Мой ребенок в больнице на что я имею право

Обновлено: 15.06.2024

Специалисты Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок отказывается идти на консультацию к врачу-психиатру. Что делать?


К сожалению, готового решения данной проблемы нет.

Тем не менее, при максимально достоверной информации об обследованиях, вариантах лечения, условиях пребывания в стационаре в большинстве случаев удаётся снизить тревогу у детей и их родителей. Отрицательные эмоции, также как и уверенность, спокойствие родителя всегда чувствуются ребёнком. В основе сомнений и беспокойства чаще всего лежит страх – "это только навредит, я совершаю ошибку". Возникают опасения: "нет будущего из-за учёта в ПНД, будет зависимость от лекарств, ребёнок превратиться в "овоща", навсегда взаимоотношения будут испорчены". Подобное отношение связано с недостатком объективной информации, поэтому разберём наиболее часто встречающиеся опасения.

1."Учёт" в психоневрологическом диспансере по месту жительства. В момент выписки ребенка из стационара законные представители ребенка (родители, опекуны) пишут заявление о согласии или отказ на передачу сведений о ребенке врачу-психиатру по месту жительства т.е. в филиал психиатрической больницы для взрослых – ранее назывались психоневрологические диспансеры (ПНД). В случае согласия на передачу сведений после выписки из стационара документы (выписка из истории болезни) почтой отправляется в филиал (ранее ПНД) по месту жительства. Эта мера существует только для того, чтобы дети, нуждающиеся в медицинской помощи и социальной поддержке, смогли получить её в кратчайшие сроки благодаря территориальной близости детской поликлиники или диспансера (в разных районах г. Москвы участковый врач-психиатр принимает на территории детской поликлинике или диспансера).

Кстати, понятие "учет" было выведено в 1992 году из законодательной базы РФ. В зависимости от состояния душевного здоровья ребенка наблюдение в диспансере проводится в двух разных режимах:

  • Консультативная помощь. Такой вид помощи не накладывает каких-либо социальных ограничений. При получении справки для обучения, работы, оформления водительского удостоверения и в иных требуемых случаях отметка об "учёте" не ставится.
  • Диспансерное наблюдение. Может накладывать некоторые ограничения (например, ношение оружия, вождение автотранспорта, поступление в некоторые ВУЗы и на дипломатическую службу, другое) в зависимости от актуального состояния пациента. Эти ограничения определяются и могут пересматриваться после осмотра пациента комиссией врачей. Диспансерное наблюдение назначается при хронических, рецидивирующих душевных заболеваниях, сопровождающихся риском для жизни и инвалидизацией.

Еще раз обратим Ваше внимание, что по заявлению законных представителей или подростка от 15-ти лет сведения в диспансер по месту жительства могут не передаваться.

2. "Зависимость от лекарств". Зависимость от лекарств может возникать в тех случаях, когда лекарства вызывают эйфорию, чрезмерную радость, а отмена их сопровождается выраженной тягой к возобновлению приёма. В нашем Центре используются следующие группы препаратов: ноотропы, нейролептики, антидепрессанты, нормотимики и противотревожные средства. Ни один из вышеуказанных классов препаратов не вызывает зависимости в описанном выше смысле.

Применение препарата чаще всего хорошо переносится ребёнком, эффект развивается постепенно и усиливается проводимыми одновременно реабилитационными мероприятиями.

Медикаментозная терапия – временная мера, чтобы помочь детской психике справится с проблемой "здесь и сейчас", вывести адаптационные возможности на требуемый уровень.

3. "Превращение ребёнка в овоща". Чаще всего родителями имеется в виду состояние "медикаментозной загруженности", связанное с использованием высоких доз препаратов нейролептиков или антидепрессантов. Существуют строгие и вполне понятные показания для назначения таких доз – выраженные нарушения поведения, сопровождающиеся агрессией по отношению к себе и/или окружающим, острые психотические состояния с непредсказуемым и, следовательно, опасным поведением, депрессивные состояния с выраженным суицидальным риском, высокой импульсивностью. Использование соответствующих доз лекарств – временная мера, необходимая, в первую очередь, для обеспечения безопасности жизни и здоровья пациента. Постепенно, по мере накопления эффекта, доза снижается до поддерживающей. В остальных случаях подбор медикаментов и повышение дозировки идёт постепенно, исходя из принципов переносимости и минимальной эффективной дозы. Врачам Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ важно быть в диалоге с родителями и пациентами. Если Вы заметили тревожащие проявления в состоянии ребенка незамедлительно сообщите об этом лечащему врачу.

4. "Я совершаю ошибку". В большинстве случаев родители и дети обращаются к нам за помощью, исчерпав собственные ресурсы, когда проблему уже невозможно решить только своими силами. Нужны дополнительные знания и профессиональный взгляд со стороны. Работающие в каждом отделении семейные психологи будут помогать сберечь то ценное, что есть в Вашей семье, и строить новые отношения на основе уважения и доверия.

Детская психиатрия сегодня

В сознании родителей, обращение в детскому врачу-психиатру, мера крайняя, неприятно колющая самооценку. Но во многих случаях только своевременное обращение к специалистам дает реальный шанс Вашему ребенку стать полноценным членом общества, адаптироваться к социальной среде. Время не стоит на месте! Меняется отношение к врачам-психиатрам, детской психиатрии и детям, нуждающимся в помощи, в более позитивную сторону. Врачи-психиатры используют в своей работе самые современные и наиболее эффективные методы лечения и коррекции. Медикаментозная терапия применяется исключительно по индивидуальным показаниям. Привлечение таких специалистов, как нейропсихолог, логопед, дефектолог, медицинский психолог значительно расширяет и повышает возможности оказания психиатрической помощи.

Специалисты Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ всеми силами стараются изменить сложившиеся в обществе стереотипы вокруг маленьких пациентов и детской психиатрии в целом. Мы искренне надеемся, что эта информация поможет Вам в принятии решения об обращении за психиатрической помощью.

Каким будет размер пособия и почему могут отказать в его выплате? Кто сможет его получить, кроме родителей? Назначат ли пособие, если один из родителей во время болезни ребенка находится в отпуске по уходу за ним или тоже болеет?

Пособие по уходу за больным ребенком

Кто может получить пособие?

Претендовать на пособие могут только трудоустроенные граждане. Назначается оно любому из родителей либо бабушке, дедушке, тете, дяде, опекуну или попечителю. Ухаживать за ребенком попеременно могут разные родственники, при этом каждому из них может быть выплачено пособие.

Условия назначения пособия

  • Человек, ухаживающий за ребенком, должен быть трудоустроен.
  • Возраст ребенка – не более 15 лет. Если он относится к числу ВИЧ-инфицированных, детей-инвалидов, имеет злокачественное новообразование или поствакцинальное осложнение, то пособие можно оформить до момента достижения им 18 лет.
  • Факт заболевания ребенка подтвержден документально – есть больничный лист, выданный медицинской организацией. Предоставление иных документов не требуется.

Продолжительность выплаты пособия

Продолжительность зависит от возраста ребенка.

Если он не старше 7 лет, оплатят весь период нахождения на больничном. За год количество дней ухода за больным ребенком не должно превышать 60 дней.

Если ребенку от 7 до 15 лет, оплатят только 15 календарных дней нахождения на больничном. За год количество дней ухода за ним не должно быть больше 45.

Если ребенок инвалид, ВИЧ-инфицированный, имеет злокачественное новообразование или поствакцинальное осложнение, пособие можно получить за весь период лечения ребенка.

Если детей несколько, сроки нахождения на больничном считаются для каждого в отдельности.

Размер пособия

Размер пособия по уходу за больным ребенком зависит от продолжительности его болезни и условий лечения, страхового стажа человека, ухаживающего за ребенком, и его заработной платы.

Условия оказания медицинской помощи

за первые 10 календарных дней

за последующие дни

Лечение ребенка в амбулаторных условиях

60% среднего заработка, если страховой стаж до 5 лет

80% среднего заработка, если страховой стаж от 5 до 8 лет

100% среднего заработка, если страховой стаж 8 лет и более

50% среднего заработка

Лечение ребенка в стационарных условиях

60% среднего заработка, если страховой стаж до 5 лет

80% среднего заработка, если страховой стаж от 5 до 8 лет

100% среднего заработка, если страховой стаж 8 лет и более

Если ребенок проходил лечение в стационаре, а затем амбулаторно, то при расчете пособия по уходу за ним сроки нахождения на больничном в разных условиях не суммируют, а считают отдельно для каждого периода лечения.

Почему могут отказать в назначении пособия?

В пособии откажут, если человек, ухаживающий за ребенком, на момент его болезни находится:

  • в отпуске по уходу за этим ребенком;
  • в ежегодном оплачиваемом отпуске;
  • в отпуске без сохранения заработной платы;
  • в отпуске по беременности и родам.

Нахождение родителей ребенка в одном из отпусков не может служить основанием для отказа в пособии, если обратился за ним другой человек, который фактически ухаживает за ним в период болезни.

Если одновременно болеют ребенок и один из родителей, получить пособие может другой родитель. Нахождение родителя на больничном не является основанием для отказа в выплате пособия второму родителю, который заботится о ребенке в момент его болезни.

Если мать находится в отпуске по уходу за ребенком, работающий отец не лишается права на оплату листка нетрудоспособности, выданного ему в связи с болезнью этого ребенка. Мать не должна прерывать отпуск, чтобы отец или другой родственник мог получить больничный. Доказывать, что мать не может ухаживать за больным ребенком во время отпуска по уходу за ним, не требуется. Для назначения пособия достаточно листка нетрудоспособности, выданного в связи с болезнью ребенка.

Платит пособие работодатель, а его расходы затем возмещает ФСС на основании больничного листа, оформленного медучреждением. В случае если превышено максимальное количество дней в году, которые отводятся для ухода за больным ребенком, работодатель может отказать в выплате.

К сожалению, в наше время медицинский персонал в стационарах очень часто нарушает права родителей несовершеннолетнего. Когда твой ребенок попадает в больницу, многие родители, не зная своих прав и боясь испортить отношения с медперсоналом во вред ребенку лишними скандалами, попадают в униженное положение и не знают, как отстоять то, на что они имеют полное право.

Ребенок в стационаре: права родителей


Ребенок в стационаре: права родителей

Имеют ли право родители находиться с ребенком в больнице?

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Под медицинскими показаниями к совместному круглосуточному пребыванию родителя с ребенком в стационаре для осуществления ухода можно отнести кормление, переодевание, санитарно-гигиеническое обслуживание, сопровождение на медицинские процедуры.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 (восемнадцати) лет.

Таким образом, любому из родителей (маме или папе) или любому другому члену семьи независимо от степени родства (бабушке, тете, сестре) ребенка, не достигшего возраста 4-х лет или ребенку старше данного возраста, за которым необходим уход, разрешено находиться в стационаре в течение всего периода лечения (нахождения) ребенка в больнице. При этом родителя или другого родственника больница должна обеспечить не только питанием, но и спальным местом.

Если ребенку исполнилось 4 года, и нет медицинских показаний для постоянного нахождения взрослого вместе с ребенком, то родитель также имеет право на совместно нахождение с ребенком в стационаре без взимания какой-либо платы, однако обязанности у больницы обеспечивать родителя бесплатным питанием и предоставлять отдельное спальное место нет.

Право родителя посещать ребенка, находящегося в отделении реанимации

Пунктом 10 статьи 19 Федерального закона №323-ФЗ предусмотрено право пациента на допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав. Согласно ст. 64 Семейного кодекса родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.

О том что мама или другой родственник имеют право посещать больного ребенка, где бы он не находился - и в стационаре, и в реанимации говорится и в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июля 2014 г. №15-1/2603-07:

В связи с участившимися обращениями в Министерство здравоохранения Российской Федерации, связанными с отказами администрации медицинских организаций в посещении детей, находящихся в отделениях анестезиологии-реанимации, Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения напоминает.

В соответствии с п. 3 статьи 51 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

Учитывая изложенное, просим принять необходимые меры по организации посещений родственниками детей, находящихся на лечении в медицинских организациях, в том числе в отделениях анестезиологии-реанимации.

Тоже самое касается и посещений матерью новорожденного ребенка. Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 отделение патологии новорожденных и недоношенных (ОПНН) должно быть организовано преимущественно по принципу совместного пребывания матери и ребенка. В отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (ОРИТН) дети находятся без матерей, но допускается посещение ребенка родителями.

В случае отказа администрации больницы в допуске одного из родителей к ребенку необходимо обращаться с заявлением в прокуратуру. Прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу.

Право родителей на информацию о состоянии здоровья и лечении

Родитель или законный представитель ребенка на основании статьи 22 Федерального закона №323-ФЗ имеет право получить в доступной для него форме информацию о состоянии здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Не стесняйтесь задавать вопросы лечащему врачу о применяемых в отношении вашего ребенка методах лечения. Лечащий врач обязан информировать родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до 15 лет, о диагнозе, ходе лечения, прогнозе и результатах оказания медицинской помощи. Дети старше 15 лет имеют право самостоятельно получать данную информацию от лечащего врача.

Родитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья его ребенка, получать копии и выписки из медицинских документов и на основании такой документации консультироваться у других специалистов. Закон не ограничивает список документов, на ознакомление с которыми возникает право у законного представителя ребенка, поэтому родитель может ознакомиться с историей болезни, результатами анализов и проведенных исследований, а также заключениями других специалистов.

Право на отказ от медицинского вмешательства

Вы имеете право отказаться от любых процедур, которые предлагает лечащий врач вашему ребенку. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.

Минздрав и Минпросвещения приняли Рекомендации по организации обучения школьников, которые нуждаются в длительном лечении. В документе указано, кто и как должен учить маленьких пациентов, и разъясняются права детей и их родителей

Как должны обучать пациентов-школьников?

По данным Минздрава, ежегодно медпомощь в стационарах получают 6 млн детей. Из них 250 тыс. находятся в больницах более 21 дня. Из-за длительного лечения дети не могут посещать школы, хотя могли бы учиться. При этом каждому ребенку закон гарантирует доступность бесплатного образования вне зависимости от обстоятельств. И если он не может ходить в школу по состоянию здоровья, его обучение должно быть организовано в больнице или на дому 1 .

Кто должен обучать маленьких пациентов?

1. Стационары первого уровня оказывают пациентам конкретного муниципального образования первичную медико-санитарную, паллиативную, скорую медицинскую помощь и специализированную помощь, обычно педиатрического и хирургического профилей. Чаще дети находятся в них менее трех недель. Количество школьников, которым нужно более длительное лечение, составляет от 1 до 10 одновременно. В таком случае целесообразно обучение ребенка школой по месту жительства.

2. В стационарах второго уровня, оказывающих медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований, одновременно могут проходить длительное лечение от 30 до 100 детей; в стационарах третьего уровня, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, – от 30 до 250 детей и больше.

В стационарах второго и третьего уровней обучение может быть организовано по нескольким моделям. Они указаны в Рекомендациях, а подробнее рассказала о них адвокат Анна Мамонова. Обучением пациентов может заниматься:

Согласно Рекомендациям, если на территории муниципального образования работают несколько стационаров одного или разных уровней, целесообразно обучать детей в одной школе для учеников, нуждающихся в длительном лечении.

Обучение ребенка, находящегося на лечении в стационаре менее 21 дня, осуществляется школой, учеником которой он является. Но если краткосрочное пребывание школьника в стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении, то он может обучаться так же, как и дети, находящиеся в больнице более трех недель.

Адвокат Елена Цыпина обратила внимание на то, что для ребенка обучение сотрудниками школы, которую он посещал, скорее будет более комфортным. Но при этом в Рекомендациях за пациентом и его родителями сохраняется право выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность. И можно считать, что такое право есть и у детей, находящихся на кратковременном лечении.

Как наладить процесс обучения во время непродолжительного лечения в больнице?

В случае необходимости школа, которую ребенок посещал до болезни, должна организовать его обучение в больнице или на дому 3 . Однако если потребуется длительное лечение, школьник может быть одновременно зачислен в другую образовательную организацию, педагоги которой будут заниматься его обучением, пока он находится в больнице.

Совместно с родителями должны определяться документально (например, в акте о договоренностях, соглашении сторон и т.д.):

Елена Цыпина добавила, что если ребенок может учиться только в домашних условиях, то родители должны получить заключение медорганизации о необходимости обучения ребенка на дому и подать заявление в образовательное учреждение. Если же ребенок лечится в больнице, то родителям нужно будет выбрать вид образовательного процесса путем подачи заявления в администрацию лечебного учреждения.

Как проходит урок в больнице?

Вместе с тем санитарные правила нередко не позволяют объединять на занятии в одном помещении детей из разных отделений, и потому для них не может быть организован единый школьный сектор. Занятия могут проходить в больничных палатах и боксах.

При некоторых заболеваниях во избежание передачи инфекции педагоги используют материалы не на бумажных, а на электронных носителях – планшетах или ноутбуках, которые до и после занятий обрабатываются дезинфицирующими средствами.

Режим и продолжительность занятий определяются на основе рекомендаций лечащего врача с учетом психофизического состояния ребенка, его познавательных возможностей и ограничений жизнедеятельности. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки не может превышать показателей, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 4 .

Обучение школьников в больницах, как и на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей обучение ребенка, и согласовываются с лечащим врачом и родителями. При прохождении обучения по индивидуальному планому расписание занятий и объем учебной нагрузки могут изменяться образовательной организацией с учетом текущего состояния здоровья ребенка и назначенного ему лечения.

Могут ли вместе с пациентами обучаться их братья и сестры?

В Рекомендациях предусмотрены ситуации, когда из-за длительного ухода за ребенком в больнице семья находится далеко от дома, и никто из детей не может посещать школу. Ответственным за организацию образовательного процесса пациентов-школьников в таких случаях рекомендуется после согласования с лечащим врачом найти возможность для обучения вместе с больными детьми их братьев и сестер.

Какие права пациентов-школьников и их родителей предусмотрены в законах?

Ребенок и его родители вправе выбрать образовательную организацию, педагоги которой будут обучать школьника во время лечения.

Согласно Рекомендациям до начала обучения родителям пациента должны предложить подписать согласие:

Работники образовательных и медицинских организаций должны уважительно относиться к позиции ребенка и его родителей при отказе передавать кому-либо информацию о заболевании. Сведения о здоровье ребенка могут передаваться посторонним только по письменному согласию пациента или его родителей, если ему еще не исполнилось 15 лет, а также в случаях, предусмотренных законодательством.

Как организовать обучение после выписки из больницы?

Как указано в Рекомендациях, после выписки из больницы учиться в домашних условиях могут дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому 8 . Также учиться дома может быть позволено на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок 9 .

Обучение школьника после длительного лечения может осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. При электронном обучении школам рекомендовано назначить тьютора для сопровождения ребенка в очной форме.

Как будет проходить аттестация?

Основанием для прохождения государственной итоговой аттестации на дому или в больнице являются заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Рекомендации Минздрава и Минпросвещения должны обязательно исполняться?

2 Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ 14 и 17 октября 2019 г.).

9 Письмо Минздрава России от 14 сентября 2016 г. № 15-3/10/2-5810.

Читайте также: