Легитимация и легализация как юридические функции права курсовая

Обновлено: 04.07.2024

Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность.

Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение.

Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством).

Легальность предполагает, что:

  • власть устанавливается исключительно посредством закона;
  • власть имеет законное происхождение;
  • власть подчиняется закону.

Легитимность власти

Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения.

Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования. Всякая власть, опирающаяся на народный консенсус, является легитимной. Легитимность указывает на признание населением бесспорного основания у должностных лиц права на осуществление функций правления. Легитимность противопоставлена узурпации и незаконному захвату власти.

Основные типы легитимности:

  1. Традиционная (структурная, легальная) легитимность. Опирается на совокупность исторически признанных традиций и обычаев, привычку опираться на эти обычаи. Определяет структуру всей политической системы. Легальная легитимность отображает общественное признание передачи власти в соответствии с действующими законами о выборах органов власти.
  2. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. В этом случае доверие граждан носит основывается на личной симпатии к лидеру и имеет эмоциональный характер. Во взаимоотношениях между лидером и гражданами значение правовых норм принижается. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций.
  3. Демократическая (рационально-правовая) легитимность. Происходит из соответствия власти рациональному принципу, благодаря которому устанавливается правовой порядок политического строя.
  4. Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности.

Готовые работы на аналогичную тему

Чем в государстве ниже уровень легитимности, тем чаще властные органы прибегают к силовому принуждению. При легитимном действии – это действие, которое не оспаривается никем из участников процесса, имеющих право оспорить это действие. Если субъект действия должен приложить специальные усилия для защиты своего права поступать так, как поступил, действие больше не является легитимным.

В политологии под легитимностью понимают положительное отношении населения государства, общественного мнения к действующим институтам власти и признания их правомерностью. Процесс легитимации представляет собой процесс признания действий политического лидера и действий власти.

В ситуациях, когда власть теряет доверие народа, наблюдается делигитимация власти. В процессе кризиса легитимности входят в противодействие интересы политической элиты и народа, происходят конфликты между разными ветвями власти, нарастает угроза национализма и т.д.

Нормативная структура политической легитимности Дэвида Битэма включает следующие положения:

  • власть полностью соответствует установленным и принятым в обществе правилам;
  • данные правила оправдываются верой управляющих и управляемых;
  • есть доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.

Легитимность власти реализуется через признание власти населением. Легитимность предполагает, что власть является справедливой и правомерной, обладает в глазах населения определенным авторитетом.

Соотношение легальности и легитимности политической власти

Легальность и легитимность власти – понятия тождественные. Легитимность является оценочной, этической характеристикой власти: справедливой или несправедливой, хорошей или плохой, честной или нечестной и т.д. Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти.

Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий. Население одобряет или не одобряет власть, исходя из моральных критериев, представлений о справедливости, добре, совести, порядочности. Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждение. Политика и легитимная власть эффективны и авторитетны.

Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию, оперируя к высшим моральным ценностям (правде, справедливости), к эмоциям, настроениям и чувствам, к истории, вымышленной и реальной воле народа, требованиям производства, научно-технического прогресса, историческим задачам страны и др.

Перед населением на определенном этапе развития легальная власть может стать нелегитимной. Порог легитимности власти показывает, что, если по результатам соцопросов более 30% населения выражает к действующей власти свое доверие, она является легитимной. Если доверие выражает менее 30% населения – власть нелегитимная.

В случаях, когда власть становится нелегитимной, возрастает вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы - акции гражданского неповиновения.

Оба термина производны от латинского “закон”, но смысл в эти понятия вкладывается разный. Легализация власти – формальный и социальный аспект закрепления в нормах права юридических актов способа организации государственной власти, структуры и компетенции ее органов, порядка их формирования, сроков полномочий и прекращения полномочий, характера взаимосвязи с населением, его корпорациями и местным органами власти. Легализация предполагает доведение этих норм до населения, находящегося под юрисдикцией данной государственной власти. Легализация неразрывно связана с законностью, которая предполагает соблюдение норм, их общеобязательность, а также юридическую ответственность и государственное принуждение для тех, кто не признает легальность и нарушает нормы.

Легитимность государственной власти юридических актов.

Базовым элементом существования и функционирования власти и закрепления ее в обществе является легитимность. Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Для легитимности имеет значение в первую очередь общественное политическое и правовое сознание, а также правосознание отдельных политических партий и движений. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

В демократических системах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер (автор концепции рационального права и рациональной бюрократии: четкая компетенция органов и должностных лиц, сменяемость, профессионализм, научность, гласность) в 1920 году выделял три типа легитимности:

1. Традиционный тип. Он основан на принятии членам общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития. Традиционный тип легитимации предполагает такое устройство власти и правопорядка единственно возможным. Для того, что бы лидеру государства с традиционным типом легитимации удержаться у власти, ему нельзя делать резких шагов по реформированию государства и права.

2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства. Харизматическая легитимность в современных условиях обеспечивается менталитетом общества (любят пострадавших от власти, к примеру, Жанна Д’Арк, Ганнибал, Ленин) и имиджем в СМИ (так называемый PR – Public Relationships).

3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти.

Харизматическая легитимность не достаточно долговечна. Наиболее долговечна рациональная легитимность, так как держится на разумном, высокоорганизованном начале.

В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также:

1. Идеологический тип (вера населения в правильность идеологических ценностей власти).

2. Структурно-полномочный тип (признание правомочности существующих органов власти действовать определенным образом).

3. Тип политической целесообразности (в 1990-1993 годы в России – вера населения в то, что деятельность властей приведет к качественно новому, лучшему состоянию общества).

Эти описанные типы легитимности в реальности существуют совместно, проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда:

1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них).




2. Когда законность пребывания у власти определенных сил квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами международного права.

Во втором случае отношение населения к государственной власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”).

Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов в обществе остаются люди, не довольные политическим режимом, их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать. В нашей стране их мнение долго не учитывалось. А их самих называли диссидентами (с французского “инакомыслящие”).

Важнейшими показателями уровня легитимности являются:

1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями.

2. Степень игнорирования общественного мнения и оппозиции.

3. Наличие попыток свержения власти или призывов к этому.

4. Сила и частота проявления акций гражданского неповиновения: забастовки, шествия. В данном случае очень важно, действуют ли недовольные сообща в пределах всей территории или разрозненны, готовы ли пойти на компромисс.

5. Совокупность оценочных суждений в прессе, электронных носителях, обыденных разговорах о существующей власти, нормах и порядках.

Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность.

Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение.

Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством).

Легальность предполагает, что:

  • власть устанавливается исключительно посредством закона;
  • власть имеет законное происхождение;
  • власть подчиняется закону.

Легитимность власти

Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения.

Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования. Всякая власть, опирающаяся на народный консенсус, является легитимной. Легитимность указывает на признание населением бесспорного основания у должностных лиц права на осуществление функций правления. Легитимность противопоставлена узурпации и незаконному захвату власти.

Основные типы легитимности:

  1. Традиционная (структурная, легальная) легитимность. Опирается на совокупность исторически признанных традиций и обычаев, привычку опираться на эти обычаи. Определяет структуру всей политической системы. Легальная легитимность отображает общественное признание передачи власти в соответствии с действующими законами о выборах органов власти.
  2. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. В этом случае доверие граждан носит основывается на личной симпатии к лидеру и имеет эмоциональный характер. Во взаимоотношениях между лидером и гражданами значение правовых норм принижается. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций.
  3. Демократическая (рационально-правовая) легитимность. Происходит из соответствия власти рациональному принципу, благодаря которому устанавливается правовой порядок политического строя.
  4. Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности.

Готовые работы на аналогичную тему

Чем в государстве ниже уровень легитимности, тем чаще властные органы прибегают к силовому принуждению. При легитимном действии – это действие, которое не оспаривается никем из участников процесса, имеющих право оспорить это действие. Если субъект действия должен приложить специальные усилия для защиты своего права поступать так, как поступил, действие больше не является легитимным.

В политологии под легитимностью понимают положительное отношении населения государства, общественного мнения к действующим институтам власти и признания их правомерностью. Процесс легитимации представляет собой процесс признания действий политического лидера и действий власти.

В ситуациях, когда власть теряет доверие народа, наблюдается делигитимация власти. В процессе кризиса легитимности входят в противодействие интересы политической элиты и народа, происходят конфликты между разными ветвями власти, нарастает угроза национализма и т.д.

Нормативная структура политической легитимности Дэвида Битэма включает следующие положения:

  • власть полностью соответствует установленным и принятым в обществе правилам;
  • данные правила оправдываются верой управляющих и управляемых;
  • есть доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.

Легитимность власти реализуется через признание власти населением. Легитимность предполагает, что власть является справедливой и правомерной, обладает в глазах населения определенным авторитетом.

Соотношение легальности и легитимности политической власти

Легальность и легитимность власти – понятия тождественные. Легитимность является оценочной, этической характеристикой власти: справедливой или несправедливой, хорошей или плохой, честной или нечестной и т.д. Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти.

Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий. Население одобряет или не одобряет власть, исходя из моральных критериев, представлений о справедливости, добре, совести, порядочности. Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждение. Политика и легитимная власть эффективны и авторитетны.

Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию, оперируя к высшим моральным ценностям (правде, справедливости), к эмоциям, настроениям и чувствам, к истории, вымышленной и реальной воле народа, требованиям производства, научно-технического прогресса, историческим задачам страны и др.

Перед населением на определенном этапе развития легальная власть может стать нелегитимной. Порог легитимности власти показывает, что, если по результатам соцопросов более 30% населения выражает к действующей власти свое доверие, она является легитимной. Если доверие выражает менее 30% населения – власть нелегитимная.

В случаях, когда власть становится нелегитимной, возрастает вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы - акции гражданского неповиновения.

Оба термина производны от латинского “закон”, но смысл в эти понятия вкладывается разный. Легализация власти – формальный и социальный аспект закрепления в нормах права юридических актов способа организации государственной власти, структуры и компетенции ее органов, порядка их формирования, сроков полномочий и прекращения полномочий, характера взаимосвязи с населением, его корпорациями и местным органами власти. Легализация предполагает доведение этих норм до населения, находящегося под юрисдикцией данной государственной власти. Легализация неразрывно связана с законностью, которая предполагает соблюдение норм, их общеобязательность, а также юридическую ответственность и государственное принуждение для тех, кто не признает легальность и нарушает нормы.

Легитимность государственной власти юридических актов.

Базовым элементом существования и функционирования власти и закрепления ее в обществе является легитимность. Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Для легитимности имеет значение в первую очередь общественное политическое и правовое сознание, а также правосознание отдельных политических партий и движений. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

В демократических системах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер (автор концепции рационального права и рациональной бюрократии: четкая компетенция органов и должностных лиц, сменяемость, профессионализм, научность, гласность) в 1920 году выделял три типа легитимности:

1. Традиционный тип. Он основан на принятии членам общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития. Традиционный тип легитимации предполагает такое устройство власти и правопорядка единственно возможным. Для того, что бы лидеру государства с традиционным типом легитимации удержаться у власти, ему нельзя делать резких шагов по реформированию государства и права.

2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства. Харизматическая легитимность в современных условиях обеспечивается менталитетом общества (любят пострадавших от власти, к примеру, Жанна Д’Арк, Ганнибал, Ленин) и имиджем в СМИ (так называемый PR – Public Relationships).

3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти.

Харизматическая легитимность не достаточно долговечна. Наиболее долговечна рациональная легитимность, так как держится на разумном, высокоорганизованном начале.

В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также:

1. Идеологический тип (вера населения в правильность идеологических ценностей власти).

2. Структурно-полномочный тип (признание правомочности существующих органов власти действовать определенным образом).

3. Тип политической целесообразности (в 1990-1993 годы в России – вера населения в то, что деятельность властей приведет к качественно новому, лучшему состоянию общества).

Эти описанные типы легитимности в реальности существуют совместно, проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда:

1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них).




2. Когда законность пребывания у власти определенных сил квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами международного права.

Во втором случае отношение населения к государственной власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”).

Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов в обществе остаются люди, не довольные политическим режимом, их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать. В нашей стране их мнение долго не учитывалось. А их самих называли диссидентами (с французского “инакомыслящие”).

Важнейшими показателями уровня легитимности являются:

1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями.

2. Степень игнорирования общественного мнения и оппозиции.

3. Наличие попыток свержения власти или призывов к этому.

4. Сила и частота проявления акций гражданского неповиновения: забастовки, шествия. В данном случае очень важно, действуют ли недовольные сообща в пределах всей территории или разрозненны, готовы ли пойти на компромисс.

5. Совокупность оценочных суждений в прессе, электронных носителях, обыденных разговорах о существующей власти, нормах и порядках.

Читайте также: