Курсовая республика беларусь как демократическое социальное правовое государство

Обновлено: 05.07.2024

Правовое государство - форма государственной организации, при которой государственная власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Файлы: 1 файл

Республика Беларусь-правовое государство.docx

Правовое государство - форма государственной организации, при которой государственная власть в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Признаки правового государства:

взаимная ответственность личности и государства;

реальность прав и свобод гражданина;

развитое гражданское общество.

Основополагающая цель правового государства - обеспечение защиты прав человека. Поэтому самым важным в ряду его признаков является принцип верховенства права, позволяющий данную защиту гарантировать. Для того чтобы он смог получить надлежащее воплощение, необходимо существование такого института, как принцип разделения властей. В свою очередь, он содержит в себе в качестве более детального принцип независимости судебной власти, важность которого обосновывается тем, что судебная власть в правовом государстве выступает в качестве арбитра, решающего споры и не позволяющего ни законодательной, ни исполнительной ветви получить превосходство. Независимость судебной ветви власти, по сути, и есть тот самый индикатор, который отображает состояние правовой системы страны.

Правовое государство предполагает наличие мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирование "среднего" класса в социальной структуре общества. Формирование правового государства возможно только при многоукладной рыночной экономике, поскольку экономический монополизм порождает монополизм политический, т.е. доминирование одной партии, идеологии, системы ценностей.

Как записано в Декларации "О государственном суверенитете Республики Беларусь" от 27 июля 1990 года: "Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами".

Для того чтобы проводить независимую политику в интересах своего народа, государство должно обладать реальным суверенитетом - самостоятельностью при решении любых внутри - и внешнеполитических вопросов. Однако в современном однополярном мире это удается далеко не всем. Супердержавы и, прежде всего, США, стремясь достигнуть мирового господства, осуществляют экономическую экспансию на менее развитые государства.

Для данных целей используются Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития. Эти международные организации оказывают финансовую помощь государствам только при условии выполнения определенных обязательств. Подобные меры ведут к подрыву государственного суверенитета и зависимости развивающихся стран. Неудивительно, что руководство страны неоднократно высказывалось против получения Беларусью крупных иностранных кредитов.

Проблемы Беларуси на международной арене обусловлены не внутренними причинами (якобы имеющими место нарушениями прав человека, демократии), а проведением белорусским государством независимой политики, последовательным отстаиванием национальных интересов, интеграцией с Россией. Именно последнее обстоятельство вызывает наибольшее недовольство Запада, который стремится установить контроль над природным и геополитическим потенциалом России. Укрепление Российской Федерации посредством Союза с Беларусью, а в перспективе и с другими странами СНГ, противоречит реализации данных планов.

Беларусь стала мишенью информационной войны, развернутой против нее Западом и, прежде всего, США. Особое внимание уделяется формированию и поддержке радикально настроенных сил с целью создания на их основе так называемой "пятой колонны", деятельность которой направлена на подрыв национальной безопасности Республики Беларусь, дестабилизацию внутриполитической ситуации, свержение конституционного строя. К сожалению, целью радикальной оппозиции является не разработка альтернативных вариантов развития страны, не поиск путей повышения благосостояния белорусских граждан, а приход к власти любой ценой, даже за счет ограничения государственного суверенитета.Руководство страны проводит политику в интересах белорусского народа и однозначно заявляет о том, что суверенитет и независимость Беларуси останутся незыблемыми при любых обстоятельствах, даже при углублении интеграционных процессов с Российской Федерацией.

Поддержанию реального суверенитета Республики Беларусь будут способствовать следующие факторы:

политическая и экономическая независимость;

сильная и эффективная государственная власть;

стабильность и правопорядок;

дееспособные вооруженные силы;

интеграция в рамках СНГ.

Создание правового государства требует сбалансированных усилий в различных сферах жизнедеятельности общества. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве от политической, экономической, социальной и т.д.

Значительное опережение политических преобразований при ухудшении экономического положения справедливо может породить протест масс. Демократия блекнет, если государство не способно обеспечить своим гражданам безопасность и простое воспроизводство жизни на уровне элементарных биологических и социальных потребностей.

Построение правового государства в Республике Беларусь должно содействовать становлению и развитию гражданского общества, повышению благосостояния граждан, поддержанию правопорядка и стабильности в стране.

Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве "высшей ценности", которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.

Конституция Республики Беларусь закрепляет принципиально новую концепцию взаимоотношений между государством и гражданином. Если в советский период права и свободы человека занимали второстепенное место, а приоритет отдавался интересам общества или отдельных социальных групп, то сейчас высшей ценностью государства являются права и свободы человека и гражданина. Государство возложило на себя ответственность за создание условий для свободного, достойного и всестороннего развития личности.

В реализации прав и свобод белорусских граждан большое значение имеет создание государством реальных условий для их осуществления. Граждане Беларуси могут открыто выражать свои взгляды и идеи, учреждать независимые СМИ, создавать общественные объединения и политические партии, участвовать в решении государственных дел.

С целью определения основных направлений деятельности государства по обеспечению прав и свобод граждан, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята "Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан".

Особое значение в этом вопросе принадлежит Главе государства, который выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина и предпринимает все меры по их защите.

Роль Президента как гаранта прав и свобод поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. Это подтверждает тезис о том, что права и свободы человека являются основным приоритетом деятельности государства.

Белорусское государство будет и в дальнейшем добиваться более полного соблюдения прав и свобод граждан, и, в первую очередь, от представителей властных структур, которые должны не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации, а также принимать меры по восстановлению нарушенных прав.

Для всех руководящих работников в современных условиях важнейшими требованиями являются соблюдение действующего законодательства, высокий уровень правовой культуры, что позволит оградить общество от принятия неправомерных управленческих решений.

Очень часто главным препятствием на пути реализации прав являются низкий уровень правосознания белорусских граждан, элементарное незнание отечественного законодательства, правовой нигилизм. Решению данной проблемы будет способствовать формирование высокой политико-правовой грамотности населения Республики Беларусь, введение в систему среднего образования таких учебных дисциплин, как "Права человека", "Основы законодательства Республики Беларусь" и др.

Права и свободы человека тесным образом связаны с его обязанностями и, в первую очередь, с неукоснительным исполнением предписаний, изложенных в нормативно-правовых актах, в отказе от достижений социально-значимых результатов неправомерными средствами.

Осознание каждым индивидом ответственности за свои поступки, уважительное отношение к правам и свободам других членов общества - необходимое условие построения правового демократического государства.

3. Одной из особенностей Конституции Республики Беларусь является более полное закрепление в ней прав и свобод личности. Она содержит ряд новых прав и свобод, а многие привычные нам права и свободы получили дальнейшее развитие. Но самое главное – Основной Закон содержит надежный гарантийный механизм их реализации;

4. Конституция Республики Беларусь закрепляет новую систему органов государственной власти. Впервые в истории Беларуси учреждается должность Президента как Главы государства. Для осуществления контроля за конституционностью нормативных актов впервые в Беларуси образован Конституционный суд. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции. Конституция Республики Беларусь 1994 года имеет и другие особенности, с которыми мы познакомимся, когда будем рассматривать последующие темы курса.

Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:

1. Учрежден новый законодательный орган – Национальное Собрание (вместо Верховного Совета);

2. Учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты);

3. Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);

4. Закреплен более широкий круг прав и свобод человека и гражданина;

5. Установлен более жесткий и справедливый принцип разделения властей;

6. Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного;

7. Изменились место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция.

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения. На практике это приводило к тому, что голосом одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении того или иного положения Конституции.

Теперь, в силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента – Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть принят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума).

Законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум, если за это проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

конституция закон государство
Литература

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.
(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 1999. №1. 1/0.

2. Конституция (Основной Закон) БССР 1919г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

3. Конституция (Основной Закон) БССР 1927г. // Там же.

4. Конституция (Основной Закон) БССР 1937г. // Там же.

5. Конституция (Основной Закон) БССР 1978г. // Там же.

8. Василевич Г.А. Конституционное развитие: прошлое и настоящее. // Советская Белоруссия. 1999. 16 марта.

9. Венгеров А.Б. Прямое действие конституции: правовые, социальные и психологические аспекты Общественные науки и современность. 1995. № 5.

10. Гревцов Ю.И. Прямое действие конституции // Журнал российского права. 1998. №6.

12. Кукушкин Ю.С. Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987.

13. Малеин Н.С. О прямом действии Конституции // Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1998.

14. Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции Правоведение. 2001. №5. С. 24-36.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 42771
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Сегодня большой интерес вызывает вопрос организации и осуществления государственной власти. Это связано с тем, что мировой опыт научил нас тому, что важнейшим условием функционирования и эффективного функционирования государственной власти является принцип децентрализации.

Республика Беларусь, как демократическое унитарное государство в форме правления республики, также признает принцип разделения властей и закладывает основы всего строительства государственной власти. Конституция Республики Беларусь предусматривает, что все государственные полномочия нашей страны делятся на законодательную, исполнительную и судебную.

Именно этот принцип полностью устраняет произвол правительств и их институтов и устраняет монополию власти. Посредством данного принципа полностью исключен произвол власти, ее органов, ликвидирована монополизация власти.

В свою очередь, теория правового государства вовсе не застывшая догма, она развивается и на сегодняшний день, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления нравственных традиций и политического опыта. В юридической науке нет общепризнанной концепции правового государства. Оно может обосновываться и разрабатываться с различных мировоззренческий позиций, отражать реалии различных политических и правовых систем.

Гражданское общество и правовое государство логически подразумевают друг друга – одно невозможно без другого. В свою очередь, гражданское общество первично: оно выступает решающей социально-экономической предпосылкой правового государства.

Теория разделения властей является важнейшей политико-правовой теорией и наиболее обсуждаемой теорией в современной науке. Большинство ученых имеют основания полагать, что разделение властей происходит от идеи ограничения власти государства, которая связана с возникновением первого государства, принадлежащего выдающимся мыслителям древности – Платону, Аристотелю и Цицерону.

Философы того времени искали наилучшую, идеальную форму правления, потому что ни одна из существовавших в то время форм не была такой. Государство рассматривается с хорошей точки зрения, общественный (государственный) интерес совершенно выше, чем индивидуальный.

Другим органом является Совет, целью которого является оказание помощи высшему органу. Судебная власть представлена тремя судьями: судьями по гражданским делам, судьями по уголовным делам и судьями специального суда по смертной казни. Они также наделяют полномочиями высшего надзора за всей государственной администрацией – специальной комиссией по охране. Эти институты обладают различной степенью автономии. Таким образом, согласно Платону, идеальной моделью государства является разделение власти и возможностей государственных институтов [1, с.93].

Из этого определения видно, что оно в равной мере адресовано всем государствам от античности до настоящего времени.

На данном этапе, считаю, невозможно указать на верное или неверное определение, каждое представляет какую-то часть понятия – правовое государство.

Современные подходы юридической науки и практики к пониманию правового государства и последние достижения в данной сфере сводятся к следующим основным признакам:

– государство служит выразителем и защитником интересов гражданского общества. Правовое государство провозглашает права и свободы, образует разветвленный механизм социально-правовой защищенности. В значительной мере важна не защита прав и свобод человека, а обеспечение условий, в которых они способны реализоваться [23, с. 260].

Таким образом, период становления государственной власти в Беларуси продолжается и сегодня. В некоторых работах ученых закрепление понятия разделения властей имеет свои особенности. Некоторые авторы выделяют более трех государственных ведомств (законодательное, исполнительное и судебное) (избирательность, контроль и др.).

В этой связи Республика Беларусь придерживается классической теории разделения властей, а именно существования трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Еще в глубокой древности люди стремились к письменному закреплению власти, системе управления порядком, его развитию и правовым нормам, регулирующим общественные отношения.

Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в системе разделения властей, представленные самостоятельными органами в пределах своей компетенции, настолько разнообразны по своей структуре, функциям и методам формирования, что призваны обеспечить эффективное функционирование государственных институтов управления обществом.

Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.

Истинное правовое государство – это вовсе не подчинение государства праву, не связанность государства собственными законами, а, прежде всего, такое построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и осуществление ими государственных функций, которые основаны на критериях справедливости и равенства.

1. Платон соч. в 4 томах. – Т. 3. – Часть 1 / под общим. Издание А. Ф. Лосев и В. Ф. Асмус. – Санкт-Петербург: издательство С.-Петербург. ун-та, 2017. – 593 с.

2. Абашмадзе, В.В. Учение о разделении государственной власти и ее критике / В.В. Абашмадзе. – Тбилиси, 2012. – 314 с.

3. Василевич, Г. А. Конституционное право: учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск: Регистр, 2015. – 192 с.

4. Авакьян, С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи / С.А. Авакьян. – М.: Изд-во Московского университета, 2015. – 560 с.

5. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 486 с.

6. Фадеев, В.И. Конституционное право: учебник / отв. ред. В.И. Фадеев. – Москва: Проспект, 2015. – 584 с.

7. Беляева, О.М. Теория разделения властей и концепция неотъемлемых (естественных) прав человека через призму учений Дж. Локка / О. М. Беляева // История государства и права. – 2017. – № 18. – С. 3-8.

8. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 2016. – № 8. – С.7-13.

9. Тихомиров, Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю. А. Тихомиров // Государство и право. – 2019. – № 2. – С. 52-58.

10. Паречина, С. Г. Теории государственной власти / С. Г. Паречина. – М. : Сетевая публикация, 2018. – 140 с.

11. Энтин, Л. М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М. Энтиню – М. Издательская группа ИНФРА, М-Норма, 2015. – 175 с.

12. Косов, Р. В. Теория разделения властей : учебное пособие / Р. В. Косов. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2015. – 80 с.

14. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008. – 48 с.

15. Баглай, М.В. Конституционное право / Л. М. Энтин [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая. – М. : Норма, 2015. – 832 с.

17. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.В. Вишневский, Н.А. Горбатюк, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2019. – 552 с.

20. Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Манускрипт, 2016. – 316 c.

21. Сальников, В.П. Советское правовое государство и юридическая наука // Советское государство и право. – Москва: Наука, 1989. – № 3. – С. 53-62.

22. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич. – Минск: Тесей, 2010. – 312 с.

23. Матузова, Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Минск: 2-е изд., перераб. и доп.: Юристъ, 2017. – 776 с.

24. Тихомиров, Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы научного семинара / Ю.А. Тихомиров. – 2018. – Вып. 4 (42). – С. 93-109.

25. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 г., № 193-XII [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.

26. Тихиня, В.Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь: проблемы и пути их решения / В.Г. Тихиня // Право и экономика: [науч.-практ. сб.]. – Минск, 2016. – Вып. 5. – С. 216-221.

Читайте также: