Матерь человеческая почему автор говорит что не имеет права забывать эту женщину

Обновлено: 04.07.2024

Свое произведение Закруткин написал по собственным воспоминаниям. Так как он работал военным корреспондентом, то побывал во многих городах и селах. Однажды солдаты в одном сожженном немцами хуторе обнаружили плачущую женщину. Она спряталась от врагов в кукурузном поле. А когда вернулась домой, то обнаружила только пепел от своей хижины. Из-за этого женщине пришлось дожидаться солдат красной армии в погребе.

Матерь Человеческая :: Закруткин Виталий

Виталий Александрович Закруткин

Эту женщину я не мог, не имел права забыть.

Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер, глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, — все это было мне известно, и я не забывал ее. Но потом отмеченные кровавыми боями последние годы войны, трудные походы по чужим землям, ранение, госпиталь, возвращение в разоренную врагами родную станицу, потеря близких, дорогих моему сердцу людей стерли, размыли в памяти образ этой женщины, и черты ее забылись, словно растаяли в белесой пелене утреннего тумана над захолодавшей осенней рекой…

Прошли годы… И вот однажды в древнем прикарпатском городе, куда я приехал по просьбе старого фронтового друга, мне вдруг вспомнилось все, что я знал о женщине, которую не смел забыть.

Получилось это так. Каждое утро, до восхода солнца, я выходил на прогулку: бродил по пустынным аллеям векового парка, медленно поднимался по крутому склону высокого холма, который местные жители именовали Княжьей горой. Там, на вершине холма, присев на железную скамью, я любовался старым городом. Озаренный желто-розовыми солнечными лучами, повитый легкой, призрачной дымкой, город являл собой живую картину человеческой жизни на протяжении семи веков; руины древних замков, полуразрушенные стены монастырей, украшенные позолотой иезуитские, бернардинские и доминиканские костелы, ветхие деревянные церквушки и мрачные соборы, островерхие, крытые красной черепицей дома и остатки тронутых мшистой прозеленью пороховых башен, узкие, кривые переулки и широкие площади, бронзовые статуи на гранитных постаментах, радужные фонтаны, парки и кладбища — запечатленные многими людскими поколениями памятники их жизни — вызывали молчаливое раздумье, мысли о вечном, неотвратимом течении времени…

Неподалеку от скамьи, на которой я обычно сидел, рос раскидистый клен, а у клена белела ноздреватая, источенная дождями каменная ниша. В нише стояло изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна и пухлощекий ее младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. На темноволосой голове мадонны красовался серый от пыли восковой венок, а у ног ее, на каменном карнизе, постоянно лежали свежие, обрызганные водой живые цветы: белые и алые гладиолусы, светло-голубые флоксы, несколько зеленых веток папоротника.

Цветы приносили двое дряхлых стариков — мужчина и женщина. На вершине Княжьей горы они появлялись раньше меня, клали цветы к подножию мадонны и, прижавшись друг к другу, подолгу стояли молча. Чаще всего я видел лишь их согбенные спины и низко опущенные седые головы. Какое горе согнуло этих бедно одетых людей, о чем они просили каменную мадонну кто знает? Может, они потеряли любимого сына или, скошенная неизлечимой болезнью, умирала их единственная дочь? А может, кто-то жестоко обидел беззащитных стариков, или остались они, никому не нужные, без кровли и без куска хлеба? Широким и глубоким, как море, бывает горе людское, и чаще всего остается оно немым…

Свершив свою безмолвную молитву, старики каждый день проходили мимо моей скамьи и ни разу на меня не взглянули. А я после их ухода долго смотрел на раскрашенную мадонну, и странные мысли одолевали меня.

«Тебя, женщину по имени Мария, люди назвали матерью божьей, — думал я. — Люди поверили, что ты, непорочная, родила им спасителя-бога, принесшего себя в жертву и распятого за людские грехи. И люди сложили в твою честь песнопения-молитвы и стали именовать тебя владычицей и госпожой, без искуса мужеска зачавшей, присноблаженной, невестой неневестной.

Тема и композиция

Закруткин не выделялся среди своих современников — в то время военные темы в литературе были актуальными. Он затронул серьезные проблемы того периода:

  • милосердия;
  • доброты;
  • материнства;
  • самопожертвования;
  • жестокости и великодушия;
  • жизни и смерти.

Тема и основная идея в повести Матери человеческой

В первых строках текста автор рассказывает читателю о событиях сентября 1942 года. Однажды ночью землю охватило пламя от взрывов. В этих обстоятельствах происходит знакомство с Марией. Это невысокая женщина с веснушками и карими глазами. В возрасте семи лет она потеряла отца, а в 16 и мать. Она отучилась всего четыре класса и сразу же начала работать.

Но вскоре начался роман с Иваном, и Мария рано вышла замуж. В браке она была счастлива, родился сын Вася. Только счастье из-за войны длилось недолго, мужа и ребенка убили немцы. Но женщина не сломилась и продолжила жить дальше. Более того, она стала главой семьи для множества детей, завела хозяйство.

На страницах книги можно читать о противостоянии человеческой жестокости и добродушия. Смыслом жизни для Марии стала помощь другим. Отсюда и произошло название повести — автор показал незримую связь между своей героиней и Мадонной.

Сюжет произведения развивается последовательно. В экспозицию входит знакомство с Марией и ее воспоминаниями. Завязка включает гибель ее мужа и сына, пожар в деревне. Далее события развиваются вокруг жизни женщины после всех лишений, затем возникает несколько кульминационных моментов. А в развязке рассказывается об образовании новой семьи. События в настоящем пересекаются с отрывками из прошлого.

Популярные сегодня пересказы

Главные персонажи

В повести Закруткина немного персонажей, но у каждого из них своя роль. Основные герои:

  • Мария;
  • Иван;
  • Вася;
  • Саня Зименкова;
  • Вернер Брахт.

Краткое содержание Матери человеческой

Главную героиню автор не зря назвал Марией, ведь она воплощала образ Богоматери. Иван — это ее муж, а Вася — сын. Оба погибли от рук немецких солдат. Соседняя девочка Саня Зименкова осталась без родителей, поэтому женщина приютила ее и по-настоящему страдала, когда та скончалась от ранений.

Образ Марии символизирует настоящий человечий характер. Женщина пережила полные горя дни, но сумела сохранить самые лучшие качества — великодушие, сострадание, доброту, материнские инстинкты. Она полностью посвятила себя обездоленным детям и своему ребенку, чужому хозяйству. Мария жалела даже брошенных животных, показывая хороший пример воспитанникам.

Завязка истории

Повесть начинается с аннотации. Рассказчик гуляет по прикарпатскому городку и видит статую Мадонны. Это навевает ему воспоминания о женщине, которую он встретил в военные годы.

В одну сентябрьскую ночь на хутор напали немцы. Беременная Мария спряталась на земле в кукурузном поле. Ее деревню сожгли, а оставшихся в живых людей забрали в плен. Одна из них — Саня Зименкова — начала возмущаться по дороге. Солдат выпустил по ней очередь из автомата и бросил умирать. Мария тихонько подползла к девочке и отнесла ее на поле. Но Саша скончалась к утру, женщина похоронила ее в могиле, которую вырыла голыми руками.

Очнувшись от воспоминаний, голодная женщина пошла к огородам, где бродили брошенные коровы. Она подоила их, с тех пор животные стали ходить за ней. В хуторе она увидела, что все было сожжено — дома, сараи, другие хозяйственные постройки. Но остался целым ее погреб, где можно было укрыться от холода и выжить.

Краткое содержание повести Закруткина Матерь человеческая

Основные события

После его гибели Мария осталась одна, но вскоре к ней прибились собаки и голуби одного из хуторян. Она смогла обустроить погреб для сносной жизни, продолжила собирать урожай на всех огородах в надежде на возвращение колхозников. Но вместо них у нее появилось хозяйство:

Сюжет из посети Матерь человеческая

Четыре месяца Мария оставалась в одиночестве. Но как-то в декабре решила пойти на отдаленный участок бригады. Оттуда доносились голоса и плач детей. Все они были родом из детского дома в Ленинграде. Они ехали в поезде, но на них напали немцы. Враги убили воспитателей и нескольких детей, остальным удалось сбежать.

Женщина проявила милосердие и забрала ребят к себе. Она их искупала и накормила, заменила им мать. В ответ дети помогали ей с хозяйством и на полях. Апрельским днем у Марии начались схватки. Женщина родила сына, назвала его Васей. Но в тот момент глава огромного семейства подумала, что вместе с ним появились на свет и те семеро детей, которых она воспитывала.

В конце месяца в хутор пришел кавалерийский полк, где и служил рассказчик. Мария с детьми вышли навстречу солдатам. А их командир стал перед женщиной на колени и прижался к ее руке щекой. Он безмолвно выражал ей благодарность всего человечества за мужество и великодушие.

Матерь Человеческая — Виталий Закруткин

— Когда немцы бомбили наш поезд, было так страшно, — сказала Наташа. — Они налетели утром, мы все еще спали. Вскочили от взрывов, а вагоны уже горят и опрокидываются под насыпь. В нашем вагоне была воспитательница Евгения Васильевна, хорошая такая, старенькая женщина… Она всегда в черном платье ходила и очки носила, потому что плохо видела… Мы, когда выскочили из вагона, видим: под насыпью Евгения Васильевна мертвая лежит, голова у нее оторвана, и кровь течет…

— А оторванная голова в траве… и очки на закрытых глазах…

Отвернувшись к стене, Галя заплакала.

— Не плачь, деточка, — сказала Мария. — Не плачь и ничего не бойся. Теперь все будет хорошо… У меня вот тоже сыночек был, Васенька… такой примерно, как вы… так немцы его повесили…

Мария тоже заплакала. Теперь Галя стала ее утешать:

— Не плачьте, тетенька, не надо. Вы же сами сказали, что теперь все будет хорошо.

Помолчав, Галя закончила горестный свой рассказ:

— Когда немцы разбомбили наш поезд, все дети разбежались, кто куда. Всего нас в поезде было сто шестьдесят. Кого убили, кто сгорел и куда девались остальные, мы не знаем… Мы долго шли степью, лесами. Ночевали где-нибудь в кустах или в копнах, чтоб немцы нас не нашли. Иногда заходили в деревни, и женщины плакали и давали нам хлеба, сала, яичек. Женщины в двух деревнях хотели нас оставить у себя, разобрать по домам, но мы один раз увидели живых немцев, они были все пьяные, в трусиках, в грязных рубашках с подвернутыми рукавами. Они стреляли из автоматов в людей, в собак, в кошек… Мы испугались и, когда стемнело, опять ушли в степь… Шли долго, много дней, и очень хотели нить. Один раз нашли пустые консервные банки, подвязали к ним проволоку. Получились ведрышки. Когда приходили к пруду или к речке, набирали в них воду и несли с собой…

— А что ж вы, бедняжки, ели? — спросила Мария.

— Ели что придется. Картошку копали и грызли сырую, потому что спичек у нас не было и мы не могли развести костер. Семечки подсолнухов ели, разную травку и листья жевали. Нашли брошенный людьми сад, яблок с собой набрали.

— Ну, а те три девочки и восемь мальчиков, — спросила Мария, — они что? С голоду умерли?

— Да, — спокойно сказала Галя, — с голоду. Сначала у них началось расстройство желудка, они одной водой ходили, потом совсем ослабели и умерли за два дня. Мы их закопали, крестики из веточек на их могилах поделали, поплакали и пошли дальше…

Мария погладила темные волосы девочки, прижалась щекой к ее щеке.

— Спи, деточка, — сказала она тихо, — больше этого ничего не будет. Дождемся наших, и все будет хорошо…

Так семь маленьких странников, сирот из ленинградского детского дома, остались жить с Марией в ее теплом погребе. Вот Марии и пригодилось тряпье, которое она собрала в окопах, постирала и сложила про запас. Несколько дней она возилась, обшивая полураздетых детей: пошила им платьишки, тапочки и шапочки из плотного шинельного сукна, раскроила и порезала полинявшие солдатские гимнастерки на портяночки, одела всех потеплее.

С приходом детей Мария как будто ожила: рассказывала им о хуторе, о приходе немцев, о смерти Ивана, Васятки и Фени, о том, как она похоронила в кукурузе Саню, а потом несчастного Вернера Брахта и политрука Славу, как, ища человека, к ней стали сходиться коровы, собаки, овцы, лошади, куры, как слетелись на хуторское пожарище голуби.

Она по-прежнему ежедневно уходила на работу, наказав детям никуда не отлучаться, выходить из погреба только по крайней нужде и не разговаривать громко, чтобы не привлечь к себе внимания.

Несколько дней она кормила детей щами из соленого конского мяса, заправленной молоком кукурузной кашей, потом зарезала овцу, пять кур. На ее глазах изможденные дети стали поправляться, посвежели, на их худых, обветренных лицах появился румянец…

Маленький Андрюша первый назвал ее мамой. Однажды вечером, когда Мария вернулась с поля и спустилась в погреб, мальчик вскочил с нар, повис у нее на шее и радостно закричал:

— Мама пришла! Мама пришла!

А трехлетняя Даша повторила, захлопав в ладошки:

Скрывая слезы, Мария сказала:

— Ну да… мама… ваша мама… а то чья ж?

В этот же вечер Галя, Наташа, Таня и Лара, окружив Марию, спросили застенчиво:

— Можно, мы тоже будем называть вас мамой?

— А я и есть ваша мама, — глухо сказала Мария. — Выл у меня один-единственный сыночек, а теперь вон вас сколько, и все славные, хорошие деточки…

Проходили зимние дни, долгие зимние ночи. В поле выли метели, высвистывала ветрами снежная пурга. А в жарко натопленном, скрытом от людских глаз погребе всегда было тепло, в железной печурке негромко потрескивали загодя принесенные из леса дрова, мигал, слабо освещая детские лица, светильник-жировичок. Перед сном Мария рассказывала детям сказки или тихо-тихо пела любимую песню покойной своей матери:

Снежки, белые, пушисты,

Покрывали все поля,

Одного лишь не покрыли

Притихнут, прижавшись друг к другу, дети, слушают грустные слова песни:

Есть кусточек среди поля,

Он не сохнет, он не вянет,

А листочков на нем нет…

Слезы льются из глаз Марии, вытирает она их украдкой, чтоб не видели ребята:

День тоскую, ночь горюю,

Потихоньку слезы лью.

Слезка капнет, снег растает,

Травка вырастет на нем…

Несколько вечеров Мария рассказывала детям о своем колхозе, об угнанной немцами третьей бригаде, о каждом из хуторян в отдельности. С гордостью говорила о том, как не покладая рук работала третья бригада на отведенной ей колхозной земле, какими чистыми были всегда поля пшеницы и кукурузы, каким упитанным и ухоженным — скот, как много молока давали коровы и какими сладкими и сочными были на бахче выращенные в бригаде арбузы и дыни.

— Как немцы пришли, так все это добро порушили. спалили, а людей всех угнали неведомо куда, — с горечью сказала Мария. — Не стало нашей бригады, и колхоза не стало. Вывеску и ту фашисты сорвали, бросили на землю и ногами затоптали.

— А мы вывеску вашу видели, она на дереве прибита, — сказала Наташа.

— Это я ее прибила, — задумавшись, сказала Мария. — Жалко мне стало наших людей, которые столько труда в колхозную землю вложили, столько Почетных грамот и переходящих знамен получили за свой честный труд. Подумала я, подумала, подняла с земли эту растоптанную вывеску, прибила на старую яблоню. Погляжу на нее — и перед глазами, как живые, встают наши люди и зеленые поля и сады. Один раз глядела я на эту вывеску, вспоминала все, чем мы до войны и до этого разорения жили, и так решила: не дам сгинуть бригаде. сама за всех буду работать… Вот и работаю всю осень и почти всю зиму: подсолнухи режу, кукурузные початки ломаю.

Экранизация повести

Экранизация произведения

В 1975 году по произведению сняли одноименную военную драму. Сюжет повести немного изменили. Его построили таким образом, что он оказался монофильмом актрисы Тамары Семиной. Она сыграла Марию, но других взрослых в ленте не было до самого конца. Девушка очнулась на кукурузном поле после нападения на хутор немецких солдат. Пока она шла к остаткам своего дома, вспоминала о счастливой жизни с мужем и сыном. В сарае Мария обнаружила немецкого бойца, которого попыталась вылечить. Но он все равно погиб.

Женщина приспосабливается к большому хозяйству: она доит четырех коров, ухаживает за овцами, лошадьми и собаками. Зимой в стогу сена Мария находит семерых брошенных детей — мальчика и шестерых девочек. Ребята рассказывают ей о пережитых страхах — голоде, бомбежке, эвакуации.

Главная героиня в повести Матерь человеческая

Весной 1943 женщина вместе с детьми находит останки своих сына и мужа, хоронит их. Позже она рожает в сарае в окружении животных, за которыми она ухаживала. Затем Мария, держа на руках младенца, с остальными детьми за спиной выходит на хуторской холм. Там она встречает отряд красной армии, прогнавший врага на запад. В этот момент она выглядит как Мадонна.

Изменения в экранизированной версии

Съемки проходили осенью и зимой. По сюжету актрисе нужно было носить только одно ситцевое платье. Ей пришлось купаться на сильном морозе, босиком ходить по снегу. Но Семина молча сносила все ради этой роли. Все сцены были отсняты в Ростовской области. Там продюсеры нашли станицу Вешенскую с обширными степями и полями. Описание судеб односельчан Марии, которое есть в книге, сценаристы опустили специально. Они сосредоточили внимание зрителя на жизни и проблемах главной героини.

Повесть Закруткина правдиво передает некоторые события военных лет. Таких хуторов и женщин было множество. Дети оставались без родителей, юные солдаты погибали в ходе сражений, бедные люди проживали вместе и продолжали работать ради других. Но все они старались сохранить человечность в непростое время. Проявленное великодушие всегда вознаграждалось благодарностью тех, кого удалось спасти.

Проблема памяти. Рассказчик не мог забыть эту женщину, не имел права. Он отмечает её нелёгкую жизнь, чистую душу, характер глубокий и добрый и то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для неё великим испытанием.

Проблема предела человеческих возможностей. Как эта женщина смогла вынести то, что выпало на её долю? Он познакомился с ней случайно, во время войны, и его потрясла её трагическая судьба.

Но шли отмеченные кровавыми буднями последние годы войны, трудные походы по чужим землям, ранение, госпиталь, возвращение в разорённую врагами родную станицу, потеря близких, дорогих сердцу людей, размыли в памяти образ этой женщины, и черты её забылись, словно растаяли в белёсой пелене утреннего тумана над захолодавшей осенней рекой.

Проблема воздействия войны на душу и судьбу человека.

Прошли годы. Однажды рассказчик по просьбе старого фронтового друга приехал в древний прикарпатский город. Ежедневно он совершал прогулки до восхода солнца, гулял по старинным, пустынным, гулким улицам городка, о древности которого напоминали руины древних замков, полуразрушенные стены монастырей, иезуитские, бернардинские и доминиканские костелы, ветхие деревянные церквушки и мрачные соборы, бронзовые статуи, радужные фонтаны. Все эти запечатленные многими людскими поколениями (7 веков) памятники их жизни вызывали в рассказчике молчаливое раздумье, мысли о вечном, неотвратимом течении времени. Поднимаясь на Княжью горку, он любовался старинным городком.Под клёном, в каменной нише, он увидел изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна, и пухлощёкий её младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. У ног мадонны постоянно лежали свежие, обрызганные водой живые цветы. Цветы приносила пожилая пара, бедно одетая. Что заставляло их сюда приходить? Может, сын погиб на войне? Или смертельно больна дочь? Рассказчик рассуждает о божьей матери, которую люди именуют владычицей и госпожой, царицей небесной, пречистой, заступницей благодатной, предстательницей, заступницей благодатной. Он считает её выдумкой и противопоставляет матери человеческой, земной женщине Марии.

Повествование о Марии, которой 29 лет, идёт от 3-го лица, но часто используется и несобственно-прямая речь, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть мысли и чувства героини, её переживания. Однажды, в годы войны, пути рассказчика и Марии случайно пересеклись, и теперь, спустя много-много лет, он не может не рассказать о ней людям.

Мария вспомнила всё, чем жила эти годы и как осталась одна…

Мария выронила вилы, ноги её подкосились, она потеряла сознание. Очнулась от прикосновений влажных рук раненого. Захлёбываясь он рыданий, немец что-то говорил на своём языке, но она поняла, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под Смоленском. В бою он ни разу не был, подвозил солдатам пищу. он ехал на двуколке, был ранен в грудь, уполз и спрятался в погребе. Мария стала ухаживать за раненым, но чувствовала, что он не жилец.

К Марии, как к единственному живому человеку в округе стали приходить животные . Сначала это четыре коровы, впереди которых бежал злющий пёс Дружок. Она поняла, что коровы изнемогали от избытка молока и ринулись за помощью к первому увиденному ими человеку. Вначале Мария сдаивала прямо на землю, потом в ладони, попила молока, дала в горсти молока голодной собаке. Близость коров и собаки, живых существ, успокаивала Марию, напоминала, что теперь она не одна в этом пугающем мире. Потом к ним прибилась Собака Дамка, принадлежавшая казнённой Фене. Затем прилетели голуби. Стая опустилась у самых ног Марии, доверчиво окружила её, воркуя и просительно встряхивая крыльями. Голубиная стая, доверившись единственному живому человеку, стала ночевать на полусожжённой яблоне. Улетая в степь, она всегда к вечеру возвращалась к Марии. Колодец Мария вычистила, освободила от трупов животных, вычерпала воду, чтобы колодец наполнился чистой и свежей водой. Теперь Мария была обеспечена водой.

А потом к ним прибились и совхозные овцы, их оказалось 9. Затем куры.

Через 4 месяца Мария нашла ленинградских детей в копне сена. Поезд разбомбили. Эти семеро детей были из детского дома, их эвакуировали. Воспитатели были убиты во время немецкой бомбёжки, много детей сгорело. Они убежали, их было 18, 11 умерло в дороге. Мария приютила трёхлетних Дашу и Андрюшу, а также детей постарше: Галю, Олю, Наташу, Таню и Лару. Дети рассказали Марии о своих страшных и долгих мытарствах. В Ленинграде все люди голодали, и воды ни у кого не было. В детдоме детям давали кусочек хлеба размером со спичечный коробок и чайную ложку повидла. У них умерло 9 мальчиков и 4 девочки. Люди умирали прямо на улице. Девочка босоножки сварила и ела, умерла в страшных мучениях. Во время бомбёжки они видели мёртвую пожилую воспитательницу, голова оторвана, кровь течёт. Дети ночевали в копнах и кустах, в двух деревнях женщины хотели взять их к себе, но они увидели живых немцев и убежали. Мария кормила детей, ухаживала за ними, они стали называть её мамой, и ей самой уже казалось, что она родила всех этих детей. Мария родила мальчика, которого назвала Васей.

Наконец пришли советские войска. Командир гвардейского кавалерийского полка, пожилой майор, узнал от разведчиков о Марии. Кавалеристы увидели её на покатом холме с младенцем на руках, Вокруг с ней сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив военных, звонко заржали кони. Вверху носились быстрокрылые голуби. Майор опустился на колени перед Марией и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жесткой руке.

Рассказчик верит, что наступит время, когда не будет убийств, грабежей, лжи, коварства, клеветы. Люди станут братьями, обретут радость, счастье, мир. Они воздвигнут самый величественный монумент женщине – труженице земли. Засияет над землёй Образ матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви.

Читайте также: