Куда обращаться с жалобой претензией для защиты своих прав как потребителя финансовых услуг

Обновлено: 30.06.2024

Законодательство Российской Федерации закрепляет ряд правовых механизмов направленных на защиту нарушенных прав потребителей. К таким механизмам, в частности, относятся направление претензии нарушителю прав потребителя, а также направление жалобы в уполномоченный государственный орган.

В области защиты прав потребителей органом, уполномоченным на осуществление надзора и контроля, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Для претензий не утверждена какая-либо форма, однако, существует ряд правил, которых следует придерживаться при составлении претензий.

Основная часть претензии содержит описание фактических взаимоотношений потребителя и предпринимателя: что было приобретено, когда и по какой цене, в чем заключается нарушение прав.

Назначение претензии - это предъявление продавцу (исполнителю) какого-либо требования. Указанное требование, как правило, указывается в конце претензии, после чего проставляется подпись потребителя и дата.

После вручения претензии потребителю необходимо выждать срок, установленный законом, так, в случае предъявления требования о возврате уплаченных денежных средств, этот срок равен десяти календарным дням.

Следует также отметить, что для ряда споров предусмотрен обязательный претензионный, досудебный порядок урегулирования спора. Так, обязательный претензионный порядок предусмотрен для следующих споров с участием потребителя: споры, вытекающие из авиаперевозок груза, почты; споры, вытекающие из ж/д перевозок груза; споры, вытекающие из перевозок пассажиров, груза автотранспортом; споры, вытекающие из-за перевозок груза морским транспортом; споры, вытекающие из перевозок внутренним водным транспортом; споры, вытекающие из договора об оказании услуг связи; споры о качестве туристского продукта; споры о защите прав потребителей финансовых услуг; споры о выплатах по договору ОСАГО.

Примерная форма претензии


Как написать жалобу

В случае, если права потребителя не были восстановлены при взаимодействии с продавцом или исполнителем, гражданин имеет право подать жалобу в уполномоченный государственный орган. В сфере защиты прав потребителей этим органом является Роспотребнадзор, в сфере отношений, связанных с ЖКХ - Государственная жилищная инспекция.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица. Обращение должно поддаваться прочтению и текст его должен позволять определить суть предложения, заявления или жалобы.

Общий срок для ответа на письменное обращение гражданина составляет тридцать календарных дней.

Примерная форма жалобы


Если Вам требуется консультация, связанная с защитой прав потребителей, Вы можете обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей.

© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", 2014-2022 гг.

С 1 июня 2019 года финансовый уполномоченный рассматривает споры потребителей со страховыми организациями по договорам ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), ДОСАГО (добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, чья ответственность застрахована по договору ОСАГО)

С 28 ноября 2019 года – со страховыми организациями по всем видам личного и имущественного страхования (кроме обязательного медицинского страхования).

С 1 января 2020 года – споры потребителей с микрофинансовыми организациями;

С 1 января 2021 года – с кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами; кредитными организациями, негосударственными пенсионными фондами

Под потребителем финансовых услуг , на которых распространяется требование об обязательном досудебном урегулировании спора, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ, понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

1) в течение 15 рабочих дней с даты получения электронного заявления по стандартной форме. При этом со дня нарушения прав потребителя должно пройти не больше 180 дней;

2) в течение 30 дней с даты получения заявления в иных случаях.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей финансовых услуг, отвечающие следующим требованиям :

- в отношении финансовых организаций, включенных в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре) либо в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе (реестры размещены на сайте финансового уполномоченного ).

- размер требований потребителя финансовых (страховых) услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей либо если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";

- если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение и принимает по нему решение в следующие сроки:

1) в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения потребителем финансовых услуг;

2) в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, - в случае направления обращения лицом, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным и подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении, за исключением случаев приостановления исполнения данного решения, предусмотренных Федеральным законом № 123-ФЗ.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 123-ФЗ потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке вышеуказанные требования к финансовой организации в случае:

1) непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении предусмотренного срока;

2) прекращения рассмотрения обращения финансовым уполномоченным;

3) несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного.

При этом в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора потребитель финансовых услуг представляет в суд хотя бы один из следующих документов:

1) решение финансового уполномоченного;

2) соглашение в случае, если финансовая организация не исполняет его условия;

3) уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного потребитель финансовых услуг вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

В целях обеспечения единства судебной практики Верховный Суд Российской Федерации дал ответы на следующие вопросы:

Вопрос 2. При каких условиях обязательный досудебный порядок в виде обращения потребителя к финансовому уполномоченному считается соблюденным?

Вопрос 4. В каком порядке подлежат рассмотрению судом требования потребителя, не согласного с решением финансового уполномоченного?

Вопрос 5. В каком порядке подлежат рассмотрению судом обращения финансовых организаций в случае их несогласия с решениями финансового уполномоченного?

Финансовыми услугами кредитных организаций, государственных и негосударственных фондов пользуется сегодня абсолютно каждый гражданин. Несмотря на то, что регулирование на законодательном уровне достаточно развито, количество нарушений все еще крайне велико.

Содержание статьи:

Закон о защите прав потребителей финансовых услуг

Основная задача финансового уполномоченного, описанная в федеральном законе № 123-ФЗ, заключается в досудебном регулировании споров, возникающих между гражданами и финансовыми учреждениями, которые оказали им какую-либо услугу. При этом решаются также вопросы, связанные с имущественными претензиями банку, кредитному учреждению. Закон четко определяет те рамки, в которых управляющий может действовать для решения вопросов.

В государстве назначены как главное лицо этой структуры, так и отдельные исполнители, связанные с отдельными видами финансовых услуг. В частности, через такого служащего можно решить вопрос, возникший в ходе работы с банком, микрокредитной организацией, страховщиком. Последние редакции закона также расширяют действие норм и на негосударственные пенсионные фонды, на брокерские компании, число которых резко увеличилось.

Существует также и конкретный перечень тех учреждений, с которыми может напрямую работать уполномоченный по правам потребителей. Некоторые из них обязаны содействовать досудебному рассмотрению дел обязательно, другие же могут проявлять подобную инициативу добровольно. Разобраться, какому именно должностному лицу подать жалобу, на какую организацию можно составить претензию, а на какую нет, гражданам бывает непросто.

Как составить жалобу финансовому омбудсмену?

Жалоба уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг

При подготовке жалобы финансовому омбудсмену следует руководствоваться требованиями к оформлению обращений, предусмотренных ст.17 закона от 04.06.2018 № 123, посвященному уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг.

Итак, укажите в жалобе следующее:

  1. адресата, т.е. финансового омбудсмена
  2. свои ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, а также почтовый адрес и иные контактные данные, а именно, номер телефона, эл. почту
  3. название, место нахождения и адрес финансовой организации
  4. информацию о существе спора, о том, каков размер требований имущественного характера, сведения о номере договора, а также когда он был заключен
  5. сведения о том, что в финансовую организацию направлялось заявление, был ли получен ответ, какие способы использовались сторонами по разрешению спора
  6. копию платежного документа о том, что внесена плата за рассмотрение обращений третьих лиц
  7. дата направления обращения
  8. также в жалобе следует отразить перечень прикладываемых документов
  9. в конце должна стоять подпись заявителя

Как подать жалобу финансовому омбудсмену?

Жалоба может быть подана в электронной форме или на бумаге.

Направление электронной жалобы может быть осуществлено:

  • через личный кабинет потребителя финансовых услуг
  • через единый портал гос. и муниципальных услуг

В бумажном варианте жалоба может быть направлена

  • через МФЦ
  • по почте России
  • подана лично через приемную

Когда писать жалобу уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг?

Список функций уполномоченного также определяется федеральным законом.

В общем случае обращаться следует:

  • если были нарушены права или договорные обязательства и с момента обнаружения данного факта прошло не более трех лет
  • финансовый омбудсмен сможет помочь только в том случае, если общая сумма претензии в денежном выражении составляет более 500 тысяч рублей
  • исключение сделано для страховых компаний: если нарушение касается непосредственно федерального закона о страховании, обращение к должностному лицу будет обязательным

Понять, насколько перспективно обращение к управляющему, насколько вероятно решение дела в досудебном порядке, важно еще до обращения. Кроме того, для составления грамотной претензии или жалобы необходимо понимать, что федеральный закон описывает те меры воздействия, которые возможны в отношении финансовых организаций.

Для граждан обращение к уполномоченному будет совершенно бесплатным, поскольку и структура данного органа, и его финансовое обеспечение уже описаны, предусмотрены принятым ранее законом. Именно поэтому досудебное урегулирование через жалобу на банк гораздо более выгодно для самого получателя финансовых услуг. Перед подачей жалобы уполномоченному обратитесь к нам, мы найдем с Вами самый эффективный способ решения проблемы и составим жалобу: профессионально, выгодно и в срок.

Помощь в составлении жалобы уполномоченному по правам потребителей в Екатеринбурге

При составлении жалобы омбудсмену необходимо учитывать положения закона от 04.06.2018 № 123, в котором указаны требования к соответствующим обращениям.

Если Вы затрудняетесь в составлении жалобы омбудсмену, тогда обратитесь в наше бюро, где Вам помогут в правильном оформлении соответствующего документа. Адвокаты нашего бюро готовы:

  • проконсультировать по вопросам составления жалобы
  • подготовить жалобу с учетом требований закона
  • подготовить жалобу в электронной форме

Правильно составленная жалоба должна не только четко описывать суть нарушения и претензии, что невозможно без понимания законов, но и включать в себя конкретные требования.

Однако верно составить обращение получается далеко не у всех, поэтому целесообразно обращаться к нашим кредитным адвокатам. Мы составим жалобу профессионально, на выгодных условиях и в срок.

В представленном материале предлагаем потребителям ознакомиться с основными десятью правилами, которыми следует руководствоваться при заключении различного рода финансовых сделок и договоров.

1. Прежде чем подписывать договор, прочтите его и получите полную информацию об условиях. Не покупайте то, чего не понимаете!
Финансовая организация обязана подробно рассказать вам об услуге. Вы должны получить полную и достоверную информацию о следующих основных параметрах услуги:
– содержание услуги.
– сумма и сроки всех платежей, которые должны сделать вы и которые будут сделаны финансовой организацией в вашу пользу (в т.ч. за дополнительные/связанные услуги).
– обязательства сторон по договору;
– штрафы и пени за невыполнение обязательств;
– риски, вероятности выигрышей и потерь;
– возможность досрочного прекращения сделки и связанные с этим потери;
– детальная процедура оказания услуги (от заявки до закрытия договора) и др.

Задавайте уточняющие вопросы, если вам непонятно что-то из объяснений сотрудника финансовой организации или неясен смысл каких-то выражений в документе. Вы не обязаны понимать все сразу или действовать быстро. Главное – четко понимать суть и все основные детали вашей сделки.
Ваше право на раскрытие информации об условиях договора до момента его заключения защищено Законом о защите прав потребителей (ст. 10).
Если вам предлагают подписать сразу несколько документов, не спешите, прочитайте каждый из них. Договор – это письменное свидетельство о решениях, которые вы приняли. Убедитесь, что вы согласны со всем его содержанием, прежде чем подписывать.

2. Особое внимание обращайте на мелкий шрифт в документах
Если часть документа, который предлагает вам финансовая организация, напечатана мелким шрифтом, ее надо прочитать с особым вниманием. Скорее всего, именно там могут содержаться условия, незнание которых может привести к проблемам.

3. Сравнивайте разные предложения. Слышите о выгодах – выясняйте, каковы сопутствующие затраты
Финансовые организации конкурируют между собой и привлекают клиентов, стремясь предложить более выгодные условия, чем у других. Если вы выслушаете у нескольких конкурентов, как они хвалят свои услуги и критикуют чужие, вам будет легче судить об этих услугах самостоятельно.
Сравните несколько финансовых предложений по основным параметрам (суммы, сроки, штрафы/пени и пр.) и выберите наиболее выгодное для вас.
Если вам предлагают два разных варианта, и при этом один из них кажется во всех отношениях более выгодным, чем другой, это значит, что вы что-то упустили из вида.

4. Отказывайтесь от дополнительных услуг, если они вам не нужны
Вам часто могут в комплекте с основной услугой предлагать несколько дополнительных. Всегда замечайте, когда это происходит, и думайте о каждой услуге отдельно, нужна ли она вам. Финансовые организации не имеют права отказывать вам в основной услуге, если вы не хотите приобретать дополнительную (Закон о защите прав потребителей, статья 16-2). Однако ваш отказ от дополнительной услуги может привести к тому, что основная услуга станет для вас менее выгодной (дороже). Поэтому готовых решений здесь нет, и надо всегда учитывать конкретные обстоятельства.

6. Храните копии всех документов
Если вы подписываете какой-то документ, проследите, чтобы одна из его копий осталась у вас. Все копии финансовых документов надо аккуратно хранить, иначе потом будет трудно разобраться, что произошло и кто прав.

7. Если у вас возникли проблемы с исполнением обязательств – пытайтесь договориться с финансовой организацией
В жизни всякое случается. Даже если вы, заключая договор с финансовой организацией, все просчитали, хорошо подумали и приняли взвешенное решение, с течением времени ситуация может кардинально измениться (изменения в семейном положении, потеря работы, болезнь и т.п.). У вас могут возникнуть проблемы с выполнением ваших обязательств (например, выплатой по кредиту). Не затягивайте проблему – сразу обращайтесь к финансовой организации, с которой у вас заключен договор. Честно расскажите о своих проблемах и постарайтесь прийти к взаимовыгодному решению.
Помните, добросовестная финансовая организация заинтересована в своих клиентах и пойдет вам на встречу (например, можно договориться об изменении графика платежей с учетом временных финансовых трудностей заемщика). В любом случае, даже если проблема не сможет быть решена в досудебном порядке, в процессе судебного разбирательства ваша активная и ответственная позиция будет учтена в вашу пользу.

9. Если ваши права нарушены, и переговоры не помогли – обращайтесь в суд по месту жительства. Вы имеет право на возмещение ущерба и моральную компенсацию
Если организация в отношении вас неправа, не исправляет свои нарушения и досудебное урегулирование не помогло – обращайтесь в суд. Право потребителя на судебную защиту его законных прав и интересов предусмотрено статьей 17 Закона о защите прав потребителей.
По суду вы можете требовать от организации-нарушителя ваших прав следующее:
– возмещение убытков в полном объеме, в том числе взыскании незаконно удержанных или уплаченных денежных средств (пункт 1 статьи 12, статьи 13, 14, 16 Закона о защите прав потребителей);
– уплата неустойки (пени), предусмотренной законом или договором (статья 13 Закона о защите прав потребителей);
– компенсация морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей);
– признание частично или полностью недействительным кредитного договора (статья 16 Закона о защите прав потребителей).

Вы имеет право обращаться в суд по месту жительства. Это можно сделать самостоятельно или при помощи общественных организаций по защите прав потребителей. Это называется общественной защитой. Они могут дать вам полезные консультации по поводу наиболее оптимальной стратегии защиты ваших интересов и даже представлять ваши интересы, в том числе, подать иск от вашего имени.
Масштабы общественной защиты определены в статье 45 Закона о защите прав потребителей. При этом часть штрафа с нарушителя, присужденного судом в пользу потребителя, перечисляется общественным объединениям потребителей (если они выступили с заявлением в защиту прав данного потребителя).

Читайте также: