Могут ли ребенка перевести в коррекционную школу без согласия родителей

Обновлено: 18.05.2024

Поздно… Страшное слово. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут коренным образом изменить жизнь ребёнка к лучшему.

Почему так происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели родители не видят трудностей, не замечают того, что с развитием, с общением у ребёнка, мягко говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь ?

Конечно, большинство родителей прекрасно видят такие проблемы. Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них и что-то делать для их преодоления.

Причин этому может быть огромное множество:

· Кто-то догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.

· Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не всегда это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая защитная реакция).

· Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется самым лучшим.

Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.

Как же педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка, наконец поняли, что трудности его – реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки обратиться за помощью в ПМПК?

Во-первых , не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит. Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам воспитанников, как на самом деле у тех обстоят дела, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают. Поэтому, пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!

Для этого следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что нужно освоить ребёнку). Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении программы, родителям помогает присутствие на некоторых занятиях. Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему.

Да, детей нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой занимается ребёнок, его возможностям и способностям. Конечно, очень важно сказать не только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

Во-вторых, обязательно привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в некомпетентности и непрофессионализме. Поэтому разделяйте ответственность с родителями, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.

На самом деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить). Таких программ несколько: для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.

В случае если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить учёбу в учреждениях начального профессионального образования и получить рабочую специальность. В настоящее время количество учебных заведений, принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.

Закон позволяет в некоторых случаях запретить непривитому ребенку посещать образовательное учреждение или разобщить его с остальной группой детей. Но что делать, если ребенку не позволяют ходить в детский сад или школу незаконно?

Родители vs руководители садов и школ: споры о детских прививках

Иммунопрофилактика инфекционных болезней является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны здоровья.

Однако мнение об эффективности вакцин разделяют не все. Социологические опросы, проведенные в прошлом году Всероссийским центром изучения общественного мнения, показали, что в эффективности прививок убеждены лишь 72% россиян, тогда как 14% считают прививки бесполезными, а 9% – вредными для здоровья.

Не нашла поддержки в обществе и идея Минздрава ввести ответственность для родителей за отказ прививать детей – против высказалось большинство респондентов.

В каких случаях непривитому ребенку могут запретить посещать сад или школу?

Хотя в Семейном кодексе РФ предусмотрена обязанность родителей заботиться о здоровье своих детей, они могут не давать согласия на вакцинацию. Право на отказ от профилактических прививок предусмотрено ст. 5 Закона об иммунопрофилактике инфекционных болезней 3 . Согласно ст. 11 этого закона прививки могут быть сделаны ребенку лишь при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя на медицинское вмешательство. Если ребенку исполнилось 15 лет, он вправе самостоятельно принять решение о вакцинации или отказаться от процедуры.

Вместе с тем ч. 2 ст. 5 того же закона предусмотрена возможность временного отказа в приеме непривитых детей в образовательные организации и допуске к их посещению при возникновении массовых инфекционных заболеваний и угрозе эпидемий. Однако такой отказ возможен только на время сохранения обстоятельств, представляющих опасность для здоровья и жизни детей, не прошедших вакцинацию.

В подобных случаях обязательно должно быть утверждено официальное решение об эпидемии в регионе и объявлении карантина. Его объявляют местные органы власти по предписанию главных санитарных врачей и их заместителей 4 .

При проведении массовой вакцинации для предотвращения заражения непривитого ребенка допускается его разобщение с остальной группой детей на определенный период. Например, при вакцинации против полиомиелита этот период длится 60 дней 5 . Причем Роспотребнадзор разъяснял, что в таком случае недопуск непривитых детей в образовательное учреждение противозаконен, и рекомендовал ознакомиться с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2951-11 (Письмо Управления Роспотребнадзора по Московской области от 22 декабря 2015 г. № 12374-06). В данном документе указано, что при вакцинации против полиомиелита непривитых детей разобщают с привитыми на 60 дней, а не удаляют из учреждения. При этом руководители садов и школ обязаны организовать для таких детей раздельное пребывание в их стенах 6 .

Куда жаловаться, если ребенку без прививок незаконно не разрешают посещать образовательное учреждение?

Если руководство детского сада или школы игнорирует доводы о добровольности проведения иммунопрофилактических мероприятий и недопустимости отказа в допуске ребенка в образовательное учреждение при отсутствии обстоятельств, предусмотренных законом, возможно обращение в региональные органы управления образованием, органы Прокуратуры, Роспотребнадзор, к уполномоченному по правам ребенка и в суд.

Чтобы избежать потери времени, связанной с пересылкой ваших обращений в уполномоченные органы, сначала следует обратиться в региональные органы управления образованием (например, в Москве это Департамент образования, в Санкт-Петербурге – Комитет по образованию и т.д.). В Прокуратуру целесообразно обращаться в том случае, если другие органы бездействуют или вы не согласны с принятыми ими решениями. То есть Прокуратура их не подменяет, а лишь надзирает за законностью их действий и принятых решений.

Если жалобы не помогли, можно обратиться в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения директора образовательной организации.

Какую позицию занимают суды при рассмотрении исков противников вакцинации?

В настоящее время судебная практика по данной категории дел существенно не изменилась. Так, Тимирязевский районный суд г. Москвы в ноябре 2018 г. отклонил иск У. о признании незаконными действий директора школы по переводу ее непривитого ребенка в группу для детей, не прошедших иммунизацию против полиомиелита. Суд указал, что такие действия правомерны, так как их целью являются обеспечение соблюдения санитарных норм и охрана здоровья непривитых детей. Суд также отметил, что истец не представила доказательств того, что условия содержания, ухода и обучения в специально созданной группе отличались от аналогичных условий в основной группе. Московский городской суд признал решение районного суда законным 8 .

Таким образом, в случае разобщения непривитого ребенка с другими детьми обращаться в суд с иском к образовательному учреждению имеет смысл, только если есть доказательства того, что условия содержания и обучения ребенка ухудшились.

При этом в случаях, когда ребенка временно отстраняют от посещения детского сада или школы в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, доказать факт нарушения его прав крайне сложно.

Аналогичное решение принял Дубненский городской суд Московской области по иску к городской больнице, которая отказала истцу в приеме документов на ребенка для прохождения медицинской комиссии по зачислению в детский сад в связи с неблагоприятной эпидемической ситуацией по кори.

Оба решения были оставлены в силе вышестоящей судебной инстанцией 9 .

Таким образом, в аналогичных случаях имеет смысл обжаловать не медицинское заключение, а постановление главного государственного санитарного врача путем подачи административного иска в суд по месту жительства заявителя.

В целом суды все еще часто принимают противоположные по сути решения. А пока судебные органы не выработали единый подход, родители могут придерживаться официальной позиции Генеральной прокуратуры РФ 10 : единственным основанием временного отказа в допуске в сады и школы детей без прививок является возникновение массовых инфекционных заболеваний и угроза эпидемий. Даже отказ от пробы Манту не может стать основанием для недопуска в образовательное учреждение. Так, Закон о предупреждении распространения туберкулеза предполагает противотуберкулезную помощь населению при наличии согласия граждан 11 . Принцип добровольности такой помощи при условии отсутствия контактов ребенка с туберкулезным больным означает, что родители вправе отказаться от пробы Манту, и это не должно повлечь запрета на посещение сада или школы.

Что учесть до обращения в суд, если ребенку не позволили посещать образовательное учреждение либо его перевели в другую группу или класс?

  • Является ли отказ в приеме в образовательное учреждение временным или вам вовсе отказали в зачислении?
  • Что послужило основанием для отказа?
  • Каким образом изменились условия содержания, воспитания и обучения ребенка в случае его перевода в отдельную группу в детском саду или в другой класс в школе?

Если отказ не является временным или он не имеет документального обоснования, а также если после разобщения детей условия содержания и обучения ухудшились – обращение в суд будет целесообразным.

В суд необходимо обращаться по месту нахождения ответчика.

И помните: альтернативой обращению в суд является подача жалобы на неправомерное решение в контролирующие органы. В случае отсутствия оснований для вмешательства вам должны предоставить мотивированный отказ.

7 Решение Верховного Суда РФ от 27 апреля 2011 г. № ГКПИ11-251.

8 Решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 г., Апелляционное определение Московского городского суда от 28 марта 2019 г. по делу № 33-9763/2019.

9 Апелляционное определение Московского областного суда от 29 января 2014 г. по делу № 33-1117/14, Апелляционное определение Московского областного суда от 15 января 2014 г. по делу № 33-28627/2013.

10 Письма Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2015 г. № 72/1-1164-14, от 29 октября 2014 г. № 72/1-1164-14, от 11 сентября 2014 г. № 72/1-1164-14.


Короче, у нас с учебой все плохо. 2 класс. Гимназия (пошли по прописке). Тянуть его тяжело, сил нет. Согласна на коррекционный класс, на все что угодно, лижбы ему было по-легче.
После школы в тот же день не может сказать что проходили (не по всем предметам). Домашнее задание запомнить не может (бывают важные длинные комментарии от учителя). Проблема не столько в памяти, сколько во внимании. Уроки закончились - бегом гулять и уже не слышим что говорит учитель. Дают длинное задание - лень делать не потому что не знает, а потому что долго.
Капец. Дома все делает.
К неврологу не отправляйте - наблюдаемся. К психологу в Диалог сходили - надо еще сходить еще пару тестов пройти. Пока по тестам все хорошо.
Так вот про коррекционный класс. Куда сначала податься. Какой процесс перевода. Расскажите, пожалуйста, кто сталкивался.
Хочу пока без учителей сама поразбираться.


Нафиг он вам. Переходите просто в школу не гимназию, с традиционной программой и стандартным набором предметов. Коррекционный класс - это скорее всего 7 вид, и чаще там дели педзапущенные, из неблагополучных семей. Племянник отучился год в коррекционном классе - научился только материться.


Мне кажется,что большинство детей в начальной школе ленятся,не внимательны,домашнее задание для большинства каторга.У меня мама с братом всю начальную школу домашнее задание вместе делала,тоже и психовал,и не хотел делать,у папы терпения не хватало. Школу закончил хорошо.До девятого класса без троек учился.со мной проще было,более усидчивая,более ответственная была.Помогали конечно родители в начальной школе и уроки проверяли и контролировали.



Так там в классе тоже много учеников. Наш учитель к нему подходит, смотрит что он делает, но это редко, она же не может над ним стоять весь урок. А в коррекционном численность вроде меньше, требования меньше.



Капец - это отношение мамы к ребенку! Проще спихнуть, чем заниматься и выяснять причины. С учителем разговаривали? В классе ребенку комфортно? Учиться хочет? То, что пасует перед трудностями - это понятно, надо учить преодолевать.
Или Вас устроит компания


Перейдите просто из гимназии в обычную школу. Если уж понадобится коррекционный, там это будет проще решить. И для ребенка менее травматично


10-12 человек. Но толку-то. В обычном классе шумных-невнимательных-мешающих от силы 1-3. А тут все 10 такие, каждый в свою сторону тянет. И никому ничего не надо. Точно так же к вашему не будут каждую минуту подходить, потому что надо каждому из 10 в отдельности объяснять.

Родственница, которая не по наслышке столкнулась с этим, ни слова хорошего про корррекционный класс обычной школы не говорит, только негатив.Хотя сама школа хорошая. Но коррекционный класс проблемному ребенку не помогает подняться.


скорее всего вам в коррекционный класс не попасть, так как если у вас раньше не было проблем по неврологии (а вы бы о них еще до школы узнали), то скорее всего и сейчас нет
вам нужно пойти либо в малокомплектную школу, либо в школу с простой программой
возможно в дело в учителе, не может найти подход (не хочет, да и не обязана в общем то)



интересно, а если учиться не хочет, в классе не комфортно, учитель не нравится и тд. что теперь? мир вокруг него выстроить.
вот что?
ну не нравится ребёнку сложности преодолевать, думать не хочет с нужной скоростью, конечно интересней играть, гулять.
невролог опять же, на учёте стоите, значит не просто так, а значит и учёба не даётся тоже не просто так.


А что чушь-то, у вас тоже кто-то из близких учился в таком? Родственница когда отдавала в коррекционный класс, то ей говорили, что там просто дети с проблемами по неврологии. А по факту оказалось совсем не так. И большая часть детей в классе русский и русский матерный не различают.
Племянника в итоге в коррекционную школу перевели - вот там да, дети проблемные, но с заботливыми родителями, небо и земля. Но автору, судя по описанию, туда не надо. Обычный ребенок, которому бы учиться в обычной школе.


Смотря в чем именно проблема. Индивидуальные занятия со специалистами - логопед, дефектолог и так далее. Может быть нейрокоррекция, может быть медикаментозная даже.
Плюс работа родителей. Ежедневная и настойчивая. Дома же ребенок всё делает - значит с мозгами порядок.



у меня ребенок там учится
вижу одноклассников ребенка
меня и других родителей нельзя назвать неблагополучной и ребенка педзапущенным
вы бы видели сколько усилий делают родители, к каким только логопедам, дефектологам, санаториям, медцентрам ходят
денег вбухивают кучу
хотя соглашусь, автору туда не надо
говорю же, еще бы до школы знали о проблемах


10-12 человек. Но толку-то. В обычном классе "буйных", т.е. шумных-невнимательных-мешающих от силы 1-3. А тут все 10 такие, каждый в свою сторону. И никому ничего не надо. Точно так же к вашему не будут каждую минуту подходить, потому что надо каждому из 10 в отдельности объяснять.


Спасибо за разъяснения. Я уже давно подумываю над этими вариантами - корр класс и обычный. Вот и обратилась за помощью к форуму.


mikka
С учителем разговаривали? В классе ребенку комфортно? Учиться хочет?

интересно, а если учиться не хочет, в классе не комфортно, учитель не нравится и тд. что теперь? мир вокруг него выстроить.
вот что?
ну не нравится ребёнку сложности преодолевать, думать не хочет с нужной скоростью, конечно интересней играть, гулять.
невролог опять же, на учёте стоите, значит не просто так, а значит и учёба не даётся тоже не просто так.


Спасибо за поддержку.
Я эти 1,5 года не сидела сложа руки. Безотрывно от него целый день. Все думала что сложится, что хотя бы в этой школе началку отучиться.



у нас ребенок учится в коррекционном классе, требования такие же как и в общеобразовательных классах.
Вам автор, возможно, к психотерапевту поможет ходить. Наш проходит курс терапии, улучшения есть. Но у нас он не "катастрофа", а скорее "тюфяк".
Вам в первую очередь на учителя ориентироваться нужно, нужен старой закалки педагог, советской школы. который и подход найдет, т.е. и пряничком и кнутом обеспечит.


Вам в первую очередь на учителя ориентироваться нужно, нужен старой закалки педагог, советской школы. который и подход найдет, т.е. и пряничком и кнутом обеспечит.




Ну и собственно особо волноваться не стоит. Не вы первая, на вы последняя. Вы же не первый год своего ребенка знаете. Успеваемость у ребенка какая? На троечках выезжает?



так для коррекционного класса ж какие-то показания нужны, наверное? а тут просто обычный маловнимательный ребенок.


не усваивает программу - показание, трудно учится в массовом классе - показание. на комиссии в Радуге такое на раз заключение напишут





у нас не пишут (можете не верить)


Ребенка после 4 класса отправляют в корректирующий класс за неуспеваемость. Подскажите, пожалуйста есть такие на форуме, у которых дети там обучаются? Что это за класс7 Слышала, что полный отстой.



Midi



красота-Я


ЯДумаю



Иволга55


Sirrin





ЯНатали


kyprik



kyprik




kyprik



Рыжая-Прелесть



уралочка_сах автор








вы мне не рассказывайте, что маме работать нужно. Сама жизнь ей дала задачу понять, чтО ей дороже. Работы могут быть разные, а вот дети одни. Ваша сестра пока что не поняла, что именно мама нужна сейчас и всю начальную школу. и не стоит думать, что кто-то (репетиторы, логопеды) все исправят. Оставайтесь при своем мнении. И не зря я вам пишу, что вы вопрос не очень понимаете, но вы и не мама этого ребенка, с вас какой спрос. Информацию можно и нужно черпать из консультаций специалистов, из специальной литературы, из литературы для родителей детей с нарушениями. Я сделала свой выбор и уволилась с хорошей работы. А кормилица в семье я одна - отец ребенка умер. Так что рассказываете свои тезисы о том, что маме надо работать и дальше. Главное, КОМУ надо. Вот в этом и ответ. Всего доброго.


Maruska


Любитель_Сахалина



Любитель_Сахалина



Любитель_Сахалина



Любитель_Сахалина



Любитель_Сахалина


Любитель_Сахалина



Любитель_Сахалина

Читайте также: