только начала работать судьей, то в первую очередь стремилась принять правильное решение, чтобы вышестоящая инстанция оставила его без изменения. С годами и с опытом работы меняются приоритеты, нет уже таких переживаний при направлении материалов уголовного дела в кассационную инстанцию. Главное, к чему я стремлюсь - наказание должно быть справедливым, адекватным и соразмерным.

- Бывают ли довольные участники процесса в уголовном судопроизводстве и как соблюсти баланс между интересами потерпевшей стороны и стороны обвинения?

– Суд не может быть хорошим для всех. Я работаю не для того, чтобы решение суда понравилось той или другой стороне, а для того, чтобы оно было справедливым. Наказание должно быть правильно назначено, должен быть правильно выбран его вид и размер. Довольных в уголовном судопроизводстве не бывает, всегда кто-то остается недовольным, поскольку в деле имеется потерпевший, чьи интересы всегда сталкиваются с интересами обвиняемого, к которому судом могут быть применены меры государственного принуждения путем назначения наказания, в том числе в виде реального лишения свободы.

- Чем обусловлено недоверие к судам?

- Сегодня в обществе сложилось мнение о черствости и бездушии судей по отношению к человеческому горю, что лишь увеличивает недоверие к судебной власти, к мотивам, лежащим за ее решениями. Тяжело ли сохранить человечность и не очерстветь в духовном плане, работая судьей? Ведь каждый день приходится вершить чьи-то судьбы.

Чувствуется, что вопросы формирования ювенальной юстиции – дело для Татьяны Лазаревой первостепенной важности. Вот уже несколько лет она ежегодно составляет обобщения судебной практики по делам, рассмотренным в отношении несовершеннолетних, которые публикуются в специальном информационном бюллетене для работников судов и на информационных порталах.

- До 17.00 выполняю работу судьи, потом занимаюсь статистикой. В работе очень помогает, когда перед глазами есть общая картина существующей ситуации.

На вопрос, как семья воспринимает такую загруженность жены и мамы, вздыхает и отвечает, что муж – сам бывший сотрудник правоохранительных органов, понимает специфику работы, да и привык уже. А вот дочери, хотя уже достаточно взрослые, но нет-нет да и выскажутся в том духе, что маминого внимания им не всегда хватало.

- По моим стопам дочери идти категорически отказались, за что я их нисколько не виню. Но сама не жалею, что выбрала такой путь. У меня за все эти годы ни разу мысли не возникло сменить профессию, заняться чем-то другим. Я душой чувствую, что работаю по призванию, выполняю крайне важное и нужное дело. И останавливаться не собираюсь, как бы ни было трудно, - сказала в заключение беседы Татьяна Лазарева.

Читайте также: