Кто является автором стихотворений блажен незлобивый поэт муза элегия поэт и гражданин
Обновлено: 02.07.2024
Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".
Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.
. Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.
В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.
Муза ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.
Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам. " Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".
Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил и сердцем я спокоен.
Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.
Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, "Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии".
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
основные мотивы лирики Н.А.Некрасова
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной
Образовательная : р аскрыть особенности лирики Н.А.Некрасова:
патриотизм и гражданственность, совестливость,
отражение духовного мира крестьянства в его творчестве.
протест протии социальной несправедливости ,
стремление к общественному переустройству, любовь к
Родине и самоотверженное служение ей, боль за судьбу
народа и вера в его великое будущее в творчестве поэта,
новаторство его поэзии.
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,
умения мыслить исторически и системно, умения видеть
художественные явления в их развитии, формирование
поэтического чутья, культуры чтения.
Воспитательная: воспитание любви к творчеству великого поэта,
любви к Родине, самоотверженному служению долгу;
воспитание бережного отношения к русскому
литературному наследию, родному слову.
Оборудование урока: выставка книг, портреты поэта, альбом
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
Не русский – взглянет без любви
На эту бледную, в крови
Кнутом иссеченную Музу …
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
2. Основные мотивы лирики Некрасова
6. Заключение: «В служении сердцем своим и талантом своим народу он
Проблемные вопросы:
Каковы основные мотивы лирики Некрасова?
В чём самобытность и новаторство лирики Некрасова?
Каково значение лирики Некрасова для русского
II . Основные мотивы лирики Некрасова
Мотив в лирике – это преобладающая интонация, сквозное, проходящее через всю поэзию лирическое чувство.
В лирике Некрасова Можно выделить следующие темы:
На данном уроке мы попытаемся раскрыть первые две темы
Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии.
Вспомним пушкинского пророка:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Как Некрасов раскрывает тему поэта и поэзии в своем творчестве?
Что нового поэт внес в эту тему?
К теме поэта и поэзии Некрасов обращается на протяжении всего своего
Муза [гр. musa ] - 1) в древнегреческой мифологии каждая из девяти
богинь, покровительниц искусств и наук: Урания — покровительница
астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена —
трагедии, Полигимния — гимнов, Талия — комедии, Эрато — любовной
поэзии, Терпсихора - танцев и хорового пения, Евтерпа - лирической
поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камены;
2) источник поэтического вдохновения; творчество поэта в его
Что же поэту служило Музой?
Вчерашний день часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
О, Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба –
Не плачь! Завиден жребий наш,
Не надругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу.
В чем сходство и различие этих стихотворений?
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой
Ему нет горше укоризны.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.
Что такое элегия?
Почему Некрасов обратился к этому жанру?
( Элегия - один из древнейших жанров лирической поэзии, от греческого elegos - жалоба. Обычно в элегиях писали о личных, сугубо интимных чувствах - несчастной любви, грустных переживаниях. Некрасов трансформировал жанр элегии, создав новую разновидность жанра — социальную элегию, в которой грустные мотивы переплетаются с гражданской темой. Для поэта не существует грани между личными переживаниями и общественным долгом).
Что нового внес поэт в изображение народной жизни?
Пускай нам говорит изменчивая мода,
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши! не стареет она).
С кем и о чем спорит поэт?
Вступительные строки — полемическая отповедь Некрасова распространявшимся в 70-е годы официальным воззрениям, утверждавшим, что реформа 1861 года окончательно решила крестьянский вопрос и направила народную жизнь по пути процветания и свободы.
Есть ли перекличка тем в творчестве Пушкина и Некрасова?
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
. Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза.
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
И лес откликнулся.
Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он — и не дает ответа. )
Какой вопрос, относящийся к жизни России 70-х годов, в этом стихотворении можно считать главным?
(Для Некрасова важнейшим был вопрос - сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь?
Какие главные качества некрасовской лирики проявились в этом стихотворении?
Вывод: Так какая же она – некрасовская Муза?
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть
Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
(Из воспоминаний Панаевой).
Какова композиция этого стихотворения?
Из скольких частей оно состоит?
(В стихотворении можно выделить 3 части – размышления: о «владельце
Что мы узнаем в первой части, каким видим парадный подъезд?
Как поэт описывает крестьян? Какие детали вам показались наиболее выразительными?
(О крестьянах - пилигримах Некрасов говорит торжественно, скорбно и уважительно:
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди.
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых .
Труден был путь этих вечных тружеников и страдальцев, кормильцев и поильцев России, ее подлинных хозяев. Но их останавливает циничный окрик:
Кто-то крикнул швейцару:
О чем говорится в 3 части?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил. —
Поэт страстно мечтал о времени, когда народ сбросит с себя тяжкие оковы
Какова интонация этого стихотворения? Меняется ли она
в различных частях стихотворения?
. сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
Невыносима жизнь бедного городского люда. И особенно страшна она становится, когда наступают холода. Нет спасенья от мороза, безжалостен он к беднякам, молящим о пощаде в надрывающей душу, похожей на вопль песне:
«Уходи из подвалов сырых,
Полутемных, зловонных, дымящихся,
Уходи от голодных, больных,
Озабоченных, вечно трудящихся.
Уходи, уходи, уходи!
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит-гудит-гудит!
Чем более будничны у Некрасова правда и ужасы, тем сильнее и горше скорбь автора. И выражается не только содержанием, но и ритмом стиха:
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колёса
M ы вертим - вертим - вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдаёт.
Для Некрасова достаточно одной, точно выбранной детали, чтобы нарисовать такую будничную, но от этого не менее страшную картину. ветра от колеса вполне достаточно, чтобы возник образ Это одна из особенностей поэзии Некрасова.
Каковы же особенности поэзии Некрасова, в чем заключается новаторство поэта?
• Некрасов нашёл горько- ироническую интонацию, при которой
поэтическая форма оттеняет и подчёркивает прозаичность, грубость,
будничность содержания. Стих поэта близок к обыденной, разговорной
такова речь не только Орины, матери солдатской, но и лаконичная,
нарочито скупая речь самого повествователя.
• Подчёркнуто будничная интонация Некрасова, его умение столкнуть
иронию и пафос, а в нужный момент устраниться от комментария,
предоставив работать материалу, заложили основы новой поэтики.
На стыке высокой поэзии и самой обыденной прозы высекается искра
Поэзия Некрасова близка к народному творчеству. Стихотворения Некрасова становились народными песнями не только потому, что в них много фольклорных словечек, приёмов или прямых заимствований, — в народной песне, как и в стихах Некрасова, всегда соседствуют фарс и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и истинно русская мечтательность.
Некрасов заявил себя мастером крепко выстроенной фабулы. Почти все его стихи сюжетны . Дав читателю полюбоваться пейзажем (чаще всего унылым, осенним, равнинным), он переходит на очередную больную тему, мрачный или трогательный сюжет, но нигде не выступает чистым лириком, чистым пейзажистом: в основе текста — всегда событие, история. Читателям интересно узнать, что же будет дальше
• Эмоциональное воздействие стихов Некрасова в значительной степени
обеспечено широким использованием трехсложных размеров, до того
в анапесте, ощутимы разнообразные оттенки живого человеческого
голоса, надрыв, заунывность фольклорной песни.
• Новаторство поэта заключается в том, что Некрасов создает новые
поэтические формы. Для его поэзии характерно разнообразие
• Высокая гражданственность, совестливость, народность, идейность,
протест против социальной несправедливости , стремление к
общественному переустройству, любовь к Родине и самоотверженное
служение ей, боль за судьбу народа и вера в его великое будущее
• Велико значение поэзии Некрасова. Его лирику высоко ценили
А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский, поэты XX в.: В.Б.Брюсов,
золотого и серебряного века.
VII. Итоги урока
Д/З: Выучить наизусть и подготовить анализ одного из стихотворений
Анализ стихотворения Николая Некрасова — Блажен незлобивый поэт
В середине 19 века Н. А. Некрасов, под влиянием “народнического” движения, задумал поэму, где он смог бы масштабно описать глубину трагедии русского крестьянства. Стихотворение “Русь” является заключительной частью эпического, социально-философского произведения “Кому на Руси жить хорошо”.
Стихотворение написано в виде классической лирики и стилизованно под народную песню. Главная тема произведения посвящена закрепощенному народу. Его способности сохранять в сердце внутреннею свободу и несмотря на унижение оставаться терпеливым к своим угнетателям “Золото, золото сердце народное”.
Основная мысль автора заключаются в том, что терпение людей не безгранична и после народного прозрения неизбежно настанет час расплаты. Несмотря на отмену крепостного права крестьяне чувствовали обман и не видели изменений в своей жизни. “Сила с неправдою не уживается”. Заглядывая в будущие, поэт предрекает великий бунт, который неизбежно приведёт к безоговорочному освобождению. “Рать поднимается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая”.
Главным героем стихотворения является “Матушка Русь”. Обладая изрядным количеством противоречий “могучая и бессильная”, “забитая и всесильная” Русь представляется загадкой для обывателя, пугая его своей верой в неизбежность прихода эры справедливости, “совесть спокойная, правда живучая”.
Оригинальная стиль повествование произведения, в форме народного эпоса, усиливает впечатление народности, идущая из “темных”, крестьянских глубин. Большая практика общения с крестьянами ряда губерний, позволило поэту вживить в тело произведения детали фольклорной речи, понять образ мышления простого человека. Такие выражения как шелохнутся, небужены, наношены можно было найти только общаясь с, живыми, людьми глубоко проникнув в их мировоззрение
По мнению многих современников поэта, Н. Некрасову удалось уловить особенности русского настроение. Вселить сочувствие к народам России. Возбудить ответственность правящего класса за поступки своих предков и передать ответственность грядущим потомкам перед совестью, Родиной и Богом. Известный публицист и литературный критик В. Белинский писал “Мой друг в своей последней работе продолжает продвигать свою идею: возбуждать сочувствие правящего класса к простому человеку, его проблемам и желаниям”.
Жанр, размер
Образы и символы
Блажен незлобливый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Тропы и образы
О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.
Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.
Темы, проблемы
Блажен незлобивый поэт
Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа;
Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят…
Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, —
И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых.
Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!
Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.
Но был и другой тип поэтов.
Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.
Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.
Неблагодарная правда
Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности.
Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.
Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:
Смерть как награда
В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни — славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.
Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели — донести свои мысли и чувства до общественности.
Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.
Основная мысль
Основной мыслью произведения было отразить главную миссию творца-поэта, которая заключается в следующем: поэту необходимо побудить при помощи своей лиры любовь к родной земле; а так же подталкивать народ на борьбу с несправедливостью.
Чистое искусство приходилось по вкусу состоятельным людям, поэтому они мало думали про тяжести судьбы бедного народа, продолжая все так же пользоваться их трудом. Некрасов понимал, что необходимо с помощью творчества донести до богачей всю ту правду, о которой они предпочитают не думать. И вот когда на них она наконец-то обрушится, они смогут уже более объективно смотреть на вещи и саму ситуацию в целом. Данные действия смогут привести к столь желанным переменам.
Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.
Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.
Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нём нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь.
Да глядеть обидно.
Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать.
Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.
Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело.
Спаситель Пушкин! — Вот страница:
Прочти и перестань корить!
Неподражаемые звуки.
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!
Да, звуки чудные. ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.
Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, — великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста.
Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звёзды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредёт пугливо, —
Ты твёрдо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!
Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Ещё стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твёрдая земля.
Но гром ударил: буря стонет,
И снасти рвёт, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пёс — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет.
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдалённой
Ты стал бы лирой вдохновлённой
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?
А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер Бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоём труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твёрдый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!
Ты кончил. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идём,
А если в сторону свернём —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведёт их к благородной цели,
И труд его успешен, спор.
Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись! Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами.
Ему тяжёлый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
.
.
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянёт или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же. Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан. Знаешь ты
Их участь. Преклони колени.
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени!
В твоём сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!
Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придёт
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поёт.
Зовёт то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я её чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам её не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шёл один венок терновый
К твоей угрюмой красоте.
Читайте также: