Латиноамериканское право как смешанный тип права

Обновлено: 04.07.2024

СМЕШАННЫЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ — тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем.

Принципиальные особенности рассматриваемого типа правовых систем таковы: в системе источников права доминирует нормативный правовой акт, однако значительна роль судебной практики. Принципы права применяются при рассмотрении конкретного дела.

В странах данной системы права есть писаные конституции; структура системы права аналогична системе континентального права (подразделение на частное и публичное право); осуществление кодификации законодательства.

Каждая национальная правовая система в рамках данного типа в чем-то уникальна, самобытна. Так, в XVII—XVIII в. в каждой из скандинавских стран был принят единый кодифицированный акт, представлявший все действовавшее права. В последующем устаревшие части кодексов отменены и вместо них приняты новые крупные законодательные акты. Для скандинавской системы права характерна унификация законодательства. Так, с 1880 г. на территории Швеции, Дании и Норвегии вступил в действие единый Кодекс о векселе (оборотных документах); приняты единые законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах и ведении торговых дел по доверенности, о ценах; завершена унификация морского права; действует объединенный общей концепцией закон о договорах и других законных операциях. Кроме того, правовые системы скандинавских стран традиционно отводят большую роль судебной практике как источнику права. Скандинавское право оказывает заметное влияние на правовые системы стран Прибалтики, что в особенности заметно в сфере частного права.

Свои особенности присущи латиноамериканским правовым системам. Национальные системы права Латинской Америки в основном построены по европейскому образцу (вследствие распространения в период европейской колонизации Южной Америки испанского и португальского права). Но действующее законодательство кодифицировано по французской модели. Под нормой права понимается общее абстрактное правило (как и в европейском праве). Те же источники права, однако они отличаются дуализмом: в сфере частного права они сходны эти системы сходны с системами романо-германского права, а в сфере публичного — восприняли ряд положений конституционного права США (объясняется это тем, что по форме правления латиноамериканские страны по образцу США — президентские республики).

Интегрирующая роль в этой группе правовых систем принадлежит Бразилии, выступающей за образование Латиноамериканского содружества наций.

65. Мусульманское право: исторические корни и современное состояние

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.

Мусульманское право (Шариат) действует в странах Африки и Азии, а также частично в государствах Индийского и Тихого океанов. Оно зародилось в VI веке на аравийском полуострове в результате деятельности пророка Мухаммеда и ведёт своё летоисчисление с 622 года.

Коран — священная книга мусульман

Страны, где одной из правовых систем является мусульманское право, принадлежат к странам со смешанными правовыми системами. При этом стран, где действует мусульманское право в чистом виде не существует, даже в Саудовской Аравии действуют, хоть и фрагментарно признаки других правовых систем. В разных странах мусульманское право действует с очень разной интенсивностью — от ярко консервативного в странах Аравийского полуострова, до либерального в Турции. В любом случае во всех этих странах мусульманское право выступает так или иначе правовым источником.

Основная статья: Индуистское право

Индуистское право возникло в Древней Индии, первоисточники которого восходят к Хараппской цивилизации. Действует на территории ряда штатов и общин современной Индии и в ряде сопредельных государств Юго-Восточной Азии. Индуистское право имеет очень сложную структуру и иерархию источников.

Иудейское (еврейское) право

Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э.. В иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон, зафиксированный в Мишне и Талмуде. Еврейское право послужило для укрепления еврейских общин и создания древнего еврейского государства. На сегодняшний день еврейское право действует только в Израиле, а также ряде еврейских общин по всему миру, и очень ограниченно, так как Израиль — светское государство.

66. Дискуссионные вопросы понятия правоотношения. Признаки правовых отношений. Виды правовых отношений.

Правоотношение – это юридическое средство привязки общей абстрактной нормы применительно к конкретному субъекту – индивиду, организации, государственному органу, иному субъекту. Возникновение правоотношения означает, что нормы права нашли своего адресата, а следовательно, некто наделяется субъективными правами и соответствующими ему юридическими обязанностями.

Определение правоотношения. В юридической литературе наиболее распространенным является понимание правоотношения как отношения, урегулированного нормами права. Понимание правового отношения как отношения, урегулированного правом, в большей мере специфично для отношений, возникающих в сфере действия норм и отраслей публичного права.

Более приемлемым представляется понимание правоотношения как возникающей непосредственно из закона либо фактических правомерных действий юридической связи, стороны которой обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.

Признаки правоотношения. К ним относятся следующие:

1. Правоотношение возникает на основе норм права.

2. Правоотношение – это всегда двусторонняя связь: должник и кредитор, покупатель и продавец, ссудодатель и ссудополучатель – в гражданском праве; работодатель и работник – в трудовых правоотношениях; супруги – в семейном праве; землевладелец и землепользователь – в земельном праве; налогоплательщик и налоговый орган – в налоговом праве; гражданин и государственный орган (должностное лицо) – в административном и т.д.

3. Правоотношения характеризуются наличием у сторон взаимных прав (закрепленной законом возможности поступать определенным образом) и юридических обязанностей (предусмотренной законом меры должного поведения).

4. Правоотношение есть индивидуализированная связь конкретных лиц, т.е. стороны в правоотношении всегда юридически определены.

5. Правоотношение обеспечивается государственно-правовыми механизмами, в частности, возможностью применения принудительных мер.

6. Правоотношение возникает по поводу реального блага. Благо (материальное, нематериальное) – это то, по поводу чего люди вступают в правоотношения, приобретают и реализуют принадлежащие им права и обязанности.

иды правоотношений по характеру содержания правоотношения:

Общерегулятивные правоотношения субъектов связаны непосредственно с законом. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы).

Регулятивные правоотношения вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами (событиями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора между сторонами.

Охранительные правоотношения появляются на основе охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

Виды правоотношений в зависимости от степени определенности сторон:

В относительных конкретно (поименно) определены обе стороны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

Виды правоотношений по характеру обязанности правоотношения:

В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами.

Это прежде всего сфера публичного права. Если, завоевав государственную независимость, страны Латинской Америки в поисках модели частного права обратили взоры к Европе, то конституционный образец они нашли в США.Конституции этих стран заимствовали американскую форму правления – президентскую республику и другие конституционные институты. У молодых государств Латинской Америки и не было иного выбора. Конституция США была в то время единственной писаной действующей Конституцией. Восприятие американского конституционного образца и дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. С последней связано особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов, дополненное использованием таких процедур (например, ампаро, заимствованное в испанском праве), которых не знает американская модель судебного конституционного контроля.

Четыре латиноамериканских государства являются федерациями – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, и, характеризуя право этих стран, следует учитывать разграничение компетенции между федерацией и ее членами. Можно сказать, что основная компетенция принадлежит федерации.

Ученые-юристы подчеркивают, что при изучении политической системы латиноамериканских стран во многих отношениях не следует отождествлять юридические формы с социальными реалиями. Очевидно, это общее для всех стран положение в отношении латиноамериканских стран звучит особенно остро уже хотя бы потому, что в жизни этих стран значительное место занимают периоды военных режимов, чрезвычайных положений и т.п.

Латинская Америка сегодня освобождается, по-видимому, от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.

Усиливается региональное и одновременно взаимное правовое влияние стран Латинской Америки. Бразилия стремится к региональной интеграции с целью образования Латиноамериканского Содружества Наций.

Таким образом, важнейшая специфика латиноамериканского права заключается в его смешанном характере, выражающемся в том, что правовые системы государств Латинской Америки во многом построены на основе романо-германских моделей (это особо проявляется в сфере частного права), а также моделей правового строительства в рамках общего права (это очевидно в сфере публичного права).
Латиноамериканское право, также как и романо-германское право — это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам с учетом национальных особенностей. Кодификация закрепила политическую независимость и способствовала становлению развитого национального законодательства. Заимствование кодификации романо-германского права вело к построению аналогичной структуры права и системы источников, что проявилось в абстрактом характере изложения норм права и восприятии юридической техники у континентального права.
Что касается сферы публичного права, особенно конституционного права, то оно построено по образцу правовой системы США. Это проявляется в том, что конституции этих государств заимствовали американскую форму правления, т.е. президентскую республику, и другие государственные институты. Главная причина этого заимствования заключается в том, что на момент провозглашения независимости в ряде ведущих стран Латинской Америки, в частности, Чили, Бразилии, Аргентине Конституция США была единственной действующей писаной конституцией республиканско-президентской формы правления.
Латиноамериканский федерализм, один из старейших в мире, оказал воздействие на формирование и функционирование правовых систем этих государств. С XIX в. после завоевание

независимости 15 государств Центральной и Южной Америки испытали на своем опыте федеративную форму государственного устройства, а к настоящему времени осталось только четыре федеративных государства: Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Мексика. Причем, федеративная форма утвердилась в этих государствах как следствие победы федералистов над унитаристами.
Одной из причин создания федераций в Латинской Америке явилось, как отмечалось ранее, значительное влияние Конституции США на латиноамериканский конституционализм. Этому процессу способствовала внутриполитическая ситуация в создаваемых независимых государствах. Необходимо отметить, что на первых этапах формирования этих федераций центральное правительство вынуждено было идти на значительную децентрализацию государственного управления с целью создания и сохранения единства и целостности этих государств. На последующих этапах развития федеративного устройства в государствах Латинской Америки ситуация меняется в сторону централизации государственного управления, что обуславливало сужение полномочий субъектов федераций. Например, бюджет субъекта федерации прямо контролируется центральным правительством в доходной и расходной частях, а пределы такого контроля могут быть довольно обширными.
Принципы построения и функционирования судебной системы государств Латинской Америки также заимствованы из правовой системы США, что особо проявляется в деятельности и структуре верховных судов этих государств. Однако, судебный прецедент в системе источников права в правовых системах этих государств не выступает в качестве основного источника, аналогично американскому праву.
В латиноамериканских государствах функционирует институт судебного контроля конституционности законодательства, заимствованный у романо-германского права, и отличается от американской модели судебного конституционного контроля.
Правовые системы государств Латинской Америки традиционно находятся под влиянием католической церкви. Это находит свое проявление на конституционном уровне. В частности, в Конституции Аргентины признается приоритет конкордатов над национальным законом. Это объясняется, прежде всего, тем, что абсолютное большинство населения этих государств (свыше 90%) исповедует католицизм. Отсутствует единая система взаимоотношений церкви и государства. Они строятся по-разному: если в одних государствах провозглашается нейтралитет в отношении между ними, то в других существует официальный союз церкви с публичной властью; а в-третьих — государство ограничивает деятельность церкви с помощью специальных законов, вплоть до ее подконтрольности специальному законодательству.
Рассматривая правовые системы государств Латинской Америки, необходимо обратить внимание на особое место и роль армии как института государства. Армия в этих государствах считается полноправным участником в регулировании политических вопросов жизни общества. Более того, решающее участие армии в разрешении политических проблем в латиноамериканских государствах является общепризнанным фактом. В государствах Латинской Америки традиционно армия рассматривалась в качестве единственного гаранта стабильности государственноправовой жизни и эффективного средства разрешения социально- экономических конфликтов общества, особенно в период острых политических кризисов. Политическая нестабильность ставила армию в исключительное положение, делала ее часто арбитром в политических конфликтах. Армия не считала себя связанной конституцией.
Особенностью современного этапа развития латиноамериканских государств являются попытки координации их деятельности в политической, экономической, культурной, социальной сферах общественной жизни. Соответственно для достижения этих целей проводится правовая политика, направленная на гармонизацию законодательства и унификацию правовых норм как средств сближения их правовых систем.




Рассматривая тенденции развития латиноамериканского права, необходимо отметить, что Латинская Америка сегодня освобождается от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Набирает силу тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов национального происхождения. Тексты конституций стали более конкретны и учитывают социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще, и в Латинской Америке в частности.
Таким образом, современные правовые системы латиноамериканских государств характеризуются двумя тенденциями:
усиление интеграции в рамках латиноамериканского континента, т.е. выработка общих подходов в решении различных проблем;
включение государств этого региона в формирование единого политического, экономического, торгового и правового пространства в масштабах всего американского континента, которое раньше охватывало только США, Канаду и Мексику.

Латиноамерика́нское пра́во — правовая группа, которая является составной частью романо-германской правовой семьи и включает в себя национальные правовые системы государств, расположенных на территории Южной и Центральной Америки (Латинская Америка).

В сравнительном правоведении латиноамериканское право в совокупности с правовыми системами Франции, Испании, Италии, Португалии, Бельгии и Румынии внутри романо-германской правовой семьи образуют группу романского права. По мнению ряда исследователей латиноамериканское право можно выделить в отдельную правовую группу в составе романо-германской правовой семьи, поскольку оно имеет свою специфическую общность и представляет собой уникальный сплав национальных правовых традиций [1] .

Несмотря на свою региональную историко-национальную специфику в странах Латинской Америки действует тот же самый правовой механизм, который является базисным для всей романо-германской правовой семьи, заключающийся в том, что основным источником права выступает нормативный акт.

Современные страны Латинской Америки берут своё начало в государственном развитии не от коренного населения Южной Америки (индейцев), а в результате европейской колонизации, начавшейся в эпоху Великих географических открытий и освоения Нового Света европейцами, прежде всего, двумя мощнейшими государствами того времени — Испанией и Португалией. Колонизаторы принесли с собой не только свою культуру и язык, но и своё право, основанное на рецепции римского права.

Сходство исторического развития, социально-экономического строя и политической структуры латиноамериканских государств породили в большинстве из них сходные правовые институты, и как следствие, в результате этого сформировалась общность национальных правовых систем. Указанные факторы позволяют выделить их в отдельную правовую группу в рамках романо-германского права.

В своей основе латиноамериканское право — это кодифицированное право, осуществлённое по европейским образцам. Кодификация в странах Латинской Америки проходила на протяжении всего XIX и части XX века и отличалась своей спецификой в зависимости от национальных черт того или иного государства.

Судебная практика большинства латиноамериканских стран как источник права не рассматривается. В последнее полстолетие происходит интенсивное развитие законодательства в этих государствах.

В области частного права правовые системы латиноамериканских государств образуют две группы: правовые системы, которые полностью повторяют Французский гражданский кодекс (Гаити, Боливия, Доминиканская Республика и Мексика), и вторая группа — правовые системы, отличающиеся в определённой степени самостоятельностью, хотя и не лишённые некоторых заимствований (Чили, Аргентина).

В сфере публичного права государства Латинской Америки копируют конституционную модель США. Все они имеют свои писаные конституции и вводят институт президентства, уже функционировавший в то время в Северо-Американских Соединенных Штатах.

Историю развития правовых систем латиноамериканских государств делят на доколониальный, колониальный и постколониальный этапы, то есть после обретения территориями (колониями) своей независимости в начале XIX века.

Доколониальный этап

Первым по исторической хронологии источником латиноамериканского права являлось аборигенное или индейское право, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Это было право многочисленных индейских племён, которые населяли земли Северной, Центральной и Южной Америки и создали ряд цивилизаций: майя, тольтеков, ацтеков, инков и др.

Колониальный этап

Колониальная история характеризуется заселением и освоением новых территорий европейскими колонизаторами с привнесением своего правового порядка, ставшего колониальным правом и регулировавшим не только внутренние вопросы колонизированных территорий и их статуса, но и взаимоотношения новых территорий с метрополиями (прежде всего с Испанией и Португалией). Началась эта эпоха с открытием Колумбом Нового Света в 1492 году.

Спор между двумя великими державами того времени — Испанией и Португалией, по поводу принадлежности тех или иных территорий был разрешён Тордесильясским договором 1494 года. Согласно этому документу к Португалии перешли все территории к востоку от островов Зелёного мыса на протяжении около 2000 километров вдоль воображаемой линии, идущей от одного полюса к другому. К Испании отошли земли, расположенные западнее этой линии: Карибские острова, Центральная Америка, значительные территории Северной и Южной Америки.

После обретения независимости

Постколониальная история начинается с обретением бывшими колониями (территориями) своей государственной независимости и развитием в них уже своего собственного национального права.

Первой свободу обрела Эспаньола (Гаити). Ещё в 1791 году во французской части острова началось восстание рабов под предводительством Туссена-Лувертюра. Вскоре оно перекинулось на испанскую часть острова. Повстанцы захватили весь остров и 1 января 1804 года объявили его независимость. В 1816 году независимость обрела Аргентина, в 1818 году Чили, в 1819 году Колумбия, в 1821 году Мексика, Венесуэла и Перу, в 1822 году Эквадор.

Именно кодификация, начавшаяся после обретения своей национальной независимости странами Латинской Америки и явилась тем отправным пунктом, который дал мощный импульс для развития своего национального права вновь образованных государств. За основу было принято французское право, в то время уже кодифицированное, и в отличие от испанского права, которое являлось раздробленным и разнородным. На выбор французской модели огромное влияние оказали политико-правовые учения эпохи Просвещения, которыми руководствовались революционные силы в борьбе за независимость.

Европейская колонизация территорий Центральной и Южной Америки повлекла за собой распространение романо-германского права. Кодификация, предпринятая в XIV и XX вв., способствовала правовой экспансии французских, испанских, португальских и итальянских кодексов.

Общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство социально-экономического строя и политической структуры породили в большинстве из них сходные правовые институты. Этим обусловлено и сходство их правовых систем, что позволяет говорить о латиноамериканском праве. Разумеется, это не исключает достаточно существенных отклонений права ряда стран Латинской Америки от общей модели (например, Куба). Тем не менее существование такой модели вполне оправданно.

Многие западные компаративисты безоговорочно относят право стран Латинской Америки к романо-германской правовой семье. Однако звучали и требования выделить право стран Латинской Америки. Р. Давид полагает, что латиноамериканское право, хотя оно и принадлежит по своей структуре и общим чертам к романо-германской правовой семье, заслуживает того, чтобы его ввиду некоторых особых черт классифицировать в рамках этой семьи как отдельную группу.

Близость к романо-германской системе выражается прежде всего в том, что в основе своей латиноамериканское право – это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам. Отсюда и другие черты сходства – примерно аналогичная система права, абстрактный характер правовой нормы.

Кодификация, происходившая в течение следующего за завоеванием государственной независимости периода, заложила основу для формирования национальных правовых систем. Если кодификация законодательства, проводимая в европейских странах после революций, представляла собой своеобразное подведение итогов этих революций, то кодификация законодательства в латиноамериканских республиках, с одной стороны, отразила компромисс элементов доколониального и колониального права, а с другой стороны, являлась рычагом, способствовавшим в конечном счете закреплению и развитию новых отношений на Латиноамериканском континенте.

К восприятию именно европейской модели кодификации латиноамериканские страны были в определенной мере подготовлены характером колониального права, т.е. права испанского и португальского, перенесенного на Американский континент завоевателями и близкого по своему историческому развитию французскому праву.

Когда у молодых независимых латиноамериканских государств возникла потребность в единых национальных гражданских кодексах, выбор пал на французское право. Право Испании было отвергнуто как право бывшей метрополии. Кроме того, оно не было кодифицировано и по причине применения на местах староиспанского обычного права было раздробленным и разнородным.

Идеологическим стимулом восприятия французской модели явилось и то огромное влияние, которое оказали политико-правовые учения эпохи Просвещения на революционные силы Американского континента, добившиеся национальной независимости. В целом гражданские кодексы латиноамериканских стран несут на себе отпечаток Кодекса Наполеона, хотя и в различной степени.

2. Кодификация и источники латиноамериканского права

Кодификация законодательства в странах Латинской Америки началась не сразу после завоевания государственной независимости и длилась не один год. В ней оказались отражены и многие особенности ситуации на Американском континенте. Был учтен также опыт, накопленный в других странах.

Структура Чилийского гражданского кодекса более совершенна, чем структура ГК Франции, а язык столь же ясен и выразителен. Чилийский гражданский кодекс послужил образцом для появившихся вслед за ним Гражданских кодексов Эквадора (1860 г.) и Колумбии (1873 г.) и многих других центральноамериканских государств. Он оказал также значительное влияние на Гражданские кодексы других латиноамериканских стран – Венесуэлы (1862 г.) и Уругвая (1868 г.).

Создатель Гражданского кодекса Аргентины 1869 г. Долмасио Велес Сарсфильд, профессор университета г. Кордовы, прямо признает, что он строил Кодекс на основе этих двух документов. То же произошло в Уругвае. Парагвай реципировал аргентинскую модель, а Колумбия и Эквадор – с некоторыми модификациями Чилийский гражданский кодекс. Вслед за гражданским правом последовала кодификация других основных отраслей права. Были приняты, в частности, торговые кодексы. Так, Велес Сарсфильд способствовал принятию в 1859 г. Торгового кодекса Аргентины. В своей работе он опирался в значительной мере на Кодекс Наполеона. Но это был не единственный источник.

В XX в. французское юридическое влияние, особенно в сфере торгового права, уменьшилось. Латиноамериканский законодатель стал чаще обращаться к другим источникам, особенно к итальянскому, немецкому и швейцарскому праву, а в отдельных случаях и к англо-американскому праву, когда речь шла, например, об институте доверительной собственности.

Первый Гражданский кодекс Бразилии был принят в 1916 г. на основе многочисленных проектов. Особо следует отметить проекты Гексейры де Фрейтаса и Бевилака. Образцами для него помимо Французского гражданского кодекса служили Португальский и Итальянский гражданские кодексы, равно как ГГУ и Швейцарский ГК. О зна~

Характерно, что даже страны, географически более других тяго-i евшие к США, тем не менее также оказались привержены европейским континентальным моделям. В качестве примера можно указать на Мексику, где сформировавшаяся после завоевания государственной независимости правовая система восприняла правовые идеи и юридическую технику, свойственные романо-германской правовой семье. Романские традиции в Мексике проявились также в том, что первые ее кодексы и многие законы, принятые в XIX в., испытали на себе заметное влияние французского и испанского права.

В одних странах некоторые кодексы, принятые в XIX в., были заменены новыми или существенно модернизированы (как в Мексике после принятия Конституции 1917 г.), в других старая кодификация остается в силе, и здесь ситуация сходна с той, что сложилась во Франции и ФРГ. Старые кодексы оказываются окружены большой массой нормативного материала не только законодательного, но и подзаконного происхождения.

В латиноамериканском праве особенно значительна роль делегированного законодательства, т.е. фактически актов правительственной власти, что связано, во-первых, с президентской формой правления и, по-вторых, с длительными периодами правления военных, когда нормальная законодательная деятельность фактически сводится на нет.

Роль обычая как источника латиноамериканского права различна и разных странах. Так, в Аргентине она несколько больше, а в Уругвае, наоборот, меньше. Но в целом это субсидиарный источник, и на Европейском континенте он используется в случаях, оговоренных законом.

Хотя латиноамериканские страны заимствовали у США принципы построения и функционирования судебной системы, следует отметить, что в отличие от США судебная практика большинства латиноамериканских стран не рассматривается как источник права.

3. Особенности правовых систем стран Латинской Америки

В области частного права правовые системы латиноамериканских стран можно объединить в две группы. В первую группу следует отнести правовые системы, которые практически полностью восприняли Французский гражданский кодекс и ограничились лишь его

переводом. Сюда можно отнести Гражданские кодексы Гаити (1825 г.), Боливии (1830/1975 гг.), Доминиканской республики (1845/1884 гг.) и, с некоторыми оговорками, Мексики (1870/1884, 1928/1932 гг.). Вторую группу составляет Гражданский кодекс Чили (1855 г.), который, несмотря на значительные заимствования из ГК Франции, подобно Гражданскому кодексу Аргентины, представляет собой вполне самостоятельное и оригинальное творение южноамериканского законодательства.

Что отличает латиноамериканское право от романо-германской системы? Это прежде всего сфера публичного права. Если, завоевав государственную независимость, страны Латинской Америки в поисках модели частного права обратили взоры к Европе, то конституционный образец они нашли в США. Конституции этих стран заимствовали американскую форму правления – президентскую республику и другие конституционные институты. У молодых государств Латинской Америки и не было иного выбора. Конституция США была в то время единственной писаной действующей Конституцией. Восприятие американского конституционного образца и дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. С последней связано особое внимание конституций латиноамериканских стран к институту судебного контроля за конституционностью законов, дополненное использованием таких процедур (например, ампаро, заимствованное в испанском праве), которых не знает американская модель судебного конституционного контроля.

Четыре латиноамериканских государства являются федерациями – Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, и, характеризуя право этих стран, следует учитывать разграничение компетенции между федерацией и ее членами. Можно сказать, что основная компетенция принадлежит федерации.

Ученые-юристы подчеркивают, что при изучении политической системы латиноамериканских стран во многих отношениях не следует отождествлять юридические формы с социальными реалиями. Очевидно, это общее для всех стран положение в отношении латиноамериканских стран звучит особенно остро уже хотя бы потому, что в жизни этих стран значительное место занимают периоды военных режимов, чрезвычайных положений и т.п.

Латинская Америка сегодня освобождается, по-видимому, от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Усиливается тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, нацио-

нального происхождения. Тексты конституций стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще и в Латинской Америке в частности.

Читайте также: