Кто впервые обосновал учение о предмете и методе права социального обеспечения

Обновлено: 01.06.2024

Право социального обеспечения– самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[4].

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого.

Так как люди постоянно взаимодействуют с друг другом, часто возникают противоречия, поэтому в связи с необходимостью появилась специальная отрасль права, регулирующая отношения в этой сфере.

Отрасль права -объективно сложившаяся внутри единой системы права, но обособленная часть, представляющая собой группы правовых институтов и норм, которые регулируют однородные общественные отношения, опирающиеся на определенные принципы, имеющие относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования.

Как утверждают специалисты, отрасль права социального обеспечения обладает такими же признаками, которые характерны для любой самостоятельной отрасли. К их числу необходимо отнести:

- однородность общественных отношений, которые возникают между компетентными органами и физическими лицами в связи с реализацией права последних на социальное обеспечение. Реализуется это право через распределение между ними части валового внутреннего продукта путём предоставления им компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством;

- специфика способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений, которая учитывает добровольность, адресность и распределительный характер этих отношений, т.е. особенный метод правового регулирования;

- нормы права, регулирующие социально-обеспечительные отношения, обладают равной юридической силой с нормами отраслей как публичного, так и частного права и успешно взаимодействуют с ними;

- в основу регулирования общественных отношений по социальному обеспечению положены руководящие начала - отраслевые принципы, которые выражают суть отрасли - правовыми средствами обеспечить социальную справедливость общества ко всем своим членам.

- принятие законодателем такого количества социально-обеспечительных правовых норм, которое позволило им приобрести новое качество - признаки права социального обеспечения как отрасли;

-социально-обеспечительные отношения стали регулироваться таким объёмом нормативных правовых актов, который стал важной предпосылкой для формирования и принятия кодифицированного акта. Пока такой акт не принят, но активная и целесообразная деятельность законодателя в этом направлении вселяют уверенность в том, что создание кодифицированного акта, регулирующего социальное обеспечение, вполне возможно;

- очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли. Данная потребность обусловлена тем, что субъектами отношений являются все население страны, и через систему социального обеспечения распределяется часть всенародного достояния, которая предназначена для обеспечения каждому гражданину достойного уровня жизни.

Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества[1].

Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого[2] .

Содержание

↑Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме ( пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг ( социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

Во-первых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем законодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования. Во-вторых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что Россия – федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономической стабилизации все большее распространение получает и локальное нормативное регулирование. В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение и такие признаки, которые характерны только для данной отрасли права. К их числу относятся следующие: особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способов защиты нарушенного права.

↑Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения – это научно обоснованное распределение норм данной отрасли.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. К общей части относятся такие институты, как: субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения. Особенная часть отрасли состоит из правовых институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, комплексные институты пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, институт жалоб и споров по вопросам социального обеспечения; институт ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

Специфика институтов особенной части состоит в том, что ее институты в основном комплексные, т.е. состоящие из подинститутов. Так, институт пенсий делится на подинституты – группы норм, которые регулируют отдельные виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

↑Право социального обеспечения как научная дисциплина

Право социального обеспечения как научная дисциплина – это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания – диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

↑Право социального обеспечения как учебная дисциплина

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы науки права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из систематизированного набора знаний о концепции социального обеспечения как экономической, так и правой категорий.

Право социального обеспечения как наука представляет собой систему научных знаний, правовых взглядов, идей о комплексе явлений в сфере правового регулирования социального обеспечения нормами самостоятельной отрасли, о ее формировании, современном состоянии и перспективах дальнейшего развития.

В.С. Андреев, обращаясь к проблеме систематизации научных знаний о праве социального обеспечения, заметил, что система этой науки строится с учетом системы отрасли.1 Применяя методы научного познания, наука права социального обеспечения познает истоки своего зарождения, этапы становления, прогнозирует, опираясь на накопленные знания и информацию, направления дальнейшего развития.

Право социального обеспечения как наука в качестве основного элемента систематизации научных знаний как итога познания проблем правового регулирования социально-обеспечительных отношений выделяет предмет науки. В процессе исследовании предмета науки происходит формирование собственного понятийного аппарата (понятий, категорий, гипотез, концепций, принципов, теорий, доктрин), который позволяет, применяя системный метод научного познания, расположить знания об объектах правовой действительности в определенной логической последовательности. Эти знания формируются на основе анализа правоприменительной практики, зарубежного опыта, истории развития социально-обеспечительного законодательства. Таким образом, предмет науки определяет, какие знания о данной отрасли права образуют объект его изучения.

Система научной дисциплины шире и богаче системы отрасли права1: консолидируя результаты научного анализа различных явлений в сфере правового регулирования социально-обеспечительных отношений в логически единое и цельное учение, она воздействует на систему самой отрасли, а также предопределяет содержание соответствующей учебной дисциплины.

Право социального обеспечения как научная дисциплина состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.

В Общей части обосновывается понятие социального обеспечения, как определенного социально-экономического явления, присущего всем странам, независимо от их общественно-экономического строя; раскрывается состояние российской системы социального обеспечения на современном этапе; анализируются формы социального обеспечения; исследуется понятие отрасли, ее предмета, метода, системы, принципов правового регулирования, источников; содержится учение о правоотношениях в сфере социального обеспечения.

На основе исторического подхода наука исследует основные этапы становления права социального обеспечения как самостоятельной отрасли и обосновывает перспективы ее дальнейшего развития.

В Особенной части научной дисциплины знания расположены в такой же последовательности как и соответствующие институты Особенной части отрасли, поскольку они отражают результаты научного анализа эффективности самих правовых норм того или иного института отрасли, их соответствия потребностям общества на данном этапе его развития и практики их применения.

В специальной части содержатся знания о международно-правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, обязательствах России, вытекающих из международных договоров, об опыте регулирования указанных отношений в зарубежных странах.

В отечественной науке, несмотря на активную научно-исследовательскую деятельность, сохраняется достаточно много системных проблем, нуждающихся в глубоком осмыслении со стороны научного сообщества. К их числу можно отнести исследование процессов, обусловливающих изменение прежних взглядов на предмет самой отрасли, метод правового регулирования с позиций допустимости включения в него частно-правовых начал. Бурное развитие социального законодательства приводит к формированию комплексных блоков правовых норм, нуждающихся в научном обосновании их места, как в общей системе права, так и в системе отрасли права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это система обобщенных сведений о праве социального обеспечения как отрасли права, социально-обеспечительном законодательстве и практике его применения, а также о самой науке. Соответственно, предметом изучения учебной дисциплины являются знания о социальном обеспечении, а также основы правового регулирования материальных и тесно связанных с ними процедурных и процессуальных отношений. Наука и учебная дисциплина по своему содержанию, целям и задачам не являются тождественными, но в тоже время взаимно не исключают друг друга. Первичной по отношению к учебной дисциплине всегда является наука, поскольку соотношение учебной дисциплины с содержанием науки объективно можно определить как часть и целое. Основной задачей учебной дисциплины является передача студентам (слушателям) знаний с использованием разнообразных методических приемов, обеспечивающих их усвоение, а также выработка навыков практического применения норм действующего законодательства, способствующих формированию у них профессиональных компетенций и развитию творческого потенциала.

Структура учебной дисциплины, как и отрасли, состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части рассматриваются темы, которые содержат основные положения учебного курса: о понятии социального обеспечения как экономической и правовой категорий, его функциях, об организационно-правовых формах социального обеспечения, о предмете, методе, системе права социального обеспечения, его источниках, основных принципах правового регулирования, особенностях правоотношений.

Правовое регулирование социального обеспечения неразрывно связано с экономикой, демографией, социологией и др. Поэтому при изучении содержания правовых институтов Особенной части учебной дисциплины, необходимо раскрывать обоснованность принятия соответствующих нормативных правовых актов и на основе анализа правоприменительной практики давать оценку их эффективности, а также прогнозировать возможные перспективы дальнейшего развития социально-обеспечительного законодательства.

Контрольные вопросы:

1.Раскройте понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права.

1. Дайте классификацию общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

2. Раскройте специфику метода права социального обеспечения как отрасли права.

3. Покажите, как взаимодействует право социального обеспечения с конституционным, финансовым, административным и муниципальным правом.

4. Какие критерии позволяют отграничить право социального обеспечения от трудового, гражданского, семейного и жилищного права?

5. Как соотносится система отрасли права с системой социально-обеспечительного законодательства?

6. Из каких структурных элементов состоит система отрасли права?

7. Какие элементы образуют систему социально-обеспечительного законодательства?

8. Покажите соотношение права социального обеспечения как научной и учебной дисциплин.

Глава 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

§ 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.

§ 2. Содержание принципов права социального обеспечения.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

2. Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

3. Функции социального обеспечения

Можно отметить несколько основных функций социального обеспечения, среди которых экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная, защитная.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Защитная функция направлена на защиту граждан в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.). В этом и заключается основное назначение социального обеспечения. Необходимо обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Еще одна функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

Социально-политические отношения не существуют в обществе обособленно, они представляют собою общественную форму всех без исключения хозяйственных, культурных, потребительских процессов. Социальная политика привносит в эти процессы их связанность с разнообразием интересов классов, социальных групп, общностей.

4. Социальное обеспечение и социальная защита

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усилением расслоения общества, ростом числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан.

Решить ее в рамках права социального обеспечения невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право – это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенный уровень заработной платы, включая установление минимального размера оплаты труда, гарантии соблюдения установленных в законе принципов вознаграждения за труд, выплаты районных коэффициентов и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных).

Гражданское право – государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д.

Жилищное право – вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий.

Семейное право – это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право – это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д.

Основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

5. Предмет права социального обеспечения

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

В период образования СССР (1922 г.) социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах с появлением нового пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках предмета трудового права, а социальное обеспечение колхозников – в рамках предмета колхозного права.

Впервые вопрос о самостоятельности права социального обеспечения был поднят и обсужден на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.

Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В. С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

6. Система отношений по социальному обеспечению граждан

В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает в себя: компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста 3 лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.

Читайте также: