Ликвидировано общество с ограниченной ответственностью кто является его правопреемником тест

Обновлено: 28.06.2024

В практике встречалась и продолжает встречаться довольно типичная ситуация, когда организация, являющаяся должником по какому-либо обязательству, прекращает деятельность и налоговый орган в установленном законом порядке проводит процедуру по исключению ее из Единого государственного реестра юридических лиц, как недействующего юридического лица.

Что же делать кредиторам в подобной ситуации?

Они могут попытаться оспорить исключение организации из ЕГРЮЛ, но, как правило, безрезультатно. Даже если им удастся это сделать, то все равно речь зайдет о банкротстве должника, который не имеет никаких активов, и встанет вопрос о возможности субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Каковы же подходы судебной практики относительно привлечения к субсидиарной ответственности по долгам обществ с ограниченной ответственностью в случае его исключения из ЕГРЮЛ, как недействующего?

В судебной практике сложилось два противоположных видения относительно распределения бремени доказывания в таких спорах, что существенно влияет на итоговый результат по делу о привлечении к субсидиарной ответственности. Условно назовем эти подходы прокредиторским и продиректорским. Как будет показано оба подхода имеют свои плюсы и минусы, что вызывает сложность в выборе наиболее предпочтительного.

Продиректорская позиция

Данный подход в части распределения бремени доказывания полностью соответствует тому, как привлекают контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в процедурах банкротства, когда на заявителя возлагается бремя доказывания наличия одного или нескольких оснований такой ответственности. По мнению судов, которые придерживаются этой позиции само по себе исключение общества из ЕГРЮЛ не свидетельствует о недобросовестности КДЛ и не влияет на распределение бремени доказывания.

Приведу типичный пример применения продиректорской позиции.

Краткая фабула дела

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, указав в решении следующее:

Как мы видим, суд нашел причинную связь неподачи заявления о банкротстве с убытками кредитора. Между тем, даже если бы в отношении должника была бы введена процедура конкурсного производства, то директора можно было бы привлечь к субсидиарной ответственности за неподачу заявления только по тем долгам, которые возникли после даты возникновения обязанности подачи заявления и необходимо было бы доказывать, что обязательства, которые не были исполнены возникли после этой даты.

Решение было поддержано судом апелляционной инстанции.

АС МО не согласился с судебными актами и, направляя дело на новое рассмотрение, исходил из следующего:

Попробую выявить все плюсы и минусы этой позиции.

На самом деле я за нее проголосовал бы двумя руками. Нельзя экстраординарную ответственность превращать в общее правило. Нельзя ограниченную ответственность фактически прекращать в неограниченную. Нельзя из директоров и участников ООО делать фактически поручителей по всем обязательствам. Нельзя возлагать чрезмерные риски на директоров и участников.

Конечно, в закон или судебную практику можно ввести все, что угодно, но существуют политико-правовые соображения против такого чрезмерного бремени и фактического нивелирования ограниченной ответственности, если есть желание стимулировать занятие предпринимательской деятельности.

Совершенно правильно, что к субсидиарной ответственности следует привлекать за реально недобросовестные в отношении кредиторов действия и их наличие не может само собой предполагаться только благодаря факту исключения общества из ЕГРЮЛ.

Тем не менее, в указанной позиции есть один существенный изъян, так как заявитель не может указать на те основания, которые согласно Закону о банкротстве, влекут субсидиарную ответственность, в связи с отсутствием каких-либо сведений о деятельности должника. Если в ходе процедуры банкротства конкурсный управляющий, которому переданы документы, связанные с деятельностью должника, могут выявить подозрительные сделки по выводу активов или установить дату объективного банкротства, чтобы выявить основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

В случае же исключения общества из ЕГРЮЛ у кредитора подобная возможность отсутствует и выход видится в возложении на директора или участника бремени доказывания того, что обязательство возникло до наступления объективного банкротства и, что КДЛ не совершал действий в ущерб кредиторам. С учетом предположения нахождения всех первичных документов у директора он может представить доказательства вышеназванных обстоятельств.

Именно из такого видения распределения бремени доказывания исходит второй подход, пример которого сейчас и приведу.

Прокредиторский подход

Рассмотрю один из типичных судебных актов суда, показывающего прокредиторский подход.

Дело № А75-8787/2020

Судом первой инстанции, поддержанному апелляцией, истцу было отказано в привлечении КДЛ, исключенного из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью по мотивам недоказанности оснований.

Иначе говоря, суды исходили из обычного распределения бремени доказывания, как если бы дело рассматривалось в рамках процедуры банкротства и конкурсный управляющий располагал бы документами, позволяющими выявить основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

Но как же может обычный кредитор в случае привлечения к субсидиарной ответственности без процедуры банкротства доказывать наличие таких оснований? Правильно ли на него возлагать столь тяжкое бремя доказывания? Из каких источников он может узреть, что имеются основания для привлечения к субсидиарной ответственности?

Отменяя судебные акты по делу, АС ЗСО, исходил из следующего:

Неосуществление ответчиком ликвидации общества при наличии на момент исключения из ЕГРЮЛ лиц долгов общества перед кредиторами, может свидетельствовать о намеренном пренебрежении контролирующим общество лицом своими обязанностями, попытке избежать рисков привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве общества.

При обращении в суд с соответствующим иском в порядке пункта 3.1 статьи 3 Закона № 14-ФЗ доказывание кредитором неразумности и недобросовестности действий лиц, контролировавших исключенное из реестра недействующее юридическое лицо, объективно затруднено. Кредитор, как правило, лишен доступа к документам, содержащим сведения о хозяйственной деятельности общества, и не имеет иных источников сведений о деятельности юридического лица и контролирующих его лиц.

Таким образом, предъявление к истцу требований, связанных
с доказыванием обусловленности причиненного вреда поведением контролировавших должника лиц, заведомо влечет неравенство процессуальных возможностей истца и ответчика, так как от истца требуется предоставление доказательств, о самом наличии которых ему может быть неизвестно в силу его не вовлеченности в корпоративные правоотношения.

При таких обстоятельствах, следуя смыслу статьи 3 Закона № 14-ФЗ, при представлении истцом доказательств наличия у него убытков, вызванных неисполнением обществом обязательств перед ним, а также доказательств исключения общества из ЕГРЮЛ, контролировавшее лицо должно дать пояснения относительно причин исключения общества из этого реестра и представить доказательства правомерности своего поведения.

Кстати, следует отметить, что мотивировка этого постановления выгодно отличается от постановлений АС ПО, которые фактически исходят из того, что основанием субсидиарной ответственности является то, что КДЛ не ликвидировали юридическое лицо и не подали заявление о банкротстве.

На мой взгляд, подход АС ПО не имеет никакого законного основания и противоречит правовой позиции определения СКЭС ВС РФ по делу 306-ЭС19-18285 от 30.01.2020, согласно которой само по себе исключение юридического лица из реестра в результате действий (бездействия), которые привели к такому исключению (отсутствие отчетности, расчетов в течение долгого времени), равно как и неисполнение обязательств не является достаточным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности в соответствии с названной нормой

Несмотря на то, что я не отношусь к числу банкротных большевиков-радикалов, готовых все отнять и поделить, полагаю, что позиция вышеназванного постановления АС ЗСО вполне уместная и заслуживает одобрения, так как из двух зол выбирается меньшее. Условно говоря, директор покажи и расскажи, что ты не вывел активы, что обязательство перед кредитором возникло не после объективного банкротства.

Но у данного подхода также есть свой минус. Для чего кредиторам подавать заявление о банкротстве должника, у которого нет имущества, когда можно дождаться исключения должника из ЕГРЮЛ и предъявить иск о привлечении КДЛ в субсидиарной ответственности. И если в случае банкротства придется доказывать наличие оснований для субсидиарной ответственности, а их может и не оказаться, то при исключении из ЕГРЮЛ, если бремя доказывания отсутствия оснований будет возложено на КДЛ, то шансы выиграть подобный спор у кредиторов существенно возрастут.

Тем не менее, даже при таком минусе, прокредиторский подход является более взвешенным и обоснованным. Он приведет к меньшему количеству судебных ошибок, так как при продиректорском подходе кредитор практически никогда при таком распределении бремени доказывания не приведет к защите их прав, даже когда будут иметься реальные основания для привлечения к субсидиарной ответственности.

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

Содержание

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Правопреемник – это физическое лицо, компания или организация, которые получают передачу собственности, титула или прав от другого в соответствии с условиями контракта. Цессионарий получает перевод от цедента. Например, правопреемник может получить право собственности на объект недвижимости от цедента.

Ключевые выводы

  • Правопреемник – это физическое или юридическое лицо, которое получает передачу собственности, титула или прав по контракту.
  • Цессионарий получает перевод от цедента.
  • Цессионарий может быть получателем уступки, обязательства или назначен действовать вместо другого физического или юридического лица.
  • Правопреемник обычно имеет права доверенности только на определенное время или при определенных обстоятельствах.
  • После истечения срока или разрешения обстоятельств правопреемник автоматически откажется от этих прав.
  • Не все договоры переуступки должны быть заключены в письменной форме, но это часто бывает.

Как работает Цессионарий

Цессионарий может быть получателем уступки, обязательства или назначен действовать вместо другого физического или юридического лица. Например, исполнитель наследственного дела может быть назначен на основании завещания, оставленного умершим.

Типы правопреемников

Правопреемник в сфере недвижимости

Правопреемник – это получатель титула, когда подписывается акт о передаче собственности в сделке. Арендатор может решить передать свои права собственности правопреемнику, который возьмет на себя обязанности по выплате арендной платы и уходу за недвижимостью. Могут быть ограничения прав и обязательств, которые предоставляются цессионарию, в зависимости от характера передачи или уступки прав.

Например, правопреемник может получить права собственности от арендатора, который освободил арендуемую собственность, но арендатор может по-прежнему нести ответственность, если правопреемник не вносит арендную плату вовремя. Правопреемник, который получает титул и право собственности на недвижимость, может не иметь определенных прав на использование собственности любым способом, которым они хотят. Могут существовать права въезда и выезда, которые необходимо согласовывать с владельцами соседней собственности, которые владеют прилегающими земельными участками. Правопреемник может получить определенные права, которые распространяются на землю, когда ему предоставляется титул.

Передача по доверенности

Доверенность может быть выдана человеку на ведение определенных дел для человека, пока он находится за пределами страны или не может действовать самостоятельно. Передача доверенности может предоставлять широкие права или ограничиваться в объеме условиями, установленными цедентом. Права могут относиться к конкретному исполнению контракта или коммерческой сделки, в которой цедент не может присутствовать. Правопреемник обычно имеет права доверенности только на определенное время или при определенных обстоятельствах. После истечения срока или разрешения обстоятельств правопреемник автоматически откажется от этих прав. Возможно, что условия доверенности могут позволить цессионарию действовать в своих личных интересах, а не в интересах цедента.

Правопреемник в страховом полисе

В контексте полиса страхования жизни интерес к полису может быть передан от держателя полиса кредитору или родственнику путем уступки полиса. В этом случае держателем полиса является цедент, а лицо, в пользу которого был назначен полис, называется правопреемником.

Цессионарий в контракте

Когда одна сторона контракта – цедент – передает обязательства и выгоды по контракту другой стороне – цессионарию, – это называется уступкой контракта. В этой ситуации цессионарий принимает на себя все права и обязанности по контракту от цедента.

Цессионарий в ссуде

Правопреемник – это физическое или юридическое лицо, которое покупает вашу ссуду. Например, автодилер, предоставляющий кредиты физическим лицам, может продать свои кредиты банку. В этом случае банк является правопреемником, а автодилер – цедентом. Если ваша ссуда была продана, вы должны деньги тому, кто владеет ссудой. В случае невыполнения ответственными сторонами своих обязательств по кредиту цессионарий имеет право удержания транспортного средства и может вернуть его во владение.

Не все договоры переуступки должны быть заключены в письменной форме, но это часто бывает. Для того, чтобы договор уступки был действительным, может также потребоваться нотариальное заверение и засвидетельствование. Передача имущества и залога по ссуде производится в письменной форме.


Действующим законодательством предусмотрено три способа ликвидации юридического лица: принудительная, добровольная и в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества. Наш эксперт Оксана Устяк подготовила обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.

В последнее время внесены некоторые изменения в порядок ликвидации.

Например, сведения о способе прекращения юридического лица путём ликвидации регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ в момент, когда в реестр вносятся и сведения о его прекращении.

Утверждён порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов в электронной форме.

Установлен фактический запрет на ликвидацию юридического лица в период проведения камеральной таможенной проверки.

Скорректирован порядок осуществления выплат работникам, уволенным в связи ликвидацией юридического лица.

Введены дополнительные требования к заявлению о государственной регистрации ликвидации.

В данной статье мы подготовили обзор по трём способам ликвидации акционерных обществ с кратким алгоритмом действий.


Добровольная ликвидация акционерного общества

ШАГ 1. Примите решение о ликвидации.

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение ( п. 3 ст. 47 , пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

  1. созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;
  2. проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).
  3. оформите решение в виде протокола.
  4. определитесь, необходим ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО — ликвидатор или ликвидационная комиссия ( п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО). Если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию.

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объёмом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.

ШАГ 2. Уведомьте регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внесите сведения в ЕФРСФДЮЛ.

Что нужно сделать:

ШАГ 3. Составьте промежуточный ликвидационный баланс.

Утверждённой формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе ( п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворённых вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

После составления промежуточного ликвидационного баланса необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).


Если денег и иного имущества достаточно:

1. утвердите промежуточный ликвидационный баланс на общем собрании акционеров большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса составляется в обычном порядке;

2. подайте заявление (уведомление) о составлении промежуточного баланса в регистрирующий орган по форме № Р15016 ( п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Срок подачи заявления (уведомления) о составлении промежуточного ликвидационного баланса — не ранее ( п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к АО, находящемуся в процессе ликвидации;
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления её результатов (в том числе рассмотрения её материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
  • завершения таможенной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, составления акта такой проверки и принятия по её результатам решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании);

3. рассчитайтесь с кредиторами общества. Расчёты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то продайте имущество на торгах, за исключением имущества стоимостью до 100 000 рублей. Такое имущество продаётся без проведения торгов ( п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Правила очерёдности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлены в ст. 64 ГК РФ.

По общему правилу требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди ( п. 2 ст. 64 ГК РФ).

После удовлетворения требований кредиторов указанных очередей удовлетворяются требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей ( п. 1 ст. 64 ГК РФ);

4. распределите оставшееся имущество между акционерами ликвидируемого АО в порядке, установленном ст. 23 Закона об АО.

Учтите, имущество распределяется после расчётов с кредиторами, но законодатель не устанавливает, в какой момент это можно делать — до составления ликвидационного баланса или после его составления.

Рекомендуем делать это до составления ликвидационного баланса. Это позволит снизить риски споров с регистрирующим органом, который может отказать в регистрации ликвидации, признав недостоверным ликвидационный баланс, содержащий сведения об оборотных активах и нераспределённой прибыли. Есть примеры судебных решений, когда такой отказ регистрирующего органа признаётся ошибочным;

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ( п. 2 ст. 9 , п. п. 1 , 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте).

Учтите, что расчёт по страховым взносам представляется в налоговый орган до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчётного периода по день представления указанного расчёта включительно ( п. п. 1 , 2.3 ст. 11 Закона о персонифицированном учёте, п. 15 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2020 № 03-15-05/14267).

Ранее мы рассказывали о правилах проведения общего собрания ООО. О том, какие вопросы относятся к компетенции общего собрания, как его провести и как оформить решение, вы узнаете из статьи нашего эксперта.

ШАГ 4. Составьте окончательный ликвидационный баланс акционерного общества.

Ликвидационный баланс составляется после расчётов с кредиторами ( п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Окончательный ликвидационный баланс АО утверждается на общем собрании большинством (в 3/4 голосов) акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров ( п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении окончательного ликвидационного баланса нужно составить в обычном порядке.

Форма такого баланса законодательно не утверждена, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами ( Письмо от 25.11.2019 № ВД-4-1/24013@).

ШАГ 5. Зарегистрируйте ликвидацию акционерного общества.

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общества ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Заявителем является ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) ( п. п. 1 , 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц).

Документы, которые необходимо представить для регистрации ликвидации ( п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ):

Данный документ не является обязательным , но рекомендуем его приложить к пакету документов;

Способ подачи документов может быть одним из следующих:

  • непосредственное обращение в инспекцию;
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;
  • через единый портал госуслуг, интернет-сервис ФНС России или мобильное приложение — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае удостоверять подпись заявителя у нотариуса не требуется ( п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. п. 4 , 5 Порядка, утверждённого Приказом ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-14/743@);
  • через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату ( п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22 , 3 Основ законодательства РФ о нотариате).


2. Принудительная ликвидация акционерного общества

Порядок принудительной ликвидации акционерных обществ в целом не отличается от общего порядка принудительной ликвидации обществ.

Основания для принудительной ликвидации акционерного общества

В п. 3 ст. 61 ГК РФ установлен перечень оснований для принудительной ликвидации общества.

Общество может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа (органа местного самоуправления). Перечисленные органы вправе предъявить требование о ликвидации юридического лица в следующих случаях:

  • государственная регистрация юридического лица признана недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, которые носят неустранимый характер;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность без разрешения (лицензии) или свидетельства о допуске к определённому виду работ, выданного саморегулируемой организацией, либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации;
  • юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещённую законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены ( п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84).

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ общество также может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица, если невозможно достичь целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Указанный перечень является открытым ( пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Специальным случаем для акционерных обществ является факт неисполнения обществом обязанностей, предусмотренных п. п. 6 , 7 и 11 ст. 35 Закона об АО ( п. 12 ст. 35 Закона об АО, пп. 5.3.1 Положения). В этом случае ФНС России может подать иск о принудительной ликвидации АО.

Ликвидация в случае несостоятельности (банкротства) акционерного общества

Ликвидация в таком порядке применяется при недостаточности имущества для погашения требований кредиторов.

Юридическое лицо ликвидируется в рамках банкротства в случае принятия арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства ( п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве).


Тезисные моменты, заслуживающие внимания

1. Определение ответственности учредителей (акционеров) акционерного общества.

Учредитель (акционер) АО может быть привлечён к субсидиарной ответственности только при банкротстве общества, по тем же основаниям, что и участник ООО, а именно:

  • своими действиями (бездействием) довёл общество до банкротства;
  • для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве не созвал собрание акционеров общества;
  • нарушил требования Закона о несостоятельности (банкротстве).

2. Увольнение работников в связи с ликвидацией акционерного общества.

  • Работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка. Если ему уже был выплачен средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения, единовременную компенсацию выплачивают с зачётом данной суммы (ч. 5 ст. 178 ТК РФ).
  • При ликвидации организации средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация в любом случае должны быть выплачены до завершения её ликвидации (ч. 6 ст. 178 ТК РФ). Федеральный закон от 13.07.2020 № 210-ФЗ.

Введены дополнительные требования к заявлению о госрегистрации ликвидации юридического лица.

В таком заявлении должно быть указано, что юридическое лицо произвело все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ для работников, увольняемых в связи с ликвидацией.

3. Если стоимость чистых активов ниже размера его уставного капитала по окончании 2020 года, то данная стоимость не учитывается для целей принятия решения о его ликвидации.

Если по окончании 2020 года стоимость чистых активов АО ниже размера его уставного капитала, это не учитывается, в частности, в целях принятия решения о ликвидации общества (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ).

4. О ликвидации юридического лица дополнительно нужно уведомлять через ЕФРСФДЮЛ.

5. Прокурор вправе требовать ликвидации юридического лица, нарушающего исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Ранее мы рассказывали, как сдавать налоговую отчётность при реорганизации в форме присоединения.

Мы рассмотрели основные моменты принудительной и добровольной ликвидации акционерных обществ.

С добровольной ликвидацией всё прозрачно и понятно: если принято решение, действуем по алгоритму и ликвидируем организацию.

С принудительной ликвидацией сложнее. Нужно контролировать финансовое состояние общества и выполнять требования законов во избежание принудительной ликвидации и наступления негативных последствий.

Небольшие рекомендации:

  • контролируйте актуальность сведений в ЕГРЮЛ в отношении своей организации;
  • надлежащим образом оформляйте общие собрания акционеров, следите за сроками;
  • контролируйте стоимость чистых активов общества.

Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.

Вопрос

Как часто акционерное общество должно публиковать на ЕФРСБ информацию о стоимости чистых активов – раз в квартал либо раз в год?

Ответ

Непредставление или представление недостоверных сведений о стоимости чистых активов акционерного общества в ЕФРСФДЮЛ влечёт административную ответственность.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Учредители юридического лица:

  • Имеют вещные права на его имущество.
  • Имеют обязательственные права на его имущество.
  • В зависимости от вида юридического лица имеют вещные права на его имущество, либо обязательственные права, либо не имеют никаких прав.
Вопрос 2

Филиалы и представительства это:

  • Виды юридических лиц.
  • Обособленные подразделения юридических лиц, которые обладают гражданской правоспособностью.
  • Органы юридического лица.
Вопрос 3

Кто отвечает по обязательствам юридического лица?

  • Его учредители (участники)
  • Органы юридического лица.
  • Само юридическое лицо.
Вопрос 4

Кто осуществляет государственную регистрацию юридических лиц?

  • Налоговые органы.
  • Органы местного самоуправления.
  • Суд.
Вопрос 5

Правоспособность юридического лица прекращается

  • В момент завершения его ликвидации.
  • В момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
  • В момент принятия решения о ликвидации или реорганизации.
Вопрос 6

Правоспособность юридического лица возникает

  • С момента его государственной регистрации уполномоченным органом исполнительной власти.
  • С момента получения лицензии.
  • С момента полной оплаты учредителями уставного капитала юридического лица.
Вопрос 7

Общество с ограниченной ответственностью

  • Отвечает по своим обязательствам ограниченно, в пределах принадлежащих ему денежных средств.
  • Отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
  • Отвечает по своим обязательствам уставным капиталом.
Вопрос 8

На основании каких учредительных документов действуют юридические лица?

  • На основании устава.
  • На основании положения.
  • На основании устава и (или) учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом - на основании общего положения об организациях данного вида.
Вопрос 9

Кто может принять решение о создании юридического лица?

  • Будущие участники (члены) этого юридического лица.
  • Уполномоченные на это органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.
  • Учредителями юридических лиц могут быть граждане, юридические лица, а в случаях, предусмотренных законом - государственные органы и органы местного самоуправления.
Вопрос 10

Чем ликвидация юридического лица отличается от реорганизации?

  • Ликвидация означает прекращение юридического лица без правопреемства, а реорганизация - с правопреемством.
  • Тем, что ликвидация происходит на основании судебного решения, а реорганизация – на основании решения уполномоченного на то государственного органа.
  • Ликвидация означает прекращение юридического лица, а при реорганизации - юридическое лицо продолжает действовать.
Вопрос 11

В зависимости от основной цели своей деятельности все юридические лица подразделяются на:

  • Частные и государственные.
  • Частные, государственные и муниципальные.
  • Коммерческие и некоммерческие.
Вопрос 12

Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество - это

  • Унитарное предприятие.
  • Учреждение.
  • Производственный кооператив (артель).
Вопрос 13

Обязательным признаком юридического лица является:

  • наименование;
  • государственная регистрация;
  • выступление в гражданском обороте от своего имени
Вопрос 14

Учреждение — это юридическое лицо:

  • учредителем которого является государство;
  • финансируемое собственником;
  • которое не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
Вопрос 15

Что является предприятием

  • группа людей, организация объединенных для достижения поставленных целей
  • группа людей, которая осуществляет одну деятельность
  • физическое лицо или юридическое лицо у которых цели одинаковы
Вопрос 16

Способ прекращения юридических лиц, при котором не возникают новые юридические лица - это

  • слияние
  • ликвидация
  • выделение
Вопрос 17

Объектами права хозяйственного ведения в качестве имущественных комплексов являются:

  • казенные предприятия
  • унитарные предприятия
  • кооперативы
Вопрос 18

Казенные предприятия создаются на базе собственности

  • федеральной государственной
  • муниципальной
  • частной
Вопрос 19

Ликвидация юридического лица

  • Влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, если иное не установлено учредительными документами юридического лица.
  • Влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства.
  • Влечет его прекращение с переходом прав и обязанностей его правопреемникам.
Вопрос 20

Каким образом решается вопрос об очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица?

Читайте также: