Любое ли убийство было наказуемым история государства и права

Обновлено: 02.07.2024

Споры о целесообразности подобного вида наказаний не утихают в стране до сих пор.

9 октября в Саратове произошло убийство девятилетней школьницы Лизы Киселёвой. Жители города отреагировали на трагедию стихийным митингом с требованием линчевать предполагаемого убийцу Михаила Туватина.

Резонансное событие стало поводом масштабного обсуждения возвращения в Россию смертной казни, на которую наложен мораторий. Однако в обществе растёт запрос на его полную отмену. Более того, по-прежнему неизвестно, планируют ли власти вернуться к высшей мере наказания вновь.

Смертная казнь — одно из древнейших наказаний, знакомых человечеству. Она применялась в качестве карательной меры ещё до формирования уголовного права в его современном понимании. Первые смертные приговоры практиковались ещё во времена восточнославянских племён на территории Древней Руси.

Первая версия возникновения казни относится к древнему обычаю кровной мести. Убийство или нанесение увечий человеку сопровождались возмездием. Родственники пострадавшего расправлялись с самим убийцей или с одним из его родных. Условия кровной мести зависели от особенностей местных народов.

Например, на Северном Кавказе несколько столетий назад поводов для кровной мести было достаточно много: убийство, захват земли, похищение девушки, оскорбление чести. Подобные преступления карались смертной казнью. Однако, если у погибшего не было родственников, ответственность за наказание виновного переходила государству.

Вторая версия относится к влиянию византийцев на формирование культуры наказаний на Руси. Епископы из Византии старались приобщить славян к законам, описанным в Кормчей книге (сборник церковных и светских законов). Основной посыл заключался в необходимости казнить людей, занимающихся разбоем.

В 1397 году смертная казнь приобрела официальный статус, появившись в Двинской уставной грамоте князя Василия I Дмитриевича. Изначально наказание применяли только по отношению к троекратным ворам, убийц смертный приговор не касался. Кражи, поджоги и государственная измена карались строже, чем убийство.

В 1550 году по инициативе Ивана Грозного создали большой сборник законов под названием Судебник. Основой послужил свод законодательных актов, написанный при Иване III в 1497 году. Нормативно-правовой акт Ивана Грозного стал единственным источником законности воцарившейся судебной системы. В документе преступления впервые приобрели определённую классификацию. Высшей мерой наказания значилась смертная казнь.

Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же.

Смертные казни при Иване Грозном проходили публично и сопровождались предварительными пытками. Царь обладал суровым и весьма капризным характером. Это сказывалось на изощрённости его смертных приговоров. Одним из любимых видов казни Ивана IV называют зашивание человека в медвежью шкуру.

Посажение на кол было одним из самых мучительных наказаний той эпохи, поэтому активно поощрялось царём. Смертная экзекуция считалась успешной в случае, если осужденный погибал не сразу. Мастерство палача заключалось в том, чтобы не задеть жизненно важных органов во время казни. В 16-м веке такому виду наказания отдавалось особое предпочтение.

Для некоторых бояр Иван Грозный готовил особо жестокие наказания. Преступников в буквальном смысле кипятили в котле, наполненном водой или маслом. Такая участь обычно ожидала государственных изменников и предателей. Котёл со связанным приговорённым ставили на огонь, постепенно подогревая в нём жидкость.

В 1570 году в Москве участились массовые казни. Во время одной из них Иван IV сам придумывал наказания для осуждённых. Например, с некоторых царь приказал срезать кожу и сделать ремни, другим велел отрезать различные части тела, — руки, ноги или пальцы — а затем казнить.

В том же году произошёл Новгородский погром. Иван Грозный подозревал своего двоюродного брата, удельного князя Владимира Старицкого в заговоре против царя. Кроме того, Иван IV посчитал, что новгородская знать желает объединиться со Старицким для свержения царской власти. Иван Грозный лично возглавил поход на Новгород.

В городе царь устроил настоящие показательные казни. По разным оценкам, их жертвами стали от трёх до 15 тысяч человек. По приказу Ивана Грозного несколько сотен представителей новгородской знати утопили в реке, после чего жён и детей осуждённых также сбросили с моста в реку.

После окончания эпохи опричнины смертная казнь не утратила своей значимости. Практика Ивана Грозного дала толчок последующим правителям в развитии такого рода наказания: в 15-м веке Россия могла состязаться в интенсивности использования смертной казни с европейскими соседями. Практически любое физическое наказание после суда ассоциировалось с приближающейся смертью.

Впрочем, по окончании Смутного времени власть перешла в руки представителям династии Романовых, правление которых продлилось чуть больше трёх столетий. За это время смертная казнь успела преобразиться и даже на время исчезнуть из русского права. Однако не навсегда.

Наиболее опасными считались преступления против веры. Свод законов предусматривал смертный приговор в 60 различных провинностей, остальные наказания были связаны с тюремным заключением, большими штрафами, ссылками, конфискацией имущества и пытками.

Существовала целая градация жестокости наказаний. За кражу лошади или размахивание мечом перед головой царя отрубали правую руку, за воровство любого другого имущества — левую. Пальца на любой из рук лишались за нанесение лёгкой раны. Практиковались также отрезание ушей и рассечение ноздрей.

Cреди правителей Романовской династии самым ярым сторонником смертной казни был Пётр I. Количество преступлений со смертным приговором достигало максимума в годы его правления, а именно в 123 случаях. Казнь применялась при самых тяжких правонарушениях, таких как мятеж, измена и убийство.

В 1698 году во время Стрелецкого бунта против затяжных военных походов, низкого жалованья и назначения иностранных офицеров на высшие военные должности казнили более 1000 стрельцов. Пятерым бунтовщикам Пётр лично отрубил головы.

В петровские годы появились новые виды наказаний, но не исчезли и традиционные. Повешение, отрубание головы, сожжение, посажение на кол, утопление — любой, даже самой экзотической практике находилось применение. Публичность набирала обороты, а её этический вопрос отступал на второй план.

Одним из самых распространенных способов умерщвления преступников стало колесование. В России такой вид казни известен с 17-го века. При Петре он стал регулярным. Сначала осуждённому железным ломом или другим тяжёлым предметом переламывали все крупные кости и хребет, после чего изувеченное тело привязывали к колесу и устанавливали на шест.

Во времена правления Петра I появился и новый вид смертной казни — расстрел. В 1716 году он был законодательно введён Воинским уставом. Такой вид казни впоследствии стал главным и сохранился вплоть до конца 20-го века. Первое время император применял его только по отношению к военным, затем наказание распространилось на всех возможных преступников.

Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра, первая в истории России отменила смертную казнь в 1743 году. Ряд историков утверждает, что она считала смертную казнь бессмысленно жестоким наказанием. За двадцать лет пребывания на престоле Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора.

Отмена смертной экзекуции продержалась вплоть до 1775 года. 21 января в Москве на Болотной площади состоялась казнь заговорщика Емельяна Пугачёва и его ближайших союзников. По приказу Екатерины II Пугачёва и Перфильева четвертовали, остальных бунтовщиков повесили. Это была последняя смертная казнь с отсечением головы осуждённого в истории Российской империи.

Работники ЧК — это солдаты революции, и они не могут пойти на работу розыска-шпионства: социалисты не подходят для такой работы. Боевому органу, подобному ЧК, нельзя передавать работу полиции. Право расстрела для ЧК чрезвычайно важно.

В 1919 году смертная казнь через расстрел официально закрепилась в уголовном кодексе РСФСР. С 1920 по 1950 годы смертные приговоры выносились за незаконное задержание, массовые беспорядки, воинские преступления, заключение убыточных договоров. При этом в начале 1920-х годов декрет ВЦИК также ввёл запрет на применение смертной казни в отношении беременных женщин и детей.

Ограничение продержалось недолго — уже с 1935 года смертную казнь по делам несовершеннолетних стали активно применять на практике. В 1940 году расстреляли подростка Владимира Винничевского. Его обвинили в неоднократном похищении и убийстве маленьких детей. Преступники от 12 до 18 лет подвергались смертной казни вплоть до начала 60-х годов.

Многие судебные дела оказывались сфабрикованными, однако всё равно завершались смертным приговором. Одним из примеров является дело Таганцева, в ходе которого расстреляли около ста представителей петроградской научной интеллигенции. В 1992 году всех приговорённых реабилитировали, а дело признали сфабрикованным.

В период с 1960 по 1991 годы практически все приговорённые к смертной казни были мужчинами. В то же время советский уголовный кодекс не исключал возможность применения такого наказания и к женщинам. За тридцать лет достоверно известно лишь о трёх случаях исполненной женской казни.

Антонину Макарову приговорили к смерти за участие в массовых расстрелах мирных жителей во время Великой Отечественной войны. Берту Бородкину расстреляли за кражу государственного имущества и крупной денежной суммы, Тамару Иванютину — за серийные отравления. Сколько случаев женской казни было в этот период в действительности — неизвестно.

Последний раз в РФ применяли смертную казнь в августе 1996 года. Тогда расстреляли серийного убийцу Сергея Головкина. На его счету было 11 жертв. Преступник жестоко издевался над мальчиками, убивал их и расчленял трупы. По другим данным, заключительную смертную казнь в РФ осуществили 2 сентября того же года, но имя последнего смертника не разглашается.

В 1996 году Россия вошла в состав Совета Европы и подписала Протокол №6, приложение Европейской конвенции по правам человека, в рамках которого вводился мораторий на применение смертной казни. Тем не менее, этот вид наказания всё ещё числится в Уголовном кодексе страны. Это означает, что смертную казнь могут восстановить и применять в качестве высшей меры наказания. Например, если РФ выйдет из состава Совета Европы.

Нужно вернуть смертную казнь. Почему это надо кормить, отапливать ему [Михаилу Туватину] (убийца Лизы Киселёвой — прим. TJ) камеру, следить, чтобы оно не болело? Почему это должны делать все мы, включая родных [жертвы преступника]?

В истории российского и мирового применения смертной казни неоднократно выяснялось, что суды выносят ошибочные приговоры. Более того, такие приговоры приводились в исполнение. Часто наказанию подвергались невинные люди. Оправдательные вердикты выносились посмертно.

В 1978 году жителя города Шахты Ростовской области Александра Кравченко задержали по подозрению в убийстве и изнасиловании девятилетней школьницы. Ранее Кравченко уже привлекался к уголовной ответственности за сексуальное насилие. Следствие признало его виновным, а суд приговорил к смертной казни. Однако впоследствии выяснилось, что преступление совершил не Кравченко. Дело до сих пор не раскрыли, а настоящего преступника так и не нашли.

В 1996 году в КНР в столице Внутренней Монголии Хух-Хото задержали местного жителя Чжао Чжихуна. Его обвинили в изнасиловании и убийстве посетительницы городского общественного туалета. Чжихун дал признательные показания и уже через несколько месяцев его казнили. Однако выяснилось, что суд допустил ошибки в деле Чжао. В 2014 году приговор пересмотрели, Чжихуна оправдали посмертно.

В США в середине 1990-х годов проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что около 70% смертных приговоров отменяются. В докладе социологи утверждают, что подобная цифра вовсе не означает, что приговоры отменяются по причине их ошибочности. Впрочем, по мнению учёных, невозможно на 100% утверждать, что отмена наказания означает исправление судьбы осуждённого.

С 1973 года в США оправдали 139 человек уже после того, как их приговорили к казни.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

По приказу Екатерины II Пугачёва и Перфильева четвертовали, остальных бунтовщиков повесили. Это была последняя смертная казнь в истории Российской империи.
А пятеро декабристов что, неудачно на тарзанке полетали, как и брат Ленина?

Не только их. Для военных - расстрел, для гражданских - повешение.

Уложение 1845 года предусматривало смертную казнь лишь за государственные и карантинные преступления, и только после высочайшего рассмотрения приговора (то есть только после решения царя). Военно-уголовное законодательство устанавливало, что смертной казнью карается умышленное убийство, изнасилование, разбой, грабёж, уничтожение чужого имущества. В 1881 году было отменено публичное исполнение смертной казни. Во второй половине XIX века ежегодно смертная казнь применялась к 10—50 лицам. Применение смертной казни расширилось непосредственно после революции 1905 года, она стала применяться в 5—10 раз чаще.

Привел первые вспомнившиеся примеры просто, сейчас еще вспомнил про столыпинские галстуки после твоего упоминания первой революции.

На самом деле автор глупость написал, скорее всего потому что хотел сказать, что это было последнее четвертование. Осталось два вида более менее гуманной казни, отрубание голов и четвертование больше не практиковалось.
@Leonid Pasternak вы это поправьте, статья станет намного лучше, а то сейчас фигня выходит.

По приказу Екатерины II Пугачёва и Перфильева четвертовали, остальных бунтовщиков повесили. Это была последняя смертная казнь с отсечением головы осуждённого в истории Российской империи.
Исправили, но не на то. По приговору двоих четвертовать, троих повесить и только Зарубину отрубить голову. Правда милостью государыни, четвертовали Перфильева и Пугачева после отрубания головы, но в источниках это относится именно к последнему четвертованию, потому что после казни части тела были показаны на колесе, помимо отрубленной головы. Это важно. Особенно для вашей статьи, где тема гуманизации проходит красной нитью через весь текст.

Абсолютная неправда. Пример: В годы Первой русской революции за полгода деятельности только военно-полевых судов было казнено столько же, сколько за предыдущие 80 лет.

Первые смертные приговоры практиковались ещё во времена Древней Руси, начиная с пятого века.

Древняя Русь
с пятого века
Рюрик, проснись, ты обосрался!

И XIX века нет. Ох

Древняя Русь V век))) Действительно смешно))

Добавлю: Беларусь остается единственной страной в Европе, где применяется смертная казнь

Добавлю: Белоруссия остается единственной страной в Европе, где применяется смертная казнь

Кстати, даже в Турции, если ошибаюсь, отменена. Из-за участия в Совете Европы.

Мутный абзац.
Например, на Северном Кавказе несколько столетий назад поводов для кровной мести было достаточно много: убийство, захват земли, похищение девушки, оскорбление чести (1).
Поводы для инициации кровной мести. Ок.

Подобные преступления карались смертной казнью (2).
Какие именно? Убийство, захват земли и т.д.? Или кровная месть за их совершение?

Однако, если у погибшего не было родственников, ответственность за наказание виновного переходила государству (3).
О каком погибшем речь? О том, кто погиб в результате кровной мести, или о том, чья смерть давала право на кровную месть? Как это утверждение (3) согласуется с предыдущим (2), где говорится о смертной казни в общем порядке?

И что это за государства СК?

Постепенно в России начнёт развиваться идея гуманизации правосудия и избавления от излишней жестокости.
Всё так, но эксцесс в виде внедрения ВПС слишком значим для истории смертной казни в России, чтобы его пропускать.

В 1919 году смертная казнь через расстрел официально закрепилась в уголовном кодексе РСФСР.
Первый УК РСФСР был принят в 1922 году, там отсутствовал такой вид наказания, хотя смертная казнь активно применялась, но делалось это на ином нормативно-правовом основании.

Как по мне, так современные методы смертной казни - не настолько суровая мера наказание, чем пожизненное заключение. Что там у смертной казни? Чик и отмучился и больше у ты не при делах, и жизнь не сломана (потому что её и нет больше, а значит больше не о чем волноваться). А вот пожизненное, или на очень большой срок, да так, чтобы осознал, к чему это приведёт, что вся жизнь будет в тесном помещении без социума. Вот это сурово.

Да, нужно таких содержать, но чтобы затраты свести у минимуму (невозможно избавиться от преступности полностью), нужно работать в сторону снижения преступности. А вот как это делать, другая история

Надо их работать заставлять, чтоб польза была за наши налоги

Начали за здравие, закончили ремешками из кожи для айвотча Ивана Грозного.

Русский крестьянин издревле зависел от помещика. Крепостное право существовало в нашей стране вплоть до 1861 года. Большинство землепашцев являлись личной собственностью дворян. Барин мог сделать с ними почти все, что угодно. Любые попытки жителей сел и деревень отстоять свое достоинство воспринимались как бунт и жестоко подавлялись жандармами. А между тем руководство России принимало указы, ограничивающие помещичий произвол.

Можно почти все

Крепостные крестьяне не имели никаких гражданских прав. Они полностью зависели от дворянина, на земле которого жили и работали. Барин мог отнять даже ребенка у родителей, а затем: сделать его своим слугой в усадьбе; изнасиловать; продать.

Никто не имел права жениться или выходить замуж без дозволения помещика. Некоторых людей заставляли заключать браки против их воли. Многие дворяне пользовались не только правом первой ночи, они считали, что крепостные девушки и женщины обязаны в любой момент удовлетворять барина. Впрочем, сексуальному насилию подвергались и мужчины, и мальчики – в зависимости от личных предпочтений хозяина.

Крепостных подвергали телесным наказаниям, иногда их забивали до смерти. Людей продавали, разлучая с родными. В XVIII веке список прав господ был расширен. С 1736 г. дворянин мог теперь определять судьбу своего крестьянина, совершившего побег. В 1747 г. помещики получили право продавать крепостных на рекрутскую службу, а в 1760 г. – ссылать в Сибирь.

Для простого землепашца барин был и хозяином, и судьей, и палачом.

Убивать нехорошо

Даже в конце XVIII века, когда крепостничество достигло своего расцвета, у барина не было формального права лишить жизни своего крестьянина. Правда, если человек умирал в результате телесного наказания, такие случаи почти не расследовались. Помещику достаточно было замести следы, а запуганные крепостные молчали. Дескать, мужик умер по воле Божьей.

Дворянину-садисту, насмерть замучившему десятки, а иногда и сотни людей, грозило лишь одно наказание: взятие имения под опеку государства. В этом случае управление поместьем переходило в руки назначенного чиновника, хотя за барином сохранялось право собственности и он продолжал получать доходы с имения. Правда, такие меры были исключительными, а государственная опека, как правило, продолжалась недолго.

Убийство крестьянина, принадлежавшего другому дворянину, тоже оставалось практически безнаказанным. Требовалось лишь возместить стоимость лишенного жизни крепостного. А учитывая, что человек в России оценивался не дороже хорошей лошади или породистой собаки, то многих господ такой штраф не пугал.

Заставляли работать в воскресенье

Нельзя сказать, что высочайшее руководство совсем не заботилось о нуждах крестьян. В 1797 году император Павел I принял Манифест о трехдневной барщине. Этот документ был попыткой ограничить эксплуатацию бесправных людей.

Царь разрешил помещикам использовать труд крепостных на своем поле не более 3 дней в неделю. Причем их нельзя было заставлять работать по воскресеньям и в церковные праздники. Все остальное время землепашцам предоставлялась возможность трудиться на своих наделах, чтобы осенью заплатить хозяину положенный оброк.

Однако манифест носил лишь рекомендательный характер, его почти никто не исполнял. Барщина обычно занимала 6 дней в неделю, некоторые господа заставляли крестьян работать и на Пасху. Другие помещики вообще отбирали у земледельцев их наделы. Тогда бесправные люди были вынуждены батрачить на барина 7 дней в неделю, получая за это лишь скудные пайки.

Продавали на ярмарках и торгах

Дело в том, что имущество разорившихся дворян часто реализовывалось на специальных аукционах. Крепостные тоже доставались тому, кто заплатит большую цену. Такие мероприятия, где людей продавали наравне со скотиной, посещали и иностранцы, что портило имидж страны.

Однако указу императрицы следовали лишь формально. Просто при реализации крестьян с аукциона находчивые организаторы торгов перестали использовать молоток.

А в 1808 году Александр I официально запретил продавать людей на ярмарках. Хотя единственным наказанием за нарушение этого указа являлся выговор помещику от руководства местного Дворянского собрания. Впрочем, и такого порицания можно было избежать, заявив, что крестьян не продавали, а лишь отправляли на службу по договору найма.

То есть императорское повеление фактически не исполнялось. А торговля крепостными, в том числе и на ярмарках, активно велась вплоть до 1861 года.

Разлучали членов семей при продаже

Еще одну попытку ограничить помещичий произвол предпринял император Николай I. В 1833 году он запретил разлучать членов семей крепостных при продаже или дарении другим господам. В первую очередь речь шла о недопустимости отнимать детей у их родителей.

Такая порочная практика была официально введена в 1696 году, когда Петр I своим указом дозволил дворянам забирать крестьянских отроков в свои усадьбы, чтобы пополнять ряды дворовой прислуги. Чаще всего у родителей отнимали красивых девочек 10-12 лет от роду.

Николай I запретил также разлучать при продаже родных братьев и сестер, если они были сиротами. Впрочем, указ 1833 года тоже не работал. Некоторые помещики, желая получить дополнительный доход, регулярно забирали подростков у родителей и везли на ярмарку. Слезы матерей, у которых отбирали детей, никто в расчет не принимал, ведь за симпатичную девочку, например, можно было выручить 10 рублей, а иногда и больше.

Русская правда ( древнеруск. ПРАВДА РОУСЬСКАЯ , или ПРАВДА РУСКАЯ) является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства. Его анализ, на мой взгляд, должен быть интересен достаточно широкому кругу лиц, которые интересуются правовой историей Российского государства. К большому сожалению у нас нет оригинала, всё что сохранилось до наших дней - это списки Правд (более 100), древнейшим из которых считается Краткая Правда. Она содержит в себе 43 статьи, которые делятся на статьи с 1-18 (Правда Ярослава) и с 19 по 41 (Правда Ярославичей). Две последние – это Покон вирный или Урок Ярославль (ст.42) и Устав (Урок) мостников (ст.43). Несмотря на то, что Краткая Правда состоит из нескольких частей, в действительности она является единым целым, связанным по структуре и содержанию, что говорит о многократных редактированиях, внесениях изменений.

Статья 1 гласит:

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Тут видны следы характерного для традиционных обществ принципа ответственности - кровной мести . Но уже введены первые юридические понятия: муж - свободный мужчина; русин - младший княжеский дружинник: гридин - представитель боевой дружины; купчина - дружинник, занимавшийся торговлей; ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом; мечник - сборщик штрафов; изгой - человек, потерявший связь с общиной; словенин - житель словенской, т.е. новгородской земли , в данном контексте - рядовой житель.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

Несомненно как внутренняя, так и внешняя торговля наложила свой отпечаток на развитие общества и становление правовой системы Древней Руси, поэтому несмотря на сохранении права мести появляется гораздо более прогрессивное - денежное взыскание или наказание (судебные штрафы), как естественная эволюция развития общества и государственности.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки её активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Русскую Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права, являясь первым писаным сводом законов , в котором прослеживается на примере 1 статьи её эволюция и развитие.


О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор — введение (совместно с Н. А. Крашенинниковой), вводная глава, главы 9, 13, 14, 16, 21, 24, 30.

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профессор — введение (совместно с О. А. Жидковым), главы 1–8,15, 20, 23, 25, 27–29, 31–33.

В. А. Савельев, кандидат юридических наук, доцент — глава 19.

В. Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор — главы 10–12.

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент — главы 17, 18, 22, 26.

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран — правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.

В силу конкретно-исторического подхода к государственно-правовым явлениям и процессам, присущим тому или иному обществу на том или ином этапе его развития, история государства и права зарубежных стран оперирует множеством фактов, конкретных событий политической жизни, деятельности государств, правительств, классов, партий и пр. Но история государства и права не представляет собой простой набор знаний о прошлом государства и права. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Конкретно-исторические закономерности развития государства и права имеют свою специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладает относительной самостоятельностью.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Но теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко используются в учебном курсе истории государства и права.

В отличие от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.

Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления, как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе она нередко именуется всеобщей историей права, историей права и институтов и т. д.) имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII–XIX в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф. Савинъи и др.), которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста — во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Поста — в Германии, П. Г. Виноградова и Н. И. Кареева — в России и др.).

Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления явились работы русского ученого М. М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др.

В западной литературе по вопросам истории государства и права в XIX–XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной 'Истории права' немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), 'Панорамы правовых систем' (1928) и 'Истории права' (1924) американских историков права Д. Вигмора и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллтолъ, Р. Монъе, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко- правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по 'праву знатнейших древних и нынешних народов', а в начале XX века (1907–1908 гг.) профессор В. Т. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках.

Велико теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран. Историю часто называют памятью народа, она представляет собой гигантскую лабораторию мирового социального опыта. В силу своей познавательной ценности, информативности история государства и права — действенный инструмент формирования исторического сознания. Эта наука дает возможность не только глубже понять государственно-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Она вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и XXI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

Методология науки и курса истории государства и права. Научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, что требует в свою очередь использования философских и специальных научных методов исследования.

Историко-правовой наукой, как было отмечено выше, накоплен значительный арсенал различных методологических приемов и средств, которые используются также и в преподавании. Современная мировая наука включает в себя широкий диапазон философских установок, позволяющих с разных позиций объяснять исторические процессы развития государства и права. Отказ от монистически- материалистического взгляда на историю и методологический плюрализм характерны и для общественных наук в современной России. В историко-правовой литературе разных стран можно видеть много концепций, объясняющих происхождение и последующую эволюцию государства и права, начиная от религиозных теорий (неотомизм, исламский фундаментализм) и кончая марксистскими и иными леворадикальными теориями, рассматривающими историю государства и права главным образом через призму классовой борьбы.

В российской историко-правовой литературе последних лет показывается ограниченность и односторонность взгляда на историю в свете господствовавшей в течение ряда десятилетий марксистской

Читайте также: