Ломоносов считал что главная обязанность писателя радеть о благоденствии общества

Обновлено: 18.05.2024

В российской истории найдётся немного людей, которых можно было бы поставить в один ряд с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Его вклад в дело просвещения России огромен и неоценим. Жизнь Ломоносова без преувеличения можно назвать подвигом, а его самого - подвижником русской культуры. В.Г. Белинский отмечал: "Много сведений, опытности, труда и времени нужно для достойной оценки такого человека, каков был Ломоносов". Порой кажется, что это под силу лишь истинным мастерам слова: ". Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов объял все области просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник", - так охарактеризовал этого великого мужа А.С. Пушкин.

В этом исследовании мы попытаемся обратиться исключительно к духовной, религиозной тематике литературного творчества М.В. Ломоносова.

Его жизнь вызывала интерес и удивление у многих поколений.

Михайло Ломоносов родился около 1712 года в деревне Денисовка Куроостровской волости, что в нескольких верстах от Холмогор. Там он научился читать и был лучшим чтецом в приходской церкви, вызывая этим зависть сверстников. Ему в руки попадаются "Грамматика" М. Смотрицкого и "Арифметика" Л. Магницкого. Эти книги сам М.В. впоследствии называл "вратами моей учёности".

Известно, что в тринадцатилетнем возрасте он примкнул к раскольника-беспоповцам, но не пробыл с ними более года.

В 1731 году он оказывается, преодолев трудности далёкого зимнего путешествия, в Москве, где, назвавшись сыном священника, поступает в Славяно-греко-латинскую Академию. Здесь он очень быстро проходит учебный курс, показывая большую способность к учению. Побывав в Киеве и Петербурге, он едет, по направлению Академии Наук, в Германию, где изучает химию, металлургию и другие интересующие его науки. Побывав прусским гренадёром, женившись, он в 1741 году возвращается в Петербург, где назначается адьюнктом физического класса, позднее - профессором химии, затем - академиком.

Научная деятельность Ломоносова шла на фоне постоянной борьбы с учёными-немцами, с одной стороны и с врагами просвещения вообще с другой.

В 1760 году он так описывал свою жизнь:
Стараться о добре, коль дозволяет мочь,
День в пользу провождать и без покоя ночь,
И слышать о себе недоброхотны речи -
Не легче, как стоять против кровавой сечи.

В 1755 году Ломоносов основывает Московский Университет, ныне носящий его имя, и пишет первый российский университетский Устав.

Скончался М.В. Ломоносов 4 апреля 1765 года, на второй день после Пасхи и был похоронен в Александро-Невской Лавре.

Значение Ломоносова в русской литературе ХVIII века выразилось не в отдельных сочинениях, не в их внутреннем содержании, а в их языке. Н.В. Гоголь назвал Ломоносова "господином и законодателем языка". Пушкин видел литературную заслугу великого гения в том, что он "первый. открывает нам истинные источники нашего поэтического языка". И главным из этих источников он убедительно считает язык церковного русского богослужения, язык церковно-славянских богослужебных книг.

Размышляя о настоящем и прошлом российского языка в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке", Михаил Ломоносов излагает знаменитую теорию трёх стилей. Он различает три рода речений русского языка в сравнении со славянским: Есть слова, употребляемые в обоих языках: Бог, рука, почитаю. Есть слова в славянском языке вразумительные, но мало употребляемые: отверзаю, Господень, насажденный. Есть в разговорной речи слова, которых нет в славянском языке: говорю, ручей, который. Отдельно стоят, с одной стороны "обветшавшие" церковно-славянские слова - обаваю, рясны, овогда, - с другой - простонародные, а среди них "презренные", "которые для подлых комедий только и годны". Отсюда он выводит три стиля:

высокий - употребляется там, где нужно "важное великолепие"; здесь пригодны два первых рода речений;

посредственный, где требуется "обыкновенное человеческое слово" (третий и первый роды);

низкий - для комедий, дружеских писем, песен (третий род, первый и простонародные слова.

Своими литературными произведениями Ломоносов, как никто другой до него, показал всё величие и красоту именно русского языка. И в этом его главная литературная заслуга.

Духовная тематика не была доминантой литературного творчества Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящён именно богословским, религиозным вопросам. Сюда относятся:

"Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния";

"Утреннее размышление о Божием величестве";

ода, выбранная из Иова, гл. 39-41;

стихотворные переложения псалмов 1, 14, 26, 34, 70, 116, 143, 145.

Все вышеперечисленные произведения содержатся в "Сборнике Нивы", N4 за 1893 год, а также большая часть в сборнике "М.В. Ломоносов. Г.Р. Державин. Избранное" (М., 1984).

"Вечернее. " и "Утреннее. " размышления о величестве Божием представляют из себя возвышенное славословие Творца при наблюдении природы. Из созерцания красоты и целесообразности тварного мира Ломоносов выражает телеологический взгляд на природу. Особенно ценно это исповедание в устах учёного-естествоиспытателя, каким был Ломоносов, проникнувший во все области науки. Здесь, несомненно, с одной стороны, тесная связь его с Церковью в достуденческий период его жизни, с другой стороны - Влияние Вольфа, марбургского учителя Ломоносова, который (Вольф) был ярким выразителем телеологических взглядов.

Замечание о важности понимания природы как естественного откровения содержится и в других, научно-публицистических заметках и письмах Ломоносова. "И вы, - пишет Ломоносов, - удостоенные взирать в книгу непоколебимых естественных законов, возведите ум ваш к Строителю оных и с крайним благоговением Его благодарите, открывшего вам театр премудрых дел своих; и чем больше оныя постигаете, тем вящще со страхом Его превозносите".

Устройством мира не заканчивается дело Творца. Он непрестанно промышляет о Своём творении. В советской атеистической критической литературе нередко можно встретить мнение, что Ломоносов в своём мировоззрении был деистом, то есть, отрицал промышление Божие о мире. Такое утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности. Так, в письме к Шувалову (фавориту Елизаветы Петровны, своему покровителю), он отмечает, что Бог "в жизнь" был ему защитник и никогда не оставлял без ответа его слезных молений. В другом письме Ломоносов выражает мысль, что Бог постоянно наблюдает за жизнью человека, и если эта жизнь не соответствует тем дарованиям, которыми наделён человек, Он так или иначе его наказывает. "Я бы охотно молчал, - оправдывает Ломоносов свою борьбу с противниками просвещения, - да боюсь наказания от правосудия и всемогущего Промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже".

Особенно ярко Ломоносов выражает идею Бога-Промыслителя в стихотворных переложениях псалмов. Так, в переложении 145 псалма, который сам по себе является гимном Промыслителю мира, автор восклицает:

Блажен тот, кто себя вручает
Всевышнему во всех делах,
И токмо в помощь призывает
Живущаго на небесах.

Показательно и переложение 103-го псалма, который, повествую о творении мира, воспевает и промыслительные действия Творца.

Находясь с детства в атмосфере церковного богослужения, читая, слушая и осмысляя богослужебные тексты, Ломоносов глубоко проникся их внутренним содержанием - богословием, и внешней красотой - церковным языком, что и отразилось в этих, всецело духовных, поэтических произведениях.

В одах на восшествие на престол различных российских правителей, М.В. останавливается на богоустановленности царской власти. При этом совершенно исключительно он относится к Петру I. Он для Ломоносова - бог земной, образ Вышнего, представитель на земле божественного правосудия. Однако он далёк от признания за правителем фактического права на безапелляционный суд, произвол, что можно встретить в понимании царской власти Иоанном Грозным. Не имеет он ничего общего и со спекулятивными рассуждениями о Помазаннике Феофана Прокоповича. Он предъявляет жёсткие обязанности царя: суд правый и нелицеприятный, неуклонное исполнение закона, уважение в своих подданных человеческого достоинства, исправление их пороков "ученьем, милостью трудом", призрение сирот и вдов, с правосудием благость и щедрость, но главным образом, - твёрдая вера в Бога и вообще благочестие, эта добродетель "любезная Богу, любезная человекам, крепкое утверждение государств, красота венцов царских, непостыдная надежда во брани, неразрывное соединение человеческого общества".

Ломоносов исповедует непрестанное Божественное промышление и о России и её правителях, усматривает этот Промысел во всех событиях русской истории.

Продолжая мысль о религиозной значимости природы и истории, Ломоносов отмечает, что не все духовные истины доступны посредством естественного откровения, но изложены в Священном Писании. Поэтому "Создатель и дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой - Свою волю. Первая - видимый сей мир. Вторая книга - священное писание". В произведении "Явление Венеры" Ломонносов даёт прекрасное понимание взаимных отношений богословия и науки: "В пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложение видимого мира сего, физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители". Не случайно указанное произведение отсутствует в большинстве советских изданий трудов нашего великого предка, обладавшего глубокой верой. Несомненно, что в общедоступных изданиях текстов Ломоносова многие его произведения с религиозным содержанием были изъяты. Но они есть, и это ещё раз подчёркивает важность религиозного мировоззрения для любого учёного, действительно хотящего познать мир.

Интересны и некоторые мысли М.В. Ломоносова об устройстве Церкви и о нравственности.

Так, он считал неполезным для народа и его умножения запрещение четвёртого и пятого браков, в том числе и для духовенства. Он осуждает браки между неравными по возрасту, широко распространённые в то время.

Он живописно обличает необузданность народа в заговениях и разговениях, осуждает крайности поста, понимая, что главнейшее содержание поста - это чистая совесть и воздержание от излишества, доброе житие, милосердие. Праздник для него - это радость, благодушное настроение и делание добрых дел.

Достаточно много говорит Михаил Васильевич и о пастырстве. Говоря об образовании пастыря, он подчёркивает, что изучением богословия не должна ограничиваться подготовка тех, которые должны стать религиозными вождями народа. Они должны быть знакомы с естественными науками, чтобы через откровение тайн природы возвышать религиозный дух пасомых. На примере великих отцов Церкви, Ломоносов доказывает, что пастырь должен знать всё то, что так или иначе может служить к назиданию верующих. На возражения тех, кто указывает на дикость народа, с которым пастырю приходится иметь дело и происходящую отсюда мнимую ненужность внешнего образования, он отвечает: "Потому-то пастырю и нужно быть всесторонне образованным, что он идёт к народу необразованному, где должен встретиться со множеством самых скверных и вредоносных во всех отношениях обычаев, где масса самых грубых поверьев, где, наконец, религия. не нравственный союз Бога с человеком. а лишь масса обрядов, которые необходимо исполнять. Только путём более глубокого и практического образования возможна борьба с невежеством и суеверием массы. Не будь этого образования, пастырь не только не в состоянии будет что-нибудь сделать для возвышения народной жизни; но окунувшись в эту жизнь или сам сделается её членом, таким же суеверным, как и все прочие, или же - что ещё хуже, - отложив весь стыд, сделается "казнодеем", все свои силы обратит на служение Мамоне". Нравственное поведение пастыря есть пример для паствы.

Говоря о монашестве, он признаёт его ценность, однако в позднейшем современном ему монашестве видит лишь гнусную профанацию святыни, "чёрным платьем прикрытое блудодеяние и содомство". Такое монашество противно Ломоносову и он его полностью отвергает.

Указав на недостатки он предлагает средства к их устранению:

1. не постригать молодых вдовцов, и или же позволить им вступить во второй брак, или разрешить, сняв сан, жить мирскими лицами;

2. не постригать мужчин раньше 50, женщин - раньше 45 лет, т.е., пока не улягутся бурные волнения молодости.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч., т.1. М., 1953, с.43.

2. Пушкин А.С. Полн. Собр. Соч., т. XI. М., 1949, с.32. Цит. по: Михайло Ломоносов. Избрананя проза. Под ред. В.А.Дмитриева. М., 1986.

3. Адьюнкт - помошник профессора, стипендиат.

4. Цит по: Константин (Зайцев), архимандрит. Лекции по истории русской словесности. Jordanville? N.Y.,1986. С. 42.

5. Гоголь Н.В. В чем, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность. Цит по: Михайло Ломоносов. с.5.

6. Михайло Ломоносов. с.7.

7. Тубасов А. Религиозные воззрения Ломоносова.//Христианское чтение. 1880 N 42, с. 346.

8. М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. Избранное. М., 1984.С. 8.

9. Тубасов А. с. 364.

11. Сочинения М.В.Ломоносова под ред. А.И.Введенского.//Сборник Нивы, 1893, N4, с.21.

12. Письмо Иоанна Грозного к Курбскому "Об измене". ПЛДР, Втораяполовина XVI в. М., 1986. Сс. 24-25.

13. Тубасов А. с. 361.

14. Там же, с. 362.

15. Ломоносов М.В. Явление Венеры//Сочинения М.В.Ломонсова.(Сборник Нивы), с.26.

16. Тубасов А. с. 368.

17. Там же, с. 382.

21. Сочинения М.В. Ломоносова. с.33.

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. Избранное.(Вступ. Статья А.М. Пескова). М., 1984.

Михайло Ломоносов. Избранная проза. Под редакцией В.А.Дмитриева. М., 1986.

Памятники Литерауры Древней Руси. Вторая половинаXVI века. М., 1986.

Сочинения М.В.Ломоносова под редакцией А.И.Введенского.//Сборник нивы, 1893, N4.

Исследования

Константин (Зайцев), архимандрит. Лекции по истории русской словесности. Jordanville? N.Y.,1986.

Того же автора. Чудо русской истории. Сборник статей под редакцией С.В. Фомина. М., 2000.

Владимиров П. Ломоносов М.В. Статья в энциклопедическом словаре "Брокгауз и Ефрон". М., "TERRA", 1991, Т. 34.

Краткий словрь по философии М., 1979.

Лысцов В.П. Ломоносов М.В. Статья в Советской исторической энциклопедии. М., 1965. Т. 8.

Тубасов А. Религиозные воззрения Ломоносова.//Христианское чтение. 1880 N 42.

Оборудование: учебник, таблица, раздаточный материл, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

IV. Работа над темой урока

(Учащиеся составляют тезисы.)

Именно ода стала главным и любимым жанром М. В. Ломоносова. Содержание его од определялось его политическими убеждениями, в основе которых лежала концепция просвещённого абсолютизма. В преобразователькой деятельности Петра поэт находил подтверждение своих идеалов; он считал, что только просвещённый монарх может в современных условиях принести благо Родине и народу. Потому постоянная тема его од — деятельность Петра. В одах, обращённых к Елизавете, а затем к Екатерине II, Ломоносов призывал их вернуться к политике Петра I и следовать его пути.

Своеобразие оды классицизма


(в сочетании с пересказом отдельных отрывков, комментариями учителя по ходу чтения)

б) Беседа по выявлению читательского восприятия

• Почему в оде, восхваляющей Елизавету, воссоздан и образ Петра I? Какие строки оды особенно ярко передают отношение Ломоносова к Петру I?

• Почему в оде царице Елизавете поэт писал о богатстве и величии России, о талантливых русских людях и науках?

• Укажите в оде Елизавете традиционные для од Ломоносова композиционные элементы: описание поэтического восторга, охватившего поэта, обращение поэта к музам, земным и небесным стихиям, восхваление монарха, восхваление величия и могущества родины.

Зефир (греч.) — бог западного ветра, сын Астрея и Эос, брат Борея, Эвра и Нота, возлюбленный Хлориды (Флоры), родившей ему Карпоса (бога плодов). Гарпия Подарга родила от Зефира чудесных коней, доставшихся Ахиллу. В легенде об Амуре и Психее Зефир по велению Амура унёс Психею в его владения.

Марс (рим.) — древнеримский бог. Ему был посвящён первый месяц римского года — март. Его священными животными были дятел, волк, конь и бык. После отождествления с Аресом Марс стал богом войны и ему посвятили место военных смотров в Риме — Марсово поле. На этом поле был сооружён храм Марса, так как вооружённым войскам запрещалось входить в город. Главными святынями храма Марса были копьё и щит, якобы упавшие с неба. По окончании военных действий в честь Марса устраивали конные бега и приносили ему в жертву коня из победившей квадриги. В честь Марса названа планета Марс, красный цвет которой напоминает кровь.

Нептун (рим.) — древнеримский бог моря и влаги, отождествлённый с греческим богом Посейдоном. Подобно Посейдону, Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний. Праздник Нептуна — нептуналии — справляли 23 июля с целью предотвращения засухи. Нептун, как морской бог, был в почёте у моряков и людей, отправляющихся в морское путешествие.

• Составьте план оды Ломоносова 1747 г. Обратите внимание на логику переходов от одной части произведения к другой.

г) Обобщение учителя

— Композиция оды в соответствии с требованиями классицизма отличается стройностью. Каждая из основных тем получает своё обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей. Например, призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремёсел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. Такую страну, по убеждению поэта, нельзя оставить во тьме невежества. Оду можно назвать типичной для Ломоносова. Она написана четырёхстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; во второй — самой большой — прославляет Елизавету; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая ещё к античному гимну.

• Какие мысли М. В. Ломоносова кажутся вам особенно важными для нашей эпохи? Подтвердите своё мнение цитатами из оды.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Ломоносов считал Петра I просвещённым монархом, заботившимся о благе России и её народа. Насколько был прав поэт в этой оценке Петра I?

• В чём заключаются жанровые особенности оды? Почему в художественном наследии Ломоносова преобладают произведения этого жанра?

VI. Домашнее задание

1. Выучить две последние строфы оды наизусть. Как вы думаете, в чём особенности их выразительного чтения?

2. Индивидуальные опережающие задания (9 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Г. Р. Державина (по рекомендации учителя).

Драматизм и патетика обостряются с появлением риторических вопросов, восклицаний автора, которые он обращает то к русским воинам, то к их противникам. Кроме того, здесь встречаются и обращения к историческому прошлому, что в свою очередь обогащает оду, исполненную в духе патриотизма.

Первым, кто в своих одах применил четырехстопный ямб с мужскими и женскими рифмовками, был Ломоносов. Жанр оды – подлинная вершина его творчества. В дальнейшем четырехстопный ямб также был представлен в трудах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока и других поэтов.

Тематика и худ. Особенности од Ломоносова

Всем строем своего стихотворения Ломоносов утверждал гражданственность поэзии. Задачи, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. Он писал свои торжественные оды с 1739 по 1764 г. и написал 20 од.

Ода – обширное ст-ие, состоящее из многих строф, причем каждая строфа также обширна (по 10 стихов). В оде соединялись воедино лирика и публицистика, необходимые для выражения общегосударственных идей. Каждая из Ломоносовских од была своеобразной поэтической декларацией, идейно насыщенной и политически направленной. Оды Ломоносова пронизаны пафосом Родины, зовущей к труду, к расцвету науки.

Специфическая тематика од, их устойчивая строфика — десять стихов 4-стопного ямба, своеобразный величественный и напряженный стиль – все это было оригинальным созданием Ломоносова.

Основной период тв-ва Ломоносова совпал с царствованием Елизаветы Петровны, которой он посвятил много восторженных похвал, но похвалы эти были прежде всего гимном русской петровской государственности в лице ее главы – дочери Петра.

Идея просвещенного абсолютизма была основой политического мышления Ломоносова. Ломоносов видел в монархе того, кто способен разумом, облеченным властью, понять подлинные задачи государства, понять, в чем благо всего народа, и обеспечить государству прогресс и благосостояние.

Его оды были своеобразной программой общественно-политической и культурной жизни России. В них в художественно-публицистической форме излагались проекты, касающиеся ее внутреннего и внешнего устройства.

В поэзии своей Ломоносов не стремился к достоверному изображению жизненного материала: его одам свойственна условность, ибо для поэта важно передать те мысли, те идеальные представления, которые могут способствовать развитию просвещения в России, становлению ее национальной культуры, национальной государственности. Создавая поэтические образы, Ломоносов исходит в своем творческом методе не из реальности жизненного факта, а из собственных рационалистических представлений о действительности.

В силу того, что оды Ломоносова по своей природе и жанру должны были восхвалять верховную власть и строились по единому композиционному плану, им была свойственна определенная монотонность и однообразие. Этому способствовали одинаковость метра од, повторяемость одних и тех же образных средств.

Вместе с тем стиль од Ломоносова, торжественный, патетичный, соответствовал высокому содержанию его поэзии. Много славянизмов, эпитетов.


Похвальные оды

Большинство написанных Михаилом Васильевичем од было связано с коронацией того или иного правителя. Он посвящал свои оды Иоанну IV Антоновичу, Петру III, Анне Иоанновне, Екатерине II и другим. Неотъемлемую часть праздной коронации представлял жанр оды. Ломоносова охватывало вдохновение, и каждое из его творений намного шире и красочнее описывало официально-придворную роль правителей. В каждую из од Михаил Васильевич вкладывал свой идеологический замысел, предвосхищал светлое будущее русского народа.

Жанр оды использовал Михаил Васильевич в качестве одной из наиболее удобных форм беседы с коронованными правителями. В виде этой похвалы за дела, которые, как правило, монарх еще не совершал, Ломоносов высказывал свои предпочтения, наставления и советы в пользу великодержавного государства. Ода позволяла преподносить их в мягком, одобрительном и лестном для правителей тоне. Желаемое в коронационной похвале Ломоносова выдавалось за действительное и таким образом обязывало монарха в будущем оказаться достойным ее.

Жанр оды в творчестве Михаила Васильевича также отражал всевозможные события политической жизни того времени. Наибольшее внимание здесь отводилось батальным событиям. Великий русский поэт гордился славой русской артиллерии и величием Российского государства, способного противостоять любому врагу.

Поэтическая индивидуальность похвальных од Михаила Васильевича полностью отождествляется с их идеологическим содержанием. Каждая ода являет собой восторженный монолог стихотворца.

Оды М. В. Ломоносова как образец русского классицизма

Вторая половина 18 века в русской литературе – это эпоха классицизма. Литература этого направления отражала жизнь в ее идеальных проявлениях, показывала образцы для подражания. Все произведения классицизма четко делились на три стиля, каждому их которых соответствовали свои жанры, темы, язык.

В творчестве Ломоносова содержание од определяется общественно-политическими взглядами поэта. Тематика его произведений в большинстве своем была героико-патриотической.

Так, центральной темой в одах Ломоносова была тема родины. Поэт неустанно славит величие России, обширность и необозримость ее просторов, неисчерпаемое обилие ее природных богатств. В оде 1748 года, например, создан грандиозный образ родины:

У истоков новой русской художественной литературы стоит Михаил Васильевич Ломоносов, широта, глубина и разнообразие научных интересов которого были поразительны. Он был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых он работал. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий.

Важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.

Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями, и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошёл по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке.

слова, общие и для церковнославянского и русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю;

церковнославянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю;

русские слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь.

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским.

Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Он ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа, боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.

Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.

Противопоставляя себя как певца героев певцу любви Анакреону, Ломоносов заявляет:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Ода начинается вступлением, содержащим хвалу тишине, то есть мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь далее к Елизавете, Ломоносов славит её как поборницу мира. Затем он делает лирическое отступление, в котором предостерегает правительство от вмешательства в войну. Это отступление позволяет ему перейти к новой теме – прославлению Петра как творца новой России.

Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук.

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся в оде как имена подлинных учёных.

Призывая будущих учёных к плодотворной деятельности, Ломоносов слагает восторженный гимн науке:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде

Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам Росси.

Родина, её необъятные просторы, её неисчерпаемые природные богатства, её сила и мощь, её будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Её уточняет и дополняет тема русского народа. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот.

Учреждение, которое открыто благодаря стараниям М.В. Ломоносова

Главной темой ломоносовских од является тема

Науки юношей питают,

Отраду старым подают.

Это строки из произведения

Произвел существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней, поэт

Вступлением, содержащим хвалу тишине, то есть мирным временам, начинается произведение М.В. Ломоносова

… может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Такую уверенность выражает

Портрет М.В. Ломоносова расположен под номером


Читайте также: