Могут ли выступать предметом наследования нематериальные блага в исламе

Обновлено: 02.07.2024

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Наследование и Коран
  • 2 Позднее развитие
  • 3 Детали наследования в исламском праве
    • 3.1 Различные типы наследников
    • 3.2 Процесс наследования
    • 3.3 Правила включения и исключения
    • 3.4 Женщины и наследство

    Кроме того, Коран ввел дополнительных наследников, которые не имели права наследования в доисламские времена, конкретно упомянув девять родственников, из которых шесть были женщинами, а трое - мужчинами. Законы о наследовании в Коране также включали других родственников мужского пола, таких как муж и сводные братья по материнской линии, которые были исключены из наследства по старым обычаям. Наследниками, упомянутыми в Коране, являются мать, отец, муж, жена, дочь, брат, имеющий одну мать, родную сестру, сестру, которая имеет одну мать, и сестра по крови . [2]

    В дополнение к вышеупомянутым изменениям Коран наделяет мусульман полномочиями по завещанию распоряжаться своей собственностью. [Коран, 2: 180–182, 2: 240, 4:33, 5: 106–107] По своей воле, называемой ваṣейя , мусульманам разрешается отдавать не более одной трети своего имущества. Мусульман также поощряют раздавать деньги сиротам и беднякам, если они присутствуют при разделе имущества.

    Коран содержит только три стиха [4:11, 4:12 и 4: 176], которые дают конкретные детали наследования и долей, в дополнение к нескольким стихам, касающимся завещательной силы. В хадисах также сообщается, что Мухаммад придавал большое значение законам наследования и приказал своим последователям изучать их и обучать им. [1] Мусульманские юристы использовали эти аяты в качестве отправной точки для дальнейшего разъяснения законов наследования, используя хадисы , а также методы юридической аргументации, такие как кийас . В более поздние периоды по этой теме были написаны большие объемы работ. [2]

    Это слияние старых родственных обычаев и исламского права привело к ряду проблем и противоречий, которые мусульманские правоведы решили по-разному. [2] Используя дедуктивное мышление ( Qiyas ), мусульманские юристы добавили трех дополнительных наследников: дедушку по отцовской линии, бабушку по материнской линии и внучку по материнской линии. Эти наследники, если они имеют право на наследование, получают свои фиксированные доли, а оставшееся имущество наследуется остальными (uaaba). [2] Это привело к некоторым незначительным различиям между школами юриспруденции суннитских мазхабов . Кроме того, законы о наследовании для шиитов- двунадесятников Несмотря на то, что они основаны на одних и тех же принципах, они различаются по ряду особенностей из-за отказа от некоторых описаний хадисов и их понимания определенных событий в раннем исламе. [1] С другой стороны, система наследования хараджитских ибадитов и заидитов очень похожа на систему наследования суннитов. [1] В современных мусульманских странах, как правило, действует смесь различных школ юриспруденции (включая шиитскую) в дополнение к ряду важных реформ традиционной системы. Основным достижением таких современных систем является кодификация законов о наследовании. [1]

    Наследование считается неотъемлемой частью закона шариата . Как сказано в Коране, мусульмане наследуют друг от друга. [Коран 4: 7] Следовательно, существует законная доля родственников умершего в его имуществе и собственности. Основные правила наследования подробно описаны в Коране , хадисах и фикхе .

    Когда мусульманин умирает, необходимо выполнить четыре обязанности. Они есть:

    1. Оплатить похороны и похороны.
    2. Выплата долгов умершего.
    3. Определите ценность / волю умершего, если таковая имеется (не более одной трети наследства, поскольку оставшаяся часть определяется по законам шариата).
    4. Распределить оставшееся имущество и имущество родственникам умершего согласно законам шариата.

    Поэтому необходимо определить родственников умершего, имеющих право наследования, и их доли. [2]

    Эти законы имеют большее значение в исламе из-за ограничений, налагаемых на наследодателя (человека, составляющего завещание). Исламский закон налагает на наследодателя два ограничения:

    1. Кому он или она может завещать свое богатство.
    2. Сумма, которую он может завещать (которая не должна превышать одной трети имущества умершего). [2]

    Наследники, называемые первичными наследниками, всегда имеют право на долю наследства, они никогда не исключаются полностью. Эти первичные наследники состоят из супруга-реликта, обоих родителей, сына и дочери. Все оставшиеся наследники могут быть полностью исключены при наличии других наследников. Но при определенных обстоятельствах другие наследники также могут наследовать в качестве наследников, а именно отец, дед по отцовской линии, дочь, внучка по материнской линии, родная сестра, сестра по кровному родству и мать. [2] Наследников обычно делят на три группы:

    Наследование распределяется в следующем порядке: [4]

    1. Всем кото-наследникам выделяются их доли. Если это исчерпывает свойство, процесс завершается. В противном случае переходите к следующему шагу.
    2. Остальную часть имущества получают наследники-резиденты.
    3. Если остатков нет, но есть баланс с шага (1), деньги перераспределяются пропорционально наследникам квоты. Этот процесс называется ( al rad ).
    4. Если нет квотных или остаточных наследников, имущество распределяется между членами расширенной семьи.
    5. Если нет квот-наследников, остаточных наследников и продленных наследников, имущество выкупается в государственную казну, Байт ал-мал . [1]

    Классическая позиция школ Малики и Шафии [5] заключается в том, что при отсутствии квотных или остаточных наследников собственность напрямую поступает в государственную казну, т.е. шаги (3) и (4) пропускаются. Однако обе школы присоединились к школам Ханафи и Ханбали [6], приняв вышеупомянутые пять шагов из-за отсутствия или дезорганизации Байт ал-мала.

    Согласно исламскому праву , право наследования имеют только родственники, имеющие законное кровное родство с умершим. Таким образом, внебрачные и приемные дети не имеют долей в наследстве. В общем, полный брат исключает единокровного брата, у которого есть общий отец (" кровнородственный " брат), но не единокровного брата, у которого общая мать. В случаях, когда умерший мужчина оставляет беременную женщину, доля нерожденного ребенка будет сохранена. Также женщина во время ожидания (ʿiddat) после развода считается женой умершего для целей наследования. [1]

    В исламе, женщины имеют право на праве наследования , [7] , хотя в целом, ислам отводит женщины половины доли наследства , доступного для мужчин , если они наследуют от одного отца. Например, если у умершего есть дети мужского и женского пола, доля сына в два раза больше, чем у дочери. [8] Существуют и другие обстоятельства, при которых женщины могут получать равные доли с мужчинами. Например, доля матери и отца умершего, оставившего детей. [9] Также доля брата с одной матерью равна доле сестры с той же матерью, как и доли их потомков. [2]

    Некоторые говорят, что в исламе женщины имеют право на равное наследство. [10] [11] В османских городах семнадцатого века, таких как Бурса , вопросы наследования обычно решались в судах, при этом ответчики даже являлись членами семей женщин, подавших на них в суд. [12]

    Иногда доля женщин вдвое больше, чем у мужчин; например, если есть только родители и муж, муж получит половину, отец - 1/6, а мать - 2/6. Это соответствует толкованию Ибне Аббаса стихов 11, 12 суры Ан-Ниса. [ Коран 4: 11,12 ]

    Также Коран не делает различий между мужчинами и женщинами в случаях отношений калала . [13] [14] Калала описывает человека, который не оставляет после себя ни родителей, ни детей; это также означает всех родственников умершего, кроме его родителей и детей, а также означает отношения, которые не связаны с родителями или детьми [умершего]. Исламские ученые считают, что изначальные причины этих различий - это обязанности, возлагаемые на супругов. В исламе муж должен использовать свое наследство, чтобы содержать семью, в то время как жена не имеет никаких обязательств по содержанию. Кроме того, арабское общество традиционно практиковало обычай выкупа невесты или приданого, а не приданого.; т. е. мужчина сделал подарок своей жене или ее семье при замужестве, а не наоборот, возлагая финансовое бремя на мужчин, тогда как их не было на женщин. Этот обычай был продолжен, но существенно изменен исламом. Божественное предписание гласило, что приданое (махр) принадлежит только жене, а не ее семье. Его также можно отложить, тем самым уменьшив бремя, если муж не может позволить себе запрошенное приданое во время брака. Жена может отложить его до оговоренной даты, или он может стать долгом по наследству после смерти мужа. И добровольно отдавать свое приданое женщинам (в качестве обязательства), но если они по собственной инициативе передадут часть приданого, вы можете с удовольствием этим насладиться. [15]

    Аль-Хассар , математик из Магриба ( Северная Африка ), специализирующийся на исламской наследственной юриспруденции в XII веке, разработал современную символическую математическую нотацию для дробей , в которой числитель и знаменатель разделены горизонтальной чертой. «Пылевые шифры, которые он использовал, также почти идентичны цифрам, используемым в нынешних западных арабских цифрах . Эти же цифры и дробные обозначения появляются вскоре после этого в работах Фибоначчи в 13 веке. [17] [18] [19]

    В 15 веке Абу аль-Хасан ибн Али аль-Каласади , специалист в области исламского права наследования, использовал символы арабского алфавита в качестве математической системы обозначений в алгебраических уравнениях. [20]

    ❓

    Каков срок ′идды разведенной женщины, если у нее обычно бывает менструация, но в данный момент менструации нет из-за того, что она кормит грудью ребенка?

    ✏

    Если менструации временно прекратились из-за грудного вскармливания, то женщина должна ждать их прихода, даже если ′идда затянется.
    Показать полностью.

    ✒

    Ибн Джурейдж передал, что ′АбдуЛлах ибн Аби Бакр рассказал ему о том, что однажды один из ансаров по имени Хиббан ибн Мункиз развел свою жену, когда был в здравии, а она в этом время кормила грудью его дочь. И так прошло семнадцать месяцев, а у нее все не было менструации из-за того, что она кормила грудью. Через семь или восемь месяцев после развода Хиббан заболел.

    Тогда Хиббан вернулся к своей семье и отнял от нее дочь, и когда она прекратила кормить грудью, у нее появилась менструация: сначала первая, затем – вторая, а затем Хиббан скончался еще до того, как у нее началась третья менструация. И тогда она выжидала ′идду, какую выжидает та, чей муж скончался, и получила от него наследство.

    Наследство и его положения в Исламе запись закреплена
    Фатава аль-Лажна Даима

    ✅

    Возможно, ты сам причина разрыва родственных отношений

    Ответ:
    «То, что ты запретил тётям своего отца продать их долю наследства, которое они получили от своего отца, – есть беззаконие и вражда с твоей стороны. Каждая из них имеет право распоряжаться тем, чем она владеет. Никто не может запретить им распоряжаться своим имуществом, пока они являются дееспособными по Шариату.

    Что касается разрыва родственных уз между вами, то именно ты являешься причиной этого. Тебе следует попросить у Аллаха прощения, покаяться перед Ним в этом великом грехе, а также навестить их и попросить, чтобы они простили тебя.

    Все учёные едины во мнении, что поддержание родственных связей является обязательным (ваджиб), а разрывать отношения с родственниками запрещено (харам).

    Наследство и его положения в Исламе запись закреплена

    Наследование от неверующих и вероотступников.

    Автор книги: Бывший шариатский судья Даммаджа - Абу Мухаммад 'Абдульуаххаб ибн Са'ид аш-Шамири.

    Наследство и его положения в Исламе запись закреплена
    Пользы из Тафсира АбдуРахмаана Ас-Саади

    Предостережение душеприказчику от искажения завещания.

    Всевышний Аллах сказал: "Если же кто-либо изменит завещание после того, как он выслушал его, то вина ложится только на тех, кто его изменил. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий". Коран сура 2 Бакара аят 181.
    Показать полностью.

    Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

    Если завещатель опасается, что после его смерти душеприказчик изменит его завещание, то подобные опасения могут удержать его от завещания, и поэтому Всевышний Аллах возвестил, что если душеприказчик изменит завещание после того, как он услышал его и понял, каким образом его следует претворить в жизнь, то вина за содеянное будет лежать только на нем, тогда как завещатель получит свое вознаграждение от Аллаха.

    Аллах слышит любые голоса и звуки, слышит слова завещателя и наблюдает за душеприказчиком, дабы он не поступил несправедливо. Аллах знает о намерениях завещателя и поступках душеприказчика, и если завещатель старается правильно распорядиться своим имуществом, то Аллах, Которому прекрасно известно о его намерениях, непременно почтит его вознаграждением, даже если он допустил ошибку. Этот аят предостерегает душеприказчика искажать завещание, потому что Аллах ведает о нем и наблюдает за его поступками, и ему надлежит опасаться своего Господа.

    Наследство и его положения в Исламе запись закреплена
    Пользы из Тафсира АбдуРахмаана Ас-Саади

    Предостережение завещателю от несправедливости в завещании, и о том, что должен делать душеприказчик в данном случае.

    Всевышний Аллах сказал: "Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный". Коран сура 2 Бакара аят 182.
    Показать полностью.

    Толкование этого аята шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади:

    Предыдущий аят содержит предписание относительно справедливого завещания. Что же касается несправедливого завещания, при составлении которого завещатель вершит произвол и совершает грех, то присутствующие при этом должны посоветовать ему распорядиться своим имуществом более достойным и справедливым образом и удержать его от несправедливости.

    Под несправедливостью (джанаф) здесь подразумевается уклонение от истины по ошибке, а под грехом – сознательное уклонение от истины.

    Именно поэтому далее Всевышний Аллах напомнил о том, что Он прощает людям ошибки и избавляет от последствий совершенных злодеяний тех, кто приносит покаяния. Он прощает тех, кто отказывается от части того, что ему полагается по праву, в пользу своего брата, ибо Аллах всегда снисходительно относится к тем, кто снисходителен к окружающим. Он также прощает покойника, который составил несправедливое завещание, если его наследники восстановили справедливость и отказались от части своего наследства в пользу других родственников для того, чтобы избавить покойного от ответственности за совершенный поступок. Он милосерден к Своим рабам и повелел им быть снисходительными и милосердными друг к другу.

    Этот и предыдущие аяты призывают рабов составлять завещание, разъясняют, кто имеет право на часть наследства и какое наказание ожидает душеприказчика, который исказит справедливое завещание, и призывают исправлять несправедливое завещание.

    Наследство и его положения в Исламе запись закреплена
    Радость сердец благочестивых. Книга Ас-Саади
    Наследство и его положения в Исламе запись закреплена
    Наследство и его положения в Исламе запись закреплена

    Покаяние в трате той части наследства, которая по праву принадлежала сестрам

    Первое. Одним из великих грехов, которыми пренебрегают многие люди, является несправедливость в разделении наследства и отсутствие справедливости, которую установил Аллах.

    Запрет ещё серьезнее и грех еще больше в отношении того, кто захватил землю, так как захват земли – это уже само по себе является большим грехом, и к этому добавляется грех нарушения родственных связей и несправедливость по отношению к сестрам.

    Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 105529.

    Вы верно поступили, решив помочь своему отцу покаяться и восстановить владельцев в своих правах. Это самое лучшее благое дело и наиболее благочестивое дело, которое вы сделаете для своего отца. Пусть Всевышний Аллах примет ваши старания и воздаст вам благом.

    Второе.
    Если после смерти мужчины осталось 3 его сына и 4 дочери, то все имущество делится на 10 равных частей, и каждый сын имеет из этого по две части, а каждая дочь – по одной.

    Таким образом, доля каждого сына в земельном участке Хамсин 9,6 карата, а каждой дочери – 4,8 карат.

    Доля каждого сына в земле Даляля 13,8 карат, а дочери – 6,9 каратов.

    Таким образом получается, что ваш отец взял себе на 6,4 каратов больше, чем ему было положено, и вместо этого отдал вашим тетям 6,8 каратов земли Даляля, и вы говорите, что такое деление несправедливо, так как земельный участок Хамсин дороже, чем Даляля в 2 раза, примерно.

    Для верности покаяния в этом несправедливом делении наследства и возврата того, что по праву принадлежит другим, следует сделать одно из следующего:

    1) вы можете взять у своих тетей 6,8 каратов земли Даляля и отдать им взамен 6,4 каратов земли Хамсин; и если ваши тети потребуют это, то отдать ее – ваша обязанность, так как они имеют право на землю, которую оставил их отец (ваш дед);

    2) если справедливо оценить обе земли, то следует посмотреть сколько стоит 6,4 каратов земли Хамсин и 6,8 каратов земли Даляля, а разницу возместить вашим тетям или деньгами, или землей.

    Например, если предположить, что необходимая часть земли Хамсин стоит 50 000, а часть на земле Даляля стоит З0 000, то разница будет 20 000, их и следует раздать тетям, поровну разделив между ними. Или они могут взять столько земли, которую можно купить за 20 000.

    Все то, что вы возьмете у них или дадите им, вы должны разделить на четыре части, так как все они имеют право на это, а не только одна из них.

    Просим Всевышнего Аллаха помочь вашему отцу покаяться и принять ваши старания.


    Российская Федерация – многонациональное и многоконфессиональное государство. Конституция гарантирует равные права всем гражданам России независимо от национальной принадлежности и вероисповедания.

    Как обеспечить реализацию конституционных прав и свобод граждан, в том числе прав граждан на свободу вероисповедания и свободу распоряжения имуществом.

    Мы постараемся ответить на этот вопрос на примере граждан нашей страны, исповедующих Ислам.

    Рассмотрим это на примере важных для всех мусульман случаев – организации похорон и раздела наследства: какие положения содержит Гражданский кодекс РФ, что предписывает верующим Ислам и насколько эти подходы совместимы?

    В российском законодательстве вопрос о распределении наследства рассматривается в двух вариантах: по завещанию и без него (наследование по закону). Что интересно, в Исламе также прописаны оба эти случая. Попробуем сравнить их.

    Наследование по завещанию

    Российское законодательство устанавливает полную свободу завещателю: имущество может быть передано любым лицам, в любом соотношении, также может быть лишён наследства любой из наследников. Исключение составляют только обязательные доли (для несовершеннолетних детей, иждивенцев и пр.). Как мы видим, тут существуют определённые отличия от мусульманского завещания (васыя).

    Что касается обязательности завещаний, то такого условия нет в обеих правовых системах. В исламских странах, если у верующего нет намерений в отношении перечисленных пунктов, он может не оставлять завещание по Исламу (васыя). А обряд похорон и дальнейшая судьба его имущества будут определены по мусульманским канонам. В России законом также не определяется, что гражданин обязан написать завещание.

    Наследование без завещания (по закону)

    Наследование по закону Российской Федерации (в отсутствии завещания) осуществляется в порядке очерёдности. Группы родственников равной степени родства наследуют друг за другом. Каждая последующая очередь вступает в права, если предыдущая очередь не наследует (в случае отсутствия, отказа от наследования и пр.). Доли родственников одной очереди равны между собой. Например, наследники первой очереди – родители, дети и супруги – наследуют равные доли.

    1. Наследуют ближайшие родственники – мужчины и женщины [3].

    2. Раздел имущества производится после уплаты долгов и вычета расходов на похороны.

    3. Доля мужчины в большинстве случаев в два раза больше, чем доля женщины (для наследников одинаковой степени родства).

    4. Единственная дочь наследует половину имущества, а если их две и более – они получают 2/3.

    5. Муж получает 1/2 наследства супруги, если у него детей нет, жена в такой ситуации получает 1/4. Если дети имеются, то доли уменьшатся в 2 раза.

    6. В число наследников входят внуки и правнуки только по мужской линии.

    7. Остаток после распределения фиксированных долей в определённых случаях передаёт-ся одному наследнику. Например, отцу, если нет сыновей, внуков, правнуков.

    Самостоятельно производить расчёты достаточно сложно, так как существует большое количество нюансов для каждого отдельного случая. Круг наследников и их доли зависят от наличия определённых родственников, их пола и даже количества.

    Таким образом, можно заметить, что здесь существуют определённые различия между наследованием по Корану и по Гражданскому кодексу РФ.

    Коротко, с учётом сказанного выше, ситуацию с наследованием для российских мусульман можно охарактеризовать следующим образом:

    1. Завещание по Корану необходимо, без него раздел имущества по мусульманским кано-нам затруднителен.

    2. Традиционное мусульманское завещание (васыя) становится обязательным в части рас-поряжений о похоронах, долгах и невыполненных религиозных обязанностей. Указания о передаче имущества не наследникам (до 1/3) по-прежнему носят добровольный характер.

    3. Васыя становится недостаточной, поскольку не может выполнять задачи распределения всего имущества между наследниками. Даже при наличии мусульманского завещания остаётся как минимум 2/3 наследства, которые должны быть распределены строго в соответствии с Кораном.

    Завещание Аль-Мирас (завещание о наследстве)

    Гражданский кодекс РФ гарантирует законность данного подхода. Оформленное в установленном порядке и нотариально заверенное завещание Аль- Мирас получает необходимую юридическую силу.

    Таким образом, демократичность гражданского законодательства позволяет мусульманину выполнить все религиозные обязанности, оставаясь в пределах правового поля российского законодательства. Составив завещание Аль-Мирас, мусульманин выполняет свой долг верующего и обеспечивает законную защиту своих прав.

    [1] См.: Коран, 2:180

    Право наследования по шариату

    Рассмотрим права женщин в области наследования, в которых ислам четко проводит неравенство женщины и мужчины. По шариату право наследования находилось в тесной связи с брачно-семейными правовыми нормами. Оно осложнялось многоженством, временным разводом, очистительным браком, женитьбой на вдове. Основы права наследования лежат в доисламском периоде, из которого Мухаммед, в частности, сохранил в силе положения права наследования для мужского пола и по мужской линии, некоторые случаи наследования женщинами и родственниками по женской линии. Основы мусульманского наследственного права исходят из Корана.

    Остановимся на наследовании по закону для группы фарз. К ней относятся лица, имеющие право на законную долю в наследстве, независимо от числа других наследников. Они разделяются на две категории. К первой категории с обязательной долей относятся отец и мать умершего, переживший супруг (супруга). Они получают по одной шестой всего имущества, если умерший оставил ребенка, а если нет ребенка, то мать получает одну треть наследства, если остались братья, то мать получает одну шестую наследства. Половина имущества жены, не оставившей потомства, принадлежит ее овдовевшему мужу, а если оставила потомство, то мужу принадлежит одна четверть наследства.

    Жены имеют право на получение четверти наследства умершего, если от мужа не осталось детей, а если остались дети, то жены получают только по одной восьмой наследства. Если у умершего не осталось детей, то наследуют восходящие родственники, а мать получает одну шестую часть наследства. Как видно, доля матери наполовину меньше доли отца.

    К числу наследников второй категории фарз (с правом на необходимую долю) относятся: дед и бабка; дочь и внучка, единоутробные братья и сестры, полнородные и единокровные сестры. Дед и бабка при наличии других наследников имеют право вместе на одну шестую наследства. Дочь и внучка по отцовской линии становятся наследниками при отсутствии потомства мужского пола. Единственная дочь получает половину наследства, а если остались дочери, то они получают в равных долях две трети наследства.

    В случае отсутствия сыновей и дочерей единственная внучка получает половину наследства, а если внучка призывается к наследству вместе с ее сестрами и двоюродными сестрами, то ей приходится две трети наследства. Если внучка призывается к наследованию вместе с дочерью наследодателя, то ее доля делится поровну между внучками, если их несколько. Если среди наследников имеются несколько дочерей наследодателя, то внучка устраняется от наследования.

    При отсутствии полнородного брата полнородная сестра является наследницей фарз. Если она единственная, то ей достается половина наследства, а если сестер несколько, то они все вместе получают две трети наследства. При отсутствии полнородной сестры право фарз переходит к единокровной сестре с условиями как полнородной сестры.

    Можно отметить следующие отрицательные стороны наследования по закону, особенно по фарз: почти никогда наследство не переходит родственникам по материнской линии; женщина получает половину доли имущества мужчины; нет права представления; восходящие наследники не устраняются полностью от наследования в пользу нисходящих; у братьев, внуков больше наследственных прав, чем у сестер и внучек; внесение махра (собственности жены) влечет неравенство долей мужа и жены (хотя махр надо считать достоинством ислама).

    Еще более сложным является наследование асиб. Их три категории: асибы, связанные с наследодателем узами родства; асибы, связанные с умершим узами покровительства; казна (бейт-ал-мал). К первой категории относятся все родственники мужского пола по мужской линии без ограничения степенями родства, а также асиб при посредстве другого лица (родственники женского пола, дочь, внучка; сестра единоутробная и единокровная), если у них нет брата. Если у них есть брат, то они лишаются доли наследства по категории фарз и переходят в категорию наследников асиб. Важно иметь в виду, что к числу наследников асиб относятся лица, доля которых в наследстве сводится к остатку наследства после выделения долей фарз. При отсутствии наследников фарз наследники асиб призываются к наследованию во всем имуществе наследодателя как его родственники по мужской линии.

    Переход наследства к наследникам асиб подчиняется различным правилам в зависимости от религиозно-правового толка. Каждая категория родственников более близкой степени родства асиб исключает асибов более отдаленных. Между родственниками асиб одной и той же категории, и степени родства наследство делится поровну, но доля мужчины в два раза больше доли женщины (Коран, сура 1V, аят 12).

    Завещание по шариату рассматривалось как односторонняя безвозмездная сделка о распоряжении имуществом со стороны завещателя в пределах одной трети имущества, имеющегося после смерти наследодателя, что связано с обеспечением расходов наследников по закону на погребение умершего наследодателя, на благотворительные пожертвования и др. Шариат запрещает завещать что-либо из имущества умершего законным наследникам. Завещать можно и женщинам. Завещание может быть устным, письменным, причем устным - при двух свидетелях (не применялось ханифитами и ханбалитами). Оно могло быть написано лично завещателем, продиктовано казием или его адулами (секретарями-понятыми), могло быть отменено.

    Завещателем не может быть несостоятельный должник, убийца покойного, наследники по закону не могут быть наследниками по завещанию. Можно было завещать имущество неверному, даже проживающему на территории дарал-хабр (населенной не мусульманами), еще не родившимся детям как в полную собственность, так и в узуфрукт (наиболее полный сервитут), а также уже умершему лицу, в пользу животного или даже неодушевленного предмета (практически в пользу их собственника, владельца, мечети, медресе). Оно могло быть составлено с отменительными и отлагательными условиями, могло быть обременено легатом (завещательным отказом). При отказе легатория принять легат соответствующее имущество переходит к наследнику отказавшегося. При завещании в пользу умершего или животного имущество переходит в наследственную массу и наследуется в равных долях наследниками по завещанию.

    Завещатель мог назначить исполнителя (исполнителей) завещания (васи), который одновременно может наделяться полномочиями опекуна по завещанию. Исполнитель завещания, принявший на себя эту обязанность при жизни наследодателя, не может в дальнейшем от васи отказаться. Завещание могло быть признано недействительным вследствие вероотступничества, гибели имущества или смерти наследника, наступившей ранее смерти наследодателя.

    Хотя наследственное право и отличалось стабильностью, оно не могло оставаться неизменным, подвергаясь сильному влиянию обычного права завоеванных народов, в частности, в Средней Азии. В Иране отменено право наследников асаб, допускается в наследовании представительство от имени наследников. В Индии отменены правила о наследовании в зависимости от принадлежности к касте. Во многих странах наметился возврат к чистому шариату в наследовании (Египет, Саудовская Аравия, Индонезия и др.) на основе Корана, Сунны, Иджмы. Позиции шариата в вопросах наследования усиливаются и в странах бывшего Советского Союза. Имеются модернистские и реформистские течения совершенствования правовой основы ислама, а в ряде стран - прямое действие шариата (Египет, Ливия).

    Читайте также: