Миф как источник права

Обновлено: 03.07.2024

Когда я училась на первом курсе аспирантуры и с трудом загоняла себя в спортзал, мне приходилось одновременно решать еще одну проблему. Каждый день после занятий я, вместо того чтобы приняться за решение задач или почитать что-нибудь из рекомендованной литературы, любила потянуть время и устроиться на кровати с увлекательной книгой. Особенно мне нравились книги Джеймса Паттерсона и Джоан Роулинг. Интересный роман был для меня непреодолимым искушением.

Естественно, мне как начинающему ученому-бихевиористу хотелось понять, может ли увязывание с искушением оказаться полезным не только для меня, но и для других. И я, будучи доцентом в Уортоне, придумала схему для проверки этой возможности.

Прямо напротив моего кабинета в Уортоне находится фитнес-центр Pottruck — премиальный спортзал Пенсильванского университета. После того как я закончила с организационной частью (нашла финансирование и коллег, необходимых для научной проверки полезности увязывания с искушением), я расклеила по кампусу университета листовки, в которых предлагала любому члену университетского сообщества, желавшему больше заниматься в Pottruck и имевшему в своем распоряжении iPod, записаться для участия в исследовательской программе и заработать 100 долларов. Все, что им требовалось сделать в обмен на эту сумму, — провести один час под моим руководством в спортзале в начале семестра и дать моей команде доступ к информации о посещении ими фитнес-центра на протяжении оставшегося учебного года.

На программу, что неудивительно, записалось несколько сотен студентов и сотрудников. Что может быть лучше, чем заработать 100 долларов и к тому же получить дополнительный импульс и, возможно, улучшить свои спортивные привычки?

Когда участники программы явились в Pottruck для первых вводных занятий, мы обрадовали их еще больше. Мы готовы были предложить им, помимо 100 долларов, еще и подарки. Но в разных группах подарки были разными и использовать их можно было тоже по-разному.

Как мы и ожидали, участники исследования, которым была предоставлена возможность увязать искушение с задачей, стали гораздо более частыми посетителями спортзала, чем участники из контрольной группы. В первую неделю эксперимента те, кто получил плееры с аудиокнигами, занимались спортом на 55% больше, чем члены нашей контрольной группы. Мало того, они демонстрировали заметное преимущество на протяжении семи недель — вплоть до каникул на День благодарения. Реальная польза от увязывания задачи с искушением в итоге подтвердилась.

Но самым интересным открытием, сделанным нами в ходе этого исследования, стало то, кто именно получил максимальную пользу от увязывания с искушением. Оказалось, что из всех, кто получил возможность связать визиты в спортзал с прослушиванием интересной книги, больше всего увеличили время своих спортивных занятий те, с кем в самом начале нам труднее всего было договориться о времени вводного занятия, — то есть люди, у которых жизнь была распланирована и расписана далеко вперед.

Это сразу же показалось нам с коллегами логичным. Мало того, именно моя распланированная и очень насыщенная жизнь натолкнула меня на идею об увязывании дела с искушением, и эта практика оказалась невероятно полезной для меня во время обучения в аспирантуре. Именно тем из нас, чье расписание всегда забито под завязку, нужен мощный магнит, который тянул бы нас в спортзал (или побуждал к достижению любой другой повседневной цели). Полагаться исключительно на силу воли для нас бесполезно, потому что к концу долгого активного дня остается очень мало энергии.

В этом случае мы обнаружили, что возможность бесплатно скачать аудиокнигу и понять принцип увязывания с искушением привело к 7%-ному росту вероятности появления их в спортзале хотя бы раз в неделю на протяжении нашей месячной программы. Кроме того, это повлекло устойчивое повышение вероятности еженедельных занятий на протяжении по крайней мере 17 недель после окончания нашего вмешательства (в этот момент мы просто прекратили наблюдения, так что на самом деле эффект, возможно, продержался еще дольше) . Хотя результат оказался далеко не таким внушительным, как те 55% первоначального роста, которые были достигнуты благодаря тому, что плееры с книгами содержались в запертом шкафчике и выдавались только на время занятий, успех нашего вмешательства тем не менее производил впечатление — ведь мы всего лишь предлагали: мы не ограничивали ничье поведение, как в первом исследовании в случае с запертым шкафчиком. И результат подтвердил, что увязывание полезного дела с искушением действительно способно устойчиво и надолго изменить поведение человека.

Для меня мораль этого исследования состоит в том, что увязывание с искушением, безусловно, работает лучше всего, если вы можете на самом деле ограничить некое удовольствие временем выполнения задачи, которая требует дополнительной мотивации (скажем, слушать аудиокниги только в спортзале, а не в автомобиле и не в автобусе). Но даже просто предложить людям попробовать увязать задачу с искушением достаточно для получения долговременного положительного результата.

Более позднее исследование, проведенное в одной из школ Флориды, указывает на то, что увязывание с искушением с полезными вариантами поведения, которых мы иногда попросту боимся, может повысить не только долгосрочную стойкость в вещах, которые, как мы знаем, нам следует делать, но и краткосрочное упорство в этих же вещах. К немалому удивлению многих учителей, опасавшихся, что наличие отвлекающих факторов плохо скажется на результате, когда ученикам разрешили съедать что-то вкусное, слушать музыку или рисовать цветными фломастерами во время выполнения сложных заданий по математике, сделать им удалось больше обычного.

К счастью, когда увязывание с искушением работает, трудные задачи перестают пугать, к тому же и потерянное время удается скомпенсировать. И я поняла, что увязывание можно использовать для решения самых разных задач — от более регулярного приготовления домашней еды (никакого вина, если не постоишь у плиты) до завершения проектов (скажем, зарезервировав прослушивание подкастов на время скрапбукинга).

Кроме того, это вовсе не безошибочная стратегия, если вы хотите помочь измениться другим людям, поскольку эта стратегия требует самоконтроля. Если человек не владеет собой, он легко может мухлевать (и получать удовольствие, отвязывая искушение от дела!). Каковы же в таком случае ваши варианты?

Мифология – есть исторически первая форма мировоззрения, первая ступенька человеческого сознания по осмыслению всех форм бытия. Миф, в отличие от философии, не оформляется в рациональную формулу, не вычленяется из целостного мировоззрения, он использует образное мышление.

Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Заслуживает внимания используемое здесь представление о договорном характере власти.

Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т.п.).

Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом – лишь помощники личностной власти правителя. Источники подтверждают, что некоторые правители из-за слабости их личной потенции и на самом деле отказывались от власти.

Приведенные мифические версии о божественном характере земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии и т.д.

Для мифологического сознания, находящегося у истоков политической и правовой мысли, характерно: Космос проецируется на землю, отсюда: земные порядки (власть, структура общества, общественные) – все это является следствием общемирового, космического порядка. Применительно к области политико-правовых воззрений миф являлся отражением правопорядка, существующего на ранних стадиях человеческого социума. Миф внедрялся в такие сферы человеческого бытия, как рождение, жизненные циклы, смерть, имитируя при этом небесный архетип. Все это определяет главные особенности политико-правовых воззрений, существующих на ранней стадии развития общества:

· божественный первоисточник власти;

· неизменность сложившихся социальных и политико-правовых порядков;

· наличие божественного закона, который регулирует взаимоотношения людей, общественные взаимоотношения.

Вследствие этого , все земные порядки для древнего общества являются общеобязательными, легитимными, они, за редким исключением, не подвергаются сомнениям и не имеют альтернатив.

Это определило назначение и функции мифологии в области политико-правовой сферы жизнедеятельности человеческого социума. Миф закреплял сложившуюся в реальности регулятивную нормативную систему и закреплял ее. Миф канонизировал правовые нормы и облачал их в нравоучительную форму. В конечном итоге, миф не только объяснял прошлое, и констатировал настоящее, но и служил источником для будущего. Миф рисовал идеальный правовой порядок, к которому должен стремиться человек.

Мифологическое сознание постепенно рационализируется. Сомнение в мифе - это первая ступенька его рационализации. Затем происходит процесс десакрализации мифических представлений, который способствует началу философского подхода к осмыслению действительности - образное мышление постепенно уступает место логико-понятийному анализу, а затем первоначальным формам эмпирико-научного и историко-политического исследования государства и права. Процесс трансформации мифологического сознания у разных народов происходил с различной интенсивностью и в различных формах. Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально- политических явлений достаточно четко проявляется в I тыс. до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали огромное влияние на последующую политикоправовую мысль – как непосредственно в эпоху формирования религиозных, философских и зачаточно-научных концепций политики, государства и права, так и в последующие периоды развития политических и правовых учений. Помимо всего прочего, это обусловлено уже тем, что миф как исторически первая, достаточно продуктивная и весьма долго господствовавшая форма духовного освоения действительности (в том числе – и политико-правовой) заложил те исходные традиции в понимании и трактовке всех основных сфер жизни людей, с которыми в дальнейшем не могли не считаться искусство, религия, философия, наука. Для всех этих новых духовных образований мифы были компендиумом всего накопленного опыта, основным источником представлений о прошлом и будущем, арсеналом устоявшихся и привычных средств, форм и способов познания и объяснения мира, авторитетным сводом правил поведения.

Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений.

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и на Западе — у египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. — восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму общественного сознания и в особую область человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения.

Космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен, согласно мифам, присутствием и усилиями богов. Земные же порядки (в том числе и порядок человеческих взаимоотношений) — часть (и следствие) общемирового, космического порядка.

Земные порядки, согласно древним мифам, — неразрывная часть общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещается в мифах тема земной жизни людей, их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, их прав и обязанностей — словом, всего того, что им позволено и что им запрещено.

Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-правовых порядков — основная идея и тема древних мифов по интересующим нас здесь аспектам их содержания. В мифах древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. Различные мифические версии этой связи по-своему отражают своеобразие того строя и тех социально-политических порядков, мировоззренческое оправдание которых фиксируется в мифе: определенная мифическая версия освящает высшим авторитетом и санкционирует соответствующий (наличный) порядок, являясь одновременно основой его происхождения и легитимации, оправданием его существования и вечного, неизменного сохранения, принципом и нормой его функционирования.

Та или иная версия божественного происхождения земной власти и порядка является, таким образом, общеобязательной моделью соответствующего их устроения и одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице иных представлений, взглядов, точек зрения и т. п.: сомнение в мифе есть начало его рационализации, но это, как правило, дело довольно позднее.

Различные версии мифа представляют интерес прежде всего как познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения и регуляции соответствующих общественных отношений.

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Заслуживает внимания используемое здесь представление о договорном характере власти.

Законы еврейского народа, по священному учению евреев, получены Моисеем прямо от Бога (законодательство Моисея). В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса и т. п.).

Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождении и характере земной власти, согласно которому именно персона верховного правителя Поднебесной (т. е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и государственный аппарат в целом — лишь помощники личностной власти правителя. Источники сообщают, что некоторые правители из-за слабости их личной потенции и на самом деле отказывались от власти.

Приведенные мифические версии о божественном характере земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти, управлении, праве, справедливости, правосудии и т. д.

Шумерские и вавилонские правители и законодатели настойчиво подчеркивали божественный характер своей власти и своих законов, их соответствие неизменным божественным установлениям и справедливости.

Мифические представления древних персов нашли позже свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно-этического течения был Заратустра (Зороастр), чья жизнь и деятельность относятся примерно к VIII в. до н. э. В дальнейшем идеи зороастризма получили довольно широкое распространение в Древнем мире (на Ближнем Востоке, в Передней Азии, Индии, Греции) и оказали заметное влияние на становление христианской доктрины.

Борьба в мире двух противоположных начал — добра и зла — является основным положением зорастризма. Начало добра олицетворяется царством светлого божества Ормузда, начало зла — царством темного божества Аримана. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе и состоят положительный смысл и цель бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла.

Государство, согласно зороастризму, должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх — служитель Ормузда, он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаждать добро. Персидская держава под началом подобного монарха, согласно зороастризму, будет постепенно ограничивать силу зла и расширять власть добра. Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.

В Древней Персии мы не встречаем еще более или менее разработанного политико-правового учения. Здесь, по свидетельству Геродота, в спорах о различных видах правления в целом доминируют представления о преимуществах единоличной власти, что, по существу, означало оправдание сложившейся практики восточного деспотизма.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

43. Воззрения Макиавелли на единовластие

43. Воззрения Макиавелли на единовластие Макиавелли видел идеальное государственное устройство в демократической республике, но он был реалистом и понимал, что в современной ему Италии такой идеал недостижим. Почву для идеального государства следует готовить точными и

46. Воззрения Бодена на государство

46. Воззрения Бодена на государство Ж. Боден отверг классическое разделение форм государства на правильные и неправильные, создав классификацию по типу суверена (главы государства), который принимает законы: один человек (король) — монархия, несколько людей

47. Политические воззрения Т. Мора

47. Политические воззрения Т. Мора Томас Мор (1478–1535), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. В 1516 г. он опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную,

50. Воззрения Г. Гроция на государство

53. Политические воззрения Дж. Мильтона

53. Политические воззрения Дж. Мильтона Известный английский поэт Джон Мильтон (1608–1674) был основоположником учения индепендентов. В целом индепенденты не были сторонниками широкой демократии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституционную монархию, затем

60. Воззрения Дж. Локка на государство

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

Отделение второе. О законе.

Отделение второе. О законе. I. Определение отличительных свойств закона.II. Составление закона:1) предложение;2) рассмотрение;3) утверждение.III. Исполнение закона:1) уставы и учреждения;2) обнародование;3) действие обнародования;4) пределы действия закона – давность и

СТАТЬЯ 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

СТАТЬЯ 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся

Убийство вора в законе Комара

Убийство вора в законе Комара В первых числах ноября в Москве застрелили вора в законе Сергея Комарова (Комар). Он контролировал кунцевскую бригаду, доставшуюся ему в наследство от известного законника Сергея Липчанского (Сибиряка). Сам Липчанский таинственно исчез два


Становление естественно-правовой мысли проходило ряд этапов: эпоха античности, Средние века и Новое время. В эпоху античности учение о естественном праве сформировалось как мифология права. В дальнейшем право природы (Physis) и позитивное право (Nomos) были противопоставлены друг другу 74 . Особое значение для развития будущей западноевропейской, и в частности немецкой философии права имели учения Платона, Аристотеля и римское право 75 .

Кроме того, миф имеет большое значение для развития научной мысли, хотя наука не может вступать с мифологией в соревнование за истину, потому что миф не является научной теорией или гипотезой, даже если имеет наукообразную, рационализированную внешность. Но в исследовательских целях к мифу можно относиться как к научному факту, поскольку он реально существует и участвует в формировании социального поведения. Выяснение содержания мифа, а также его влияния на правовую действительность представляет довольно сложную исследовательскую задачу, решение которой не может быть поручено одной лишь юриспруденции. Правоведение в этом отношении оказывается в некоторой зависимости от полученных другими науками результатов. В обращении с мифологией правоведение использует выводы и наблюдения из исследований пограничных с ним наук. Насколько это возможно, оно может обращаться и непосредственно к самой мифологии – религиозным, философским, идеологическим доктринам и учениям, которые в этом случае принимаются не в качестве свода руководящих идей и аксиом, а в роли объекта, содержащего информацию о значимых для права мифологических положениях. Эта информация подлежит правовой интерпретации в том объеме, в каком мифология участвует в образовании и поддержании правового регулирования, включая государственное право 80 .

Миф, пожалуй, был самым распространенным видом юридических фикций в древнем мире. Миф в переводе с греческого означает: 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира…; 2) вымысел 83 . Напомним, что фикция определяется в словарях как выдумка, вымысел, что обуславливает близкую взаимосвязь между данными явлениями, позволяющую проводить тождество между ними, которое мы попытаемся более подробно проследить ниже 84 .

Взятый на веру, миф освобождает человека от сомнений и неуверенности. В данном случае вымысел мифа (фикция, по сути) позволил упорядочить определенные отношения в обществе. Без этой поддержки люди до сих пор еще не показали себя способными организовать социальную жизнь. Мифы и сказания разных народов представляют собой бесценный материал об обычном праве древнего человека. Существует достаточно большой объем литературы, посвященной мифам 85 .

В этой связи не можем себе позволить не упомянуть о мифических символах русских сказок, которые содержатся в преданиях наших предков, обладая магической силой. Возьмем, например, тройку – настоящую королеву фольклора, мифов и сказок. Ведь у нас уж если плакать, то в три ручья, если врать, то с три короба, если согнуться, то в три погибели и т. д. Счастье находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, и чтобы его найти, необходимо истоптать три пары железных сапог и съесть три железных хлеба. Можно перечислять до бесконечности: три богатыря, у отца три сына, перекресток трех дорог, три попытки, три желания и т. д.

Не будем углубляться в исследование соотношения фикций и символов, так как это является достаточно объемным проектом, достоянием целого параграфа или даже главы. Отметим лишь тот факт, что тройка – символ волшебного совершенства, а волшебство и волховство – в славянских языках однокоренные слова. Как известно, жрецы-волхвы обладали тайной священного знания. Они и подарили миру первые варианты сказок, поведав доступным языком о строении Вселенной, о взаимоотношениях с ней человека, о законах и правилах общения. Священный миф – система знаний, объяснявших устройство мироздания, – был ведом лишь посвященным. А сказка в данной ситуации служила упрощенным пересказом.

Таким образом, в результате проведенного исследования функциональной сущности мифа возможно прийти к следующим выводам:

1. Фикция может проявляться в различных формах: сказаниях, балладах, преданиях и пр. Ярким выражением, одной из форм существования фикции является миф.

2. Миф является фикцией не только в бытовом, общепринятом значении, но и представляет собой фикцию правовую, способную регулировать общественные отношения на ранних этапах развития человечества.

3. Миф с древних времен является источником права 88 . Фикция, выраженная в определенной правовой форме (например, в качестве мифа), может наполнять собой источник права. Если основное содержание мифа составляет фикция, то за ней можно признать регулятивный характер.

2.1.2. Фикции в иудаизме

Источниками права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма являются Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются как законодательством, так и корпоративным и обычным правом. Указанные источники содержат довольно большое количество уловок (или фикций).

2.1.3. Начало христианства и появление религиозных христианских фикций

Здесь историю возникновения фикций можно проследить на примере церковного права.

Под церковным правом мы будем понимать совокупность правил, санкционированных или установленных государством, регулирующих внутреннюю организацию церковных объединений и учреждений, а также взаимоотношения верующих и государства. Объем и значение этого права имели существенные особенности у разных народов в различные эпохи. В Византии еще по законодательству императора Юстиниана в ведение епископов и церковного суда был отдан ряд вопросов государственно-административного, судебного, гражданского, правового и финансового свойства 94 .

Во многих религиях мира имеются книги, которые почитаются верующими как священные и одновременно являются источниками права. Таковы Веды у индусов, Авеста у зороастрийцев, Библия (Ветхий завет) у иудеев, Библия, включающая помимо Ветхого завета Новый завет, у христиан 96 .

Не будем углубляться в историографию вопроса и рассмотрение проблем, связанных с осмыслением фикции вообще, а более подробно остановимся на появлении и существовании юридических фикций в Древнем мире, его религиозных основах.

Богатейшим средоточием формировавшихся правовых представлений были канонизированные священные тексты, религиозные писания. На Востоке религиозные учения в отдельные исторические эпохи явились едва ли не ведущим источником правовых оценок, норм, концепций 100 .

Но более ярко и четко фикция проявляется в процессе исповеди глухих 101 .

Исповедь, которая разрешается священником в считанные секунды, редко очищает душу слезами истинного покаяния. Настоящая исповедь связана с благим потрясением души. Святой Иоанн Кронштадтский советовал исповедовать каждого приходящего так, как будто это его последняя, предсмертная исповедь (курсив мой – О. Т). Учитывая эти моменты, благоразумно будет, если духовник станет отводить для исповеди глухих немного больше времени, чем обычно, чтобы не торопиться к началу службы, не исповедовать наспех, и не превратить Великое Таинство в формальный обряд 102 .

Естественно, что исследование исповеди глухонемых было бы явно не полным, если бы мы не остановились вкратце на языке общения данной категории людей. Сам этот язык представляет собой набор условных жестов, символов, обозначающих буквы, слова, фразы и пр. История возникновения языка жестов, как и других альтернативных языков, т. е. системы коммуникации, созданной при невозможности общения традиционным способом, интересна и трагична 103 .

Очень характерно в этом смысле, что со времени патриарха Никона меняется практика исповеди глухонемых в русской церкви. Ранее церковь исходила из того, что сам факт прихода глухонемого человека на исповедь свидетельствует о его покаянии, и, соответственно, священник отпускал ему грехи и допускал к причастию (подобно тому, как это делается на так называемой глухой исповеди, когда необходимо причастить больного, находящегося при смерти в бессознательном состоянии) 104 .

Десять заповедей, данные человеку Богом через пророка Моисея, по сути, являются первым кратким сводом законов – божественных, нравственных. Значительная часть религиозных догм (в том числе мусульманских, буддийских, иудейских) с течением времени (веков, тысячелетий) в том или ином виде нашла свое закрепление и в человеческих (государственных) законах, действующих по сей день.

В вопросе доведения условности до сформированного, упрочившегося понятия немаловажная роль принадлежит рассуждениям о Библии. По этому поводу обратимся, к примеру, к рассуждениям священника Александра Пелина 106 . Он нарочито опровергает православную Библию как проявление фиктивности; наоборот, по его мнению, это качество присуще Библии протестантской.

Как известно, Библия содержит два Завета: Ветхий и Новый. Не беремся подвергать сомнению способ происхождения этих канонических источников, но предпосылки утверждать то, что по организационной структуре и по содержанию первоначально эти религиозные каноны таковыми и являлись, – сопутствующая условность. Таковы же и их прообразы – символы: пасхальный агнец как символ крестного страдания Мессии – Христа, Христос – Новый Ной и Новый Потоп, воды крещения – воды Нового Потопа, уничтожающие ветхого человека и рождающие нового.

Подробнее остановимся на десяти заповедях, изложенных в Ветхом Завете, а точнее – на рассуждениях священника Русской православной церкви А. Борисова 111 по поводу свода божественных законов для человека. Для нас в данном случае ценной окажется не композиция текста, а ее содержательные элементы, в частности, фикции, которые вводит автор. Факт фиктивности, порожденный религиозными источниками и перенесенный на современную почву, налицо. Стираются пространственные, временные и межнациональные границы. Условность, сравнение, уподобление приводят к поиску исторических аналогов, могут способствовать предотвращению негативных политических процессов.

Все остальное богатейшее многообразие молитвословий христианской церкви есть плод творческой веры самих людей. Хотя в современном понимании каждый верующий считает, что все молитвы идут от Бога, им созданы, им сказаны, поэтому и имеют такую необычайную силу. Любое отклонение от уже известных молитв порицается в религиозном обществе, хотя, по существу, молитва исходит от человеческого сердца, интерпретируется в соответствии с той или иной ситуацией, ареалом распространения. Таким образом, данную фикцию в религии породили сами верующие.

Фикция не может сложиться стихийно и сформулироваться без сознательной человеческой деятельности. Наоборот, для ее возникновения необходимо, чтобы люди условились между собой (или чтобы одни предписали другим), что отныне они будут принимать за истину то или иное положение, хотя всем участникам этой договоренности (или тем, от кого исходит предписание) известно, что на самом деле это положение вымышлено ими, создано искусственно, что в реальной действительности оно не существует, являясь лишь плодом коллективного воображения, созданным в целях урегулирования тех или иных человеческих взаимоотношений 113 .

Как показывают канонические религиозные тексты, связь фикции и современной действительности совершенно очевидна и многогранна. Церковная догматика, предопределив своей природой систематическое внедрение условностей, по причине своей авторитетности в социуме спроецировала сформированную внутри нее систему фикций на иные жизненные процессы. Призматическое изучение источников церковного права позволило нам в этом убедиться.

Прикоснувшись к религии в очень малой степени и к очень малой части ее, можно наблюдать такое множество фикций, которое даже трудно себе представить.

2.1.4. Фикции в древнеримском праве

Цельс пишет во 2-й книге Дигест, что если соглашение о передаче дела в третейский суд предусматривало трех арбитров, то достаточно согласия двоих, но только если присутствовал и третий: иначе в его отсутствие, хотя бы двое и пришли к согласию, их решение недействительно, так как соглашение предусматривало большее число третейских судей и его присутствие могло склонить их к его суждению 119 . В данной ситуации условно предположение о том, что возможное присутствие третьего судьи могло бы изменить решение двух других.

Более четко выражены юридические фикции в Дигестах другого выдающегося римского юриста – Юлиана 120 . Вот небольшой пример из его рассуждений: «Многое же принято в гражданском праве вопреки суждениям разума, и тому можно привести бесчисленные примеры: удовлетворюсь между тем одним. Если несколько человек утащат чужое бревно, чтобы его украсть, а бревно такое, что поодиночке они не могли бы его утащить, считается (курсив мой – О. Т.), что все они должны отвечать по иску из воровства, хотя при ближайшем рассмотрении можно сказать, что никто из них не отвечает по этому иску, так как на самом деле ни один из них бревна не утащил 121 .

Предлагая нам все новые темы для размышлений о глубинах смысла методов бухгалтерского учета и их влиянии на экономическое поведение участников хозяйственной жизни, профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) ведет нас все дальше по тропинкам мифологии бухгалтерского баланса как модели фирмы. На этот раз объектом нашего внимания станут разделы IV и V современной формы бухгалтерского баланса, представляющие заинтересованным лицам данные об обязательствах организации перед ее кредиторами. Компанию нам составят замечательный русский философ Алексей Лосев (1893–1988) и непревзойденный повелитель смыслов Жак Деррида (1930–2004).

Мифология обязательств как элемента моделируемой в бухгалтерском учете картины финансового положения предприятия — это продукт сознания лиц, воспринимающих учетные данные. К ним относятся пользователи отчетности, создающие эту картину практикующие бухгалтеры и те, кто разрабатывает методы формирования отчетности компаний, то есть бухгалтеры-теоретики. Давайте рассмотрим ключевые аспекты этого мифа и попробуем разобраться в его влиянии на результаты прочтения отчетности ее заинтересованными потребителями.

Терминологическая многозначность

Говоря об обязательствах компании как объекте бухгалтерского учета, мы имеем в виду представляемые пассивом ее бухгалтерского баланса статьи, отражающие долгосрочную и краткосрочную кредиторскую задолженность. Это не случайное уточнение. Использование термина обязательства в российской учетной практике — следствие инъекции англо-американской терминологии, сделанной отечественной бухгалтерии в 1990-е годы.

Вместе с тем понятие обязательства может выходить за рамки правовых норм. Так, например, мы можем говорить о моральных обязательствах, обязательствах чести и т. п.

Все, казалось бы, просто

Казалось бы, все верно: обязательство — это то, что нужно вернуть, это предстоящие расходы фирмы. В момент совершения денежных выплат эти расходы станут хозяйственной реальностью. Пока в учете показывается не погашенное (начисленное) обязательство, мы видим в балансе компании суммы ее будущих расходов.

Сплетение мифов

Расходы или доходы?

Таким образом, когда мы говорим об обесценении суммы долга во времени и хотим оценить его значение для компаний — сторон конкретной сделки, мы должны принимать в расчет не столько общий уровень инфляции, динамику цен на различных рынках и т. п., сколько среднюю рентабельность деятельности рассматриваемых фирм. Ибо временное вовлечение (отвлечение) определенных сумм средств позволит им заработать (потерять) дополнительную прибыль, определяемую именно уровнем рентабельности их деятельности.

Источники и парадоксы

Эта яркая трактовка кредиторской задолженности в советский период развития учета в нашей стране воплотилась в более сдержанный термин — источник средств. Здесь кредиторская задолженность, как и любая статья пассива, понимается как источник средств, источник формирования актива (комплекса ресурсов) компании.

shutterstock_1161966886.jpg

Такая обобщающая трактовка содержания статей, отражающих обязательства фирмы, окончательно лишает разговор о кредиторской задолженности хоть какой-то ясности.

Допустим, у компании возникает обязательство (кредиторская задолженность), источником которого служит деликт. Начисление такого обязательства отражается как убыток фирмы. Спрашивается, источником каких средств будет выступать этот долг? Некоторое время назад эта ситуация отчасти сглаживалась тем, что непокрытые убытки предприятия следовало показывать в активе баланса, однако от этого средствами они не становились.

Далее. Выходит, что чем больше у компании долгов, тем больше источников средств, а, значит, тем больше у нее должно быть и самих этих средств. То есть, иными словами, чем больше долгов — тем богаче компания. Банкроты тогда самые успешные предприниматели. Хотя иногда это именно так и есть, но это уже разговор не о методологии бухгалтерского учета.

Сроки и время

Отражаемые в пассиве обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные. Здесь, на первый взгляд, все также кажется очевидным. Краткосрочными считаются долги сроком погашения до года с момента, на который составлен баланс. К долгосрочным относят все остальные обязательства.

С другой стороны, достаточно распространено утверждение, что чем больше срок, на который у фирмы существует та или иная задолженность, тем в большей степени у компании возникает зависимость от этого долга как от источника средств. Это, конечно, правда, но далеко не вся.

Важным фактором, формирующим зависимость деятельности компании от тех или иных обязательств перед кредиторами, является их (обязательств) возобновляемость. Формально (с юридической точки зрения) сроки обязательств перед конкретными кредиторами могут быть совершенно не значительны с позиции временной ценности денег. Однако их постоянный характер, их возобновляемость, могут сделать такие долги одним из основных источников средств компании.

Не только признать, но и оценить

Говоря об обязательствах как элементе бухгалтерской отчетности, нельзя не отметить влияния на представление данных о них заинтересованным лицам существующей рассогласованности временной составляющей бухгалтерских оценок элементов баланса. Фиксируемые в учете суммы обязательств, отражающие величины денежных средств, подлежащие выплате компанией в будущем, формируют оценку ее активов. Суммы этих оценок, в зависимости от того, к какой группе активов относится тот или иной объект, по-разному (единомоментно, посредством амортизации, через списание расходов будущих периодов и т. п.) декапитализируются, формируя тем самым оценку расходов отчетного периода. В свою очередь, эти суммы, уменьшая выручку соответствующих отчетных периодов, участвуют в оценке прибыли (убытка). А уже эти величины, в очередной раз спустя некоторое время, определяют, например, суммы фактических дивидендных выплат. Таким образом, фактические выплаты денежных средств формируются сопоставлением доходов и расходов, относящихся к разным отчетным периодам — с разными уровнями цен, различной динамикой временной ценности денег, разными уровнями рентабельности компании и т. п.

Многозначность как источник мифа

Обязательства, кредиторская задолженность, долг, источник средств, будущие расходы, полученные доходы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства — этими понятиями представляют себя, говорят с нами, являют нам себя, заявляют о своем месте в картине финансового положения фирмы четвертый и пятый разделы баланса. Эта многоликость данных элементов бухгалтерской модели фирмы обусловливается, с одной стороны, чрезвычайной сложностью представляемых ею явлений хозяйственной жизни, а с другой — замысловатым сплетением разноязычной учетной терминологии, формирующим современную корпоративную отчетность.

Читайте также: