Кто является автором стихотворений блажен незлобивый поэт муза элегия поэт и гражданин

Обновлено: 02.07.2024

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен "глаголом жечь сердца людей", "воспламенять бойца для битвы", нести людям "любви и правды чистые учения".

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его "муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении "Поэт и гражданин", которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, "богатых словом, делом бедных", погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, "избранника неба", "глашатая истин вековых", посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт "в годину горя" должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя "в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь". Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом" в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

. Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою "неласковую музу" "печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков". Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.

Муза ведет поэта "чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода", заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение "Блажен незлобивый поэт" рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе "незлобивого поэта", которому современники "при жизни памятник готовят".

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, "чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений". Труден и горек его путь. Его "карающая лира" не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение "Элегия", которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, "что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее должна". Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна "изменчивой моде". Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" — этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, "влачатся в нищете, покорствуя бичам". Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения "Деревня": "Здесь рабство тощее влачится по браздам. " Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема "страданий народа" должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, "кому посвящены мечтания поэта", "не внемлет он и не дает ответа".

Подобно Пушкину в стихотворении "Памятник", Некрасов в своей "Элегии" подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, "Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

основные мотивы лирики Н.А.Некрасова

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок – исследование с применением компьютерной

Образовательная : р аскрыть особенности лирики Н.А.Некрасова:

патриотизм и гражданственность, совестливость,

отражение духовного мира крестьянства в его творчестве.

протест протии социальной несправедливости ,

стремление к общественному переустройству, любовь к

Родине и самоотверженное служе­ние ей, боль за судьбу

народа и вера в его великое будущее в творчестве поэта,

новаторство его поэзии.

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, формирование

поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитательная: воспитание любви к творчеству великого поэта,

любви к Родине, самоотверженному служе­нию долгу;

воспитание бережного отношения к русскому

литературному наследию, родному слову.

Оборудование урока: выставка книг, портреты поэта, альбом

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови

Кнутом иссеченную Музу

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

2. Основные мотивы лирики Некрасова

6. Заключение: «В служении сердцем своим и талантом своим народу он

Проблемные вопросы:

Каковы основные мотивы лирики Некрасова?

В чём самобытность и новаторство лирики Некрасова?

Каково значение лирики Некрасова для русского

II . Основные мотивы лирики Некрасова

Мотив в лирикеэто преобладающая интонация, сквозное, проходящее через всю поэзию лирическое чувство.

В лирике Некрасова Можно выделить следующие темы:

На данном уроке мы попытаемся раскрыть первые две темы

Тема поэта и поэзии традиционна для русской поэзии.

Вспомним пушкинского пророка:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Как Некрасов раскрывает тему поэта и поэзии в своем творчестве?

Что нового поэт внес в эту тему?

К теме поэта и поэзии Некрасов обращается на протяжении всего своего

Муза [гр. musa ] - 1) в древнегреческой мифологии каждая из девяти

богинь, покровительниц искусств и наук: Урания — покровительница

астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена —

трагедии, Полигимния — гимнов, Талия — комедии, Эрато — любовной

поэзии, Терпсихора - танцев и хорового пения, Евтерпа - лирической

поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камены;

2) источник поэтического вдохновения; творчество поэта в его

Что же поэту служило Музой?

Вчерашний день часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

О, Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба –

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому кровному союзу!

Не русский — взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

В чем сходство и различие этих стихотворений?

Не русский — взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой

Ему нет горше укоризны.

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь.

Что такое элегия?

Почему Некрасов обратился к этому жанру?

( Эле­гия - один из древнейших жанров лирической поэзии, от греческого elegos - жалоба. Обычно в элегиях писали о личных, сугубо интимных чувствах - несчастной люб­ви, грустных переживаниях. Некрасов трансформировал жанр элегии, создав новую разно­видность жанра — социальную элегию, в которой грустные моти­вы переплетаются с гражданской темой. Для поэта не существует грани между личными переживаниями и общественным долгом).

Что нового внес поэт в изображение народной жизни?

Пускай нам говорит изменчивая мода,

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она).

С кем и о чем спорит поэт?

Вступительные строки — полемическая отповедь Некрасова распространявшимся в 70-е годы официальным воззрениям, утверждавшим, что реформа 1861 года окончательно решила крестьянский вопрос и направила народную жизнь по пути процветания и свободы.

Есть ли перекличка тем в творчестве Пушкина и Некрасова?

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

. Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза.

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

И лес откликнулся.

Природа внемлет мне,

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа. )

Какой вопрос, относящийся к жизни России 70-х годов, в этом стихотворении можно считать главным?

(Для Некрасова важнейшим был вопрос - сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесет ли его поэзия перемены в народную жизнь?

Какие главные качества некрасовской лирики проявились в этом стихотворении?

Вывод: Так какая же она – некрасовская Муза?

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть

Со всех сторон его клянут,

И только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

(Из воспоминаний Панаевой).

Какова композиция этого стихотворения?

Из скольких частей оно состоит?

(В стихотворении можно выделить 3 части – размышления: о «владельце

Что мы узнаем в первой части, каким видим парадный подъезд?

Как поэт описывает крестьян? Какие детали вам показались наиболее выразительными?

(О крестьянах - пилигримах Некрасов говорит торжественно, скорбно и уважительно:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди.

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых .

Труден был путь этих вечных тружеников и страдальцев, кормильцев и поильцев России, ее подлинных хозяев. Но их останавливает циничный окрик:

Кто-то крикнул швейцару:

О чем говорится в 3 части?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Поэт страстно мечтал о времени, когда народ сбросит с себя тяжкие оковы

Какова интонация этого стихотворения? Меняется ли она

в различных частях стихотворения?

. сливается, стонет, гудёт,

Как-то глухо и грозно рокочет,

Словно цепи куют на несчастный народ,

Словно город обрушиться хочет.

Невыносима жизнь бедного городского люда. И особенно страшна она становится, когда наступают холода. Нет спасенья от мороза, безжалостен он к беднякам, молящим о пощаде в надрывающей душу, похожей на вопль песне:

«Уходи из подвалов сырых,

Полутемных, зловонных, дымящихся,

Уходи от голодных, больных,

Озабоченных, вечно трудящихся.

Уходи, уходи, уходи!

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умрипроклятое вертится,

Хоть умригудит-гудит-гудит!

Чем более будничны у Некрасова правда и ужасы, тем сильнее и горше скорбь автора. И выражается не только содержанием, но и ритмом стиха:

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колёса

M ы вертим - вертим - вертим!

Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдаёт.

Для Некрасова достаточно одной, точно выбранной детали, чтобы нарисовать такую будничную, но от этого не менее страшную картину. ветра от колеса вполне до­статочно, чтобы возник образ Это одна из особенностей поэзии Некрасова.

Каковы же особенности поэзии Некрасова, в чем заключается новаторство поэта?

• Некрасов нашёл горько- ироническую интонацию, при которой

поэтическая форма оттеняет и подчёркивает прозаичность, грубость,

будничность содержания. Стих поэта близок к обыденной, разговорной

такова речь не только Орины, матери солдатской, но и лаконичная,

нарочито скупая речь самого повествователя.

• Подчёркнуто будничная интонация Некрасова, его умение столкнуть

иронию и пафос, а в нужный момент устраниться от комментария,

предоставив работать материалу, заложили основы новой поэтики.

На стыке высокой поэзии и самой обыденной прозы высекается искра

Поэзия Некрасова близка к народному творчеству. Стихотворения Некрасова становились народными песнями не только потому, что в них много фольклорных словечек, приёмов или прямых заимствований, — в народной песне, как и в стихах Некрасова, всегда соседствуют фарс и трагедия, ирония и отчаяние, народный здравый смысл и истинно русская мечтательность.

Некрасов заявил себя мастером крепко выстроенной фабулы. Почти все его стихи сюжетны . Дав читателю полюбоваться пейзажем (чаще всего унылым, осенним, равнинным), он переходит на очередную больную тему, мрачный или трогательный сюжет, но нигде не выступает чистым лириком, чистым пейзажистом: в основе текста — всегда событие, история. Читателям интересно узнать, что же будет дальше

• Эмоциональное воздействие стихов Некрасова в значительной степени

обеспечено широким использованием трехсложных размеров, до того

в анапесте, ощутимы разнообразные оттенки живого человеческого

голоса, надрыв, заунывность фольклорной песни.

• Новаторство поэта заключается в том, что Некрасов создает новые

поэтические формы. Для его поэзии характерно разнообразие

• Высокая гражданственность, совестливость, народность, идейность,

протест против социальной несправедливости , стремление к

общественному переустройству, любовь к Родине и самоотверженное

служе­ние ей, боль за судьбу народа и вера в его великое будущее

• Велико значение поэзии Некрасова. Его лирику высоко ценили

А.Н.Островский, Ф.М.Дос­тоевский, поэты XX в.: В.Б.Брюсов,

золотого и серебряного века.

VII. Итоги урока

Д/З: Выучить наизусть и подготовить анализ одного из стихотворений

Анализ стихотворения Николая Некрасова — Блажен незлобивый поэт

В середине 19 века Н. А. Некрасов, под влиянием “народнического” движения, задумал поэму, где он смог бы масштабно описать глубину трагедии русского крестьянства. Стихотворение “Русь” является заключительной частью эпического, социально-философского произведения “Кому на Руси жить хорошо”.

Стихотворение написано в виде классической лирики и стилизованно под народную песню. Главная тема произведения посвящена закрепощенному народу. Его способности сохранять в сердце внутреннею свободу и несмотря на унижение оставаться терпеливым к своим угнетателям “Золото, золото сердце народное”.

Основная мысль автора заключаются в том, что терпение людей не безгранична и после народного прозрения неизбежно настанет час расплаты. Несмотря на отмену крепостного права крестьяне чувствовали обман и не видели изменений в своей жизни. “Сила с неправдою не уживается”. Заглядывая в будущие, поэт предрекает великий бунт, который неизбежно приведёт к безоговорочному освобождению. “Рать поднимается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая”.

Главным героем стихотворения является “Матушка Русь”. Обладая изрядным количеством противоречий “могучая и бессильная”, “забитая и всесильная” Русь представляется загадкой для обывателя, пугая его своей верой в неизбежность прихода эры справедливости, “совесть спокойная, правда живучая”.

Оригинальная стиль повествование произведения, в форме народного эпоса, усиливает впечатление народности, идущая из “темных”, крестьянских глубин. Большая практика общения с крестьянами ряда губерний, позволило поэту вживить в тело произведения детали фольклорной речи, понять образ мышления простого человека. Такие выражения как шелохнутся, небужены, наношены можно было найти только общаясь с, живыми, людьми глубоко проникнув в их мировоззрение

По мнению многих современников поэта, Н. Некрасову удалось уловить особенности русского настроение. Вселить сочувствие к народам России. Возбудить ответственность правящего класса за поступки своих предков и передать ответственность грядущим потомкам перед совестью, Родиной и Богом. Известный публицист и литературный критик В. Белинский писал “Мой друг в своей последней работе продолжает продвигать свою идею: возбуждать сочувствие правящего класса к простому человеку, его проблемам и желаниям”.

Жанр, размер

блажен незлобивый поэт

Образы и символы

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства;

Тропы и образы

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

Темы, проблемы

Блажен незлобивый поэт

Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!

Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.



Но был и другой тип поэтов.

Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.

Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.

Неблагодарная правда

Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности.

Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.

Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:

Смерть как награда

В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни — славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.

Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели — донести свои мысли и чувства до общественности.

Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.

Основная мысль

Основной мыслью произведения было отразить главную миссию творца-поэта, которая заключается в следующем: поэту необходимо побудить при помощи своей лиры любовь к родной земле; а так же подталкивать народ на борьбу с несправедливостью.

Чистое искусство приходилось по вкусу состоятельным людям, поэтому они мало думали про тяжести судьбы бедного народа, продолжая все так же пользоваться их трудом. Некрасов понимал, что необходимо с помощью творчества донести до богачей всю ту правду, о которой они предпочитают не думать. И вот когда на них она наконец-то обрушится, они смогут уже более объективно смотреть на вещи и саму ситуацию в целом. Данные действия смогут привести к столь желанным переменам.

Опять один, опять суров,
Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —
И будет мой портрет готов.

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нём нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь.

Да глядеть обидно.

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать.

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело.

Спаситель Пушкин! — Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Неподражаемые звуки.
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Да, звуки чудные. ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь — пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, — великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста.

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звёзды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредёт пугливо, —
Ты твёрдо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Ещё стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, —
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твёрдая земля.
Но гром ударил: буря стонет,
И снасти рвёт, и мачту клонит, —
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пёс — и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет.
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдалённой
Ты стал бы лирой вдохновлённой
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер Бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоём труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твёрдый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других — потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идём,
А если в сторону свернём —
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведёт их к благородной цели,
И труд его успешен, спор.

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись! Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами.
Ему тяжёлый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
.
.
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянёт или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же. Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан. Знаешь ты
Их участь. Преклони колени.
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени!
В твоём сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придёт
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поёт.
Зовёт то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи —
И мигом скроется она.
Не вовсе я её чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя —
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю —
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам её не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шёл один венок терновый
К твоей угрюмой красоте.

Читайте также: