Меры по ограничению деятельности органов земского и городского самоуправления осуществлял кто

Обновлено: 30.06.2024

Ведению земств подлежат дела по народному образованию, попечение о народном здравии, продовольственное дело, дорожное дело, страховое дело, ветеринарное дело. Школы, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств. Поэтому земствам предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды, образовывать земские капиталы, приобретать имущества. При своем полном развитии земская деятельность должна была достичь большой сложности и охватить собой все стороны местной жизни. Таким образом, новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Ранее, до реформ, всем уездом управляла дворянская корпорация, представлявшая собой весь состав полноправного уездного населения. Право самоуправления имело тогда в виду односословные, дворянские интересы. В новых земствах за дворянами было сохранено преобладание; но к участию в ведении земского хозяйства были привлечены и все прочие жители уезда, обладающие имущественным цензом, а также и крестьянские общества. Место сословных интересов заслужили общеземские нужды и интересы. Самоуправление получило столь широкий характер, что многими было понято как переход к представительному образу правления. Поэтому со стороны правительства, вскоре же по введении земских учреждений, стало заметно намерение удерживать деятельность земств в круге исключительно местных дел и не дозволять общения между собой земских корпораций различных губерний.

Не только новый порядок управления, но вместе с тем и общая перемена в общественном строе повлияла благотворно на развитие городской жизни в России во второй половине XIX в. До крестьянской реформы в большинстве губерний продолжалось господство патриархальных форм крепостного помещичьего хозяйства, сохранявшего в себе до последнего времени черты хозяйства натурального. Города имели мало покупателей и потребителей из уездов, были скудны капиталами; население их не отличалось предприимчивостью, было бедно и невежественно. С освобождением крестьян оживилась уездная жизнь; возникло земство с его хозяйственными предприятиями; началась усиленная постройка железных дорог; явилось много торгово-промышленных предприятий и банков. Рост хозяйственной жизни государства отозвался на городах самым решительным образом: города ожили и, пользуясь новым самоуправлением, приняли иной вид. Из административных центров они стали превращаться в центры народно-хозяйственной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Земское самоуправление

Земское самоуправление Наши интеллигенты люди упорные, фанатичные. Почитали Пайпса, Янова и кого-то там еще, и стали вбивать в головы доверчивой публике, что Россия никогда не знала ни гражданского общества, ни демократии; вот на Западе другое дело, вот откуда нам надо

Глава IV Экономика самоуправления

Глава IV Экономика самоуправления Человеческие существа старались чувствовать себя как человеческие существа, а не зубцы в капиталистической машине. Джордж Оруэлл Испанская революция уникальна. Впервые в истории в таких масштабах практиковалась производственная

13. Организация Ушаковым самоуправления Ионических островов

13. Организация Ушаковым самоуправления Ионических островов Пленные французские генералы, стойко выдержавшие осаду и конечный штурм, - Шабо, Дюбуа, Ливрон и Верьер - прибыли к Ушакову на корабль.«Французские генералы, выхваляя благоразумные распоряжения адмирала и

Земское ополчение

Земское ополчение Немногие оставшиеся в Калуге бояре намеревались, не медля ни минуты, ехать в Москву с повинной. Атаман Заруцкий пытался бежать из острога, чтобы укрыться в степях. Но калужане не выпустили его из города.Гетман Сапега, вернувшийся в королевский стан,

13. Организация Ушаковым самоуправления Ионических островов

13. Организация Ушаковым самоуправления Ионических островов Пленные французские генералы, стойко выдержавшие осаду и конечный штурм, — Шабо, Дюбуа, Ливрон и Верьер — прибыли к Ушакову на корабль.«Французские генералы, выхваляя благоразумные распоряжения адмирала и

АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ЛОКОТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ЛОКОТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Административная система Локотского окружного самоуправления во многом повторяла систему, практиковавшуюся в других оккупированных областях, с той лишь разницей, что вся полнота власти на местах принадлежала здесь

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЛОКОТСКОГО ОКРУЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЛОКОТСКОГО ОКРУЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИКАЗПредлагаю всем партизанам, оперирующим в Брасовском районе и ближайших окрестностях, а также всем лицам, связанным с ними, в недельный срок, т. е. не позднее 1 января 1942 года, сдать старостам ближайших

Филиппинцы добиваются самоуправления

Филиппинцы добиваются самоуправления В начале своего президентства Вильсон назначил восемь филиппинцев в управляющую комиссию в Маниле, состоявшую из девяти человек. Акт Джонса 1916 г. распустил ее, учреждая двухпалатный законодательный орган американского типа, причем

Земское движение

Земское движение С созданием земства организационной опорой либералов становится земское движение. По мере своего развития оно всё больше отходило от умеренности, нерешительности и лояльности по отношению к самодержавию и приобретало всё более заметные черты

§ 33. Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе

§ 33. Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе Государство и самоуправление Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом регулировании: для этого она была еще

Становление земского самоуправления

Становление земского самоуправления В Англии уже в средние века земское (территориальное) самоуправление получило наибольшее распространение. К началу эпохи Нового времени в Английском государстве большинство функций местного государственного управления

Земское ополчение

Земское ополчение Немногие оставшиеся в Калуге бояре намеревались, не медля ни минуты, ехать в Москву с повинной. Атаман Заруцкий пытался бежать из острога, чтобы укрыться в степях. Но калужане не выпустили его из города.Гетман Сапега, вернувшийся в королевский стан,

Вопросы местного самоуправления

Вопросы местного самоуправления Съезд отгремел, закончились длительные и, порой, бестолковые дебаты, выходы к микрофонам, шум зала вмещающего тысячу людей. Хотелось тишины и отдыха, но надо было решать, что делать дальше. В Верховный Совет меня, как я уже говорил, не

24. Ликвидация самоуправления

Но после отмены крепостного права императору пришлось пожертвовать некоторыми людьми, ставшими олицетворением правительственного либерализма, чтобы успокоить консерваторов. Ланской и Милютин в апреле 1861 г. были уволены. Новый министр внутренних дел Валуев не смог радикально изменить выработанные ранее принципы реформы, но существенно исказил, в частности, выборную систему, ограничив представительство крестьян и практически исключив ремесленников и рабочих.

6.1. Земское самоуправление, его функции и компетенция

Собрания избирались на 3 года. Их члены именовались гласными (количество гласных в уездном собрании колебалось от 10 до 96, в губернском – от 15 до 100).

Система выборов в уездные земские собрания называлась куриальной. Для выборов в земские органы учреждались три курии.

Первая курия – землевладельческая. В нее входили все, кто располагал земельной собственностью в размере не менее 200 десятин или владел недвижимостью на сумму от 15тыс. руб. При этом допускалось дробление ценза: мелкие собственники, владевшие 10 десятинами земли (но не менее), могли суммировать свои доли; таким образом, 20 крестьян с 10 десятинами (или 10 крестьян с 20десятинами ит. д.) могли быть избирателями по данной курии, но имели лишь один голос. Также избирателями могли быть монастыри, владевшие земельной собственностью, и различные юридические лица; их интересы представляли уполномоченные и поверенные.

Вторая курия называлась городской. В нее входили владельцы недвижимости (в разных городах ценз составлял от 500 до 3000 руб.) и торгово-промышленных заведений с торговым оборотом не ниже 6000 руб., а также уполномоченные, представлявшие интересы различных юридических лиц.

Третья курия была курией сельских обществ. Ее можно назвать также крестьянской (точно так же, как первая курия была фактически помещичьей, а вторая – купеческой), но избираться от нее могли и представители духовенства, и помещики. Ценза здесь не было, но выборы были двухстепенными. Сначала в деревнях и селах на сходах избирали выборщиков, затем эти выборщики на волостном сходе избирали выборщиков на уездные съезды, выбиравшие непосредственно гласных от третьей курии.

Число гласных одной курии не могло превышать их общего количества от двух других. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания (примерно в пропорции 1:6). Все это приводило к преобладанию в земствах дворянства: так, в уездных земских собраниях доля дворян составляла в среднем 42% (крестьян – 38%), в уездных земских управах было 55% дворян (31% – крестьян), в губернских земских собраниях – уже 74% дворян (10% – крестьян) и в губернских земских управах – 90% дворян (1,5% – крестьян)[4].

Председатели земских собраний и в уезде, и в губернии были предводителями дворянства. Председатели управ избирались на соответствующих земских собраниях. Собрания должны были собираться ежегодно (хотя кворум часто срывался). Гласные не получали жалованья, но если они проживали в другом населенном пункте, им выплачивались командировочные, суточные и прогонные. Земские управы работали на постоянной основе, их члены и служащие получали жалованье. В среднем в губернских управах работало по 200–300 человек конторских служащих (например, в Казанской – 182 человека). Структурными подразделениями управ были отделы. В земских управах различных губерний насчитывалось от 13 до 22 отделов, в том числе распорядительный, санитарный, отдел народного образования, статистический, страховой, дорожный, ветеринарный, агрономический, бухгалтерия и др. Иногда в структуру земских исполнительных органов входили больницы, учительские и фельдшерские школы и даже редакция газеты.

– забота о развитии местной торговли и промышленности;

– народное продовольственное дело (борьба с голодом);

– земские школы, больницы, богадельни и приюты;

– ветеринарная и агрономическая службы;

– постройка церквей, тюрем и сумасшедших домов.

В пределах этой компетенции земства жестко контролировались администрацией (губернатором и МВД). Она имела право отменять любые постановления земских собраний, если возникали сомнения в законности этих постановлений, не утверждать любое должностное лицо, избранное земством (с 1867 г.). Кроме того, земства не обладали средствами принуждения и были вынуждены в случае необходимости обращаться в полицию. Наконец, земствам разных губерний было даже запрещено сообщаться друг с другом.

Городская реформа

Реформа городского самоуправления затянулась: новое Городовое Положение вступило в силу лишь 16 июня 1870 г. Это было связано, в частности, с правительственной реакцией второй половины 1860-х гг., наступившей после попытки покушения А. Каракозова на императора Александра II в 1866 г.

Вместо сословного ценза, который в скрытом виде сохранялся в куриальной избирательной системе, городская реформа предусматривала имущественный. Все обладатели недвижимой собственности, купцы, содержатели торгово-промышленных заведений или платившие городские налоги (сборы) обладали правом избирать и быть избранными в городские думы.

Таким образом, лишены избирательного права были не только ремесленники и рабочие, но и значительная часть интеллигенции. Например, в 1870 г. в Санкт-Петербурге право избирать и быть избранными имели лишь 18 тыс. из 660 тыс. жителей столицы. В среднем же им обладали 5,6% горожан.

Все избиратели делились на три разряда. Для этого список избирателей составлялся не по алфавиту, а по размерам уплачиваемых городских сборов (налогов): первым стоял тот, кто уплачивал наибольшую сумму, за ним – тот, кто уплатил чуть меньше, и т. д. К первому разряду относили тех, кто, внося наивысшие размеры сборов, уплачивал 1/3 общей суммы, ко второму разряду – следующих, плативших по списку, а к третьему – всех оставшихся.

Процедура выборов была нарочито громоздкой и крайне неудобной. Каждый разряд самостоятельно выдвигал кандидатов в гласные, причем каждый избиратель мог выдвинуть любое количество кандидатур. Голосование проводилось путем баллотировки черными и белыми шарами. Каждому кандидату полагался отдельный баллотировочный ящик. Случалось, что голосование превращалось в сущую пытку и для избирателей, и для избирательной комиссии, когда кандидатов было тысяч и (например, первые выборы городской думы в Санкт-Петербурге). Тогда избиратели были вынуждены подходить к 150 ящикам по восемь – десять раз в течение дня голосования (оно проводилось, как правило, в здании городской думы). Процедура также давала все возможности для злоупотреблений (подложить в ту или иную урну больше шаров, меньше ит. д.).

Число гласных в думах различных городов сильно различалось (от 30 до 250). Они избирали исполнительный орган – управу – и ее председателя – городского голову. Городской голова утверждался императором (Москва, Санкт-Петербург), МВД (губернские города, Одесса) или губернатором (все остальные города).

В компетенцию городской думы входило прежде всего коммунальное хозяйство (строительство, транспорт, канализация, водоснабжение), содействие в обеспечении продовольствием, противопожарные меры, здравоохранение и общественное призрение, развитие народного образования и культуры, местной промышленности и торговли.

Эти функции, как мы видим, совпадали во многом с функциями земств (хотя и были сформулированы весьма неконкретно). Это не представляло бы существенной проблемы, если бы было проведено разграничение полномочий и источников обложения между городскими думами, с одной стороны, и уездными и губернскими земствами – с другой. Но такого разграничения, возможно сознательно, проведено не было. В результате думы и земства были вынуждены соперничать из-за одних и тех же источников обложения. Причем земства, созданные ранее, претендовали на наиболее доходные городские имущества. Налогооблагаемая база городов была с самого начала искусственно сужена, и это во многом предопределило тяжелое финансовое положение городов.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

Владимир Павлович Журавлёв, кандидат юридических наук,
Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области







Уездное земское собрание


Количество уездных гласных в зависимости от численности населения уезда колебалось от 10 до 96, губернских гласных — от 15 до 100. В 1865—1867 гг. среди уездных земских гласных дворяне составляли 42%, крестьяне — 38, купечество — 10, духовенство — 6,5, прочие — 3%. В губернских земских собраниях дворяне абсолютно преобладали — 74,2%, купечество составляло 10,9, крестьянство —10,6, прочие—4%.
Земства многое делали для улучшения жизни населения, но это тема для другой статьи. Авторитет земств в глазах населения постоянно возрастал пропорционально производимой работе. В глазах же чиновной бюрократии земство превращалось в здоровенное бревно и не вызывало нежных чувств. Российское самодержавие всячески ограничивало деятельность земств, их возможности, полномочия.
В правление Александра III в рамках проводившихся контрреформ были утверждены новые положения о


земствах (1890 г.) и городах (1892 г.). Процент жителей, имевших право избирать и быть избранными в земские и городские органы, резко сократился за счет расширения избирательных прав дворянства. Сокращение численности провинциального дворянства приводило к тому, что в первом избирательном съезде выборы часто носили фиктивный характер. Количество избирателей-дворян часто не превышало числа гласных, подлежащих избранию. В таком случае голосование не проводилось, все избиратели, прибывшие на съезд, автоматически становились членами уездного земского собрания. Руководящие места в этих органах также были отданы дворянам.


Участники городской думы




Собрание было правомочно осуществлять выборы, если число присутствующих превышало число вакансий. Если число избирателей, прибывших на выборы, было меньше числа избираемых гласных, следовало назначить новые выборы. Повторное собрание приступало к выборам при любом количестве избирателей. Право избрания в гласные имели все участники собрания, в том числе уполномоченные. Один человек мог подать не более двух голосов: один лично и один по доверенности.
Производились выборы путем тайного голосования шарами. Избранными считались кандидаты, получившие более половины голосов членов собрания. Городская дума избирала членов распорядительного органа — городской управы и главное должностное лицо городского самоуправления — городского голову. Таким образом, последний являлся главой городской думы и городской управы.


___________________
1. Корнилов А.А. Из истории вопроса об избирательном праве в земстве. СПб., 1906. С.6—7.
2. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.131.
3. Цит. по: Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.232.
4. Высочайше утверждённое Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XXXIX. Отд-ние 1-е. СПб. 1867. Ст.40934. С.2.
5. Высочайше утвержденное Городовое положение от 16/28 июня 1870 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XLV. Отд-ние 1-е. СПб. 1874. Ст.48498. С.825.

ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
введено в России в 1864, преобразовано в 1890. Учреждения земского управления разделялись на губернские и уездные. Распорядительными органами являлись земские собрания, исполнительными — земские управы. Земские гласные (выборные представители) разделялись на три группы — дворянскую, недворянскую (из лиц, удовлетворяющих тем же условиям, что и дворянская группа) и крестьянскую. Число гласных дворянской группы обыкновенно равнялось совокупной численности обеих других групп. Гласные каждой группы избирались соответствующими избирательными собраниями, причем для крестьянских гласных такими собраниями служили волостные сходы. Для избрания земских гласных двумя первыми избирательными собраниями были установлены определенные требования, среди которых наиболее видное место занимал земельный ценз. Владение землей в количестве от 125 до 200 десятин и другим недвижимым имуществом ценностью не ниже 15 тыс. руб. давало право избирать и быть избираемым в первых двух собраниях; лица, владеющие землей в размере не менее 1/10 земельной нормы и другим недвижимым имуществом ценностью не ниже 1500 руб., имели право участвовать в избрании уполномоченных в избирательные собрания. Другими условиями, кроме ценза, служили: подданство, 25-летний возраст, принадлежность к мужскому полу и неопороченное поведение. Для участия в волостных сходах при избрании гласных от крестьян закон не устанавливал ценза; притом же сходы выбирали лишь кандидатов в гласные, из числа которых уже губернатор собственной властью отбирал гласных. Помимо гласных, в состав уездных земских собраний входили представители казенных ведомств, депутаты от духовного ведомства и городские головы. В состав губернских земских собраний входили в определенном числе гласные, избираемые уездными земскими собраниями, и, кроме того, представители казенных интересов, уездные предводители дворянства или председатели уездных съездов и депутаты от духовенства. Земские управы, как исполнительно-распорядительные учреждения, состояли из членов, избираемых соответствующими земскими собраниями. Как губернские, так и уездные земские собрания имели ежегодно одну очередную сессию, причем уездные предшествовали губернским. К предметам ведомства земских учреждений относились вопросы местного благосостояния, главным образом хозяйственного характера, в частности: заведование земскими повинностями и принадлежащими земству имуществами, выборы должностных лиц, дорожная часть, забота о народном здоровье и образовании, попечение о развитии земледелия, торговли и промышленности, издание обязательных постановлений по пожарной, санитарной части и др., ходатайства о местных пользах и нуждах перед правительством и пр. Земские учреждения находились под контролем правительственных органов, как местных, так и центральных. Большинство постановлений земских собраний требовали утверждения губернатора или министра внутренних дел. В качестве местных органов, обсуждающих правильность и законность постановлений земских собраний, выступали губернские по земским делам присутствия, куда и поступали протесты губернатора на постановления земских собраний. Этим последним было предоставлено право обжалования постановлений губернского по земским делам присутствия в сенат. Земские учреждения были введены в 34 губерниях, но вскоре общественная самодеятельность земств столкнулась с недоверием со стороны центральной и местной правительственной власти. Последовал ряд ограничений компетенции земских учреждений и мер к усилению надзора местной администрации над земскими учреждениями. В 1890 земские учреждения подверглись существенному преобразованию в смысле передачи преобладающего участия в земстве дворянству и усиления вмешательства губернской власти в дела земского хозяйства. В 1900 продовольственное дело было изъято из ведения земств и ограничено право земств повышать земские сборы (закон о предельности земского обложения). В 1902 воспрещены оценочно-статистические работы. Попытки подчинить бюрократической опеке земскую медицину (1899) и земскую школу (1901) не имели успеха. В 1903 в шести западных губерниях были введены т.н. земские учреждения, хотя фактически эти губернские и уездные земские комитеты не избирались населением, а назначались министром внутренних дел и губернаторами и представляли собой коллегиальные учреждения для заведования некоторыми делами местного хозяйства.
С. Ю.

Полезное

Смотреть что такое "ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ" в других словарях:

Земское самоуправление — форма организации местного самоуправления в Российской империи, сложившаяся во 2 й половине XIX в. в период буржуазных реформ. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель осуществить … Энциклопедия права

Земское самоуправление — форма организации местного самоуправления в Российской империи, сложившаяся во 2 й половине XIX в. в период буржуазных реформ. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II преследовали цель осуществить децентрализацию управления… … Большой юридический словарь

ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ — – система местного управления в России. 1) 3. с. было введено во второй половине 16 в. Вместе с губным самоуправлением (см. Губные учреждения) оно заменило систему кормления (см.), не отвечавшую интересам поместного дворянства и купечества. 3. с … Советский юридический словарь

Земское либеральное движение — – одно из направлений общественного движения второй половины XIX – начала XX вв. В основу земской либеральной программы легли размышления либеральной оппозиции 1850х 1860х гг. о сочетании политической централизации с административной… … Википедия

САМОУПРАВЛЕНИЕ — САМОУПРАВЛЕНИЕ, самоуправления, ср. (Право). 1. Узаконенный порядок, по которому какие нибудь общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление… … Толковый словарь Ушакова

Земское собрание — уездный и губернский представительный орган земских учреждений в России в 1864 1917 гг. З.с. в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. проводили выборы земских управ, осуществляли контроль за их работ … Энциклопедия права

Земское собрание — уездный и губернский представительный орган земских учреждений в России в 1864 1917 гг. З.с. в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. проводили выборы земских управ, осуществляли контроль за их работой,… … Большой юридический словарь

САМОУПРАВЛЕНИЕ — При исследовании генезиса и семантической эволюции нау чных, общественно политических и технических терминов необходимо сочетать историко морфологический анализ слов с культурно историческим изучением самих соответствующих предметов, явлений или… … История слов

самоуправление — я; ср. 1. Внутреннее, своими собственными силами управление делами какой л. организации, общества, административной единицы. Земское с. С. городов. С. в школах. Местное с. Студенческое с. // Местное, выборное учреждение, осуществляющее такое… … Энциклопедический словарь

Самоуправление — I институт государственного права. Термин С. (Selbstverwaltung; по франц. нет соответственного слова) на континенте Европы довольно нового происхождения (в Германии с 1850 х гг., в России с 1860 х гг.) и представляет перевод англ. selfgovernment; … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также: