Лицензия на право заниматься нотариальной деятельностью выдается кем

Обновлено: 30.06.2024

законодательства Российской Федерации о нотариате осуществляется министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениями (отделами) юстиции органов исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

2. Лицензия на право нотариальной деятельности может быть выдана гражданину Российской Федерации, имеющему высшее юридическое образование, прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и сдавшему квалификационный экзамен.

3. В соответствии с заявлением лица, претендующего на получение лицензии, после успешной сдачи им квалификационного экзамена орган юстиции рассматривает вопрос о выдаче лицензии на основании документов, представленных секретарем квалификационной комиссии (решение квалификационной или апелляционной комиссии, копия диплома, документ о прохождении стажировки у нотариуса, документ учреждения банка, подтверждающий уплату соответствующего сбора в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

В необходимых случаях органом юстиции могут быть истребованы дополнительные сведения.

4. Документы должны быть рассмотрены соответствующим органом юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена.

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

По результатам рассмотрения принимается решение:

- о выдаче лицензии;

- об отказе в выдаче лицензии;

- об оставлении заявления без рассмотрения.

Решение об отказе в выдаче лицензии принимается в случаях, если гражданин, обратившийся за получением лицензии:

а) не отвечает требованиям п. 2 настоящего Положения;

б) лишен права заниматься нотариальной деятельностью в судебном порядке;

в) имеет неснятую или непогашенную судимость в связи с совершенным им умышленным преступлением.

Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если оно подано без представления документов, указанных в п. 3 настоящего Положения.

О принятом решении заявителю сообщается в письменной форме с указанием причины отказа в выдаче лицензии или оставления заявления без рассмотрения.

5. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается установленной формы.

Выдаваемой лицензии присваивается регистрационный номер, под которым она вносится в реестр лицензий на право занятия нотариальной деятельностью. Срок хранения реестра 75 лет.

Формы лицензии и реестра утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.03.92 N 40/16-01.

В случае утраты лицензии может быть выдан дубликат.

По заявлению лица, лишенного права заниматься нотариальной деятельностью, либо в случае истечения установленного Основами законодательства Российской Федерации о нотариате срока действия лицензии, ему может быть выдана выписка из реестра.

6. Лицо, получившее лицензию на право нотариальной деятельности, может быть назначено на должность нотариуса или помощника нотариуса.

7. Должность нотариуса учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Назначение на должность помощника нотариуса в государственной конторе осуществляется органом юстиции на основании трудового договора.

8. Лицо, имеющее лицензию, но в течение трех лет не приступившее к работе нотариуса или помощника нотариуса, может быть допущено к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена и получения новой лицензии.

9. Лицензия может быть аннулирована на основании решения суда о лишении права заниматься нотариальной деятельностью.

10. Органы юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга ежеквартально представляют в Министерство юстиции Российской Федерации сведения о выданных лицензиях, назначениях на должности нотариуса и помощника нотариуса, а также о случаях лишения права заниматься нотариальной деятельностью.

Задайте вопрос юристу:

Важно отметить, что нотариальные действия без лицензии могут совершаться в следующих случаях:

  • при отсутствии нотариуса в населённом пункте на совершение данных действий уполномочены глава муниципального района (местной администрации) или должностное лицо местного самоуправления, уполномоченное на совершение нотариальных действий;
  • от имени РФ на территории иностранных государств на совершение таких действий уполномочены представители консульских учреждений.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечение дохода. Все нотариусы, независимо от того, ведут ли они частную практику или работают в государственном учреждении, имеют совершенно равные права и обязанности.

Лицензирование нотариальной деятельности осуществляется согласно Приказа Министерства Юстиции № 150 от 26.10.1998 года. Лицензия на нотариальную деятельность выдаётся органами Минюста Российской Федерации.

После сдачи экзамена, подтверждающего квалификацию, не позже, чем через 5 дней, соискатель подает в орган юстиции заявление на предоставление нотариальной лицензии. И документ об уплате пошлины за выдачу этой лицензии.

Лица, не прошедшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной его сдаче только спустя год после решения аттестационной комиссии.

Представитель квалификационной комиссии в течение 5 дней передает в органы Минюста следующие документы:

  • Решение комиссии о сдаче соискателем экзамена;
  • Документы о прохождении стажировки соискателем у нотариуса;
  • Диплом (копию) о высшем юридическом образовании соискателя.

Орган юстиции рассматривает предоставленные документы в течение одного месяца и принимает решение о выдаче лицензии на нотариальную деятельность или отказе в ней.

Лицензия на нотариальную деятельность может быть не выдана, если представленные в органы Министерства Юстиции документы не соответствуют определённым требованиям. После принятия такого решения в течении 3-х дней соискателю в письменной форме направляется уведомление с указанием причины отказа. На протяжении одного месяца с момента получения от органа юстиции отказа в оформлении нотариальной лицензии, соискатель может обжаловать это решение в суде.

Лицензия на нотариальную деятельность регистрируется в реестре выданных лицензий, который хранится 75 лет.

В случае если гражданин, который уже прошел лицензирование нотариальной деятельности, не приступил к работе на протяжении трёх лет, он может быть допущен к должности нотариуса только после сдачи квалификационного экзамена повторно.

Лицензирующий орган, проводящий лицензирование нотариальной деятельности, достаточно беспристрастный и независимый в своей деятельности. В основном в работе он руководствуется Конституцией РФ, Уставами субъектов РФ, Основами законодательства о нотариате (№ 4462-1от 11.02.1993 г.), и другими нормативными актами в этой области.

Лицензирование нотариальной деятельности подразумевает неразглашение нотариусом и работниками нотариальной конторы сведений о документах, используемых в процессе работы. В том числе, и после окончания полномочий. Сведения могут выдаваться только лицам, по поручению которых совершаются нотариальные действия.

Согласно Налоговому кодексу РФ, нотариусы, прошедшие лицензирование нотариальной деятельности, обязаны сообщить в налоговые органы об удостоверении договоров дарения и выдаче прав на наследство. По требованию прокуратуры, суда, следственных органов и судебных приставов-исполнителей, они обязаны выдавать справки о совершённых ими нотариальных действиях. В случае завещания, справки выдаются лишь после смерти завещателя.

Лицензия на нотариальную деятельность не даёт право нотариусам заниматься предпринимательской и другой похожей деятельностью, кроме научной, нотариальной и преподавательской. А также выступать в качестве посредника при заключении договоров.

Лицензия на нотариальную деятельность даёт соискателю право:

Лицензия на нотариальную деятельность даёт право нотариусу работать в другом нотариальном округе, при отсутствии в данном округе в это время нотариуса. Нотариус, прошедший лицензирование нотариальной деятельности, имеет личную печать с указанием инициалов, должности, фамилии нотариуса, изображением Государственного герба РФ, личные бланки или бланки государственной конторы.

Нотариат в Российской Федерации в соответствии с Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 года №4462-1 призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия, предусмотренные законодательными актами, от имени Российской Федерации согласно статье 1 вышеупомянутых основ совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой.

На должность нотариуса может быть назначен гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

Законодательством республик в составе Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена.

Важным является тот факт, что в соответствии со статьей 1 Основ законодательства о нотариате №4462-1 от 11 февраля 1993 года нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Статьей 6 Основ законодательства РФ о нотариате установлены ограничения в деятельности нотариуса. Нотариус не вправе:

· заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

· оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Министерство юстиции РФ ведет реестр государственных нотариальных контор и контор частных нотариусов, занимающихся частной практикой. Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003 года №306.

В реестр вносятся сведения о лицах, назначенных на должность нотариуса. Формируется и ведется реестр для обеспечения учета нотариальных контор, а также для обеспечения заинтересованных лиц содержащейся в реестре информацией, поскольку информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

Допускается ведение реестра на бумажных и электронных носителях.

Сведениям о нотариусе, включенным в реестр, присваивается регистрационный номер, который не может быть использован более 1 раза. При изменении сведений о нотариусе соответствующие изменения вносятся и в реестр, причем такие изменения не приводят и изменению регистрационного номера.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СБОРЫ ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ

Выше мы отметили, что нотариальной деятельностью вправе заниматься граждане РФ, получившие лицензию на право этой деятельности.

Следует обратить внимание, что без лицензии нотариальные действия могут совершать:

- должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение таких действий, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса;

- должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение таких действий, находящиеся на территории других государств и действующие от имени Российской Федерации.

Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности утвержден Приказом Минюста от 26 октября 1998 года №150. В соответствии с этим порядком выдача лицензий осуществляется территориальными органами министерства юстиции РФ.Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, не позднее 5 дней со дня принятия решения квалификационной комиссией, представляется в орган юстиции заявление о выдаче лицензии и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии на право нотариальной деятельности.

Секретарь квалификационной комиссии не позднее 5 дней со дня принятия комиссией решения представляет в органы юстиции:

- решение квалификационной комиссии о сдаче экзамена;

- копию диплома о высшем юридическом образовании;

- документ о прохождении стажировки у нотариуса.

На основе представленных документов орган юстиции в течение месяца после сдачи экзамена выдает лицензию соискателю или отказывает в ее выдаче.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие представленных в органы юстиции документов установленным требованиям. Уведомление об отказе направляется заявителю в письменной форме с указанием причин отказа в трехдневный срок после принятия такого решения. Срок, в течение которого отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд, составляет один месяц со дня получения решения органа юстиции.

Органы юстиции ведут реестр выданных лицензий, который подлежит хранению в течение 75 лет.

Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, может быть допущен к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторный квалификационный экзамен не сдает.

Порядок уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности утвержден Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 июля 1993 года №703

Сбор уплачивается в размере 5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на момент сдачи квалификационного экзамена.

Уплата сбора производится через банковские учреждения РФ до выдачи лицензии.

Суммы, поступившие за выдачу лицензий, зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов без районного деления, районные бюджеты районов в городах по месту работы нотариуса.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 2. Порядок оказания государственной услуги

Переоформление лицензии осуществляется в случае изменения фамилии, имени, отчества (при его наличии) услугополучателя.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги изложены в форме Стандарта.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5. Канцелярия услугодателя в день поступления документов на получение или переоформление лицензии регистрирует их и передает ответственному исполнителю на исполнение.

При обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни регистрация заявления на получение государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6. Ответственный исполнитель услугодателя в течении 2 (двух) рабочих дней с момента принятия документов для получения государственной услуги проверяет полноту представленных документов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Пункт 7 изложен в редакции приказа Министра юстиции РК от 24.09.21 г. № 827 ( см. стар. ред. )

При соответствии предоставленных документов услугополучателя квалификационным требованиям государственная услуга оказывается в течение 1 (одного) рабочего дня.

Для отказа в оказании государственной услуги услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе государственной услуги, а также времени и месте (способе) проведения заслушивания для возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.

Возражение услугополучателя по предварительному решению принимается услугодателем в течение 2 рабочих дней со дня его получения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8. Заявление о переоформлении подается услугополучателем в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента замены документа, удостоверяющего личность услугополучателя.

Услугодатель обеспечивает внесение данных в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг о стадии оказания государственной услуги.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 3. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателей и (или) их должностных лиц по вопросам оказания государственных услуг

Пункт 9 изложен в редакции приказа Министра юстиции РК от 24.09.21 г. № 827 ( см. стар. ред. )

Жалоба услугополучателя, поступившая в адрес услугодателя или Министерства, подлежит рассмотрению в соответствии с Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

В случае несогласия с результатами оказанной государственной услуги услугополучатель может обратиться с жалобой в уполномоченный орган по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг либо в суд в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

В приложение 1 внесены изменения в соответствии с приказом Министра юстиции РК от 24.09.21 г. № 827 ( см. стар. ред. )

к Правилам оказания государственной услуги

«Выдача лицензии на право занятия

Министерство юстиции Республики Казахстан (далее - услугодатель)

Способы предоставления государственной услуги (каналы доступа)

Срок оказания государственной услуги

при выдаче лицензии - 15 (пятнадцать) рабочих дней;

1) при переоформлении лицензии - 3 (три) рабочих дня

Форма оказания государственной услуги

Результат оказания государственной услуги

Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги

Размер оплаты, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан

2) переоформление лицензии составляет - 10 % от ставки при выдаче лицензии, но не более 4 месячных расчетных показателей.

2) портал - круглосуточно, за исключением технических перерывов, связанных с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни, прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем)

Перечень документов необходимых для оказания государственной услуги

Для лиц, прошедших стажировку и аттестацию:

2) форма сведений, содержащих информацию о соответствии квалификационных требований к виду деятельности, включающее в себя сведения:

Для лиц, прошедших стажировку и аттестацию указываются сведения:

о решении комиссии об аттестации:

Для лиц, сдавших квалификационные экзамены в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан указываются сведения:

о сдаче квалификационного экзамена на должность судьи:

Для постоянных судей указываются сведения:

об Указе Президента Республики Казахстан (далее - Указ):

дата принятия Указа о назначении на должность судьи;

дата принятия Указа об освобождении с должности судьи;

Для лиц, работавших постоянными судьями указываются сведения:

об Указе Президента Республики Казахстан (далее - Указ):

дата принятия Указа о назначении на должность судьи;

дата принятия Указа об освобождении с должности судьи;

3) электронная копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора на право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через ПШЭП;

4) электронная копия документа, подтверждающего стаж работы по юридической специальности не менее двух лет согласно статье 35 Трудового Кодекса Республики Казахстан.

Для переоформления лицензии на право занятия нотариальной деятельностью:

2) электронная копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через ПШЭП;

Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законодательством Республики Казахстан

1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них;

2) несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

3) в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение (приговор) суда о запрещении деятельности или отдельных видов деятельности, требующих получения определенной государственной услуги;

4) в отношении услугополучателя имеется вступившее в законную силу решение суда, на основании которого услугополучатель лишен специального права, связанного с получением государственной услуги.

Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме и через Государственную корпорацию

Заявление физического лица для получения лицензии

(полное наименование лицензиара)

(фамилия имя отчество (при его наличии) физического лица, индивидуальный идентификационный номер)

Прошу выдать лицензию на осуществление

(указать полное наименование вида деятельности)

Прилагается _____ листов.

Настоящим подтверждается, что: все указанные данные являются официальными контактами и на них может быть направлена любая информация по вопросам выдачи или отказа в выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии; заявителю не запрещено судом заниматься лицензируемым видом деятельности; все прилагаемые документы соответствуют действительности и являются действительными; заявитель согласен на использование персональных данных ограниченного доступа, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, при выдаче лицензии; заявитель согласен на удостоверение заявления электронной цифровой подписью работника центра обслуживания населения (в случае обращения через центр обслуживания населения).

(подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

Форма сведений для осуществления нотариальной деятельности

фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, индивидуальный идентификационный номер)

заполняется для всех лиц

1. Сведения о дипломе

1. наименование высшего учебного заведения _______________________________________

2. наименование специальности ___________________________________________________

3. шифр диплома________________________________________________________________

4. номер диплома

5. дата выдачи диплома __________________________________________________________

6. дата выдачи удостоверения о признании/нострификации диплома ____________________

7. номер удостоверения о признании/нострификации диплома _________________________

(пункты 6, 7 заполняются для дипломов, выданных зарубежными

для лиц, прошедших стажировку у нотариуса и аттестацию

2. Заключение о прохождении стажировки у нотариуса

1. дата утверждения заключения о прохождении стажировки у нотариуса

2. область _______________________________________________________________________

3. руководитель стажировки _______________________________________________________

4. дата начала стажировки ________________________________________________________

5. дата окончания стажировки _____________________________________________________

для лиц, прошедших стажировку у нотариуса и аттестацию

3. Решение комиссии об аттестации

1. город _________________________________________________________________________

2. дата проведения _______________________________________________________________

3. статус рассмотрения ____________________________________________________________

для лиц, сдавших квалификационные экзамены в Квалификационной комиссии при

Высшем Судебном Совете Республики Казахстан

4. Сдача квалификационного экзамена на должность судьи

1. дата проведения _______________________________________________________________

2. статус рассмотрения ____________________________________________________________

для постоянных судей

5. Сведения об Указе Президента Республики Казахстан (далее - Указ)

1. номер Указа ___________________________________________________________________

2. дата принятия Указа о назначении на должность судьи ______________________________

для лиц, работавших постоянными судьями

6. Сведения об Указе Президента Республики Казахстан

1. Номер Указа ___________________________________________________________________

2. Дата принятия Указа о назначении на должность судьи _______________________________

3. Номер Указа ___________________________________________________________________

4. Дата принятия Указа об освобождении с должности судьи ____________________________

5. Основание освобождения ________________________________________________________

Физическое лицо ________________________________________ дата:

(подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

Заявление физического лица для переоформления лицензии

(полное наименование лицензиара)

(фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, индивидуальный идентификационный номер)

Прошу переоформить лицензию в связи с изменением фамилии, имени, отчества (при его наличии)

№________________________ от __________________ 20_____ года, выданную (ое) (ых) ______________

(номер (а) лицензии, дата выдачи, наименование лицензиара, выдавшего лицензию)

на осуществление нотариальной деятельности.

Контактные данные _________________________________________________________________________

Прилагается _____ листов.

Настоящим подтверждается, что: все указанные данные являются официальными контактами и на них может быть направлена любая информация по вопросам выдачи или отказа в выдаче лицензии; заявителю не запрещено судом заниматься лицензируемым видом деятельности; все прилагаемые документы соответствуют действительности и являются действительными; заявитель согласен на использование персональных данных ограниченного доступа, составляющих охраняемую законом тайну, содержащихся в информационных системах, при выдаче лицензии; заявитель согласен на удостоверение заявления электронной цифровой подписью работника центра обслуживания населения (в случае обращения через центр обслуживания населения).

Физическое лицо ______________________________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

к Правилам оказания государственной услуги

«Выдача лицензии на право занятия

(полное наименование, местонахождение,

фамилия, имя, отчество (при его наличии), индивидуальный

идентификационный номер физического лица)

(наименование лицензируемого вида деятельности в соответствии

Особые условия _______________________________________________________

(в соответствии со статьей 36 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года

(отчуждаемость, класс разрешения)

(полное наименование лицензиара)

Руководитель (уполномоченное лицо) _____________________________________

(фамилия, имя, отчество (при его наличии)

Место выдачи _________________________________________________________

Читайте также: