Кто виновен в гибели хатыни

Обновлено: 30.06.2024

Заигрывания с националистами (а это мы наблюдаем сегодня в Киеве) почти всегда заканчиваются одним - трагедией. И когда либералы протягивают им не всегда твердую, иногда и дрожащую руку в надежде на приобретение новых союзников, то с этой поры начинается путь к катастрофе. Националисты, нацисты - не из тех, что предпочитают тонкую игру либеральных политических полутонов и сложных дипломатических интриг. Их руки не дрожат, запах крови пьянит. Послужной список пополняется новыми и новыми жертвами. Они фанатично слепо уверены, что убитых ими врагов, а это "москали, жиды, проклятые русские", должно быть больше, еще больше. И тогда для национализма наступает время Хатыни.

Закрытый трибунал

Думаю, когда на киевском майдане главным идеологом и вдохновителем становится Бандера, когда националистические лозунги ОУН-УПА начинают звучать с новой боевой силой, надо и нам помнить, на что способны люди, исповедующие фашистскую идеологию.

До весны 1986-го я, как и большинство жителей Советского Союза, считал, что Хатынь уничтожили немцы - каратели специального батальона СС. Но в 1986 году появилась скупая информация, что военный трибунал в Минске судил бывшего полицая, некоего Василия Мелешко. Обычный по тем временам процесс. Вот как о нем рассказывал белорусский журналист Василий Зданюк: "В то время подобных дел рассматривали десятки. И вдруг немногочисленных журналистов, среди которых был и автор этих строк, попросили за дверь. Процесс объявили закрытым. И все же кое-что просочилось. Поползли слухи - на полицая "повесили" Хатынь. Василий Мелешко - один из ее палачей. А вскоре новое известие из-за плотно закрытой двери трибунала: разыскали несколько бывших карателей, в том числе некоего Григория Васюру, душегуба из душегубов. "

Март 1943-го: хроника трагедии

Сегодня, спустя 71 год с того страшного мартовского дня 1943-го, трагедия Хатыни восстановлена почти поминутно.

Из показаний Остапа Кнапа: "После того как мы окружили деревню, через переводчика Луковича по цепочке пришло распоряжение выводить из домов людей и конвоировать их на окраину села к сараю. Выполняли эту работу и эсэсовцы, и наши полицейские. Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк. Поджигали крышу сарая, а также солому Лукович и какой-то немец. Через несколько минут под напором людей дверь рухнула, они стали выбегать из сарая. Прозвучала команда: "Огонь!" Стреляли все, кто был в оцеплении: и наши, и эсэсовцы. Стрелял по сараю и я".

Вопрос: Сколько немцев участвовало в этой акции?

Ответ: "Кроме нашего батальона, в Хатыни было около 100 эсэсовцев, которые приехали из Логойска на крытых машинах и мотоциклах. Они вместе с полицейскими поджигали дома и надворные постройки".

Из показаний Тимофея Топчия: "Тут же стояло 6 или 7 крытых машин и несколько мотоциклов. Потом мне сказали, что это эсэсовцы из батальона Дирлевангера. Было их около роты. Когда вышли к Хатыни, увидели, что из деревни убегают какие-то люди. Нашему пулеметному расчету дали команду стрелять по убегавшим. Первый номер расчета Щербань открыл огонь, но прицел был поставлен неправильно и пули не настигали беглецов. Мелешко оттолкнул его в сторону и сам лег за пулемет. "

Из показаний Ивана Петричука: "Мой пост был метрах в 50 от сарая, который охранял наш взвод и немцы с автоматами. Я хорошо видел, как из огня выбежал мальчик лет шести, одежда на нем пылала. Он сделал всего несколько шагов и упал, сраженный пулей. Стрелял в него кто-то из офицеров, которые большой группой стояли в той стороне. Может, это был Кернер, а может, и Васюра. Не знаю, много ли было в сарае детей. Когда мы уходили из деревни, он уже догорал, живых людей в нем не было - дымились только обгоревшие трупы, большие и маленькие. Эта картина была ужасной. Помню, что из Хатыни в батальон привели 15 коров".

Следует отметить, что в немецких отчетах о карательных операциях данные об уничтоженных людях, как правило, ниже фактических. Например, в отчете гебитскомиссара города Борисова об уничтожении деревни Хатынь говорится, что вместе с деревней были уничтожены 90 человек жителей. На самом деле их было 149, все установлены поименно.



Январь 2014 года. Бандера стал знаменем майдана.Фото: ИТАР-ТАСС

Виновен. Расстрелять

14 томов дела N 104 отразили множество конкретных фактов кровавой деятельности карателя Васюры. Во время суда было установлено, что лично им были уничтожены более 360 женщин, стариков, детей. Решением военного трибунала Белорусского военного округа его признали виновным и приговорили к расстрелу.

Я видел черно-белые фотографии с того процесса. Читал заключение психиатрической экспертизы о том, что Васюра Г.Н. в период 1941-1944 гг. какими-либо психическими заболеваниями не страдал. На одной из фотографий на скамье подсудимых - испуганный семидесятилетний старик в зимнем пальто. Это Григорий Васюра.

Зверства в Хатыни были не единственными в послужном списке батальона, сформированного преимущественно из украинских националистов, ненавидящих советскую власть. 13 мая Григорий Васюра возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи. 27 мая батальон проводит карательную операцию в селе Осови, где было расстреляно 78 человек. Далее операция "Коттбус" на территории Минской и Витебской областей - расправа над жителями села Вилейки, уничтожение жителей сел Маковье и Уборок, расстрел 50 евреев у села Каминская Слобода. За эти "заслуги" гитлеровцы присвоили Васюре звание лейтенанта и наградили двумя медалями. После Белоруссии Григорий Васюра продолжил служить в 76-м пехотном полку, который был разбит уже на территории Франции.

По окончании войны Васюре в фильтрационном лагере удалось замести следы. Только в 1952 году за сотрудничество с оккупантами трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. В то время о его карательной деятельности ничего не было известно. 17 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945", и Григорий Васюра вышел на свободу. Вернулся к себе в Черкасскую область.

Когда сотрудники КГБ нашли и снова арестовали преступника, он уже работал заместителем директора одного из совхозов на Киевщине. В апреле 1984 года был даже награжден медалью "Ветеран труда". Каждый год его поздравляли пионеры с 9 Мая. Он очень любил выступать перед школьниками в образе настоящего ветерана войны, фронтовика-связиста и даже именовался почетным курсантом Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознаменного училища связи имени М.И. Калинина - того, что окончил до войны.

История крайнего национализма всегда груба

. Известный французский публицист Бернар-Анри Леви считает, что на сегодняшний день лучшие европейцы - это украинцы. Надо полагать, именно те, что берут в осаду православные храмы, поджигают дома своих политических противников, кричат "геть!" всем, кому не по душе бандеровская вольница. Уже вслух разносится от правых радикалов-националистов - убей коммуниста, жида, москаля.

Видимо, философские воззрения не допускают, что эти суровые ребята на майдане, славные правнуки и последователи предводителя украинских националистов в 1940 - 50-х годах Степана Бандеры, готовы вершить историю с помощью оружия. И к философским диспутам вряд ли расположены. Философия крайнего национализма везде и во все времена была одинаково груба и радикальна - сила, деньги, власть. Культ собственного превосходства. Жителям белорусской деревни Хатынь в марте 1943-го каратели это и продемонстрировали.

В мемориале Хатыни, где только обожженные печные трубы с метрономами на месте бывших домов, стоит памятник: единственный выживший кузнец Иосиф Каминский с мертвым сыном на руках.

В Белоруссии до сих пор считается по-человечески невозможным сказать вслух, кто сжег Хатынь. На Украине наши родные братья, славяне, соседи. Отморозки бывают у каждого народа. Однако был такой специальный полицейский батальон, сформированный из украинских предателей.


Современные прогитлеровски настроенные авторы, в особенности - украинские лжеисторики и их белорусские подпевалы, сегодня усиленно стараются переложить вину за гибель Хатыни на партизан. Дескать, деревня прятала у себя партизанский отряд, за что и поплатилась. Действительно, накануне расправы в Хатыни ночевал партизанский отряд под предводительством Василия Воронянского (этот партизанский командир погибнет в сентябре 1943 года). Вот только немцы об этом не знали. Зато они знали, что на пути между Логойском и Плещеницами партизаны повредили кабель военной связи. Именно этот факт следует считать отправной точкой Хатынской трагедии. Подчеркну: немцы не винили и не имели оснований винить жителей Хатыни в повреждении этого злосчастного кабеля. То есть, причиной расправы стали отнюдь не действия партизан.



Капитан полиции Ганс Вёльке был первым немецким легкоатлетом,
завоевавшим олимпийское золото. Карателям очень хотелось за него отомстить.
И никто не задумался о том, какой леший вообще звал этого "атлета" в Белоруссию



Андрий Мельник, один из лидеров украинских националистов, коллаборационист.
Его фигура сегодня менее заметна на фоне Бандеры и Шухевича.
Но именно на мельниковцах лежит кровь умученных жителей Хатыни.

Вскоре на помощь ему прибыл не только весь карательный 118 полицейский батальон (тот самый, из мельниковцев), но и батальон СС "Дирлевангер" - специализированное карательное подразделение, набранное из уголовников и отличавшееся исключительной жестокостью. Поскольку партизаны благополучно ретировались, каратели решили допросить женщин-лесорубов. Вернее, допросить - это было мягко сказано. 26 женщин немедленно расстреляли. Остальные, сообразив, что им грозит та же участь, пытались бежать - их переловили и отправили под конвоем в Плещеницы. Основная же масса карателей двинулась вперёд по маршруту следования Вёльке и вышла к Хатыни.



Вторжение карателей в советскую деревню. Это фото, естественно, не из Хатыни.
Но там происходило то же самое - жителей выгнали из домов, а дома сожгли.

Выжившие жители Хатыни после войны много рассказывали о пережитом. Вот только о бое в деревне никто из них не говорил, хотя, казалось бы, для этого были все резоны - такой бой превращал их из беспомощных жертв в героев антифашистского сопротивления. Выживший после расправы подросток Саша Желобкович охотно рассказывал и про партизанскую ночёвку в деревне, и про то, как лично проводил троих партизан в лес, где они и устроили свою засаду, в которую попался Вёльке. Вот только о бое в деревне он почему-то ничего не говорит - только о том, как ходили по Хатыни полицаи, обшаривали дома и выгоняли жителей. Поднимали даже тяжело больных. Кузнец Иосиф Каминский, чудом не сгоревший в пламени хатынского пожара, потерявший 15-летнего сына, тоже не помнит ни о каком бое. Жители 22 марта 1943 года встречали обычное мирное утро, не догадываясь, что для большинства из них оно - последнее.

Тем не менее, упоминание о бое при Хатыни встречается в советских источниках. " 22.03.43г. находившиеся в засаде первая и третья роты уничтожили легковую автомашину, убито два жандармских офицера, несколько полицейских ранено. После отхода с места засады роты расположились в д. Хатынь Плещеничского района, где были окружены немцами и полицейскими. При выходе из окружения потеряли убитыми 3 человека, четверо — ранены. После боя фашисты сожгли д. Хатынь", - сообщает журнал боевых действий партизанского отряда "Мстители", если, конечно, эту цитату не выдумала ушлая журналистка и не позаимствовала из каких-нибудь бандеровских источников. Сопоставив показания партизан с рассказами выживших хатынцев, журналист "Аргументов и фактов" Андрей Сидорчик делает вывод, что партизаны, опасаясь мести карателей крестьянам, после удачной засады решили покинуть Хатынь, но при выходе из деревни напоролись на карателей и дали им короткий бой, которого мельниковцы не приняли, ибо у них были другие планы. Воевать с вооружёнными партизанами - слишком велик риск, отыграться на мирных жителях куда проще и безопаснее. Точку зрения Сидорчика подтверждает и отсутствие потерь среди карателей - а ведь если верить рапорту Кернера, его головорезов "обстреливали из всех домов", пришлось даже "применить противотанковые орудия и миномёты" (которые, будто бы, и вызвали пожар). При такой интенсивности боя потери среди карателей были неизбежны - но их нет. И Нюрнбергский трибунал, подробно разбиравший в числе прочих и хатынское дело, не нашёл оправдания для палачей Хатыни.

Да и просто - задумайтесь: стали бы крестьяне поддерживать партизан с риском для жизни, если бы оккупанты обращались с ними цивилизованно и в полном соответстви с нормами международного права? Особенно если учесть, что речь идёт именно о крестьянах, которые мало хорошего видели от советской власти. Полагаю ответ очевидным. Задайте себе также вопрос: такие меры, как расправа над Хатынью, способствовали ли умиротворению тыла, или, напротив, будили в народе гнев и желание мстить кровожадным захватчикам? Усиливалась ли народная поддержка партизан после расправы над Хатынью, или ослабевала? Ответ полагаю столь же очевидным. А стало быть, все попытки переложить ответственность за гибель Хатыни на партизан, суть ничто иное, как "жалкий лепет оправданья", который никем и никогда во внимание не принимался. Преступниками были те, кто сжёг Хатынь. А не те, кто в ней накануне ночевал (о чём немцы до самой расправы над Хатынью так и не узнали).

Дальнейший ход событий многократно зафиксирован в публикациях как советского, так и постсоветского периода. Мельниковцы и дирлевангеровцы окружили Хатынь, вошли в неё и пошли по домам, выгоняя жителей из домов. Женщин заставляли брать с собой всех детей, в том числе грудных. Не щадили ни стариков, ни, как я уже упоминал, больных. Времени на сборы не давали - выгоняли на улицу, в чём застали (напомню, на дворе март, погода ещё далеко не тёплая). Тех, кто пытался бежать, пристреливали на месте. Остальных, обезумевших от страха, погнали к колхозному сараю, в котором и заперли. Дома, из которых выгнали жителей, немедленно поджигались. Общее руководство операцией осуществлял Эрих Кернер. Людей заперли в сарае, который обложили соломой, облили бензином и подожгли.

«Мы всей семьей спрятались в погребе, - вспоминал о трагедии чудом выживший Виктор Желобкович, которому в роковом марте 1943 года было 7 лет. - Через некоторое время каратели выбили в погребе дверь и приказали нам выходить на улицу. Мы вышли и увидели, что из других хат тоже выгоняют людей. Нас повели к колхозному сараю. Мы с матерью оказались у самых дверей, которые потом заперли снаружи. Я видел через щели, как подносили солому, затем поджигали ее. Когда рухнула крыша и от пламени стала вспыхивать одежда, все рванулись к воротам и выломали их.



Виктор Желобкович, один из выживших в Хатыни

Схожие воспоминания оставил единственный выживший взрослый - поляк-кузнец Иосиф Каминский, потерявший во время "пацификации" Хатыни жену и четверых детей: " Как я вспомню Хатынь — так сердце кровью обливается. 22 марта нагрянул фашист, окружил деревню. Обстрелял. Людей согнали в сарай. Двери закрыл. Село обобрал. Хаты запалил, а тогда и сарай запалил. Крыши соломенные — огонь сыплется на головы. Люди двери выломали. Стали люди вылазить. Стал с автомата бить… Угробил 149 душ. И моих 5 душ — четверых детей и жёнку.



Кузнец Иосиф Каминский выжил в Хатыни. Но потерял четверых детей.


Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, убитые граждане падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо таки кружилась. Мне удалось из-под трупов и горевших людей выбраться и доползти до дверей. Тут же каратель, по национальности украинец, стоявший у дверей сарая, из автомата выстрелил по мне, в результате я оказался раненым в левое плечо. Мой сын Адам до этого обгоревший, каким-то образом выскочил из сарая, но в метрах 10 от сарая, после выстрелов упал.



Григорий Васюра. Мельниковец, полицай.
Один из главных виновников трагедии Хатыни.
Расстрелян в 1986 году.

Вместе с Виктором Желобковичем и Иосифом Каминским из пылающего сарая сумел выбраться и 12-летний Антон Барановский. Если 7-летнего Витю закрыла собой мать, и под её мёртвым телом полицаи не заметили мальчика, то Антон был ранен в обе ноги, и мельниковцы сочли его за мёртвого. Примечательно, что после ухода карателей партизаны вернулись в Хатынь - в надежде найти хоть кого-то живого. Антона подобрали и выходили. Мальчик выжил, повзрослел и погиб уже в 1960-е - когда ездил поднимать целину.



Антон Барановский. Во время расправы над Хатынью
ему было 12 лет.



Софья Яскевич - послевоенное фото

Всего в Хатыни, как я уже говорил, погибли 75 человек детей и подростков в возрасте младше 16 лет. Полный список погибших есть в "Википедии". Приведу лишь имена тех, кому в тот роковой день было 7 лет или младше. Это Лена Барановская (7 лет), Костя Новицкий (5 лет), его братья Антон (4 года) и Михаил (2 года), Коля Барановский (6 лет), Жыдовичи Славик (7 лет) и Миша (5 лет), Юзефа Каминская (5 лет), Лёня Желобкович (4 года), Миша Желобкович (2 года), Аня Яскевич (4 года), Миша Яскевич (2 года), Иотка Доминик, Регина, Стёпа и Юзефа (соответственно 7, 6, 4 и 2 года), ещё одна Юзефа Иотка, 4-х лет (видимо, родственница), Дражынская Михалина (5 лет), Мирановичи Петя (6 лет), Вася (3 года) и Лена (2 года), Карабан Костя (4 года), Карабан Володя (2 года), Яскевич Владик (7 лет), Яскевич Толик (7 недель - . ), Рудак Антон (5 лет), Рудак Соня (5 лет), Рудак Христина (3 года), Федарович Катя (5 лет), Федарович Аня (3 года). 30 человек - дети только дошкольного возраста. Какими помощниками партизан они могли быть? А уж тем более - участниками каких "гонений на Церковь", какими "богоборцами", какими "цареубийцами"? До какой же степени нужно не иметь совести, чтобы оправдывать преступления гитлеровских палачей советским богоборчеством, чтобы утверждать, подобно иерею Д. Сысоеву, будто немцы истребляли только партийных, комсомольских и колхозных активистов - непосредственных гонителей Православия? А ведь я ещё не перечислял младших школьников - детей в возрасте от 7 до 13 лет, которых тоже было достаточно среди погибших.



"Рухнувший Сарай" - часть мемориального комплекса в Хатыни.
Когда в горящем сарае, куда согнали жителей и подожгли, рухнула крыша, хатынцы поняли, что терять им нечего,
и выломали дверь, которая не выдержала тяжести полутора сотен тел. Но снаружи тех, кто пытался спастись,
ждали пулемёты мельниковцев.

После расправы над Хатынью партизанское командование сделало надлежащие выводы - и строжайше запретило своим бойцам под каким бы то ни было видом ночевать в деревнях, даже в одиночку. Тем не менее, случаи сожжения белорусских деревень вместе с населением фашистскими и бандеровскими карателями продолжались. Что лишний раз доказывает голословность утверждений, будто Хатынь была уничтожена за поддержку партизан. Карателям было важно расквитаться за жизнь гитлеровского любимца и спасти тем самым свои шкуры - несомненно. Кого в этом обвинить, им было всё равно. Хоть Толика Яскевича семи недель от роду. Остальные деревни жгли просто так - в порядке национальной политики "освобождения жизненного пространства". Гибель Хатыни в эту политику тоже идеально вписывалась. И ради Бога, не надо больше о партизанах!

________________________________________ ____________
Источники:
1) Светлана Балашова. "Как сожгли Хатынь".
2) Андрей Сидорчик. "Сожженные заживо: каратели в Хатыни не щадили ни стариков, ни детей".
3) Денис Мартинович. "75 лет Хатынской трагедии. Кто и за что сжёг белорусскую деревню?"
4) Ещё одна статья к 75-летию сожжения Хатыни. Автор, увы, неизвестен.
5) Материал из "Википедии"

From Israel to Australia. About Jews and everything else / מישראל לאוסטרליה. על היהודים ועל כל דבר אחר / От Израиля до Австралии. О евреях и обо всем на свете / Ад Ізраіля да Аўстраліі. Пра яўрэяў і ўсё на свеце

Independent Israeli site / אתר ישראלי עצמאי / Независимый израильский сайт / Незалежны iзраiльскi сайт

Со дня уничтожения Хатыни — самой известной из сотен расстрелянных и заживо погребенных белорусских деревень — прошло 75 лет. Уже выросло три поколения, для которых Хатынь — это символ, народный памятник героизма, испытаний и скорби белорусов.


Фото gid-minsk.by

22 марта 1943-го натерпевшиеся от оккупации жители небольшой лесной деревеньки в три улицы и двадцать шесть дворов и представить себе не могли, что жить им осталось всего несколько часов…

Сегодня мы расскажем о трагедии, ссылаясь на свидетельства очевидцев и архивные документы.

Партизанский след

Что мы знали о Хатыни из советских хрестоматийных источников? Знали, что 22 марта 1943 года фашисты ворвались в деревню и окружили ее. Всех жителей согнали в колхозный амбар и заживо сожгли. Тех, кто пытался выбраться из пламени, расстреляли. В советское время не упоминалось, что до прихода фашистов в Хатыни ночевали партизаны. Согласно указанию центра, народные мстители не должны были останавливаться в деревнях, чтобы не подвергать опасности мирных жителей. Но эта группа, состоящая из молодых парней, нарушила приказ.

Из показаний жителя Хатыни Александра Желобковича (в 1943г. — 13 лет):

«22.03.43г. находившиеся в засаде первая и третья роты уничтожили легковую автомашину, убито два жандармских офицера, несколько полицейских ранено. После отхода с места засады роты расположились в д. Хатынь Плещеничского района, где были окружены немцами и полицейскими. При выходе из окружения потеряли убитыми 3 человека, четверо — ранены. После боя фашисты сожгли д. Хатынь.

Всех жителей деревни согнали в колхозный сарай. Заставили поднять больных, взять с собой маленьких детей (самому младшему из погибших в Хатыни было 7 недель от роду). Полицаи расстреливали всех, кто пытался спрятаться или сбежать.

Впрочем, до сих пор неизвестно имя полицая, который оставил в живых Владимира и Софью Яскевичей — детей, спрятавшихся в картофельном бурте, полицай только рявкнул, чтобы сидели тихо. Среди жителей деревни были многодетные: в семье Барановских было 9 детей, в семье Новицких — семеро. Сарай заперли, обложили соломой и подожгли. В огне погибли 149 жителей деревни, из них 75 — дети. В огненном аду выжили пятеро.

Из воспоминаний Виктора Желобковича (в 1943г. — 7 лет):

«Мы всей семьей спрятались в погребе. Через некоторое время каратели выбили в погребе дверь и приказали нам выходить на улицу. Мы вышли и увидели, что из других хат тоже выгоняют людей. Нас повели к колхозному сараю. Мы с матерью оказались у самых дверей, которые потом заперли снаружи. Я видел через щели, как подносили солому, затем поджигали ее. Когда рухнула крыша и от пламени стала вспыхивать одежда, все рванулись к воротам и выломали их.

О том, что большинство карателей, сжегших Хатынь, были выходцами из СССР, вполголоса говорили еще в советское время. Но лишь вполголоса: официально было признано, что деревню сожгли немецко-фашистские захватчики.

Из показаний Остапа Кнапа:

«После того как мы окружили деревню, через переводчика Луковича по цепочке пришло распоряжение выводить из домов людей и конвоировать их на окраину села к сараю. Выполняли эту работу и эсэсовцы, и наши полицейские. Всех жителей, включая стариков и детей, затолкали в сарай, обложили его соломой. Перед запертыми воротами установили станковый пулемет, за которым, я хорошо помню, лежал Катрюк. Я хорошо видел, как Лукович поджег факелом сарай, вернее, его соломенную крышу. Люди в сарае стали кричать, плакать.

Из показаний Ивана Петричука:

Все предатели называли руководителем акции Григория Васюру. Но ему довольно долго удавалось скрываться от возмездия. После войны он дослужился до заместителя директора одного из больших совхозов на Киевщине. Он любил выступать перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста… Душегуб предстал перед судом военного трибунала Белорусского военного округа в декабре 1986 года. Нужно было видеть взгляд Васюры. Спустя десятилетия люди буквально цепенели перед ним. Выжившие жертвы трагедии боялись давать показания, хотя на скамье подсудимых сидел тщедушный старик в зимнем пальто.

Несмотря на все попытки партийного руководства снизить резонанс, который вызвало это дело, утаить правду было невозможно, она опровергала десятилетиями отработанную официальную историографию. Все показания палачей подтверждали факт: белорусская деревня, ставшая символом зверств фашистов, фактически была сожжена предателями, перешедшими на сторону фашистов.

Фашизм, как и терроризм сегодня, не имеет национальности. Это давно устоявшийся, подтвержденный временем и, к сожалению, миллионами загубленных жизней факт.

Память. 75 лет назад 22.03. 1943 г. бандеровцы сожгли белорусскую деревню Хатынь

Немцы были взбешены гибелью Ганса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером. Они стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь. Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применен принцип общего коллективного наказания.

По приказу немцев полицаи согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких – семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, переводчик-полицейский Лукович поджёг его.

Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Спастись тогда удалось двум девушкам – Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета (позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли). Сама деревня Хатынь была уничтожена полностью.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под телом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – также удалось скрыться от нацистов.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (г. жизни 1887–1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда каратели покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди тел односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Одному из выживших жителей Хатыни – Антону Барановскому – 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года – через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса – Антон Барановский погиб при невыясненных обстоятельствах.

В советское время факт участия украинцев-бандеровцев в преступлении в Хатыни не придавался огласке, так как Первые секретари ЦК КП Украины и КП Белоруссии В. Щербицкий и Н.Слюньков обратились в Центральный комитет партии с просьбой не разглашать сведения об участии украинцев и русских в зверском убийстве мирных жителей деревни.

В ноябре-декабре 1986 г. в Минске состоялся процесс над Григорием Васюрой. Во время суда (дело № 104 объёмом в 14 томов) было установлено, что он лично виновен в смерти мирных женщин, стариков, детей. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Григорий Васюра признан виновным и приговорен к расстрелу.

В 1970-е годы был разоблачён Степан Сахно, осевший после войны в Куйбышеве и выдававший себя за фронтовика. На состоявшемся судебном процессе он был приговорён к 25 годам лишения свободы.

"В советское время факт участия украинцев-бандеровцев в преступлении в Хатыни не придавался огласке, так как Первые секретари ЦК КП Украины и КП Белоруссии В. Щербицкий и Н.Слюньков обратились в Центральный комитет партии с просьбой не разглашать сведения об участии украинцев и русских в зверском убийстве мирных жителей деревни. ".

Да, банеровцев следует обвинить: они совершали теракты на территории Польши, и это было настоящим преступлением, но в хатынской трагедии участвовали обычные полицаи - русские и украинцы.

бандеровцы из ОУН-УПА и диизия СС Галичина (после того как ей сломали хребет войска РККА), отметилась многочисленными преступлениями против мирных жителей Украины, Белоруссии, Югославии-Сербии, и потом называя себя поляками они избежали выдачи в СССР

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: