Методическое пособие мгппу как писать диплом

Обновлено: 30.06.2024

Написание и защита дипломной работы является заключительным этапом подготовки студента по выбранной специальности. В процессе подготовки и написания дипломной работы должны проявиться творческие способности будущих специалистов, умение применять на практике получения знания, высококвалифицировано и эффективно работать с нормативно-правовыми актами.

Подготовка дипломной работы состоит из нескольких этапов:

1. Выбор темы и обоснование ее актуальности.

2. Составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме дипломной работы.

3. Сбор фактического материала в статистических органах, на предприятиях различных форм собственности, в рыночных структурах и других организациях.

4. Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов финансового и хозяйственного анализа, математико-статистических методов.

5. Формулировка выводов и выработка рекомендаций.

6. Оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями.

7. Дипломник несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.

Выбор темы дипломной работы и ее утверждение

Примерная тематика и требования по написанию дипломных работ утверждается дирекцией учебного института. Утвержденная тематика доводится до сведения студентов на организационном собрании, проводимом до начала преддипломной практики для студентов-очников, или в период обзорных лекций последнего семестра, для студентов-заочников. А так же размещается на сайте учебного института.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы на основе примерного утвержденного перечня. Выбор осуществляется исходя из интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной научной литературы. Студент может предложить свою тему дипломной работы, если она соответствует специальности и специализации, по которой он обучался. После выбора темы студент оформляет заявление на утверждение темы дипломной работы (проекта).

Структура и содержание дипломной работы

Дипломная работа состоит из введения, двух или трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем дипломной работы, как правило, составляет 60-80 страниц текста, подготовленного на компьютере в формате Word.

Во введении дается общая характеристика дипломной работы: обоснование актуальности выбранной темы, цели, задачи, практическая значимость. Так же описывается объект и предмет исследования, описывается информационная база. Целесообразно указать какие методы и методики использовались в работе, как проводилась обработка материала.

Первая глава, как правило, носит теоретическо-методологический характер. Здесь можно дать историю вопроса и тенденции его развития на современном этапе, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы.

Содержание второй и последующих глав носит практический характер. Это самостоятельный экономический, правовой, финансовый и статистический анализ собранного материала.

Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы.

После заключения дается список использованной литературы.

Список включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Система расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно-правовых актов федерального значения в Собрании Законодательства Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью. Специальная научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке.

Список имеет структуру, причем каждый раздел списка имеет специальный заголовок.

В структуру списка включаются законодательные и иные нормативные документы российского государства. Эти документы систематизируются по значимоести, а внутри каждой выделенной группы документов по хронологии.

Нормативно-методические документы – стандарты, методические рекомендации, указания, правила, инструкции и т.д. располагается в пределах каждой группы по времени издания.

Публикации документов располагаются по алфавиту их названий. Названия мемуаров (воспоминаний) располагаются в алфавитном порядке.

Научная литература. Названия монографий, статей, рецензий авторов располагаются в алфавитном порядке. В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где они опубликованы, год, номер и страница.

Справочная литература – энциклопедии (с указанием статей), словари, путеводители, справочники и т.д. – по алфавиту.

Публикации на иностранных языках (по алфавиту).

Список печатается через два интервала, каждое название начинается с абзаца. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 20-30 источников.

Порядок оформления дипломной работы

После согласования окончательного варианта дипломной работы с руководителем, работу, перепечатывают и брошюруют в специальной папке или переплетают.

Дипломная работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3. Текст следует печатать через 1,5 интервала (тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14), соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм ; правое - 10 мм ; верхнее и нижнее - 20 мм .

Все страницы дипломной работы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается с четвертого листа (листа содержания) и заканчивается последним. На четвертом листе ставится номер "4". Номера страниц проставляются вверху страницы в центре.

Название каждой новой части и параграфа в тексте работы следует писать более крупным шрифтом, чем весь остальной текст, выделение другим цветом не допускается. Каждая глава (часть) начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

В тексте дипломной работы рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование используется как прием аргументации.

В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Ссылку можно делать подробную или краткую. Подробная ссылка на первоисточник делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли. При подробной ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место и год издания, страница. При краткой ссылке она делается сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли в тексте с указанием номера источника из списка литературы и страницы (в скобках), а подробное описание выходных данных источника делается в списке литературы в конце дипломной работы.

Для наглядности в дипломную работу обязательно должны быть включены таблицы и графики. Графики выполняются четко, красиво, желательно в цвете, в строгом соответствии с требованиями деловой документации.

Нумерация таблиц, графиков (отдельно для таблиц и графиков) должна быть сквозной на протяжении всей дипломной работы. Слово "таблица" и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне, затем по центру дается ее название и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы).

Формулы расчетов в тексте надо выделять, записывая их более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу (когда он встречается впервые). Рекомендуется нумеровать формулы в пределах каждого раздела, особенно, если в тексте приходится на них ссылаться. Формулы нумеруются по правому краю на той же строке, где располагается сама формула. Например. Первая формула в третьей главе нумеруется так:

Излагать материал в дипломной работе следует четко, ясно, применяя принятую научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.

Научный руководитель и его обязанности

В целях оказания теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломной работы студенту назначается научный руководитель из числа профессоров, доцентов, преподавателей, или высококвалифицированных специалистов в области дипломного исследования. При необходимости и при согласовании с зав. кафедрой может быть приглашен консультант по разработке отдельных вопросов дипломной работы.

Дипломник периодически (по обоюдной договоренности) информирует научного руководителя о ходе подготовки дипломной работы и консультируется по вызывающим затруднения вопросам.

Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы, и студент не должен рассчитывать на то, что руководитель поправит имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются. На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы. В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить. К рекомендациям и замечаниям научного руководителя дипломник должен относиться критически. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления дипломной работы целиком и полностью лежат на ответственности дипломника. Законченная дипломная работа, подписанная слушателем, представляется дипломником руководителю, не позднее, чем за 15 дней до защиты.

После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель выступает в качестве эксперта. Научный руководитель подписывает дипломную работу и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломной работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломной работы в АК. При этом руководитель не выставляет оценку дипломной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в АК.

Рецензирование дипломной работы

С целью получения дополнительной объективной оценки труда дипломника специалистами в соответствующей области проводится рецензирование дипломной работы. Оформленная дипломная работа вместе с отзывом руководителя предоставляется дипломником рецензенту не позднее, чем за 10 дней до защиты.

В рецензии должно быть отмечено значение изучения данной темы, ее актуальность, насколько успешно дипломник справился с рассмотрением теоретических и практических вопросов. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела дипломной работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы и выставляет оценку, которая выносится на рассмотрение АК. Объем рецензии должен составлять 2-3 - страницы печатного текста.

Подписанная рецензентом рецензия представляется в АК вместе с дипломной работой в установленные сроки.

В случае, если руководитель или рецензент, исходя из содержания дипломной работы, не считают возможным допустить слушателя к защите дипломной работы в АК, вопрос о допуске к защите рассматривается соответствующей учебной структурой СИОТО с участием руководителя и автора дипломной работы.

Предварительная защита дипломной работы

Предварительная защита проводится в комиссии, состоящей из двух-трех человек. Дата и время предварительной защиты дипломных работ определяет соответствующая учебная структура.

На предварительную защиту студент представляет: готовую дипломную работу, направление председателю АК, подписанный отзыв научного руководителя.

Порядок защиты дипломной работы

Дипломником представляются на защиту следующие документы:

1. зачетная книжка;

2. полностью оформленная дипломная работа;

3. отзыв руководителя (вкладывается);

4. рецензия (вкладывается).

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании аттестационной комиссии, на которой могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие.

Задачей АК является определение уровня теоретической подготовки слушателя, его подготовленности к профессиональной деятельности и принятия решения о возможности выдачи слушателю диплома соответствующем квалификации. Поэтому задачей дипломника при защите является не пересказ того, как написано в литературе, а что сделано им самим при изучении проблемы.

Подготовка к защите дипломной работы представляет собой важную и ответственную работу. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить. Высокая оценка руководителя и рецензента может быть снижена из-за плохой защиты. Для успешной защиты необходимо хорошо подготовить доклад. В нем следует сказать о том, что сделано лично дипломником, чем он руководствовался при исследовании темы, что является предметом изучения, какие методы использованы при изучении рассматриваемой проблемы, какие новые результаты достигнуты в ходе исследования и каковы вытекающие из исследования основные выводы. Эта общая схема доклада; более конкретно его содержание определяется дипломником совместно с научным руководителем.

Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые могут приводиться только в том случае, если они необходимы для доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель, члены комиссии, присутствующие. Вопросы могут относиться к теме дипломной работы, специального курса или экономической теории, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме дипломной работы. Дипломнику разрешается пользоваться своей дипломной работой. По докладу и ответам на вопросы АК судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументировано отстаивать свою точку зрения при ответах на вопросы.

Оценивается работа по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Самый ответственный этап в обучении студентов – написание дипломной работы, которую нужно будет защитить, прежде чем покинуть стены ВУЗа. О том, как писать дипломную работу, будет детально и поэтапно описано в данной статье. Но для начала студенту нужно запомнить, что для начала работы нужен образец, как должна выглядеть дипломная работа, а также методические указания и консультация преподавателя.

Консультации с руководителем дипломной работы

Актуальный вопрос от студентов – что такое ВКР? ВКР – это аббревиатура, которой чаще всего называется дипломная работа, что означает выпускная квалификационная работа учащегося, заканчивающего свое обучение в стенах данного заведения. Согласно современным правилам и системам образования диплом обязательно защищают бакалавры высших учебных заведений, специалисты и магистры. Начинать работу нужно с консультаций со своим руководителем, оказывающим помощь в написании.

Где взять методичку по написанию дипломных проектов?

Прежде чем студент будет брать тему для написания дипломной работы, и консультироваться с преподавателем по поводу темы и плана работы, важно подобрать такую тему, к которой будет много информации и источников. Кроме того тема должна быть интересна студенту. Первоначально на кафедре университета нужно будет взять методическое пособие по написанию и оформлению дипломной работы.

Методичкой нужно будет пользоваться в течение всего периода написания работы, здесь можно будет найти ответы на вопросы, как написать диплом, из чего состоит работа и с чего начать, как писать литературный обзор, как должен форматироваться титульный лист, текст и другие структурные элементы. Если методички на кафедре нет, образцом и примером написания диплома может стать норма требований ГОСТ последней версии обновления.

В чем заключается помощь руководителя по уточнению цели работы и разработки структуры диплома?

На информационном стенде кафедры обязательно вывешивается график консультаций научного руководителя. В список обязанностей руководителя входят следующие пункты:

  • рекомендации по выбору темы работы, а также советы, как сформулировать тему;
  • согласование с составленным планом диплома;
  • поиск научной литературы;
  • консультативная помощь в планировании и проведении социологического исследования;
  • разработка социального проекта;
  • написание отзыва научного руководителя на дипломную работу;
  • помощь в подготовке к защите дипломной работы;
  • обозначение срока, за какое время пишется работа.

Встречи с научным руководителем могут проходить за месяц или дольше, так и за 3 дня, если вопросов по написанию диплома у обеих сторон не возникает. Все решается строго индивидуально и может корректироваться самим преподавателем.

Написание индивидуальной структуры дипломной работы

Для того чтобы написать самостоятельно дипломную работу без помощи определенных услуг за 1 день и т. п., студенту для начала нужно ознакомиться с типовой структурой диплома. А чтобы понимать, сложно ли писать самому дипломную работу, можно просмотреть готовые примеры и шаблоны, а также работы от предыдущих студентов в ВУЗе на кафедре.

Типовая структура диплома

Чтобы правильно продумать тему и составить план, студенту нужно уделить время изучению литературы, чтобы хотя бы поверхностно разбираться в тематике. В ходе составления структуры исполнителю нужно будет постановить проблемы и задачи исследования, определить методики решения задач, после чего сделать выводы о проделанном труде.

Примерный план по написанию диплома можно взять в методичке ВУЗа или найти в интернете согласно ГОСТ 2018 года. Согласно этим нормативам структура состоит из нескольких пунктов – титульник, содержание, введение в работу, главы (практическая и теоретическая часть), выводы и список источников информации.

Титульный лист

Готовый образец и правила, как заполнить титульник дипломной работы можно найти в интернете, доступная как для чайников, так и для опытных, но лучше взять бланк на кафедре или в методическом пособии, чтобы соответствовать требованиям своего учебного заведения. Титульник заполняют печатным образом, лист не нумеруют, но в счет страниц дипломной работы включают.

Многие студенты задаются вопросом, пишется ли форма обучения на титульном листе. Однозначно ответить сложно, так как у разных ВУЗов требования к оформлению могут отличаться. Но по ГОСТу форма обучения обязательно указывается на титульном листе.

Содержание

Для начала студенту нужно набросать своими руками примерный вид, как будет выглядеть план дипломной работы и обговорить его на консультации с преподавателем, кто ведет дипломную работу. И только после того, как содержание будет одобрено руководителем, его нужно будет готовить в печатном виде. Word – программа на компьютере, которая поможет быстро и правильно оформить содержание, подробные требования по содержанию можно прочитать в методичке.

Введение

Введение – эта часть, которая кратко ознакомит читателя с тем, что такое проект, насколько актуальна тема проекта, какие цели и задачи будут выявлены и устранены автором, а также по какой методологии они будут раскрыты и решены в основной части. В среднем размер введения может составлять 1-3 страницы А4.

Первая глава

В этой части работы студентом должна раскрываться исключительно теоретическая часть выбранной тематики, проблем и задач. Обсудить тонкости, как написать 1 главу, можно с научным руководителем. Здесь нужно обозначить все важные факты, научные данные, обозначенные термины, а также имеющиеся проблемы и методики их решения. Важно, чтобы в ходе написания теории использовались источники не старше 3 лет.

Вторая глава

В этой части работы студенту нужно указать новые сведения и данные из других научных работ. То есть нужно обозначить и понять, какие методы исследования и решения проблем использовались раньше. Хорошо, если автор составит таблицу, где укажет информацию с разных научных работ в формате сравнительной характеристики. Это поможет в дальнейшем пользоваться этой информацией и методологией в ходе собственного исследования, решения проблем и задач. Можно сказать, что эта часть текста считается практической работой студента.

Третья глава

Здесь автор должен сформулировать и подробно описать собственное исследование. Нужно указать, какие исходные данные и методы решения использует автор, в чем преимущества и степень полезности таких методов, также можно описать ход исследования и проблемы, которые могли возникать на пути решения задач. Третья глава является разрешающим этапом практической части.

Заключение

В этой части доклада автору нужно указать, насколько ему удалось разрешить поставленные задачи и проблемы. Также нужно описать актуальность самой дипломной работы, насколько она может быть полезной для дальнейших научных работ и исследований, а также той отрасли, которую изучал студент.

Список литературы

Анализ готовых дипломных работ, которые были сделаны на кафедре

Многие дипломные работы, которые получили высокие отметки, грамоту и медаль, хранятся на кафедре учебного заведения в качестве примера и образца для будущих выпускников. Поэтому идеи и правила написания диплома можно черпать оттуда. Для этого нужно запросить у руководителя диплома готовый образец, который будет близок к выбранной теме работы.

Далее на основе готовой работы студенту нужно проанализировать важные моменты – как оформлялась работа, как выглядело содержание, введение и заключение, каким образом автор диплома разбил основную часть работы на три главы, какую информацию и литературу использовал. В дальнейшем при написании своей дипломной работы автор может использовать анализируемую дипломную работу в качестве источника информации.

Анализ готовых дипломных работ, которые можно найти в интернете по схожей тематике

В интернете также предлагается множество готовых дипломных работ, которые являются шаблоном для новичков в вопросах, как создать диплом и как его назвать. Очень важно, чтобы студент не переписывал готовую работу своими словами, так как практическая часть не должна повторяться, а соответствовать принципам новизны и актуальности.

Дипломные работы в интернете можно использовать в качестве источника информации и примера для анализа методик решения актуальных проблем. В таком случае работу вносят в список литературы, но в практической части своего доклада автору нужно приводить и использовать свои авторские методы решения задач. Только в таком случае работа может быть уникальной, а не очередным плагиатом.

Написание дипломной работы по плану, с учетом всех приведенных выше аспектов

Обратить внимание при написании дипломной работы нужно еще на несколько вопросов. Например, от какого лица пишется такая работа. Студенту нужно помнить, что все работы пишутся от третьего лица, если это научные статьи. Вообще для написания диплома из всей вышеуказанной информации можно вынести несколько ценных указаний для студента:

  • изучите всю информацию на стадии планирования работы;
  • на основе полученных данных сформулируйте проблему;
  • создайте свои личные методы решения проблемы и сделайте в работе акцент на том, что методы нигде не списаны, а разработаны впервые автором;
  • опишите в содержании диплома ход работы, с чем пришлось работать, откуда черпать данные, какие трудности решать, на основе чего делался анализ информации и т.п.;
  • результаты исследования грамотно оформляются с акцентом на том, что работа актуальна.

В каком виде можно вставить в дипломную работу графические материалы?

Опять-таки, если в методическом пособии нет четких требований по поводу графических элементов, оформлять их нужно по требованиям ГОСТ 2.605–68. Согласно указаниям графические вставки должны представляться в виде плакатов, на которых изображаются все виды возможных иллюстраций (схемы, чертежи, диаграммы, осциллограммы, графики, фото и др.), чертежи, формулы, таблицы и др. Каждый выполненный автором плакат должен нумероваться и иметь название. Причем все указания исполняются строго в одном формате, шрифте, цвете и т.п.

Особенности выбора литературы для включения в список

При выборе литературы, которая будет базой для написания диплома, студенту нужно пользоваться теми данными, что были изданы не позднее 3 лет назад. То есть простым языком литература должна быть новой и актуальной. Существует два способа, как найти новую, проверенную и достоверную информацию и литературу:

  1. Электронные каталоги библиотек – здесь можно найти актуальные и свежие диссертации, доклады, курсовые и дипломные работы, а также научные статьи, близкие к тематике написания диплома. Но все используемые источники нужно вносить в список литературы.
  2. Специализированные сайты – ярким примером проверенного специализированного сайта является Википедия. Здесь в поиске можно вбить тематику будущей работы и собрать нужную информацию. В списке литературы обязательно нужно указать ссылки, откуда черпались данные.

Проверка работы на уникальность перед сдачей

Самая банальная ошибка у многих учащихся – это вода в дипломе, в результате чего работа получается низкокачественной, малоинформативной и неуникальной. Особенно это грозит тем, кто брал за источники сайты в интернете или списывал с готовых работ, загруженных с интернета. Поэтому перед сдачей работу можно проверить на воду и уникальность при помощи специализированных сервисов в интернете. Уникальность должна быть не ниже 70%.

Требования к оформлению дипломной работы, которые необходимо соблюдать

Прежде чем отправлять письмо на электронный ящик преподавателя с готовой работой для правок или утверждения, студенту нужно удостовериться, что все требования к оформлению текста были выполнены. По методичкам и ГОСТу предусмотрены следующие правила:

  • шрифт 14 кегеля Times New Roman;
  • полуторный интервал, абзацный отступ 1,25, выравнивание текста по ширине;
  • поля со всех сторон 20 мм;
  • при изображении таблиц шрифт можно уменьшить до 12 с выравниванием по центру, а справа над таблицей указать ее номер и название;
  • рисунки также выравниваются пот центру, нумеруются и называются именем;
  • текст в названиях графических элементах такой же, как в самом тексте дипломной;
  • между заголовками и текстом должно быть расстояние в 1,5 см, заголовки оформляются абзацным отступом и пишутся с прописной буквы без знака препинания в конце и подчеркиваний.

Размер дипломной работы в среднем должен составлять 100-150 страниц формата А4. Внутри текста обязательно должны быть сноски и ссылки на используемую литературу по мере надобности.

Шаблон и примеры заполнения титульного листа и готовых дипломных работ

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

К написанию диплома или ВКР (выпускной квалификационной работы) следует подходить ответственно, так как это важный итоговый этап обучения в Вузе.

Диплом – это работа, исследование или проект на тему, связанную со специальностью выпускника. На его основе квалификационная комиссия судит о том, насколько объем усвоенных студентом знаний соответствует образовательным стандартам. Для самого студента это возможность:

закрепления полученных знаний;

практики в самостоятельной исследовательской работе;

демонстрации творческих способностей.

С чего начать написание диплома

Начать нужно с выбора темы и научного руководителя. Научный руководитель может помочь конкретизировать тему, если нужно, и окончательно ее сформулировать.

Затем можно приступать к составлению плана. Для этого делим тему на смысловые главы, а главы – на параграфы. По ходу работы количество или названия глав и параграфов могут измениться. Но основа будущего научного труда уже есть. За помощью в составлении плана следует обратиться к методическим указаниям.

Составленный план неплохо привязать к календарю. Для этого нужно поставить дату завершения каждого этапа. Это поможет дозировать нагрузку и завершить диплом вовремя.

После одобрения структуры научным руководителем начинается отбор и изучение литературы по теме.

Готовые защищенные диссертации по теме могут также послужить источниками. В этом случае вы экономите время на сборе и систематизации данных.
Важно при подборе литературы учитывать давность публикации. Чтобы ваш труд не вернули на доработку, источники старше пяти лет в список литературы лучше вообще не включать.

Требования к написанию дипломного проекта

Требования к дипломной, как и к любым другим научным работам, изложены в ГОСТ 7.32-2001, с изменениями 2005 года.

Он содержит указания:

по объему (количество страниц);

объем и содержание введения и заключения;

что выносить в приложения и как нумеровать и оформлять эти материалы;

по техническим правилам:

как нумеровать страницы;

какой шрифт использовать для текста и заголовков;

какими должны быть отступы абзаца и полей;

какова величина междустрочного интервала;

количество и порядок указания источников в списке литературы;

минимальный процент уникальности при проверке на плагиат.

При проверке ВКР на соответствие нормам во главу угла ставятся именно пункты методички, а потом уже внимание обращают на соответствие требованиям ГОСТа.

Выбор научного руководителя по диплому

Если возможность выбора есть, ею следует воспользоваться, присмотревшись к преподавателям. Но зачастую руководителя назначают и закрепляют за студентом сразу после выбора темы.

По ходу работы над дипломом студент должен держать своего руководителя в курсе того, как продвигается работа, и каждую написанную главу предоставлять ему для ознакомления.

Кроме помощи в индивидуальном порядке, научный руководитель проводит также групповые консультации для всех закрепленных за ним студентов-дипломников.



Подбор темы для написания дипломной работы

Тему можно выбрать из списка, предоставленного вузом или предложить самому.

Совет: не нужно впадать в крайности, выбирая либо слишком заезженную, либо слишком редкую тему. В первом случае ваш труд будет лишен новизны, поскольку тема уже разработана вдоль и поперёк другими авторами. Во втором – будет ощущаться недостаток материалов для сравнения, анализа, аргументации

Лучше всего уже с первого курса определиться с направлением проекта и начать собирать информацию по теме. Тогда при написании диплома вам останется только систематизировать все это и оформить.

Выпускная квалификационная работа (далее — ВКР) является завершающей формой итоговой аттестации.

Выпускная квалификационная работа – суммарный итог знаний, полученных за время учебы, а её защита — основа для получения научной степени.

Написание ВКР начинается с выбора научного руководителя.
Каждому студенту приказом ректора назначается руководитель выпускной квалификационной работы из числа преподавателей и научных сотрудников вуза. Он помогает студенту сформулировать тему выпускной квалификационной работы, рекомендует необходимую литературу, проводит консультации по организации исследовательской работы, делает необходимые замечания, дает письменный отзыв на выпускную квалификационную работу.

Далее следует выбор темы.
Тему может предложить руководитель, но может и студент. Обычно руководители предлагают темы по уже изучаемой кафедрой проблематике – для продолжения общей научной линии.

При выборе темы помните основные моменты:

    • Тема должна соответствовать вашим склонностям.
      • Основные тексты должны быть достижимы, т.е. прежде чем выбрать тему, важно убедиться в том, что по ней существует достаточное количество литературы. Хотя многие специалисты рекомендуют вначале выбрать тему, а лишь потом приступать к поиску материалов, мы рекомендуем вначале выяснить, достаточно ли данная тема освещена в литературе. Случается, что легкая на первый взгляд тема, оказывается неподъемной при написании из-за отсутствия достаточного количества источников. Чтобы избежать ситуации, когда вам уже утвердили тему исследования, а потом выясняется, что литература по ней отсутствует, желательно просмотреть библиотечные каталоги.
        • Основные тексты должны быть постижимы, т.е. интеллектуально ясны и посильны для конкретного студента.
        • Избранная методология должна соответствовать возможностям студента.


        Определившись с темой и типом работы, переходим к источникам.
        Все источники делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся первоиздания или академические издания, акты, оригинальные документы, протоколы, статистические данные и т. д. Вторичными считаются те источники, в которых исходные прошли правку, переосмысление, цензуру – статьи, обзоры, перепечатки.

        Для написания научной работы использование учебников не рекомендуется! Можно использовать монографии, теории, авторефераты, сборники статей, материалы научных конференций, статьи и рецензии, научные журналы, но не учебники, т. к. это более примитивный уровень подачи материала.

        Разумеется, без помощи библиотеки никак не обойтись – из книг вы будете черпать основные сведения, даже если в основе работы лежит научный опыт или соцопрос. К вашим услугам хранилища книг и периодики нашей библиотеки.

        Хотя руководитель и обязан дать студенту общий план работы, но обычно на первых порах наступает шок: где и какую брать информацию? Смело идите в библиотеку и, находя в ней материалы сначала по отдельным фразам, вам вскоре станет совершенно ясно, о чем писать. Обязательно подойдите к библиотекарю, он поможет вам разобраться, где можно найти литературу по интересующей вас теме.


        Ценный совет.
        Не переписывайте слово в слово чужие тексты – это плагиат. Если цитируете кого-то, берите предложение в кавычки и обязательно делайте ссылку на источник – в противном случае это также плагиат.

        Как правило, объем квалификационной работы должен составлять не менее 30 и не более 50 страниц вместе с плакатами и приложениями. Из них 2-3 страницы отводится на введение, 1-2 страницы — на заключение.

        Основная масса времени при написании ВКР уходит на сбор информации. Это непрерывный процесс — по мере разработки темы приходится уточнять, находить дополнительные источники и т.д.

        Следующий этап — обобщение полученной информации в письменном виде. Вот здесь вам пригодятся навыки, полученные еще в школе, вспомните, как вы писали сочинения. Грамотно и читаемо излагать свои мысли – задача непростая и творческая. Ваша выпускная квалификационная работа должна быть понятна даже человеку не специалисту. Для этого обязательно дайте краткие определения научных терминов и понятий, используемых в выпускной работе.
        Научная работа должна быть написана в безличной форме и на общедоступном научном языке.

        После того, как текст написан, работу необходимо оформить по государственным стандартам, этому посвящен наш следующий раздел.

        Структура выпускной квалификационной работы и требования к ее структурным элементам


        Выпускная квалификационная работа должна включать:

        1. Титульный лист.
        2. Оглавление.
        3. Введение.
        4. Главы основной части.
        5. Заключение (выводы).
        6. Список использованной литературы, Информационных источников.
        7. Приложения.

        Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы. Его включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

        Во введении формулируется проблема исследования, обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Далее формулируются цели и задачи исследования, указываются объект, предмет, методика и методология исследования, обосновывается структура ВКР.

        В основной части излагается материал по теме, проводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулированные во введении. Содержание работы должно раскрывать тему исследования. В нем также проводится и описание эксперимента (опыта), если его проведение предусматривалось целями и задачами ВКР.

        В заключении приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач. Формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы.

        В приложения выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст. Приложение — это вспомогательная часть выпускной квалификационной работы, в которую могут входить графики, таблицы, статистически обработанные данные социологических опросов, материалы наблюдений, иной иллюстративный материал. Если в таком приложении нет необходимости, оно может просто отсутствовать, так как не является обязательной частью выпускной квалификационной работы. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

        Оформление выпускной квалификационной работы

        Общие требования к оформлению:

        Библиографические ссылки


        Вот уже и пройден основной путь к сдаче выпускной квалификационной работы, остается лишь ее защита.
        Защита ВКР проводится публично. Это означает, что она проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК), на котором могут присутствовать руководители выпускных работ и рецензенты. Все присутствующие могут задавать защищающемуся вопросы по содержанию работы.

        Сама процедура защиты включает в себя:

          • доклад студента о содержании и основных выводах работы;
            • вопросы к автору по докладу;
              • оглашение отзыва научного руководителя или его выступление;
                • ответы студента на вопрос лиц, присутствующих на защите;
                  • заключительное слово студента;
                  • решение комиссии об оценке выпускной квалификационной работы.

                  Предзащитный стресс.
                  Перед защитой ВКР в основном у всех студентов наблюдается состояние стресса. Как же избежать его и обойтись без последствий?

                  Чтобы снять стресс перед защитой ВКР, надо утром встать, умыться прохладной водой и выделить себе несколько минут для неспешного завтрака. Чашка некрепкого ароматного чая поможет привести ваши мысли в норму, стабилизировать давление, снизить пульс.

                  Запаситесь бананами, старайтесь съедать по одному два банана в день, хотя если организм позволяет, то можно и больше. Данный фрукт способствует выработке серотонина – гормона радости, к тому же восполняет энергетические и витаминные потери организма. Также можно съесть несколько кусочков шоколада, только не переусердствуйте, при переедании кофеин, содержащийся в нем, начинает действовать возбуждающе.

                  Но самым главным фактором, который ослабевает действие стресса является хорошо выученный материал и собственноручно написанная работа.

                  Как подготовиться к защите.

                  Очень часто, перед защитой выпускной квалификационной работы, студента убеждают в том, что во время его речи члены комиссии будут общаться между собой, а то и спать. На самом деле это не так. Знайте, что как минимум один из преподавателей будет внимательно слушать вас, а значит, к защите нужно подготовиться основательно.

                  Каждому выступающему на защите отводится, как правило, 10-12 минут для доклада. Очень важно распределить это время рационально. Ваш доклад не должен быть слишком длинным, чтобы комиссии не пришлось вас останавливать на самом интересном месте. Необходимо сказать то, что является действительно важным и не наговорить лишнего. От того, насколько грамотно будет построен ваш доклад, во многом зависит количество и содержание вопросов после него.

                  Желательно, чтобы материал из доклада был заучен наизусть, а не зачитан. Или старайтесь говорить своими словами, периодически заглядывая в текст. Таким образом, вы сможете убедить комиссию в том, что вы являетесь настоящем специалистом в области проделанной работы.

                  Что должно быть в докладе.


                  Прежде всего, в начале доклада должна четко прозвучать тема выпускной квалификационной работы. Необходимо обосновать актуальность темы, ее новизну. Скорее всего, вы – не первооткрыватель выбранной темы, поэтому надо сделать хотя бы минимальный обзор последних научных достижений в рамках вашей темы. Далее следует озвучить цели и задачи, которые вы решили в своей научной работе. Это – вступление вашего доклада.

                  В основной части доклада следует говорить преимущественно на профессиональном языке, доказывая, что вы достойны называться квалифицированным специалистом в своей области. В этой части доклада следует проанализировать методы, с помощью которых можно решить поставленные задачи, сравнить их по наиболее значимым критериям и обосновать выбор тех методов, которые вы использовали в своей работе. Конечно, такую информацию воспринимать легче зрительно, поэтому основную часть доклада следует проиллюстрировать с помощью презентации, плакатов или раздаточного материала.

                  В заключительной части доклада необходимо сделать выводы по вашей работе: были ли решены поставленные задачи, достигнуты ли сформулированные цели, описать полученные результаты. Обязательно упомянуть о том, какую практическую значимость может иметь ваша работа. Если вы где-то на практике использовали материалы своей работы, обязательно отметьте этот факт. Скорее всего, ваша работа могла бы быть продолжена и далее. Если это действительно так, скажите пару фраз о перспективах ее дальнейшего развития.

                  Как сделать презентацию к защите выпускной квалификационной работы.


                  Современная защита ВКР заключается не только в докладе, но и в показе демонстрационных материалов, иллюстрирующих основные тезисы работы, графики, схемы. Прошли те времена, когда для этой цели приходилось рисовать огромные плакаты. Сегодня вместо плакатов используются мультимедийные презентации.

                  Презентацию можно изготовить при помощи современных графических программ Photoshop или PowerPoint.

                  Вопрос, как сделать презентацию к научной работе, должен быть четко оговорен и с руководителем — для того, чтобы определить, каким моментам необходимо уделить большее внимание, а какие можно упомянуть вскользь.

                  Примерная структура презентации может выглядеть следующим образом. Начало презентации – титульный лист, на котором указывается тема работы, ее автор, а также руководитель научного проекта. Далее следует краткое описание и характеристика научной работы, ее анализ. Необходимо уделить внимание списку использованной литературы. В заключение должна присутствовать оценка полученных результатов и освещение возможных перспектив.

                  Не забывайте, что презентация — это в первую очередь визуальное восприятие. Желательно помещать минимум текста на слайде – он должен быть легко читаем, что-то вроде плана рассказа. Максимум рисунков и диаграмм, безупречно оформленных и наглядных. Дизайн должен быть единый. Текст должен быть четко виден на фоне. Слайды презентации нужно пронумеровать.

                  Также необходимо уложиться по времени, которое составляет 5-10 минут. То есть берется доклад к ВКР, сокращается, выбираются из него тезисы. Далее делаются отдельно картинки, к которым внизу можно добавить несколько строк комментария.

                  Самое сложное при создании презентации – продумать, что и за чем идет. И что вы будете говорить в момент показа каждого слайда. Поэтому презентацию надо делать параллельно с текстом доклада.

                  Помните, что ваша оценка напрямую зависит от того, насколько четко и уверенно вы отвечаете на поставленные вопросы. Конечно, никто из членов комиссии не будет досконально изучать вашу научную работу, но ознакомиться с ней они должны обязательно.

                  После окончания своего выступления не забудьте поблагодарить своего научного руководителя, оппонента и членов комиссии за работу и внимание. Это всегда производит хорошее впечатление и позволяет студенту набрать дополнительные очки в глазах экзаменаторов.

                  В помощь всем студентам, кто решил написать ВКР самостоятельно, рекомендуем список документов и учебно-методической литературы.

                  Документы, содержащие методические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускной квалификационной работы в ШГПУ:

                  Дополнительную информацию о методических пособиях по написанию курсовых и дипломных работ на отдельных факультетах можно найти
                  на форуме библиотеки.

                  Учебно-методическая литература:

                  Появились трудности в составлении списков литературы к научной работе?

                  За консультациями по этим вопросам вы можете обратиться в библиотеку (161 кабинет, учебный корпус, сектор А). Библиотекари помогут Вам в поиске информации и выборе документов к научной работе, в составлении и оформлении списков литературы, проверят и отредактируют Ваш список источников для ВКР.

                  Приглашаем посетить страницу ПИШЕМ ДИПЛОМ в социальной сети ВКонтакте. На странице: ответы на вопросы, развернутые консультации и многое другое.


                  Обсудить эту тему, поделиться своим опытом можно, заглянув на наш форум.

                  Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

                  Написание и защита дипломной работы – это прямая дорога к началу профессиональной карьеры по выбранной специальности. Но мало найти подходящую информацию, провести исследование и даже написать. Важный момент для аттестационной комиссии – правильность оформления научной работы.

                  Ключевые требования к оформлению

                  Тем, кто в текущем году планирует начинать писать дипломный проект, следует быть внимательными, поскольку поменялись отдельные требования действующего ранее государственного стандарта. Прежде чем приступить к работе, нужно посетить кафедру и взять методичку именно вашего учебного заведения. Следует знать, что есть общие правила, которые могут не меняться в течение нескольких лет.



                  Действующие стандарты оформления

                  Ключевые моменты при создании работы:

                  Применяется сквозная нумерация страниц арабскими цифрами.

                  Не все студенты, которые уже начали писать дипломную работу, точно знают количество страниц, необходимое для такого проекта. Одни уверены, что их должно быть около 60. Другие же считают, что объем не может ограничиваться, так как для полноты изложения полезной информации требуется больше 60 страниц, а значит, можно увеличить размер работы.

                  Чтобы не было неожиданностей при сдаче на проверку, следует уточнять любой спорный момент на кафедре.

                  Раздаточный материал: правила оформления и необходимость использования

                  Современный студент далеко не всегда создает рисунки, диаграммы и таблицы на бумаге. Сегодня активно применяются мультимедийные презентации. Но полностью отказываться от привычных носителей не следует. Материал, который выдается членам экзаменационной комиссии на руки, должен быть подготовлен особенно тщательно.

                  Грамотный, хорошо оформленный раздаточный материал – это надежный тыл. Он точно пригодится, если не удастся провести презентацию по техническим или другим причинам.

                  Для чего он нужен

                  Не все студенты знают, почему необходимо делать раздаточный материал, если проект уже готов и осталось только защитить его. Однако аргументов в пользу его создания гораздо больше:

                  • демонстрирование членам комиссии, что подготовка к защите велась комплексно;
                  • создание еще одного канала связи. Одни люди хорошо воспринимают словесную, другие – визуальную информацию. В итоге понять суть проведенной студентом работы смогут все;
                  • визуализация данных, помогающая доступно передать практическую составляющую исследования.

                  Можно сделать вывод, что подготовка и презентация раздаточного материала помогут не только комиссии, но и самому студенту.

                  Как оформлять раздаточный материал

                  Хотя считается, что создание и, соответственно, оформление раздаточного материала – дело добровольное, его наличие будет плюсом. Поэтому, если решили сделать демонстрационные пособия, то к этой задаче требуется подойти правильно. Действующие нормативы:



                  Не нужно бояться создавать раздаточный материал. Научный руководитель посоветует, как его правильно составить, проверит, подскажет, что нужно добавить или убрать.

                  Основные требования к чертежам для дипломной работы

                  Студентам технических вузов в обязательном порядке для дипломного проекта понадобятся чертежи. Не важно, будет ли оформлен графический материал от руки или с помощью компьютера, – он в любом случае должен быть выполнен с соблюдением определенных правил (с учетом требований ГОСТов, рекомендаций преподавателей и методичек).

                  Наличие чертежей в дипломной работе – это не просто прихоть. Именно графический вариант визуализации, в сравнении с написанием текста, лучше отражает объект или явление. Подготовка теоретической части вызывает меньше сложностей, а чертеж удастся выполнить только настоящим профессионалам.

                  ГОСТы, регламентирующие правила выполнения чертежей

                  При работе с чертежами студентам следует руководствоваться некоторыми ГОСТами:

                  • формат листов – регламентирует ГОСТ 2.301-68. Стандартом считается А4, но также разрешено применение А3, А2, А1 и А0. Уменьшать можно до формата А5, что в 2 раза меньше чем А4. Увеличение возможно до любого размера, кратного А4;
                  • масштабы – ГОСТ 2.302-68. Такие масштабы, как 2:1, 2,5:1, 4:1, 10:1, 15:1, 20:1,25:1, актуальны для микросхем и мелких деталей. Уменьшение масштаба (1:2; 1:2,5 и т. д.) применяется для создания планов сооружений. Для генеральных планов понадобится масштабирование 1:2000, 1:5000 и др.;
                  • линии – ГОСТ 2.303-68. Для чертежей допускается 6 типов: жирная, тонкая, штриховая, волнистая, разомкнутая и пунктир. Каждая из них имеет свое назначение, студенты в процессе обучения изучают эти нормы;
                  • шрифты – используются согласно ГОСТ 2.304-81;
                  • разрезы и сечения – регламентируются стандартом 2.305-68;
                  • обозначения – по нормативам ГОСТ 2.306-68;
                  • надписи и таблицы – ГОСТ 2.316-2008.



                  Каждый чертеж оформляется рамкой, что является обязательным требованием. Отступы от края листа стандартные: левый край – 20 мм, остальные – 5 мм. Большее расстояние с одной стороны необходимо для подшивания.

                  Если используются формулы, то особенности их оформления стоит уточнить у преподавателя.

                  Порядок построения чертежа

                  Есть ряд правил относительно создания чертежа, и студент обязан их четко придерживаться.

                  Перед началом работы установите объект черчения и выберите формат листа, опираясь на ГОСТ. Также определитесь с необходимым количеством проекций, которые будут переноситься на бумагу. Затем проводится построение, обязательно используются правильные линии. Особое внимание следует уделить выполнению сечений, разрывов. Это поможет достоверно отобразить отдельные части элемента.

                  Надписи и размеры указываются в соответствии с действующими государственными стандартами, регламентирующими такие обозначения.

                  Есть определенный набор требований по заполнению отдельных граф работы, а именно:

                  1. Название того, что изображено. Сначала пишут имя существительное, потом – определение.
                  2. Номер чертежа (согласно ГОСТ 2.201-80).
                  3. Материал. Эту графу нужно заполнять только в том случае, если создаются чертежи деталей.
                  4. Литера. Она присваивается графической работе в зависимости от того, какой тип материала создается.
                  5. Вес в килограммах.
                  6. Масштаб (согласно правилам, описанным выше).
                  7. Название учебного учреждения, группы.
                  8. Фамилия учащегося, преподавателя.
                  9. Подписи исполнителя и его куратора.
                  10. Дата создания работы.
                  11. Номер страницы по порядку.
                  12. Количество листов документа.

                  Размещение каждой графы стандартизировано, образцы заполнения можно взять у своего куратора или на кафедре.

                  Важные детали оформления дипломной работы в соответствии с ГОСТом (2021)



                  Надеемся, что все нюансы, с которыми сталкивается исполнитель при оформлении дипломной работы, мы смогли учесть.

                  Если же это все кажется очень сложным и не хочется тратить время и силы на бумажную волокиту, обращайтесь в наш сервис. Наши специалисты помогли создать дипломные работы тысячам студентов по всей стране.

                  Читайте также: