Легальным лидером можно назвать

Обновлено: 25.06.2024

Нельзя отрицать, что в любом человеческом обществе функционируют элиты. Любая социальная группа характеризуется наличием людей, которые лучше всех понимают и выражают её политические интересы. Абсолютное равенство, когда никто не выделяется из массы, - слишком утопическое понятие и при этом социально опасное, поскольку предполагает подавление и отсутствие инициативы, которая, в свою очередь, является залогом общественного развития. Поэтому полное устранение элитарности как таковой вряд ли можно назвать целесообразным.

В настоящее время наиболее эффективный способ формирования политической элиты представляет собой демократическую процедуру всеобщих, прямых и тайных выборов. Иными словами, большинством избирателей решается вопрос о составе политической элиты. Это гарантирует, что избранный представитель будет максимально точно и полно представлять и защищать политические интересы большинства.

Также благодаря демократии, если деятельность избранного представителя перестанет удовлетворять интересы избирателей, то они могут ее контролировать, а именно: отказать в доверии и не переизбирать на следующий срок. Таким образом, в условиях демократии вопрос о формировании политической элиты общества решается не внутри элитных групп, а выносится на суд самого этого общества.

Политическое лидерство

Политический лидер – это личность, способная организовать и возглавить функционирование крупного политического института – государственного органа, партии или государства в целом

Политические лидеры – это, как правило, профессиональные политики, выражающие интересы конкретной социальной группы или интересы всего народа.

Политический лидер должен обладать выдающимися личными качествами, среди которых уверенность в себе, твердая воля, острый ум, организаторские способности, активная жизненная позиция, умение нравиться людям, привлекать их.

Но личные качества не сделают человека именно политическим лидером – с ними он будет просто лидером в своей социальной группе (в семье, в кругу друзей или коллег). Для становления политическим лидером необходима соответствующая социальная ситуация, в которой человек мог бы себя проявить ведущим и вдохновителем.

В зависимости от характера той или иной социальной ситуации разделяют следующие типы политических лидеров:

  • традиционный лидер: его авторитет и положение основываются на традиции или обычае, например, вождь племени или монарх;
  • рационально-легальный лидер: его избирают демократическим путем, следуя установленному в законодательстве порядку;
  • харизматический лидер: он, по мнению масс, обладает особой благодатью, выдающимися качествами, способностью к руководству.

На сегодняшний день формы правления с традиционным политическим лидером встречаются редко. Да и раньше далеко не каждого монарха можно было отнести к этому типу лидерства, поскольку получить трон по наследству еще не означает соответствовать по способностям своему предшественнику. Так, в истории России традиционным политическим лидером можно назвать, пожалуй, только Петра I.

Для современного общества более характерны второй и третий типы лидерства. При этом нельзя однозначно выделить, какой тип предпочтительнее, это зависит от сложившейся в обществе ситуации. Так, рациональное лидерство предпочтительнее в спокойные периоды, а харизматический тип лидерства – в периоды радикальных перемен.

Стили лидерства

Функции руководителя могут выполняться лидером в различных стилях. Так как стиль руководства зависит от личностных качеств лидера, эти стили всегда являются индивидуальными, но распространена следующая их классификация:

  • авторитарный стиль – он основывается на полном доминировании и абсолютной власти лидера не только внутри возглавляемой им группы, но и по отношению к системе в целом (к партии или государству), управляемой этим лидером. Такой лидер мало доверяет даже ближайшим соратникам, стремится лично контролировать даже самые мельчайшие вопросы, предпочитает единолично принимать все решения;
  • демократический стиль – он основывается на уважении к другим членам группы, умении аккумулировать противоположные точки зрения, делегировании некоторых полномочий своим соратникам, умении использовать преимущества коллегиального принятия решений;
  • конвенциальный стиль – он связан со стремлением избегать конфронтации в любой ситуации, во что бы то ни стало искать компромисс, соглашение.

Культ личности лидера

Всякая власть стремится официально закрепиться в обществе, легитимизировать свое положение. Основные способы легитимации – это демократические выборы и историческая традиция.

Но бывают ситуации, в которых власть не способна найти себе оправдания в этих способах. Тогда для оправдания права управления власть акцентирует внимание на особых качествах харизматического лидера, который зачастую наделяется самыми необыкновенными, буквально сверхчеловеческими способностями. Такого лидера начинают воспринимать как "величайшего вождя всех времен и народов". В подобных случаях речь идет о развитии культа личности политического лидера.

Завышенная до максимума оценка личности лидера превращается в основную предпосылку установления и оправдания тоталитаризма. Благоприятная питательная среда для культа личности – это слабый уровень политической культуры общества в стране, его приверженность к патриархальным традициям, привычка воспринимать правителя как "царя-батюшку" – заботливого отца, карающего и милующего своих неразумных чад.

Культ личности в политическом отношении является крайней формой тоталитарного режима. Выделим его несколько характерных черт:

  • возвеличивание руководителя, иногда доходящее до его обожествления, наделение его способностями всеведения, непогрешимостью, приписывание ему неустанной заботы об интересах общества;
  • командно-приказной стиль руководства и мобилизационные методы организации людей;
  • массовые репрессии против оппонентов и противников политического лидера, причем не только реальных, но даже мнимых;
  • милитаризация экономики, решение всех спорных моментов через силу;
  • идеологическая обработка общества, пропаганда "беззаветной преданности вождю".

В условиях культа личности у населения формируется слепая вера во всемогущество политического лидера, страх перед ним, рабская покорность и угодничество.

СССР и культ личности И. В. Сталина.
До сих пор тяжелое наследие этого режима остается в памяти и сознании россиян

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не* менее он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).

Первый собирательный образ лидера — это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие оораза желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди. В. И. Ленина. Мартина Л. Кинга и др.

Второй собирательный образ лидера — лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он — агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко, выражавших интересы партийной бюрократии.

Четвертый образ — лидео-пожаоный. Его отличает быстрая реакция на насущные треоования времени, сформулированные его’ сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу. Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов.

В последнее время доминируют классификации лидеров по стилю поведения. Эти классификации позволяют прогнозировать действия того или иного руководителя. Поведенческие концепции лидерства акцентируют внимание на его результативности и эффективности. В этом случае составляющими эффективности являются методы поддержания или проведения политического курса, способы реагирования на возникающие проблемы и потребности населения, характер взаимодействия лидера со своими сторонниками и другими участниками политического процесса. Наиболее характерные черты политического стиля позволяют определить тип лидера, его эффективность для конкретных условий, предсказуемость действий. Можно выделить пять политических стилей по степени доминирования тех или иных качеств: параноидальный, демонстративный, компулъсивный, депрессивный и шизоидальный, хотя в истории встречаются лидеры, сочетающие несколько стилей.

Американский исследователь Дж. Барбер различал политические стили по выполнению лидерами своих политических ролей. Ожидаемое политическое поведение лидеров (президентов, руководителей конгресса) может определяться либо их субъективным пониманием своей роли, либо ожиданиями конкретных групп. Например, стиль, ориентированный на эффективную и результативную деятельность, он назвал активно-позитивным (примером его может быть деятельность Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного самолюбия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих функций порождает пассивно-негативный стиль (Док. Буш).

Кроме того, стили политического поведения могут различаться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени зрелости его экономической, политической, культурной сфер, от уровня культуры населения, от характера (типа) политического режима и, наконец, от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций лидеров выделим следующие:

1) интегративную: объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

2) ориентаццонную: выработку политического курса, отражаю щего тенденции прогресса и потребности групп населения;

3) инструментальную: определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;

4) мобилизационную: инициирование необходимых измене ний с помощью создания развитых стимулов для населения;

5) коммуникативную: обеспечение устойчивых форм полити ческой самоорганизации на основе тесных контактов с общест венностью, различными организациями, группами и слоями;

6) функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).

  • Семь типов людей по доминированию инстинкта
  • Типы темперамента
  • Классификации мотивов и потребностей человека
  • Типы потребителей
  • Типы лидеров — 5
  • Типы лидеров — 3
  • Типы лидеров — 2
  • Типы лидеров

«>5 самых ужасных типов руководителей

  • 9 типов собеседников
  • 10 трудных боссов
  • Виды инвесторов по типу активов
  • 3 типа женщин-начальниц
  • 5 типов боссов-тиранов
  • Шесть типов начальников “Мудрый шеф – подарок судьбы”, – убеждены трудоголики- японцы. “Хороший босс – любимая работа”, – вторят им педантичные немц…

«>6 типов начальников


Феномен политического лидерства

Лидерство не является изобретением человека, оно заложено природой. Чтобы в этом убедиться, достаточно повнимательнее взглянуть на любых стайных животных. Например, группа волков или обезьян не может обойтись без вожака, которым становится выдающаяся особь, обладающая рядом качеств — сила, решительность и авторитет.

Каждая историческая эпоха имеет своих знаменитых лидеров. Они не приходят случайно, а как бы рождаются для нужд своего века. В пример можно привести Александра Македонского. Знаменитый полководец появился в нужное время. Это был очень интересный период, когда рабовладельческая цивилизация уже не могла обойтись внутренним рынком.

Колонизация восточных земель удовлетворила потребности всех слоёв населения. Богатые завладели большим количеством рабов, а бедняки получили возможность зарабатывать на военной службе.

Типы политического лидерства

Феномен политического лидерства на протяжении веков будоражит умы исследователей. Во всех древних мифах вожди наделялись сверхчеловеческими способностями.

Долгое время основой историографии были исключительно действия правителей. Большинство античных, средневековых и даже буржуазных философов придерживались взгляда, что в государстве всё происходит по воле Бога и власти. Лидер воспринимался как сверхчеловек, с лёгкостью управляющий тупым народом и способный изменить ход истории.

На сегодняшнее понимание феномена заметно повлияли теоретические труды Карла Маркса о личности и народе. Немало инноваций в развитие современной концепции лидерства внёс известный психиатр Зигмунд Фрейд и его последователи.

В современности решающая роль нередко уделяется народным массам, а все достижения выдающихся мировых деятелей считаются своего рода квинтэссенцией человеческих стремлений. Толпа не подчиняется воле управленца, любой популярный политик планеты, чтобы добиться хорошего результата, должен идеально соответствовать представлениям публики, удовлетворять её запросы и меняться в зависимости от общественных веяний.

Теоретико-методологические подходы


Изучение лидерства и причин его возникновения требует разностороннего научного подхода.

Проблема касается не только политологии, но и философии, истории, социологии и даже психологии.

Для более полного раскрытия такого сложного феномена применяются различные теории:

  1. Теологическая парадигма. Согласно этой концепции, любая власть даётся народу свыше. Бог выбирает представителя на земле и посредством его оказывает сверхъестественное влияние на общество. Сам по себе лидер не обладает могуществом, его роль заключается лишь в качественном отображении воли божества.
  2. Натурализм не допускает наличия сверхъестественных сил. Лидерство рассматривается с эволюционной точки зрения как проявление основной жизненной потребности — иерархической. У более влиятельных индивидов шансы на продление рода и передачу генетического материала заметно возрастают. Таким образом, главный руководитель беспокоится о продлении человеческого рода. Существует немало психологических выкладок, описывающих политическое поведение человека именно в таком ключе.
  3. Рационально-критическая парадигма предлагает рассматривать политическое лидерство как обособленное явление, развивающееся по своим законам.
  4. Социальный подход включает в себя множество разных теорий. Например, К Маркс объявляет политические процессы следствием экономических отношений в обществе. Теоретик сводит роль лидера к социально-классовому администратору без личностных характеристик, который удовлетворяет запросы народа.

Культурологический подход — это своего рода подвид социальной парадигмы, учитывающий личные особенности лидера. Поклонники этой теории рассматривают политический процесс как проявление креативных стремлений руководителя.

Знаменитые имена

За время существования человечества сменились тысячи поколений. Государства возникали и разрушались, возрождаясь вновь. История знает много разных правителей, отличившихся своими выдающимися качествами. Однако далеко не все привели свою страну к процветанию, достаточно вспомнить фюрера Третьего Рейха — Адольфа Гитлера — или лидера красных кхмеров — Пол Пота.

Яркие примеры из списка политических лидеров XX века:

Политические лидеры россии

Появление и существование лидеров — это универсальное и в то же время объективное явление. Любое общество нуждается в людях, способных правильно организовать социально-политические процессы для достижения необходимой цели.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "21.2. Типы политического лидерства"

Особую роль в политической элите общества играют политические лидеры.


Руководитель назначается вышестоящим начальством или избирается в соответствии с определённой процедурой. Лидером становятся. Те, у кого есть способности, желание и воля влиять на окружающих. Иногда, чтобы подчеркнуть это различие, говорят о формальном и неформальном лидерстве.


Идеальной ситуацией, в том числе в политической сфере общественной жизни, является совпадение в одном лице руководителя и ведущего. Формального и неформального лидера. Когда, человек, обладающий талантом организатора и вдохновителя, облечён к тому же официальной властью. Возможностью не только убеждать, но и заставлять.


Первый крестовый поход. 1096–1099 гг.

Функции политического лидера зависят от общества, которым он управляет, от конкретной исторической ситуации, от расстановки политических сил.

· Но практически всегда именно он определяет цели развития и стратегию их достижения.

· Руководит процессом выработки и принятия политических решений.

· Сплачивает (интегрирует) своих сторонников и превращает в сторонников тех, кто до этого и не предполагал, что именно к этим целям он стремится.

· Лидер берёт на себя функции арбитра при разрешении противоречий между отдельными людьми и социальными общностями.

· Осуществляет коммуникацию между властью и массами.

· Улавливает и выражает интересы различных групп населения (или одной конкретной группы).

· Доводит до всеобщего сведения информацию о том, что предполагается сделать, для чего это нужно и к каким последствиям предпринятые действия привели.

Далеко не каждый человек может стать политическим лидером. В своё время Никколо Макиавелли, итальянский мыслитель Эпохи Возрождения, задался вопросом, какие качества должны быть присущи руководителю государства.


Как Вы относитесь к этому перечню? Чтобы уточнили, изменили, добавили?

Выделяют различные типы политических лидеров.

Про формальных и неформальных мы уже вспоминали. Эта классификация связана со способом утверждения лидера на его лидерском месте.

Немецкий социолог Макс Вебер выделил три типа лидерства в зависимости от ресурсов, на которые они опираются. От характера их авторитета в обществе.


Традиционные лидеры, как понятно из названия, опираются на традицию передачи власти, ритуал, силу привычки. Наследственная власть монархов – пример традиционного лидерства. Почему наследником трона становится старший сын короля? Так положено. Такова традиция. Так было принято у наших предков. А готов ли он выполнять роль лидера? Да, в общем, и не важно. Он же родился старшим сыном короля – этого достаточно.


Король Норвегии Харальд V с семьёй

Рационально-легальное лидерство опирается на закон. На представления о разумности того или иного порядка передачи власти. Подобные лидеры – президенты, премьер-министры, руководители партий чаще всего избираются на свою должность.


Лидер блока ХДС/ХСС в ФРГ Ангела Меркель. Парламентские выборы 2013 г.


Фидель Кастро, лидер кубинской революции (в центре). Январь 1959 г.

По тактике достижения поставленных целей выделяют:

· лидеров-консерваторов, которые стремятся сохранить существующий общественный строй в неизменности;

· реформаторов – они готовы к преобразованию различных сфер общественной жизни, в том числе, и властных структур;

· и революционеров, которые ставят целью полное изменение общественного порядка (что редко бывает возможно осуществить мирным путём).


По стилю руководства лидерство бывает авторитарным, либеральным и демократическим. Первое основано на приказах, не подлежащих обсуждению, силовых методах принуждения и жёстком контроле. Второе предполагает отстранённость руководителя от реального управления деятельностью: у подчинённых – полная свобода действий. Такой стиль называют ещё попустительским. Демократический лидер опирается на решения, принятые в результате коллективного обсуждения. Он организует деятельность по их реализации, но в то же время даёт подчинённым возможность действовать самостоятельно, не подавляет их инициативу.


Ещё одну классификацию лидеров предложила американский учёный Маргарет Херман. Взяв в качестве критерия их имидж, ролевое назначение.

· Бывают лидеры-знаменосцы. Они формулируют идеи, которые вдохновляют массы. Знаменосцы самостоятельны в принятии решений, в определении целей деятельности.

· Лидеры-служители стремятся исправно служить своим приверженцам. Реализовывать интересы той группы, которая их выдвинула, партии, программа которой содержит цели и стратегию их достижения.

· И, наконец, лидеры-пожарные быстро и решительно действуют в кризисных ситуациях. Они проявляют гибкость, используют самые разные способы управления.

Большинство современных лидеров сочетают в себе качества нескольких типов.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

XXIV региональная научно-практическая конференция-фестиваль школьников

Гуманитарное направление

Портрет лидера в понимании подростков

Якунина Екатерина Андреевна,

учитель истории и обществознания

Лидерство – понятие сложное и неоднозначное. Там, где собираются люди, появляется проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть гораздо более активную роль, чем другие, им оказывают внимание, предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением. Таким образом, человек получает доминирующее положение. Так происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития. Феномен происхождения лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего, исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

Лидерство основано на личных качествах человека. Основными признаками лидерства являются: ответственность, высокая социальная активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Задачи: 1) познакомить обучающихся 12-17 лет с типами лидерства, которые выделил социолог, экономист М. Вебер;

2) выявить, какие типы лидерства преобладают в современном обществе подростков;

3) узнать, понимают ли исследуемые значение разных типов лидерства, смогут ли применить эти знания на практике.

Объект исследования: подростки двух возрастных групп (12-14 и 15-17 лет).

Гипотеза исследования: если подросток поймет, что значит быть лидером, впоследствии ему будет проще социализироваться, а также, возможно, стать политически активным гражданином.

Методы исследования:

- изучение литературы по социологии;

- разработка вопросов, анкеты;

- анализ, обработка информации.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема лидерства возникает везде и всюду: в компании друзей, в семье, на работе, в государстве и т.д. Важно понять, кого именно мы хотим видеть лидером, выяснить, какими чертами он должен обладать.

Степень изученности данной темы невелика, в особенности, что мы в исследовании рассматриваем типы лидерства и их осознание и понимание подростками.

При написании исследования использовалась литература по социологии.

Основная часть.

1.1 Лидер: кто он? (теоретическая часть)

Лидер – это человек, за которым идут без принуждения; для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей.

1) способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения;

2) лидерство, как особый механизм взаимодействия лидера и членов той или иной общности, предполагает, что и добровольно последние принимают и активно поддерживают его решения и действия, сознательно подчиняются ему.

Одна из первых типологий лидерства была предложена немецким социологом Максом Вебером. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности - социологии.

В данном исследовании речь пойдет о том, смогут ли подростки, познакомившись с типами лидерства, определить для себя лидеров разных групп, разных исторических эпох и т.д.

1.2 Явление лидерства в жизни подростка

Обнаружить лидера очень просто. Нужно понаблюдать за группой людей решающих какой-нибудь вопрос. Чье мнение считается самым веским? К кому больше всего прислушиваются? С кем быстрее всего соглашаются? Чьему призыву (и это важнее всего) люди следуют? Это и есть реальный лидер группы.

Сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является основным в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.

Ребенку 12-17 лет необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.

Лидерство настолько же зависит от способности мотивировать, как и от умения приказывать. Лидер должен быть настойчивым, терпеливым. Терпение - умение ждать подходящего момента, не спеша продумывать все

Практическая часть

Явление лидерства и качеств лидера в школе среди учащихся можно определить с помощью различных методик. Для диагностики мы провели анкетирование, предварительно познакомив учащихся с типами лидерства по М. Веберу. Возраст исследуемых: 12-17 лет (младшие и старшие подростки).

Первый вопрос касался того, знают ли подростки, кто такой лидер. Обе возрастные группы уверены, что знают. (см. Приложение 1).

После исследуемым было предложено определить, какой тип лидерства можно считать наиболее оптимальным (См. Приложение 7). Большая часть обеих возрастных групп склоняется, что рационально-легальное лидерство наиболее верное, честное, оптимальное, а так же именно оно подходит к современности.

Следующий вопрос касался лидерства в классе (См. Приложение 8). Обе возрастные группы в большинстве ответили, что лидер класса добился своего положения рационально-легальным путем, т.е. его выбрали сами учащиеся, исходя из определенных критериев. Дети старшей возрастной группы также сочили, что лидер класса занимает данную позицию и благодаря харизме. Таким образом, вероятно, в старшей группе, лидер пришел к власти путем выборов не зря, его сочли сильным по характеру, то есть отметили в нем наличие харизмы. Младшая же группа отметила, что лидера выбрали исходя из сложившейся традиции, потому что он давно лидер. Таким образом, более осведомлены в этом вопросе все же школьники 15-17 лет.

В конце предложно было назвать качества, которыми должен обладать лидер (См. Приложение 9). Старшая возрастная группа отметила высокий интеллект, уверенность, ответственность и т.д. Младшая – ответственность, высокий интеллект, уверенность, энергичность. Так, обе возрастные группы понимают, какими качествами должен быть наделен лидер, независимо от типа его прихода к лидирующей позиции в обществе.

Также считаем данную работу плодотворной, в первую очередь тем, что мы рассказали ребятам о типах лидерства, дали им новые знания, а может быть, и новые возможности, шансы к тому, чтобы самому стать лидером не только в небольшом обществе, но и на более высоком уровне.

Считаем, что современные подростки имеют все шансы стать лидерами не только малой социальной группы, но и большой. Важно лишь то, чтобы каждый выбрал для себя оптимальный путь к лидерству (традиционный, рационально-легальный или харизматический). Каков будет ваш путь к лидерству? Решать Вам!

Список использованной литературы:

1) Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.

2) Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.

3) Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 256 c.

4) Мякотина О.В. Имидж политического лидера: тенденции становления и изменения. - М.: Москва, - 2008.- 438 с.

5) Мень М.А. Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т.13. №2. - 384 с.

6) Павлов А.А. Феномен харизматического лидерства. - М.: Наука, 2005.

7) Тихонова В.В. Политическая культура как фундаментальная основа политического лидерства // Власть.- 2010. - №11.

Читайте также: