Кто занимается правоприменительной деятельностью

Обновлено: 30.06.2024

Правоприменение - это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением.

Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

- осуществляется компетентными органами государства;

- имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;

- требует профессиональных знаний и навыков;

- осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;

- является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ee цель - удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

- осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

- к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

- исполнению (например, призыв в армию);

- соблюдению (например, совершение правонарушения).

Различают следующие четыре формы правоприменения:

1. Конкретизация (правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право).

2. Контроль (содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа).

3. Разрешение споров.

4. Наложение санкций.

- исполнительно-распорядительный. K нему относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль, которые выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах;

- правоохранительный. Здесь идет речь о таких формах правоприменения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения, осуществляемых правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенных от любого давления или угроз. [153]

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права - это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственновластные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

- издаются государственно-властными компетентными органами;

- имеют государственно-властный характер;

- обязательны для исполнения;

- содержат индивидуально-конкретные предписания;

- рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

- обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена

по многим признакам:

1. По субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству).

2. По основнъш направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.).

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.).

4. По процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.).

5. По времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.).

6. По значению - , основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.).

Особой характеристике подлежат правоприменительные акты, издаваемые судебными органами. Осуществление судебной власти возложено на совокупность судебных органов — от самых низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (лат. justitia - справедливость), деятельность судов по разрешению правовых конфликтов - юрисдикционной деятельностью (правосудием), а предметная и пространственная сфера этой деятельности - юрисдикцией (лат. juridictio - судебное разбирательство, судебный округ). Осуществление юрисдикционной деятельности и есть главная задача судебных органов.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Факторы влияющие на правосудие:

- политические тенденции в стране;

- изменившиеся социальные условия;

- материалы судебных решений по аналогичным делам;

- мнения других судей;

- мнение иерархических судебных инстанций. [155]

Судебное правоприменение выполняет также функцию индивидуального регулирования, т. e. использование в его процессе средств саморегулирования (оценочных понятий, альтернативных, факультативных норм и т.

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная - самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. Она не располагает значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Процессуальная форма вынесения судебных решений значительно отличает судебное правоприменение от исполнительно-распорядительного (административного).

Юрисдикционный процесс делится на этапы. Их выделяют, скорее, в теоретических целях для углубленного анализа и изучения. B практической деятельности они переплетаются и обусловливают друг друга.

Этапы судебного процесса - это урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Обобщенная схема судебного производства такова.

Первый этап — принятие дела к производству. Здесь проводится проверка законности и обоснованности действий органов следствия по возбуждению и предварительному расследованию или предпринимаются действия для обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Наличие подготовительной стадии — особенность именно судебного процесса. Дело в том, что сама по себе судебная процедура очень сложна и дорого обходится налогоплательщикам, а потому прежде чем ее затевать, надо решить, имеется ли все необходимое для ее проведения.

Второй этап — судебное разбирательство. Это решающий этап судебного процесса. Здесь детально разбирается и решается юридическое дело по существу. Общая схема действий суда такова:

1. Анализ фактических обстоятельств дела (сбор доказательств, их систематизация, выявление между ними противоречий).

2. Выбор нормы права, или юридическая квалификация, которая включает:

- выбор отрасли права;

- установление подлинности текста судебного документа;

- наличие специальных, исключительных норм;

- проверку действия нормы (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

- разрешение коллизий между нормами права;

3. Толкование нормы права.

4. Вынесение решения, т. e. умозаключения, в котором факты подводятся под нормы права.

Третий этап — обжалование судебных актов. Порядок обжалования детально описан в законе. Он имеет многоступенчатый характер (апелляционное, кассационное, надзорное производство), поскольку судебные дела связаны с жизненно важными интересами граждан. Поэтому любая дополнительная проверка дела пойдет на пользу.

Неукоснительное соблюдение порядка рассмотрения судебных дел - залог вынесения правосудных решений.

Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему их следует классифицировать. B качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) в судебном процессе:

1. Основные судебные акты - судебные решения и приговоры. Им принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается правовой казус по существу.

2. Вспомогательные судебные акты - акты, сопровождающие различные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридического дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное

производство). B уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе - в форму определений.

3. Дополнительные акты - судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела.

Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства — постановления суда.

Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию,

Прежде всего, судебному решению свойственны все черты актов суда первой инстанции, разновидностью которых оно является: вступив в законную силу, они должны быть исполнены, в том числе принудительно.

Следующая задача судопроизводства — укрепление законности и правопорядка. Судебное решение и приговор, восстанавливая нарушенные права и обеспечивая наказание за совершенное деяние, восстанавливают, а значит, и укрепляют законность в государстве.

Еще одна задача, которую выполняют судебные акты, - предупреждение правонарушений. Если судебный акт справедлив, он не вызовет озлобления ни у того, в отношении кого он вынесен, ни у граждан, получивших информацию об этом судебном деле. [157]

Требования к содержанию основньѵс судебных актов

Законность — это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством. Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность — это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов. Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судебный акт следует признать обоснованным, когда в нем отражены факты, имеющие значение для данного дела, которые подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованию закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

Мотивированность — это совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах. Это требование, хотя и не является таким жестким, как требование законности и обоснованности при вынесении решения (приговора), и не всегда имеет ощутимые последствия на практике, все же очень важно, если иметь в виду авторитет основных судебных актов. [158]

Справедливость - это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Ho если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Справедливость означает равенство, соразмерность содеянного той мере неблагоприятных последствий, которая возлагается на виновного.

Некоторые ученые полагают, что судебное решение (приговор) не может быть качественным, если оно не будет полным. Другие считают это требование излишним, поскольку недостаточность решения можно восполнить вынесением дополнительного решения.

Полнота судебного решения (приговора) означает, что оно должно содержать ответы на все вопросы, имеющие значение для дела.

Понятие и особенности правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность – это властная и организующая деятельность компетентных органов государства по осуществлению индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Правоприменительная деятельность является разновидностью правовой специализированной деятельности, требует характеристики и структурного анализа правовых средств, которые ее обеспечивают.

Особенности правоприменительной деятельности:

Субъекты правоприменительной деятельности, имеющие властные полномочия, правовые средства применяют в отношении других лиц, для разрешения конкретного дела. Применение права является способом реализации права, который необходим для применения при особых обстоятельствах, когда участники непосредственной реализации права и обязанности не могут осуществлять собственными действиями, необходимость принятия властного индивидуально-конкретного предписания.

Решения субъектов правоприменительной деятельности (правоприменительные акты) могут быть основными и вспомогательными, охранительными и регулятивными. Правоприменительные акты обладают конкретной юридической силой, они обеспечиваются разными правовыми средствами (включая меры государственного принуждения), обязательны к исполнению лицами, на которые распространяются их действия.

Правоприменительные ситуации

Существуют особые обстоятельства, которые вызывают необходимость правоприменительной деятельности с применением специальных правовых средств.

Готовые работы на аналогичную тему

Правоприменительные ситуации применяются при следующих обстоятельствах:

Акт применения права, как результат юридической деятельности совместно с санкциями охранительной нормы, деликтоспособностью и фактом совершения правонарушения является обязательным основанием юридической ответственности в качестве охранительного правового средства. Правоприменительные ситуации подтверждают правообеспечительный, факультативный характер данного вида деятельности.

Правовое содержание правоприменительной деятельности

Правовое содержание и суть правоприменительной деятельности определяются процессуально-процедурных формах ее реализации, с использованием процессуальных специальных правовых средств, юридических процедур, носит конкретный формализованный характер. Эта формализация направлена на: обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений согласно с нормами материального права; на реализацию правоприменительной деятельности определенных процессуальных правил, юридических процедур, осуществление которых помогает быстрому и правильному разрешению юридических дел.

Процессуальные правовые средства выступают специфическим юридическим инструментарием правоприменителей. Овладение и использование данного инструментария обеспечивают предъявляемые к правоприменительной деятельности требования, к ее результату – правоприменительным актам. Законодатель, закрепляя правомочия органов на осуществление данной деятельности, чаще всего предписывают активную деятельность субъектов, обеспечивает решение задач, стоящих перед правоприменителем.

Правоприменительная деятельность имеет много видов: прокурорская, судейская, управленческая, нотариальная и др.) требует специфической профессиональной квалификации и подготовки, навыков, умений, готовности к использованию при разрешении юридических ситуаций специальных правовых средств. В некоторых случаях субъекты данной деятельности могут не иметь юридической квалификации юриста-профессионала, но при этом они должны обладать специальными юридическими навыками, умениями, навыками для производства необходимых операций и действий по применению правовых норм.

Проявления гражданами при использовании субъективных прав, правовой активности, исполнение юридических обязанностей, является правовой по форме, так как конкретные жизненные ценности, отношения, в отношении которых наблюдается практическая деятельность субъектов, обладают правовой формой, находятся в сфере правового регулирования. Правовая активность граждан, непосредственная реализация права обеспечиваются повседневным уровнем самосознания с субъективной стороны.

Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое поведение с нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязанности, осуществляя свои права).

Однако иногда нормальный правовой результат не может быть достигнут без вмешательства государственных органов и должностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права вклинивается правоприменение.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • осуществляется компетентными органами государства;
  • имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;
  • требует профессиональных знаний и навыков;
  • осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;
  • является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;
  • осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

  • к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);
  • исполнению (например, призыв в армию);
  • соблюдению (например, совершение правонарушения).

Причины правоприменения

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприменения может быть разным. Если в государстве правоприменение занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демократическим. И наоборот.

Обойтись без правоприменения не представляется возможным по следующим причинам:

    ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование;

Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам реализации права.

Формы правоприменения

Различают следующие четыре формы правоприменения:

конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу).

контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству;

разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют собственные интересы и порой рассматривают все только со своей позиции. Суд — независимый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода);

наложение санкции. Подобная ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.

Соотношение типов осуществления права и их форм представлено на схеме.

Виды правоприменения

Краткий анализ форм применения права, проведенный выше, говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно различаются. Если взять в качестве основы для их группировки такой критерий, как субъекты, занимающиеся правоприменительной деятельностью, можно выделить два вида правоприменения:

исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов.

Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом обязаны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением соответствующих требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.);

правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как установление юридических фактов, рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется компетентными в этой сфере, правоохранительными органами, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз.

Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды. По мере развития общества роль судов будет возрастать. Поэтому в дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое внимание.

Правоприменительные акты

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственно-властные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

  • издаются государственно-властными компетентными органами;
  • имеют государственно-властный характер;
  • обязательны для исполнения;
  • содержат индивидуально-конкретные предписания;
  • рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;
  • обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть дана по многим признакам:

Понятие и особенности правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность – это властная и организующая деятельность компетентных органов государства по осуществлению индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Правоприменительная деятельность является разновидностью правовой специализированной деятельности, требует характеристики и структурного анализа правовых средств, которые ее обеспечивают.

Особенности правоприменительной деятельности:

Субъекты правоприменительной деятельности, имеющие властные полномочия, правовые средства применяют в отношении других лиц, для разрешения конкретного дела. Применение права является способом реализации права, который необходим для применения при особых обстоятельствах, когда участники непосредственной реализации права и обязанности не могут осуществлять собственными действиями, необходимость принятия властного индивидуально-конкретного предписания.

Решения субъектов правоприменительной деятельности (правоприменительные акты) могут быть основными и вспомогательными, охранительными и регулятивными. Правоприменительные акты обладают конкретной юридической силой, они обеспечиваются разными правовыми средствами (включая меры государственного принуждения), обязательны к исполнению лицами, на которые распространяются их действия.

Правоприменительные ситуации

Существуют особые обстоятельства, которые вызывают необходимость правоприменительной деятельности с применением специальных правовых средств.

Готовые работы на аналогичную тему

Правоприменительные ситуации применяются при следующих обстоятельствах:

Акт применения права, как результат юридической деятельности совместно с санкциями охранительной нормы, деликтоспособностью и фактом совершения правонарушения является обязательным основанием юридической ответственности в качестве охранительного правового средства. Правоприменительные ситуации подтверждают правообеспечительный, факультативный характер данного вида деятельности.

Правовое содержание правоприменительной деятельности

Правовое содержание и суть правоприменительной деятельности определяются процессуально-процедурных формах ее реализации, с использованием процессуальных специальных правовых средств, юридических процедур, носит конкретный формализованный характер. Эта формализация направлена на: обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей субъектов правоотношений согласно с нормами материального права; на реализацию правоприменительной деятельности определенных процессуальных правил, юридических процедур, осуществление которых помогает быстрому и правильному разрешению юридических дел.

Процессуальные правовые средства выступают специфическим юридическим инструментарием правоприменителей. Овладение и использование данного инструментария обеспечивают предъявляемые к правоприменительной деятельности требования, к ее результату – правоприменительным актам. Законодатель, закрепляя правомочия органов на осуществление данной деятельности, чаще всего предписывают активную деятельность субъектов, обеспечивает решение задач, стоящих перед правоприменителем.

Правоприменительная деятельность имеет много видов: прокурорская, судейская, управленческая, нотариальная и др.) требует специфической профессиональной квалификации и подготовки, навыков, умений, готовности к использованию при разрешении юридических ситуаций специальных правовых средств. В некоторых случаях субъекты данной деятельности могут не иметь юридической квалификации юриста-профессионала, но при этом они должны обладать специальными юридическими навыками, умениями, навыками для производства необходимых операций и действий по применению правовых норм.

Проявления гражданами при использовании субъективных прав, правовой активности, исполнение юридических обязанностей, является правовой по форме, так как конкретные жизненные ценности, отношения, в отношении которых наблюдается практическая деятельность субъектов, обладают правовой формой, находятся в сфере правового регулирования. Правовая активность граждан, непосредственная реализация права обеспечиваются повседневным уровнем самосознания с субъективной стороны.

Читайте также: