Кто является автором теории трех штилей положенной в основу современной стилистики

Обновлено: 30.06.2024

М.В.Ломоносов - поистине великий ученый, нет ни одной области познания, где бы мы не встечали его труды. В своей статье хотелось бы коснуться реформ Ломоносова в русском литературном языке и подробнее остановиться на теории трёх стилей.

Таким образом решить следующие задачи:

1. Изучить работы Ломоносова, в которых выражена данная концепция 2. Сравнить современный Ломоносову русский язык с церкоанославянски 3. Выделиь три типа речений 4. Определить на основе деления на типы речений учение о трёх стилях 5. Подвести итог и определить значение теории трёх стилей М.Ю.Ломоносова

1. М.В.Ломоносов - реформатор русского литературного языка. 2. Стилистическая теория М.В.Ломоносова. 3. Значение стилистической теории М.В.Ломоносова.

М.В.Ломоносов - первый русский ученый-естествоиспытатель, языковед и литературовед, выдающийся деятель российского просвещения, поборник развития самостоятельной русской науки. Подлинный ученый-энциклопедист, он в 1746 году впервые начал в Академии читать лекции на русском языке. Вопросами филологии начал заниматься с середины 40-х годов наряду с исследованиями в области точных и естественных наук.

Ломоносов создал первую подлинно научную грамматику русского языка (она вышла в 1757 году и называлась "Российская грамматика"). В подготовительных материалах к этому труду содержатся многочисленные наблюдения над современным Ломоносову русским языком в самых разных его речевых проявлениях.


Особенно большое значение имела Ломоносовская теория трех языковых стилей. В "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке" (1758 г.) он сформулировал три проблемы, определяющие состояние русского языка в тот период

1) проблему сосуществования в литературном языке церковнославянских, "обветшалых", слов и оборотов и элементов книжной культуры и просторечия; 2) проблему разграничения литературных стилей; 3) проблему классификации литературных жанров. Соглашения, "конкордата", которое бы регулировало их сосуществование в языке, на тот момент не существовало.

В трудах М.Ю. Ломоносова преодолены последствия двуязычья и стилистической неупорядоченности, которая свойствена Петровской лекции (2 половина 17 века). Концепция литературного языка , стилистическая теория выражена в двух работах: 1. "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758) 2. "Российская грамматика" (1805) Две "Риторики" ("Об искусстве красноречия") , где разрабатывалась и утверждалась национальная основа русского литературного языка.

Церковнославянский язык близкородственный к русскому, но не совпадает с ним. Эт было открытием. Влияние церковнославянского на русский было очень плодотворно. М,Ю,Ломоносов писал, что русскому языку повезло, что это не латинский язык. Церковнославянский он брал не как основу, а как украшение, дополнение. Основа - русский язык.

М.В.Ломоносов разработал теорию трех стилей речи: высокого, посредственного и низкого и определил языковые правила для каждого из них. В эпоху экономической и языковой раздробленности большинства государств Европы Ломоносов придавал большое значение объединяющей роли русского языка, который мог послужить цементирующей основой для населения столь большой территории, которую занимала в то время Россия.

Церковнославянский язык близкородственный к русскому, но не совпадает с ним. Эт было открытием. Влияние церковнославянского на русский было очень плодотворно. М,Ю,Ломоносов писал, что русскому языку повезло, что это не латинский язык. Церковнославянский он брал не как основу, а как украшение, дополнение. Основа - русский язык.

На уровне лексических средств стилистическую теорию Ломоносов описывает в "Предисловии. ". В этой работе он предполагает учение о трёх стилях (Штилях) и о трёх типах речений (слова): 1. слова, которые одинаково употребляются и у древних славян (в церковных книгах, произведениях древнерусской литературы).

словенороссийские (слава, ныне, рука, бог, почитание)

общеславянские слова и церковнославянизмы 2. слова, "которые всем грамотным людям понятны, но употребляются редко" (для церковных книг)

словенские (церковнославянизмы стилистического характера: отверзаю(открываю), взываю, господень и т.д.)

обветшалые славянизмы , малопонятные следует исключать из употребления , за пределы русского литературного языка. (рясны - украшения, обогда - иногда) 3. слова, которых нет в церковных книгах, употребляются только в живом разговорном языке.

российские (говорю, ручей, который и т.д. )

М. Ю. Ломоносов излагает теорию трёх стилей, исходя из этих трёх речений и выделяет: 1. высокий 2. посредственный (средний) 3. низкий и закрепляет определённые жанры законы, использующие лексические средства языка.

1 Высокий стиль (оды, героические поэмы) Словенороссийские и словенские речения, которые понятны.

2. Средний стиль (театральные сочинения, элегии, сатиры, стихотворения, дружеские письма, описание исторических событий, и научные сочинения) Российские речения, словенороссийские, небольшое количество церковнославянизмов, "но с великой осторожностью". Необходимо избегать назких российских слов, "чтобы не опуститься в подлость", "умеренность, ровность"

3. Низкий стиль (эпиграммы, дружеские послания, описание обыкновенных дел, комедии) Росссийские слова, которые могут быть совсем неизвестны в старославянском языке, т.е. собственно русские, простонародные (по усмотрению, с чувством меры)

Включать в систему: - книжная лексика; - Нейтральная лексика; - простонародная лексика; - простонародно - низкая.

Выводить за пределы языка: - обветшалые; - грубое просторечие; Ломоносов выступал против модных заимствованных, иноязычных слов, которые не прижились в русском языке.

Значение стилистической теории М.Ю.Ломоносова 1. Решительно утверждает русскую основу русского литературного языка. 2. Ограничивает употребление церковнославянизмов. 3. Теоретически обосновывает употребление в литературном языке просторечий. 4. Средство борьбы со злоупотреблением иноязычными словами. 5. Подвела итог и охарактеризовала современное Ломоносову состояние русского литературного языка.

Таким образом М.Ю.Ломоносов предвидел пути будущего развития стилистической системы русского литературного языка.

В наше время литература четко разделяется на стили и типы речи, что делает её простой для чтения и понимания. Однако всего несколько веков назад она представляла собой смешение различных слов, не подходящих друг к другу, была тяжелой как для читателя, так и для автора. Но все изменилось с введением теории трех штилей Ломоносова.

Теория трех штилей Ломоносова

Особенности теории

Теория трех штилей была сформулирована М. В. Ломоносовым в XVIII веке, когда русский язык окончательно потерял свой облик. Это произошло из-за иностранных слов, прибывших в страну в большом количестве вместе со своими носителями, которых радостно встречал Петр Великий. Но сама теория существовала задолго до этого времени.

Происхождение и история

Изначально отличительные черты были следующие: высокий штиль имел наибольшее различие, в нем чаще всего употреблялись риторические средства (то есть лексика, фигуры речи и особое построение предложений). В среднем к ним обращались реже, а в простом они и вовсе отсутствовали. Высоким штилем часто пользовались ораторы и другие политические и народные лидеры, чтобы воодушевить население или убедить противника принять определенное решение на переговорах.

Версия Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич хотел видеть свой родной язык чистым, красивым и с подавляющим количеством славянских слов. Он призывал всех использовать как можно меньше варваризмов, заменять их исконно русскими синонимами. Ученый сохранил изначальную идею разделения стилей, изменив ее под русский язык и литературу. Ломоносов предписывал прибегать только к одной речевой группе, учитывая литературный жанр произведения. Краткое содержание теории трех штилей Ломоносова можно представить в виде таблицы.

Штиль Стилистические особенности
Высокий Высокая, торжественная речь, благородная, величественная эмоциональная окраска
Средний Смешение низкого и высокого стилей, переходное звено
Простой (низкий) Разговорный стиль, использующийся в повседневной жизни.

Можно заметить, что устаревших слов здесь уже гораздо меньше.

Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

Лишь стоит завести очки.

Однако не вся лексика была причислена к одному из штилей. В виде исключения некоторые группы слов были оставлены Ломоносовым вне литературного языка:

  • устаревшие церковные выражения, уже не используемые в речи,
  • высказывания, которые не подходят ни к одному из стилей, потому что в любом из них использование будет неприлично и непозволительно,
  • заимствованные слова: ученый считал, что они не нужны русскому языку, недолюбливал, отчасти даже презирал их.

Средний штиль

Это самая большая по количеству и объему группа, поэтому она имеет особые примечания, которые уточняют принадлежность именно к этому виду. Какие же слова объединяет в себе такой стиль? Короткий список для конспекта будет выглядеть так:

Значение изменений

Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, что ему и удалось. Несмотря на несовершенность, которую он сам признавал, ученый смог сделать первый шаг — самую трудную часть работы. Он определил направление для дальнейшего развития литературы, оставив доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.

Мнения современников

Влияние на дальнейшее развитие

Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, а за прошедшее время уже появилось множество терминов, выведенных из них. Например, многие люди, скорее всего, смогут назвать хотя бы несколько стилей речи. К ним относятся:

  • разговорный,
  • официально-деловой,
  • научный,
  • публицистический,
  • художественный.

Стили речи

Некоторые из них делятся еще и на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный, научно-учебный и непосредственно научный. Кроме того, стали обособлять и отдельные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Другими словами, новаторство Ломоносова напрямую повлияло на развитие литературы и ее нынешнее состояние.


Окт 14, 2017 | 0 комментариев

Теория трех штилей Ломоносова

Теория трех штилей Ломоносова вызывает немалый интерес. Правда, разобраться в ее особенностях изначально может показаться сложно. Понять, в чем заключается теория трех штилей Ломоносова, поможет таблица и детальное ее рассмотрение на примерах.

В чем заключается теория Ломоносова и в чем ее суть?

Теория трех штилей Ломоносова кратко

Если говорить о трех штилях кратко, то стоит сказать, что благодаря Ломоносову, который создал данную теорию, лексический и грамматический уровни в литературе систематизировались. А ведь до этого в произведениях использовалась смесь самых разнообразных языковых элементов. Они состояли с устаревших слов, которые трудно понимались обществом. К тому же в литературе стали преобладать заимствованные слова, и русская литература стала терять свою индивидуальность. Поэтому и нужны были реформы. Ломоносов предлагает использовать уже ранее известную в древнеримской литературе теорию, которую он приспособил к русскому языку. Он выделяет три штиля. Они связаны с той или иной темой, жанром произведения. С теорией можно познакомиться в табличке, где видно, что есть три штиля: высокий, средний и низкий.

Теория трёх штилей Ломоносова

К высокому штилю относятся такие жанры литературы как оды, трагедии, поэмы. Они прославляют героев и их поступки. При этом произведения, что относятся к высокому штилю должны писаться на церковнославянском и словами славянского происхождения.

К среднему стилю относят элегии, драмы, письма друзьям и пишутся они словами русского происхождения с использованием церковных слов, но которые понятны всем и каждому.

К низкому штилю относятся комедии, басни, песни и пишутся они просторечьем, с использованием разговорного языка.

Теория трех штилей Ломоносова вызывает немалый интерес. Правда, разобраться в ее особенностях изначально может показаться сложно. Понять, в чем заключается теория трех штилей Ломоносова, поможет таблица и детальное ее рассмотрение на примерах.

Теория трех штилей таблица

Таблица как нельзя лучше поможет понять суть теории трех штилей Ломоносова.

СтильВысокийСреднийНизкий
Используемые словаСтарославянские и общепринятого употребленияСлавянизмы, общепринятого употребления и просторечияОбщепринятого употребления и просторечия
ЖанрыПоэмы, а также трагедии, оды, похвальные надписиДрамы и сатирические произведения, элегия, посланияПесни, все виды комедий, эпиграммы, письма друзьям, басни

В чем заключается суть теории трех штилей

В 1758 году теория трех штилей Ломоносова была опубликована впервые. Если подходить к ее рассмотрению кратко, то суть заключается в том, что основой русского языка становится речь, характерная для широких масс. И ее не следует перегружать иностранными нелепыми словами и старославянизмами.

Высокий стиль

Конспект теории трех штилей стоит подразделить на три части в зависимости от стиля. Первым из них является высокий. Он патетический, явно торжественный, величественный. Применяется при написании таких произведений, как оды, трагедии, поэмы, а также рассуждения о чем-то высоком. В этом стиле применяются как церковно-славянские слова, так и общеупотребляемые, но исключительно славянские. Этот стиль был доступен исключительно образованным людям.

Средний стиль

Михаил Васильевич Ломоносов в теории трех штилей выделил средний стиль. В нем используются как славянизмы, так и просторечия, народные слова. Как раз этот стиль можно назвать самым разнообразным. Ведь в нем сочетаются слова, характерные для низкого и высокого. Подразумевалось использование также разговорных и литературных выражений. При этом старославянизмы применялись с максимальной осторожностью. В противном случае они бы уже не были столь торжественными и значимыми.

Низкий стиль

В этом штиле уже не используются старославянские изречения. Речь максимально проста, понятна для народа. В таком стиле пишут комедии и сценарии, письма друзьям и песни. Он уместен и во множестве других жанров.

Благодаря использованию бытовой, разговорной речи, удалось существенно расширить рамки литературного русского языка. Его стилистика стала существенно обогащена. За счет этого Ломоносов сделал акцент на том, что в низком стиле должны употребляться посредственные изречения. Ученый хотел показать, что просторечия должны интегрироваться в общепринятый слог.

Примеры трех штилей

В наше время литература четко разделяется на стили и типы речи, что делает её простой для чтения и понимания. Однако всего несколько веков назад она представляла собой смешение различных слов, не подходящих друг к другу, была тяжелой как для читателя, так и для автора. Но все изменилось с введением теории трех штилей Ломоносова.

Теория трех штилей Ломоносова

Особенности теории

Теория трех штилей была сформулирована М. В. Ломоносовым в XVIII веке, когда русский язык окончательно потерял свой облик. Это произошло из-за иностранных слов, прибывших в страну в большом количестве вместе со своими носителями, которых радостно встречал Петр Великий. Но сама теория существовала задолго до этого времени.

Происхождение и история

Изначально отличительные черты были следующие: высокий штиль имел наибольшее различие, в нем чаще всего употреблялись риторические средства (то есть лексика, фигуры речи и особое построение предложений). В среднем к ним обращались реже, а в простом они и вовсе отсутствовали. Высоким штилем часто пользовались ораторы и другие политические и народные лидеры, чтобы воодушевить население или убедить противника принять определенное решение на переговорах.

Версия Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич хотел видеть свой родной язык чистым, красивым и с подавляющим количеством славянских слов. Он призывал всех использовать как можно меньше варваризмов, заменять их исконно русскими синонимами. Ученый сохранил изначальную идею разделения стилей, изменив ее под русский язык и литературу. Ломоносов предписывал прибегать только к одной речевой группе, учитывая литературный жанр произведения. Краткое содержание теории трех штилей Ломоносова можно представить в виде таблицы.

Штиль Стилистические особенности
Высокий Высокая, торжественная речь, благородная, величественная эмоциональная окраска
Средний Смешение низкого и высокого стилей, переходное звено
Простой (низкий) Разговорный стиль, использующийся в повседневной жизни.

Можно заметить, что устаревших слов здесь уже гораздо меньше.

Мартышка к старости слаба глазами стала,

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

Лишь стоит завести очки.

Однако не вся лексика была причислена к одному из штилей. В виде исключения некоторые группы слов были оставлены Ломоносовым вне литературного языка:

  • устаревшие церковные выражения, уже не используемые в речи,
  • высказывания, которые не подходят ни к одному из стилей, потому что в любом из них использование будет неприлично и непозволительно,
  • заимствованные слова: ученый считал, что они не нужны русскому языку, недолюбливал, отчасти даже презирал их.

Средний штиль

Это самая большая по количеству и объему группа, поэтому она имеет особые примечания, которые уточняют принадлежность именно к этому виду. Какие же слова объединяет в себе такой стиль? Короткий список для конспекта будет выглядеть так:

Значение изменений

Ломоносов хотел классифицировать русскую лексику, что ему и удалось. Несмотря на несовершенность, которую он сам признавал, ученый смог сделать первый шаг — самую трудную часть работы. Он определил направление для дальнейшего развития литературы, оставив доработку своей теории выдающимся деятелям будущего.

Мнения современников

Влияние на дальнейшее развитие

Три штиля Ломоносова были введены относительно недавно, а за прошедшее время уже появилось множество терминов, выведенных из них. Например, многие люди, скорее всего, смогут назвать хотя бы несколько стилей речи. К ним относятся:

  • разговорный,
  • официально-деловой,
  • научный,
  • публицистический,
  • художественный.

Стили речи

Некоторые из них делятся еще и на подтипы. Например, научный стиль включает в себя научно-популярный, научно-учебный и непосредственно научный. Кроме того, стали обособлять и отдельные типы речи: повествование, описание и рассуждение. Другими словами, новаторство Ломоносова напрямую повлияло на развитие литературы и ее нынешнее состояние.

Читайте также: