Могут ли российские юридические лица выбрать иностранное право

Обновлено: 07.07.2024

В широком понимании словосочетание «иностранный агент” стоит в одном ряду с понятиями “шпион”, “разведчик”, “представитель спецслужб другого государства”. То есть это — иностранный гражданин, который активно представляет интересы другого государства в какой-либо стране, зачастую при отсутствии дипломатического иммунитета. В российском же законодательстве этот термин используют по отношению к собственным гражданам.

Впервые понятие “иностранный агент” появилось в 2012 году в законе “О некоммерческих организациях” и относилось оно к НКО, которые:

а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.);

б) участвуют в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников.

Сейчас термин “иностранный агент” начали применять не только к некоммерческим организациям, но и к СМИ, а также к людям.

Итак, согласно российскому законодательству есть три разновидности статуса “иностранный агент”:

Термин “иностранные СМИ — иностранные агенты” содержится в статье 6 Закона РФ “О СМИ”. Согласно закону иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны:

  1. Иностранное юридическое лицо,
  2. Иностранная структура без образования юрлица независимо от организационно-правовой формы,
  3. Физическое лицо.

Есть два пути попадания в этот реестр.

ПЕРВЫЙ

Согласно части 3 статьи 6 Закона РФ “О СМИ” человек или организация признаются “СМИ-иностранным агентом” в случае, если отвечают двум критериям:

К иностранным источникам в этом случае относятся:

  1. Иностранные государства и государственные органы;
  2. Международные и иностранные организации;
  3. Иностранные граждане;
  4. Лица без гражданства и уполномоченными ими лица;
  5. Российские юрлица, которые получают деньги или имущество от вышеперечисленных источников.

ВТОРОЙ

Согласно части 7 статьи 6 Закона “О СМИ” человек или российское юрлицо может быть признан иностранным агентом и внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов, если одновременно:

Получается, что иноагентом может быть признан человек (или организация), который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы (например, журналистские расследования), предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника.

К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов. К ним добавляются только деньги или имущество от самих иностранных СМИ — иностранных агентов и юрлиц, учрежденных ими. Таким образом этот пункт накрывает всех журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-иноагентами.

Потенциально сюда могут относиться, например, зарплаты штатных сотрудников иностранных СМИ, признанных иностранными агентами, выплаты по договорам, банковские переводы, переводы на мобильные телефоны, а также компенсации транспортных или других расходов на участие в международных мероприятиях, покупка или предоставление для работы оборудования и т.д.

К ним относятся:

В конце 2020 года законодательство о физлицах-иноагентах еще больше “усовершенствовали”. Теперь согласно статье 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации” (так называемый “Закон Димы Яковлева”) иностранным агентом могут признать человека (независимо от гражданства), который одновременно:

  • занимается политической деятельностью и (или) ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при получении их иностранным источником могут быть использованы против безопасности России,
  • получает помощь от иностранных источников (деньги, имущество или даже организационно-методическую помощь).

Если в жизни человека одновременно присутствуют эти два фактора, то закон обязывает его самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, то Минюст может включить человека в этот список принудительно. Это решение может быть обжаловано в суд.

  1. Участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  2. Участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  3. Публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  4. Распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  5. Формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  6. Вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  7. Финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

При принятии закона депутаты пытались убедить журналистов, что мера об иностранных СМИ-иноагентах и физлицах-иноагентах коснется всего лишь нескольких десятков человек. Однако сама формулировка закона позволяет признать иностранным агентом сотни тысяч человек, начиная от штатных журналистов иностранных медиапроектов, фрилансеров и экспертов, и заканчивая обычными пользователями интернета, которые публикуют свои посты или репостят чужие, и имеют хоть какие-то иностранные деньги или имущество. Кроме того, важно понимать, что по определению под “иностранных агентов” будут подпадать все иностранные граждане, которые получают доход не из бюджета Российской Федерации и которые активны онлайн и публично высказывают свою позицию, будь то президент Франции Эммануэль Макрон или журналист из Молдовы.

Таким образом, в первую очередь в зону риска попадают:

  • иностранные СМИ;
  • русскоязычные иностранные медиапроекты;
  • иностранные информационные онлайн-ресурсы;
  • штатные журналисты иностранных изданий или изданий, получающих иностранное финансирование, их фрилансеры;
  • блогеры, получающие донаты или монетизирующие свои проекты;
  • активисты и правозащитники (особенно работающие с НКО-иноагентами и СМИ-иноагентами);
  • ученые, сотрудничающие с иностранными университетами;
  • все активные пользователи интернета, которые имеют хоть какую-то материальную или методическую помощь из-за границы.
  • Зарплаты штатных сотрудников СМИ-иноагентов и всех, кто на договорах с ними;
  • Перечисления по любым договорам из-за границы (например, экспертные гонорары);
  • Переводы через банки, Western Union и другие системы переводов (хоть от друга из-за границы в подарок на день рождения);
  • Переводы на мобильные телефоны из-за границы;
  • Компенсации транспортных и других логистических расходов за участие в международных конференциях;
  • Возможно, компенсация расходов на участие в мероприятиях НКО-иностранных агентов;
  • Монетизация каналов на Youtube;
  • Получение иностранных почетных премий в денежном эквиваленте;
  • Если поймают на таможне, то и ввоз наличных в иностранной валюте (в зависимости от желания применить ОРД к конкретному человеку).

Реестр иностранных СМИ — иностранных агентов ведет Минюст РФ. Он же по согласованию с МИД принимает решение о включении организаций или людей в этот реестр.

Требования для иностранных СМИ-иноагентов

Форма пометки утверждена приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. № 124 . Согласно ему все материалы СМИ-иноагентов должны сопровождаться следующим указанием:

Требования, если материал распространяется в печатном виде:

  1. Указание должно быть размещено в начале каждого материала: под заголовком или сразу перед текстом, если заголовка нет.
  2. Размер шрифта, которым напечатано это указание, должен быть вдвое больше, чем размер шрифта материала.
  3. Цвет пометки должен быть контрастным фону.
  4. Пометку нельзя накладывать на изображение или текст материала.

Если это аудио- или видеоматериал:

Требования для физлиц-иноагентов

Согласно части 7 статьи 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”, человек, включенный в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязан ставить пометку

при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.

По всей видимости, пометка нужна именно в тех случаях, если обращение в госорганы связано с политической деятельностью. Вряд ли таким указанием нужно будет сопровождать заявление о замене паспорта. Но обратите внимание, что суд или прокуратура тоже — органы государственной власти, поэтому теоретически отсутствие пометки на обращениях в эти инстанции тоже могут признать нарушением.

Кроме того, указание о наличии статуса должно быть на материалах, которые издаются или распространяются физлицом-иноагентом, а также на информации о деятельности физлица-иноагента, опубликованной в СМИ.

Пометка при упоминании НКО-иноагента, физлица-иноагента или общественного объединения-иноагента в других СМИ

  1. НКО-иноагентов,
  2. Общественных объединений без регистрации, выполняющих функции иностранного агента,
  3. Физического лица — иноагента.

Также пометка необходима, если СМИ распространяет материалы, созданные этими иностранными агентами.

Пометка при упоминании СМИ-иноагента в других СМИ

Административная

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были приняты в декабре 2019 года. Штрафуют иноагентов за нарушения, например, за не вовремя поданные отчеты или отсутствие пометки, по статье 19.34-1. За нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, учрежденного им юрлица, и людей, включенных в реестр СМИ-иноагентов, предусмотрены:

  1. Штрафы. Для граждан — 10 тыс. рублей, для должностных лиц — 50 тыс. рублей, для юридических — 500 тыс. рублей.
  2. Штрафы за повторное нарушение: для граждан — 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 100 тыс. рублей, для юрлиц — 1 млн рублей.
  3. Штрафы за грубое, то есть неоднократное нарушение (более двух раз в течение года): для граждан 100 тыс. рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, для должностных лиц — 200 тыс. рублей; для юридических лиц — 5 млн рублей.
  4. Блокировка ресурса иностранного СМИ Роскомнадзором.

Наказание для физлиц-иноагентов установлено другой статьей КоАП — 19.7.5-4. Она была принята 16 февраля 2021 года и начнет действовать 1 марта. Согласно ей за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, грозят штрафы:

  • если не подал заявление на включение в реестр добровольно или подал неточный отчет: предупреждение или штраф от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (часть 1);
  • за отсутствие пометки — от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (например, смартфона, компьютера, планшета или даже веб-сервера) или без нее.

Для физлиц: штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для должностных лиц: штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для юрлиц: штраф от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Уголовная

С 1 марта 2021 года в России будет действовать новая редакция статьи 330.1 УК РФ — “Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента”.

Для организаций и людей, включенных в реестр СМИ-иностранных агентов — часть 2 ст. 330.1 УК РФ:

За нарушение порядка деятельности иноагента, например, не вовремя поданный отчет или отсутствие пометки, будет грозить наказание от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Уголовное дело могут возбудить только в том случае, если человек (учредитель, главный редактор СМИ-иноагента или физлицо, включенное в этот реестр) уже был привлечен ранее к административной ответственности по части 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Для тех, кто попал в список физлиц-иноагентов, — часть 3. ст. 330.1 УК РФ:

В случае, если человек не включился в реестр добровольно или не подал отчет после включения в реестр, наказание будет варьироваться от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 5 лет. Но возбудить уголовное дело могут только после привлечения к ответственности по ч.1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ.


Россия желает быть открытой для иностранных инвестиций. Она стремится создавать благоприятные условия для иностранного бизнеса, в том числе понятные и удобные условия по открытию и началу ведения бизнеса. Любому инвестору, который решил работать на территории РФ, предстоит принять решение: какой из четырех существующих способов ведения бизнеса ему подходит:

  1. открыть российское юридическое лицо,
  2. купить долю в уже работающем российском предприятии,
  3. открыть филиал или представительство иностранного юридического лица,
  4. работать с дистрибьюторами.

Проанализируем эти варианты подробнее и оценим условия и возможности, которые существуют для иностранного инвестора.

1. Открытие компании

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО) – организационно-правовые формы юридического лица, которую ведут свою деятельность по собственному уставу. Многие моменты, связанные с регистрацией ООО и АО, одинаковы. Поэтому рассмотрим условия, сроки и стоимость открытия общества на примере ООО, как наиболее распространенной формы ведения бизнеса в России. ООО отвечает самостоятельно по своим обязательствам, имеет отдельный баланс и самостоятельно ведёт бухгалтерскую отчётность. Схема функционирования ООО во многом будет знакома и понятна иностранному инвестору.

Преимущества: Участник общества не отвечает по долгам всего общества – его ответственность ограничена размером его доли как участника. ООО имеет возможность применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая выгодна малому и среднему бизнесу, так как государство предусмотрело для такого типа организации льготный режим налогообложения. Для открытия ООО иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо может быть 100% участником, т.е. единоличным собственником.

Условия: Для открытия нужен юридический адрес, уставный капитал (не менее 10 тыс. рублей), а также генеральный директор и главный бухгалтер.

Иностранный гражданин, собирающийся стать учредителем ООО, должен законно пребывать на российской территории, т.е. должен обладать деловой визой, разрешением на проживание или видом на жительство.

Процедура открытия занимает 5 рабочих дней с момента подачи документов до получения свидетельства. В расходы (в среднем 10-15 тысяч рублей) включаются затраты на перевод, заверение и пересылку документов, а также госпошлина 4 тыс. рублей.

Если одним из учредителей ООО является иностранная компания, то дополнительно понадобится предоставить легализованные документы из страны инкорпорации, содержащие основную информацию о компании. Документы должны быть переведены на русский язык и заверены российским нотариусом.

Нюансы: иностранному гражданину, если он планирует занимать какую-либо должность в ООО, необходимо разрешение на работу. Получение такого разрешения в общем порядке является продолжительным по времени: вначале требуется оформление квоты и/или разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, после чего можно подать заявление на разрешение на работу, его можно получить через 30 календарных дней с момента подачи документов. Однако эти сроки и условия не распространяются на высококвалифицированных специалистов, получающих не менее 167 тыс. рублей в месяц до налогообложения. При найме такого специалиста также не потребуется получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, размещать вакансию в Центре занятости, предоставлять документ, подтверждающий владение русским языком, и медицинские сертификаты.

Оптимальным юридическим решением для ускорения регистрации ООО является назначение гражданина РФ генеральным директором, который может быть заменён иностранным гражданином после получения им всех разрешительных документов.

2. Открытие СП (совместного предприятия)/ввод нового участника в общество

Открытие СП предполагает создание нового общества при участии в уставном капитале российского физического или юридического лица. Кроме того, иностранный инвестор может приобрести долю в уставном капитале российского общества или стать новым участником этого общества через увеличение уставного капитала.

Преимущества: российский партнёр осведомлён о ситуации на рынке, ориентируется в законодательстве и обладает нужными знаниями, контактами в отрасли для уверенного старта нового СП. Со своей стороны, иностранный учредитель может, к примеру, обеспечить ввоз промышленного оборудования, аналоги которого не производятся в России. В соответствии с пп. 7 п.1 ст. 150 НК РФ такое оборудование освобождается от налога на ввоз.

Условия: процедура и расходы аналогичны тем, которые применимы при открытии ООО, если совместное предприятие учреждается российским и иностранным учредителями. В случае, если иностранный инвестор покупает долю в уже действующей российской компании или становится новым участником этой компании путём увеличения уставного капитала, то регистрация изменений занимает 7 рабочих дней, при этом заверение документов у нотариуса, как правило, обходится в сумму около 15-17 тысяч рублей. Кроме того, в случае с увеличением уставного капитала также оплачивается госпошлина 800 рублей. Дополнительно потребуются затраты на перевод, заверение и пересылку документов.

3. Открытие филиала или представительства

Филиал и представительство иностранной компании – обособленные подразделения, действующие по указанию головной компании и выполняющие все или часть её функций. Подразделения полностью подчиняются учредившей их компании, по обязательствам отвечает головная компания.

В чем отличие филиала от представительства?

Представительство наделяется минимальным объемом полномочий и не вправе вести предпринимательскую деятельность (ч. 1, 3 ст. 55 ГК РФ). Оно может заниматься только маркетингом и рекламной деятельностью, вести поиск потенциальных партнеров, заключать контракты, разрешать конфликтные ситуаций и пр.

Филиалможет полноценно осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная иностранная компания (ч. 2 ст. 55 ГК РФ), т.е. функционал филиалов в принципе такой же, как и у российских компаний.

Преимущества работы через филиал и представительство в России:

Условия: Для начала работы в России филиалы и представительства проходят процедуру аккредитации, которая длится 25-30 рабочих дней и потребует оплаты госпошлины 120 тыс. рублей.

Филиалы и представительства по существу являются формой присутствия на российском рынке, популярной у среднего и крупного иностранного бизнеса. Обращаясь в эти филиалы и представительства, российские клиенты понимают, что обращаются к представителям известного бренда, чья репутация и надёжность общеизвестны. Для иностранной компании наличие филиала/представительства в России однозначно повышает оперативность при взаимодействии с российскими и иностранными клиентами, работающим в РФ.

4. Работа через дистрибьюторов

Работа с дистрибьюторами – оптимальный, экономически целесообразный вариант для иностранных предприятий малого бизнеса. На этом этапе у компании еще нет в России штатных сотрудников и надежных механизмов сбыта продукции. Поэтому иностранная компания обращается к дистрибьюторам, заключает с ними договоры поставки. Компания продаёт свою продукцию дистрибьютору, который затем осуществляет её сбыт на территории России.

Условия: Эта форма работы не требует открытия отдельного юрлица на территории России. Нужен надежный дистрибьютор и юридически грамотный договор поставки, которым стороны будут руководствоваться при своем сотрудничестве. При этом нужно учитывать, что клиентская база не является постоянной, так как дистрибьютор может принять решение о сотрудничестве с другими компаниями, и иностранным инвесторам может понадобиться искать другой выход на российский рынок.

Итак, мы рассмотрели основные формы выхода иностранного бизнеса на российский рынок.

Выбор способа работы зависит от размера бизнеса, намеченных целей, специфики продукции и др. На практике, малый бизнес обычно выбирает для себя работу в России через дистрибьюторов. Средний и крупный бизнес выбирает создание ООО или открытие филиала/ представительства. В мировой практике также используются эти формы ведения бизнеса, поэтому в России для иностранцев правила игры будут понятны.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

возможно ли подчинить сделку купли-продажи акций российского ЗАО английскому праву? продавец - российское юр.лицо, покупатель - либо российское, либо иностранное лицо.

Просьба дать отсылку на законы с указанием статей.

Здравствуйте Алла, есть ли в участниках (учредителях) российских юридических лиц иностранные лица?

Предположительно, нет. Хотя подлежит уточнению. Вы могли бы дать ответ, исходя из обоих вариантов - при наличии иностранных бенефециаров и при их отсутствии.

Алла, если будут в составе учредителей иностранные юридические лица, то надо смотреть Конвенцию между Россией и той страной под юрисдикцией которой находится то лицо. Буду исходить из положений той Конвенции. Россия заключила более 150 конвенций, например, об избежании двойного налогообложения, в которых урегулированы вопросы уплаты дивидендов акционерам (участникам) компаний, в том числе учредителям российских юридических лиц.

Таким образом, в зависимости от того кому принадлежат акции можно рассуждать о праве страны. Акционер — иностранное лицо обязано будет уплатить налоги от продажи своих акций не только в России, но и отчитаться о сделке в своей стране. В РФ он обязан предоставить сертификат о резидентстве в целях валютного контроля.

Было бы несколько иное положение, как мне представляется, если бы это было не ЗАО, ОАО и это ОАО реализовывало бы свои акции на территории, скажем, Англии. Безусловно, в этом случае нужно бы было руководствоваться законами Англии. Но поскольку сделка осуществляется в России, то и законы должны применяться Российские.

А смысл в применении иностранных норм права на территории РФ?

Это применяется иногда с целью ограничения прав акционеров, особенно не крупных, которым будет сложновато слетать в иностранный арбитраж, или оговаривается какая-либо экзотическая юрисдикция подсудности.

Посмотрите по ссылке чтобы не повторяться.

Принципиально возможно в общем, но зачем? Определитесь с целью создания сложностей?

С тем, чтобы внедрить те договорные механизмы, которые до сих пор не предлагает российское право - заверения и гарантии, опционы и т.п.

Возможность выбора права предусмотрена п.1 ст. 1210 ГК РФ:

При этом, если "все касающиеся существа отношений Сторон обстоятельства", заключение и исполнение договора "связаны только с одной страной "(с Россией), то выбранное сторонами иностранное право не может затрагивать действие императивных (обязательных) норм российского законодательства (п. 5 ст. 1210 ГК РФ).

Примечательна позиция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (Постановление от 31 марта 2006 года Дело № Ф04-2109/2005(14105-А75-11):

Нет возможности расписать вопрос.

так же не закрываю вопрос

присоединюсь к коллегам

1. Третье лицо сдало в залог кредитору свое имущество для обеспечения исполнения должником своих обязательств. При этом в договоре залога залогодатель перед кредитором взял обязательство, что в случае обращения взыскания на заложенное имущество не будет предъявлять требований к должнику, пока кредитор не получит полного исполнения. 2. Договор регулируется английским правом. 3. И должник, и кредитор, и залогодатель - субъекты права РФ. 4. Кредитор обратил взыскание на заложенное имущество Вопрос: Является ли отказ залогодателя в договоре от предъявлeния требований к должнику: А. препятствием для предъявлeния требований в российском суде, или же Б. не является препятствием для предъявлeния требований в российском суде, поскольку такой отказ противоречит части 2 статьи 9 ГК РФ?

В договорах купли-продажи акций компании по английскому праву как правило всегда есть обязанность передавать всю документацию компании и ее печать Покупателю, если Покупатель покупает 100% акций компании, т.е. по сути саму компанию. Покупатель на этом настаивает. В каком английском законе, н.п.а прописано это - что Продавец передает документацию и печать компании при смене акционера-владельца компании?

Добрый день, Александр, меня зовут Ольга, я являюсь юристом в коммерческой организации, которой необходима консультация в области английского права. В данном случае я представляю интересы российской компании-продавца – участника юридического лица в котором продается доля. Суть вопроса: Российская компания в форме общества с ограниченной ответственностью. Участниками являются 2 юр. лица: российское ООО – 30% доли, остальное в собственности иностранной английской компании. Российская компания продает свою долю полностью третьему лицу – иностранной английской компании. Сделка планируется нотариальная, подписывается договор купли-продажи долей. При этом английская сторона предлагает подписать от имени российской компании side-letter, содержащее в себе запрет на совершение определенных действий в течение указанного в письме периода. В качестве применимого права в документе указано право Англии. Проект side-letter во вложении. В связи с этим мы бы хотели понимать права, обязанности и ответственность компании, и, в частности лица, подписывающего такое письмо (им будет директор компании-продавца) согласно законодательству Англии. Просьба рассмотреть наш запрос, и в случае возможности предоставления такой консультации, сформулировать сроки и стоимость Ваших услуг. Спасибо!

В настоящее время в Российской Федерации практикуются следующие 3 основные варианта организации иностранного бизнеса:

  • дочерняя компания;
  • представительство;
  • филиал.

При регистрации дочерней компании (ООО, ОАО, ЗАО) зарубежная организация должна подать готовый комплект документов в регистрирующий орган по месту нахождения будущей дочерней компании. На территории Российской Федерации регистрирующими органами в сфере регистрации юридических лиц являются территориальные отделения Федеральной налоговой службы. Указанные регистрирующие органы распределены в Российской Федерации по территориальному принципу. В одном субъекте Российской Федерации может быть как один регистрирующий орган (например, в Москве и Санкт-Петербурге), так и несколько регистрирующих органов (например, в Московской области). Определить необходимый регистрирующий орган можно по месту регистрации (месту нахождения) создаваемой дочерней компании.

ВАЖНО: Согласно требованиям российского законодательства руководитель иностранной компании, являющейся учредителем, обязан лично выступать заявителем (подписантом) документов, необходимых для создания дочерней компании. Для ускорения сроков регистрации заявитель может лично присутствовать при подаче документов в регистрирующий орган, однако возможна также и подача документов по доверенности. В последнем случае документы, подтверждающие регистрацию, будут направлены регистрирующим органом по почте на адрес созданной дочерней компании.

Для открытия представительства или филиала в любой точке Российской Федерации иностранная фирма должна подать готовый комплект документов на аккредитацию в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ (адрес: Москва, Смоленский бульвар, 3/5) или в Торгово-промышленную палату РФ (Москва, улица Ильинка, 6). Помимо аккредитации, представительство или филиал иностранной организации должны осуществить ряд других действий по взаимодействию с региональными государственными органами по месту нахождения представительства или филиала.

ВАЖНО: При аккредитации филиала или представительства все необходимые документы в любые российские органы могут подаваться по доверенности. Таким образом, все документы, относящиеся к аккредитации, могут быть подписаны за границей, и личного присутствия подписанта в России не требуется. Некоторые российские банки могут потребовать личного присутствия подписантов карточки образцов подписей на финальном этапе открытия банковских счетов, однако такое требование регламентируется только внутренней политикой конкретного банка.

Ниже следуют основные характеристики указанных вариантов открытия бизнеса с кратким описанием преимуществ и недостатков.

Вариант 1: Дочерняя компания

1.1 Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

1.1.2 Участники ООО отвечают по долгам ООО только в пределах стоимости своих долей. Одна из важнейших особенностей ООО — наличие преимущественного права участников на приобретение доли в случае, если какой-либо участник заявляет о намерении продать свою долю третьим лицам. В соответствии с законом такое отчуждение подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

1.1.3 Основные характеристики российских ООО:

  • в обществе может быть как один участник, так и несколько. Число участников не может превышать 50 человек. Тем не менее, если число участников превысит 50, общество должно провести в течение одного года реорганизацию в ОАО (открытое акционерное общество) или производственный кооператив. Кроме того, ООО не может иметь в качестве единственного участника другое юридическое лицо, состоящее из одного лица;
  • уставный капитал должен быть не менее 10 000 рублей (приблизительно 220 евро);
  • 50% уставного капитала должно быть оплачено до государственной регистрации ООО. Оставшиеся 50% уставного капитала должны быть оплачены в течение одного года после государственной регистрации ООО; и
  • управление в обществе осуществляется через общее собрание участников, совет директоров (формируется по усмотрению участников) и генерального директора/правление.
  • В случае создания компании с несколькими участниками (например, совместного предприятия) возможно заключение соглашения участников между участниками.

1.1.4 Документы и информация, необходимые для создания ООО

От иностранной компании-учредителя:

Документы, указанные в пунктах (A) — (F) должны быть нотариально заверены и легализованы (апостиль или консульская легализация). Подписи уполномоченных лиц должны быть нотариально заверены.

От иностранного физического лица-учредителя:

  • A) персональные данные, основанные на нотариально удостоверенном переводе паспорта или иных документов, удостоверяющих личность физического лица (сканированная копия);
  • B) копия временной регистрации (сканированная копия);
  • C) копия иммиграционной карты (сканированная копия).

Информация, необходимая для создания ООО:

(A) Полное фирменное наименование новой российской компании на русском языке; (примечание 1)

(B) Краткое фирменное наименование новой российской компании на русском языке;

C) Полное фирменное наименование новой российской компании на английском языке;

(D) Краткое фирменное наименование новой российской компании на английском языке;

(E) Виды деятельности новой российской компании; (примечание 2)

(F) Адрес местонахождения новой российской компании; (примечание 3)

(G) ФИО каждого учредителя, а также копия паспорта, с указанием регистрации (адрес), гражданства (в случае учреждения физическими лицами);

(H) Структура органов управления:

  • Общее собрание участников;
  • Совет Директоров;
  • Исполнительный орган (Генеральный директор / Правление).

Примечание: создание всех органов управления обязательно, за исключением Совета Директоров. Российские компании управляются общим собранием участников и исполнительными органами (в лице единолично Генерального Директора либо коллегиально в лице Правления). В случае создания в обществе Совета Директоров, он обладает скорее функциями наблюдения, нежели управления. Члены Совет Директоров не могут представлять компанию, за исключением случаев, когда они действуют на основании доверенности. Члены Правления являются работниками общества, а члены Совета Директоров таковыми могут не являться.

(I) Ф.И.О. Генерального Директора, каждого члена Правления (если оно образовано в обществе), каждого члена Совета Директоров (если он образован в обществе) и копии их паспортов, срок полномочий, адрес проживания, гражданство;

Примечание: если Генеральный Директор является иностранным гражданином, должно быть получено разрешение на работу.

Отсутствуют законодательные ограничения по найму российских или иностранных граждан на должность Генерального Директора российской компании. Если компания намерена нанять иностранных граждан, работодатель обязан получить разрешения для привлечения иностранных работников и разрешение на работу для каждого иностранного работника. Согласно законодательству, работодатель имеет право приглашать и использовать иностранную рабочую силу только в случае наличия у него разрешения на привлечение иностранных работников.

Таким образом, в отношении всех иностранных работников разрешения на привлечение иностранных работников должны быть получены заранее, до начала их работы. Персонально разрешение на работу для каждого иностранного работника должно быть получено на основе разрешения на привлечение иностранных работников. Получение разрешений на работу является обязанностью работодателя.

(J) ФИО Главного Бухгалтера и копия его паспорта;

(K) размер уставного капитала новой российской компании;

(L) Наименование банка и его адрес (телефон) или контактное лицо, в котором будут открыты счета новой российской компании.

1.2 Акционерное общество (АО)

АО редко используется для создания новых предприятий в России ввиду более сложных законодательных требований, поэтому далее сообщаются только основные сведения о данном типе компаний:

  • АО существует в двух основных формах — открытое акционерное общество (количество участников не ограничено) и закрытое акционерное общество (количество участников — не более 50);
  • Капитал АО делится на акции, которые подпадают под требования российского законодательства о ценных бумагах и подлежат регистрации в качестве ценных бумаг в соответствующих российских государственных органах;
  • В открытых АО, в отличие от ООО и от закрытых АО, отсутствует преимущественное право акционеров на приобретение доли в случае, если какой-либо акционер заявляет о намерении продать свои акции третьим лицам;
  • Уставный капитал открытого АО должен быть не менее 100 000 рублей (приблизительно 2200 евро), закрытого АО — не менее 10 000 рублей (приблизительно 220 евро);
  • Управление в АО осуществляется через общее собрание участников, совет директоров и генерального директора/правление;
  • В случае создания компании с несколькими акционерами (например, совместного предприятия) возможно заключение акционерного соглашения между акционерами.

Вариант 2: Представительство

2.1 Иностранная компания может вести бизнес в России через представительство.

2.2 Представительство иностранной компании не является самостоятельным юридическим лицом, представляет интересы иностранной компании в России. Глава представительства назначается иностранной компанией и действует на основании доверенности.

2.3 Основные задачи представительства: развитие бизнеса, представление и защита интересов иностранной компании. Представительство не вправе вести самостоятельную коммерческую деятельность.

2.4 Представительства регистрируются в Государственной Регистрационной Палате Министерства Юстиции РФ и/или Российской Торгово-промышленной Палате (влияет на условия аккредитации).

2.5 Кроме аккредитации, процесс регистрации представительства включает в себя регистрацию в налоговых органах, органах статистики и государственных внебюджетных фондах, а также открытие банковских счетов.

2.6 Документы и информация, необходимые для открытия Представительства

2.7 Информация, необходимая для открытия представительства:

Примерная продолжительность создания Представительства — 2 месяца (после получения всех запрошенных документов и информации от клиента).

Вариант 3: Филиал

3.1 Иностранная компания может вести бизнес в России через филиал.

3.2 Филиал иностранной компании не является самостоятельным юридическим лицом.

3.3 Глава представительства назначается компанией и действует на основании доверенности.

3.4 Филиал иностранной компании является подразделением этой фирмы, которое выполняет все или часть ее функций. Филиал вправе вести самостоятельную коммерческую деятельность.

3.5 Филиалы должны быть аккредитованы в Государственной Регистрационной Палате Министерства Юстиции РФ.

3.6 Кроме аккредитации, процесс регистрации филиала включает в себя регистрацию в налоговых органах, органах статистики и государственных внебюджетных фондах, а также открытие банковских счетов.

3.7 Документы, и информация, необходимые для открытия Филиала:

3.8 Информация, необходимая для создания филиала:

Государственная Регистрационная Палата рассматривает документы на аккредитацию в течение 18 дней.

Примерная продолжительность создания филиала — 2 месяца (после получения всех запрошенных документов/информации от клиента).

Особенности трудового законодательства России

Все компании, ведущие бизнес в России, должны соблюдать трудовое законодательство РФ. Ниже приведен краткий перечень важных вопросов, на которые нужно обращать внимание:

1. Письменный трудовой договор, определяющий основные условия трудовых отношений между сторонами и их обязанности, должен быть заключен с каждым сотрудником, работающим в России. Трудовой договор должен содержать ряд обязательных положений, предусмотренных российским законодательством.

2. Работодатель имеет право устанавливать трехмесячный испытательный срок для новых сотрудников. Существуют категории работников, для которых не может быть установлен испытательный срок.

3. Трудовые договоры могут быть прекращены только по специальным основаниям, которые предусмотрены законом и не могут быть изменены трудовым договором.

4. Заработная плата сотрудника не может быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), устанавливаемого российским законодательством. Следует иметь в виду, что размер МРОТ часто изменяется решениями государственных органов. Региональными соглашениями между местными органами власти, ассоциациями работодателей и профсоюзами могут быть установлены более высокие МРОТ для соответствующего субъекта РФ.

5. Работники в России имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 28 календарных дней за год работы.

6. В РФ существует 12 государственных праздников, являющихся нерабочими днями:

  • (A) 1, 2, 3, 4 и 5 января: Новогодние праздники
  • (B) 7 января: Рождество
  • C) 23 февраля: День защитника Отечества
  • (D) 8 марта: Международный женский день
  • (E) 1 мая: Праздник весны и труда
  • (F) 9 мая: День Победы
  • (G) 12 июня: День России
  • (H) 4 ноября: День народного единства

7. Когда на работу в России нанимаются иностранные граждане, необходимо соблюдать обязательные положения российского законодательства, касающиеся найма иностранных граждан в РФ. Каждый иностранный гражданин должен получить разрешение на работу, прежде чем приступать к работе в России, и рабочую въездную визу (если виза необходима). В зависимости от обстоятельств иностранные граждане могут быть наняты как по стандартной процедуре (которая обычно занимает не менее 3 месяцев со дня подачи необходимых документов), так и по процедуре, предусмотренной для найма иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов (более короткая процедура). У каждой из них существуют свои особенности.

8. Работодатели должны соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, правила обработки персональных данных работников и принимать обязательные локальные нормативные акты, которые должны доводиться до сведения всех сотрудников под подпись до их приема на работу.

9. Работодателям настоятельно рекомендуется принимать локальные нормативные акты по вопросам труда. Такие акты должны содержать правила приема на работу и увольнения персонала, основные права и обязанности работодателя и работников, дисциплинарные меры (эти положения, как правило, воспроизводят Трудовой кодекс), даты выдачи заработной платы, часы работы и отдыха, правила о бонусах, больничных, компенсации расходов, дресс-код, ограничения по курению, ограничения по использованию офисной техники для личных нужд, другие вопросы, важные с точки зрения работодателя. Работодатель должен доводить эти правила до сведения каждого из сотрудников, и каждый сотрудник должен подтвердить ознакомление с такими правилами своей подписью.

1. Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (пункт 2 статьи 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже.

2. Если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

3. Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.

Комментарий к ст. 1186 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена сфере применения международного частного права как отрасли права, регулирующей гражданские отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовые отношения, осложненные иным иностранным элементом, в том числе в тех случаях, когда объект гражданских прав находится за границей.

Гражданские отношения составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). В круг таких отношений законодатель прямо включил имущественные отношения, личные неимущественные отношения, и впервые законодатель установил, что предметом гражданского права являются также отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Эти отношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Легального определения иностранный элемент гражданского правоотношения не существует. Он может выражаться:

в иностранном гражданстве либо иностранной регистрации в случае юридических лиц его участников;

нахождении объекта гражданских прав за границей;

Иностранными гражданами согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Особым случаем, когда применяется международное частное право, является нахождение объекта гражданских прав за границей РФ. В таких случаях отношения, урегулированные международным частным правом, могут возникнуть и между российскими гражданами (например, при наследовании этого объекта). Эти отношения в данном случае понимаются в широком смысле, то есть как отношения, выходящие за пределы одного государства.

При наличии в гражданских отношениях вышеуказанного иностранного элемента возникает вопрос о том, право какой страны подлежит применению при их регулировании и органы какой страны компетентны принимать решения в процессе такого регулирования. Все данные проблемы относятся к области международного частного права. Решаются эти вопросы на основании специальных коллизионных норм (латинское слово collisio - коллизия, столкновение), которые решают вопросы столкновений между нормами, по-разному регулирующими соответствующие отношения в разных странах.

Помимо предмета правового регулирования в п. 1 комментируемой статьи сказано об источниках правового регулирования, которые включают международные договоры Российской Федерации, ГК РФ, другие законы (п. 2 ст. 3 ГК) и обычаи, признаваемые в Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее - иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Речь идет прежде всего о многосторонних международных соглашениях (международных конвенциях). В качестве примера можно привести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в Минске 22 января 1993 г.

Кроме международных конвенций, отношения с участием иностранного элемента регулируют двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией с рядом государств. Двух- и многосторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также иные договоры заключаются в целях единообразного подхода к регламентации международных частноправовых отношений. В них, как правило, указывается национальное право (право конкретного государства), подлежащее применению к данному правоотношению. Так, например, согласно ст. 27 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г., личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству того государства, на территории которого они имеют совместное местожительство.

Что касается обычая как источника международного частного права, то им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК).

При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Наиболее известным в международном частном праве является сборник торговых обычаев "Инкотермс", подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен дополнительный коллизионный критерий, на основании которого в определенных случаях подлежит определению применимое к договору, осложненному иностранным элементом, право. Им является так называемый критерий наиболее тесной связи гражданского отношения, осложненного иностранным элементом с правом той или иной страны.

Сложность и особенность применения указанного критерия состоит в том, что применимое право определяется без установления законодателем правил определения такой связи. Другими словами, речь идет об оценочном понятии. Данный критерий, несомненно, обеспечивает гибкость коллизионно-правового регулирования, в то же время создавая условия для правовой неопределенности и широкого судейского усмотрения при определении применимого права.

Ранее действовавшее законодательство такие критерии содержало. В соответствии с прежней редакцией п. 2 ст. 1211 ГК РФ правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считалось, если иное не вытекало из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

В настоящее время ст. 1211 ГК РФ изложена по новому: в ней не раскрывается общее понятие наиболее тесной связи. Однако следует учитывать, что Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 260-ФЗ) были внесены новые статьи, расширяющие круг отношений, регулируемых специальными коллизионными нормами, что во многих случаях исключает необходимость использования общего критерия наиболее тесной связи при определении применимого права.

Речь идет о следующих статьях: о праве, подлежащем применению к переходу прав кредитора к другому лицу на основании закона (ст. 1216.1), к отношениям представительства (ст. 1217.1), к прекращению обязательства зачетом (ст. 1217.2), к определению допустимости требования потерпевшего о возмещении вреда страховщиком (ст. 1220.1) и др. (см. комментарии к ним).

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится правило, исключающее применение коллизионных норм, если международный договор непосредственно регулирует соответствующие отношения. В качестве примера можно привести Женевские вексельные конвенции 1930 года и Женевские чековые конвенции 1931 года, Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. с изменениями 1992 г. и др.

Подобные международные соглашения содержат унифицированные материально-правовые нормы, в связи с чем необходимости прибегать к коллизионному регулированию нет.

Таким образом, подлежащая применению унифицированная материальная норма международного договора императивна, что исключает возможность устранить ее действие соглашением о выборе применимого права. Но правило п. 3 комментируемой статьи устраняет коллизию унифицированной нормы лишь с правом, которое, в свою очередь, было определено на основе коллизионных норм права.

Читайте также: