Кто является субъектом обеспечения безопасности в сфере и духовной жизни

Обновлено: 14.06.2024

Информационная агрессия в нынешнем информационном пространстве: неоднозначность понимания экономического процветания и безопасности личности. Основные направления обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни и общественных отношений.

Рубрика Социология и обществознание
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 08.11.2012
Размер файла 15,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Безопасность в сфере духовной жизни человека и общества

информационный общественный духовный безопасность

Информационная агрессия в любой сфере общественной жизни - в экономике, внутренней и внешней политике, науке и технике, в ходе военных действий или при организации действий правоохранительных структур и подразделений МЧС - есть, прежде всего, агрессия психологическая. Ее главный объект - человек в различных ситуациях современной жизнедеятельности и коллизиях общественных отношений.

Экономическое положение населения в стране год от года улучшается, но ощущение кризисности в сознании людей и в жизни общества не исчезает. Видимо, корни проблем современной цивилизации глубже той плоскости, на которой мы их ищем, перебирая сценарии социально-экономического развития. Может быть, они - внутри человека и в его отношении к окружающему миру?

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, обеспечение безопасности в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина и связано с широким спектром действий по различным направлениям жизнедеятельности общества:

развитием, формированием и совершенствованием поведения личности;

свободой массового информирования;

использованием культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни;

сохранением культурного достояния всех народов России;

реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества;

укреплением традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, расширением культурного и научного потенциала РФ;

обеспечением обороноспособности и безопасности государства.

К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни Доктрина относит: достоинство личности;

свободу совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

свободу мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду);

свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

свободу массовой информации;

неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов СНГ;

языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей РФ;

объекты интеллектуальной собственности.

Наибольшую опасность представляют следующие угрозы информационной безопасности в сфере духовной жизни:

деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных СМИ в отечественном информационном пространстве;

ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий;

возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект;

использование зарубежными специальными службами СМИ для нанесения ущерба обороноспособности и безопасности РФ, распространения дезинформации;

недостаточная способность гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и ответственности за судьбу страны.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни, согласно Доктрине, являются:

развитие в России основ гражданского общества;

создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;

совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения в области конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;

государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей РФ;

формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных прав и свобод граждан, повышения их правовой культуры в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни;

разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности органов власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;

разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей РФ, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние в сфере духовной жизни;

введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение;

противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Правительство Москвы о психологических угрозах безопасности города и защите от них

Постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 654 принята Концепция безопасности Москвы. В ней указывается, что значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, информационными, криминальными опасностями, а также особенности жизни и быта в условиях мегаполиса требуют выделить угрозы психологического характера в самостоятельный фактор опасности для личности, социальных групп и города в целом.

К угрозам психологического характера Концепция относит:

повышение психологической напряженности у населения вследствие усиления ощущения социальной незащищенности:

у детей - от невозможности понимания происходящего в мире;

у пожилых ветеранов войны и труда - от ощущения бессмысленности прожитых лет и борьбы за попранные идеалы;

противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотиваций;

изменение жизненных ценностей в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;

формирование культа богатства (за счет приобретения материального благополучия любыми средствами), агрессии и насилия как жизненных ценностей и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.

Основными предпосылками возникновения угроз психологического характера Концепция называет:

нестабильность экономической и финансовой ситуации в городе, ухудшение криминогенной обстановки, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т.д.;

отсутствие психологической культуры у представителей органов власти и у населения в целом;

социальную и психологическую оторванность детей и подростков от взрослых;

нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет - соборность, западный - индивидуализм);

недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных условий для психологической разгрузки и комфорта жителей (парки, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т.д.);

уменьшение возможностей для соответствующей моральным нормам реализации активности подростков, из-за чего она реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);

агрессивность информационной видеосреды.

Реализация угроз психологического характера может привести:

к нарушению психического здоровья определенной части жителей Москвы;

к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.

Угрозы информационного характера в Концепции безопасности Москвы соответствуют общероссийской Доктрине. Дополнительно в качестве информационных угроз названы:

провоцирование социальной, межнациональной, религиозной напряженности;

искажение исторического опыта и национальных традиций народа;

низкая информационная культура жителей города; манипулирование массовым сознанием. Реализация указанных угроз может привести: к подрыву авторитета города; созданию атмосферы нестабильности;

дискредитации органов управления и провоцированию конфликтов;

нанесению значительного экономического ущерба.

Подобные документы

Понятие "духовность" в культурно-антропологическом контексте. Элементы духовной жизни общества, ценности. Главная особенность духовной деятельности. Взаимоотношения между материальным и духовным производством, сходство и принципиальное различие.

контрольная работа [39,9 K], добавлен 31.01.2012

Основные условия социальной политики, выполнение которых необходимо для обеспечения социальной безопасности. Качество трудовой жизни как обеспечение эффективной занятости населения и защиты работников в сфере труда. Социальное значение безопасности.

реферат [18,2 K], добавлен 09.11.2010

Понятие общества и общественных отношений. Динамика российского общества и глобализация. Трансформации социально-политической и экономической жизни России. Основные характеристики общественной жизни – психологической, социальной, правовой, духовной.

контрольная работа [29,4 K], добавлен 24.02.2015

Понятие и направления формирования духовной культуры как сферы человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Особенности исследования ее формы и содержания, классификация и типы, значение в обществе.

презентация [1,3 M], добавлен 15.06.2015

Духовная и нравственная безопасность России на современном этапе развития общества. Национальные интересы государства и отдельного человека в области духовной и нравственной безопасности. Сохранение идеалов патриотизма и гуманизма, духовных традиций.

реферат [36,2 K], добавлен 28.11.2008

Изучение понятия, функций и предпосылок возникновения социальных институтов духовной сферы. Характеристика роли институтов науки, религии и культуры в развитии современного общества. Анализ отношений, возникающих в процессе создания духовных ценностей.

курсовая работа [46,7 K], добавлен 16.05.2011

Понятие национальной безопасности, ее структура и состояние на современном этапе. Модели государственной политики в сфере безопасности. Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности. Риски безопасного развития в условиях глобализации.

Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека. Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума (политическая, экономическая, социальная), духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. (Слайд 2)

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно–логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все - таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные ценности. (Слайд 3)

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

идеи, теории, образы и духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов;

сам человек как существо духовное.

В духовных ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и т.д. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Особо необходимо отметить, что духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

Таким образом, духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность: истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания; добро - общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу; красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека.

Сущность и содержание духовной безопасности

В широком планедуховную безопасность можно определить как, (Слайд 4)

систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития.

В Военной доктрине Российской Федерации обращается внимание на религиозный экстремизм, на противоправную деятельность религиозных организаций и движений, в общем, структур, направленных на нарушение единства и территориальной целостности нашего государства. Особо надо отметить значимость государственно-патриотического воспитания в армии и других силовых структурах, роль духовно-морального фактора в современном военном строительстве.

В узком планедуховная безопасность это: (Слайд 5)

способность личности, общества и государства сохранять и развивать позитивную созидательную нравственность и духовность;

состояние защищенности жизненно важных духовно-нравственных интересов и потребностей личности, общества и государства;

система отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для духовно-нравственной жизни и духовно-нравственного развития.

Объектом духовной безопасностиличности является ее духовный облик, который включает в себя духовно-нравственные качества и смысложизненные установки и идентификации.

Объектом духовной безопасностиобщества является массовое сознание, которое включает в себя духовную атмосферу, морально-этические представления и принципы, и национальное самосознание.

Объектом духовной безопасностигосударства является специализированное сознание, которое включает в себя национальную идею, идеологию, цели, идеалы, а также духовно-нравственные качества и правосознание власти.

Таким образом, духовная безопасность предполагает сохранение фундаментальных духовных, нравственных ценностей и традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своих национальных интересов.

Определившись с объектом духовной безопасности, рассмотрим основные угрозы для них и пути их парирования.

Реальными угрозами духовной безопасности России в начале XXI века являются: (Слайд 6-7)

усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни от зарубежных информационных структур, манипулирование информацией (дезинформация, искажение информации);

социокультурный раскол и кризис межпоколенческих отношений, что выражается в девальвации и забвении отечественных культурный ценностей, накопленного социокультурного опыта и массовизации сознания молодого поколения;

пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;

институциональный кризис и слабость социализационной системы общества, неспособной противостоять деструктивным тенденциям в обществе и негативному влиянию СМИ;

отсутствие единой идеологии, способной сплотить разобщенное и расколотое российское общество, распространение нетрадиционных религиозных организаций, экстремизм в молодёжной среде;

демографический кризис и негативные явления в сфере семейно-брачных отношений, способствующие ухудшению социального самочувствия молодого поколения и его девиации, снижение уровня образованности, воспитанности и духовности;

рост социального неравенства и социальной поляризации; как следствие, криминализация российского общества и сознания россиян; снижение их жизненного тонуса, социального самочувствия, интеллектуального и социального потенциала.

Пути укрепления духовной безопасности современного Российского общества: (Слайд 8)

защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни;

сохранение культурного достояния всех народов России;

формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения;

проведение работы по формированию единого культурного и информационного пространства с активным участием в ней государственных патриотически ориентированных средств массовой информации;

введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления;

противодействие негативному влиянию нетрадиционных религиозных организаций;

выработка форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитание патриотизма и гражданской ответственности за судьбу Родины;

повышение правовой культуры граждан в интересах противодействия нарушению конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни и другие.

Таким образом, духовная безопасность это смысловое ядро национальной безопасности, буфер всех негативных трендов, так или иначе связанных с духовной сферой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Статья 29, пункт 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статья 29, пункт 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 42Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Конституционные нормы, обеспечивающие права граждан на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, особый порядок их ограничения

Конституция РФ

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

3. Защита информации, отражающей различные стороны общественной жизни

Основными мерами по обеспечению информационной безопасности России в сфере экономики являются:

· организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой и таможенной информации;

· коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации;

· разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации;

· разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование;

· совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;

· совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности в сфере внутренней политики в соответствии с Доктриной являются:

· создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

· активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности России в сфере внешней политики, в частности, являются:

· разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса РФ;

· разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ;

· совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

· совершенствование информационного обеспечения субъектов РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

Основными путями противодействия угрозам информационной безопасности России в сфере науки и техники являются:




· совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения в области науки и техники;

· совершенствование механизмов реализации действующего законодательства;

· создание системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности РФ в области науки и техники.

Сфера духовной жизни.

· развитие в России основ гражданского общества;

· создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности;

· государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей РФ;

· разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации;

· разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние.

Сфера общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем.

· предотвращение перехвата информации с помощью технических средств;

· исключение несанкционированного доступа к обрабатываемой или хранящейся в технических средствах информации;

· предотвращение утечки информации по техническим каналам, возникающей при эксплуатации технических средств, ее обработки, хранения и передачи;

· предотвращение специальных программно-технических воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации;

· обеспечение информационной безопасности при подключении общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем к внешним информационным сетям, включая международные;

· обеспечение безопасности конфиденциальной информации при взаимодействии информационных и телекоммуникационных систем различных классов защищенности;

· выявление внедренных на объекты и в технические средства электронных устройств перехвата информации.

Главными специфическими направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны являются

· систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;

· проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи;

· постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;

· совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;

· совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия операциям вероятного противника;

· подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере обороны.

Название работы: Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества

Категория: Научная статья

Предметная область: Социология, социальная работа и статистика

Описание: Все сферы общественной жизни взаимосвязаны между собой. Значительную роль в нашем динамично развивающемся информационном обществе играют эволюционные процессы в духовной сфере. Таким образом основа духовной сферы как и духовной жизни в целом сознание поэтому духовная сфера.

Дата добавления: 2014-10-30

Размер файла: 171.41 KB

Работу скачали: 4 чел.

А.В. ТОНКОНОГОВ кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД России

СГЗ. 2009. № 3. С.104-115.

Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества

Все сферы общественной жизни взаимосвязаны между собой. В современном глобальном мире всё имеет своё сакраментальное значение и так или иначе влияет на другие сферы социальных отношений. Без стабильной экономики нет стабильности в политике и, наоборот, без осуществления грамотного регулирования в области политической жизни невозможно прогрессивное общественное развитие и создание эффективной экономики. Значительную роль в нашем динамично развивающемся информационном обществе играют эволюционные процессы в духовной сфере.

Человек современный совершил качественный переход от примитивного потребления даров природы к потреблению результатов своего материального и духовного производства, мотивацией к созданию которых стало не только желание удовлетворить свои насущные потребности, обусловленные физиологическими инстинктами, но и стремление найти ответы на вопросы высшего порядка, воссоздать в реальности воображаемые идеальные образы.

Человек современный - духовная субстанция, созидатель, который прошёл путь от существа, использующего примитивные орудия труда и неумело спасающегося от природных катаклизмов, до интеллектуально развитой личности, управляющей сложными орудиями производства, совмещая при этом рациональность научно-технической мысли с иррационально мистическими и эстетическими основами своей жизни.

Преобладание в сознании людей первородных инстинктов, притупление разума, этических и эстетических чувств - это проблема, сопровождающая человечество на протяжении всей нашей эволюции. У каждого человека и социума бывают периоды, когда одна форма сознания преобладает над другой. Однако в той или иной степени, но практически всегда человек пребывает на уровне обыденного сознания либо испытывает его значительное влияние.

Таким образом, основа духовной сферы, как и духовной жизни в целом - сознание, поэтому духовная сфера формируется как единое целое таких её составляющих, как наука, религия, мораль, искусство, право, политика, философия. Необходимо также помнить, что светская составляющая духовной сферы - это не только наука, искусство, но и в значительной степени нормотворческая деятельность, основанная на высоких моральных принципах. Мораль должна быть поддержана правом и иметь не только статус традиции, обычая, неписанных общепринятых ( точнее принятых большинством ) правил поведения, но и закреплена в конкретных законах, за неисполнение которых предусматриваются вполне конкретные наказания.

Духовная сфера, оказывая влияние на все сферы социальной жизни, имеет определяющее значение для существования любой нации и любого государства. Важно помнить, что без ощущения своей национальной, культурной идентичности не может быть полноценной духовной личности, нравственно здорового, прогрессивно эволюционирующего общества. Следует отметить, что в отличие от колониальных западных держав геополитическая экспансия России в результате привела к улучшению жизни народов, живущих на осваиваемых территориях, ни один из которых не был подвергнут насильственной ассимиляции. Более того, многие народы получили возможность и смогли создать свою письменность. Подобному уважительному отношению к чужой культуре у нашей страны следует учиться всем, в том числе так называемым развитым цивилизованным обществам, всегда позволявшим и позволяющим себе до сих пор не считаться с чужими национальными интересами и традициями.

Девальвация духовных ценностей, последовавшая за разрушением религиозной системы ценностей в конце XVIII в., привела мировой социум к катастрофическим последствиям. В то же время не стоит и преувеличивать позитивное влияние религии на социальную жизнь. Большинство религиозных учений так или иначе использовались для оправдания агрессивной политики различных государств на протяжении всей известной истории человечества ( и используются до сих пор ) . Это обусловлено тем, что сохранение своей культурной ( в том числе религиозной ) идентичности и самостоятельности - главное условие сохранения нации. В современном мире этот тезис активно используется экстремистами, никакого отношения не имеющими к проблемам развития какой-либо народности, нации, этноса. Спекуляции на национальных и религиозных чувствах людей в информационном обществе имеют ярко выраженные деструктивные, гипертрофированные формы, что приводит к росту социальной, политической и военной напряжённости в отдельных регионах и во всём мире.

Процесс грубого внедрения в общественное сознание космополитических, эгоистичных, потребительских стереотипов мышления и, как следствие, поведения сопровождается применением нашими геополитическими противниками средств и методов ведения информационно-психологической войны против российского общества посредством деструктивного воздействия на индивидуальное, групповое, массовое сознание ( в основном в целях манипулирования общественным мнением россиян ) через средства массовой информации и продукты массовой культуры, создаваемые под контролем иностранных производителей или по иностранным образцам. Оценить смысл предлагаемых деструктивных идеологем многие отдельные граждане и целые социальные слои в современной России попросту не в состоянии. Они уже ориентированы исключительно на удовлетворение своих насущных физиологических потребностей, они уже во многом утеряли связь со своими духовными корнями. Люди не могут, изголодавшись по элементарным материальным благам, преодолеть нормальную жажду удовлетворения своих насущных потребностей.

Конфликт поколений - это одновременно трагический, но неизбежный и необходимый момент стремительного развития человечества. Впрочем, может быть это и не развитие в полном смысле, это прогресс научно-технический, сопровождающийся в значительной степени духовной, а именно ( или точнее ) не интеллектуальной, а нравственной деградацией отдельных личностей и социальных групп. Следует отметить, что социально активная молодёжь порою выступает за скомпрометировавшие себя идеологии. Причина в том, что наши предки не жили идеей скорого обогащения, имели высшие общечеловеческие, национальные ориентиры, ценности, идеалы и они понятны и близки духовно не деградировавшей части молодых людей.

Рассматривая духовную сферу современного российского общества как объект обеспечения национальной безопасности, необходимо выделить основные субъекты защиты. К ним следует относить национальную культуру ( главным образом, язык как средство межнационального общения и объединения ) , а также науку, образование, искусство и средства массовой информации, предоставляющие обществу в том или ином виде продукты духовного производства. Основными субъектами обеспечения безопасности духовной сферы современного российского являются индивидуальное, групповое и массовое сознание. Деструктивное воздействие на них, как уже отмечалось, оказывается через элементы массовой культуры и разного рода субкультур посредством информационно-психологических технологий, применяемых потенциальными противниками России при осуществлении стратегии информационных и сетецентрических войн.

Обеспечивая духовную безопасность России, защищая личность, общество и государство защищают себя, а защищая общество и государство, личность защищает свои жизненные интересы. При этом интересы государства, общества и личности равноценны и неразделимы. Таким образом, мы можем определить основные цели обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества.

— Сохранение единого духовного пространства российской нации. При этом под духовным пространством российской нации следует понимать территории исторического проживания народов России, принимающих в качестве приоритетного языка межнационального общения русский язык и проживающих не только в официальных границах Российской Федерации, но и в ныне не существующих границах Российской империи ( до 1917 г. ) и Союза Советских Социалистических Республик.

— Обеспечение защиты от деструктивного влияния русского языка как эффективного средства духовного объединения российской нации и его самостоятельного развития в современных геополитических условиях.

— Поддержка и развитие национальных культур народов России, их традиционной ментальности, основанной на уникальности языка, литературы, живописи, традиционных ремёсел и таких элементов культуры, как танец, национальный костюм и т.д.

— Защита от деструктивного информационно-психологического влияния общественного сознания, формирование и сохранение патриотического самосознания российской нации посредством использования потенциала традиционных для России национально-культурных и религиозных официальных и неофициальных объединений.

Достижение поставленных целей в сфере обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества предполагает решение следующих задач:

— организовать научные исследования проблем обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества ;

— создать на федеральном и региональном уровне систему обеспечения духовной безопасности, позволяющую эффективно взаимодействовать в данной области государственным и общественным институтам современной России ;

— определить и реализовать меры государственного характера по профилактике, выявлению и пресечению деструктивного воздействия на общественное сознание с применением методов агрессивного манипулирования посредством использования нематериальных видов оружия ;

— активизировать законотворческую деятельность в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского общества ;

Геополитическое положение России в современном мире, обладание огромными природными ресурсами обусловливает наше латентное противостояние со стратегическими противниками. В этой ситуации необходимо особо отметить, что духовный ( интеллектуальный, нравственный, эстетический ) потенциал нашего народа - это один из главных факторов обеспечения национальной безопасности, в том числе безопасности военной. Военная же безопасность является основой обеспечения безопасности любого государства. Только при условии сохранения своего мощного военного потенциала Россия сможет остаться независимым государством.

Основным направлением обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества является организация системы защиты общественного сознания граждан России. Несмотря на то, что современное российское общество всё ещё обладает достаточным духовным потенциалом, ему необходима новая система духовных ценностей ( система духовных ценностей российской нации ) , в основе которой останутся традиционные национальные, религиозные и культурные ценности русского народа и объединённых им народов России. Российское общество обязано защищать свои нравственные основы, свой интеллектуальный и эстетический потенциалы от внутреннего и внешнего деструктивного воздействия, используя все возможности институтов гражданского общества и государства. Духовная сфера современного российского общества является одним из основных объектов обеспечения национальной безопасности. Восстановление стабильной духовной жизни — одно из основных условий выживания российского социума и существования Российской Федерации в статусе Мировой Державы.

Тонконогов А.В. Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества. Статья посвящена проблемам духовного ( интеллектуального, этического, эстетического ) развития в современной России, организации деятельности по защите национальных духовных ценностей и общественного сознания.

Ключевые слова: духовное, интеллектуальное, этическое, эстетическое развитие ; современная Россия ; духовные ценности ; общественное сознание.

На сегодняшний день в России имеется многочисленный ряд религиозных организаций и групп, деятельность которых часто является экстремистской и деструктивной по отношению к человеку и обществу, что создаёт определённую угрозу будущему развитию российского государства и основным объектам безопасности современной России. Таким образом, на современном этапе развития российского общества актуальными являются вопросы, связанные с обеспечением безопасности России, и в частности с обеспечением духовной безопасности российских граждан.

Следующим федеральным нормативным актом, в котором отражена сфера духовной безопасности личности, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Исходя из неё, угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться: противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современной нормативно-правовой базе России, при всей многочисленности федеральных и местных законов, не существует единого правового акта, в котором бы отражалась проблема духовной безопасности личности и указывались меры по противодействию духовным угрозам со стороны новых религиозных объединений. Но ряд федеральных законов частично рассматривает исследуемую проблему, а также позволяет прогнозировать и обеспечивать духовную безопасность личности на легитимной основе.

В современных демократических странах Европы и Америки проблема новых религиозных объединений является актуальной для правительств, парламентов, судов, которые отразили нарушение прав человека новыми религиозными объединениями в многочисленных решениях, приговорах и совместных заявлениях, в том числе – Европейского парламента в марте 1996 года. В рамках данной темы мы должны познакомится с примерами противодействия новым религиозным объединениям на правительственном и общественном уровнях в демократических странах Европы и Америки.

1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.

2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.

3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.

8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

10. Ты должен немедленно стать членом группы.

11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.

14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.

15. Очень сложно остаться од ному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.

17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

«Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.

Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.

У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например:

Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.

Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.

Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.

Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам.

Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.

Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них.

1934 год явился годом обострения террористической политики государства по отношению к Церкви и верующим. В 1935-1938 годах наблюдается широкий размах гонений на религию со стороны государственных органов. К осени 1938 г. антирелигиозная политика государственных органов достигла пика своего развития. 7 октября Президиум Верховного Совета РСФСР постановил отменить положение о Центральной и местных комиссиях по рассмотрению религиозных вопросов. Это означало уничтожение самой возможности контакта религии и государства. С 1938 г. единственной организационной структурой, занимавшейся религиозной политикой, оставался специальный церковный отдел в НКВД.

Согласно законам 1930-1940-х гг., органы власти требовали от легальных религиозных организаций выполнения трёх основных норм деятельности. Так, например, запрещалась проповедь за пределами храмов, требовалось, чтобы проповедники имели разрешение властей на осуществление миссионерской деятельности. Проповедь разрешалась только в рамках проведения богослужения. Содержание проповеди находилось под контролем органов обеспечения государственной безопасности. Органы власти следили за тем, чтобы проповеди духовенства и издававшаяся религиозная литература воспитывали адептов в патриотическом духе советского государства.

В данной статье Федерального закона о религии перечислены критерии для ликвидации (фактически, закрытия) религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения. К основаниям для закрытия или запрета на деятельность религиозного объединения относятся: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Данные основания для ликвидации или запрета деятельности религиозного объединения фактически являются критериями деструктивности или тоталитарности, а в целом – опасности религиозного объединения, несмотря на время его появления или отношения к той или иной религии. Кроме этого, основания для запрета и ликвидации религиозной группы или организации могут служить в качестве механизма прогнозирования воздействия религиозной группы на человека и общество, а также профилактической меры предупреждения возможных негативных последствий деятельности религиозных объединений, претендующих на государственную регистрацию.

Вопросы для повторения

1. Коммерческие культы: история и современность.

2. В чём заключается политика правительства Германии по обеспечению духовной безопасности школьников?

3. Проанализируйте деятельность общественных объединений по обеспечению духовной безопасности личности в Канаде.

4. Охарактеризуйте основные этапы истории обеспечения духовной безопасности личности в России.

Резюме по теме

Читайте также: