Молитва положенная по окончании кафизмы какая читается

Обновлено: 04.07.2024

Могу ли я развенчаться с мужем, если мы в браке и живем вместе? Причина этому - недоверие к мужу. Боюсь наделать глупостей, да и легче так жить, развенчанными. пожалуйста пришлите ответ на электронную почту

Это какая-то невероятная просьба! Развенчания не бывает. Может быть лишь расторжение гражданского брака (развод), а, следовательно, и церковного. Если Вы не доверяете мужу, и для этого есть основания, то разговаривайте с ним, ставьте свои условия для сохранения семьи и доверия. Поживите, наконец, пару месяцев врозь, подумайте о будущем. Если это просто ревность, то идите в храм на исповедь. Лечитесь от страсти.

протоиерей Максим Хижий

Дорогой батюшка! Помогите! У меня необычный вопрос. Сейчас мне 50, не замужем, без детей. В младенчестве крещена, ходила в церковь. К сожалению, до 30 лет вступала в интимные отношения, и даже не думала, что это грех, потому что мне никто об этом толком не рассказал. А потом я даже сделала аборт. В 30 лет я уехала работать за границу. За границей я в интимные отношения не вступала, замуж не выходила, проживала одна, посещала церковь каждое воскресенье. Но в этом году произошел такой неприятный казус, в который трудно поверить. Второй год работаю на временных офисных работах через агентство по временному трудоустройству, так как постоянную работу потеряла. То есть, где-то каждый месяц меня посылают в какую-то другую организацию. И вот, уже пятый раз подряд (то есть в пяти организациях!) со мной пытаются флиртовать женатые мужчины! Может ли такое быть совпадение? Одеваюсь я скромно и без косметики. Это испытание от Бога? Я эти флирты игнорировала, но много думаю о последнем мужчине.

А чем помочь? Вы сами видите, что флирт - это грех. Вы человек взрослый, должны понимать, что Вас еще хотят "по совместительству" использовать. Зачем Вам такое унижение?

протоиерей Максим Хижий

Добрый день, скажите пожалуйста, могут ли меня и супруга (на данный момент гражданский) обвенчать, мы с мужем в 2006 году расписались в ЗАГСе, в 2009 у нас родилась дочка, но в 2013 году нам пришлось развестись с супругом из-за того, что у супруга висят долги. Не расходились, и как только долги выплатит, снова распишемся в ЗАГСе, но сейчас мы, получается, живем с ним в блуде.

Марина, это очень сложный вопрос. Формально можно рассчитывать на снисхождение к вашей просьбе. Но я бы венчал такую пару у себя на приходе только в одном случае - если бы знал этих людей несколько лет как действительных прихожан. А "абстрактных" не венчал бы ни за что.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, как правильно начать каяться на исповеди? Просто ни разу еще не исповедовалась.

Здравствуйте, Ирина. Это не трудно. Трудно переступить через гордыню, часто маскирующуюся под стыд. Вам надо исследовать свою совесть по заповедям евангельским, хотя бы по Нагорной Проповеди (Мф. 5-7 гл.). Все те поступки, помыслы, желания, в которых обличит Вас совесть вооруженная заповедями, назовите. "Каюсь, Господи, в том и том, этом и этом. " Без подробностей, только названия. Не страшно, если не знаете как называется грех, назовите сами, чтобы было понятно, о чем речь. Можно в помощь себе составить шпаргалку, возможно, она и не понадобится, но на всякий случай. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня такая ситуация в семье. Мой неверующий муж как-то сказал мне, чтобы я не демонстрировала свою веру. То есть - иконы убрать, можно оставить только одну. Признался, что они его раздражают. Я подчинилась ему со слезами и болью, понимая, что бесполезно ему что-либо доказывать. Я постоянно читаю святых отцов, Библию – он обратил и на это внимание. Сказал, что я стала фанаткой. Я знаю, что у него сложный характер, гордый. Но я стараюсь смиряться. С одной стороны - хочется мне жить по Евангелию, по заповедям, а с другой - вижу, что в духовном плане мы с мужем чужие. Для меня Христос, моя вера - радость, жизнь, а его это напрягает. Слава Богу, что не запрещает в храм ходить мне. Я без исповеди и причастия уже не представляю себя. Батюшки, скажите, как спасаться, когда вокруг меня самые родные люди (дочь, муж, брат) - неверующие? А с иконами - я не согрешила, послушав мужа и убрав их? Надо ли это исповедать мне? И если да, то как назвать этот грех? Спаси вас Бог.

Здравствуйте, Валентина. Смиряйте себя, хотя бы просто терпением. Не по единству веры и мировоззрения Вы избирали себе мужа, теперь надо терпеть. Если не препятствует Вашей религиозной жизни, значит, терпите. А немного уступить можно, когда это касается только внешних форм, но не требует нарушения заповедей. Прочтите 1Кор.7.13-16. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Извините меня, пожалуйста, я, может, сейчас что-нибудь не то говорю, но я хочу умереть, и это уже продолжается на протяжении полугода, как умерла моя жена от болезни, она мне была не только женой, а моим ангелом, она меня когда-то спасла, и за этого я её очень любил, и не просто любил, боготворил, то есть она для меня была всё в этой жизни. А на душе у меня камень, что она меня спасла, а я ни чем ей помочь не мог. И С КАЖДЫМ ДНЕМ Я ПОНИМАЮ, ЧТО НИКОГДА ЕЁ НЕ УВИЖУ.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, Вера. Обязательно скажите. Конечно, вменяемость греха у Вас меньше, чем у родителей, но от того, что я не специально себя по пальцу молотком саданул, а случайно, мне ведь не легче. Так и от общения с сатанистами, даже против воли и по неведению, остаются последствия. В Таинстве Исповеди подается врачующая душу благодать. Исповедайтесь, и думать забудьте.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Не знаю, от Бога это или от дьявола. Я слышу голос, он мне говорит, что делать. Иногда не говорит, я должна сама угадать, если делаю неправильно, то все плохо. Я обращалась к психиатру, выписали антидепрессанты, пью - не помогает. Если не слушаю голос, стараюсь убежать, становиться еще хуже. Я говорю: Господи, помилуй. Я истощена, у меня болит сердце. Что мне делать?

Здравствуйте, Наташа. Недостаточно просто обратиться к врачу, надо наблюдаться у врача. Вам выписали не лекарство от болезни, это сделано для того, чтобы по результатам применения уточнить диагноз. Надо обязательно под руководством врача-психотерапевта или психиатра пройти систематически курс, а не удовлетворяться одним обращением. Поверьте, к Богу "голос" не имеет никакого отношения, это Ваш собственный "голос". Но даже если и не Ваш, то все равно не Бога и не Ангела. Запомните неукоснительное правило - не вступать в собеседование с "голосами". Как можно чаще бывайте в храме на службе. При нападениях "голоса" вслух произносите молитву Иисусову и осеняйте себя крестным знамением. Пейте святую воду. И еще раз напомню, не разговаривать с ним. Не только не соглашаться, но даже и не спорить, вообще не обращать внимания. А на каждое слово "голоса" отвечать молитвой Иисусовой: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня".

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Иисус Христос в Евангелии установил 2 таинства: Крещение и Покаяние - Причащение. А как возникли еще пять? Кто их установил и как они взаимосвязаны, необходимы? Спасибо!

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшки. Можно ли читать книгу "Самые важные советы и рекомендации епископа Филиппа православному христианину от рождения до смерти"? В интернете эта книга есть, и у меня тоже есть. Одобрена ли она Церковью? И можно ли читать книгу архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые"? Критика на эту книгу в интернете есть, но больше хороших отзывов о ней.

Екатерина, "Несвятые святые" - замечательная книга, добрая и правдивая, я сам прочитал ее не один раз. Что касается книг епископа Филиппа, то текст я в интернете, к сожалению не нашел. Также не увидел никакой информации об авторе, который, кстати, в скобках подписывается как М. Филипченко. Является ли он действительно епископом - не знаю. Книги его выпускаются не церковными издательствами, а светскими. Это тоже странно. Я бы не стал доверять такой книге.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, ответ на такой вопрос: Приобрел икону Николая Чудотворца, и теперь не знаю, есть ли необходимость ее освятить, поскольку из литературы (которую прочитал) явно этого не видно. Помогите и подскажите, как правильно поступить.

Александр, если Вы купили икону в церковной лавке, то она уже освящена. А икону, купленную в другом месте, нужно освятить в храме.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, что и как мне делать. У меня умерла мама, и нам пришлось тело кремировать, так как она очень далеко от дома. Скоро сорок дней, а ее еще не отпел батюшка, и мы ее не захоронили. Я заказала в церкви всё, что надо, с первого дня её смерти. Заказываю ей за упокой литургии и ставлю свечки. Читаю молитвы. Вот, не знаю, как быть в сороковой день. И когда захороним, тоже не знаю. Мы в России, беженцы с Луганской области, и так случилось, что не можем выехать. Помогите, как всё это довести до конца? Спасибо.

Наталья, можно заказать заочное отпевание в любом храме, прийти, помолиться, а землю с этого отпевания потом прикопать в могилку, когда захороните маму. Такое отпевание ничем не отличается от обычного, только батюшка служит его не непосредственно у тела, а в храме. Также на этом отпевании присутствуют родственники и молятся об усопшем. Это нужно сделать. В сороковой день главное помянуть маму не за столом, а молитвой в храме. Усопшим наши молитвы очень важны, а трапеза - это больше дань традиции. Закажите в этот день литургию об упокоении и панихиду. Если есть желание и возможность, можно принести продукты в храм на канун и подать за маму милостыню нуждающимся. Помоги Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Освящала квартиру, и на вопрос священника:"Есть ли в доме изображение собаки?", искренне ответила:"Нет!", а через полгода вспомнила, что все-таки есть копилка в виде собаки. Получается, я неумышленно обманула батюшку. Как искупить вину? И почему собака является нечистым животным по Библии, а в жизни мы считаем ее другом человека? Заранее спасибо!

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Мне 35 лет. Мама говорит, что я крещеная, но с некоторых пор возникли сомнения. Дело в том, что когда я была маленькая, меня вроде крестили в деревне у отца, но это было не в церкви, а в каком-то доме. Кроме того, у нас в доме есть староверческая икона, оставшаяся после смерти бабушки и дедушки. Получается, что крестили староверы. Действительно ли такое крещение? Спасибо!

Оксана, вопрос это серьезный. Нужно пойти в храм и поговорить со священником лично, выяснить подробности. На месте батюшка решит, нужно ли Вам креститься, или только дополнить крещение.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшки! У меня такой вопрос, прошу вас, поясните мне, в утреннем правиле есть молитва о духовном отце, но у меня ещё нет духовного отца, говорят, нужно молить Бога о том, чтобы он послал его в своё время. Можно ли мне поминать в молитве этой священников, у которых я исповедуюсь? Или нужно выбрать одного, и его поминать в молитве? Благодарю вас всех за помощь, дай Бог вам терпения и здоровья.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Не так давно умер мой дедушка, ещё сорока дней не прошло, чувствуя за собой вину, за то что я не сделала больше для него при жизни, решила помолится за его душу. Заказала поминовение на литургии для него и для моей покойной бабушки, она уже 16 лет, как ушла из мира нашего, а так же неусыпаемую Псалтырь на полгода. Вместе с тем заказала для моего сына о здравии те же требы на полгода, так как он постоянно болеет. После этого мне очень часто во сне стали приходить то дедушка, то бабушка. Причём, сны с бабушкой у меня вызывают страх, я не могу после них уснуть. Сын заболел опять. Вот и думаю, всё ли я сделала правильно, и что это - чувство вины меня так гложет, или искушение бесами, не знаю. Помогите разобраться. Спасибо.

Кристина, в таких случаях нужно пойти на исповедь, чтобы сны не искушали. Поисповедуйтесь, причаститесь, и болеющего ребенка тоже хорошо бы чаще причащать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка!Я очень переживаю по поводу случившегося. Сама по себе я очень доверчивая и безотказная. 10 октября я шла по улице, ко мне подошла женщина, и сунула мне в руки 3 свечки, сказала: сегодня большой праздник, поставьте эти свечи у себя дома, и попросила денег на пожертвование для храма. Я ей сказала, что если сегодня большой праздник, то я сама схожу в храм и оставлю деньги на пожертвование. Я заметила, что она засуетилась, и мне говорит: нет, нет вы понимаете, мы сами собираем деньги. Я ей дала денег и ушла. Обычно я хожу в церковь по большим праздникам, и знаю, по каким они числам. Но только потом, подумав, я поняла, что никакого большого праздника 10 октября нет, ближайший был только Покров. Теперь я очень переживаю, что женщина мне дала 3 свечи, и я их взяла. Не могла ли эта женщина с помощью свечей навести порчу, сглаз или еще что-то плохое? Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать с этими свечами? Можно ли и нужно их выкинуть? Или пойти с ними в церковь и отдать их?

Дорогая Анастасия, не бойтесь "порчи" и всего подобного. Вы — Господня, и с Господом. А женщина эта со свечами — просто "креативный" нищий. Свечи можно отнести в храм, их освятит священник, и поставят их гореть. На душе всегда противно после встречи с манипулятором, но в утешение Вам будет то, что Вы исполнили Господне повеление: "Просящему у тебя — дай". Кем бы ни был просящий, действительно нуждающимся, или притворяющимся, награда будет одинаковая. Благослови Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Батюшка, благословите! Спаси Вас Господи за все Ваши труды и помощь нам! Вот мой вопрос. Скажите, чем отличается обедня от сорокоуста? В том смысле, если я 40 раз закажу обедню - это тоже самое, что и сорокоуст?

Здравствуйте, Елена. Обедня – это другое название литургии. Сорокоуст – это поминовение на сорока литургиях. Помоги Вам Бог.

Псалтирь представляет собой книгу Ветхого Завета, сборник священных гимнов (псалмов). Написаны они были разными авторами почти 3 тысячи лет назад. Автором основной ее части (не менее 78 псалмов) является пророк и царь Давид. Псалтирионом на греческом языке назывался древний струнный музыкальный инструмент, с помощью которого исполнялись богослужебные песнопения. В Православии эта книга используется очень широко — в частности, Псалтирь по усопшим.

Псалтирь по усопшим

Чтение Псалтири по усопшим

Согласно Священному Преданию, в 5 веке до Рождества Христова эти песнопения были собраны в один сборник иудейским первосвященником Ездрой. За этой книгой и закрепилось название Псалтирь, а сами гимны получили названия псалмов. Книга Псалтирь вошла в состав книг Ветхого Завета.

В середине 9 века святые братья Кирилл и Мефодий перевели Псалтирь на славянский язык. В 1491 году в Кракове (Польша) появилось первое типографское тиснение этой книги на славянском.

Для православного человека Псалтирь всегда имела большое значение. Так, псалмы использовались не только в церковных богослужениях, но и как назидание во время домашнего чтения. Кроме того, Псалтирь была основной учебной книгой. Многие поколения учились по ней читать и писать.

Структура Псалтири

Так, например, в псалме 21 имеется описание крестных страданий Спасителя:

Святитель Амвросий Медиоланский, 340-397:

Духовная польза Псалтири

Еще с ветхозаветных времен Святые Отцы относились к Псалтири как к руководству в прославлении Господа. Поэтому псалмы всегда широко и активно употреблялись в церковном богослужении. Из них состоит бо́льшая часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Псалмы, полностью или отдельные стихи из них, читаются во время Божественной Литургии, на молебнах.

Апостол Павел в своих Посланиях советовал христианам петь псалмы (Послание к Ефесянам, 5:19, Послание к Колоссянам, 3:16). Он считал это особенно полезным для вразумления. Пение псалмов в раннехристианские времена воодушевляло верующих во время гонений на Церковь. Также псалмы читали во время различных трудов и занятий, как назидание во время отдыха.

Блаженный Иероним (4-5 век) писал:

В любое время и в любых обстоятельствах чтение Псалтири считалось приятным и полезным занятием.

Псалтирь по усопшим — для чего читают

После смерти христианина для облегчения загробной участи его души в храмах совершаются заупокойные службы. Родные и близкие возносят к Богу особые молитвы о прощении грехов умерших людей. Среди православных христиан еще в глубокой древности сложилась благочестивая традиция непрерывно читать Псалтирь по усопшим. Особенно это считалось важным в течении 40 дней после смерти (до совершения частного суда над душой покойного).

Причем Псалтирь о упокоении читают над телом усопшего мирянина, монаха и диакона. Над священником и епископом читается Евангелие. Псалмы призваны утешить как слово Божие. А их чтение, по учению Православной Церкви, приравнивается к умилостивительной жертве Господу для прощения грехов усопшего. Само усердие в чтении Псалтири говорит о любви к ближнему, о заботе о нем.

Заупокойный псалом

Самым длинным псалмом из всей Псалтири является псалом 118. Он один составляет 17 кафизму. В Православии именно его считают заупокойным, используют как особое моление Господу о душе умершего.

Каждый стих псалма 118 проникнут мыслью, что единственное спасение можно найти только у Бога. Для этого необходимо исполнять Святую Его волю, беседовать с Ним, прося просветить, вразумить, укрепить, избавить от различных неприятностей, восстановить при падении, избавить от врагов. Здесь заключено все упование человека на Божие милосердие.

Как читается Псалтирь по усопшим

В православных богослужебных книгах нет определенных указаний, каков должен быть порядок чтения Псалтири по усопшем. Но так называемая Следованная Псалтирь содержит в себе объединенные в кафизмы псалмы. Каждая кафизма поделена на славословия без всяких добавлений. Обычно в конце этой Псалтири размещены особые тропари и молитвы, которые читаются после окончания кафизмы. Определенного порядка поминания усопших при чтении Псалтири нет. На практике употребляются различные молитвы. Читать Псалтирь по усопшим может любой верующий.

В начале следующей части кафизмы, произносится:

И читается очередная кафизма.

По окончании кафизмы или всей Псалтири нужно прочесть молитвы “После прочтения…”.

Как читать Псалтирь

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Неусыпаемая Псалтирь - Онлайн Трансляция 24/7

Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.

Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.

Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Одна из них, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку.

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи помилуй (12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Д осто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. / Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Или О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная вся́кая тварь, А́нгельский собор и челове́ческий род, освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, девственная похвало́, из Нея́же Бог воплоти́ся, и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш: ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотвори́ и чре́во Твое́ простра́ннее Небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва Тебе́.

С вяты́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды.

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Г о́споди, поми́луй, трижды. Сла́ва, и ны́не:

О́ тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропари, глас 6:

П оми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву, я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим: поми́луй нас.

Слава: Честно́е проро́ка Твоего́, Го́споди, торжество́, Не́бо Це́рковь показа́, с челове́ки лику́ют А́нгели. Того́ моли́твами, Христе́ Бо́же, в ми́ре упра́ви живо́т наш, да пое́м Ти: Аллилу́иа.

И ныне: Мно́гая мно́жества мои́х, Богоро́дице, прегреше́ний: к Тебе́ прибего́х, Чи́стая, спасе́ния тре́буя. Посети́ немощству́ющую мою́ ду́шу и моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти ми оставле́ние, я́же соде́ях лю́тых, еди́на Благослове́нная.

Таже, Го́споди, поми́луй (40).

И поклонов, елико мощно, с молитвою:

Г о́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности уны́ния, любонача́лия, и праздносло́вия не даждь ми.

Д ух же целому́дрия, смиреному́дрия, терпе́ния, и любве́, да́руй ми рабу́ Твоему́.

Е й Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния, и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Посем глаголи молитву сию со вниманием:

М ногоми́лостиве и Преми́лостиве Го́споди и всего́ добра́ Да́телю, Человеколю́бче, и всея́ вселе́нныя Царю́, многоимени́тый Влады́ко и Го́споди! Нищ и убо́г есмь аз, дерза́ю призыва́ти чу́дное и стра́шное, и свято́е и́мя Твое́, eго́же вся тварь Небе́сных сил стра́хом трепе́щут. Ни́зу на земли́ неизрече́ннаго Твоего́ человеколю́бия смотре́ние удиви́л еси́, посла́нием возлюбле́ннаго Твоего́ О́трока, Его́же от безнача́льных недр Твоея́ Оте́ческия сла́вы, неразлу́чным Божество́м отры́гнул еси́, да челове́ки со А́нгелы во еди́н соста́в устро́ит. Помяни́, Го́споди, моего́ уны́ния смире́ние; кал сый и персть, Тебе́, неизглаго́ланнаго Све́та призыва́ю, не́мощию пло́ти обложе́н, ю́же ми́лостивне Сло́во Твое́ понесе́, и сме́ртию Свое́ю от рабо́ты вра́жия свободи́л есть ду́шы на́ша, да о́бщники вся, и́же ве́рою яре́м рабо́ты Твоея́ на ся взе́мшыя, сла́вы Твоея́ сподо́бит их, от нея́же сатана́ льсти́вый отпаде́. Поми́луй мя, омраче́ннаго грехо́вными по́мыслы, возведи́ ум мой уда́вленный те́рнием ле́ности и ляди́ною непоко́рства. Утверди́ се́рдце мое́ по Тебе́ горе́ти, очи́ма мои́ма исто́чник слез посли́, и на коне́ц исхо́да души́ моея́ сотвори́ мя безпоро́чна Твоего́ уго́дника, наста́вляя мя к Тебе́ подвиза́тися усе́рдно. Помяни́, Го́споди, роди́тели моя́ милосе́рдием Твои́м и вся бли́жния моя́, и бра́тию, и дру́ги, и сосе́ды, и вся правосла́вныя христиа́ны, и спаси́ мя моли́твами всех святы́х. И приими́ в честь сия́ псалмы́ и моли́твы, я́же глаго́лах пред Тобо́ю за ся, и не ме́рзко Ти бу́ди с воздыха́нием моле́ние сие́, я́ко ми́лостив Сый и Человеколю́бец, и Тебе́ Безнача́льнаго Отца́ сла́вим со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и со Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Посем Ч естне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Слава, и ныне: Го́споди, поми́луй (3) . Благослови́.

Аще иерей, кончает священнически, аще ли простый, кончает сице:

Г о́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

В Православной Церкви издревле существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего диакона, монаха и мирянина. (Над почившим священником и епископом читается Евангелие.) Псалмы читаются непрерывно (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или литии) до погребения усопшего и в память его после погребения. Это чтение служит молитвой Господу о усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.

Совершать чтение Псалтири по усопшим может всякий благочестивый мирянин.
Псалтирь читается стоя и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего.

Псалтирь состоит из 20 разделов — кафизм, каждая из которых делится на три “Славы”. Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири.

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

( При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки вековю Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш. ”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного ):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(затем продолжается чтение псалмов)

По окончании кафизмы читается :

Трисвятое:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды);

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”, “И ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тропари

(находящиеся в начале “Последования по исходе души”)

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)

(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

Молитвы перед началом чтения Псалтири
Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри
О чтении Псалтири по усопшим
Порядок чтения псалмов на всякую потребу
Псалтырь как требник
Молитвы по псалтыри
Псалмы на разные случаи

Читайте также: