Куда бежать от сплетен и доносов в просторных залах смрадно как в
Обновлено: 30.06.2024
Автор:
Гончаров Александр Юрьевич
Постижение истории начинается с изучения малой родины. Этот урок разработан и проведён Гончаровым Александром Юрьевичем в рамках регионального компонента в честь 300-летнего юбилея М.В.Ломоносова. Урок с использованием ИКТ развивает у учеников познавательный интерес, что в свою очередь способствует хорошему усвоению учебного материала; за счёт красочности и привлекательности слайдов повышается эмоциональный настрой, желание узнать содержимое слайдов.
Данная разработка может помочь учителям в преподавании истории, а также может быть использована коллегами во внеклассной работе
Цели:
Ø Углубить знания учащихся о научной и творческой деятельности М.В.Ломоносова.
Ø Воспитание чувства гордости за поморов и северный край, подарившему миру великого человека М.В.Ломоносова.
Ø Совершенствовать коммуникативные навыки путём выступления перед одноклассниками.
Тип урока: Урок новых знаний.
Форма проведения: устный журнал
Средства обучения:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
2. Презентация (MicrosoftPowerPoint) для сопровождения урока (Приложение 1).
3. Тест (MicrosoftExcel) (Приложение 2).
Подготовительная работа:
Ход урока
Слайд №1 (Приложение 1)
Учитель: Много славных имён оставил наш народ мировой науке. Образ М.В. Ломоносова вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения, прежде всего, по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний. Ломоносов принадлежит к тому кругу немногочисленных учёных в истории мировой науки, чьё имя связано с развитием целого ряда наук. Жизнь и творчество великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной. Сегодня на уроке мы постараемся углубить свои знания и узнать что-то новое о жизни и деятельности нашего великого земляка. А наш урок будет проходить в форме устного журнала. В конце урока вы постараетесь ответить на вопросы тестового задания.
Слайд №2 (Приложение 1)
2 ученик: Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) крепок был здоровьем. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания – в Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние – до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
Будучи мальчишкой смышлёным, Михайло очень к знаниям тянулся, всё его интересовало. Обучался грамоте у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были \\\"Грамматика\\\" Мелентия Смотрицкого, \\\"Арифметика\\\" Леонтия Магницкого, \\\"Стихотворная Псалтырь\\\" Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.
Слайд №3 (Приложение 1)
Слайд №4(Приложение 1)
1 ученик: В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя. Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе трёх лучших студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Сначала им надо было поучиться в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.
3 ученик: Пять лет, проведенных им в Германии, напоминают приключенческий роман. Ломоносов, преуспев в постижении наук, влюбляется в дочь своей квартирной хозяйки, женится на ней, сражается на дуэлях, ссорится с одним из профессоров, делает долги, скрывается от кредиторов, обманом его завербовывают в прусскую армию, он спасается бегством, возвращается в Россию, следом за ним приезжает разыскивающая его жена с двухлетней дочерью. Широта натуры проявлялась у Ломоносова во всем — и в науке и в жизни.
Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
Слайд №5 (Приложение 1)
Слайд №6 (Приложение 1)
Слайд №7 (Приложение 1)
Слайд №8(Приложение 1)
Слайд №9(Приложение 1)
Имя Ломоносова становится известным. Его первым из русских учёных избирают почётным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получает европейское признание.
Слайд №10 (Приложение 1)
Михаил Васильевич похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Слайд №11 (Приложение 1)
Учитель: Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке. И нам есть чем гордиться: мы земляки Ломоносова, мы с земли Великого Помора!
1-й чтец: Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
2-й чтец: Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
3-й чтец: Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И смёткою монахов удивлял?
4-й чтец: Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
5-й чтец: Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие, как медь!
Доколе ж иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
6-й чтец: В неё вошел, достойный славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Для закрепления материала можно выполнить тест (Приложение 2)
Читайте также:
- Профилактика как юридическая категория является специфическим методом обеспечения легализации
- Содержание экологических прав граждан состоит из 3 частей каких
- Когда будут выплаты педагогам по 10000 в 2021
- С какого возраста человек может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность
- Какие должности есть в издательстве