Кто выделил возрастные кризисы детей

Обновлено: 16.06.2024

В отечественной психологии впервые вопрос о существовании критических и стабильных периодов был поставлен П.П. Блонским в 20 – е годы. Позже изучению кризисов развития были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и др.

В результате исследований и наблюдений за развитием детей было установлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критически, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период. Используя возрастную периодизацию Л. С. Выготского с учётом современных представлений о границах возрастов, выделяют следующие стабильные периоды в детском развитии:

Младенческий возраст 2 мес. – 1 год

Раннее детство 1-3 года

Подростковый возраст 11-15 лет

Младший школьный возраст 7 – 11 лет

Старший школьный возраст 15 – 17 лет

В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.

В детской психологии принято выделять:

Кризис новорождённости.

Кризис одного года.

Кризис 3 лет

Кризис 7 лет

Кризис подростковый 12- 14 лет

Кризис юности 17 – 18 лет

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей.

Во – первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса.

Во - вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим.

В – третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный характер. В эти периоды ребёнок не сколько приобретает, сколько теряет из приобретённое прежде: угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются сложившиеся формы отношений с окружающими, ребёнок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее.

Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый.

Строптивость – это третий симптом. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни.

Четвёртый симптом - своеволие, проявляющееся в стремлений ребёнка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Наряду с основными, выделяют ещё три дополнительных симптома кризиса.

Это протест – бунт, когда все поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому поводу.

В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё симптом – деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям.

Что нужно знать о кризисах?

Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более взрослым отношениям с окружающими.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

Проблемы кризисов широко разрабатывались российскими и отечественными психологами: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Бенедиктов Б.А. и др.; а также зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.

ВложениеРазмер
krizisy_2014.docx 31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы развития детей дошкольного возраста.

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

- младенческий - с рождения до одного года;

- раннее детство - от года до трёх;

- дошкольное детство - от трёх лет до семи.

Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию. Соответственно вышеописанным периодам в жизни ребёнка, Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:

-кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

-кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

-кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;

-кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает. Какова же суть каждого из перечисленных кризисов?

Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-разному. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием. Чем меньше родители знают о причинах непривычного поведения своего ребёнка, чем меньше выстраивают отношения соответственно меняющимся условиям, тем более глубоким и сложным может оказаться кризис.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

Кризис новорожденности . Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис первого года жизни. К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадается ему на глаза. Он опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, грызет обувь своими молочными зубами, пробует на вкус бабушкины лекарства. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и основное – стремление все делать самому, даже при отсутствие соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с разными взрослыми; наблюдаются неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порой агрессивность в отношениях с близкими. И, наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

Расширение объективных возможностей ребенка провоцируют запреты со стороны взрослого. Далеко не все желания ребенка могут быть удовлетворены: ему, например, не разрешают всовывать пальцы в розетку, есть из собачей миски и пр. Запрет со стороны взрослого делит окружающее пространство на доступное и недоступное.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Но эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи взрослого. Противоречие между стремление к самостоятельности и зависимостью от взрослого составляет суть этого возрастного кризиса.

Чего делать, когда у ребенка кризис одного года?

Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.

В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д.

Нельзя потакать всем капризам ребенка, баловать его. Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:

- запретов должно быть как можно меньше;

- лучше не запрещать, а отвлекать;

- отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).

Л.С. Выгодский описал следующие семь симптомов кризиса трех лет:

2. Упрямство. Его стоит отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство.Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.

3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.д.Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.

7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в требовании постоянного внимания к себе.

Формируется самооценка ребенка.

В этом случае для родителей трехлетки будут действовать следующие правила:

- позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он будет распоряжаться сам;

- уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;

- подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.;

- притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.;

- самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность;

- на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;

- иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.

Кризис семи лет. Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка - утрата детской непосредственности (Л.С.Выгодский).

Как отмечал Выгодский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни, то есть ребенок внешне такой же, как внутри. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К.Н.Поливановой (1994).По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой, и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.

Д.Б. Эльконин в качестве примера приводил историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественные неудачи и насмешки школьников огорчали его, но несмотря на это он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на хроническую неспешность, общего чувства своей неполноценности у него не было. И вот в семь лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом дела.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.

Для них характерны следующие особенности:

1. Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы.

3. Негативный характер развития.
Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Но создается и что-то новое. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Далее следует описание кризиса и следующего за ним стабильного периода, где выделено только самое важное, наиболее характерное. Касательно потребностей следует понимать, что потребности предыдущего времени не исчезают, просто в описании каждого из периодов указаны только те, что добавляются в связи с развитием ребенка.

Для детского возраста считается, что происходит чередование кризисов, связанных с социализацией (0, 3 года, подростковый кризис 12 лет) и саморегуляцией (1 год, 7 лет, 15 лет).

О зоне ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (то, что он может решить в сотрудничестве со взрослым).
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Раннее детство: 0 – 3 года

Кризис новорожденности: 0-2 месяцев
Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни), помноженное на беспомощность ребенка.
Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру (или недоверия). При благополучном разрешении рождается умение надеяться.
Новообразования к концу кризиса:
– индивидуальная психическая жизнь;
– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);
– возникновение привязанности.

Младенчество: 0-1 год
Основная деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: сенсомоторная.
6 подстадий:
1. Врожденные рефлексы (до 3-4 мес.);
2. Моторные навыки, рефлексы, переходящие в действия (с 2-3 мес.);
3. Развитие координации между глазами и руками, появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий (с 4 мес.);
4. Координация средств и целей, возрастает способность к возпроизведению действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления (с 8 мес.);
5. Формирование связи между действием и его результатом, открытие для себя новых способов получения интересных результатов (с 11-12 мес.);
6. Ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей, появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме (с 1,5 лет).
Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта – понимание независимого от субъекта существования объектов.
Уровни привязанности: на уровне физического контакта, эмоций.
Потребности: чтобы взрослый откликался и удовлетворял все потребности (формирование ситуации привязанности). Основные потребности данного возраста – еда, комфорт, физический контакт, изучение мира.
Результат к концу периода: Разрушение тесной симбиотической ситуации между ребенком и заботящимся о нем взрослым, связанное с тем, что у ребенка появляется самостоятельная человеческая психическая жизнь, основанная на второй сигнальной системе.

Кризис 1 года
Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.
Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция.
Новообразования к концу кризиса:
– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;
– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;
– произвольность движений и жестов, управляемость;
– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).

Детство: 3 года – 12 лет

Кризис 7 лет
Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Характеристика:
1) потеря непосредственности;
2) кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения;
3) замкнутость, неуправляемость.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается компетентность.
Новообразования к концу кризиса:
– внутренний план действий;
– возникновение интегративного мышления, рефлексии;
– формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;
– рождение Я-концепции, самооценки.

* Я предполагаю, что уровень развития интеллекта, нравственного сознания и уровни привязанности коррелируют между собой. Так, без преодоления эгоцентризма не дорасти до желания быть познанным, а способность к интеграции дает возможность развиться автономной морали.

Отрочество: 12-19 лет
(фактически до момента выхода во взрослую жизнь, очень индивидуально)

Юношеский период: 15-19 лет
Основная деятельность: учебно-профессиональная деятельность. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает в 14 – 15 лет стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Для этого периода характерны:
– “эгоцентрическая доминанта” – интерес к собственной личности;
– “доминанта дали” – установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие;
– “доминанта усилия” – тяга подростка к сопротивлению, преодолению,
к волевым напряжениям;
– “доминанта романтики” – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Совесть. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: cтановление сепарации, становление способности вступать в танец привязанности.
Потребности: рассматривать взрослого как старшего соратника. Есть желание оградить некоторые сферы своей жизни от грубого вмешательства. Иметь собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Становление интимности – это контакт плюс две вещи:
– я не нуждаюсь в мониторинге себя, когда я с тобой (доверие);
– я могу сказать тебе все важное, что я думаю в этот момент, не опасаясь негативного ответа.
Еще одно условие для зарождающей интимности — это долгосрочность отношений. Безопасность рождается в контакте с человеком, которого давно знаешь. Очень рискованно входить в интимность с малознакомым. (Интимность – это не обязательно нежность, ласка. Можно во время даже интимной ссоры испытывать чувство безопасности).
Результат к концу периода:
– самостоятельность, вступление во взрослую жизнь;
– контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм;
– нравственные убеждения.

* Забавно то, что в качестве результатов кризисов в классической психологии приводятся те достижения, которые по Ньюфелду могут развиться у ребенка значительно раньше:
1. Чувство собственной важности по Ньюфелду возникает после 4-х лет, а в классической психологии этому соответствует претензия на уважение после кризиса 7 лет.
2. После 12 лет у подростков возникает чувство общности – “мы”. По Ньюфелду же это соответствует третьему уровню привязанности – принадлежности и характерно для детей после 3-х лет.
3. Чувство интимности/ безопасности по Ньюфелду возможно после 7 лет, а классическая психология относит его проявления к юношескому периоду. Хотя, насколько я понимаю, зачастую и в более позднем возрасте люди не всегда способны ощутить безопасность в общении с теоретически самыми близкими людьми в семье.
Эти расхождения наводят на мысль о том, что фактически классическая практическая психология изучает в большей степени отклоняющееся поведение, а не то, что хотелось бы видеть как норму.

foto17521-2 (6)

Многие родители замечают, что в определенные периоды поведение их ребенка резко меняется, причем далеко не в лучшую сторону.

Связано это с тем, что ребенок развивается, и его психика претерпевает определенные возрастные изменения.

Родителям нужно знать о возрастных кризисах детей и относится к этому с пониманием, учиться искать новые подходы к ребенку и как-то сглаживать негативные проявления.

Психологическое понятие, причины возникновения у детей

foto17521-2 (7)

Под возрастным кризисом в психологии понимается не слишком продолжительный по времени определенный возрастной период в человеческой жизни, когда в организме происходят серьезные физиологические и психологические изменения.

Это своеобразный переход человека на качественно новый уровень отношений с миром в плане психологии и социализации, переломная точка на кривой развития.

Причины возникновения кризисных периодов, вне зависимости от возраста, состоят в несоответствии условий (как психологических, так и социальных), в проживания потребностям мальчика или девочки. Иначе говоря, психика маленького ребенка не успевает справляться с обстоятельствами стремительно изменяющегося мира.

Симптомы и признаки детских кризисных периодов развития

Детские кризисы в разном возрасте характеризуются определенной симптоматикой.

В 1 год ребенок может громко плакать без слёз, совершать резкие движения конечностями и головой, замахиваться для удара, активно пользоваться мимикой и изображать требовательность интонационно. Также к числу проявлений в это время можно отнести опасное любопытство, непоседливость, протесты против действий взрослых и привычного режима, назойливость.

В 3 года дети демонстрируют негативизм и упрямство, показывают строптивый характер, тягу к бунту. Они часто обесценивают действия родителей и своевольничают. Может наблюдаться патологическая, необоснованная жадность, показная вредность, проявления ревности и агрессии.

В 7 лет малыши часто не слушаются, стараются соответствовать и подражать взрослым. Наблюдается абсолютное непринятие критики, тяга обидеть окружающих.

При подростковом кризисе можно заметить враждебность, конфликтность в отношениях и со старшим поколением, и со сверстниками; грубые, часто показательные нарушения дисциплины, общепринятых правил, родительских запретов. В это время молодые люди стремятся к одиночеству, чаще уходят в виртуальное общение вместо реального. В разговорах и поступках нередко вспыльчивы и импульсивны, не приемлют критические замечания, игнорируют успеваемость в школе.

Сколько и каких выделили в дошкольном возрасте и школьном?

Над проблемами кризисов у детей работали ученые Выготский и Петрановская.

Выготский

foto17521-2 (4)

Этот ученый заложил основы понимания возрастных детских кризисов, в частности:

  • определил литические (стабильные) и критические периоды роста;
  • назвал главное содержание каждого периода – перестройку социальной ситуации;
  • подтвердил, что на выходе из кризисного периода своего ребенка родители получают новую детскую личности.

Кроме того, Выготский выступил с идеей, что каждый критический период является своеобразным катализатором развития и в физическом, и в личностном плане. Его периодизация непростых периодов следующая (всего 10 стадий, без учета юношества):

  • новорожденность (до двух месяцев);
  • младенчество (до года);
  • кризис 1 года;
  • трехгодовалый кризис;
  • дошкольный возраст (с 3 до 7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьные годы (7-13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный период (с 14 до 17 лет);
  • кризис 17 лет.

Петрановская

foto17521-2 (8)

По мнению Петрановской, суть любого детского кризиса состоит в получении с каждым разом все большей автономии от родителей. Поэтому логичным итогом всех кризисов является полная автономия от семьи, которая наступает к совершеннолетию.

Какие бывают по возрастам: календарь в виде таблицы

В течение всей жизни в разные периоды времени у каждого ребенка наступают кризисные моменты. Это естественный процесс, который присущ каждому.

Попробуем разобраться, в каком возрасте может возникать трудный жизненный период и какова последовательность их возникновения.

Возрастные изменения в детстве можно разделить на пять основных этапов:

    Физиология. Малыш начинает привыкать к жизни в нашем мире. Ребенок уверенно дышит сам, имеет постоянную температуру, питается и пьет. Длительный сон, прогулки помогают ему адаптироваться в новом мире.

Психология. Как будет привыкать ваш сын или дочка к окружающему миру зависит только от близких людей. Малыш еще не может объяснить свои требования, поэтому ему нужна помощь.

  1. Родители со временем начинают распознавать язык жестов, мимику и телодвижения своего дитя.
  2. В этот период новорожденному нужны забота и ласка.
  3. Старайтесь чаще держать малыша на руках, обнимать его и быть рядом.
  4. Кризисный период новорожденного сменяется подвижным периодом.

Психология. В подсознании малыш понимает, что самый важный человек это мама. Он начинает нервничать и переживать, когда не видит ее.

  1. Во время кризиса разных лет нет смысла спорить с ребенком, от этого не будет толка, а еще больше усугубит ситуацию.
  2. В кризис раннего детства малышу особенно необходима ваша любовь, поддержка и нежность.
  3. Дайте ему свободу действий, но всегда будьте рядом, чтобы контролировать и обезопасить его действия.

Психология. Это самый сложный период в жизни каждого ребенка. В это время привычный, спокойный малыш превращается во вредного малыша, который все отрицает и не поддается воспитанию.

  1. Не стоит ругать ребенка и наказывать, не поднимайте голос и старайтесь сохранить самообладание.
  2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, не стоит препятствовать, просто проследите за ним.
  3. Попробуйте выяснить причину его капризов, возможно его обижают другие ребята, либо вы сильно строги к нему.
  4. Необходимо объяснить ребенку границы дозволенного, не поддавайтесь на провокации и крики.
  5. Если он начинает истерику, дайте ему побыть одному, это поможет ребенку быстрее, успокоится.

Психология. С ребенком происходят не только физические изменения, но и появляется новый социальный статус теперь он школьник.

  1. Если вы видите, что ваш ребенок морально или физически не готов к походу в первый класс, то не стоит торопить события. Зачастую такие дети становятся изгоями и получают большую психическую травму.
  2. Первое время не стоит увеличивать нагрузку дополнительными занятиями, не придирайтесь к успеваемости. Дошкольник должен освоить свой новый образ жизни и привыкнуть к статусу.
  3. Не ругайте за невыполненные уроки или отставания в школе, чтобы у ребенка не пропало желание к учебе. Помогите ему, если он что-то недопонимает, делайте уроки вместе.

Психология. Виду физиологических изменений, подросток становится легко возбудимым, агрессивно реагирует на ситуации, смена настроения, часто не может сдержать эмоции.

  1. В этот период особенно надо быть близким со своим ребенком, находить общие темы и интересы.
  2. Необходимо прислушиваться к его мнению и давать советы, в то же время дать возможность самостоятельно принимать решения.
  3. Если же вы заметите что-то необычное в поведении, то обратитесь к помощи психолога.

Новорожденности

foto17521-2 (5)

Этот кризис происходит на бессознательном уровне. Рождение человека связано с сильнейшим стрессом для него. Он связан с тем, что ребенок меняет привычную для себя внутриутробную жизнь на жизнь во внешнем мире.

Конечно же, младенец не может осознать всего этого, поэтому данный кризис связан в первую очередь с физиологическими процессами, рефлексами.

Ребенку нужно адаптироваться к изменившимся условиям существования. Поэтому первые 1-2 месяца жизни малыша очень сложны как для него, так и для его родителей.

Родителям тоже нелегко в это время, т.к. они только начинают свыкаться с новой ролью и зачастую чувствуют растерянность и неуверенность в себе, а также сильную усталость и психологическое напряжение.

Больше информации о кризисе новорожденности вы найдете в нашем материале.

До 12 месяцев

В возрасте до 12 месяцев ребенок переживает несколько кризисных периодов, которые делятся по неделям и имеют свои названия:

Более подробную информацию о кризисах детей от года по неделям вы узнаете из этой статьи.

1 года

В возрасте одного года малыш начинает проявлять большую активность, у него активно развивается речь. Он начинает ходить и активно познавать мир. У ребенка появляется стремление больше двигаться, малыш проявляет самостоятельность в некоторых повседневных делах.

Подробнее о кризисе 1 года рассказано в этой статье.

3 лет

В этом возрасте малыш начинает идентифицировать себя как отдельную личность со своими желаниями и потребностями, больше проявлять свою индивидуальность и показывать собственную значимость. Именно в этом возрасте многие родители отмечают появление у их ребенка, ранее спокойного и покладистого, упрямства, и желания делать все только по-своему.

Многие дети в этом возрасте становятся более возбудимыми, активными, у некоторых малышей может проявляться агрессия, склонность к истерикам и скандалам, особенно если что-то идет не так, как им хотелось бы.

Более детальную информацию о кризисе 3 лет вы найдете здесь.

Обычно он совпадает со временем, когда ребенок идет в школу. У него появляются новые социальные контакты, новый статус, меняется мировоззрение. Постепенно уходит детская непосредственность. В поведении ребенка могут начаться изменения, далеко не всегда приятные для родителей.

Больше информации о кризисе 7 лет вы узнаете из этого материала.

Подростковый

foto17521-2 (2)

Он самый сложный как для ребенка, так и для родителей.

У него есть множество предпосылок – это и гормональные, физиологические изменения, которые могут оказывать влияние на поведение ребенка, а также проблемы социализации и психологической самоидентификации.

Ребенок в подростковом возрасте может быть эмоционально нестабильным, его психика становится лабильной, у него могут быть перепады настроения, вспыльчивость, раздражительность, желание показать свою независимость и самостоятельность.

О подростковом кризисе более подробно рассказано здесь.

Юношеский

Он приходится на 17-18 лет. Именно в этом возрасте юношам и девушкам приходится определяться с профессией, и начинать вступать уже во взрослую, более самостоятельную жизнь, принимать ответственность за себя и свое будущее. В этот период очень важна поддержка родителей и близких людей.

О кризисе 17 лет вы узнаете тут.

Почему нужно знать и различать эти периоды?

Кризисы разных возрастов неизбежны, поэтому родителям надо быть готовыми к любым изменениям в отношениях.

У такого человека возникают трудности социализации и общения с людьми, проблемы с противоположным полом. Он не способен справляться с жизненными трудностями и правильно оценивать окружающий мир, формировать восприятие и мировоззрение.

Основные ошибки родителей и их возможные последствия

foto17521-2 (3)

Игнорирование. Одна из главных ошибок родителей – отказ от естественных возрастных кризисов, как таковых, игнорирование их актуальности в принципе.

Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.

Календарь кризисов

Возрастных кризисов у детей пять:

  • новорожденности – в 6-8 недель;
  • раннего детства – в 1-1,5 года;
  • 3-х лет – между 2 и 4 годами;
  • 7-лет – между 6 и 8 годами;
  • пубертатный – в 12-14 лет.

Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Кризис первого года жизни

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростковый кризис

Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.

Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.

Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.

Читайте также: