Методика рудаковой где право где лево

Обновлено: 17.05.2024


Яна, здравствуйте!
Я Вас обожаю, поэтому не буду тратить Ваше время и без лишних прелюдий перейду к сути.

Вопрос: как научиться без запинки различать лево-право?

Мне 30 лет, а я все не выучусь. Вы писали, что Вас в школе зрения научили, может, есть секретный рецепт?

Важно: я прекрасно знаю, что пишу я правой рукой, не забываю, что сердце с левой, обручальное кольцо на правой и т.д. Но все эти сена-соломы требуют долю секунды, чтобы принять решение, сопоставить ситуацию с шаблоном и выдать действие. Я прекрасно различаю стороны, если мельком гляну на руки, но это не всегда возможно. Иногда мне кажется, что я уверена в том, какой поворот налево, какой направо, объясняя далеко не в первый раз дорогу к дому, называю сторону "не глядя", и непременно ошибаюсь. Знакомые не верят, что это возможно, интернет пестрит советами вспомнить, какой я рукой ем или привязать ленточку. А надо сформировать прямую ассоциацию слова со стороной без посредника в виде третьего образа.
Заранее благодарю!
Дарья.

P.S. клятвенно обещаю попробовать насоветованное и отчитаться в случае успеха.

Во-первых я хочу сказать, что эта "доля секунды" у меня тоже до сих пор есть. Я не могу похвастаться тем, что я прямо в бессознательном состоянии покажу лебо и право, не задумываясь об этом вообще. Т.е. может и покажу, неожиданно, на автопилоте. Но могу и не вспомнить. :-) Т.е. какой-то момент внутреннего раздумья у меня часто присутствует. Более того - я пару раз замечала, что пытаюсь реагировать на команды "лево" и "право" не задумываясь, и таки ошибаюсь.

Но просто стало сильно лучше, эти доли секунды сильно укоротились. И если действительно я - в сознательном состоянии, говорю с кем-то, и знаю, что я хояу правильно сказать и показать стороны, я не ошибаюсь, и не впадаю в ступор.

А лечится это теми же визуализациями. Все те же "сено-солома" и смотрения на левую и правую руку. Только идея в том, что надо научиться осознавать себя единым целым, чтобы не надо было поднимать руки и смотреть на них, для того, чтобы о них вспомнить.

Я уже писала в своем жж об этом упражнении: в школе зрения меня невролог учил "привязывать" части тела друг к другу. Не мыслить так, будто у меня руки - отдельно, голова - отдельно, глаза - тоже сами по себе, и у каждого своя функция. Голова может помогать смотреть, руки могут помогать думать и.т.д. Это все взаимосвязано.

Вот вы знакомы ведь с упражнением, когда вы поднимаете перед собой руки, и вспоминаете, которая из них левая и правая? А вы теперь поднимите одну руку, и попытайтесь себе представить, что к ней приделана целая половина вас! Это не просто правая кисть руки - к ней имеет отношение половина тела, которая к ней приделана, и все пространство, которое вы с этой стороны видите! Это надо прямо образно себе представлять! Поднимите руку, и сделайте рукой кругообразное движение - и при этом внутренне себе представляйте, что все, что с этой стороны охвачено, и все что внутри вас, и вокруг, и в вашей голове, и в ухе (слышно) и видно - это все имеет отношение к этой половине вас. И эта рука - часть этой половины. Таким образом вы как бы "отмечаете" эту территорию.

Ошибка состоит в том, что вы запомнили что вот у вас - правая рука. А что все-все- правое пространство к ней "приделано" у вас в голове не "прошилось". А если тренироваться, все пространство "приделается" мысленно к нужной половине.

Собственно, что является желанным результатом этих упражнений? (Которые надо делать сколько угодно, когда вспомните, но хорошо бы вначале пару раз в неделю.)
Когда у вас внутри возникает вопрос "где право?" вы сейчас смотрите на руки, и выбираете правую руку. Может быть вы не поднимаете руки, а научились представлять себе этот жест - это следующий шаг. Так вот еще следующим шагом будет, что в ответ на этот вопрос вы будете видеть не две руки, и выбирать правильную, сказав себе: "Ага, вот эта", а будете себе представлять два таких больших пространства. Как полушария! Которые и внутри вас, и снаружи. И т.к. вы их изначально к рукам приделывали, а про руки известно уже, где какая, у вас весь мир прямо разобъется на левую и правую половину.

Если вы представляете себе две половины всего, и середина проходит в вашей середине, то вы смотрите вдаль, смотрите в любом направлении, и во всем пространстве вокруг вас уже имеется это правильное направление. Вам не нужна больше правая рука, у вас есть правая половина мира. Там повороты все направо, если в направлении этой половины. И там нет сомнений по поводу того, какое у вас ухо правое, или нога, или куда вам телом поворачиваться направо, потому что внутри вас все тоже уже рассортировано на эти две половины.

Собственно, эти все занятия нацелены на "восстановление контакта с собственным телом". Сейчас уже придумано много всяких школ, и систем, которые работают с этим. Они немного разные, но все клонят примерно к одному и тому же: вовлечь в свое восприятие мира все тело. И разные функции выполнять не только предназначенным для этого органом, а всем телом. Можно руками, позами, жестами помогать себе говорить, слушать, думать! Или вот - перестать путаться в некоторых вещах. :-)

Надеюсь, что это описание немного вам поможет.
И да, напишите нам, чем кончилось! :-)

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!

Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут:

Посвящается памяти моего друга и коллеги Джонатана Стивенса (1979–2013), замечательного человека и ученого, так мало прожившего, но так много успевшего сделать.

Симметрия и асимметрия нашего тела

В животном мире существуют разные формы симметрии (рис. 1). Есть группы животных со сферический симметрией (например, вольвокс), радиальной (гидроидные полипы или морские звезды), хиральной (брюхоногие моллюски), билатеральной, или двусторонней, симметрией (ею обладают многие группы животных, например плоские и кольчатые черви).

Вольвокс — колония жгутиковых одноклеточных водорослей — обладает сферической симметрией

Планария

Морская звезда

Брюхоногий моллюск

С точки зрения биологической систематики человек относится к царству животных и принадлежит к отряду приматов класса млекопитающих типа хордовых. У людей по две руки и две ноги, два глаза, два уха. — и все наши парные органы представляют собой как бы зеркальное отражение друг друга относительно средней линии. Это говорит о том, что человек, как и прочие млекопитающие, обладает двусторонней симметрией. Однако если рассмотреть наше внутреннее строение, то выяснится, что мы асимметричны — сердце у нас с левой стороны (что свидетельствует об асимметрии сердечно-сосудистой системы), асимметрична пищеварительная система — желудок у нас слева, а печень справа. Асимметрично устроена и дыхательная система: легкие человека имеют три доли с правой стороны и две доли с левой.

Позвоночные животные, включая млекопитающих и человека, имеют три оси тела — передне-заднюю, дорзо-вентральную (спинно-брюшную, если перевести с латинского на русский) и лево-правую (рис. 2).


В ходе индивидуального развития эмбриона первой закладывается передне-задняя ось (выделяются головной и хвостовой концы туловища), затем — дорзо-вентральная. Лево-правая ось тела закладывается самой последней. О том, как это происходит, мы и расскажем.

Биение ресничек

Помимо чисто фундаментального научного интереса, изучение установления лево-правой асимметрии у млекопитающих имеет и важное прикладное значение — ведь среди людей встречаются представители с аномалиями установления лево-правой асимметрии органов, примерно у одного на 8000. У одного новорожденного из 20 000 наблюдается situs inversus — аномалия, при которой происходит полная инверсия внутренних органов относительно сагиттальной плоскости. Поскольку инверсия в данном случае абсолютная, работа органов скоординирована, и урона здоровью аномалия не наносит. Скорее всего, оценка встречаемости situs inversus у человека занижена, так как не все носители инверсии попадают в поле зрения медиков. Наблюдаются и другие типы аномалий, такие, как изомеризм (потеря асимметрии), инверсия отдельных органов и гетеротаксия (потеря согласованности органов), которые могут привести к серьезным осложнениям здоровья.

В 70-е годы шведский ученый Бьорн Афзелиус из Института Веннера-Грена в Стокгольме изучал пациентов с синдромом Картагенера — наследственным заболеванием, при котором наблюдается инвертирование внутренних органов, и обнаружил, что жгутики сперматозоидов у них теряют подвижность. У этих людей также не работали реснички в дыхательных путях, из-за чего они страдали синуситами и другими респираторными заболеваниями. Афзелиус внимательно изучил сперму четырех пациентов под электронным микроскопом и обратил внимание на аномальное строение микротрубочек — именно эти внутриклеточные образования отвечают за биение ресничек и жгутиков. В микротрубочках больных отсутствовали динеиновые ручки — структуры, построенные из белка динеина: они участвуют в движении микротрубочек и соответственно необходимы для биения жгутиков и ресничек (рис. 3).


Рис. 3. Вверху — динеиновые ручки видны на электронных фотографиях ресничек жгутиков сперматозоидов здоровых мужчин (A), но отсутствуют у пациентов с синдромом Картагенера (B); справа схематическое изображение реснички (C) (Afzelius B.A., Science, 1976, 193, 4250, 317–319). Внизу — строение поперечного среза жгутика или реснички эукариот, каким оно представляется сегодня. О том, какие молекулярные механизмы заставляют жгутик изгибаться, всё еще идут споры, но динеиновые ручки для этого точно необходимы (по: Journal of Cell Science, 2010, 123, 519–528)

К тому времени уже было известно, что реснички присутствуют в клетках эмбрионов некоторых животных и, в частности, в клетках гензеновского узелка эмбрионов млекопитающих. Гензеновский узелок — зародышевый орган, играющий важную роль в организации оси тела будущего организма: впадина, которую образуют клетки, покрытые ресничками. Сопоставив факты, Афзелиус предположил, что реснички каким-то образом могут влиять на установление лево-правой асимметрии в эмбриональном развитии.

Проводить генетические и эмбриологические эксперименты на людях и человеческих эмбрионах нельзя по этическим причинам. С другой стороны, развитие биологической и медицинской науки невозможно без экспериментальных исследований. Данный парадокс, однако, разрешается тем, что многие явления в общих чертах схожи у самых разных живых организмов, так что, проведя эксперименты на представителях одного вида, можно сделать выводы о механизмах биологических процессов для больших групп. Особенности наследования биологической информации были изучены в экспериментах на растениях, дрозофиле, вирусах и микробах, однако открытые принципы оказались универсальными — справедливыми почти для всех живых существ.

Установление лево-правой висцеральной асимметрии наблюдается у всех млекопитающих, и, начиная с 1990-х годов, этот процесс активно изучают на мышах. Они неприхотливы и быстро размножаются, эксперименты на этих животных этически приемлемы. В ходе эмбрионального развития мыши лево-правая асимметрия устанавливается примерно через восемь с четвертью дней. Этот процесс осуществляется в два этапа. На стадии семи с половиной дней происходит потеря симметрии и возникает лево-правая асимметрия (этап 1 — потеря симметрии), а затем включается каскад генов с асимметричной экспрессией, в итоге начинают работу гены, ответственные за морфологические перестройки, и образуются специфические морфологические структуры (этап 2 — реализация асимметрии).

На стадии восьми с четвертью дней развития у зародыша мыши хорошо обозначена передняя часть с головой и зачатком сердца, далее идут средняя часть с оформившейся хордой и задняя часть, заканчивающаяся гензеновским узелком (рис. 4). По сторонам от средней линии тела, вдоль которой протянулась хорда, располагаются сомиты (из них разовьются потом мышцы, кости и глубокий слой кожи), затем идут боковые пластинки, из которых развиваются некоторые парные внутренние органы, например почки.

Рис. 4. Зародыш мыши на стадии 8,25 дня, вид слева: передняя часть — А, задняя — Р, буквой L отмечена левая боковая пластинка. Внизу виден гензеновский узелок (node). Изображение получено методом сканирующей электронной микроскопии (Hamada et al., Nature Review Genetics, 2002,3,2,103–113)

Рис. 4. Зародыш мыши на стадии 8,25 дня, вид слева: передняя часть — А, задняя — Р, буквой L отмечена левая боковая пластинка. Внизу виден гензеновский узелок (node). Изображение получено методом сканирующей электронной микроскопии (Hamada et al., Nature Review Genetics, 2002, 3, 2, 103–113)

В 1990-х годах американские исследователи из группы Мартины Брюкнер (Йельский университет, штат Коннектикут, США) открыли, что мутация iv в гене одного из динеинов, лево-правого, — left/right-dynein, или lrd, — может приводить к инвертированному положению внутренних органов у мышей (Nature, 1997, 389, 6654, 963–966). Поскольку лево-правый динеин входит в состав микротрубочек, это открытие стало дополнительным аргументом в пользу гипотезы Афзелиуса.


Рис. 5. Гензеновский узелок эмбриона мыши с увеличением 600 (вверху) и 6000. А и Р — передняя и задние части эмбриона, L и R — левая и правая половины тела. Стрелкой на нижней фотографии отмечена ресничка

Японские ученые культивировали зародыши в среде с микроскопическими флюоресцентными частицами, ведя микросъемку перемещения этих частиц. Таким образом они смогли заметить, что биение ресничек создает над гензеновским узелком эмбрионов дикого типа ток жидкости, направленный справа налево. У эмбрионов мышей с нарушенной работой KIF3B перемещения жидкости не наблюдалось.

Ток жидкости включает асимметрию

Это предположение получило блестящее подтверждение в работах японских ученых Сигенори Нонаки и Хидетака Сиратори из лаборатории Хироси Хамады в Университете Осаки (Nature, 2002, 418, 6893, 96–99, DOI: 10.1038/nature00849). Гипотезу о роли тока жидкости на этапе потери билатеральной симметрии они проверили с помощью прямого физического воздействия. Исследователи создали специальную камеру для культивирования мышиных эмбрионов, в которой можно было искусственно менять направление и скорость циркуляции жидкости и таким образом воздействовать ее потоками на гензеновский узелок.

В опытах участвовали генно-модифицированные мыши линии Ptx2-lacZ — у эмбрионов таких мышей легко прослеживать экспрессию гена Ptx2, который в норме экспрессируется в левой стороне тела и играет важную роль в идентификации данной стороны как левой. Эмбрионы на стадии 7,7–8,5 дней развития в течение 12 часов подвергали одному из четырех режимов: левосторонний медленный ток жидкости, левосторонний быстрый, правосторонний медленный и правосторонний быстрый (рис. 6). Затем ученые выращивали эмбрионы и оценивали их морфологическое строение, а также особенности экспрессии гена Ptx2.

 Рис. 6. Схема устройства для изучения воздействия тока жидкости на развитие эмбрионов мыши: а — в камере, где культивируются эмбрионы, насос создает ток культуральной жидкости с заданными параметрами; б — левосторонний ток жидкости (красная стрелка) направлен так же, как и естественный, созданный биениемресничек в гензенов-скомузелке (зеленая стрелка); в — правосторонний ток жидкости противоположен естественному левостороннему току

Рис. 6. Схема устройства для изучения воздействия тока жидкости на развитие эмбрионов мыши: а — в камере, где культивируются эмбрионы, насос создает ток культуральной жидкости с заданными параметрами; б — левосторонний ток жидкости (красная стрелка) направлен так же, как и естественный, созданный биением ресничек в гензеновском узелке (зеленая стрелка); в — правосторонний ток жидкости противоположен естественному левостороннему току

При быстром левостороннем токе у эмбрионов развивалась нормальная лево-правая висцеральная асимметрия (правосторонняя сердечная петля, нормально ориентированный поворот эмбриона, экспрессия Ptx2 в левой латеральной пластинке). Быстрый правосторонний ток, напротив, у большинства эмбрионов вызвал инвертированное формирование сердечной петли, Ptx2 экспрессировался в правой латеральной пластинке. При медленном токе, как левостороннем, так и правостороннем, наблюдались лишь незначительные аномалии лево-правой асимметрии.

Таким образом, японские эмбриологи получили прямые доказательства того, что именно направление тока жидкости в гензеновском узелке формирует отличия правой стороны тела млекопитающего от левой.

Молекулы или механика?

Роль биения ресничек в этом процессе сегодня признает большинство эмбриологов. Однако до сих пор нет единого мнения о том, каким образом сигнал о токе жидкости в гензеновском узелке передается в ткани эмбриона, как запускается каскад латеральности в левой половине тела. На этот счет существуют две гипотезы (рис. 7).


Гипотеза переноса морфогена была высказана первой, еще в 1990-х. Те же японские ученые, которые продемонстрировали биение ресничек гензеновского узелка, предположили, что, благодаря левостороннему току жидкости в левой части узелка, увеличивается концентрация сигнальной молекулы, которая и запускает экспрессию гена Nodal и сигнальный каскад латеральности Nodal-Ptx2 (Nonaka, 1998).

Еще одним сильным аргументом в пользу биомеханической гипотезы стало другое открытие этой же группы исследователей. Оказалось, что для установления лево-правой асимметрии достаточно, чтобы билось всего две реснички (Nature Communications, 2012, 3, 622, 1–8, DOI: 10.1038/ncomms1624), а для приема сигнала достаточно лишь нескольких ресничек-реципиентов. Проведя тщательный скрининг мутантных линий мышей, ученые выяснили, что у некоторых эмбрионов бьются всего две реснички в области гензеновского узелка, но тем не менее каскад латеральности у них запущен. Это хотя и не прямой, но все же важный аргумент, так как теоретические расчеты показывают, что для создания градиента сигнальных молекул необходим более сильный ток, чем тот, что порождают две реснички.

Чего мы еще не знаем

Насколько консервативен этот механизм, то есть насколько он распространен в природе? До середины 2000-х большинство исследователей считало, что биение ресничек и создание левостороннего тока жидкости как механизм инициации лево-правой асимметрии уникальны для млекопитающих. В 2005 году вышла работа Джеффри Эсснера и его коллег из университета Юты (Development, 2005, 132, 6, 1247–1260, DOI: 10.1242/dev.01663), которые показали, что в купферовом пузырьке рыбки данио, так же, как в гензеновском узелке млекопитающих, происходит биение ресничек и что реснички эти необходимы для нормального установления лево-правой асимметрии.

Роль биения ресничек в раннем развитии земноводных была открыта еще через несколько лет на зародышах шпорцевой лягушки Xenopus laevis. Этот феномен не так просто наблюдать у земноводных: у них бьются реснички клеток крыши первичной кишки, спрятанной, естественно, внутри эмбриона. Крышу первичной кишки образуют ввернувшиеся клетки шпемановского организатора амфибий — зародышевой структуры, гомологичной гензеновскому узелку млекопитающих. Открытие биения ресничек и левостороннего тока не только у млекопитающих, но и у рыб и амфибий позволяет выдвинуть гипотезу о том, что такой механизм слома симметрии возник у позвоночных давно и довольно широко распространен (Blum et al., Developmental Dymanics, 2009, 238, 1215–1225).

Понятно, что это далеко не конец истории: в нашем представлении о механизме установления лево-правой симметрии у млекопитающих остаются пробелы. Высказываются аргументы и в пользу той точки зрения, что существует каскад контроля над установлением левостороннего морфогенеза, независимый от Nodal. В одной из работ группы Доминика Норриса из Исследовательского центра в Харвелле, что близ Оксфорда, было показано, что в мезодерме левой, но не правой латеральной пластинки экспрессируется ген Ablim1, как в присутствии, так и в отсутствие экспрессии гена Nodal. Это значит, что есть по крайней мере один ген с асимметричной экспрессией, независимый от сигнального каскада латеральности Nodal-Ptx2. Открытие сделал мой друг и коллега по работе в Харвелле Джонатан Стивенс (Stevens et al., BMC Developmental Biology, 2010, 10, 54, 1–12, DOI: 10.1186/1471-213X-10-54). К сожалению, в канун 2014 года Джонатана не стало из-за тяжелой болезни — паркинсонизма. Светлая память этому замечательному человеку!

Очевидно, для более полного понимания механизмов установления лево-правой асимметрии у млекопитающих необходимо объединить усилия ученых разных направлений — не только эмбриологов и генетиков, но и биофизиков, математиков, механиков, реологов, структурных биохимиков, кристаллографов и специалистов по компьютерному моделированию. Изучение этого типа морфогенеза — замечательный пример того, насколько тесно генетика и молекулярная биология могут смыкаться с биомеханикой и биофизикой.


Яна, здравствуйте!
Я Вас обожаю, поэтому не буду тратить Ваше время и без лишних прелюдий перейду к сути.

Вопрос: как научиться без запинки различать лево-право?

Мне 30 лет, а я все не выучусь. Вы писали, что Вас в школе зрения научили, может, есть секретный рецепт?

Важно: я прекрасно знаю, что пишу я правой рукой, не забываю, что сердце с левой, обручальное кольцо на правой и т.д. Но все эти сена-соломы требуют долю секунды, чтобы принять решение, сопоставить ситуацию с шаблоном и выдать действие. Я прекрасно различаю стороны, если мельком гляну на руки, но это не всегда возможно. Иногда мне кажется, что я уверена в том, какой поворот налево, какой направо, объясняя далеко не в первый раз дорогу к дому, называю сторону "не глядя", и непременно ошибаюсь. Знакомые не верят, что это возможно, интернет пестрит советами вспомнить, какой я рукой ем или привязать ленточку. А надо сформировать прямую ассоциацию слова со стороной без посредника в виде третьего образа.
Заранее благодарю!
Дарья.

P.S. клятвенно обещаю попробовать насоветованное и отчитаться в случае успеха.

Во-первых я хочу сказать, что эта "доля секунды" у меня тоже до сих пор есть. Я не могу похвастаться тем, что я прямо в бессознательном состоянии покажу лебо и право, не задумываясь об этом вообще. Т.е. может и покажу, неожиданно, на автопилоте. Но могу и не вспомнить. :-) Т.е. какой-то момент внутреннего раздумья у меня часто присутствует. Более того - я пару раз замечала, что пытаюсь реагировать на команды "лево" и "право" не задумываясь, и таки ошибаюсь.

Но просто стало сильно лучше, эти доли секунды сильно укоротились. И если действительно я - в сознательном состоянии, говорю с кем-то, и знаю, что я хояу правильно сказать и показать стороны, я не ошибаюсь, и не впадаю в ступор.

А лечится это теми же визуализациями. Все те же "сено-солома" и смотрения на левую и правую руку. Только идея в том, что надо научиться осознавать себя единым целым, чтобы не надо было поднимать руки и смотреть на них, для того, чтобы о них вспомнить.

Я уже писала в своем жж об этом упражнении: в школе зрения меня невролог учил "привязывать" части тела друг к другу. Не мыслить так, будто у меня руки - отдельно, голова - отдельно, глаза - тоже сами по себе, и у каждого своя функция. Голова может помогать смотреть, руки могут помогать думать и.т.д. Это все взаимосвязано.

Вот вы знакомы ведь с упражнением, когда вы поднимаете перед собой руки, и вспоминаете, которая из них левая и правая? А вы теперь поднимите одну руку, и попытайтесь себе представить, что к ней приделана целая половина вас! Это не просто правая кисть руки - к ней имеет отношение половина тела, которая к ней приделана, и все пространство, которое вы с этой стороны видите! Это надо прямо образно себе представлять! Поднимите руку, и сделайте рукой кругообразное движение - и при этом внутренне себе представляйте, что все, что с этой стороны охвачено, и все что внутри вас, и вокруг, и в вашей голове, и в ухе (слышно) и видно - это все имеет отношение к этой половине вас. И эта рука - часть этой половины. Таким образом вы как бы "отмечаете" эту территорию.

Ошибка состоит в том, что вы запомнили что вот у вас - правая рука. А что все-все- правое пространство к ней "приделано" у вас в голове не "прошилось". А если тренироваться, все пространство "приделается" мысленно к нужной половине.

Собственно, что является желанным результатом этих упражнений? (Которые надо делать сколько угодно, когда вспомните, но хорошо бы вначале пару раз в неделю.)
Когда у вас внутри возникает вопрос "где право?" вы сейчас смотрите на руки, и выбираете правую руку. Может быть вы не поднимаете руки, а научились представлять себе этот жест - это следующий шаг. Так вот еще следующим шагом будет, что в ответ на этот вопрос вы будете видеть не две руки, и выбирать правильную, сказав себе: "Ага, вот эта", а будете себе представлять два таких больших пространства. Как полушария! Которые и внутри вас, и снаружи. И т.к. вы их изначально к рукам приделывали, а про руки известно уже, где какая, у вас весь мир прямо разобъется на левую и правую половину.

Если вы представляете себе две половины всего, и середина проходит в вашей середине, то вы смотрите вдаль, смотрите в любом направлении, и во всем пространстве вокруг вас уже имеется это правильное направление. Вам не нужна больше правая рука, у вас есть правая половина мира. Там повороты все направо, если в направлении этой половины. И там нет сомнений по поводу того, какое у вас ухо правое, или нога, или куда вам телом поворачиваться направо, потому что внутри вас все тоже уже рассортировано на эти две половины.

Собственно, эти все занятия нацелены на "восстановление контакта с собственным телом". Сейчас уже придумано много всяких школ, и систем, которые работают с этим. Они немного разные, но все клонят примерно к одному и тому же: вовлечь в свое восприятие мира все тело. И разные функции выполнять не только предназначенным для этого органом, а всем телом. Можно руками, позами, жестами помогать себе говорить, слушать, думать! Или вот - перестать путаться в некоторых вещах. :-)

Надеюсь, что это описание немного вам поможет.
И да, напишите нам, чем кончилось! :-)

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!

Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут:

0502-0201

Если вы решитесь провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку, то его результаты будут весьма и весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде, чем поднять руку, сделают быстрое и едва заметное движение, как будто пишут или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что множество взрослых людей путают право и лево. И что бы подобных проблем не было у наших малышей, давайте поговорим о пространственной ориентации чуть подробнее…

Начнем с физиологии

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому, способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко. С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь крохе разобраться, что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Если кроха не понимает, где у него правая ножка, а где левая, ему будет тяжело не только на занятиях танцами или гимнастикой. Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе.

Не будем забывать, что так же, как и в случае с цветом, малыш сначала начинает РАЗЛИЧАТЬ право и лево, а называть все своими именами он будет гораздо позже. Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.

Слева - тыква, справа - клюква!

У малышей до трех лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот такое абстрактное понятие, как пространство, для них пока непостижимо. Поэтому, объясняя малышу, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации. И начать, конечно, нужно с себя, любимого. Просто объясните крохе, что правая ручка - это та, которой он кушает. Можно придумать и другой заметный ориентир. Например, родинка на правой руке. А другая рука, соответственно, левая. На этапе обучения напоминайте об этом почаще, иначе малыш может забыть ваши пояснения. Когда с руками все будет более-менее понятно, попросите кроху опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка - тоже правая. И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) - правые. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко дифференцироваться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия.

Многие вещи малыш постигает в повседневной жизни, как бы между прочим. Именно так обычно и происходит с ориентированием в пространстве. Почаще обращайте внимание крохи на такие понятия, как право, лево, верх, низ: "Сейчас мы откроем левую дверку шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок. Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на книжной полке слева!" Во время одевания тоже не теряйте времени зря: "Давай оденем варежку (носочек, ботинок) на правую ручку, а теперь - на левую!" Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу и т.п. Много полезных фраз попадается в детских стишках и песенках. Например, моя Маша в 2,5 года уже хорошо знала, где у нее правый глаз, потому что очень любила показывать, как "акула-каракула правым глазом подмигнула". А сейчас, напевая любимую песенку о резиновом ежике, показывает, в каком боку у ежика дырочка. В общем, используйте любую подходящую ситуацию, что бы лишний раз потренироваться. Ведь в нашем деле важна именно тренировка, тренировка и еще раз тренировка.

0502-0203

Веселая зарядка

Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: "Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед" и т.п. Затем скомандуйте: "Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!" Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: "Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!" А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с крохой на пол и продолжайте упражнения: "Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!" Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить малышу поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать, как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И. Токмакова)

А можно и веселый танец буги-вуги станцевать:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Мы по улице идем

На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: "Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка". Обычно, малыши показывают рукой на то, что их заинтересовало: "Вон поехал мотоцикл!" А вы прокомментируйте его слова: "Мотоцикл проехал слева от нас". Спрашивайте у крохи, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, что бы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: "Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево". Во время ежедневного похода в детский сад попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: "Посмотрели налево, теперь направо!"

Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.

Умные игрушки

Игрушки - благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, что бы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Перечисли все игрушки справа налево, а теперь - слева направо…

Все малыши любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: "Два шага налево, один прямо, один направо…"

Графический диктант

Это очень полезное упражнение, как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для трех-четырехлетних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на девять-двенадцать крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Мы для этих целей используем шахматную доску. А когда малыш немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и приступайте к диктовке. Пусть кроха отсчитывает нужное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того, что бы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

0502-0202

Свет мой, зеркальце.

А с этой проблемой сталкиваются практически все родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку "лицом" к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

Налево равняйся!

С детишками, у которых ведущей рукой является правая, все ясно. А как быть маленьким левшам, от какой руки отталкиваться им? Действительно, леворукие малыши сталкиваются с определенными сложностями. Часто они плохо ориентируются в пространстве, путают право и лево, верх и низ. Связано это с особенностями строения головного мозга. У левшей, в отличие от большинства праворуких людей, ведущим является правое полушарие. В раннем детстве такие малыши видят мир в зеркальном отражении. Крохе сложно охватить целиком всю картинку, он выделяет лишь отдельные детали. В будущем у малыша могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. И что бы помочь маленькому левше, нужно уделить максимум внимания именно пространственной ориентации. Оденьте крохе на левую ручку браслет или часы. Для него это будет своего рода маркировкой, ориентиром в определении левой руки. Очень полезно для маленьких левшей выкладывать узоры из мозаики и кубиков. Но стремитесь, что бы ребенок выкладывал узоры слева направо, т.е. начинал ряд у левого верхнего угла поля, а заканчивал у правого верхнего. Затем опускаемся на ряд ниже и снова: слева направо. При этом научите малыша пользоваться важным ориентиром - маркированной рукой. Это поможет малышу легче освоить правильное направление при чтении и письме. И помните, что маленькие левши осваивают пространство позже своих праворуких сверстников. Так что, будьте терпеливы и снисходительны к крохе и все у вас получится.

А если ваш малыш с пространством на "ты", то вы сможете проверить одно народное утверждение. Говорят, что будущие автомобилисты без проблем отличают право от лева. О вашем ли крохе это сказано? Очень может быть! А что бы убедиться в этом, осталось лишь чуть-чуть подождать…

Читайте также: