Методическое пособие какой стиль речи

Обновлено: 07.07.2024

Главная Искусство издавать

Учебные издания являются средством обучения и овладения знаниями, но, кроме того, они способствуют формированию информационной культуры личности, системы этических норм и эстетических начал субъекта. Качество учебной книги, кроме всего прочего (качества основного текста, иллюстраций, формул, последовательности изложения в соответствии с учебной программой и др.), определяется языком изложения учебного материала.

Основная задача языка учебной книги – обеспечить адекватность и быстроту восприятия обучающимися учебной информации, долго временное её запоминание.

Что же может понять студент, прочитав следующую фразу?

Угол γ между вектором всего напряжения Ux на схеме и измеряемым током I2 (по прямой мостовой схеме обычно измеряют ток в цепи заземления) больше 90 градусов, поэтому угол δ = 90 − γ получается меньше нуля, т.е. измеренный тангенс δ получится отрицательным. В действительности при учёте активных сопротивлений изоляции может наблюдаться в некоторых схемах снижение tg δ, в некоторых случаях даже отрицательные значения.

Язык учебного издания — основное средство передачи информации, заключённой в нём. Значит, язык учебной книги должен быть ясным и чётким, понятным для определённой категории обучаемых. При этом важное значение имеет тип изложения учебного материала: повествование, если автор описывает развитие какого-то процесса; рассуждение, если речь идёт о доказательстве теоремы; описание, если автор даёт характеристику некоторого объекта.

Кроме того, язык учебной книги должен отражать определённую предметную область науки, т.е. автор должен использовать основной терминологический фонд, стандартизованную лексику и фразеологию, быть безукоризненным с точки зрения словоупотребления, так как обучаемый овладевает не только знанием учебной дисциплины, но и нормами литературного языка.

Термин — слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п. Так как терминосистема постоянно развивается, в учебных изданиях следует использовать, наряду с традиционно сложившейся терминологией, новые термины и понятия.

В одном учебном издании лучше использовать один и тот же термин, наиболее закрепившийся в данной области.

Например:

Одна из многих задач редактора — приведение терминологии к единообразию, и тогда книга станет пригодной для обучения, её можно будет назвать учебной.

Термины раскрывают профессиональную основу дисциплины, характеризуют её языком, отличным от бытовой лексики. Один из показателей овладения профессией — хорошее знание выпускником профессиональной лексики.

При изложении материала автору учебной книги следует использовать стандартизованную терминологию, приведённую в различных справочниках, государственных стандартах, других нормативных документах. Наименования и обозначения еди ниц физических величин следует приводить строго в соответствии с международной системой единиц (СИ). В учебные издания нужно вводить не только терминологическую лексику, но и типичные для данной дисциплины целые обороты речи.

Например:

1. Установлена линейная зависимость коэффициента электропроводности Kэ фрикционного контакта от концентрации продуктов старения Епс, описываемая регрессивным уравнением.

2. При выполнении работы применялись стандартные и специально разработанные приборы, для обработки результатов экспериментальных исследований использовались методы математической статистики и регрессивного анализа.

При употреблении в учебном издании терминов и понятий следует использовать их краткую форму, приводя её при первом упоминании. Например: КПД (коэффициент полезного действия), КЗ (короткое замыкание), СВЧ-диапазон (сверхвысокочастотный диапазон) и др. Многие термины закреплены в языке справочно-нормативной литературой.

Итак, одна из основных и главных задач учебной книги — помочь будущему специалисту овладеть языком данной науки, способствовать воспитанию у него высокой профессиональной и общелитературной культуры речи. В вузовских учебных изданиях должна быть представлена совокупность систематизированных сведений по той или иной дисциплине, и эти сведения должны быть изложены языком, который бы способствовал воспитанию у студента культуры речи.

Немаловажный момент — использование в языке учебных книг иностранных слов и терминов, что особенно распространено в последнее время. Такое заимствование оправданно, если в русском языке нет аналога. Иностранные слова и термины целесообразно пояснять в форме подстрочного примечания либо в самом тексте, либо за текстом в виде пояснительных материалов.

Известно, что цикл внимания человека составляет около семи минут, это соответствует двум с половиной страницам текста. Учитывая этот факт, не следует вводить в пределах одной структурной единицы много новых терминов и определений, так как они всё равно не будут прочно усвоены.

Для активизации внимания обучающихся следует вводить вопросы — они заставляют думать и возбуждают мыслительную деятельность.

Не следует в учебном тексте повторять одно и то же — это вызывает отторжение, снижает качество восприятия материала (уже было изложено, объяснено, мы знаем — так рассуждает обучающийся).

Конечно, изложенными основными требованиями к языку и стилю учебной литературы должны владеть и автор, и редактор. Однако у редактора, кроме того что нужно сделать литературную обработку текста, есть множество других задач, которые ранее выполняли художественные и технические редакторы, ведущие редакторы, корректоры, другие участники издательского процесса. Сегодня же из-за финансового положения в издательских подразделениях вузов (почти всех) редактор — это и технический редактор, и художественный редактор, и корректор и т.д., т.е. в полном смысле слова его можно назвать директором книги: он ответствен за конечный продукт. Редактор анализирует текст, разрабатывает систему книги, формирует аппарат издания, выполняет литературную обработку, работает с формульным текстом, иллюстрациями и таблицами, аннотацией и списками литературы. И при этом он должен выполнять свою главную задачу — как можно меньше изменять текст (скажем так: травмировать рукопись), сохранить особенности языка, стиля и манеры изложения автора.

Какими же знаниями и способностями должен обладать редактор, чтобы выполнить все возложенные на него задачи по конструированию учебного издания, и нужен ли сегодня редактор издательским подразделениям вузов? Судите сами, читая выдержки из авторских рукописей.

Основной отличительной чертой этих фильтров является высокая эффективность заряжания (задержания?) частиц…

В настоящее время (точнее, вчера) физики уверенно говорят (говорили) о существовании четырёх типов сил…

…иприт пахнет неприятным запахом

В период адаптации к воинской службе наращиваются усилия по изучению военнослужащих , особенно тех, кто требовал наблюдения…

Технические научные теории, как и теории вообще, рождаются в головах людей. Однако они рождаются не тогда , когда люди этого захотят , и не так, как им это вздумается, а тогда, когда для этого возникают объективные (исторические, логико-методологические… и другие) предпосылки и основания.

Как было сказано выше, конфигурация профиля фрезы зависит от многих факторов, при изменениЕ которых изменяется и профиль среза (фрезы?) .

Если задаННа винтовая канавка сверла с опрИдИленными параметрами, то для каждого угла перекрещивание оси и сверла и фрезы будем иметь вполне опрИделённые кривые канавки и сверла… При заданном диаметре фрезы нельзя произвольно назначать положение точки S, так как оно зависит от условия одновременного касания каждой кривой сечениЕ канавки сверла с опрИдИленной окружностью фрезы в каждой плоскости, перпИндекулярной к оси отправки, причём одноврИменное кОсание осуществляется по пространствИнной фрИзе контакта. Поэтому при профЕлЕровании приходится отыскивать оптЕмальное пАложение точки S, на это надо много времени (этот пример из методических указаний к лабораторным работам).

Шесть человек проходили врачебную комиссию на предмет прохождения дальнейшей службы.

Целью данного параграфа является разработка и апробация модели профессиональной адаптации солдат по призыву и её вариантов для разных по степени профессиональной адаптированности групп военнослужащих.

В том же Ачинском районе в сентябре месяце 1937 г. поп Мелентьев осуществлял тайное крещение младенцев (сб. науч. ст.).

Устройства, соединённые кабальными мостами…

Функции формирования данных подтёков

Проблема качества возникла не сегодня . Она так же стара, как и сам человек .

На протяжении столетий человеком накоплен достаточный опыт художественной ковки и художественного литья.

Художественная обработка металлов является одним из самых древних видов искусства , с которым познакомилось человечество.

Самым древним видом искусства считается искусство любви, которым владели образованнейшие женщины античности.

Однако ступень порядочности кристаллитов в этих металлических листах и, как следствие, величина анизотропии будут различными.

Принцип молекулярной стректоскопии основан на поглощениЕ отдельными молекулами оптическИЕ излученИЯ на характерных длинах волн.

Гранаты, находящиеся длительное время в гранатовых сумках , должны периодически осматриваться. Гранаты солдатами переносятся в гранатовых сумках . Перед укладкой гранат в гранатовую сумку и перед заряжанием гранаты их залпы осматриваются.

Определение старения целлюлозы определяется наиболее надёжно по ступени полимеризации. Однако его определение требует отбора проб твёрдой изоляции, что сопряжено со сливом масла и вскрытием бака.

Аннотация к учебному пособию: Представлен сорокапятилетний опыт обучения на кафедре строительной механики Института градостроительства и региональной экономики. Новые материалы содержат повторение классических разделов строительной механики и указывают на взаимосвязь со смежными дисциплинами.

Здесь приведена малая толика накопленных мною за время работы с технической литературой авторских неточностей выражения мысли и просто грубых ошибок, которые, конечно, требуют серьёзной переработки текста редактором.

Считаю, что, несмотря на внедрение в издательские процессы самых современных компьютерных технологий, заменить редактора не сможет никакой компьютер. Надеюсь, что редактор будет крайне необходим издающим подразделениям высших учебных заведений и всем организациям, берущим на себя смелость выпускать учебную литературу, особенно техническую учебную книгу, где неверно указанный единственный символ в формуле или на рисунке может привести к серьёзнейшим ошибкам в расчётах и вызвать непредсказуемые последствия, вплоть до катастроф.

Автор Любовь Ильинична ВЕЙСОВА, заведующая сектором подготовки учебных изданий Военно-инженерного института Сибирского федерального университета

Чтобы грамотно и корректно писать любые работы, начиная от простейших рефератов и докладов, отчетов, курсовых и иных студенческих, научных работ, важно непросто разбираться в теме, проблеме, науке, но и грамотно интерпретировать полученные результаты с учетом стиля текста. Каждый проект оформляется в определенном жанре, манере, каждой из которых свойственны конкретные специфические черты. Сегодня мы расскажем о самых популярных стилях текста, а также дадим рекомендации по их определению и совершенствованию.

Чтобы грамотно и корректно писать любые работы, начиная от простейших рефератов и докладов, отчетов, курсовых и иных студенческих, научных работ, важно непросто разбираться в теме, проблеме, науке, но и грамотно интерпретировать полученные результаты с учетом стиля текста. Каждый проект оформляется в определенном жанре, манере, каждой из которых свойственны конкретные специфические черты. Сегодня мы расскажем о самых популярных стилях текста, а также дадим рекомендации по их определению и совершенствованию.

Стиль текста: понятие и роль в жизни студентов и исследователей

Стиль текста – это особая черта каждого автора. С одной стороны, это манера написания текста с учетом конкретного набора специфических черт: лексикон, синтаксис, эмоции и пр. С другой – стандартизированный вариант интерпретации данных, включающий в себя конкретные элементы русского языка: чистописание, грамматика, пунктуация, лингвистика, культура речи и пр.

Стиль текста

Что такое стиль текста?

Стилистические разновидности текстов: какими бывают стили и в чем их особенности, в какой среде преобладают?

Сейчас мы предлагаем кратко и емко рассмотреть наиболее популярные и востребованные среди авторов стили текста.

Стили речи

Разговорный и книжный стиль речи

Вариант №1. Научный стиль.

Подробно расписывать его мы не станем, так как уже неоднократно делали это ранее в соответствующих статьях при блоге. Выделим лишь наиболее существенные моменты:

  • Свойственен в образовательной и научной среде при выполнении студенческих и научно-исследовательских проектов, научных статей, исследований и работ, оформлении экспериментов и прочих достижений, подталкивающих к решению актуальных проблем наиболее эффективными и обоснованными методами;
  • Автор опирается на ключевые слова (специализированные и общие термины), трактовка материалов – упорядоченная 9структуррированная), логичная, по возможности простая (разъяснение специальных оборотов на понятном, но грамотном языке), использует вводные конструкции (лучше по минимуму), связки и обязательно формулирует аргументированные выводы;
  • Чаще всего в основе текста лежит принцип научной аргументации: тезис – доказательство – вывод;
  • Описание всех процессов и явлений должно быть без эмоций и ярко окрашенных слов, желательно в обезличенной форме. Лексикон – общелитературный или специальный (специализированный).

В рамках академического письма можно выделить три подвида. Первый – собственно научный стиль, где доминируют специальная терминология, возможно оформление патентов, выдвижение неординарных тезисов и пр. Второй – научно-учебный, свойственный учебникам, лекциям, методическим рекомендациям. Его миссия – просто и ясно разъяснить целевой аудитории конкретные темы и научные нюансы, расшифровать сложную терминологию, посвятить в действие конкретных инструментов и пр. Третий – научно-популярный – самый демократичный вид академического письма, где можно простым и понятным языком описывать научные явления и особенности, без суровых регламентов с задействованием всевозможных аллегорий, «лирических отступлений. К данному виду можно отнести текущую статью.

Специфика научного стиля проявляется в следующих моментах: доминируют научные термины, законы, четкая структурированность и аргументированность материалов, наличие гипотезы и ее проверка, результативность, высокая уникальность текстов, размещение материалов на специализированных площадках или в форме научных и учебных пособий, работ.

2) Газеты, журналы, радио, телевидение - это какой стиль?

3) Диалоги, беседы, письма - это какой стиль?

4) Заявления, указания, отчёты - это какой стиль?

5) Учебники, лекции - это какой стиль?

6) У какого стиля основная функция - агитация и пропаганда?

7) У какого стиля основная функция - точная передача деловой информации?

8) У какого стиля основная функция – изложение научной информации?

9) У какого стиля основная функция – общение?

10) У какого стиля основная функция – художественное воздействие?

11) У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительная лексика, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?

12) У какого стиля используются такие языковые средства: широкое использование изобразительно-выразительных средств языка, привлечение лексических и синтаксических средств других стилей?

13) У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?

14) У какого стиля используются такие языковые средства: общественно-политическая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты?

15) У какого стиля используются такие языковые средства: использование штампов, преобладание существительных над другими частями речи?

16) У какого стиля такая характеристика высказывания: призывность, страстность?

17) У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?

18) У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?

19) У какого стиля такая характеристика высказывания: непринуждённость, эмоциональность?

20) У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность?

PAIN1999

Ответ:

Объяснение:

qwerty3053

Новые вопросы в Русский язык

Выпишите из текста синонимы к слову врач. Объясните для чего, с какой целью их использует автор в тексте профессия врача имеет древнее происхождение. … Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачевание больных, применяют целебные травы, искусно диагностировать состояние больного по одному только пульса. Зачистую Им удавалось спасти жизнь пациентов. Из глубины веков известные имена великих врачей, таких, как Гиппократ, авиценна. Начиная с XVII века Качество подготовки врачей постоянно улучшается, совершенствуется формы организации здравоохранения. В настоящее время медицинская наука находит все но все новые и новые причины и механизмы развития болезни.она вооружает медицинский персонал более совершенными методами лечения И предупреждение Различных болезней. Современный доктора-Это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней. Задание Сформулируйте к тексту два вопроса, ответы на которые позволит выразить собственное отношение к прочитанному ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ ДАЮ 10 БАЛЛОВ

Человек должен быть духовно и физически здоровым. Вести октивный, а не посивный образ жищни, одни из способов

Определите в какой из частей текста(вступление/основная часть /заключение) отражена тема текста. Выпиши предложение отражающую тему текста. Даю 50 бал … лов.​

Дайте полный синтаксический разбор предложения (8 класс)После окончания института Фёдор должен был вернутся в родной город. ​

10. Образуйте от данных глаголов деепричастия совершен лите их суффиксы. Составьте с ними словосочетания. Успокоиться, наклеить, уйти, понять, раздеть … ся, упасть, взмахнуть, преодолеть, подняться, разыграть, спеть, рассмотреть, принести, разделить. 11 Пт каких глаголов образованы деепричастия совершенного вида? Запи-​

270Б. Выпишите числительные вместе с существительными. Запишите их словами. Определите их разряды, укажите форму. Раскройте скобки, объясните правопис … ание слов.​



Материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин (протокол № 7 от 25 февраля 2016 г).

Председатель ЦК М.Н.Тарасова

1.1 Классификация функционально-смысловых стилей речи………………………………5

2.Рекомендации к выполнению заданий…………………………………………………. 13

3.2Карточки-задания для индивидуальной работы студентов…………………………….28

Список использованной литературы………………………………………………………….37

Данная тема часто вызывает затруднения у студентов при выполнении практических заданий, так как материал является достаточно объёмным, а трудности возникают из-за отсутствия системы знаний и, как, правило, ведут к смешению стилей и типов речи, неумению грамотно определять языковые особенности и, как следствие этого - некрасивой, неправильной речи.

Помочь систематизировать ранее полученные знания, устранить пробелы по данной теме, а также актуализировать и несколько расширить знания, дать возможность студентам потренироваться, и, следовательно, приобрести навыки самостоятельной работы, позволяет структура данного пособия. Материал представляют собой два блока: теоретический и практический. Рекомендации к выполнению заданий - алгоритм, которому необходимо следовать, чтобы работа была оценена удовлетворительно.

Классификация функционально-смысловых стилей речи

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

1. газетные - очерк, статья, фельетон, репортаж;

3. ораторские - выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные - пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные - очерк, объявление, плакат, лозунг.

1.В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. "Театральная" лексика - вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса - архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

3) императивные формы глагола: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические вопросы

2) восклицательные предложения

3) предложения с измененным обратным порядком

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию

В заголовках часто используется специфический языковой прием - "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

Основной тип речи

Рассуждение с элементами повествования и описания.

В научном функциональном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской. Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, в одном.

Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением. Слова бытового характера также приобретают в научном тексте обобщенное, часто терминологическое значение, таковы технические термины муфта, стакан, трубка и многие другие. Характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность - насыщенность терминами.

Наличие в словах иноязычных словообразовательных элементов (корней, суффиксов, приставок); суффиксов, придающих отвлечённое значение.

Преобладание существительных, в том числе отглагольных; отсутствие личных местоимений 1-го и 2-го лица ед.ч.; использование союзов со значением причины и следствия, вводных слов.

Прямой порядок слов; использование словосочетаний сущ + сущ в род.п.; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов.

Основной тип речи

Рассуждение или рассуждение с элементами повествования и описания; последовательное повествование.

Официально - деловой стильСфера применения

Официальная (законодательство, делопроизводство)

Этот стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения.

Устав, закон, указ, приказ, распоряжение, инструкция, коммюнике, конвенция, нота, акт, деловое письмо, справка, доверенность, докладная записка, заявление, характеристика, резюме, автобиография.

Широкое употребление стандартных оборотов (клише), терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических. Военных, административных и т.д.); наличие особой фразеологии (официальной, канцелярской); включение в текст сложносокращённых слов, в частности аббревиатур; отсутствие изобразительной лексики.

Частое употребление отглагольных существительных (предписание, выполнение и пр.,), собирательных существительных (граждане, выборы и пр), отымённых предлогов (на основании, в силу, по линии и пр.),сложных союзов (ввиду того что, в связи с тем что и пр.), устойчивых сочетаний (на случай, если; с тем условием, что; тот факт, что и пр.); глаголов в форме повелительного наклонения (установите, выполните и пр.); конструкций с инфинитивом (необходимо отчитаться, должен проинформировать, поставить в известность и пр.); кратких прилагательных (обязан, должен и пр.).

Неэмоциональность, прямой порядок слов, использование назывных и безличных предложений, однородных членов, обособленных оборотов, сложных предложений с придаточными цели, причины, условия, отражающие логическое подчинение одних фактов другим.

Рассуждение. В протоколах, отчётах, договорах наблюдается и повествовательная манера изложения

Художественный стильСфера применения

Эстетическая (общение с широким кругом читателей посредством художественной литературы).

Выполняет образно - познавательную и идейно- эстетическую функцию (текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Все жанры художественной литературы: поэмы, стихотворения, новеллы, эссе, романы, повести, баллады, трагедии, комедии и т.д.

Использование всех средств национального языка - не только литературного, т.е. кодированного языка, но и (при наличии художественной мотивированности) элементов нелитературного языка (диалектных, профессиональных, просторечных слов и т.д.), лексики разных пластов: книжной, высокой, сниженной, разговорной; терминов, оборотов деловой и официальной речи; выражений, характерных для публицистики, и т.д.

Использование средств художественной выразительности языка: звуковых (аллитерация, ассонанс, звукоподражание); лексических тропов (метафора, сравнение, олицетворение, эпитет и др.); синтаксических - стилистических фигур (тнверсия, риторический вопрос, риторические восклицания, многосоюзие, бессоюзие и др.).

Использование всех типов речи.

Разговорный стильОсновная функция

Беседа, дневниковые записи, эпистолярный жанр (частные письма), телефонный разговор.

Менее отчётливое произношение (щас, здрасьте и т.д.), что связано с убыстрённым темпом речи; использование ударений, не совпадающих с употребляющимися в книжной форме речи.

Использование суффиксов субъективной оценки, придающих словам разговорный характер: простак, писака, шалунишка, бородища, глазастый; приставок, имеющих субъективную оценку: препротивный, разнесчастный; глаголов на ничать: жульничать, столярничать и др.

В лексике разговорного стиля часто используются слова, имеюще разговорную окраску, в том чмсле бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических).

Разговорные формы предложного падежа существительных: в отпуску, в дому ( ср. книжные формы: в отпуске, в доме); формы им.п. мн. ч.: договора, сектора (ср. книжные формы: договоры, секторы); формы род.п. мн.ч.: много апельсин, помидор (ср. книжные формы: апельсинов, помидоров); усечённые звательные формы существительных: мам, Петь, а также усечённые глагольные формы со значением неожиданного действия: скок, прыг, хвать; разговорные формы инфинитива: видать, слыхать.

Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения. Порядок слов в предложении свободный. Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать), междометием (а он бац о землю), повторением сказуемого (и делать не делает).

в зависимости от речевой ситуации и коммуникативных намерений собеседников возможен любой тип речи или их соединение.

Структура типов речи

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

1) описание предмета, человека (его характеристика)

2) описание места

Где что находится?(Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Типичная композициятекстов-рассуждений включает:

1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);

2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);

1) рассуждение- доказательство

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

2) рассуждение- объяснение

Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию - более убедительной.

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Рекомендации к выполнению заданий

для самостоятельной работы

1. Внимательно прочитайте теоретический материал, актуализируйте его в своей памяти. При возникновении затруднений обратитесь к преподавателю за консультацией.

2. Постарайтесь запомнить наиболее важные теоретические сведения (они выделены в схемы, в таблицы, жирным шрифтом). При желании расширить свои знания воспользуйтесь указанной литературой.

3. Выполните упражнения. Вам разрешается пользоваться любыми словарями и справочниками.

4. Сдайте работу на проверку.

5. При получении неудовлетворительного результата выполните еще один вариант работы.

Сроки выполнения заданий. Студент сдает по своему усмотрению всю работу целиком или представляет на проверку подготовленные части в оговоренное с преподавателем время.

люди общаются (рисунок)

Функциональные стили речи — это системы языковых единиц различного уровня, которые используются для достижения определенных коммуникативных целей. Легко освоить их особенности и без затруднения распознавать поможет изложенная ниже информация.

Функциональные стили речи в русском языке: особенности

В процессе развития языка происходит процесс распределения его коммуникационных единиц согласно сфере, где они чаще всего применяются. Так возникают стили речи.

Так, в разговорной речи люди могут использовать сленг, короткие и неполные предложения, содержание которых понятно из контекста или обстоятельств, при которых происходит коммуникация. В разговоре речь эмоционально окрашена. В ней могут использоваться просторечные слова, диалектизмы и пр.

Функциональные стили речи и их особенности, таблица

Эти языковые средства никогда не появятся в, например, научном или официально-деловом стиле, как и наоборот. Было бы смешно, если бы молодой человек, объясняясь в любви, использовал бюрократические штампы, а исследователь, вместо терминологии, использовал красочные метафоры, чтобы описать феномен деления ядра.

Стили речи в русском языке строго дифференцированы. Каждый из них решает четко очерченные коммуникативные задачи, используется в определенной среде, имеет своего адресата. Согласно этим требованиям, подбирается лексика, используются определенные грамматические и синтаксические единицы и формы.

Фактически стиль речи — это набор коммуникативных единиц, строго регламентированный целями общения. С их помощью могут создаваться:

  • законы и инструкции;
  • поэмы и романы;
  • энциклопедии и словари;
  • статьи в СМИ, интервью, реклама.

Один из них (разговорный) используют в устной речи для решения бытовых вопросов.

В каждом из этих стилей реализуется определенная функция языка:

  • познавательная (гносеологическая);
  • информационная;
  • эстетическая;
  • описательная.

Функциональные стили речи и их особенности, таблица

Стили речи легко распознать. Главное — знать их особенности:

  • Художественный стиль — стиль литературы (романов и повестей, поэтических произведений, драматургии).

Он отличается эмоциональностью и выразительностью. Главная задача — создать художественный образ, вызвать эстетическое переживание. Поэтому в художественном стиле используется как общепринятая лексика (зафиксированная в словарях), так и маркированная (варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы и арго, сленг). Здесь встречается и научный термин, и разговорные формы речи.

  • Публицистический стиль — стиль общественной информационной системы — СМИ.

Главная задача языковых средств, которые используются в этом стиле, — проинформировать о каком-то событии, воздействовать на сознание читателя или слушателя, формировать общественное мнение, побуждать человека и общество к действиям.

Средства, которые использует публицистика, отличаются синтетичностью: для реализации определенных задач и в зависимости от жанра журналисты могут оперировать научными терминами и художественными метафорами, канцелярскими штампами и разговорными формами.

  • Научный стиль — стиль учебников, монографий, научных статей.

Его средства отличаются рационализмом, логикой, четкостью, строгостью и регламентированностью значений. В научном стиле преобладают термины.

  • Официально-деловой стиль — стиль бюрократии: законодательных актов, дипломатической переписки, делопроизводства.

Его средства используют как в устной, так и письменной речи. Здесь царствуют речевые клише и канцелярские штампы. Все слова используются в прямом значении.

  • Разговорный стиль — стиль живого устного общения.

Такая форма общения в основном диалогическая. Она отличается непосредственностью и импровизацией. Поэтому для этого стиля характерны паузы, повторные вопросы, короткие эмоционально окрашенные предложения. Используются специфические грамматические формы: конденсаты (например, подсобка в значении ‘подсобная комната’) синонимы-дублеты (например, мореход — ‘мореплаватель’).

Каждый стиль речи русского языка применяется в определенной области. Они отличаются темами, которые раскрывают, жанрами, фразеологией, грамматическими и синтаксическими формами.

Стили речи: таблица

Составить четкое и наглядное представление о специфике того или иного стиля речи поможет таблица:

Читайте также: