Легко ли обосноваться на этой должности ошибка

Обновлено: 17.06.2024

Большинство людей начиная выполнять работу на новой должности совершают одни и те же ошибки. Эта статья о том, как избежать самые распространенные из них, чтобы вы получали больше результатов и удовольствия от работы.

Любая новая должность означает, что вам что-то придется делать в той области, в которой у вас нет опыта. Например, вы — отличный продавец и пришло время стать руководителем отдела продаж. Вы отлично разбираетесь в работе продавца, в том, как работать с клиентами. Но когда вы принимаете должность руководителя у вас появляются совершенно новые для вас обязанности. Это — управление людьми. Работа руководителя — это целый набор новых обязанностей: нужно будет умело проводить совещания с продавцами, планировать деятельность отдела, ставить задачи и добиваться их исполнения. Поэтому первое, что нужно осознать: любая новая должность — это совершенно новая деятельность, в которой нет опыта и уверенности.

Большинство людей не способны получить большие результаты только потому что боятся начинать с нуля. Они просто боятся выйти из зоны комфорта, из области в которой хорошо разбираются, боятся столкнутся с новыми проблемами и необходимостью играть роль новичка и преодолевать все, что приходится переносить новичку. Но нет другого способа достичь выдающихся результатов, чем постоянный выход за пределы зоны комфорта. Это относится как к одному человеку, так и к компании в целом.

Постепенность

Любую новую должность необходимо осваивать шаг за шагом. Самая сложная работа состоит из множества составляющих, в любой работе используется множество инструментов. Осваивайте их одни за другим. Попытка сделать все сразу значительно усложняет работу, приводит к замешательству и разочарованиям. Например, если вы принимаете должность руководителя отдела, вы выясните, что у вас появляется много разных обязанностей. Просто составьте небольшой план, и решите, в какой последовательности вы будете осваивать эти обязанности. Начните с чего-то не слишком сложного. Например, научитесь сначала проводить ежедневные совещания с продавцами. Такое совещание предполагает разбор и оценку результатов работы и планирование действий на день или неделю.

Добейтесь, чтобы у вас это получалось. После этого осваивайте следующий инструмент. Не пытайтесь освоить все сразу. Это как кататься на велосипеде — сначала вы просто учитесь сохранять равновесие, катаясь по прямой. Только через некоторое время сможете ловко маневрировать. Если бы вы попытались учиться кататься на велосипеде на лесной тропинке, которая петляет между деревьями, то быстро бы утратили интерес к этому занятию.

Вас игнорируют

Это всегда происходит с человеком, который только начинает осваивать какую-то работу в уже существующей компании. Вы уже три дня в новой должности, но такое ощущение, что никто вообще этого не замечает! Это — совершенно нормально, ведь в компании уже есть сложившийся уклад работы и отношений. Даже если он никогда не был написан на бумаге и даже если никто не может описать, в чем заключаются сложившиеся традиции, они все равно существует. Кто-то осознанно или неосознанно делает работу той должности, на которую вы пришли. У сотрудников есть сложившиеся привычки в отношении того, как решать вопросы.

Поэтому любой человек, который только что принял новую должность фактически не существует для окружающих до тех пор, пока он не начнет играть важную роль в процессах так, чтобы его присутствие заметили и изменили привычные рабочие процессы. Например, вы уже назначены начальником отдела продаж, а продавцы по-прежнему бегают за советами к вышестоящим руководителям, а те по-прежнему отдают им распоряжения напрямую. Неприятное положение, но неизбежное в самом начале деятельности.

  1. Составьте список всех людей, с которыми вам необходимо будет сотрудничать в новой должности. Например, для начальника отдела продаж в этом списке будут в первую очередь его непосредственный руководитель, его подчиненные — продавцы, руководители производственных подразделений и т.д.
  2. Необходимо пообщаться с каждым человеком из списка и донести до него, что сейчас вы будете выполнять эту работу и по определенным вопросам он должен обращаться именно к вам, хотя раньше он это делал по другому. Например, начальнику отдела продаж необходимо пообщаться из продавцов и объяснить ему, каков круг обязанностей руководителя и какие вопросы вы будете решать. Будет уместно рассказать о вашем опыте и навыках и о своих планах в этой должности.
  3. Следующее действие — выяснить, что этот человек ожидает от вас в этой должности, а затем предоставить ему это. Нет лучшего способа сделать, чтобы вас признали и начали сотрудничать, чем выполнить то, что ожидается. Например, новый начальник отдела продаж в разговоре с продавцом выясняет, что продавец ожидает от руководителя, что тот добьется, чтобы производство выполняло заказы вовремя. Если вы это сделаете, то получите признание подчиненного и способность на него влиять. А руководитель отделения Распространения (непосредственный руководитель начальника отдела продаж) скорее всего будет ожидать, что начальник отдела продаж даст ему реалистичное планирование объемов продаж.

Такое бывает довольно часто — кто-то отдает вашим подчиненным распоряжения и таким образом мешает вам выполнять вашу работу. Этому может быть две разных причины, вам нужно разобраться, с какой из них вы столкнулись и действовать соответственно.

Первая причина — вы еще не взяли что-то под свой контрольЭто означает, что вас обходят просто по привычке. Например, директор компании привык напрямую отдавать распоряжения одному из продавцов в отношении работы с каким-то важным клиентом, с которым существуют особые договоренности. В этом случае вам нужно просто в отношении этого момента выполнить шаги, описанные в предыдущем пункте. То есть напомнить, что это относится теперь к вашим обязанностям, выяснить, каковы эти договоренности и забрать у директора эту работу. Как только он убедится, чтобы вы успешно с этим справляетесь, он перестанет вас обходить в этой области.

Вторая причина — вы с чем-то не справилисьНапример в области ответственности руководителя отдела продаж возникла какая-то проблема при работе с клиентом. Директор вмешался в эту ситуацию и решил ее. В таком случае необходимо просто выяснить, как и почему он действовал и научиться справляться с такими ситуациями. Если вы осознаете, что вы — новичок в этой работе и не можете знать и уметь все, то сможете добиться, чтобы вам объяснили, как правильно действуете. Фактически это действие в таком случае становится частью ваших обязанностей и освоив его вы навсегда избавитесь от обхода в этом вопросе. Вам нужно собрать и освоить весь успешный опыт, относящийся к вашей новой должности, на это потребуется время.

Один из способов превратить работу на новой должности в ад — пытаться выполнить невыполнимое. Если вы еще не полностью освоили новую работу, вас даже сложно оценить, сколько требуется времени на выполнение той или иной задачи. Например, неопытный продавец планирует встречи с клиентами и выделяет на каждую из них один час. Так как опыта у него пока еще маловато, он не берет в расчет, что требуется некоторое время на подготовку, на дорогу, на небольшое опадание клиентов. Поэтому он будет нервничать и провалит выполнение плана. Если бы у него был опыт, он запланировал и провел меньше встреч, но при этом выбрал наиболее приоритетные. И результат был бы выше и удовольствия больше.

Всегда честно признавай свои ошибки: это притупит бдительность начальства и позволит тебе натворить новые.

Последую совету Марка Твена и расскажу о типичных ошибках начинающих (и не только начинающих) руководителей. Эту заметку мне писать особенно легко и неприятно: рассказывать я собираюсь об ошибках, которые совершил сам — а некоторые продолжаю совершать. Поэтому это будет очень личная и очень откровенная заметка.

Кто-то, возможно, узнает в ней себя, и в этом случае кого-то заметка может обидеть. Но писал я про себя, а не про кого-то другого. Поэтому надеюсь, что всё-таки никого не обижу. По крайней мере, очень этого не хочу.

Вначале расскажу о двух типичных ситуациях появления начинающих руководителей. Подразумевается рост внутри компании, как чаще всего и происходит: нанимать извне человека без опыта руководства сразу на руководящую позицию слишком рискованно. Можно разделить ситуацию на четыре квадранта по двум осям:

  • Является руководитель экспертом в предметной области или нет.
  • Повышают ли в руководители одного из членов команды или руководитель назначается внешний.

Оба этих среза таят в себе много интересных возможностей для успехов и ошибок. Рассмотрю их чуть подробнее, прежде чем перейти к конкретным ошибкам.

Наиболее типична ситуация, когда руководителем назначают кого-то из команды. Как правило, назначают лучшего специалиста в группе. Лучший программист становится тимлидом, лучший продавец — начальником отдела продаж, лучший маркетолог — руководителем маркетинга.

С одной стороны, руководителю очень полезно быть специалистом в деле, которым он руководит. Например, хороший главный врач больницы — сам хороший хирург. Командир авиационной эскадрильи — хороший пилот. Художественный руководитель театра — хороший режиссёр или дирижёр. Руководителю, который не является экспертом в предметной области, намного труднее заработать авторитет в команде. Зато эта ситуация позволяет избежать множества типичных ошибок начинающих менеджеров.

Как раз недавно у меня на глазах произошло становление начинающего менеджера, и произошло очень успешно. Человеку удалось избежать практически всех типичных ошибок начинающих менеджеров. Анализируя ситуацию, я понял: это произошло не только потому, что он сам по себе большой молодец, обладающий правильными качествами хорошего руководителя, но и потому, что отсутствие глубокой экспертизы в предметной области позволило этому человеку избежать множества ошибок, естественных для эксперта. Об этих ошибках — ниже.

Иногда руководитель приходит извне команды. И ему приходится одновременно и знакомиться со своими сотрудниками, и представляться им, и завоёвывать авторитет.

Иногда случается, когда руководителем группы назначают лучшего в ней специалиста, как описано выше. Ещё вчера вы были с ними на одном уровне (peers), а сегодня вы уже начальник. Или ещё хуже: ещё вчера этот человек был вашим руководителем, а сегодня вы стали руководить им. В хорошей команде много формальных и неформальных связей, очень часто люди не просто работают вместе, но и дружат между собой. А тут вдруг вы становитесь их руководителем.

Я несколько раз побывал в этой самой сложной для руководителя ситуации — становился начальником людей, с которыми до этого работал бок о бок у общего менеджера. А пару раз мне даже довелось стать руководителем своих бывших руководителей. Очень полезный, хотя и очень непростой опыт.

Ключевая компетенция руководителя — достигать результата не самому, а со своей командой. Руководитель, который не может этого сделать, — не очень хороший руководитель.

Случай из жизни: сдавали горящий проект, и я как тимлид решил написать один компонент, чтобы помочь команде. У меня как у руководителя постоянно не было времени заниматься этим компонентом на этапе тестирования. Он стал постоянно вызывать задержки в проекте — пока я не передал его другому программисту.

Поэтому истина, как всегда, посередине. Хорошему руководителю нужно знать, как работает бизнес, в деталях. Но не пытаться сделать всю работу за своих сотрудников: всё равно не получится, рано или поздно он упрётся в естественные ограничения, а команду при этом не разовьёт.

Случай из жизни: когда я начал руководить в том числе и продажами, очень боялся этой незнакомой для меня области. Слова weighted pipeline, forecast и upside меня пугали, и я спрятал голову в песок, стараясь не вмешиваться в процесс. Поплатился за это, когда оказалось, что без внешнего контроля ситуация зашла в пике.

Естественно, в этой ситуации сотрудник не чувствует себя ответственным за результат. Руководитель делегировал ему исполнение, но не ответственность. Мало того, что микроменеджмент здорово снижает эффективность труда исполнителя и руководителя, — он ещё и полностью лишает мотивации.

Обратная ситуация: руководитель полностью передал сотруднику и исполнение, и ответственность. И даже не интересуется ходом проекта или выполнением задачи. Исполнитель в этом случае не чувствует, что задача важна для руководителя, не имеет возможности спросить совета, не получает обратную связь — и допускает ошибки или по крайней мере не достигает максимального результата. О важности обратной связи я уже писал.

И опять — нужен правильный баланс. Крайности не работают ни в ту, ни в другую сторону. Искать правильный баланс, индивидуальный для каждого сотрудника — искусство. Именно в этом и состоит мастерство руководителя.

Случай из жизни: однажды мы готовили большую конференцию с пленарным докладом большого начальника. Я полностью доверил подготовку ответственному, но не очень опытному в этом деле сотруднику. А сам занялся другими делами и даже не обращал внимания на проблемы, о которых сотрудник пытался мне рассказать. В итоге за день до конференции оказалось, что доклад никуда не годится, и пришлось в последнюю ночь полностью всё переделывать.

Мы хотим нравиться другим. Лучший способ понравиться — похвалить. Очень часто начинающие менеджеры, боясь быть непринятыми, стараются всем угодить, всех похвалить. Концентрируются на позитиве и умалчивают о недостатках, считая, что разговоры о проблемах могут ухудшить боевой дух команды. Это очень опасная ошибка, так как она мешает людям развиваться. К хорошим новостям от такого менеджера пропадает доверие: он же всё равно только и делает, что хвалит?

Случай из жизни: мне очень непросто далось впервые донести критику до своих сотрудников. Долго мучился. Думал, они меня потом ненавидеть будут (как и получилось, шутка), и только хвалил, чем довёл ситуацию до совсем критичной. С некоторыми — до неисправимой.

Случай из жизни: решил помочь команде, рассказывая им о том, что можно было бы сделать лучше. Забыл при этом хвалить за то, что делалось хорошо. В итоге команда была демотивирована и всё время занималась тем, что пыталась мне (и себе) объяснить, что они — молодцы, думая, что я ими просто постоянно недоволен. Вместо того, чтобы обсуждать и исправлять проблемы.

Часто начинающие менеджеры, особенно в ситуации, когда менеджером стал сотрудник из той же команды, стараются сохранить неформальные отношения с подчинёнными. На мой взгляд, это очень правильно.

Случай из жизни: неет, я такой ошибки не совершал! Ха-ха.

Случай из жизни: и такой ошибки тоже не совершал! Это я за другими подсмотрел.

Дальше пойдут ошибки не парами, а по одной.

Любой проект и любая задача — это прежде всего возможность научиться чему-то новому, а не только достичь результата. Хороший менеджер при планировании проекта и при разборе полётов всегда смотрит, какие новые знания и навыки может получить или получила команда. И тогда даже самый провальный проект становится полезным.

Случай из жизни: руководя программистами в постоянно опаздывающем проекте (сейчас бы это назвали стартапом, создающим MVP), я совсем забыл, что программистам для хорошей работы нужно изучать новые технологии, ходить на конференции и общаться на форумах. В итоге потерял нескольких очень ценных сотрудников.

Этот пункт связан с предыдущим. Часто менеджеры пытаются удержать своих хороших сотрудников от ухода. Это большая ошибка, которую я сам совершал несколько раз. Нужно поступать ровно наоборот — всячески помогать людям реализовать себя за пределами вашей команды.

Случай из жизни: одного очень хорошего сотрудника я отговаривал покинуть нашу команду несколько раз. До сих пор жалею, что он ушёл, и считаю его уход ошибкой для нас обоих. Но с тех пор я хорошо понял: если кто-то собрался уходить, то уйдёт обязательно.

Плохой сотрудник отличается от хорошего не тем, что он приносит меньше пользы. Его польза отрицательна, он приносит вред. Именно поэтому не стоит бояться увольнять плохих сотрудников. Жалея их, вы наказываете хороших. Это, конечно, не означает, что увольнять нужно безболезненно и без сомнений.

Случай из жизни: таких было несколько — когда я соглашался пойти на компромисс с собой и взять человека, ценности которого не казались мне на 100% правильными. Во всех случаях, когда я шел на компромисс при найме, потом об этом жалел.

Когда становишься руководителем, приходится сталкиваться с лестью — это медицинский факт. Часто лесть трудно распознать. Поэтому руководителям важно создавать в команде атмосферу доверия, когда сотрудники не будут бояться доносить не всегда приятную обратную связь. Ну и, конечно, очень важно научиться смотреть на себя со стороны.

А ещё опасно поддаться ощущению самоуверенности, которое неизбежно возникает в первые месяцы и годы работы руководителем. Впрочем, в последующие годы оно возникает ещё чаще, особенно если карьера была успешной.

Так и сейчас многие воспроизводят действия опытных руководителей, выполняя всякие менеджерские ритуалы и не отдавая себе отчёт, что имитация полезной деятельности далеко не всегда результативна. Им кажется: чтобы люди начали лучше взаимодействовать — нужно провести встречу. Чтобы лучше работали — их нужно хвалить. Чтобы не было неприятностей — нужно избегать критики и делать вид, что всё хорошо. Чтобы возникла стратегия, достаточно провести стратегическое планирование. Опасность такого подхода в том, что имитация правильных действий не только не помогает достигать результата, а очень сильно мешает, создавая иллюзию правильных действий.

Когда команда не работает так, как хочется, возникает соблазн заставить её работать. Запугать. Не скрывать раздражение, чтобы показать серьёзность положения. Повысить голос. Понервничать. Это очень опасный соблазн. Из-под палки человек не может работать хорошо (разве что речь идёт о грубом физическом труде — но и там сомневаюсь).

Человек работает, только если хочет работать. Точка.

Случай из жизни: один раз в жизни я повысил голос на работе. Даже не закричал, а просто произнёс фразу чуть громче, чем обычно. Прошло уже лет семь, а стыдно мне до сих пор.

Случай из жизни: пожалуй, перестать ревновать к успеху и похвале своих сотрудников мне было тяжелее всего. Только когда появились дети, я смог объяснить себе, что завидовать своим сотрудникам — всё равно, что завидовать своим детям. (Надеюсь, мои сотрудники не обидятся на меня за такое сравнение.)

Самая большая ошибка, без номера, — не признавать свои ошибки. Стесняться их. Замалчивать. Не желать их обсуждать. На самом деле, в ошибках нет ничего плохого. Это лучший индикатор того, что вы развиваетесь. Можно ли научиться ездить на велосипеде, ни разу не упав? Можно ли научиться жарить блины, не сделав хотя бы один блин комом? Если вы не делаете ошибок — значит, вы остановились в развитии.

Поэтому радуйтесь ошибкам. Благодарите тех, кто вам на них указывает. Не обижайтесь, не спорьте и не оправдывайтесь. Делайте выводы и растите над собой. (Вот бы мне теперь кто-нибудь помог эти декларации воплотить в жизнь).

Это, конечно, не полный список моих ошибок. Буду признателен, если коллеги расскажут мне о других моих ошибках, можно анонимно. Для этого я создал специальный профиль на ask.fm. Все вопросы могут быть анонимными, но видны всем пользователям, как и мои ответы.

Буду признателен за рассказы других начинающих и опытных руководителей об их собственных ошибках.



Вы получили приглашение на собеседование. Это хороший знак, значит вы подготовили профессиональное резюме и вами заинтересовались. Но при подготовке к интервью важно помнить о некоторых моментах.

Итак, главные ошибки на собеседовании.

Люди часто считают, что рекрутер должен сам догадаться, какой перед ним отличный специалист с хорошим опытом и квалификацией. Это большая ошибка.

У рекрутеров перед глазами проходит огромное количество кандидатов, и, если сам соискатель ему не поможет, очень многое останется незамеченным. Именно поэтому к собеседованию необходимо готовиться.

2. Отзываться плохо о прежнем месте работы

Когда вы рассказываете о своей предыдущей работе, не отзывайтесь негативно о своем бывшем руководителе или коллегах, не жалуйтесь на жизненные обстоятельства, которые не позволили получить желаемое.

Рекрутеры понимают, что, если человек сейчас так нелицеприятно отзывается о своих бывших боссах, он потом так же поступит и с их компанией. Таких людей могут не взять несмотря на то, что у них хороший опыт.

3. Играть чужую роль

На собеседовании люди зачастую хотят казаться лучше. Но самая лучшая стратегия — естественность. Постарайтесь максимально быть самим собой на интервью. Играть чужую роль можно какое-то время, но, если вас примут в компанию, рано или поздно эту маску придется снять, а это тупиковый путь.

4. Лгать на собеседовании

Опытные рекрутеры очень быстро выводят на чистую воду кандидатов. Они заметят ложь.


Если вы ушли с предыдущей работы по какой-то негативной причине, то не нужно пытаться соврать. Чаще всего имеется комплекс причин, просто что-то бывает последней каплей. И человек может опереться на этот комплекс.

Многим людям проще рассказывать о своих слабых сторонах, чем о сильных. Они в деталях описывают, чего не знают или не умеют.

На собеседовании лучше выключить своего внутреннего критика, и свои минусы преподнести как зоны роста.

Рекрутер оценит, что кандидат понимает, в каком направлении ему развиваться и какие предпринять шаги. А также видит пробелы и планирует действия для их устранения.

6. Принимать успокоительное перед встречей

Некоторые люди настолько волнуются, что перед собеседованием принимают успокоительные лекарства. Они ждут, что, выпив успокоительное, будут чувствовать себя лучше. Но в итоге их реакция замедляется. А на собеседовании важно быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и сложные вопросы.

Подготовьте заранее список вопросов, которые хотелось бы задать рекрутеру. Потому что если вы будете волноваться на собеседовании, то можете их не вспомнить.


Возможные вопросы: откуда появилась вакансия, если она новая, то какие основные задачи нужно решать на этой позиции, почему компания открыла новую вакансию; если это замена и кто-то ушел, то можно уточнить, по какой причине это произошло.

Также можно поинтересоваться, какие возможности в компании есть для развития, для обучения, для профессионального роста. Вопросы про оформление, социальный пакет, дресс-код и возможность удаленной работы тоже будут уместны.

Это говорит о том, что у кандидата есть интерес к компании, к этой должности, есть понимание того, чего он хочет достигнуть, чему хочет обучаться и как хочет развиваться, что для него важно в работе.

Неуместно спрашивать о допустимости опозданий, часто ли в компании случаются конфликты. А вопросы конкретно о деятельности, обязанностях, возможности развития будут полезны.

Как подготовиться к собеседованию

Соберите информацию о компании. Обязательно изучите сайт компании, которая вас пригласила. Посмотрите открытую информацию в интернете, поспрашивайте своих знакомых и друзей. Постарайтесь получить максимум информации о возможном работодателе.

При выборе компании важно, чтобы вы подходили друг другу, вас выбирают, и вы выбираете. Поэтому особое внимание уделите поиску информации о корпоративной культуре. Составьте список того, что вам близко, отметьте те ценности, которые совпадают.

Очень полезно подумать и быть готовым ответить на вопрос о ваших планах, как ближайших, так и на несколько лет вперед. Это покажет рекрутеру, что для вас ценно и важно в работе и в жизни, и насколько это совпадает с ценностями компании.

Подробно изучите вакансию. Очень подробно изучите вакансию и требования к кандидату, к его квалификации, опыту, образованию. И если видно, что есть пробелы, продумайте ответ, чем можно это компенсировать. Например, акцентировать внимание на владении каким-то навыком из смежной области, который позволит быстро освоить недостающее.


Подготовьте рассказ о себе. Часто рекрутеры используют так называемое биографическое интервью. И рассказ о себе — очень важный момент.

Он не должен превышать 3–4 минуты. Сфокусируйтесь на своем опыте, на достижениях и продумайте ответ на вопрос, чем вы можете быть полезны компании. Например, расширить сеть клиентов или проектов, ускорить процессы, внедрить улучшение или новый стандарт и так далее. Это должны быть конкретные детали — деньги, сроки, цифры.

Совет — обязательно напишите эту речь на бумаге и потренируйтесь перед зеркалом. Как только начинаешь произносить написанное вслух, становятся заметны неточные фразы, лишние слова, повторы. В итоге должно появиться ощущение, что вам рассказ нравится и вы говорите действительно про себя. Как только появилось такое ощущение, значит ваша речь готова.

На что еще обратить внимание:

Надо понимать, что человек может быть суперпрофессионалом, идеальной кандидатурой, но если он опоздает — его шансы получить работу сильно уменьшатся.

После интервью многие кандидаты стесняются спросить, когда им ждать ответа. Совет — по завершению интервью уточните, куда можно написать, если появятся дополнительные вопросы. Лучше сразу уточнить, когда можно будет получить обратную связь. Тогда у вас будет право напомнить о себе, если ответ задержится.

И еще один необязательный, но желательный пункт плана: придумайте, чем наградить себя после интервью. Это может быть любимое пирожное, какая-то небольшая покупка или просмотр сериала.

Независимо от результата вы проделали огромную работу, получили ценный опыт и приблизились на шаг или даже несколько шагов к своей цели. Это помогает, во-первых, снизить стресс, зная, что вас ждет приятное событие, а во-вторых — это поддержка самого себя. А это необходимый навык современного человека.

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Недавно свою историю мне поведала давняя знакомая, назову ее Марина, с которой состоялся следующий разговор:

— Недавно уволился начальник отдела, в котором я работаю. Я всегда выполняю свои планы, всегда получаю премию и вообще, как мне казалось, была на хорошем счету у руководства, поэтому была уверена, что мне предложат стать начальником отдела. Я считала, что у руководства просто не может быть других кандидатов на эту должность, и ожидала повышения. Каково же было мое удивление, когда на должность начальника отдела вышла новая сотрудница. То есть компания потратила время и ресурсы на подбор нового сотрудника, даже не предложив развития мне! — воскликнула она, поднимая руки высоко над головой.

— Я сильно демотивирована и подумываю уволиться. Мне нравится работать в своем коллективе, но смогу ли я работать, как и прежде, в компании, где меня не ценят? Что мне делать? — чуть не плача, завершила Марина свой рассказ.

— Ты говорила с боссом о своем желании стать начальником отдела? — задал я первый вопрос.

— Нет, — ответила она, — я думала, что это и так очевидно, что я самый достойный кандидат.

Правило № 1. Перестаньте быть незаметными! Заявляйте о своих планах и амбициях при каждом удобном случае!

Первыми всегда окажутся самые яркие персонажи, даже если их яркость сильно преувеличена!

Правило № 2. Регулярно запрашивайте обратную связь у руководства. Узнавайте, что думает о вашем развитии руководитель. Есть ли у него сомнения?

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Следующее заблуждение, особенно присущее начинающим руководителям, считать, что руководство знает и помнит о ваших достижениях и планах. Фото: Depositphotos

И даже если вам сильно повезло и ваш босс сошел со страниц бестселлера об идеальных менеджерах, помнит о вас и ваше развитие для него одна из важнейших задач, то в решающий момент он может быть загружен другими, более приоритетными, задачами.

Следующий пример демонстрирует, как сильно могут отличаться ваши с руководителем мысли о плюсах и минусах одного и того же решения.

Вы можете думать так:

В то же время руководитель может считать:

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Правило № 3. Говорите с руководством на языке его ценностей! Показывайте, что вы знаете и разделяете их. Что ваше назначение только усилит их! Фото: Depositphotos

Итак, вы все же решились поговорить с руководством о своем повышении. Конечно же, вы скажете, что готовы больше работать, что справитесь с новым функционалом. Вам очень нравится эта работа, и вы готовы обучаться!

Уверены ли вы, что этого достаточно, чтобы ваше предложение оказалось для босса более интересным и перекрыло возможные риски вашей неудачи по сравнению с приглашением опытного руководителя?

В сфере менеджмента используется следующий подход, который условно разделяет руководителей на четыре типа в зависимости от того, на что они нацелены: на результаты, на развитие, на правила и на людей.

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Ваше первая задача, как будущего руководителя, определить, какая ценность в приоритете у руководства компании, и показать, что вы ее разделяете. Что с вашим назначением она не пострадает, а наоборот, получит дополнительный потенциал. Если вы проигнорируете это, убедить босса выбрать вашу кандидатуру будет практически невозможно. В будущем такой навык поможет вам выстраивать конструктивные коммуникации с руководством и подчиненными. Фото: Depositphotos

Для наглядности приведу примеры успешных тактик коммуникаций:

  1. Руководителю, ориентированному на результат, важно показать, что вы знаете, каких показателей требуется достичь. Знаете, как вы это сделаете, конкретно, шаг за шагом.
  2. Если ваш босс ориентирован на развитие, покажите ему, что вы в курсе последних тенденций на рынке, планируете обучение и готовы предлагать новые идеи. При этом важно дать ему понять, что это будет управляемый процесс и он сможет контролировать ситуацию.
  3. Для того, кому важны правила, надо показать, что вы знаете и соблюдаете все необходимые процедуры и регламенты в компании. Все документы и отчеты будут подготовлены своевременно и получат необходимые согласования.
  4. Руководителя, которому важны люди, постарайтесь убедить, что отношения в коллективе не пострадают, никто не уволится, а вы сможете выстроить эффективные коммуникации внутри компании.

Для успешного карьерного роста, помимо хорошей работы, помните эти три простых правила и используйте их при каждом удобном случае: на регулярных встречах с руководством, после удачного завершения проекта, выполнения очередного плана.

И когда наступит момент принятия решения о новом назначении, у вашего босса действительно будет только один подходящий кандидат — это вы!

Если вы работаете под началом руководителя, который видит в вас угрозу, вы обязательно это почувствуете. Он будет подавать вам различные сигналы, пытаясь убедить в том, что не приветствует вашу энергию, интеллект и творческий подход.

Поначалу сигналы будут едва различимыми. Руководитель попытается умерить ваш пыл до того, как вы успеете развернуться.

Если вы продолжите проявлять инициативу, то получите более явное послание: "Успокойся и делай то, что я говорю - ни больше, ни меньше". И звезда отдела постепенно превратится в персону нон грата.


Если руководитель действительно боится вас, он может попытаться применить к вам дисциплинарное взыскание, унизить перед коллегами или найти причину для увольнения. Зачем все это делается? Подобные ситуации происходят каждый день. Возможно, вас заметили руководители высшего звена, или вы чересчур понравились клиентам.

Страхи руководителей не способствуют созданию благоприятной атмосферы в коллективе. Как раз наоборот! Такие руководители приветствуют кротких и покорных сотрудников, похожих на овец. Если вы не стесняетесь высказывать свое мнение, используете умные и нестандартные подходы или просто слишком часто говорите правду, будьте осторожны.

Существует 8 признаков того, что руководитель хочет от вас избавиться. Если вы заметили некоторые из них, не стоит огорчаться или злиться, ведь так вы просто потратите свою энергию впустую. Чем больше вы уверены в себе, тем чаще вам будут встречаться руководители, готовые вам подавить. Ничего страшного в этом нет!

Помните, что в мире существуют другие компании, которые с удовольствием вас примут. Возможно, вам пора сменить место работы. Несмотря на то, что изменения могут вызывать определенные трудности, на новом месте вы будете гораздо счастливее.

1. Вас лишили премии или привилегий


Это один из первых признаков того, что руководитель вас боится. Наш клиент Дэниел получил две награды от президента компании, после чего заметил, что потерял членство в авиакомпании и больше не может пользоваться самолетами бизнес-класса.

"Вы путешествуете недостаточно часто, чтобы оправдать эти издержки", - сказал его руководитель, несмотря на то, что это не соответствовало истине. Руководитель был не просто обижен. Он боялся, что положительная репутация Дэниела поставит под угрозу его собственное положение. Он послал подчиненному прямое послание с угрозой: "Отступи и перестань пытаться выделиться из толпы, иначе будет хуже".

Руководитель хотел продемонстрировать свою силу и вывести Дэниела из себя, но у него ничего не вышло.

Дэниэл начал искать новую работу и перешел в другой отдел, став коллегой бывшему боссу.

2. Вас держат в неведении


Раньше босс рассказывал вам все обо всем, а теперь затем скрывает любую новую информацию. Вы не знаете плана работы отдела. Вы не знаете, чем именно предстоит заниматься лично вам. Что это означает?

Это означает, что руководитель пытается принизить вас. Ничего хорошего в таком поведении нет. Все это негативно скажется на вашей карьере и эмоциональном состоянии. Вам необходимы точные сведения и ясное видение ситуации, потому что вы этого заслуживаете.

3. У Вас отняли самые интересные проекты


Наш клиент Лия поделилась с нами опасениями по поводу отношений со своим руководителем, вице-президентом компании по финансам в брокерской фирме. "Я сказала руководителю, что могу взять на себя гораздо больше обязанности", - рассказала Лия. - "Но он не ответил. А что можешь сказать? Он ненавидит меня с тех пор, как я представила доклад совету директоров и получила хорошие отзывы. Это было последней каплей в чаше его терпения".

Руководитель послал Лии письмо, которая гласила: "Я попросил Пола провести собрание с инвесторами".

Организация собраний было прямой обязанностью Лии. Фактически, ради них она согласилась работать в этой должности.

Письмо руководителя говорило само за себя. В тот же день Лия начала искать новую работу, а в течение двух недель ей пришло два приглашения на собеседование.

"Я могу делать массу вещей, но я не могу работать, когда кто-то мне мешает", - сказала она нам. И ей пришлось долго ждать. Не придется и вам.

4. Вас игнорируют


Большинство сотрудников не предъявляют к руководителю особых требований. Их устроит тот, кто достаточно умен и имеет понятие об этике и честности. Некоторые руководители соответствуют этим требованиям, а некоторые нет. Когда руководитель Ленни нанимал Богдана, он возлагал огромные надежды на сотрудничество. "Вы будете моей правой рукой", - заявил он.

В первый же месяц работы Богдан провел несколько успешных операций, но вместо того чтобы похвалить его за хорошую работу, Ленни, казалось, был расстроен.

"Помните, что руководитель - это я, а вы лишь мой помощник", - сказал он. После этого он перестал приглашать Богдана на встречи. Он не отвечал на его письма.

"В течение 15 месяцев я пытался привлечь внимание моего руководителя и угодить ему", - говорит Богдан. - "Но в конце концов я сдался".

Богдан пошел к Ленни и прямо сказал: "Если я не отвечаю вашим требованиям, то я начну искать другую работу". Такая откровенность поразила руководителя в самое сердце, и он не нашелся что ответить, но после этого прислал Богдану письмо, которое гласило: "Да, это отличная идея".

5. К Вам предъявляют завышенные требования


Если руководитель постоянно вами недоволен и пытается доказать, что вы постоянно ошибаетесь, это плохой знак. Постоянные придирки и критика поначалу вызывают недоумение.

Сотрудник, который считает себя компетентным специалистом, удивляется, откуда берутся ошибки, однако причина кроется в другом.

Качество и объемы его работы не изменились. Он просто лишлся поддержки своего руководителя. Страх - это то, что нас окружает, но мы никогда его не обсуждаем. Если руководитель перестал вас поддерживать только потому, что ему кажется, будто вы вторглись на его территорию, вы все равно не сможете ему угодить.

6. Вас прилюдно критикуют

Раздраженный и напуганный руководитель может вступить с сотрудником в открытом противостоянии Не удивляйтесь, если ваши коллеги однажды скажут: "Знаешь, на недавнем собрании твой начальник плохо о тебе отзывался".

Разумеется, такое поведение недопустимо, но некоторые люди, поддавшись панике, позволяют себе подобные действия. Если ваш руководитель настолько малодушен, что позволяет себе расценивать самого популярного или трудолюбивого члена команды как угрозу, постарайтесь сохранить присутствие духа.

Если ваша компетентность и уверенность в себе так пугают окружающих людей, будьте готовы к оскорблениям.

7. Руководитель пытается изменить организационную структуру отдела так, чтобы Вы остались не у дел


Организационная структура отдела может меняться бесконечно. Если ваш руководитель ненавидит вас, он может выставить вас за дверь и найти обоснование своему решению.

Как только вы поймете, что босс ненавидит вас только за то, что вы отказываетесь притворяться и подыгрывать ему, вы почувствуете себя гораздо лучше.

Вы перестанете винить себя за то, что вы умны и талантливы. Вы поймете, что проблема заключается в руководителе, а не в вас.

Вы осознаете, что его испугал ваш потенциал. И, возможно, вам придется сменить работу, Ничего страшного в этом нет! В любом случае, вряд ли вы проработали на одном и том же месте всю жизнь.

Если человек, который вас нанял, не может больше с вами работать, это обескураживает, однако даже в такой ситуации можно найти определенный плюсы. Каждому из нас приходилось с ними сталкиваться.

Попытайтесь найти достойный выход, чтобы освободиться, раскрыть свой потенциал и снова вдохнуть воздух полной грудью.

Читайте также: