Куда бежать от сплетен и доносов в просторных залах смрадно как в

Обновлено: 30.06.2024

Автор:
Гончаров Александр Юрьевич

Постижение истории начинается с изучения малой родины. Этот урок разработан и проведён Гончаровым Александром Юрьевичем в рамках регионального компонента в честь 300-летнего юбилея М.В.Ломоносова. Урок с использованием ИКТ развивает у учеников познавательный интерес, что в свою очередь способствует хорошему усвоению учебного материала; за счёт красочности и привлекательности слайдов повышается эмоциональный настрой, желание узнать содержимое слайдов.

Данная разработка может помочь учителям в преподавании истории, а также может быть использована коллегами во внеклассной работе

Цели:

Ø Углубить знания учащихся о научной и творческой деятельности М.В.Ломоносова.

Ø Воспитание чувства гордости за поморов и северный край, подарившему миру великого человека М.В.Ломоносова.

Ø Совершенствовать коммуникативные навыки путём выступления перед одноклассниками.

Тип урока: Урок новых знаний.

Форма проведения: устный журнал

Средства обучения:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2. Презентация (MicrosoftPowerPoint) для сопровождения урока (Приложение 1).

3. Тест (MicrosoftExcel) (Приложение 2).

Подготовительная работа:

Ход урока

Слайд №1 (Приложение 1)

Учитель: Много славных имён оставил наш народ мировой науке. Образ М.В. Ломоносова вызывает у нас чувство особой гордости и восхищения, прежде всего, по многогранности своего таланта, по глубине своих знаний. Ломоносов принадлежит к тому кругу немногочисленных учёных в истории мировой науки, чьё имя связано с развитием целого ряда наук. Жизнь и творчество великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной. Сегодня на уроке мы постараемся углубить свои знания и узнать что-то новое о жизни и деятельности нашего великого земляка. А наш урок будет проходить в форме устного журнала. В конце урока вы постараетесь ответить на вопросы тестового задания.

Слайд №2 (Приложение 1)

2 ученик: Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) крепок был здоровьем. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания – в Северный Ледовитый океан – к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние – до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.

Будучи мальчишкой смышлёным, Михайло очень к знаниям тянулся, всё его интересовало. Обучался грамоте у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были \\\"Грамматика\\\" Мелентия Смотрицкого, \\\"Арифметика\\\" Леонтия Магницкого, \\\"Стихотворная Псалтырь\\\" Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.

Слайд №3 (Приложение 1)

Слайд №4(Приложение 1)

1 ученик: В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя. Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе трёх лучших студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. Сначала им надо было поучиться в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.

3 ученик: Пять лет, проведенных им в Германии, напоминают приключенческий роман. Ломоносов, преуспев в постижении наук, влюбляется в дочь своей квартирной хозяйки, женится на ней, сражается на дуэлях, ссорится с одним из профессоров, делает долги, скрывается от кредиторов, обманом его завербовывают в прусскую армию, он спасается бегством, возвращается в Россию, следом за ним приезжает разыскивающая его жена с двухлетней дочерью. Широта натуры проявлялась у Ломоносова во всем — и в науке и в жизни.

Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.

Слайд №5 (Приложение 1)

Слайд №6 (Приложение 1)

Слайд №7 (Приложение 1)

Слайд №8(Приложение 1)

Слайд №9(Приложение 1)

Имя Ломоносова становится известным. Его первым из русских учёных избирают почётным членом иностранных академий наук. Русская наука в его лице получает европейское признание.

Слайд №10 (Приложение 1)

Михаил Васильевич похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.
Слайд №11 (Приложение 1)

Учитель: Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов. Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке. И нам есть чем гордиться: мы земляки Ломоносова, мы с земли Великого Помора!

1-й чтец: Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

2-й чтец: Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

3-й чтец: Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

4-й чтец: Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

5-й чтец: Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

6-й чтец: В неё вошел, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Для закрепления материала можно выполнить тест (Приложение 2)

Читайте также: